Районирование россии 9 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока географии в 9-м классе по теме "Районирование территории России"

обучающая: сформировать представление об экономических районах России; познакомить учащихся с основными функциями и видами районирования;

развивающая: продолжить формирование картографических умений, умений самостоятельно работать с источниками информации;

воспитательная : развивать коммуникативные умения учащихся в парной и групповой работе.

Форма урока : урок-презентация.

Тип урока : изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, географическая карта “Федеральные округа”, “Административно-территориальное деление России”, “Экономические районы России”, контурные карты.

1. Организационный момент.

Подготовка рабочего места, приветствие, настрой на работу.

Деление учащихся на группы.

2. Актуализация и целеполагание.

- Сегодня на уроке мы продолжим изучение нашей страны. А что станет предметом нашего изучения, вы скажете после того, как выполните задание.

Работа в паре у компьютера

Задание: сопоставьте предмет науки и метод его изучения.

классификация видов и систематика

Задание в готовом виде.

Химия – периодическая система

Ботаника – классификация видов и систематика

Геология – периодизация эпох

- Основным методом изучения географии является районирование.

- Определите тему нашего урока.

Запись темы урока в тетрадь.

(Приложение 1, слайд 2) ТЕМА:

- Что такое районирование?

- От какого слова оно произошло?

- Какие цели и задачи вы ставите перед собой на сегодняшний урок географии? Дополните предложение: “Сегодня на уроке я хочу…”

- Поделитесь своими мыслями вслух.

- В ходе урока мы раскроем такие понятия, как “экономический район”, “отрасль специализации”, познакомимся с основными функциями и видами районирования.

3. Изучение нового материала.

- Районирование – важнейший метод географии – единственной науки, для которой он является основным. Особенности и проблемы любой страны нельзя понять, не изучая её внутреннее территориальное разнообразие. Без глубокого изучения порайонных географических особенностей невозможно решение сложных проблем и самих районов, и страны в целом.

(Приложение 1, слайд 3)

- Районирование – деление страны на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями, условиями жизни людей.

-А с какой целью и для чего проводят районирование? (Дать учащимся возможность обсудить данный вопрос и сформулировать ответ.)

(Приложение 1, слайд 4)

- Районирование должно выполнять следующие функции:

упорядочивать информацию о территории;

синтезировать (объединять) информацию для её более глубокого понимания и выработки целостного представления о районах;

создавать “образ района”, как для лиц, принимающих решение, так и для всего населения страны.

(Приложение 1, слайд 5)

- Последняя функция важна для “самопознания страны”: народ любой страны должен представлять, в какой стране он живёт, а каждый житель – иметь хотя бы элементарное представление и о своём районе, и о других частях страны.

(Приложение 1, слайд 6)

- Районирование может производиться с различных позиций, для разных целей, с использованием различных методик. В географии используют разные варианты районирования. Оно может быть:

“ сплошное” или “выборочное”;

“ стабильное” или “плавающее”;

“ объективное” или “субъективное”;

иерархическое или одноуровневое;

проблемное или исследовательское;

индивидуальное или типологическое;

частное или комплексное;

однородное или узловое;

морфологическое, генетическое или функциональное.

(Приложение 1, слайд 7)

- Какие группы районов вы можете назвать? По каким признакам они выделены?

Субъекты федерации – по национальному, территориальному, государственному устройству.

Природные зоны – по физико-географическому.

Основная зона и зона Севера – по степени заселённости территории.

По степени благоприятности природных условий и жизни населения – благоприятные, неблагоприятные и экстремальные.

- В России районирование проводится в соответствии с экономическими, национальными, административными принципами.

(Приложение 1, слайд 8)

- Чем больше страна, тем труднее ею управлять из центра и тем важнее для неё разделение территории на части, каждая из которых обладает определённой самостоятельностью при решении местных вопросов, т.е. самоуправлением. Россия в разные периоды своей истории делилась на воеводства, наместничества, губернии, генерал-губернаторства и т.д.

- Современное административно-территориальное устройство России определено Конституцией, принятой 12 декабря 1993года. В последнее время всё чаще стали происходить изменения в определении статуса некоторых субъектов федерации. Пермская и Камчатская области стали называться краем. Иркутская область объединилась с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом. В состав Красноярского края вошли Таймырский и Эвенкийский автономные округа. Возможно это не последние изменения в административном устройстве нашей страны. Российская Федерация состоит уже не из 89, а из 84 равноправных субъектов (по последним данным ИТАР).

- В мае 2000 года по указу Президента были образованы 7 федеральных округов. Они непосредственно подчинены Президенту через назначаемых в них полномочных представителей. Таким образом, структура административно-территориального деления России дополнилась “верхним этажом” – федеральными округами, при увеличении числа городов федерального подчинения, помимо Москвы и Санкт-Петербурга это: Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск и Хабаровск.

- А что лежит в основе деления страны на экономические районы?

(В основе деления страны на экономические районы лежит географическое разделение труда, которое выражается в специализации территории)

(Приложение 1, слайд 9)

- Какие правила надо соблюдать при выделении районов?

Территория одной области не может относиться к разным экономическим районам.

Ни одно национальное образование (республика, округ) не может быть разделено границами экономических районов.

Работа по карте учебника. “Экономические районы России” (парная работа).

Показать на карте экономические районы страны.

(Приложение 1, слайд 10)

Пары объединяются в группы.

- Прочитайте задания, и выберите себе одно из них, в соответствии с номером группы.

Задание 1 группе: (Приложение 1, слайд 11)

Дать определение понятию “экономический район”.

Напишите названия макрорегионов России и районов, входящих в их состав.

Результат работы.

1. Экономический район – это территория страны, состоящая из нескольких субъектов, которая отличается от других своей специализацией. В России выделено 11 экономических районов. Основой для деления страны на экономические районы является географическое разделение труда. Такое деление страны часто называют “госплановским”, т.к. эту схему районирования разработал Госплан. Это районирование используется проектными организациями, по нему сводится статистика.

Задание 2 группе. (Приложение 1, слайд 12)

Дать определение понятию “специализация”

Представить отличительные черты специализации в виде схемы

Результат работы может быть представлен в виде модели, словесного рассказа с показом на карте, с объяснением решения задачи на классной доске.

Задание 3 группе : (Приложение 1, слайд 13)

- Указать на схеме расположение экономических районов страны.

Задание 4 группе. (Приложение 1, слайд 14)

1. Определите ранг соседства района с другими районами России (заполнить таблицу).

На работу в группах даётся 15 минут. Учащиеся пользуются учебником, получают консультацию от учителя.

4. Подведение итогов урока. Закрепление полученных знаний.

Учащиеся выполняют тест на самопроверку ( Приложение 2 ) и ( Приложение 3 )на оценку по теме “Экономическое и административное районирование”.

Библиотека электронных наглядных пособий “География”. Республиканский мультимедиа центр Минобразования России по заказу Министерства образования Российской Федерации. 2003 г., Москва.

В.П.Дронов, В.Я.Ром. “География России: население и хозяйство” 9-й класс (М.:Дрофа).

А.И.Алексеев, В.В.Николина “География: население и хозяйство России”, 9-й класс, (М.: Просвещение).

Е.А.Жижина “Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9-й класс. – М.: “ВАКО”, 2005.

Административно-территориальное деление России, определяем отрасли специализации промышленности каждого экономического района.

ВложениеРазмер
rayonirovanie_rossii_.doc 2.49 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Размещение предприятий на территории России"

Данный урок позволяет учащимся полностью раскрыть свои возможности. Почувствовать себя в роли директора предприятия, вспомнить термины, города, принципы размещения предприятий. Это урок- деловая игра.

Урок-практикум по теме "Разница во времени на территории России"

Материал урока содержит образцы практических заданий для отработки навыков учащихся по теме "Разница во времени на территории России". Данный материал актуален, т.к. является частью подготовки школьни.


Открытый урок география России 8 класс "Особо охраняемые территории России"

Формирование представления об особо охраняемых территориях Расширение и углубление знаний об особо охраняемых территориях.Формирование представления о заповедниках, заказниках, национальных и пр.


Урок из цикла " Формирование территории России" Присоединение Крымского плоуострова к территории России


9 класс. Проверочная работа "ЭГП России", Формирование территории России, Социальная и экономическая география

9 класс. Проверочная работа "ЭГП России", Формирование территории России, Социальная и экономическая география.


Презентация "Районирование территории России"

В презентации объясняется понятие термина "районирование", его функции, виды и типы районирования. Информация изучается через выполнение разнообразных заданий, сопоставление изученного и нов.


Тип урока: урок-обобщение.

ІІІ. Работа по теме.
1 ) Что такое районирование? Слайд №2

( Районирование – деление страны на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями, условиями жизни людей.)
Районирование – важнейший метод изучения географии – единственной науки, для которой он является основным. Особенности и проблемы любой страны нельзя понять, не изучая её внутреннее территориальное разнообразие.

- Для того чтобы начать изучение любой страны, её следует разделить на какие-то “естественные части” – районы. Особенно это важно при изучении больших стран.
- Районирование должно выполнять следующие функции:

-упорядочивать информацию о территории;

-синтезировать (объединять) информацию для её более глубокого понимания и выработки целостного представления о районах;

-создавать “образ района”, как для лиц, принимающих решение, так и для всего населения страны
Слайд №4
Вы знаете, что существует несколько вариантов районирования.
Из предыдущих курсов изучения географии, вы изучали природу России на основе деления ее на физико-географические районы.
В 9 классе мы с вами познакомились с административно-территориальным районированием и с экономическим районированием.
В 2000 году по указу президента Путина была образована новая федеративно-территориальная единица – федеральный округ. Всего образовано 7 федеральных округов.

- При выделении районов всегда соблюдаются определённые правила.
Обратите внимание на экран
Слайд№ 6
1. Территория одной области не может относиться к разным экономическим районам.

2. Ни одно национальное образование (республика, округ) не может быть разделено границами экономических районов.

3. Экономический район – это территория страны, состоящая из нескольких субъектов, которая отличается от других своей специализацией.(например Центрально-Чернозёмный район состоит из нескольких областей Воронежская, Курская и т.д). В России выделено 11 экономических районов.
2) Вот сейчас мы с вами повторим и закрепим знания экономических районов России .

Я сейчас буду давать краткую характеристику района, не называя его, а вы попробуйте определить о каком районе идет речь.

Характеристика №1 Слайд№7

1. В этом районе важнейшими отраслями специализации являются машиностроение, гидроэнергетика, нефтехимия.

2. Развит речной транспорт

3. Развито транспортное машиностроение (производство автомобилей, самолетов, троллейбусов)
(Ответ: Поволжье) ( КАМАЗы – Набережные Челны; Тольятти – ВАЗ; Ульяновск – УАЗ; Самолёты – Казань, Самара, Саратов. Вертолёты – Казань. Троллейбусы - Энгельс

Вопрос: Какие города раньше назывались Царицын, Сталинград, Симбирск?
(Волгоград) Ульяновск

Характеристика №2 Слайд №8

1. Это самый маленький по площади район.

2. Важнейшая отрасль специализации – машиностроение.

3. Крупнейший город района – морской порт
(Ответ: Северо-Западный район)

Задание: Показать на карте субъекты, входящие в состав Северо-Западного района
(-Ленинградская область
- Псковская область
- Новгородская область
-город федерального назначения - Санкт-Петербург
)

Характеристика №3 Слайд №9

1. На территории этого района находится несколько крупных морских портов.

2. Отраслями специализации являются рыбная, цветная металлургия, лесная.

Характеристика №4 Слайд №10

1. В этом экономическом районе ведется добыча железной руды.

2. В районе нет ни одного города-миллионника.

3. Благодаря плодородным почвам отраслью специализации является сельское хозяйство (илиАПК).
(Ответ: Центрально-Чернозёмный район)
Задание: 1.Показать на карте области, входящие в состав Ц-Ч. Района
(- Воронежская область
- Белгородская область
- Липецкая область
- Тамбовская область
-Курская область (и иногда относят и Орловскую)
-Пензенская область
- Республика Мордовия

Кому случалось из Болховского уезда в перебираться в Жиздринский, того, вероятно, поражала резкая разница между породой людей в орловской губернии и калужской породой. Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, лицом чист и бел, торгует маслом и дёгтем и по праздниках ходит в сапогах. Орловская деревня (мы говорим о восточной части орловской губернии) обыкновенно расположена среди распаханных полей, близ оврага, кое-как превращенного в грязный пруд. Изба лепится к избе, крыши закиданы гнилой соломой… Калужская деревня, напротив, большей частью окружена лесом; избы стоят вольней и прямей, крыты тёсом; ворота плотно запираются, плетень на задворке не разметан и не вывалился наружу…И для охотника в Калужской губернии лучше. В орловской губернии последние леса исчезнут лет через пять, а болот и в помине нет; в калужской, напротив, засеки тянутся на сотни, болота на десятки верст…

-- в чем же причина того, что население, имеющее гораздо лучшие природные условия, плодороднейшие чернозёмные почвы, в итоге оказались в худших условиях жизни. Почему же «орловский мужик угрюм, глядит исподлобья, а калужский глядит смело и весело?
( Ответ: У жителей Ц-Ч района было однообразие видов деятельности – они занимались преимущественно земледелием. Чрезмерная распашка привела к резкому взрастанию водной эрозии и потере гумуса в почвах. Чернозем уже не сохранился в полной мере уже в XІX веке. В результате Центрально-Чернозёмный район оказался менее развит, чем его северный сосед.)

Характеристика №5 Слайд №12

1. На западе района ведется добыча руд, а на востоке – топлива (угля, нефти, газа).

2. Коренное население района относится к финно-угорской группе.

3. Здесь недавно начата добыча алмазов.
(Ответ: Северный район)
Вопрос: На европейском Севере произошло несколько периодов колонизации. Что это за периоды?
(1. Новгородская колонизация привела к формированию поморов (Архангельская область, побережье Белого моря), которые занимались промыслом рыбы и морского зверя
2. Московская колонизация – монастырская привела к расселению русских вдоль рек и монастырей. Занимались они сельским хозяйством, охотой, солеварением)
3. Значительно увеличилась численность населения Севера старообрядцами (в период царствования Алексея Михайловича), которые уходили в таежные дебри от гонения за стремление сохранить свою веру.
4. В сталинское время север заселялся заключенными (Архипелаг ГУЛАГ), которые прокладывали дороги(Печорскую железную дорогу, Беломоро-Балтийский канал), добывали полезные ископаемые, работали на лесоповале.

Доклад о старообрядцах

Характеристика №6 Слайд №13
1. Это один из самых крупных по площади районов России

2. Отраслями специализации являются гидроэнергетика, лесная, цветная металлургия.

3. На территории района нет городов – миллионников.
(Ответ: Восточная Сибирь)

Задание: Показать на карте России какие субъекты входят в состав Восточной Сибири

(-Краноярский край с Таймырским АО и Эвенкийским АО

- Иркутская область с Усть-Ордынским Бурятским АО

- Читинская область с Агинским Бурятским АО

- Республика Хакасия, Тыва, Бурятия.

Иногда сюда включают республику Саха (Якутию))

Характеристика №7 Слайд №14

1. В районе очень благоприятные природные условия.

2. Отрасли специализации АПК, рекреационное хозяйство.

3. Важная проблема района – водная.

(Ответ: Северный Кавказ)

Вопрос: 1. Какое хозяйство называется рекреационным?
2. Сколько субъектов входит в состав северного Кавказа?(10)

Физкультмнутка –гимнастика для глаз.

Характеристика №8 Слайд №15

1. В состав района входят только области.

2. Это индустриальное ядро России.

3. Отраслями специализации являются точное и наукоемкое машиностроение, химическая и текстильная промышленности.
(Ответ: Центральный район)

2. Какие кустарные промыслы на территории Центрального района вам известны?
(в Лесном Заволжье – изделия из древесины
в южных районах – изделия из железа
в районе г.Кимры – кожаная обувь
в Гжельском районе – глиняная, фаянсовая и фарфоровая посуда

Нижегородская губерния – Хохломская роспись

Характеристика №9 Слайд №16

1. Это район нефти, газа и угля.

2. Значительная часть района заболочена

Задание: показать на карте территорию Западной Сибири и субъекты входящие в ее состав:
(- Тюменская область с Ханты – Мансийским АО и Ямало-Ненецким АО
- Новосибирская
- Томская
- Омская
- Кемеровская
- Алтайский край (г.Барнаул)

-- Республика Алтай (столица г.Горно-Алтайск))

Характеристика №10 Слайд №17

1. На территории района находится старая металлургическая база

2. Это сухопутный район.

3. Одна из отраслей специализации – тяжелое машиностроение.
(Ответ: Урал)

Вопрос: Известно, что Урал очень беден водными ресурсами. Как на Урале решалась водная проблема?
(Создано около 300 прудов)

Итак, ребята, мы с вами рассмотрели все экономические районы России, но у нас остался один субъект, который мы не назвали, но который имеет очень важное значение для России.

( Калининградская область – находится единственный в мире карьер по добыче янтаря. Это наиболее приближенный к Европе российский регион, наиболее удобная база для рыболовства и торговли в Атлантике)

Слайд№18 - А сейчас мы с вами выполним следующее задание №2 некоторые экономические районы по определённым признакам объединены в макрорегионы . В России их 2 макрорегиона . Вспомните названия и регионы, входящие в их состав:
( Центральная Россия:
Центральный район, Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский и Северо-Запаный.
Восточный макрорегион
Западная Сибирь, Восточная Сибирь Дальний Восток)

-Скажите, ребята, для чего же нам необходимо знать районирование? (Дать учащимся возможность обсудить данный вопрос и сформулировать ответ.) Слайд№20

Народ любой страны должен представлять, в какой стране он живёт, а каждый житель – иметь хотя бы элементарное представление и о своём районе, и о других частях страны.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: изучить подходы к районированию территории России и виды районирования; познакомить учащихся с административно-территориальным делением страны.

Оргчасть. Разделить класс на 3 группы.

Актуализация темы:

Как велика моя страна,

Как широки ее просторы!

- Ребята, вы видите у меня в руках модели двух стран. Каких? /Россия и Италия. Чем отличаются? /разные страны по площади, по населению и т.п.

- Вы, российские школьники, так же, как и итальянские изучаете свою страну. Как вы думаете, кому из вас легче учить родину? / итальянским, т.к. она меньше. - Получается, что чем больше страна, тем сложнее способы ее изучения и познания.

-Если я карту дополню / карта физическая Италии и политико-административная карта России /. Что изменится? Каким способом появилась новая модель карты? /нанесения условных знаков, цветов./

- МОЗАИКА. – Ребята, у вас на столах лежат кусочки карты нашей страны. Сложите карту воедино. Что у вас получилось? / карта физическая, карта административная, карта природных зон.

-Вы все мне показали карту нашей страны, изображенную разными способами, таким образом, показали разные модели карты. - Уже изучая физическую географию, загляните в карты атласа 8 класса. Вы сможете, я думаю, привести примеры способов деления территории России по каким-то признакам и показать по карте. / способ деления по РЕЛЬЕФУ, КЛИМАТУ, ЧАСТИ СВЕТА, РАЗМЕРЫ ТЕРРИТОРИИ, ПОЧВЫ, ЧАСТИ СВЕТА…

- Россия – огромная страна, которая имеет разнообразные природные условия и ресурсы, условия жизни людей, историю освоения.

- Любой большой объект трудно изучать целиком – его необходимо разделить на части. Изучить каждую часть отдельно, но, сложив все части, можно увидеть единство территории.

- История знает немало примеров, когда разные ученые и исследователи предлагали свои способы деления территории России. У вас на столах тексты, по которым вы смело сможете привести примеры.

ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ ТАТИЩЕВ (1686-1750)

КОНСТАНТИН ИВАНОВИЧ АРСЕНЬЕВ (1780-1865)

Один из первых деятелей в области русской экономической географии, очень много сделавший для развития районного направления в ней. Родился в Костромской области, в семье священника. Окончил Санкт-Петербургский педагогический институт, преподавал географию и статистику. Писал много научных трудов, избирался членом-корреспондентом Российской академии наук. Был назначен преподавателем истории и статистики к наследнику престола Александру II, работал в отделении статистики Министерства внутренних дел, много путешествовал. Выделил 10 пространств. Он охватил в своем районировании природу, население и хозяйство.

ПЕТР ПЕТРОВИЧ СЕМЕНОВ-ТЯН-ШАНСКИЙ (1827-1914)

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ МЕНДЕЛЕЕВ (1834-1907)

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ КОЛОСОВСКИЙ (1891-1954)

- Способов современного районирования мы назвали много. Давайте подведем итог вышесказанному. Обратимся к рисункам 20 и 21 в учебнике. Одинаковые ли районы нанесены на карту? /нет- природные и экономические районы/.

- Совпадают ли все территории по разным способам районирования? /нет. В каком экономическом районе живете вы? Скажите, а в каком экономическом районе я живу?

- Издавна каждая территория и ваш район, и мой занимались производством определенного вида продукции. Что они потом с ней делали? / обменивались. То есть уже тогда происходило разделение труда по территориям. Каждая территория специализируется на производстве нескольких видов продукции, которыми обеспечивает другие части страны. В свою очередь территория получает из других частей страны ту продукцию, которую ей не достает. Отрасли специализации — это отрасли, которые являются главными на определенной территории или в стране в целом, определяющие ее лицо.

Рассмотрим и объясним факторы специализации района:


н аличие транспорта для обмена продукцией

о собенности экономико-географического положения

продукция необходимая стране




С пециализация


т ерриторий

производство продукции дешевле, чем в других странах

продукции может выпускаться больше, чем необходимо

для выпуска продукции имеются природные ресурсы

Результатом ГРТ (географического разделения труда) являются экономические районы.

Экономический район – это территория страны, состоящая из нескольких субъектов (областей, республик, краёв), которые отличаются от других своей специализацией.

- Как определить специализацию того или иного района?

Работа по карте стр. 20-21 рис. 6,7(природные географические и экономические районы).


К ак определить отрасли специализации? Для этого существует коэффициент специализации:

К= ,где

П – доля продукции района в общем производстве страны,

Н – доля населения района в общем населении страны.

Если К 1, то данная отрасль является отраслью специализации.

Читайте также: