Конспект урока изучения грамматического понятия

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Урок введения языкового понятия. Изучение глагола.

Вопросы и задания:

Каким требованиям должен отвечать урок знакомства с новым грамматическим понятием? Сформулируйте требования и составьте схему анализа урока. Проанализируйте уроки из Приложения 3, предварительно определив критерии анализа.

Учителю необходимо помнить о методических условиях, обеспечивающих усвоение понятия.

1. Обеспечение активной мыслительной деятельности учащихся.

Известно, что результативность усвоения знаний обусловлена методами обучения. Репродуктивный метод не даёт желаемых результатов, ориентирует на запоминание. Более эффективными являются поисковые методы.

2. Целенаправленная работа над развитием у детей лингвистического отношения к слову и предложению.

3. Обеспечение осознания существенных и несущественных признаков понятия. Выделение несущественных признаков предупреждает ошибки ложного обобщения, выражающегося в том, что учащиеся несущественный признак принимают за существенный и берут его в качестве ориентира для определения понятия. Например, при знакомстве с существительными использовались только слова, обозначающие названия предметов, часть детей не отмечали существительные, обозначавшие явления природы, события и т.д.

4. Включение нового понятия в систему ранее изученных.

5.Раскрытие сущности связи языковых категорий в процессе изучения новой категории.

6. Наглядное изучение понятия. Специфика наглядных средств обусловлена тем, что объектом изучения являются слова, словосочетания, предложения и т.п. Следовательно, в качестве средств наглядности наряду с таблицами, схемами, предметами и их изображениями выступает сам языковой материал.

Схема анализа урока такова:

Наличие цели уроков и целей отдельных этапов уроков

Наличие четкой, последовательной структуры уроков

Наличие методического обоснования учебных действий

Мотивация у учащихся.

Анализ уроков из Приложения 3

Наличие цели уроков и целей отдельных этапов уроков: имеются.

Наличие четкой, последовательной структуры уроков: имеются.

Наличие методического обоснования учебных действий: имеются не везде.

Мотивация у учащихся создается не во всех представленных фрагментах.

Вывод: в целом представленные в приложении фрагменты уроков соответствуют предъявляемым к урокам знакомства с новым материалом требованиям.

Конспект урока

Учебные задачи, направленные на достижения личностных результатов обучения:

-формирование уважительного отношения к иному мнению;

-развитие навыков сотрудничества с взрослым;

-формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов.

Учебные задачи, направленные на достижения метапредметных результатов обучения:

-формирование опыта индивидуальной деятельности в соответствии с заданной ролью;

-формирование умения работать с различными видами информации (текстом, таблицей)

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Учебные задачи, направленные на достижения предметных результатов обучения:

-развитие умения писать под диктовку слова и предложения по правилам русского языка;

-развитие умения списывать предложения по правилам русского языка;

-формирование общего представления о частях речи;

-расширение словарного запаса учащихся;

-формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;

-формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;

Оборудование:

1. Организационный момент.

Цель – проверка готовности к уроку, создание положительного настроя.

Ребята, готовы вы к уроку? .(Да)

На вас надеюсь я, друзья.

Мы веселый, дружный класс

Всё получится у нас.

-Постараемся, чтобы наше отличное настроение сохранилось на весь урок.

-Мне очень хочется, чтобы этот урок русского языка был для вас интересным и познавательным.

-Посмотрите на доску и прочитайте высказывание А.С. Пушкина.

-Как вы его понимаете?

-Это высказывание будет сегодня эпиграфом к нашему уроку, а сказка, которую мы с вами читали на уроках литературного чтения поможет нам повторить и закрепить пройденный материал и открыть новые тайны русского языка.

2. Чистописание

Цель – умение соотносить свою деятельность с образцом.

-Откроем тетради. Запишем число, классная работа и это высказывание. которое и будет являться нашей минуткой красивого письма.( Повторить правила письма )

3 Актуализация знаний

- Что мы изучали в этой теме? ( Изучали орфограммы русского языка).

-Какие? ( Дети перечисляют изученные орфограммы).

-Чему учились? ( Учились писать слова в соответствии правил русского языка ).

- Проверим себя. Применим полученные знания. Запишем слова под диктовку, выделяя изученные орфограммы.( Один ученик работает на доске )

Писатель, русский, живет, Пушкин, вечный.

-Посмотрите на слова, подумайте по какому признаку эти слова можно распределить на группы? ( Высказывания детей)

-Итак, слово это не только набор звуков и букв, но и название предмета. признака предмета, действия предмета. Повторим, на какие вопросы отвечают слова каждой группы. (Хоровое прочтение вопросов).

4 Усвоение новых знаний и способов деятельности

-Цель - формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;

Изучая слова нашего языка, ученые заметили, что названия предметов, признаков и действий отвечают на разные вопросы и разное обозначают. Тогда ученые по этим двум особенностям слов

1. на какой вопрос отвечают

2. что обозначают – объединили их в большие группы, которые называются частями речи. Но встал вопрос. Как эти группы назвать?

Всему название дано –

И зверю и предмету

Вещей вокруг полным-полно.

А безымянных нету.

- Слова. Которые обозначают то, что можно потрогать, увидеть, услышать и даже подумать, как о чем-то существующем, и обозначающем предмет. Ученые договорились назвать их именами существительными.

-На какой вопрос отвечают имена существительные?

На какой вопрос отвечают имена прилагательные?

-На какие вопросы отвечает глагол?

-Сегодня вы узнали только о трех частях речи, но на самом деле их гораздо больше. С какими то мы будем знакомиться в начальной школе, а о каких-то вы узнаете в старших классах.

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

-В русском языке принято сокращать части речи на письме

-Обратимся к учебнику страница 40. Прочитаем сведения о языке, которые нам хочет поведать мудрая сова.

-Прочитайте текст правила.

-Что же называют частями речи? ( зачитать)

-Какую функцию выполняет каждая часть речи? (зачитать)

-Какие названия есть у каждой части речи? ( зачитать)

5. Первичная проверка понимания нового материала.

Цель - вербальное фиксирование нового знания.

- Послушайте отрывок из сказки А.С.Пушкина

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

-Из какого произведения эти строки?

hello_html_1f6b7364.jpg

- Посмотрите на экран. Прочитайте слова из этой сказки.

-Помогите лосятам спуститься на землю. Правильно распределите мешочки по корзинам.

Чтобы не ошибиться какой частью речи является то, или иное слово будем действовать по алгоритму.

1. Задать к слову вопрос.

2. Определить, что обозначает слово.

3. Назвать часть речи, к которой относится это слово.

- Ребята, мы помогли не только лосятам, но и себе. Чему мы учились?

(Учились распознавать части речи)

Цель – Осознание учащимися степени овладения понятиями и применение полученных знаний

-Посмотрим как вы это усвоили.

-Что я держу в руке? (карандаш)

-На какой вопрос отвечает это слово?

-Как называется эта часть речи, которая обозначает предмет?

-Подберите к этому существительному прилагательное.

-На какой вопрос отвечает прилагательное?

-Теперь подберите к нему глагол?

-Ну а сейчас возьмите листы с индивидуальными заданиями и найдите задание №1.

-Я вам показываю предмет. Вы записываете в нужную колонку название этого предмета и подбираете подходящие к нему по смыслу прилагательное и глагол по образцу.

( Учитель показывает предметы: зеркало, яблоко, белка, лебедь )

По окончании диктанта учитель проводит фронтальный опрос и корректирует ответы учащихся.

7.Физкультминутка.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Цель – Включение в систему знаний и закрепление.

-Продолжаем работу на листах. Выполним задание №2.

(В каждой колонке слов зачеркнуть лишнее слово, не относящееся к этой части речи ).

9. Работа с текстом.

Цель - развитие умения списывать предложения по правилам русского языка; формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;

-Прочитайте задание №3 на ваших листах.

( Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова из справок. Определите их части речи и запишите в тетрадь)

-Можно ли назвать эти предложения текстом?

-Определите тему текста?

10. Итог урока.

Цель - Осмысление своих достижений

-Что нового вы узнали сегодня на уроке и чему учились?

( Учились определять какой частью речи является слово.

Учились распознавать признаки частей речи)

-Какой алгоритм действий вы должны помнить, чтобы определить часть речи?

11. Рефлексия.

Цель – Проверка эмоционального состояния.

-А теперь подведите итог урока каждый сам себя ( Итоговый тест на листах. Задание №4 )

12 Домашнее задание.

Специфика формирования у младших школьников умений распознавать и изменять глагол по временам. Познакомьтесь с подходами Рамзаевой Т.Г. и Соловейчик М.С. ( Кананкиной) в осуществлении данной работы ( на каком дидактическом материале, место включения данной работы в систему изучения русского языка, открытие детьми способов деятельности с изучаемой грамматической характеристикой.

Основными задачами изучения глагола являются формирование первоначального понятия о глаголе как части речи, развитие умения осознано употреблять глагол в устных и письменных высказываниях, выработка навыка правописания личных окончаний наиболее употребляемых глаголов I и II спряжения. Все задачи решаются во взаимосвязи .

В 1 классе, в период обучения грамоте, проводится подготовительная работа по изучению глагола. Подготовка заключается в развитии у учащихся внимания к лексическому значению глагола. Происходит как бы накапливание того конкретного материала, на основе которого становится возможным обобщение относительно типичного для глагола лексико-грамматического значения: обозначает действие предмета. Упражнения над глаголами не являются самоцелью отдельных уроков, а проводятся в связи с чтением страниц азбуки, составлением предложений по картинкам и т. д. Учитель специально создает условия для того, чтобы при составлении предложений, подбирая подходящими по смыслу слова, учащиеся установили связь между тем, что обозначает слово, и вопросом, на который оно отвечает. Например, во время прогулки, наблюдая за поведением птиц, учащиеся дополняют предложения подходящие по смыслу словами: Птицы осенью ( что делают? ) улетают, покидают родные края .

Учащиеся разгадывают кроссворд и записывают слова, отвечающие на вопрос что делает? (прыгает, колет, варит, играет, говорит, лежит ), выясняются их обобщенные значения (обозначают действия предметов) (50, с.130).

Во втором классе учащиеся наглядно убеждаются в том, что обозначают глаголы, на примере действий, которые сами выполняют. Учитель вызывает ученика. На листочке, который он получает, написаны глаголы. Он должен показать их действиями ( Рисуй! Прыгай! Читай!). Остальные ученики наблюдают, а потом записывают:

Витя ( что делает? ) читает, прыгает, рисует .

Может быть проведена игра: учитель называет глагол и бросает мяч ученику, который должен сказать, на какой вопрос отвечает слово ( играю - что делаю? смотрел - что делал? ).

Сопоставление глаголов и имен существительных позволяет не только дифференцировать различные части речи, но и выделить существенные признаки глагола. При этом термин и понятие глагола не дается. Слова - названия предметов сопоставляются со словами - названиями действий предметов, что позволяет установить связь и взаимодействие в речи имен существительных и глаголов. Например, задание может быть таким: найти слова, которые обозначают действие предметов. При этом учащиеся определяют, действия каких предметов они обозначают, от каких слов задается вопрос .

Далее дети знакомятся с грамматической основой предложения. Учитель сообщает, что в каждом предложении есть главная часть, и предлагает им отыскать ее самостоятельно. Составляя предложения из отдельных слов, ученики убеждаются, что слова, обозначающие предмет и действие предмета, образуют грамматическую основу, или грамматический центр .

Овладение временными формами глагола представляет для второклассников значительную трудность. Она обусловлена, в частности, и тем, что при образовании временных форм ученику нужно учитывать вид глагола.

Сущность временной формы глагола раскрывается учащимися на основе сопоставления, когда совершается действие и когда о нем сообщается, т. е. на основе сопоставления времени совершения действия относительно момента речи. Например, школьники наблюдают за действиями, которые выполняет или выполнил вызванный к доске ученик, а также обсуждают то, что еще будет сделано (читает стихотворение, читал, будет читать). Аналогично составляются предложения о том, что происходит в природе в настоящее время, т. е. в момент речи, что было до этого, что произойдет в будущем и т. п.

Конкретные наблюдения позволяют получить лексический материал, обобщая который учащиеся под руководством учителя делают следующие выводы:

1) Глаголы изменяются по временам. Глагол имеет три времени: настоящее, прошедшее и будущее.

2) Глаголы настоящего времени обозначают действие, которое происходит в то время, когда о нем говорят, т. е. в момент речи. Они отвечают на вопросы что делает? что делают?

4) Глаголы будущего времени обозначают действие, которое произойдет после момента речи. Они отвечают на вопросы что сделает? что сделают? или что будет делать? что будут делать?

При распознавании времени глагола для младших школьников основным показателем выступает вопрос, на который отвечает глагол. Прием постановки вопроса не исключает ориентировки и на смысловую сторону временной формы глагола (обозначает время совершения действия относительно момента речи). Учитель специально обращает внимание учащихся на суффикс -л как показатель прошедшего времени глагола.

Важно научить правильно пользоваться вопросом в целях распознавания и образования временных форм глагола. Вначале эта работа выполняется коллективно и направлена на установление связи: вопрос - время глагола - суффикс (для глаголов прошедшего времени). В качестве исходной для образования временных форм берется неопределенная форма, с которой учащиеся знакомятся как с начальной формой глагола. Постановка вопроса направляет действия учащихся, например: что делать? рисовать; что делал? рисовал; что буду делать? буду рисовать; что сделать? нарисовать; что сделал? нарисовал; что сделаю? нарисую. Учитель делает предметом осознания учащихся дифференцированную постановку вопроса что делать? и что сделать? с учетом завершенности (законченности) или незавершенности действия.

Учитывая затруднения учащихся при образовании временных форм глагола, целесообразно вместе с ними составить приведенную ниже таблицу, которая будет служить в качестве справочника и предупредит ошибки.

Конспект урока открытия новых знаний по теме "Грамматическая основа предложения" с использованием технологии проблемно-диалогического обучения.

ВложениеРазмер
Конспект урока русского языка по теме "Грамматическая основа предложения" 60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Бриурош С.Н.

Предмет: русский язык

- формирование умения находить грамматическую основу предложения;

- построение алгоритма нахождения грамматической основы;

- развитие мыслительных операций анализа и синтеза;

- развитие внимания, мышления, памяти и речи;

- развитие орфографической зоркости;

- развитие чувства языка;

- формирование навыков сотрудничества;

- воспитание учебной активности; развитие культуры умственного труда.

Тип урока: открытие новых знаний

Технология: проблемный диалог

- план урока в виде спирали;

- модель транспортного средства;

- материал для групповой работы;

- тренажёры для физкультминуток

- Рассмотрите схему урока. Что вы заметили?

- Как вы считаете, у нас сегодня будет новый материал? Как вы это определили?

- Сегодня мы с вами будем двигаться по спирали к центру. А что такое центр?

- Отправная точка рефлексия, транспортное средство – автобус под флагом наших знаний.

- Мы должны преодолеть все препятствия, добраться до центра, вооружиться новым знанием… А дальше куда ехать?

- С багажом новых знаний вернуться той же дорогой к отправной точке. Ведь любое путешествие предполагает возвращение домой.

Определение типа урока

Определение структуры урока

Рефлексия на старте

- Определите 1-ый этап урока. Для чего он нужен?

- Какую большую тему мы изучаем? (Предложение)

- В этой теме мы изучили много понятий. Сегодня мы будем опираться на некоторые из них. Найдите их в схеме.

- Положите перед собой оценочные знаки: от – до +. Я буду задавать вопросы по изученной теме, а вы, если справитесь с ответом, убираете один знак. И т.д. Справитесь?

1) Предложение – это …

2) Словосочетание – это …

3) Я знаю три части речи – это …

4) Имя существительное отвечает на вопрос … и обозначает …

5) Глагол отвечает на вопросы … и обозначает …

- Какой оценочный знак у вас был последний? Это и есть наша оценка опорных знаний.

- Можем отправляться в экспедицию

Определение 1-го этапа урока. Мотивация

Самооценка опорных знаний

Актуализация опорных знаний:

Работа с предложением

- Двигаемся дальше. Какое понятие нам надо вспомнить? (Предложение )

- На каком материале можно это сделать? (Чистописание)

- Для чего нужна минутка чистописания на уроке?

- Что за знак стоит рядом с чистописанием в схеме? (Массажная разминка)

- Для чего она нужна?

- Сделайте самомассаж рук с помощью массажных мячиков.

- Сегодня в материале чистописания соединения –оро-, -ара-. Где они встречаются? (В словарных словах)

- Назовите эти словарные слова.

- Давайте пропишем эти соединения в тетради. Вспомните правила посадки при письме

- Пропишите. Найдите самое красивое соединение. Подчеркните. Сравните с ним все остальные соединения. Оцените свою работу.

- Рассмотрите схемы на доске. Что это за схемы?

- Придумайте предложения к этим схемам с нашими словарными словами. Справитесь с этим заданием?

- Давайте запишем одно предложение:

Маленький воробей купался в луже.

- Оцените нашу работу на этом этапе.

Определение следующего этапа

Повторение словарных слов

Повторение правил посадки при письме

Работа со словосочетанием

- Двигаемся дальше. Назовите следующее понятие.(Словосочетание)

- Что такое словосочетание?

- Как вы оцениваете свои знания о словосочетании?

- Проверим их на орфографической разминке. Для чего она нужна?

- Прочитайте слова. Назовите орфограммы. Справитесь?

- А теперь составьте из этих слов словосочетания. Справитесь?

- Какое слово в словосочетании является центром?

- Оцените свою работу на этом этапе урока.

Определение следующего этапа

Развитие орфографической зоркости

Физкультминутка для осанки

-Для чего нужна физкультминутка для осанки?

- Почему она важна именно в начальной школе?

Воспроизведение знаний о частях речи

- Мы ближе к центру. Какая следующая остановка? (Части речи)

- Давайте воспроизведём знания о частях речи. Для этого составьте в группах схемы о частях речи. Справитесь?

(Группы получают материал для составления схемы)

- Прикрепите свои получившиеся схемы на доске и отчитайтесь.

Имя сущ. Имя прил. Глагол

Кто? Что? Какой? Что делать?

предмет признак действие

- Все части речи по своей сути слова. Как вы думаете, что является центром слова. Почему? (Корень)

- Оцените свою работу на этом этапе.

Работа в группах

- Давайте вернёмся к предложению, которое записали в чистописании.

- Определите все части речи.

прил сущ гл пр сущ

Маленький воробей купался в луже.

- Найдите центр этого предложения. (Мы не можем)

- Как вы думаете, что это может быть? Какие у вас есть гипотезы?

2) несколько слов

- Давайте проверим эти гипотезы.

Определение частей речи

Столкновение с проблемой

- Проверим первую гипотезу. Назовите её.

- Какое слово может быть центром? Оно должно нести информацию о предложении.

- Давайте закроем все слова в предложении. Будем открывать по одному и проверять.

- Какой вывод можно сделать? (Эта гипотеза не верна)

- Проверим вторую гипотезу. Назовите её.

- Будем открывать слова группами. Какая группа несёт информацию о данном предложении? (Воробей купался)

- Какой вывод можно сделать? (вторая гипотеза верна.)

Центр предложения – это два слова.

И определим, какой частью речи являются главные члены предложения. (сущ. и глагол)

- Ну про глагол мы и так знаем, что он главный и важный. Его легко найти в предложении. А как найти главное существительное в предложении?

- Нужно найти, о ком или о чём говорится в предложении. В нашем предложении говорится о луже или о воробье? Он что делал?

- Как вы думаете, может ли грамматический центр предложения существовать изолированно?

- Именно поэтому его называют грамматическая основа предложения или главные члены предложения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: закрепление умений выделять звуки из слов и обозначать звуки на письме.

Задачи урока:

образовательная: повторить и закрепить выделение звуков из слов;

развивающая: развивать фонематический слух учащихся и правильную устную речь;

воспитывающая: воспитывать готовность слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

Личностные: способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи;

Метапредметные:

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления;

Познавательные: построение логической цепочки рассуждений, анализ звуков;

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем; договариваться и приходить к общему решению в рамках учебного диалога;

Предметные: умение выделять звуки в речи.

Нормативно-методическое обеспечение урока:

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте для 1 класса, составленное на основе рабочей программы по обучению грамоте;

Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2-х ч. Ч. 1 / [В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А Виноградская, М.В. Бойкина]. – 3-е изд., перераб. – М. Просвещение, 2012. – 127 с.

Дозировка времени

Самоопределение к деятельности

Закрепление ранее изученного материала

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Структурный элемент урока

Деятельность учителя и учащихся

I. Самоопределение к деятельности.

Цель: Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Способ деятельности: установка на успех, беседа.

- Урок обучения грамоте.

- Тихо сядет первый ряд, еще тише второй и совсем тихо сядет третий ряд.

личностные: самооценка готовности к уроку

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: Повторение ранее изученного.

Способ деятельности: опрос, беседа, групповая работа.

Физкультминутка

Цель: снятие напряжения

- Перед тем, как начать предлагаю придумать название команды, но чтобы оно было связано с предметом обучение грамоте.

- Молодцы! Предлагаю начать нашу игру.

- Начинаем первый раунд.

1). Что такое речь? (Речь – это то, что мы говорим, слышим, пишем)

2). Какая бывает речь? (Речь бывает устная и письменная)

3). Какую речь называют устной? (Речь называется устной, когда мы говорим и слышим)

1). Из чего состоит наша речь? (Из предложений)

2). Из чего состоят предложения? (Из слов)

3). На что делятся слова? (Слова делятся на слоги)

1). Что такое звук? (Звук – это то что мы слышим и говорим)

2). Какие звуки мы называем гласными? (Гласные звуки мы можем пропеть, протянуть, и при произношении они не встречают преград)

2). Какие преграды при произношении могут встречать согласные звуки? (Согласные звуки могут встречать преграды: губы, зубы, язык)

- Молодцы! Вы, верно, ответили на вопросы.

А сейчас предлагаю вам немного размяться.

личностные: умение выделять свои ошибки;

коммуникативные: слушать и понять речь других;

предметные: орфографические и грамматические умения

III. Закрепление изученного материала.

Цель: повторение звуков, обозначение звуков, выделение звуков в словах.

Способ деятельности: объяснение, практическая работа, работа в парах.

Физкультминутка

Цель: снятие напряжения

- Молодцы, отдохнули, тогда продолжим.

(Окно, дерево, машина, дом, тень, Оля).

- Хорошо, а сейчас игра наоборот, я называю количество слогов, а вы говорите слово.

- Я вам сейчас раздам слоги. Ваша задача дать звуковой анализ этого слога.

1). ПИ ( в слоге пи два звука: первый звук [п] – согл.,глух.,мягк., второй звук [и] – гл.)

2). СА ( в слоге са два звука: первый звук [с] – согл.,глух.,тверд., второй звук [а] – гл.)

3). ЛЕ ( в слоге ле два звука: первый звук [л] – согл.,зв.,мягк., второй звук [э] – гл.)

- Хорошо, закончили. И переходим к последнему, завершающему раунду. У меня есть три конверта. В этом конверте пословица, но слова в ней перемешались. Для начала вам нужно восстановить из этих слов пословицу, объяснить ее значение.

После этого вы должны нарисовать схему слова друг.

коммуникативные: умение слушать и понимать других.

IV. Итог урока.

Цель: подведение итогов, устранение затруднений.

Способ деятельности: беседа.

- Давайте вспомним, какие задания мы выполняли на уроке.

- А сейчас подведем итог нашей игры. Сосчитайте сколько жетонов вы сегодня заработали (определение победителей)

регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата;

познавательные: ориентироваться в своей системе знаний.

V. Рефлексия.

Цель: оценка своей деятельности.

Способ деятельности: беседа.

- Поднимите руку, кому на уроке было все понятно.

- У кого возникли трудности?

- В чем заключаются трудности?

- Урок окончен, спасибо за работу!

личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.


Урок позволит закрепить знания учащихся о делении предложений по цели высказывания, интонации, строению (по наличию – отсутствию главных, второстепенных членов).

Описание разработки

Цель урока:

дать понятие о грамматическом значении предложения; закрепить знания о делении предложений по цели высказывания, интонации, строению (по наличию – отсутствию главных, второстепенных членов, осложненности).

План урока:

III. Выборочная проверка домашнего задания.

IV. Орфографическая работа. Запись под диктовку с комментированием.

V.Запись под диктовку предложений с выделением в них грамматических основ, устной характеристикой предложений по цели высказывания, интонации.

VI. Заполнение таблицы.

VII. Итог урока. Рефлексия.

VIII. Домашнее задание

Ход урока.

I. Оргмомент.

III. Выборочная проверка домашнего задания.

IV.Орфографическая работа. Запись под диктовку с комментированием.

Не нравится неряшливо выполненная работа; остановиться в нерешительности перед неприступной преградой; взглянул далеко не ласково; неточные расчеты; недорогой, а красивый ситец; не умолкающий ни на минуту гул.

V. Запись под диктовку предложений с выделением в них грамматических основ, устной характеристикой предложений по цели высказывания, интонации.

Солнце, не видимое уже за горизонтом, где-то справа еле-еле освещает кусочек неба. Вот в небе загорелись блестящие звездочки. Их неунывающие глаза вызовут у вас восхищение. Полюбуйтесь ими!

При анализе предложений дается понятие об их грамматическом значении, которое связано с наклонением и временем глагола. Внимание учащихся обращается на следующее:

В последнем предложении сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении, поэтому предложение имеет значение побуждения, т. е. сообщаемое не является реальным.

(Ср. : Полюбовались бы вы! — сказуемое выражено глаголом в условном наклонении; значение предложения — выражение желательности.)

Конспект урока по русскому языку Грамматическое значение предложения

VI. Заполнение таблицы.

Учащиеся с помощью учителя составляют и заполняют таблицу.

Предложение.

Выражает законченную по смыслу и интонационно мысль, которая сообщается или как реальная, или как желательная, или как возможная при определенных условиях.

2. Строение и виды предложений по количеству главных членов.

Имеет грамматическую основу, состоящую из двух главных членов (двусоставные предложения) или из одного (односоставные предложения).

3. Виды предложений по количеству грамматических основ.

Простые — одна грамматическая основа, сложные — две и более грамматических основ.

4. Виды предложений по цели высказывания.

5. Виды предложений по интонации.

Восклицательные (сопровождаются сильным чувством, экспрессией) и невосклицательные.

6. Виды предложений по наличию - отсутствию второстепенных членов.

Распространенные (есть второстепенные члены ) и нераспространенные (состоят только из грамматической основы, второстепенные члены отсутствуют).

7. Виды предложений по осложненности.

VII. Итог урока. Рефлексия.

- Всё ли у вас получилось на уроке?

- Над чем ещё нужно поработать?

VIII. Домашнее задание:

подготовить по таблице рассказ о предложении, подобрав для иллюстрации ответа свои примеры.


-75%

Читайте также: