Профилактика суицидального поведения конспект

Обновлено: 06.07.2024

По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно в мире кончают жизнь самоубийством более 920 тысяч человек, причем 20% случаев приходится на подростковый и юношеский возраст.

Общей причиной самоубийства является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для учащейся молодежи это чаще всего нарушения общения со сверстниками, с близкими, с семьей.

В связи с этим в МАОУ СОШ № 1 г. Малая Вишера разработан и действует план мероприятий по профилактике суицидального поведения среди подростков 5-11 классов. Основной целью мероприятий является профилактика и предупреждение суицидов через укрепление психологического здоровья учащихся, формирование психологических знаний.

  • создание положительного эмоционального фона в коллективе и среди учащихся;
  • разработка системы психопрофилактических, психокоррекционных мероприятий, занятий с учащимися;
  • воспитание у учащихся волевых качеств, направленных на умение противостоять трудным жизненным обстоятельствам;
  • психологическое просвещение педагогов, учащихся по вопросам профилактики и предупреждения суицидального поведения.
  1. Метод переключения (вовлечение учащихся в трудовые, волонтерские акции, культурно-массовые мероприятия).
  2. Метод упражнения (закрепления социально позитивных норм поведения в жизнедеятельности учащихся).
  3. Психологическая диагностика.
  4. Тренинги.
  5. Классные часы.
  6. Упражнения.
  7. Консультирование.
  • гуманизма;
  • целенаправленности;
  • доступности;
  • комплексности;
  • непрерывности;
  • детерминизма;
  • добровольности;
  • дифференцированности.

Подготовка к мероприятию создала определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние. Школа стала единым целым в пропаганде жизнеутверждающих ценностей. Накануне учащиеся сдавали сочинения, рисунки, картинки на тему: “Я люблю тебя жизнь”, стены коридора были украшены высказываниями известных людей о силе и красоте жизни.

Неделя психологии началась со слов: “Я люблю тебя жизнь” и плавненько перешло в психологическую акцию. В рамках психологической акции “Мы выбираем жизнь!” в коридоре в МАОУ СОШ №1 находилось “дерево жизни и настроения”. Учащиеся школы, преподаватели, родители и работники имели возможность выбрать ленточку того цвета, который ассоциируется с настроением на сегодняшний день и закрепить ее на дереве. Эта акция вызвала только позитивные эмоции и большой интерес.


В коридоре школы был вывешен плакат с девизом: “Мы голосуем за жизнь!” Каждый желающий мог оставить отпечаток ладони на цветном листе, тем самым отдав свой голос за жизнь.


В некоторых классах прошли классные часы.


Классный час проходил в форме дискуссии и закончился в форме игры, после чего дети и присутствовавшие педагоги оставили комментарии на бланках.


Этот классный час был сделан в виде районного мероприятия были приглашены психологи МАОУ СОШ № 2, 4.

Сам классный час был проведен также в форме дискуссии и закончился игрой и добрыми пожеланиями друг другу.

Также не осталась в стороне и психолог МАОУ СОШ №4 Яковлева А.А.

На следующий день в коридоре школы появились новые плакаты под названием “Жизнь – это?”



Также в неделе психологии участвовали дети, которые делали плакаты дома.



Завершили неделю психологии групповые занятия направленные на положительный настрой, положительное эмоциональное состояние, выражение себя и т.д.


Для педагогов МАОУ СОШ №1 были даны рекомендации по распознаванию эмоциональных и поведенческих признаков суицидального поведения подростков с целью своевременного реагирования и предотвращения суицида.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно более 1 миллиона человек в мире погибает из-за суицидов. Каждые 40 секунд совершается самоубийство, а каждые 3 секунды кто-то предпринимает суицидальную попытку. По прогнозам ученых-суицидологов, к 2020 г. число самоубийств в мире возрастет в полтора раза и составит более полутора миллионов человек. В связи с этим ВОЗ объявила 10 сентября Всемирным днем предотвращения самоубийств и разработала руководящие принципы подготовки национальных стратегий по предотвращению самоубийств, которые могут послужить основой для национальных программ.

Проблема суицида для Республики Беларусь, к сожалению, весьма актуальна. Беларусь относится к странам с высоким уровнем самоубийств. По критериям ВОЗ высоким считается показатель, превышающий 13 случаев на 100 тысяч населения. Уровень самоубийств в Республике Беларусь в 2009 г. составил 2743 человека (28,3 на 100 тысяч населения). В 2010 г. наметилась тенденция к снижению (2474 случая, 26,1 на
100 тысяч населения) [2, с.5–6].

Факторами риска суицидов также считаются социальное неблагополучие семьи, психические заболевания. Суициды скорее свидетельствуют о расстройстве адаптации, нежели о психическом заболевании. Более 50 % детей, решившихся на самоубийство, совершают его в состоянии алкогольного опьянения. Фактором риска также является наличие заболеваний у родителей, например, алкоголизм, депрессия у матери. Также негативно сказываются на психологическом состоянии детей завышенные или заниженные ожидания родителей по отношению к ним, излишняя авторитарность, отсутствие времени и элементарных навыков общения с несовершеннолетними
[1, с.105]. Нередко в семьях детей, принявших решение лишить себя жизни, уже были случаи самоубийств. Провоцируют суициды развод родителей, болезни. Ребенок может отчаяться и решиться покончить с собой после конфликта, который взрослым кажется мелким. Дети совершают самоубийства в большинстве своем путем отравления. Используются также прыжки с высоты и порезы [1, с.126].

В нашей области за последние три года на самоубийство пошли 11 несовершеннолетних. А всего за этот период подростками было совершено 79 суицидальных попыток, в том числе девочками – 56, мальчиками – 23.

Своевременная психологическая помощь, участливое отношение к подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помогли бы избежать трагедий. Поэтому в учреждениях образования необходимо организовать профилактическую и коррекционную работу по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп, работу, нацеленную на формирование у школьников позитивной адаптации к жизни как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивого равновесия в отношениях между самим собой, другими людьми и миром в целом.

Следует отметить, что сохранение психического здоровья

детей не является сугубо психиатрической проблемой.
Эта задача, которую специалисты могут выполнять комплексно, при тесном сотрудничестве с родителями, воспитателями, педагогическим персоналом организованных детских коллективов. Именно поэтому в рамках межведомственного взаимодействия на базе учреждений образования организованы школьные мультидисциплинарные бригады, в состав которых вошли педагоги, педагоги-психологи педагоги социальные системы образования и врач-психотерапевт системы здравоохранения. Это оказание своевременной психолого-педагогической, психотерапевтической и иной помощи детям и подросткам учреждений образования, в которой нуждается каждый конкретный ребенок, имеющий определенные проблемы.

На сайтах учреждений образования имеются рекомендации профилактического характера для родителей, информация о получении квалифицированной помощи.

Межведомственное взаимодействие обеспечивает

эффективность психолого-педагогической поддержки и незамедлительной психологической или психиатрической помощи учащимся, находящимся в кризисных периодах жизни, а также обеспечивает профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних в школах.

Система взаимодействия включает в себя следующие направления работы:

- приглашение инспекторов по делам несовершеннолетних ОВД и специалистов в КДН на организационные совещания педагогического состава учреждений образования с целью информирования педагогов о суицидальной активности детей и подростков и ведущих тенденциях на уровне района;

- регулярное взаимодействие СППС школ (по плану работы специалистов) со специалистами вышеозначенных организаций с целью оказания помощи детям, склонным к суицидальному поведению, и их семьям;

- системное взаимодействие медицинского работника школы с участковыми педиатрами с целью получения своевременной информации о наличии признаков суицидального поведения у детей и подростков.

несовершеннолетних, склонных к совершению аутоагрессивных

и суицидальных действий.

С целью организации своевременной психолого-педагогической, медико-психологической, психотерапевтической помощи детям, имеющим пограничные психические расстройства, на базе учреждений образования созданы мультидисциплинарные бригады. Приказ о создании мультидисциплинарной бригады утвержден директором школы (Приложение 2), разработано положение и план работы мультидисциплинарной бригады (Приложения 3, 4).

Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность работы мультидисциплинарной бригады.

Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы сопровождения обучающихся и определить конкретные пути решения поставленных задач.

В случае поступления сигнала о психологическом неблагополучии конкретного ребенка специалистами мультидисциплинарной бригады составляется конкретный для ребенка (подростка) индивидуальный план мероприятий, имеющий целью восстановление успешного функционирования несовершеннолетнего в социуме (Приложение 5).

В психолого-педагогическом сопровождении и профилактике суицидального поведения учащихся крайне
важен тесный информационный контакт и отрегулированное взаимодействие всех специалистов, совместно организующих, реализующих воспитание и обучение учащегося, на
локальном уровне.

Классный руководитель, педагог социальный, педагог-психолог, заместитель директора по воспитательной работе активно взаимодействуют при осуществлении диагностических мероприятий по выявлению кризисных состояний и агрессивного и аутоагрессивного поведения у обучающихся.

В школах организован достаточный административный контроль за деятельностью сотрудников в направлении работы по психолого-педагогическому сопровождению учащихся, склонных к аутоагрессивному поведению. Это контроль за качеством и реализацией планов работы классных руководителей, специалистов СППС и взаимодействием всех заинтересованных педагогов и других специалистов, оценка результативности их деятельности.

На каждый учебный год со всеми заинтересованными специалистами (заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, педагогом-психологом, педагогом социальным, медицинским работником, по необходимости учителем-предметником) разрабатывается план мероприятий по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних, что позволяет обеспечить и систематизировать их взаимодействие (Приложение 6).

Ежегодно в сентябре проводится месячник по профилактике суицидального поведения. Проводимые в рамках месячника мероприятия с детьми направлены на поиски разрешений трудных жизненных и конфликтных ситуаций в семье, школе, личной жизни. Работа в данном направлении предусмотрена не только с детским коллективом, но и с педагогами, родителями. План мероприятий в рамках месяца профилактики суицидального поведения среди детей и подростков представлен в приложении 7.

План мероприятий по профилактике суицидального

поведения включает в себя разнообразные формы работы и

охватывает все возрастные категории учащихся (1–11 классы).

В младшем и среднем звене профилактика суицидального поведения заключается в формировании навыков самоконтроля, обучении бесконфликтному общению, конструктивным способам разрешения конфликтов, повышении показателей групповой сплоченности.

В старших классах профилактическая работа включает в себя вовлечение учащихся в социально значимые виды деятельности, организацию школьного самоуправления, обучение навыкам релаксации, снятия напряжения.

Во всех возрастных группах проводится работа по формированию благоприятных взаимоотношений в классных коллективах, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, обучению навыкам выхода из экстремальных ситуаций.

Работа по профилактике суицидального поведения с родителями и педагогами ведется в рамках просветительской, консультационной и методической работы педагога-психолога и педагога социального.

Разработки профилактических коррекционных мероприятий с учащимися представлены в приложении 8.

Проводятся родительские собрания с рассмотрением вопросов детско-родительских отношений, проблем и условий семейного воспитания, межличностных отношений со сверстниками и взаимоотношений полов, профилактики семейных конфликтов.

Классные руководители и педагог социальный обращают особое внимание на индивидуальную работу с семьей. Общаются с родителями, посещают обучающихся на дому.

Данная работа не сводится к простому информированию о неуспехах ребенка в учебе, пропусках школы, а проводится с целью изучения условий жизни и воспитания в семье, при необходимости оказывается помощь. Анализ деятельности классных руководителей и педагога социального, отчеты о проделанной работе, кроме количественных показателей, содержат качественный анализ результативности по данному направлению.

Педагог-психолог при работе с родителями стремится к решению следующих задач:

- расширить знания родителей о причинах, признаках, мотивах и характере детского и подросткового суицида;

- способствовать восстановлению и переоценке взаимоотношений с детьми;

- формировать уважение к личности ребенка.

Формы и методы работы СППС с родителями.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей: проведение единых консультационных дней, разработка памяток для родителей, анкетирование.

На каждый учебный год в плане работы СППС предусматриваются различные формы работы с родителями, направленные на углубление знаний родителей о способах взаимодействия с детьми, о их роли в развитии личности ребенка.

Работа педагогов и специалистов СППС с родителями, организованная таким образом, содействует оптимизации межличностных взаимоотношений в образовательной и детско-родительской среде, повышает уровень психолого-педагогической просвещенности, родителей, улучшает детско-родительские отношения и социальную адаптацию обучающихся.

Педагог-психолог при работе с педагогами стремится к решению следующих задач:

- ознакомление педагогов с теоретическими аспектами

проблемы суицидального поведения детей и подростков;

- формирование представлений о методах своевременного выявления обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в незамедлительной помощи (защите, экстренной помощи, обеспечении безопасности, снятии стрессового состояния);

- расширение знаний педагогов о возрастных особенностях обучающегося на разных ступенях обучения с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, межличностном общении в классном коллективе и социуме, развитии и обучении;

- формирование компетенций педагогов, обеспечивающих деятельность по улучшению детско-родительских отношений.

Основными формами и методами работы педагога-психолога с педагогами являются:

- консультирование (индивидуальное, групповое);

- работа по психологическому просвещению и психопрофилактике.

В каждом учебном году планируются различные мероприятия, направленные на повышение компетентности педагогов в вопросах реализации педагогической поддержки обучающихся, находящихся в кризисных ситуациях, на ознакомление с правилами поведения в сложных ситуациях, на овладение основами профессионально-педагогического общения и расширение сферы психологических знаний о возрастных особенностях обучающихся на разных этапах обучения.

Для организации индивидуально ориентированной психологической помощи важно осуществить меры по раннему выявлению детей и подростков, склонных к совершению аутоагрессивных и суицидальных действий.

Формирование суицидального поведения в детском и подростковом возрасте во многом зависит от некоторых личностных особенностей и социальной ситуации развития.

Диагностика обучающихся проводится не реже двух раз в учебном году в соответствии с планом мероприятий по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних (Приложение 6), который ежегодно разрабатывается в ходе совещания всех заинтересованных специалистов и утверждается директором школы.

Первичной психодиагностической задачей по выявлению подростков, находящихся в группе риска является изучение особенностей поведения, социально-психологического статуса в группе сверстников, самооценки и отношения подростка к собственному будущему.

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление негативных эмоциональных состояний и суицидального риска у учащихся, а также позволяет оценить эффективность психолого-педагогического сопровождения и коррекции детей, склонных к совершению аутоагрессивных и суицидальных действий.

Со схемой исследования, а также с организацией профилактики и коррекции суицидального поведения можно

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактика суицидального поведения среди подростков. Форма классного часа: беседа-размышление с элементами тренинга.

Профилактика суицидального поведения среди детей и молодежи.

Профилактика подросткового суицида

Формирование жизнеустойчивых позиций у подростков

Побуждение к размышлениям о ценности человеческой жизни и неповторимости своей собственной.

Выработка умения планировать позитивный образ своего будущего.

формировать ценностное отношение учащихся к жизни.

Активизировать подростков к продуктивному мышлению, анализу.

Развивать коммуникативные умения учащихся

воспитывать способности воспринимать мир с любовью и радоваться жизни.

Форма классного часа: беседа-размышление с элементами тренинга

Предварительная подготовка:

Подбор музыкального сопровождения классного часа

Поиск афоризмов, стихотворений, притч по теме классного часа

Оборудование: презентация, ноутбук, проектор, мульдимедийная доска, мел, бумага А4, камни большого и среднего размера, песок, стакан, краски, кисточки, ватман.

Ход классного часа

Определение темы и цели.

Ведущий: Ребята, я приглашаю вас на сегодняшний классный час. А для того, чтобы узнать тему классного часа, я предлагаю посмотреть ролик. Внимание на экран.

Ведущий: Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим?

Ведущий: Правильно, мы сегодня поговорим о нашей жизни и о том, что ЖИТЬ ПРЕКРАСНО!

Очень хорошо, что сегодня у нас гости. Представление гостей (учителя-предметники, администрация).

Это взрослые люди, за плечами которых жизненный опыт с радостями и разочарованиями. Это состоявшиеся люди. У них есть дом, семья, профессия, любимая работа. Они точно знают, что такое жизнь. И, я думаю, что они нам сегодня помогут ответить на этот очень непростой вопрос: А что такое жизнь?

2. Беседа

Что есть человеческая жизнь?

Работа в группах - ребята дают определение слову Жизнь.

3. Знакомство со словарем

(Все определения вывешиваются на доску под названием Словарь.)

- Какое определение вам ближе и почему?

Ведущий: Наш разговор я бы хотела начать с высказывания Леонардо Да Винчи:

Помни, жизнь есть дар,

И тот, кто ее не ценит,

Этого дара не заслуживает.

Ведущий: Каждому из нас природа подарила бесценный дар – ЖИЗНЬ! Она создала все, чтобы человек был счастлив! Яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас людей – сильных, красивых, разумных. А сейчас ребята мы выполним одно упражнение.

Участникам раздаются карточки и предлагается закончить предложения:

- Я очень хочу, чтобы в моей жизни было…

- Я пойму что, счастлив, когда…

-Чтобы быть счастливым сегодня, я (делаю)…

А что, по-вашему, жизнь? Определите это понятие одним словом! Ответ напишите на символическом яблоке .(отложите пока)

Я тоже отвечу на этот вопрос словами известного философа О.Хаяма.

От безбожия до Бога – мгновенье одно,

От нуля до итога – мгновенье одно,

Береги драгоценное это мгновенье:

Жизнь ни мало, ни много – одно мгновенье.

Ведущий: Ребята сейчас я прошу вас посмотреть на экран.( На экране появляются картины когда человеку плохо, когда человек сломлен, а после картинки что выход есть из любой ситуации или проблемы).









Ведь МИР ОКРАШЕН НЕ ТОЛЬКО В ЧЕРНО-БЕЛЫЕ ТОНА! НЕ СУЩЕСТВУЕТ НИ ОДНОЙ ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРОЙ МОЖНО БЫЛО БЫ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СВОЕГО БУДУЩЕГО! ЗАТО ЕСТЬ МНОГО ПРИЧИН ЭТОГО НЕ ДЕЛАТЬ.

Ведущий: Каждый человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и низменного поступка. Но почему же некоторые люди губят свою жизнь? Давайте назовем факторы риска, когда людям не хочется жить, из-за каких причин человек может решить уйти из жизни. (ответы детей: горе, беда, злость, привлечь внимание, болезнь, нехватка денег, вина, страх, стыд и т.д)

Ведущий: Ребята, давайте выберем одну из этих ситуаций и разберем её.

Рассматриваемые ситуации:

Алкоголизм родителей

Финансовые трудности

Необоснованные обвинения

Неразделенная любовь

Насилие со стороны взрослых

Отношение со сверстниками

Пути решения:

Помощь профессиональных психологов, социологов

Поддержка друга

Помощь со стороны близких родственников

Помощь со стороны классного руководителя

Цель: показать учащимся, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема.

Учитель каждому учащемуся кисточкой капает на чистый лист бумаги по одной капле гуаши или туши.

Условие: каждый может делать с этой каплей все, что захочет: может подуть на нее, чтобы получилось какое-то изображение, может из нее что-то нарисовать или оставить в прежнем состоянии.

Анализ: если из маленькой капли получилась огромная клякса, можно сделать вывод: Не делать из мухи слона!

Ведущий: Хорошо. А теперь представим разные случаи, когда у вас может быть было на душе плохо, а может быть обидно, горько.

Ведущий: ребята сейчас на листочке напишите все негативные или плохие эмоции, которые вы испытывали, когда либо. Теперь про себя прочитайте их и вспомните, когда вы испытывали эти эмоции. А сейчас разорвите листочек на мелкие кусочки и выкиньте в мусорную корзину.

Ведущий: Ребята, а сейчас я познакомлю вас еще с несколькими психологическими приемами, которые также могут помочь человеку в случаях, когда он испытывает неприятные эмоции.

Памятка как управлять эмоциями:

Комкать и рвать бумагу

Бить подушку или боксерскую грушу

Высказаться в кругу тех людей, которые могут понять и посочувствовать

Закрыть глаза и представить себе что-нибудь хорошее или любимое (любимый цвет, любимое место, где было хорошо, любимую игрушку)

Посидеть в тишине и послушать спокойную музыку.

Ведущий: Часто мы слышим о том, что надо легко жить, наслаждаясь жизнью. Ведь жизнь довольно приятная и человек хочет получить от жизни максимум удовольствия. В чем же заключается смысл жизни?

Ведущий берет стакан и наполняет её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре. В конце спрашивает учеников, полон ли стакан? Отвечают: да, полон. Тогда учитель высыпает в стакан маленькие камни, немного потрясет её. Естественно, маленькие камни занимают свободное место между большими камнями. Ещё раз учитель спрашивает у учеников, полон ли стакан? Отвечают: да, полон. Тогда он берет коробку, наполненную песком, и насыпает его в стакан. Естественно, песок занимает полностью существующее свободное место и всё закрывает. Ещё раз учитель спрашивает у учеников, полон ли стакан? Отвечают: да, и на этот раз однозначно, он полон.

Ведущий: А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что стакан — это ваша жизнь. Большие камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, будущие ваши дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Маленькие камни — это вещи, которые лично для вас становятся важными: учеба, потом работа, мобильный телефон, компьютер, в дальнейшем дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи (повседневная суета). Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться маленькие и большие камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Поэтому обращайте внимания на важные вещи, находите время для ваших друзей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас еще будет время для всего остального. Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену, а все остальное - это только песок.

Своими корнями оно уходит глубоко в землю. Это даёт ему пищу, устойчивость. Благодаря этому, оно имеет крепкий ствол, много ветвей. Так и в жизни. Корни - это ваши родители, семья, которые дают вам основу в вашей жизни, уверенность в завтрашнем дне, вы крепнете, набираетесь сил. Ваши ветви – это знания, опыт, которые вы приобретаете в течение жизни. На нём обязательно будут плоды. Это ваши успехи! Подойдите к нашему дереву и повесьте на него свои плоды

Посмотрите на это дерево, какое оно удивительно красивое, с разными плодами. Вот и жизнь – яркая, разнообразная, прекрасная!

Но нам свойственно странное противоречивое отношение к жизни. С одной стороны, мы любим жизнь, с другой – не ценим её каждодневно.

Ведущий: В заключение сегодняшнего разговора о жизни я хочу вам рассказать притчу.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Я желаю вам, чтобы в вашей борьбе Добро всегда побеждало, чтобы вы были здоровы и счастливы.

Цель: помочь взрослеющему человеку понять, что он не одинок в этом мире, что он не должен оставаться со своими проблемами один на один.

Ход упражнения:

Ведущий: сейчас я предлагаю вам взяться за руки и почувствовать теплоту рук ваших одноклассников, почувствовать их сильное плечо и одобряющий взгляд. Чувствуете, какая крепкая у вас поддержка? А теперь оглянитесь вокруг и вы увидите поддержку и понимание со стороны учителей. Теперь мысленно выйдите в коридор, на улицу, зайдите в свой дом, загляните к друзьям, соседям, поговорите даже с незнакомым человеком. Я думаю, что в таком большом окружении людей, вы непременно найдете поддержку и хороший совет.

Ведущий: наш урок мне хочется закончить притчей:

Притча об отношении к жизни.

Пусть у вас всегда и все будет ХОРОШО!

Размышляйте о жизни, о своем месте и предназначении, ищите смысл, цените жизнь, каждый ее миг.

А сегодняшний урок, может стал для кого-то из Вас маленьким шагом на пути к осмыслению многогранного понятия «жизнь..

Цель: формированием целостного видения проблемы профилактики суицидов среди подростков.

Выделить основные социологические понятия и подходы к проблеме суицида

Рассмотреть причины суицидального поведения у подростков.

Рассмотрение мер профилактики суицидального поведения.

Вопросы для рассмотрения:

Основные социологические понятия и подходы к проблеме суицида

Причины суицидального поведения у подростков

Меры для профилактики суицидального поведения.

Методы: беседа, диалог, рассказ, общественное мнение, пример.

Основные социологические понятия и подходы к проблеме суицида

Самоубийство, суицид (лат. suicidium) — это преднамеренный акт лишения жизни самого себя. Эксперты называют основными причинами самоубийств - психические нарушения (такие как депрессия, проблемы личности, алкогольная зависимость или шизофрения, порой вызванные или усугубленные физическими заболеваниями (рак, ВИЧ-инфекция, увечья и др.).

Прогнозируется, что к 2020 году количество самоубийств в мире вырастет до 1,5 млн в год. Особенно высок уровень суицида среди молодёжи : он входит в первую тройку причин смерти среди людей в возрасте от 15 до 44 лет, тогда как в общей статистике смертности занимает 13-е место.

Каждой завершённой попытке самоубийства предшествует как минимум одна неудавшаяся, причём реальное число суицидальных попыток превышает официальные цифры. Количество же не отражённых в статистике неудачных попыток ухода из жизни в 20 раз превышает число завершённых самоубийств. В статистике учитываются только явные случаи суицида. Нередко истинной причиной смерти от несчастного случая — например, передозировки лекарственных препаратов, падения с высоты, ДТП с единственным погибшим и др. — на самом деле является суицид.

В официальную статистику самоубийств попадают только явные случаи суицида, поэтому число реальных самоубийств значительно превосходит официальные цифры - считается, что ежегодно в мире кончают с собой более 4 000 000 человек. По мнению судебных экспертов, причиной большинства так называемых "смертей от несчастного случая" (передозировка лекарственных препаратов, аварии на дорогах, падение с высоты и т. д.) на самом деле являются суициды.

19 000 000 человек ежегодно совершают неудачные попытки самоубийства…

Только один из четырех (24%) тех, кто совершил попытку самоубийства и остался жив, соприкасается с профессиональной системой здравоохранения.

В России за последние 20 лет покончили жизнь самоубийством 830 тысяч человек. За это время уровень самоубийств снизился практически вдвое (с 39.2 - в 1990 до 21.4 - в 2011). В Москве суицидальный показатель составляет 11, в Питере - 18. В некоторых районах России (Волго-Вятском, Западно-Сибирском, Восточно-Сибирском, Дальневосточном, Уральском) этот показатель достигает 65-80, в Корякии - 133, Коми - 110, на Алтае - 102, в Удмуртии — 101 на 100 тыс. населения.

В настоящее время Россия занимает третье место в мире по количеству самоубийств на душу населения. По методике ВОЗ, уровень суицида в России по-прежнему оценивается как критический, с ними согласны эксперты ГНЦ имени Сербского. Ежегодно 24 тыс. россиян кончают жизнь самоубийством. Каждый третий российский самоубийца погибает, находясь под действием наркотиков.

40 % суицидентов воспитывались в неполных и/или неблагополучных семьях, однако причинами самоубийств являются не только семейные конфликты, связанные с неправильным воспитанием или пьянством одного из родителей, но и проблемы подростков в отношениях со сверстниками. Около 95 % подростков-самоубийц имеют психологическое расстройство на момент его совершения. Факторы, которые увеличивают риск суицида среди подростков, включают раннюю алкоголизацию и употребление наркотиков. Подростки начинают употреблять пиво в среднем с 13 лет, это влечёт нарушения в психике.

Причины суицидального поведения у подростков

Несмотря на то, что, на протяжении веков ученые стремились дать теоретическое обоснование суицидальному поведению, в настоящее время нет единой теории, объясняющей природу самоубийств, причины и мотивы суицидального поведения. Среди множества концепций выделяются три основные концепции суицида : психопатологическая, психологическая и социологическая.

Психопатологическая концепция исходит из положения о том, что все самоубийцы — душевнобольные люди, а суицидальные действия — проявления острых или хронических психических расстройств. Предпринималась даже попытка выделить самоубийства в отдельную нозологическую единицу (suicidomania, а сама проблема изучалась специфическими для медицины методами, т. е. с точки зрения этиологии, патогенеза и клиники заболевания. Предлагались различные методы физиотерапевтического и медикаментозного лечения суицидомании (кровопускания, слабительные, желчегонные средства, холодные влажные обертывания и т. д.).

Социологическая концепция исходит из того, что в основу суицидального поведения закладываются снижение и неустойчивость социальной интеграции, а самоубийство во всех случаях может быть понято лишь с точки зрения взаимоотношений индивида с социальной средой, при этом собственно социальные факторы играют ведущую роль.

По мнению представителей этой концепции, большинство суицидальных действий направлены не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных связей с окружающими. Это в первую очередь относится к суицидальным действиям подростков, поскольку они направлены обычно не против своей личности, а против окружения, против ситуации, сложившейся в определенной социальной группе. Речь идет не о покушении на самоубийство, а лишь о применении суицидальной техники для достижения цели.

Самоубийство в детском возрасте побуждается гневом, страхом, желанием наказать себя или других, нередко суицидальное поведение сочетается с другими поведенческими проблемами, например прогулами школы или конфликтами. Психологическими особенностями детей и подростков группы риска являются впечатлительность, внушаемость, низкая критичность к своему поведению, колебания настроения, импульсивность, способность ярко чувствовать и переживать.

Возникновению суицидального поведения также способствуют тревожные и депрессивные состояния. Признаками депрессии у детей могут быть печаль, ощущение бессилие, нарушения сна и аппетита, снижение веса и соматические жалобы, страхи, неудачи и снижение интереса к учебе, чувство неполноценности или отвергнутости, чрезмерная самокритичность, замкнутость, беспокойство, агрессивность и низкая устойчивость к фрустрации.

Многие исследователи, анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделили четыре основные причины самоубийства:

• изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);

• беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);

• безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);

• чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Амбрумовой А. Г., Бородиным С. В., Михлиным А. С. (1980) была предпринята попытка классификации основных суицидальных мотивов, в числе которых выделялись следующие:

• семейные конфликты, развод (для подростков — развод родителей);

Читайте также: