Конспект урока москва златоглавая

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока окружающего мира по теме

"Москва златоглавая", 3-й класс

Подготовила: учитель Ольга Сергеевна Брусина

1.Дать представление о Московском Кремле как уникальном архитектурном и историческом памятнике времен Московского государства. Углубить знания о времени Московского государства.

2.Развивать познавательную активность и творческие способности; совершенствовать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сопоставление. Развивать эстетическое представление и художественный вкус учащихся.

3.Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину, бережного трепетного отношения к историческому наследию. Воспитать интерес к науке истории, к прошлому России.

Ключевые слова: Москва златоглавая, Кремль – сердце России, Спасская башня, Соборная площадь, колокольня Иван Великий, Успенский собор, Московский Кремль, царь Иван Васильевич Грозный, собор Василия Блаженного, Благовещенский собор, Архангельский собор.

Оборудование: презентация, учебник “Моё Отечество” под редакцией Д.Д. Данилова, С.В. Тюрина, рабочая тетрадь к учебнику, доп.материалы

I .Орг.момент:

Итак. Мы начинаем наш урок. Положите правую ладонь на левую сторону груди.

- Что вы чувствуете? (сердце)

- Вы чувствуете, как бьется ваше сердце!

-А что для человека сердце? Сердцем мы чувствуем, мы любим маму, родных, друзей. В нашем сердце еще живет любовь к Родине.

- Скажите, ребята, а кто из вас был в Москве?

Давайте посмотрим небольшой фильм о Москве. Фильм о Москве. Слайды о Москве.

- Почему Москву называют златоглавой? (вывешивается слово) Лексическая работа.

- Это какое слово? Вспомните из курса русского языка.

Слово златоглавая – сложное, состоит из основ 2 слов злато (золотая) и глава (голова).

Так почему же златоглавая? Златоглавая, потому что все купола соборов покрыты золотом. Золотые купола.

- Какая тема урока? Москва златоглавая

У вас на партах лежат конверты. Достаньте листочки и составьте пословицу. Работаем в парах. Кто составил, поднимите руку. Работаем не более 1 минуты. Зачитайте. Давайте проверим, правильно ли вы собрали пословицу. На слайде появляется текст пословицы:

Москва – всем русским городам мать.

- Как вы понимаете значение этой пословицы? - (Москва столица нашей родины.)

- Давайте вспомним, как строилась Москва? С чего начиналась строительство? А начинала она строиться с Кремля.

Первое упоминание о Москве относится к 1147 году. Какой это век? Когда-то на месте нынешней Москвы росли густые еловые, сосновые и дубовые леса. Из богатого города Суздаля прискакал с дружиной князь Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы-крепости. Полюбился князю удобный для обороны холм – место при слиянии узенькой речки Неглинной с полноводной, чистой, как слеза, Москвой рекой. Обнесли воины холм земляным валом, забором, поставили с запада и востока ворота, выстроили дубовые княжеские палаты, вырыли ров вокруг.

- С какой целью строил Юрий Долгоруков новую крепость? ( защита от нападения монголо-татар.

- Что обозначает слово Кремль? (Кремль – крепость, укрепление для защиты от врагов)

- Что вы знаете о Кремле?

Кремль очень красивый. В Кремле много музеев. Кремль находится в столице нашего государства. Москва начала строиться с Кремля. Из Кремля цари управляли страной. Правильно.

А когда возникло Московское государство?

Правнук Дмитрия Донского объединил под властью Москвы большинство русских земель и в 1480 году избавил их от ордынской зависимости. Так возникло новое, Московское государство.

Слайды - КРЕМЛЬ

А знаете ли вы, что в Московском Кремле более 20 башен, 8 больших именных, а остальные без имени. Длина стены Кремля 2235 метров, высота – 19м, толщина стен от 3,5 до 6,5 метров.

Но Кремль не всегда выглядел так. Его строительство началось ещё в XII веке во времена Древней Руси. Тогда Кремль (от слова "кромить" - строить) был всего лишь небольшим укреплением, сложенным из сосновых брёвен. В начале XIV века построили новые стены из крепких дубовых брёвен, а в конце этого века по велению Дмитрия Донского дубовые стены были заменены на белокаменные (тогда-то и стали называть Москву белокаменной). В конце XV века Иван III приказал на смену обветшалым стенам Кремля возвести новые из красного кирпича. (По ходу повествования учитель демонстрирует изображение Кремля разного времени постройки и репродукцию с картины "Расцвет Кремля" А.М.Васнецова)

Звук курантов. Включаются слайды с боем курантов.

- Что вы сейчас услышали? (Бой курантов)

Куранты бьют на Спасской башне Московского Кремля.

Работа по учебнику.

Откроем стр.58 учебника и прочитаем, как строился Кремль, читает 1 ряд

- Что является главным в кровеносной системе человека? Сердце.

Все необходимые вещества проходят через человеческое сердце.

КАРТА РОССИИ

А теперь посмотрите на карту России. Что является сердцем России? Москва

Какой возникает вопрос?

Почему Кремль называют сердцем России?

Можно ли сразу ответить на вопрос?

Является ли Кремль, сердцем России?

- Вы готовы ответить на этот вопрос? Нет

Итак, давайте познакомимся с главными историческими достопримечательностями Кремля.

Соборная площадь - исторический и архитектурный центр Московского Кремля . Занимает самую высокую часть кремлёвского холма . Площадь окружают: Успенский собор , Архангельский собор , Благовещенский собор и Колокольня Ивана Великого , а также палаты и церкви.

С Соборной площадью связано множество исторических событий:

в Успенском соборе проходили коронации русских царей и императоров, а Архангельский собор служил им усыпальницей .

А подробнее нам расскажут об этом ребята.

Колокольня Ивана Великого. Ксюша Ефремова.

Всего на колокольне находятся 34 колокола.

Успенский (самый большой). Другие названия — Праздничный, Царь-колокол. Весит 65320 кг. Сколько это тонн? 65 т 320 кг

Реут, или Ревун. Весит — 32т 760 кг. Сколько это кг?

Он был изготовлен по указу царя Михаила Федоровича в 1622 году Андреем Чоховым . Во время взрыва французами уши отвалились, но их так искусно приделали, что даже звон не изменился. В 1855 году он упал, пробив пять этажей и убив несколько человек. Колокол подняли и поставили на место.

Другие колокола

Медведь — древнейший ( 1501 ). Масса 7223 кг.

Лебедь. Масса 7371 кг. Перелит из старого колокола в 1775 году с сохранением прежней формы и надписи. Назван так из-за того, что его звон напоминает лебединый крик.

Корсунский. Масса 655 кг. Перелит из старого Корсунского колокола Нестором Ивановым в 1554 году.

Какое здание было самым высоким в Древней Москве?

Успенский собор. Настя Блинова.

Успенский собор назван в честь Успения Пресвятой Богородицы

Из святынь в нем сохранились Гвоздь Господень и Посох святителя Петра

В Успенском соборе происходили самые главные исторические события (коронование на царство, прием послов и мн.др.), поэтому он стал главным собором Древней Москвы.

Чем являлся Успенский собор в Древней Москве?

Иван Грозный (рассказывает учитель)

В 17 лет в 1547г Иван IV Грозный принял венчание на царство. В каком году он родился? (1530г XVI века) Какой это век?

Рассказ учителя об Иване Грозном в сопровождении колокольного звона (аудиозапись).

Иван Грозный считал свою власть неограниченной, данной ему от Бога. "Мы своих холопов (то есть рабов, которыми царь считал всех без исключения подданных, от боярина до крестьянина) вольны казнить и миловать", - говорил он. У Ивана IV Грозного была особая гвардия - опричники, которые поступая на службу, отказывались от отца и матери и давали клятву выполнять любые приказания царя. С помощью опричников Иван IV расправлялся с неугодными людьми и целыми городами. Жители государства не могли защитить свои права, так как высшим судьёй в государстве был сам царь и всех остальных судей назначал

Мы видим на рисунке, как метрополит возлагает на голову юноши золотую, украшенную мехом шапку. Это царский венец, шапка – корона, украшенная соболем и драгоценностями. Наиболее древней и известной является Шапка Мономаха . По духовным завещаниям великих князей, Шапка Мономаха оставалась единственной до времен Ивана Грозного. Существуют две версии появления шапки Мономаха у русских царей: 1) это подарок Узбек-хана Ивану Калите за преданность. Вторая – подарок Византийского императора – Константина Мономаха своему внуку Киевскому князю Владимиру Мономаху. А более подробно вы можете узнать об этих версиях, прочитав дополнительные источники по истории Древней Руси, сходив в библиотеку или на страницах Интернета.

Что такое шапка-Мономаха?

Благовещенский собор. Даша Кулакова

Благове́щенский собо́р — православный храм в честь Благовещения Богородицы, расположенный на соборной площади Московского Кремля

Чем являлся Благовещенский собор для царской династии?

Собор Василия Блаженного (Покровский собор) учитель:

Построен в ознаменование победы над Казанским ханством. Согласно заданию , собор должен был состоять из 8 отдельных церквей , символизирующих дни решающих боев за Казань . Память о злодействах Ивана Грозного хранит этот самый красивый храм России - собор Василия Блаженного (Покровский собор). Его построили зодчие Барма и Постник. Уже в те времена люди разных стран называли его чудом света, невиданным творением рук человеческих. Однако народное предание гласит, что царь жестоко отплатил мастерам за их труд . Так как он не желал, чтобы мастера построили храм, такой же красоты, он велел выколоть глаза тем зодчим.

Есть у Покровского собора одна интересная тайна. В 1552 году Ивану Грозному в честь взятия им Казани подарили шапку, названную Казанской (показ иллюстрации). Она хранится в настоящее время в Музее-заповеднике "Московский Кремль". Так вот эта шапка, как стало известно недавно, являет собой как бы прототип собора Василия Блаженного, она - схематичное его изображение. В центре главный "купол", который венчают главка и макушка. Вокруг него 8 так называемых золотых наверший, то есть 8 церквей. Отсюда возникло предположение, что царь дал задание соорудить Покровский собор, взяв за основу Казанскую шапку.

Какой собор считают самым красивым?

Архангельский собор. Шашков Андрей

Как и остальные церкви он был построен на месте деревянного храма. Его строительство было оплачено князем Иваном Калитой, который дал обет возвести храм, если Россия будет спасена от голода (за год до этого случился неурожай ржи). Собор известен еще захоронениями князей и царей всея Руси, и первым там был захоронен сам Иван Калита.

Давайте поблагодарим наших юных экскурсоводов за интересные рассказы. Хочу лишь сделать небольшое дополнение: Архангельский собор закрытый. В нём покоятся останки 46 правителей государства.

Физминутка. Включается аудиозапись мелодии для релаксации. Учитель показывает движения.

Встаньте. Расслабьте мышцы спины, плеч и рук.

Представьте, что вы сворачиваетесь в клубок.

Ваше тело начинает обвивать клейкая ниточка- паутинка

Вы висите на тоненькой веточке и раскачиваетесь из стороны в сторону.

Неожиданно за спиной что-то затрещало и у вас появились нежные, прозрачные крылышки.

Теперь вы их расправляете и превращаетесь в беззаботного мотылька

Он беспечно порхает с цветка на цветок.

Сильный порыв ветра вырвал его из круга друзей и перенес в неизвестное место.

Рассмотрите его: это высокие и красивые стены, которые сложены из красного кирпича, а над ними возвышаются золотые купола и слышен легкий, едва уловимый, перезвон колоколов.

Где же это мы оказались? Мы оказались в центре Москвы, в Кремле.

Значит, теперь мы можем ответить на наш проблемный вопрос:

Почему Кремль – сердце России? Да можем

Мы многое знаем.

Кто сделает вывод? Кремль является сердцем России, потому что…..

Кремль красивый. Кремль находится в центре города.

Кремль – самое дорогое, что есть у Москвы. Поэтому Кремль можно назвать сердцем России.

Кремль находится в Москве, Москва – столица России, в столице находятся органы власти, которые издают законы для всего государства.

В Кремле много музеев.

В Кремле раньше управляли цари.

А сейчас в наше время, кто управляет страной? Президент. Обернитесь на наш фото-музей.

Кто сейчас является президентом РФ? В.В.Путин.

Учитель дополняет. Современными символами России являются - флаг, герб, гимн и главой государства – президент.

Выключается проектор и поднимается экран. На доске тест. У ребят тест.

А сейчас я предлагаю вам проверить свои знания через тест. Возьмите листочки. В них вы должны соединить стрелочками основные сведения нашего урока. Вы можете воспользоваться учебником. На выполнение этого задания я даю вам 5 мин

А для тех, кто быстрее выполнит задание, у меня есть сюрприз. Это две легенды о Древней Москве. Выполнив задание, нужно подойти ко мне и взять свиток.

Соборная площадь – архитектурный центр и исторический центр Московского Кремля

Успенский собор – главный собор Древней Москвы

Покровский собор (Храм Василия Блаженного) – самый красивый, напоминает о

злодеяниях Ивана Грозного

Благовещенский собор - придворная церковь царской династии

Архангельский собор - усыпальница царской династии

Шапка Мономаха – венец, корона русских царей

Колокольня Ивана Великого – самое высокое здание Древней Москвы

Кремль – сердце России

Если ошибок нет, поставьте веселый смайлик

Если вы ошиблись в 1-2 стрелочках, поставьте своему соседу нейтральный смайлик, если в 2-3, то не расстраивайтесь. Прочитайте внимательно дома.

Итак. Какая тема сегодняшнего урока? (Москва златоглавая)

Итог урока. Рефлексия.

Выберите из 2 сердечков, какое сейчас у вас настроение относительно вашей работы на уроке?

Красное сердечко – у меня все получилось, я узнал много нового о Москве

Розовое сердечко – у меня не все получалось, но я прочитаю параграф еще раз дома

А кого что–то удивило? Поднимите свое бумажное сердечко.

Что нового вы сегодня узнали? Что было самым интересным? Где это может вам пригодится? А где можно узнать об этом еще подробнее?

А кого вы бы хотели поблагодарить за работу на уроке?

Домашнее задание.

1.В тетради выполнить задание 1-3 на стр. 23-24

Нажмите, чтобы узнать подробности

- познакомить учащихся с личностью Ивана Грозного, его деятельностью.

- Организовать деятельность по развитию речи, мышления, навыков переработки информации, развитию коммуникативных умений.

-Способствовать формированию гордости за принадлежность к своему народу, государству, его славному историческому прошлому;

- Способствовать формированию нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей путем личностного восприятия историко-культурных ценностей.

- Осуществить межпредметную связь (музыка, литературное чтение, математика, история)

Тема: МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ

Способствовать формированию представления о Москве, как столице России, образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времён Московского государства, показать взаимосвязь Москвы древней и современной; способствовать формированию у учащихся образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времён Московского государства.

- познакомить учащихся с личностью Ивана Грозного, его деятельностью.

- Организовать деятельность по развитию речи, мышления, навыков переработки информации, развитию коммуникативных умений.

-Способствовать формированию гордости за принадлежность к своему народу, государству, его славному историческому прошлому;

- Способствовать формированию нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей путем личностного восприятия историко-культурных ценностей.

- Осуществить межпредметную связь (музыка, литературное чтение, математика, история).

Воспитание патриотизма как необходимого качества (так как любовь к Отечеству является основанием формирования духовно-нравственной личности).

В целях решения задач физического и санитарно – гигиенического воспитания развивать работоспособность через профилактику утомления.

1. Развитие кругозора, повышение интеллектуального уровня.

2. Развитие логического мышления.

3. Развитие речи (обогащение словаря).

Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:

Интерактивная доска, проектор

карточки с опорными словами и пословицами о Москве;

выставка книг о Москве;

Презентация в Microsoft Power Point.

Музыкальное оформление:

аудиозапись звона колоколов.

Этапы урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

II. Постановка проблемной ситуации.

III. Совместное открытие новых знаний

V. Физминутка ( под музыку)

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

- Сегодня на уроке у нас гости. Давайте поприветствуем наших гостей. Молодцы!

- Сейчас мы отправимся в очередное путешествие по нашей истории. Давайте пожелаем, друг другу удачи, а с собой в путешествие возьмем организованность, дружбу, взаимовыручку, внимательность.

- Я уверена, что вы сегодня будете не просто слушать и смотреть, а активно работать на уроке, сами открывать новые знания.

- Желаю вам успешной работы на уроке!

- Но прежде, чем отправимся в путешествие, нужно составить из слов пословицы, написанные на карточках.

1) Москва не сразу строилась.

2)Кремль – сердце Москвы.

3) Москва – мать всем городам.

4)Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал.

(ученики выходят к доске с написанными пословицами и объясняют смысл пословиц)

- Что общего в этих пословицах?( в них говорится о Москве)

- Кто догадался , куда мы с вами отправимся путешествовать? ( в Москву)

- Правильно, в Москву.

Тема нашего урока: Москва златоглавая. Как вы думаете, почему Москву называют златоглавой? ( в ней много соборов с золотыми куполами).Какое это слово(сложное – в нём 2 корня - злат и глав). Правильно, слово златоглавая переводится как имеющая золотые купола)

- Ребята, я вас сегодня приглашаю совершить путешествие в одно из самых прекрасных и важных мест нашей страны…

Слайд № 1-2

Деревья в три обхвата,

Дремучие леса.

Среди лесов когда-то

Наш город поднялся.

Здесь шли тропинки узкие,

Овраги и поля,

Но все дороги русские

Сходились у Кремля.

Обратите внимание на слова в стихотворении.(здесь сказано, что все дороги ведут в этот город, значит этот город – столица нашей страны, город Москва).

Слайд 3

Учитель:

Что же мы узнаем о Москве?

Учитель:( документ-камера)

- Совершив путешествие в сердце столицы Московский Кремль, мы хотим узнать:

Каким был облик Московского Кремля в разные времена и какое значение имел Кремль для Московского государства;

Назовём соборы Московского Кремля и их назначение;

Познакомимся с государями Москвы, история правления которых связана с памятниками Москвы

Учитель:

-Перенесёмся мысленно в Москву. Так ли выглядит Кремль сейчас? (он построен из красного кирпича, а на иллюстрации он белокаменный)

Учитель:

У городов, зданий, как и у людей, бывает детство. Вот и наша огромная и прекрасная столица была когда-то маленькой и никому неизвестной. А Кремль не всегда был каменным.

Слайд 6

Учитель:

Слайд :

Вот он,первый Кремль сосновый,

За бревенчатой стеной.

Так родился город новый,

И назвался он Москвой.

Да не город – деревушка,

На пригорке - церковушка,

Кучка княжих теремов

Да десятка два домов.

(Кремль был построен из сосны, а сосна – непрочный материал, пожар может уничтожить постройки)

Учитель:

Правильно, у дерева есть опасный враг- огонь. И Москва горела. И не один раз. Но с каждым разом её отстраивали, и она становилась всё красивее и красивее. Но вот мог ли такой Кремль быть надёжной защитой от врагов?

Слайд :

Подсказка:

Для Кремля с каменоломни

Возят камень целый год.

И былой стене на смену

Строит каменную стену

Терпеливый наш народ.

( теперь Кремль стал каменным, надёжной защитой от врагов)

Учитель:

Правильно, а мы вместе с Емелей отправимся в то время, когда Кремль приобрёл современный вид. Тот Кремль, который сохранился и до наших дней, насчитывает 5 столетий.

Слайды:

(государь всея Руси Иван III захотел, чтобы его столица была самым красивым и неприступным городом. Он пригласил итальянских мастеров для строительства столицы. В течение 10 лет под их руководством русские люди строили кремлёвские стены и башни.)

19 июля 1485 года началось строительство нового Кремля. Это была первоклассная крепость. Её стены, высотой от 8 до 19 метров и толщиной 3-6 метра, протянулись более чем на два километра. По верхней кромке стены проходила широкая боевая площадка, прикрытая с внешней стороны тысячью зубцов, по форме напоминавших ласточкин хвост. По периметру стен располагались 20 мощных башен. Они служили не только для обороны. Первой башней Кремля стала Тайницкая.

Слайд:

( Тайницкая- тайник, Водовозная- возили воду, Царская – цари, Набатная – колокол, Кутафья-?)

Рита:

Слайд:

Учитель(работа в группах)

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выполнить вычисления.

Спасская: 100 – 29 =

Комендантская: 18 + 23 =

Водовозная: 48 + 14 =

Троицкая: 100 – 20 =

Боровицкая: 30 + 24 =

Петровская: 10 + 17 =

Если я называю Троицкую башню, вы встаёте на носочки, руки вверх

Царскую: присесть на корточки

Кутафью: руки впереди кольцом;

Набатную: три хлопка в ладоши

Слайд:

( у них у всех есть золотые купола)

Учитель:

Не случайно Москву называют златоглавой. Тут наш Емеля и растерялся. Как ему выполнить поручение барыни, если он не знает, где какой собор.

Щука предложила ему обратиться за помощью к ребятам.

Презентация 1 группы(рассказ про колокольню Иван Великий)

Алиса, Марта

Звучит колокольный звон

Учитель: Как вы думаете, почему так весело звонят колокола?

Случилось какое-то важное событие. Родился наследник государя, внук

Ивана III – Иван IV.

Звучит колокольный звон

Прошло 17 лет, и вновь звонят колокола. А послужило поводом для этого- венчание на царство.( иллюстрация)

А происходило это в Успенском соборе.

Презентация 2 группы(рассказ про Успенский собор)

Виталя,Диана,София Т., Саша

Учитель:

Иван IV стал первым правителем на Руси, которого величали царём. А Символом царской власти была шапка Мономаха. Теперь любой русский человек, князь или крестьянин подчинялся его воле. Народ верил в доброго царя, называл его батюшкой, защитником. Но в историю он вошёл как Иван Грозный.

Ученики: грозный вид, грозный к врагам, грозный к своему народу.

Учитель:

- Время правления Ивана IV было отмечено большими изменениями – реформами. Он хотел добиться многих благ для своего государства.

Задание:в группах

Карточки

Казнил бояр, выступавших против царской воли

Росли русские города

Создал стрелецкое войско

Присоединил Казань, Астрахань, Западную Сибирь

Обвинил в заговоре против себя жителей Новгорода и устроил погром и насилие

Не пощадил своего сына

Построил собор Василия Блаженного( табличка должна быть зачитана последней)

Звучит колокольный звон

Слайд

В честь победы над Казанью

Двум умелым мастерам

Царь велел построить храм.

И воздвигли люди эти

Небывалый в целом свете,

Пёстрый, сказочный собор,

Что стоит и до сих пор.

Учитель: представьте себя зодчими. Сложив пазл, вы узнаете имена создателей собора Василия Блаженного.

Работа в парах: ученики собирают пазл, называют имена - Барма и Постник.

- Как вы думаете, как их отблагодарил царь?

Народное предание гласит, что Иван Грозный жестоко отплатил мастерам за их труд. Он спросил у них могут ли они построить собор ещё краше, и они ответили ему что могут, тогда он приказал выколоть им глаза, чтобы они не смогли сделать собор ещё краше. Тяжкие грехи не давали покоя государю. Часто по длинным переходам своего дворца он приходил в Благовещенский собор. Здесь, стоя на коленях, грозный царь вспоминал имена невинно убитых им людей и пытался вымолить у бога прощение.

Учитель:

- Справедлив ли был к ним царь? Может ли подобное произойти в наши дни? Почему?

Ученики:

Царь был несправедлив, жесток. В наши дни соблюдают права человека, ценят людей за их творчество, судят только преступников. А мастера – великие зодчие, заслуживают славы и почести.

Учитель:

Мы увидели, что Иван IV и грозен был, и жесток, но сыграл большую роль в истории нашей страны. Наступили моменты, когда тяжкие грехи не давали царю покоя, он молился о прощении в Благовещенском соборе.

Слайд :

Презентация 3 группы(рассказ про Благовещенский собор)

Виктория, Софья К.

Учитель:

Наше путешествие по Соборной площади завершится у храма, о котором расскажет 4 группа.

Презентация 4 группы(рассказ про Архангельский собор)

Вера, Настя Ц.

Звучит колокольный звон

Учитель:

Русский народ прощается с первым русским царём.

Наше путешествие подошло к концу. О чём же вы узнали в ходе путешествия? Что вас удивило?

Над чем вы задумались?

Пригодятся ли полученные знания?

- Оцените свою работу.

- Какие чувства возникают у вас, когда вы слышите слова Москва, Кремль?

- Обратите внимание на выставку книг о Москве. Кто захочет больше узнать об этом чудесном городе, в школьной библиотеке вы найдёте книги по этой теме. Композиторы посвящают Москве свою музыку и песни. И вот есть один знаменитый певец, который исполняет замечательную песню о Москве. Я предлагаю вам посмотреть видеофильм, в котором будет звучать эта песня.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Приложение 1

1) Москва не сразу строилась.

2)Кремль – сердце Москвы.

3) Москва – мать всем городам.

4)Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал.

Приложение 3

Спасская: 100 – 29 =

Комендантская: 18 + 23 =

Водовозная: 48 + 14 =

Троицкая: 100 – 20 =

Боровицкая: 30 + 24 =

Петровская: 10 + 17 =

Спасская: 100 – 29 =

Комендантская: 18 + 23 =

Водовозная: 48 + 14 =

Троицкая: 100 – 20 =

Боровицкая: 30 + 24 =

Петровская: 10 + 17 =

Казнил бояр, выступавших против царской воли

Росли русские города

Создал стрелецкое войско

Присоединил Казань, Астрахань, Западную Сибирь

Обвинил в заговоре против себя жителей Новгорода и устроил погром и насилие


Урок поможет сформировать представление о Москве, как столице России, раскрыть последовательность превращения древней Москвы в столицу огромного российского государства.

Описание разработки

Задача:

осмысление того, что Москва не только столица России, но и один из красивейших городов мира.

Основная мысль урока:

Кремль – “сердце Москвы” со времён Московского государства является центром столицы России.

Цели:

1. Сформировать представление о Москве, как столице России, показать взаимосвязь Москвы древней и современной. Раскрыть последовательность превращения древней Москвы в столицу огромного российского государства.

2. Формирование у детей образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времён Московского государства.

3. Создание образа царя Ивана Грозного (1533 – 1584) и смутной эпохи его правления.

4. Способствовать формированию гордости за принадлежность к своему народу, государству, его славному историческому прошлому.

Ход урока.

I. Орг. момент.

Долгожданный дан звонок –

Если много знать хотите,

В страну знаний поспешите.

II. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке, я предлагаю вам самим догадаться какова же тема нашего сегодняшнего урока. Для этого составьте из слов, написанных на карточках, пословицы и попробуйте объяснить их смысл. (ученики составляют пословицы: 1. Москва не сразу строилась. 2. Кремль – сердце Москвы. 3. Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал. 4. На Москву идти – голову нести. 5. Москва – мать всем русским городам.)

Учитель вывешивает пословицы на доску – это план урока.

- Что общего в этих пословицах? О чём они? Какова же тема нашего урока? (Пословицы о Москве. Значит и тема урока о Москве.)

- Да, но не только просто о Москве – центре страны. Мы совершим увлекательное путешествие в далёкие и близкие пласты истории.

Утром, включая радио, мы слышим, как бьют часы – куранты на главной Кремлёвской башне, мелодичный звон летит над всей планетой.

- Хочется всё сразу рассказать и узнать о Москве, о Кремле. Но недаром говорили наши деды: “Скоро не бывает споро”.

Конспект урока по окружающему миру для начальных классов Москва златоглавая

- Свою столицу – раскидистую, широкую с её нескончаемой сутолокой больших улиц, с ослепительным потоком электрических огней – мы любим все. Москва – часть души русского человека. Поэты посвящают ей стихи, композиторы музыку, художники пишут картины. А что расскажет о Москве история?

III. Актуализация знаний.

- С чьим именем связано основание Москвы? (Юрия Долгорукого.)

- Кто стал первым правителем Московского государства? (Иван III Великий Государь.)

- Какое самое красивое сооружение было построено уже через 9 лет после основания Москвы? (Кремль.)

Деревья в три обхвата,

Среди лесов когда – то

Здесь город поднялся.

Шли тропинки узкие,

Но все дороги русские

Сходились у Кремля.

Стоял велик и чуден

Московский древний град.

Он дорог русским людям,

Он славою богат.

IV. "Открытие" нового знания.

У городов, зданий, как и у людей, бывает детство. Вот и наша огромная и прекрасная столица была когда-то маленькой и никому неизвестной. А Кремль не всегда был каменным!

- В XII веке, Кремль был деревянный, сосновый. Его обнесли даже рвом и земляным валом, но от дождя и снега он долго продержаться не мог.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Задача: осмысление того, что Москва не только столица России, но и один из красивейших городов мира.

Основная мысль урока: Кремль – “сердце Москвы” со времён Московского государства является центром столицы России.

Сформировать представление о Москве, как столице России, показать взаимосвязь Москвы древней и современной. Раскрыть последовательность превращения древней Москвы в столицу огромного российского государства.

Формирование у детей образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времён Московского государства.

Создание образа царя Ивана Грозного (1533 – 1584) и смутной эпохи его правления.

Способствовать формированию гордости за принадлежность к своему народу, государству, его славному историческому прошлому.

Оборудование:

карточки с опорными словами и пословицами о Москве;

выставка книг о Москве

учебник А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.В. Тырин “Окружающий мир. Моё Отечество” 3-ий класс (часть 2)

рабочая тетрадь “Моё Отечество”.

Иллюстрации основных памятников культуры столицы:

Собор Василия Блаженного;

колокольня Иван Великий;

Музыкальное оформление:

песня О. Газманова “Москва”

I. Оргмомент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Если много знать хотите,
В страну знаний поспешите.

II. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке, я предлагаю вам самим догадаться какова же тема нашего сегодняшнего урока. Для этого составьте из слов, написанных на карточках, пословицы и попробуйте объяснить их смысл. (ученики составляют пословицы: 1.Москва не сразу строилась. 2. Кремль – сердце Москвы. 3. Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал. 4.На Москву идти – голову нести. 5.Москва – мать всем русским городам.)

Учитель вывешивает пословицы на доску – это план урока.

- Что общего в этих пословицах? О чём они? Какова же тема нашего урока? (Пословицы о Москве. Значит и тема урока о Москве.)

- Да, но не только просто о Москве – центре страны. Мы совершим увлекательное путешествие в далёкие и близкие пласты истории.

Утром, включая радио, мы слышим, как бьют часы – куранты на главной Кремлёвской башне, мелодичный звон летит над всей планетой.

- Хочется всё сразу рассказать и узнать о Москве, о Кремле. Но недаром говорили наши деды: “Скоро не бывает споро”.

- Свою столицу – раскидистую, широкую с её нескончаемой сутолокой больших улиц, с ослепительным потоком электрических огней – мы любим все. Москва – часть души русского человека. Поэты посвящают ей стихи, композиторы музыку, художники пишут картины. А что расскажет о Москве история?

Столица – мать! Тебе хвала,
В веках ты видела немало,
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.

III. Актуализация знаний

- С чьим именем связано основание Москвы? (Юрия Долгорукого.)

- Кто стал первым правителем Московского государства? (Иван III Великий Государь.)

- Какое самое красивое сооружение было построено уже через 9 лет после основания Москвы?(Кремль.)

Деревья в три обхвата,
Дремучие леса…
Среди лесов когда – то
Здесь город поднялся.
Шли тропинки узкие,
Овраги и поля,
Но все дороги русские
Сходились у Кремля.
Стоял велик и чуден
Московский древний град.
Он дорог русским людям,
Он славою богат.

IV. “Открытие” нового знания.

У городов, зданий, как и у людей, бывает детство. Вот и наша огромная и прекрасная столица была когда-то маленькой и никому неизвестной. А Кремль не всегда был каменным!

-В XII веке, Кремль был деревянный, сосновый. Его обнесли даже рвом и земляным валом, но от дождя и снега он долго продержаться не мог.

Вот он, первый Кремль сосновый,
За бревенчатой стеной.
Так родился город новый
И назвался он Москвой.
Да не город – деревушка,
На пригорке – церковушка,
Кучка княжьих теремов,
Да десятка два домов.

- В начале XIV века Иван Калита, сделал Кремль из дуба. Почему? (Дуб – самое прочное дерево.)

Вот прошло немало лет
И на старом пепелище,
На Кремлёвском городище
Вырастают снова срубы
С крепостной стеной из дуба.
За стеною - терема,
И амбары и дома.

- И только в конце XIV века Кремль стал белокаменным, он так видоизменился при князе Дмитрий Донском. Использовался белый известняк меловых гор в округе Москвы. Известняк тоже не очень прочный строительный материал, но всё, же ему не страшны пожары.

И прошло 130 лет,
Прежде чем увидел свет
Кремль московский, только новый –
Не дубовый, не сосновый.
Дмитрий – князь, Ивана – внук,
Переделал всё вокруг.
Для Кремля с каменоломни
Возят камни целый год.
И былой стене на смену
Строят каменную стену.

- В XV веке Москва стала столицей русского государства, государь всея Руси Иван III хотел, чтобы Москва была самым неприступным городом.

- Иван III пригласил итальянских мастеров, под их руководством более 10 лет строился новый Кремль. В это время и были возведены красные зубчатые стены (ласточкин хвост), стройные башни и знаменитые кремлёвские соборы, которые дошли до наших дней. Это была первоклассная крепость! Её стены высотой от 8 до 19 метров и толщиной 3-6 метров, протянулись более чем на 2 км.

- Башни кремля делали крепость особенно надёжной, с них издалека был виден неприятель. Первоначально было построено более 20 башен, сейчас остались 7 основных. В башнях хранились запасы продовольствия и оружия, в них же размещались и защитники Кремля. Не случайно за многовековую историю Кремль ни разу не был взят штурмом.

V. Расширение нового знания.

- Почему же до сих пор говорят: “Кремль – сердце Москвы”? (Ответы детей).

- Давайте же с вами войдём на территорию Кремля. Мы оказались с вами на соборной площади. (колокольный звон)

- Ребята, а что вы сейчас услышали? Это был звон колокольни Ивана Великого! Колокола звонили во время главных праздников, и звон их был слышен даже на самых отдалённых окраинах. И мы с вами отправляемся на экскурсию, по этой удивительной площади, а помогут нам как можно больше узнать о замечательных сооружениях соборной площади наши экскурсоводы.

I. Колокольня Иван Великий.

- На противоположной стороне площади, мы видим Успенский собор.

II. Успенский собор.

- В этом соборе Иван III, разорвал грамоту Хана золотой Орды, тем самым избавил Русь от Ордынской зависимости.

- Что отличало царя от других людей? (Символы власти, ответственность за свой народ и земли).

В 16 веке, царские регалии состояли из барм (драгоценные оплечия), креста, цепи, венца (головного убора), державы, скипетра и трона. Одним из венцов, являлась шапка Мономаха, она была изготовлена из чистого золота неизвестным мастером Золотой Орды и в качестве подарка в начале XIV века попала в казну московского князя Владимира Мономаха. Позже, русские мастера, украсили её драгоценными каменьями и соболиным мехом. Ею венчались, почти все русские цари.

Работа с иллюстрацией в учебнике на стр. 59. (Дети рассматривают символы царской власти: Шапка Мономаха, скипетр, держава.

- С тех пор говорят: “Тяжела ты, шапка Мономаха”.

- Расширялась и украшалась Москва и при внуке Ивана III – царе Иване IV Грозном. В то время появилась пословица: “ Кто в Москве не бывал – красоты не видал”. А сейчас мы отправимся с вами к собору Василия Блаженного.

III. Собор Василия Блаженного. Опорные

- Безграничная власть, уверенность в своей избранности, сделали Ивана IV “грозным” не только для соседей России, но и для своих подданных.

Рассмотреть репродукции картин злодейств опричнины, портреты Ивана Грозного (репродукции выбираются на усмотрение учителя).

- Сирота, воспитанный боярами в жестокости, стал одним из самых лютых царей в Российском государстве.

- Тяжкие грехи Ивана Грозного не давали покоя царю – тирану. Лица невинно убиенных им людей приходили к нему по ночам. Несмотря на пороки, первый Российский царь был глубоко верующим человеком.

Желая замолить свои грехи, по подземным переходам он приходил в Благовещенский собор. (IV.Благовещенский собор)

- Во время одного из многочисленных московских пожаров, разъярённая толпа набросилась на царя, обвиняя его и его родственников в поджоге. Монах Благовещенского собора Сильвестр, вышел навстречу толпе и остановил её словами. Потом обратился к царю с речью о его злодеяниях. Царь был потрясён произошедшим, поэтому Благовещенский собор стал его домовой церковью.

- Всё в этой жизни имеет своё начало и свой конец. Умер самый первый и самый грозный царь Российского Государства Иван Грозный, похоронен он был в Архангельском соборе.

Что же объединяет все эти величественные соборы ? (у них у всех есть золотые купола). Внимательными ли вы были слушателями для наших экскурсоводов?

О чем вы узнали в ходе нашего путешествия по Кремлю? Что вас удивило? Чему научились? Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

VII. Итог урока.

- Какое значение имел Кремль для Московского государства?

- Когда и кем были построены стены и башни этой крепости, сохранившиеся до наших дней?

- Кто стал первым царём?

- Почему во все века Москву называют златоглавой?

- Почему с XV века Москву называют матерью всех русских городов?

Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных
Будешь ты всегда жива!
Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов.

Песня О. Газманова “Москва”.

Домашнее задание: Следующая тема нашего урока о северной столице Российского Государства – Санкт – Петербурге. Эта столица намного моложе Москвы. Прошло много лет, сменилось много царей… В нашей классной библиотечке вы найдете книги по истории и узнаете о том, как правили другие Московские государи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметные умения: создавать условия для развития представления о Москве как столице России, , образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времён Московского государства, показать взаимосвязь Москвы древней и современной;

- познакомить учащихся с личностью Ивана Грозного, его деятельностью.

Метапредметные УУД:

Личностные: осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, иметь способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные : адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные : выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществлять для решения учебных задач анализа, синтеза, сравнения.

Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных познавательных задач.

Средства обучения: компьютер, презентация, учебник , толковые словари, тексты, конверты с заданием, конверты со звездочками, конверты с пословицами, отдельно картинки с изображениями соборов, буклеты, колокольчики.

Ход урока.

Дальний путь торопит нас….

Солнце встало из тумана

Осветило людный край….

Путь далёк- не унывай….

УЧИТЕЛЬ - Вы любите путешествовать?

Дети - Да.

УЧИТЕЛЬ - А что значит путешествовать?

Дети - Ездить по разным странам и городам.

УЧИТЕЛЬ - А во времени можно путешествовать?

Укажите на ленте времени где вы уже побывали, а значит отправимся куда?

УЧИТЕЛЬ - А кто нужен , что бы прошла интересная экскурсия?

Дети - Проводник, экскурсовод.

УЧИТЕЛЬ - - А если это экскурсия, то мы с вами будем вести путевой лист. Он у вас на столе.

УЧИТЕЛЬ - Сегодня в нашем путешествии вашим экскурсоводом буду я, Тимошенко Лия Георгиевна. А куда мы отправимся вы узнаете, когда откроете желтый конверт и составите из слов пословицы. Вы будете моими помощниками в путешествии? Замечательно. Приступим.

Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Москва не сразу строилась.

Москва от нас далека, да сердцем рядом.

УЧИТЕЛЬ - Так куда же мы отправляемся??

Дети - В Москву!

УЧИТЕЛЬ - Правильно, в Москву. Как будет звучать тема урока?

Дети - Названия городов пишутся с большой буквы.

Дети - Важную.

УЧИТЕЛЬ - Как вы считаете, а что является сердцем России , главным городом?

Дети -Москва является главным городом.

УЧИТЕЛЬ - А что является сердцем Москвы?

Дети - Кремль.

УЧИТЕЛЬ - А что имеют в виду люди, когда говорят

«МОСКВА –СЕРДЦЕ РОССИИ,

(ответы детей, предположения)

УЧИТЕЛЬ- Сегодня мы должны решить проблему урока ПОЧЕМУ КРЕМЛЬ ЯВЛЯЕТСЯ СЕРДЦЕМ РОССИИ?

УЧИТЕЛЬ - Итак, отправляемся. КРЕМЛЬ.

( картинка кремлевских ворот и Кремля, отмечаем в путевом листе)

УЧИТЕЛЬ - Что это? Где можно найти значение этого слова?

Дети - В словаре, в энциклопедии, в интернете.

УЧИТЕЛЬ – Ну-ка откройте наши словари – путеводители, назовем его книгой мудрости, что лежат у вас на столе, найдите и прочитайте значение слова.

( дети читают заметку в словаре )

КРЕМЛЬ ЭТО КРЕПОСТЬ В СТАРИННЫХ ГОРОДАХ.

УЧИТЕЛЬ - А теперь найдите у себя на столе информацию об этой крепости.

( на столе лежат листы с заметкой о Кремле)

УЧИТЕЛЬ - А почему стены Кремля перестраивались?

Дети - После войны, пожара, рассыпались.

УЧИТЕЛЬ - Действительно , деревянный Кремль сгорел после пожара в Москве, потом и приняли решение его построить из камня.

УЧИТЕЛЬ - Ребята, ну-ка встаньте пожалуйста. Давайте представим, что мы входим на широкую площадь. И правда слышим звон колоколов.

УЧИТЕЛЬ - Что вы услышали? Откуда доноситься могут такие звуки?

Дети - Церковь, собор, колокольня.

УЧИТЕЛЬ - И действительно, посмотрите налево, посмотрите направо и посмотрите назад, а теперь через другое плечо. Мы с вами увидели три замечательных здания.

Присядьте на свои места. Я разбила вас на группы. Посмотрите с каким памятником будет работать каждая. 1 –я с Колокольней Ивана Великого, 2-я и 3-я. Ваша задача найти информацию о соборе.

( ВЫВЕШИВАЮ КАРТИНКИ ТРЕХ СОБОРОВ, на столах у детей лежат листы с планом , по которому учащиеся будут работать, и тексты, из которых ребята должны извлечь информацию. Ученики работают около 2-3 минут.)

УЧИТЕЛЬ - Группы готовы?

(звучит тревожный звон колокола, набат)

УЧИТЕЛЬ - Ребята, какой звон, какие чувства вызвал?

Дети - Тревожный, что то случилось.

УЧИТЕЛЬ - А почему нам расскажут ребята из группы № 1.

( отвечает человек из группы)

(Звучит второй колокольный звон)

УЧИТЕЛЬ - А этот звук доносится с башни Успенского собора, о нем нам расскажет группа № 2.( отвечает ученик)

( дети нашли и зачитывают)

УЧИТЕЛЬ - На площади есть ещё самый красивый собор – СОБОР Василия Блаженного. Есть предание, что Иван Грозный жестоко наказал строителей, что бы они не построили собор краше, он приказал выколоть им глаза.

( ВЫВЕШИВАЮ КАРТИНКУ СОБОРА ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО)

( снова слышим колокольный звон)

УЧИТЕЛЬ - Мы подходим к третьему собору.

Звук колоколов другой. Собор Благовещенский, о нем нам расскажет группа № 3.

УЧИТЕЛЬ - Спасибо, а что общего у всех соборов?( показываю на купола) Почему же Москва златоглавая?

Дети - Золотые купола.

УЧИТЕЛЬ - Ну а теперь мы сможем ответить на вопрос : ПОЧЕМУ ЖЕ КРЕМЛЬ ЯВЛЯЕТСЯ СЕРДЦЕМ РОСССИИ?

( звучат ответы детей, предположения)

УЧИТЕЛЬ - И собрав все вместе ваши предположения, мы пришли к выводу:

Кремль – сердце Москвы, так как он является древнейшей, красивейшей её частью. Москва – сердце России. её исторический , культурный центр. Там жили все правители государства.

УЧИТЕЛЬ - Давайте же проверим наши знания. Перед вами лежат зеленые конверты, капитаны достанут задания, ваша задача вставить недостающее слово.

УЧИТЕЛЬ - У вас на столе лежат синие конверты. А теперь оцените свою работу на уроке: красная звезда- отлично поработал, синяя звезда- средне, желтая звезда- поработаю в другой раз лучше.

УЧИТЕЛЬ - Капитаны , как поработала ваша команда?

(капитаны говорят кратко, используя карточку самооценки)

УЧИТЕЛЬ - Наша экскурсия окончена. Я вам на память даю буклеты с достопримечательностями Москвы , а ваша задача узнать ещё много нового. А ещё у вас на столе, в золотых сумочках стоят колокольчики. Вам понравилось путешествовать? Покажите с помощью звона колокольчика ваше настроение после нашей экскурсии.

Читайте также: