Конспект на тему луг и его обитатели

Обновлено: 03.07.2024

• Познакомить учащихся с разнообразием животного мира луга; показать связь между ними.

• Развивать логическое мышление детей через установление причино – следственных связей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать; познавательную активность, интерес.

• Воспитывать бережное отношение к природе, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование и материалы: индивидуальные карточки, проектор, экран, презентация, аудиозапись, ноутбук.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

- Где можно увидеть пчелу? (ответы детей)

(Участок земли, покрытый травянистой растительностью… луг) Слайд 1

II. Тема урока (прогноз). Постановка цели.

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

-Классификация животных. Разделить всех животных на две группы (в зависимости от среды обитания)

лиса, бабочка, заяц, кузнечик, медведь, крот

медведь крот Слайд 2

- Как вы думаете, где можно встретить и бабочку, и кузнечика, и крота?

- Как их можно назвать одним словом? (животные)

- О ком мы с вами сегодня поведём разговор?

III. Тема урока: Животные луга.

Цель: заселить луг теми животными, которые здесь обитают.

- Какие животные живут на лугу? (ответы детей) Слайд 3

- В течение урока мы должны будем ответить на вопросы:

• Богат ли разнообразием луг?

• Каковы особенности жизни некоторых животных? условия жизни, способы питания

III. Работа над темой урока. Рассказы учащихся о животных луга.

Висит сетка на ветках.

Рыболов пришёл, муху нашёл. (паук)

- Почему паука сравнивают с рыболовом?

- Зачем паук ловит мух, бабочек? (ответы детей)

Учитель: На лугу встречаются разные пауки. Они могут жить везде, только бы были растения, которые служили бы опорой для плетения паутины.

Пауки – не насекомые! У них 8 ножек! Одним из наиболее крупных пауков луга является паук – крестовик. Слайд 4

(ученик рассказывает о пауке – крестовике)

- Как вы думаете, можно паука заселить на луг?

б). Учитель: Красив цветущий луг! Какое изобилие трав, цветов. И кого только здесь не встретишь?

- Вы хотели бы оказаться на лугу? Закройте глаза и постарайтесь представить…

(звучит аудиозапись - пение жаворонка)

- Что вы слышали? Видели? Чувствовали?

- Как вы думаете, что это за птица так поёт? Слайд 5

(ученик рассказывает о перепёлке)

г). А эта шустрая птичка постоянно трясёт своим длинным хвостиком и за это её назвали…

(трясогузка) Слайд 7

д). Учитель: Размах крыльев у этой птицы 110 – 130см, длина тела 51 – 57см, относится к соколиным. Очень сильный хищник.

- Кто это? (канюк) Слайд 8

- Как вы думаете, нужны ли птицы на лугу? (карточки прикрепляем на доску)

- Зачем на лугу хищная птица?

Утром бабочка проснулась,

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три- нагнулась и присела.

На четыре – полетела.

(Сначала дети делают прогноз, а потом звучит стрекотание кузнечика)

- Нужен ли кузнечик на лугу? (карточку прикрепляем на доску)

ё). Посадив её на ладошку, маленькие дети поют или приговаривают:

Принеси мне хлеба,

Чёрного и белого,

Только не горелого. (божья коровка)

(ученик рассказывает о божьей коровке) Слайд 9

- Поселим этого маленького жучка на луг? (прикрепляем карточку на доску)

- А почему? (ответы детей, за трудолюбие)

- Что делают пчёлы на лугу? (ответы детей)

- Значит и её мы поселим на лугу? (прикрепляем карточку на доску)

• Работа над смысловым понятием выражения САНИТАРЫ луга.

(ученики рассказывают о дождевом черве, жуке – могильщике, жуке – навознике)

Учитель: Верно, всё в природе взаимосвязано. Все животные могут сосуществовать рядом друг с другом. Среди них нет лишних, они все нужны. (прикрепляем карточку на доску)

IV. Работа в парах. Задание: используя раздаточный материал, составьте цепи питания.

Бабочка, птица, нектар цветка

Крот, червяк, канюк

Мышь, личинка червя, канюк

Трава, трясогузка, кузнечик

- проверка работы у доски

V.Итог урока. Рефлексия.

- Кого мы с вами заселили на луг?

- Оправдались ли наши прогнозы?

- Нужен ли человеку и всему живому луг? Слайд13

Человек - ты царь природы!

О тебе веду я речь.

Можешь ты помочь живому,

Иль на гибель всех обречь.

Помоги траве родиться,

Белкам - жить, а речкам –течь.

Ты на свете самый главный.

Значит должен всех беречь!

(дети оценивают свою работу на уроке)

- Кто у нас сегодня трудился как пчёлка?

Прикреплённые файлы:

Презентация для педагогов

Презентация для педагогов Здравствуйте всем, кто заглянул ко мне на страничку. Одна из задач ФГОС ДО касается вовлечения семей в образовательный процесс. У нас проходил.

Презентация для родителей Представляю вашему вниманию презентацию для родительского собрания на тему: "ЮГОРСКИЙ ТРАМПЛИН: ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ.

Презентация к Дню матери

Презентация к Дню матери Здравствуйте! В ноябре мы отмечаем один из замечательных праздников День Матери. Это праздник нежности, доброты. и любви. К празднику мы.

Презентация оранжевогоцвета

Презентация оранжевогоцвета В нашем детском саду мы провели "цветную" экскурсию для детей старшего дошкольного возраста, с целью расширить знания детей о различных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Воспитывать умение работать в парах, отстаивать свое мнение и выслушивать мнение других людей.

Ожидаемые результаты

Предметные.

1. Знать ярусы луга: первый – светолюбивый, второй – менее прихотливый к свету, третий – мхи.

2. Знать значение луга.

3. Знать названия растений луга

4. Знать названия лекарственных и занесённых в красную книгу растений луга

5. Уметь различать растения луга от растений леса

6. Составить памятку правил поведения на лугу

Метапредметные:

- Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

- Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

- Контроль учащимися за действиями друг друга, с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

- Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

- умение обобщать, сравнивать, выделять главное

- Самостоятельное выделение и формулирование учебной задачи.

- Произвольное и осознанное построение речевого высказывания

(устно и письменно).

- Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий.

-Смысловое чтение; Извлечение необходимой информации;

- Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы.

- Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

- Синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов.

- Подведение под понятия, выведение следствий

Коммуникативные:

- Управление поведением партнёра – контроль, коррекция.

- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

- Установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

2. Самопознание и самоопределение

3. Нравственно-этическая ориентация.

- нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм

- Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора.

Оборудование

Для учителя:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации.

Для обучающихся:

2. Карточки для работы в парах, индивидуальные карточки-помощницы.

3. Сигнальные карточки у каждого обучающегося (для самооценки, рефлексии)

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы

знать что такое природное сообщество

иметь представление о том, что такое лес

уметь отличать внешний вид и особенности деревьев, кустарников, трав.

знать ярусы леса

Этапы урока и хронометраж

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднений

Построение проекта выхода из затруднения

Реализация построенного проекта

Реализация построенного проекта (продолжение)

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Подведение итогов урока

Рефлексия учебной деятельности

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Теоретическое обоснование: формируемые УУД (группа УУД и название конкретного УУД), средства их формирования (формы, методы, приёмы и т.п.)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Ребята, у нас с вами очередной урок окружающего мира и ещё одно путешествие в природу. Сегодня мы опять попадем в удивительный мир природы и посетим ещё не изведанные нами уголкам. Поэтому, проверьте готовность к нашей экскурсии, настройтесь на то, что она принесёт нам много полезного и пройдёт интересно и легко. Но сначала давайте вспомним, где мы побывали с вами на прошлых уроках и что узнали. Посмотрите на иллюстрацию.


- Куда мы с вами попали?

- Что вы знаете о лесе?

- Какие растения? Ярусы в лесу?

В. Берестова и скажите, где мы оказались вместе с мальчиком, героем стихотворения?

На меня ползёт козявка,

Будто я какая травка,

И садится мотылёк,

Будто я какой цветок,

И кузнечики по сайке

Скачут, будто по лужайке,

И шмели ко мне летят,

Будто мёд найти хотят.


- А что такое луг?

- И сегодня у нас есть возможность окунуться в эту красоту и познакомиться с ней поближе.

- Лес – это природное сообщество, многоэтажный дом. В котором растения растут в 3 яруса: верхний – деревья, средний – кустарники, нижний – травянистые растения и грибы.

Методы: наглядные, словесные, объяснительно - иллюстративный

Форма работы: фронтальная

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

- Должны мы об этом знать?

Познавательные:

1.Общеучебные:

умение обобщать, сравнивать, выделять главное.

2. Самопознание и самоопределение

Форма работы: фронтальная

Метод: рассказ

3.Постановка учебной задачи

- На какие вопросы вы хотели бы узнать ответы на сегодняшнем уроке?

- Какую цель мы поставим на уроке?

Дети предлагают варианты интересующих вопросов, составляя план изучения темы.

Какие растения растут на лугу?

Какие растения занесены в красную книгу?

Значение луга в жизни человека?

- Познакомиться с природным сообществом луг, с растениями луга и определить значение луга в жизни человека.

Познавательные:

- Самостоятельное выделение и формулирование учебной задачи.

- Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Метод: беседа

Форма работы: фронтальная

4.Выявление места и причины затруднений

- Какие вы знаете растения, которые растут на лугу?

- Почему ландыш растёт только в лесу, а мать-и-мачеха только на лугу?

- Ромашка, колокольчик, мать-и-мачеха, клевер.

- Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Методы: беседа, проблемное изложение

Форма работы: фронтальная

5.Построение проекта выхода из затруднения

- Как можно ответить на этот вопрос?

- Как можно сравнить?

- Предлагаю заполнить в виде таблицы.

- Составьте план работы

- Сравнить растения леса и луга и условия их роста

- Вспомнить, какие растения растут в лесу

- Какие растения растут на лугу

- Понаблюдать, как солнце и вода попадают в лес и луг, в каком количестве

Познавательные:

- Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий.

Познавательные:

- Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы.

- Контроль учащимися за действиями друг друга, с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Методы: беседа, проблемное изложение, наглядный.

Форма работы: фронтальная

6.Реализация построенного проекта

- Какие растения растут в лесу?

- Какие растения растут на лугу?

- Давайте познакомимся с некоторыми из них.

- Какие названия растений вы услышали впервые?

- Давайте немного познакомимся с некоторыми растениями, которые можно встретить на лугу.


Гвоздика травянка получила первую часть своего названия благодаря форме семян. Они напоминают маленький гвоздик. Вторая часть указывает на то, что у этого вида преобладает травянистая часть преобладает над цветочной.


Ряд видов мятлика используется в декоративных целях, главным образом в качестве газонных растений.


- Какое название у неё в народе?

- Кто знает почему?

Древняя легенда рассказывает - жила когда-то на свете красавица Анюта. Она всей душой полюбила юношу. Юноша разбил доверчивой девушке сердце, и она умерла от горя и тоски. На могиле бедной Анюты выросли фиалки, окрашенные в три цвета. Каждый из них олицетворял три чувства, которые она испытывала: надежду на взаимность, удивление от несправедливой обиды и печаль от неразделенной любви.


Лютик едкий. Кто узнал это растение? Как его называют в народе?

- Правильно, это тысячелистник

- Почему его так назвали?

- А почему порезник?

- Вот и познакомились мы со многими растениями. Какой вывод мы сделаем и что мы запишем в таблицу.

- Травы, кустарники, деревья ( по ходу дети заполняют таблицу, которая у них лежит на парте)

Нажмите, чтобы узнать подробности

- характеристика марта месяца. (Ответы детей.)

- поэтические строки о марте месяце. Какими поэтическими строками можно охарактеризовать изменения весенней погоды в марте? ( Ответы детей.)

Какие признаки весны прозвучали в этих строках?

Луг и его обитатели.

1.Познакомить учащихся с растительным и животным миром.

2. Развивать мышление, память, речь учащихся, умение выделять главное. Повышать познавательную активность детей.

3. Воспитывать привычку бережного отношения к природе.

Оборудование:

- характеристика марта месяца. (Ответы детей.)

- поэтические строки о марте месяце. Какими поэтическими строками можно охарактеризовать изменения весенней погоды в марте? ( Ответы детей.)

Какие признаки весны прозвучали в этих строках?

Повторение пройденного.

Весна прилетела к нам на солнечных крыльях. У неё строгий порядок работ. Первым делом она освобождает землю, делает проталинки, но вода ещё спит подо льдом. Спит под снегом и лес!

Блиц - опрос.

- А что такое лес? (природное сообщество).

- Что такое природное сообщество? (обитатели: растения, животные, грибы, бактерии не могут существовать независимо друг от друга, живут в сообществах, тесно связаны между собой, приносят друг другу пользу).

- Сколько этажей в лесу? (пять).

Слайд 1. Новая тема.

Слайд 2. Сегодня я приглашаю вас на встречу с обитателями ещё одного сообщества, а куда именно, узнаете, разгадав загадку:

Мы по ковру сейчас пойдём,

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой

Лежит у речки голубой

И жёлт, и синь, и ал! Луг.

- А как вы понимаете, что такое луг? (ответы детей).

Посмотрите на этот зелёный ковёр, раскрашенный яркими цветами.

- Какие природоохранные знаки мы возьмём с собой, прежде, чем отправимся на встречу с обитателями луга? (ответы детей).

Н/д вывешиваются природоохранные знаки.

1.Не ловить диких зверей и птиц, не уносить домой.

2.Несрыватьтравянистые растения.

5.Не разжигать костры.

6.Не брать с собой домашних животных.

На лугу может быть небезопасно, в целях безопасности сходить с тропы нельзя! Идти друг за другом, не отставать!

Слайд 3. В каждом крае нашей Родины есть немало мест, где растут только травянистые растения. Такие участки называют лугами.

Слайд 3. Чаще всего луга расположены по берегам рек, озёр. Эти луга одни из самых лучших. Во время половодья вода заливает их и выносит много ила. Ил обогащает почву лугов перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга так и называются заливными.

Слайд 3. Вдали от рек располагаются суходольные луга, которые не заливаются весенними водами. Они получают влагу от выпадающих осадков.

На лугу густо переплетены корни многочисленных травянистых растений, которые не дают развиваться проросткам деревьев и кустарников. Поэтому деревья и кустарники встречаются здесь очень редко.

Но на лугу может быть так же интересно, как и в лесу. Нужно быть только очень внимательными.

Травянистые растения луга приспособились уживаться друг с другом. Как и в лесу растения растут ярусами.

Работа с учебником. с. 51. 2 абзац, найти ответ на вопрос в тексте.

- Сколько ярусов у растений луга? (чтение текста учебника учащимися)

Слайд 4. Проверка восприятия прочитанного.

- Сколько ярусов у растений луга? (три)

- Что характерно для растений верхнего яруса? (светолюбивые, с высоким прямым стеблем)

- Давайте мы с вами нагнёмся пониже и внимательнее рассмотрим этот ковёр. Какие же травы растут под ногами. И так знакомьтесь и встречайте растения луга 1-го яруса.

Слайд 5. Василёк - его цветы используют, как лекарственное средство.

Слайд 6. Вереск обыкновенный

Слайд 7. Донник - лекарственное растение.

Слайд 8. Ежа сборная - соцветие метёлка напоминает ёжика, в момент цветения - рыжая окраска похожа на лисий хвост.

Слайд 9. Лисохвост - кормовое растение - богатство луга.

Слайд 10. Пырей ползучий - лекарственное растение, его корневище используют в медицине.

Слайд 11. Тысячелистник - лекарственное растение - богато витаминами, в древней Руси называли солдатской травой - возвращала силы воинам.

Слайд 12. Тимофеевка - кормовое растение.

Слайд 13. Цикорий - лекарственное растение, возбуждает аппетит.

Слайд 14. Колокольчик - редкое растение, находится под охраной.

Слайд 15. Богат растительный мир луга лекарственными растениями, кормовыми травами. Есть на лугах и ядовитые растения: болиголов, чемерица, едкий лютик.

Работа с учебником с.51

Слайд 16. - В чём особенность растений 2 - го яруса? (стебли значительно ниже, могут развиваться в тени).

Познакомимся с растениями 2 - го яруса.

Слайд 17. Одуванчик - лекарственное растение. Для приготовления лекарства используют все части растения. Является успокаивающим, снотворным, повышающим аппетит средством. Ещё его называют жизненным эликсиром.

Слайд 18. Горошек мышиный

Слайд 19. Мятлик луговой - кормовое растение, богатство луга.

Слайд 20. Вьюнок

Слайд 21. Ромашка - лекарственное растение, используют в медицине, как косметическое средство.

Слайд 22. Подорожник - лекарственное растение, обладает ранозаживляющим средством. Используют при заболевании дыхательных путей.

Клевер - самое ценное кормовое растение в мире. Его тройчатые листья и красная головка - маленькое сокровище. В цветках много нектара и вокруг них всегда кружат пчёлы и шмели. Домашних животных нужно кормить, а клевер даёт много зелёной массы.

Клевер полезен и человеку. Высушенные измельчённые цветочные головки - хорошая заправка для супа. Молодые стебли и листья, в которых содержится много полезных веществ, можно добавлять в овощные салаты. Клевер и лекарственное растение, как укрепляющее средство после долгой болезни, при бронхитах, при заболевании лёгких. Ожоги, нарывы, боли в суставах также лечат отваром клевера.

Лучшими опылителями клевера являются шмели.

Слайд 24. Показ фильма шмель на клевере.

Слайд 25. Работа с учебником с.51

- В чём особенность растений 3 яруса? (не надо много света)

Слайд26. Знакомство с обитателями 3 яруса.

Мох шребер

Кукушкин лён

Показ гербария, на столах раздаточный материал - мох кукушкин лён.

Поиграем и отдохнём. Представить себя растениями луга 1,2,3 ярусов.

Продолжение темы

Богат и разнообразен животный мир луга. Однако на лугу крупные животные не живут.

- Как вы думаете почему?

На открытой местности с травянистым покровом крупным животным негде спрятаться. Зато много мелких животных.

Слайд 27. Большое многообразие насекомых. Облюбовали цветы бабочки, цветочные мухи, пчёлы, миролюбивые шмели, врагами которых являются барсуки, лисы, мыши, разоряющие их гнёзда. Хищницы стрекозы, уничтожающие множество вредных насекомых (комаров, мошек). Очень прожорливая, за 2часа - может уничтожить до 40мух, иногда за полчаса съедает столько, сколько весит сама.

Слайд28. В зелени травы и на земле прячутся кузнечики, кобылки, жужелицы, медведки - в почве.

Есть на лугу очень интересные насекомые - санитары: жуки - навозники, жуки - могильщики.

Жуки - навозники уносят в свои норки помёт животных, питаются им сами и запасают его для своих личинок.

Жуки - могильщики закапывают в почву мёртвых птиц и зверьков. Это пища взрослых жуков и личинок.

Если насекомых санитаров достаточно они содержат луг в образцовой чистоте.

Слайд 30. Встречаются и земноводные, пресмыкающиеся: ужи, ящерицы, лягушки, питающиеся насекомыми.

Слайд 31. Млекопитающие - мыши, полёвки, в почве - крот.

И среди птиц на лугу большое многообразие

Слайд 32. Несколько крупнее воробья устраивает своё гнездо на земле - жаворонок.

Стройная птичка трясогузка, стройность ей придают ноги и длинный хвостик, которым она постоянно потряхивает вверх - вниз, вверх - вниз, за что и получила своё название.

Слайд 33. Встречаются здесь и хищные птицы.

Канюк - своё название получил за крикливость, он как бы всё время канючит, надоедливо что - то выпрашивает.

Пустельга, лунь - питаются мышами, полёвками, мелкими птицами.

На лугу совместно обитают разнообразные живые существа. Они тесно связаны между собой и зависят друг от друга. Поэтому луг называют природным сообществом.

- Как связаны между собой организмы в этом сообществе? (в цепи питания, пищевая связь)

Слайд 34. Работа в парах.

Составь цепь питания, которые образуются на лугу

Перепел, мятлик, канюк, кузнечик

Слайд 35. Проверь себя!

Мятлик, кузнечик, канюк, перепел.

Слайд 36. Самостоятельная работа.

На столах учеников листочки с тестовым заданием.

Выполнение учащимися теста, обозначить истинное высказывание словом - Да, ложное высказывание словом - Нет

Контрольные задания

1.На лугу растут только травянистые растения.

2.Травы на лугу, как и деревья в лесу, растут ярусами.

3.На лугу могут спрятаться мелкие и крупные животные

4.На лугу много лекарственных трав (тысячелистник, ромашка, одуванчик)

5.Придя на луг, собери огромный букет и подари маме.

6.Главное богатство лугов - кормовые травы (клевер, тимофеевка, лисохвост)

7.Ради забавы на лугу можно наловить бабочек, кузнечиков. Ведь они такие красивые!

Слайд 37. Самопроверка.

Проверь себя!

Подведение итога. Рефлексия.

- Что такое луг?

- Как животные луга приспособились к жизни на лугу? ( Защитная окраска помогает им скрываться от врагов)

- Зачем нам был нужен этот урок?

-За что вы можете похвалить своих одноклассников?

- За что вы можете похвалить себя?

Слайд 38. Оценивание.

Луг природное сообщество

Характеристика лугов

Экосистема в большинстве своем представлена флорой, состоящей из травостоя и дернины. Растения могут быть разными в зависимости от уровня влажности почвы и климата. Вследствие этого луга бывают:

Альпийские луга

  1. Заливными. Огромному видовому разнообразию растительности на таких лугах способствуют качество почвы и водный режим. Такие территории расположены вблизи рек и озёр, благодаря чему они подпитываются водой через подземные каналы. Кроме того, с приходом весны, когда происходит разлитие рек, они затапливаются водой. Почва всегда остается увлажненной и питательной за счет перенесенного ила, который является природным удобрением. Однако человек никогда не строит дома на таких грунтах, так как в половодье реки жилье может оказаться затопленным.
  2. Суходольными. Такие луга расположены вдали от рек и озер. Они не заливаются весенними водами, влагу получают только от выпадающих осадков. Обычно занимают большие пространства в лесной зоне и возникают на местах вырубки массивов, сгоревшего или погибшего по разным причинам леса. Здешние почвы намного беднее почв заливных лугов, поэтому и состав растительности менее разнообразен.
  3. Альпийскими. Существуют почти во всех уголках Земли. Расположены они в альпийском поясе среди гор, над территорией с лесами. Эти обособленные экосистемы могут находиться на разной высоте в зависимости от климатических условий и географической широты местности (чем ближе к экватору, тем выше начинаются альпийские луга). Почвенный слой здесь сравнительно тонкий и малоплодородный, с многочисленными включениями камней и щебня. Альпийский луг характеризуется низкой растительностью с крупными цветками.

Вблизи лугов обычно расположена и другая экосистема — лес. Оба сообщества имеют много сходств и различий. И в лесном, и в луговом присутствуют одинаковые компоненты: растения, животные, грибы, бактерии, между которыми постоянно происходит круговорот веществ. Состав их почвы похож, а солнечного света и тепла достаточно всем растениям.

Разница лишь в том, что основной растительностью леса являются деревья, а луга — травы. Лес не может произрастать непосредственно у реки, так как корни деревьев не приспособлены к повышенной влажности. В лесу обитают крупные животные, а на лугу — мелкие, так как крупным там негде прятаться.

Флора экосистемы

Почва лугов насыщена перегноем, она хорошо впитывает и долго удерживает влагу. В верхнем слое плотно переплетены корни множества видов травянистых растений, которые препятствуют развитию проростков деревьев и кустарников, поэтому здесь их почти нет. Основу растительности лугового сообщества составляют разнообразные многолетние травы. На 1 кв. м можно насчитать до сотни видов.

На лугах, как и в лесах, наблюдается несколько ярусов. Их описание:

Ярусы луга

  1. Верхний ярус занимают светолюбивые растения с высокими прямыми стеблями. Это тимофеевка, полынь, кровохлебка, василек луговой, тысячелистник.
  2. Средний ярус составляет растительность, которая приспособилась развиваться в полутени. Стебель у таких растений значительно ниже (клевер, мятлик).
  3. Нижний занят мхами. Высокая влажность и регулярные подъемы воды в реках способствуют их широкому распространению.

Среди луговой растительности можно встретить медоносные, кормовые, лекарственные, а также ядовитые растения. Произрастают и редкие экземпляры, которые занесены в Красную книгу.

На возвышенных участках заливных лугов распространены полынь, тысячелистник, тмин и кровохлебка. На заболоченных территориях хорошо растут злаки, такие как костер безостый, пырей ползучий, калужница, канареечник и др. Заливные луга являются источником большого количества сена.

Бедность почвы суходольных лугов сильно отражается на растительном покрове, который представляет собой низкий травостой. Он состоит из неприхотливых к почвенному плодородию растений. Самыми распространенными злаками являются душистый колосок и полевица тонкая. Бобовых здесь немного (в основном мышиный горох, клевер), но разнотравье представлено довольно хорошо (манжетки, лапчатка серебристая, подорожник, одуванчик, зверобой, лен и др.)

Субальпийские и горные луга отличаются густым травостоем, который вырастает до 70−80 см в высоту, разнообразием видов и необычайной красочностью. Несмотря на короткое лето и более сложные климатические условия, растения успевают отцвести и произвести семена, которые прорастут на следующий год. Основу субальпийской фауны составляют: ветреница пучковатая с крупными белоснежными цветками, овсяница, горец, буквица крупноцветковая, незабудка альпийская, ворсянка кавказская, васильки. На лугах растут грибы: шампиньоны, луговой опенок, дождевик.

Представители фауны

Обозревая открытые пространства лугов, можно предположить, что они необитаемы, но это неверно. Если прислушаться, можно услышать постоянный гул — это многочисленные насекомые живут своей обычной жизнью. Среди них: пчелы, шмели, стрекозы, муравьи, кузнечики, бабочки, жуки.

Животный мир напрямую зависит от растительности. Хотя здесь нет такого разнообразия обитателей, которое можно встретить в лесах, зато к жизни в открытой местности приспособились мелкие животные разных классов:

Птица луга

  1. Птицы: жаворонок, скворец, трясогузка, коростель, перепел, чибис, бекас. Луговые пернатые обычно небольших размеров с обтекаемой формой тела, чтобы удобно было пробираться среди трав, и оперением, которое сливается с растительностью.
  2. Пресмыкающиеся: ужи, гадюки, ящерицы. Встречаются на сухих и прогретых участках.
  3. Земноводные представлены лягушками и жабами.
  4. Млекопитающие. Очень много разных мышевидных грызунов, для которых луг является хорошей кормовой базой (землеройки, кроты, полевки). Из хищников водятся лисица, ласка и хорек.

В луговых почвах живут многочисленные беспозвоночные и бактерии, которые создают почвенное плодородие.

Взаимосвязи природного сообщества

Все организмы экосистемы состоят в тесном симбиозе. Виды растений научились уживаться рядом друг с другом, обитая в разных ярусах луга. Также отличаются периодом цветения: одни вегетируют и цветут ранней весной, а другие зацветают летом, привлекая к себе насекомых-опылителей.

Взаимосвязи природного сообщества луга

Растения являются важным фактором в существовании природы и животных, которые питаются нектаром, зеленой массой, распространяют семена. Насекомыми питаются насекомоядные пернатые, на которых охотятся хищники: коршун, сокол, ястреб. Грызуны служат основным кормом для лисиц.

Деятельность грызунов способствует улучшению качества почвы, чем создает благоприятные условия для прорастания семян. Отмершие растительные и животные организмы перерабатываются бактериями и беспозвоночными животными. Органика повышает плодородие почвы, на которой обитает богатая луговая растительность.

Многие насекомые и животные являются санитарами, так как пищей для них служит органика. Травоядные представители фауны избавляют луга от сорной травы и вредных растений. Хищники создают равновесие между различными популяциями. Таким образом, на лугах, как и в других местностях, где присутствует растительность и обитают животные, формируются пищевые цепи, состоящие из нескольких звеньев. Например, клевер — бабочка — стрекоза — лягушка — уж — ястреб.

Первым звеном в этой цепочке является растение, а последним — организмы, которые могут расщеплять органические остатки: отмершие растения, умерших животных и их продукты жизнедеятельности. Органикой питаются стервятники, галки, вороны, дождевые черви, муравьи, многоножки, жуки-навозники и др. Перерабатывая остатки, они очищают окружающий мир.

Активный выпас скота

Активная деятельность человека изменяет качество и урожайность луговых трав. Наибольшее воздействие на сообщество оказывает активный выпас скота и скашивание разнотравья. В результате оголившаяся почва быстро пересыхает, теряя тепловой режим.

Если такие мероприятия проводятся на протяжении многих лет, то в жизни луга неизбежны изменения видового состава растительности.

Читайте также: