Королева зубная щетка конспект

Обновлено: 06.07.2024

Организованная совместная деятельность с элементами ТРИЗ и РТВ-технологиями. Цель: формировать у детей ответственность к своему здоровью и навыки личной гигиены.

Возраст: 4-5 лет.

Цель: формировать у детей ответственность к своему здоровью и навыки личной гигиены.

Задачи:

  • Формировать у детей ответственность к своему здоровью, навыки личной гигиены
  • Систематизировать представления детей о свойствах объектов
  • Продолжать учить детей целенаправленному восприятию знакомых объектов, анализу их признаков, назначения
  • Упражнять в разрешении проблемных ситуаций
  • Развивать психические процессы: тактильное и зрительное восприятие, произвольное внимание, внимание направленное на внутренние ощущения, наглядно-образное и словестно-логическое мышление,
  • Развивать умение переносить свойства с одного объекта на другой
  • Развивать коммуникативную и экспрессивную функции речи.
  • Воспитывать потребность в чистоте и опрятности
  • Воспитывать положительные черты характера, нравственные и волевые качества.

Предварительная работа:

Форма организации обучения: фронтальная.

Ход занятия

На столе разложены разные виды щеток.

Посмотрите у меня много предметов на столе. Назовите их – зубная щетка, щетка для одежды, для обуви, щетка для волос, щетка для сметания крошек со стола, щетка от пылесоса, щетка для подметания пола и несколько видов кистей. Но я хочу остановиться на предмете, который говориться в загадке:

Костяная спинка Жесткая щетинка С мятной пастой дружит Нам усердно служит.

Появляется зубная щетка на экране

Почему эта щетка так называется?

Для чего человеку чистить зубы?

Чистить зубы – это хорошо или плохо, почему? (Чтобы зубы были чистые)

Когда зубы чистые, это хорошо или плохо, почему? (Потому что микробы не собираются)

Микробы не собираются, это хорошо или плохо, почему? (Тогда не появляется кариес)

Когда появляется кариес, это хорошо или плохо, почему? (Болит зуб)

Болит зуб, это хорошо или плохо, почему? (Зубной врач вылечит больной зуб)

Зубной врач вылечит зуб, это хорошо или плохо, почему? (Зуб будет с пломбой)

– Скажите, а может ли зубная щетка делать другие дела?

Предлагаю посмотреть как зубная щетка будет выполнять действия остальных предметов разложенные на столе (вызывается один ребенок и делает зубной щеткой действия с ней. Расчесывает кукле волосы, чистит одежду, обувь, сметает крошки со стола).

В это время воспитатель спрашивает ребенка: хорошо или плохо она расчесывает кукле волосы? Почему? (потому что кукла маленькая) а если расчисть такой щеткой волосы взрослому. Почему? И т.д. каждое действие.

– Зачем человек придумал так много щеток?

Почему нельзя одной и той же щеткой чистить одежду и обувь?

– Посмотрите внимательно на зубную щетку, из каких частей состоит зубная щетка?

Алиса, пожалуйста, раздай зубные щетки.

Для чего нужны щетинки?

Из чего их делают?

Щетинки какие? Дети определяют тактильные характеристики, цвет, длину по сравнению с щеткой для одежды, кисточкой (колючие, мягкие, синие, белые, короткие)

Для чего у щетки ручка?

Представьте себе, что у зубных щеток ручек нет. Удобно ли чистить зубы? Почему?

Определите какая ручка у зубной щетки.

Дети определяют тактильные характеристики, цвет, длину по сравнению с щеткой для одежды, кисточкой.

Чем похожа зубная щетка от кисточки? (показ)

– Как вы думаете, чем человек чистил зубы, когда еще не придумал такой удобной зубной щетки?

У древних людей подобием зубной щетки был пучок травы, которым терли зубы.

В древнем Египте люди пользовались вот такими приспособлениями

Как выглядело это приспособление?

Из каких частей состоял этот предмет?

В Китае придумали вот такую зубную щетку: Как выглядело это приспособление? Из каких частей состоял этот предмет?

Дополняется: прикрепили к ручке из бамбука небольшое количество щетинок кабана. Щетинки выбирались самые твердые и прочные – с шеи животного.

Постепенно до России дошла мода на чистку зубов.

Как выглядело это приспособление?

Из каких частей состоял этот предмет?

– Как вы думаете что не устроило человека? Зачем он стал придумывать новую зубную щетку?

Посмотрите какие современные щетки существуют?

Федя расскажи про электрическую зубную щетку.

Из каких частей состоит новая щетка?

Что в ней лучше, чем в обычной зубной щеткой?

(Рассматриваем каждый образец – картинку)

Физминутка с зубной щеткой

Я возьму зубную щетку, Чтоб погладить пальчики. Станьте ловкими скорей, Пальчики-удальчики.

На каждую стихотворную строчку дети. Растирают зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию

Вылезли на кочке (мизинец) Мелкие грибочки (безымянный палец) Грузди и свинушки (средний палец) Рыжики, волнушки (указательный палец) Даже маленький пенек (большой палец)

Удивленья скрыть не мог (растирают большой палец) Выросли опята (указательный палец) Скользкие маслята (средний палец) Бледные поганки (безымянный палец) Встали на полянке (мизинец)

Ребята подведем итог того что мы знаем о зубной щетке.

Синквейн

  1. Это что? – зубная щетка
  2. Какая? – красивая, твердая
  3. Что делает? – чистит, удаляет, очищает
  4. Как помогает человеку? – Зубная щетка это здоровые зубы
  5. Зубная щетка это что? – Улыбка.

Ребята как много мы узнали и знаем о зубной щетке.

Я предлагаю вам изготовить новую щетку для игры. Из каких материалов можно сделать зубную щетку?– пластилина, палочки и салфетки (бросовый материал), картона и бумаги.

(Дети садятся. У каждого ребенка спрашиваю из какого материала он будет делать. Идет как самостоятельная деятельность)

Посмотрите, какие у нас замечательные усовершенствованные щетки получились.

Я хочу вам дать совет, вам решать, где да, где нет. Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши. Как поел, почисти зубки. Делай так два раза в сутки. Предпочти конфетам фрукты Очень важные продукты. Чтобы зуб не беспокоил, Помни правило такое: К стоматологу идем В год два раза на прием. И тогда улыбки свет Сохранишь на много лет.

Ход занятия

1. Настрой на занятие :

Если только рассмеяться,

То настанут чудеса—

От улыбок прояснятся

И глаза, и небеса.

Ну-ка миленькие дети,

Чтобы стало на планете

И светлее, и теплей.

2. Введение в тему

Какая у вас добрая и красивая улыбка!

Не на всякие зубы приятно смотреть! Какая улыбка без красивых и здоровых зубов? Сегодня мы с вами поговорим о том, как сохранить свои зубы здоровыми!

3. Основная часть

Воспитатель. Для чего человеку нужны зубы? ( ответы детей:Зубы помогают переваривать пищу, они способствуют произношению звуков, украшают лицо)

У человека зубы вырастают дважды. Первые молочные зубы прорезаются в возрасте 6-8 месяцев. А все 20 молочных зубов появляются к трем годам. В возрасте 5-7 лет передние зубы начинают выпадать. Когда временный зуб выпадает, то на его месте вырастает постоянный. Остальные молочные зубы заменяются постоянными к 9-13 годам. У взрослого человека 32 зуба, 16 на верхней челюсти и 16 – на нижней. Эти зубы надо беречь: больше зубов не вырастет.

Они имеют разную форму и выполняют разную работу. Выделяют три группы зубов: резцы, клыки, жевательные зубы. Функции этих зубов различны – резцами мы откусываем пищу, клыками разрываем, а жевательными зубами перемалываем и размельчаем ее.

Зубы – это такая же важная часть тела, как рука, нога или нос. Зубы чувствуют и жару, и холод, значит они живые, а не просто камешки. Если вам предложить отпить глоток ледяной воды, то вы скажите: От холода зубы сводит.

Зубы покрыты эмалью. Эмаль зуба – это самая прочная часть тела. Она предохраняет зубы от повреждений и заболеваний. Но если за зубами неправильно ухаживать или неправильно питаться, появляются маленькие трещины.

После еды между зубами в трещинах остается пища. Под действием микробов остатки пищи гниют, зубы разрушаются и начинают болеть. Оказавшись вместе с остатками пищи в уютных щелочках между зубами, микробы чувствуют себя там удобно и сытно. Появляется кариес - главный враг зубов.

Петр I в обязательном порядке предписывал боярам чистить зубы влажной тряпкой с толченым мелом перед знаменитыми ассамблеями.

Но — это далекая история. С той поры прошло много времени, и люди научились правильно ухаживать за зубами и полостью рта. Появились различные виды зубных паст, как для взрослых, так и для детей. К тому же эти пасты обладают профилактическим и лечебным действием. Пасты для детей бывают с различными вкусами, но никогда нельзя глотать зубную пасту.

Воспитатель. А что делать, если вдруг заболел зуб? ( ответы детей: Обратиться к врачу)

-Правильно! Врача, который лечит зубы, называют стоматологом.

Воспитатель: Лечить зубы – не больно! А знаете почему? Потому что доктор, перед лечением зуба, обязательно поставит обезболивающий укол.

Зубы надо чистить два раза в день: утром и вечером.

Когда зубы почистили, хорошо прополощите рот водой и промойте щетку с мылом, а затем поставьте щетку в стаканчик или подставку.

Воспитатель: Ребята, чтобы зубы были здоровыми и красивыми за ними нужно не только ухаживать, но и знать что вредно и что полезно для зубов.

А сейчас проверим, как вы усвоили советы

Молодцы, ребята, все справились с заданием.

Затем звучит музыка и дети выполняют

А сейчас,ребята садитесь на свои места, и выберите,пожалуйста, что вы хотели бы сделать: нарисовать цветными карандашами или слепить из пластилина вредные и полезные продукты для зубов. (Дети по выбору рисуют или лепят).

Помощник воспитателя приносит письмо и посылку с подарками от Королевы чистоты, воспитатель читает письмо и вручает детям подарки. Дети дарят свои рисунки и поделки Королеве чистоты.

Воспитатель: Занятие наше закончилось. мы выучили правила, чтобы быть здоровыми.

Цель: Развивать речевую активность детей через дидактические игры и упражнения, социо-игры.

    способствовать расширению и уточнению представлений об умывальных принадлежностях;
  • формировать осведомленность ребенка в вопросах личной гигиены, осознанного отношения к своему здоровью;
  • развивать умение узнавать предметы по заданным признакам, логическое мышление, память, внимание;
  • расширять и активизировать словарный запас детей.

Предварительная работа: Чтение и обсуждение стихотворения А.Л.Барто “Девочка чумазая”, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, предметных картинок, умывальных принадлежностей.

Материал: “сказочные” умывальные принадлежности (щетка, мыло, расческа мыльница, зубная паста, губка), домик, озеро из цветной бумаги, цветы, деревья, модель капельки воды, разрезные картинки, конверт с заданиями.

  1. Наглядный.
  2. Словесный.
  3. Практический: дидактические игры, социо-игры.
  1. Словесные: упражнения, оценка, вопрос.
  2. Наглядные: показ, красочность.
  3. Игровые: вопросы – шутки, игровые персонажи.

I. Воспитатель обращает внимание детей на появление в группе необычного гостя (на окне модель капельки воды).

Закрепить капельку на мольберте, рассмотреть ее внимательнее.

– Кто к нам пришел? Вы узнали?
– Где ее можно встретить?
– А где она живет в нашей группе?
– Какая вода течет из крана?
– Для чего нужна вода?
Какую песенку поёт вода? (С-с-с) (Когда открыт кран.)
– Мы сильно открываем кран, песенка громкая, а закрываю кран, песенка звучит тише, тише и наконец, исчезла.

– А сейчас мы поиграем. Попробуйте поймать песенку воды, хлопнув в ладоши.

А – о – у – с – и – с – о – ы – с

ра – ба – ма – сы – су – на – са – ша

Сок – рак – мак – сын – суп – бак – сок

– Передавайте капельку друг другу, придумайте сами слова, в которых есть песенка воды.

Вывод: Вы все справились с заданием? Кто часто ошибался? Как думаете, почему?

II. Раздается стук в дверь, (входит чумазая девочка).

1-й ребенок: Ох, ты девочка чумазая, где ты носик так измазала?

Девочка: И вовсе я его не измазала. Я на солнышке лежала, носик кверху держала, вот и он и загорел.

2-й ребенок: Ох, ты девочка чумазая где ты щеки так измазала?

Девочка: И вовсе я их не измазала. Я на солнышке лежала, щечки кверху держала. Вот они и загорели.

3-й ребенок: Ох, ты девочка чумазая, где ты ручки так измазала?

Девочка: И вовсе я их не измазала. Я на солнышке лежала, ручки кверху держала. Вот они и загорели.

1-й ребенок: А мне кажется, что тебе срочно нужно умыться!

Девочка: Ой – ой – ой! Не хочу я мыться!

Я не буду белая, я ведь загорелая!

– Как – то нехорошо нашу гостью называть девочкой чумазой, ведь у нее есть имя. Давайте с ней познакомимся. (гостью зовут Машенька.)

2. Социо-игра “Назови имя ласково”.

– Передайте капельку по кругу, посмотрите соседу в глаза, улыбнитесь и назовите свое имя (начинает гостья).

3. У Машеньки заболел зуб.

Машенька: Ой! Ой!

Машенька: У меня болит зуб.

– Что же нам делать?

(Дети предлагают разные варианты.) Решили завязать щеку платком.

– Тебе стало лучше?

Машенька: Да.

– Как попадем? (Волшебные слова.)

– Закройте крепко глаза, возьмитесь за руки и 3 раза произнесите волшебные слова.

(Дети выполняют задание, звучит музыка, убрать ширму, за которой стоит стол с жителями волшебной страны, декорации из кукольного театра, умывальные принадлежности, как герои из сказки).

III. Путешествие в волшебную страну.

1. Дети рассматривают жителей, называют, кого узнали.

– А кто это с короной на голове? (Ответы детей.)

– Капелька говорит, что королева давно ждала нас и вам поможет, если вы выполните ее задания. Согласны?

а) Частая, зубастая вцепилась в волосы вихрастые (расческа).

– Капелька спрашивает: Неужели расческа нужна, чтобы вас за волосы дергать? Вот капелька совсем без расчески обходится. А вы как думаете?

(Ответы детей.)

б) Резинка – Акулинка пошла, гулять по спинке и пока гуляла, спинка розовою стала, (мочалка).

Капелька: Наверное, мочалка ее розовой краской покрасила? (Ответы детей.)

в) Палочка с бородой чистит зубы нам с тобой (щетка).

Капелька: – Щеткой можно и одежду чистить, и обувь, да и пол подмести, если надо. Вы согласны? (Ответы детей.)

3. Воспитатель наклоняется к королеве.

– Тихо, тихо, а то я ничего не слышу.
– Королева зубная Щетка просит помочь жителям волшебной страны решить их спор: кто из них самый необходимый?
– А вы как думаете?

4. Социо-игра “Зеркало”,

– Что нужно сделать, чтобы узнать чистое ли у тебя лицо, аккуратная ли прическа? (Посмотреть в зеркало.)
– Сейчас мы с вами поиграем.

Глазами найдите себе пару, возьмитесь за руки. Один из вас будет зеркало, а другой – человек. Человек выполняет различные действия с умывальными принадлежностями, а зеркало все за ним повторяет.

(Машенька смотрит, учится у детей.)

5. Д/и “Соберите картинку”.

– Жителям волшебной страны будет очень приятно, если вы соберете их портреты их разрезных картинок и расскажете, что надо делать этим предметом.

(Дети выполняют задание.)

6. Подарок королевы Зубной щетки.

– Пришла пора прощаться. Королева Зубная Щетка благодарит вас за выполненные задания и дарит вам полезные подарки.

Детям – фигурное мыло.

Машеньке – умывальные принадлежности.

– Как вы думаете, почему вы получили такие подарки? (Чтобы не забывали мыть руки с мылом, а Машеньке умываться и чистить зубы.)
– Что бы вы посоветовали Машеньке? (Ответы детей.)
– Зачем надо чистить зубы? Мыть руки? – Сколько раз надо чистить зубы?
– Мы возвращаемся в группу.

(Взялись за руки, произнесли волшебные слова, волшебная страна скрылась за ширмой.)

IV. Возвращение в группу.

– Вы хотели бы еще побывать в волшебной стране?
– Капелька предлагает вам нарисовать портреты жителей волшебной страны, а когда она вернется в королевство, то передаст ваши подарки.

Машенька: Я хочу быть такой же чистой как вы! А сейчас я срочно побегу чистить зубы. А вам советую никогда не забывать о королеве Зубной щетке.

Развивающая: Развить у детей способность к обобщению.

Воспитывать потребность в чистоте и опрятности.

Оздоровительные: закрепить правила личной гигиены, навык правильной чистки зубов.

Ведущий. Жила-была девочка. Звали ее Маша. Была она хорошая, вот только не любила умываться. Вот и сегодня она проснулась, открыла глаза, прислушалась.

Фонопедические упражнения (по методу В. Емельянова)

Где-то собаки рычали:

В стойле коровы мычали:

В комнате мухи жужжали:

Мимо машины бежали:

Гудели от ветра все провода:

Капала в кухне из крана вода:

Перекликались в ночи поезда:

Листья на ветру шумели:

Змеи в лесу шипели:

А комары все пели:

Непоседа мячик днем и ночью

Успокоиться не хочет:

Куклы кашляют в постели —

Днем мороженое ели

(Э. Найт, перевод с эстонского Е. Ракеева)

Ведущий. Маша подумала, что надо бы научить кукол лечить свое горлышко.

Чтобы горло не болело,

Мы его погладим смело.

Поглаживают ладонями шею мягкими движениями сверху вниз.

Чтоб не кашлять, не чихать, Надо носик растирать.

Указательными пальцами растирают крылья носа.

Лоб мы тоже разотрем,

Ладошку держим козырьком.

Раздвигают указательный и средние пальцы и растирают точки перед и за ушами.

Знаем, знаем — да-да-да! —

Нам простуда не страшна!

Потирают ладони друг о друга.

Ведущий. Стала Машенька просыпаться, потягиваться.

Скоро встанем да пойдем!

Ходьба на месте. Улыбаются друг другу

И.п. — стоя. Сделать зевок, потягиваясь всем телом, разведя руки в стороны. В конце зевка, на задержке дыхания предельно напрячь мышцы и постараться добиться вибрации всего тела. Упражнение выполняется 1 раз.

Ведущий. Подошла Маша к зеркалу, взяла щетку и стала расчесываться.

На комод забрался ежик.

Круговой массаж черепа. И.п. — правая ладонь на лбу, левая—на затылке.

У него не видно ножек.

У него, такого злючки,

Не причесаны колючки;

Затем правая ладонь, поглаживая правый висок, перемещается к затылку, а левая через левый висок уходит ко лбу.

И никак не разберешь —

Щетка это или еж?

Средними пальцами массировать круговыми движениями точки у основания черепа на затылке.

Ведущий. Но щетка запуталась в волосах, и Маша бросила ее. Непричесанная девочка пошла умываться. А так как мыться она не любила, то стала баловаться — надувать мыльные пузыри.

Поднимают руки вверх.

Мы надули пузыри.

Разводят руки в стороны

Синий, красный, голубой —

Выполняют подскоки на месте.

Выбирай себе любой

Ведущий. Увидела Маша перед собой дорожку и пошла по ней.

Гуси ходят все гуськом,

Идут на пятках, руки за спиной.

Идут на носках, руки на поясе.

Идут с разведением носков в

Идут с разведением пяток в стороны, носки вместе, голова наклонена вперед, руки за спиной.

Я люблю ходить гуськом

Идут мелким шагом.

Только сам хожу я чаще

Лягушком и кувыркомю

Ведущий. Дошла Машенька до чудесного леса. Деревья в этом лесу были непростые, а вот какие:

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам и волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (Расческа.) (К. Чуковский)

Ведущий. Как Маша не сопротивлялась, вышла из леса она причесанная. Сама себе девочка понравилась и поблагодарила волшебный лес за красивую прическу. А лес зашелестел ей в ответ.

Дыхательные упражнения Дети произносят звуки на выдохе предельно долго.

Подул теплый ветерок,

Подул холодный ветер.

Ветер затих, не шевелятся

ни листочки, ни ветки.

Расслабляют все мышцы.

Снова подул ветер.

повторяют упражнение еще раз.

Ведущий. Пошла Маша дальше и увидела дворец. Перед Машей распахнулись двери, и она вошла во дворец. На троне сидела королева Зубная Щетка. Вдруг к девочке подбежал гребешок, взял ее за руку и подвел к трону. Затем гребешок стал представлять Машу так:

«Жила плохая девочка.

Она была хорошая.

Она была хорошая,

Хотя была плохая.

Она была хорошая,

Когда была послушная.

Когда она не слушалась,

Дети рассказывают об утреннем умывании и о том, как надо чистить зубы.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Читайте также: