Конспект музыкального занятия короткие и длинные звуки
Обновлено: 04.07.2024
Конспект музыкального занятия
во второй младшей группе
Подготовила и провела: Нетай М.В.
МБ ДОУ №14 г. Батайска
Дети заходят в зал, становятся у центральной стены.
Цель: развитие творческих способностей детей, вовлечение их в музыкальную деятельность.
Продолжать учить одновременно с воспитателем начинать петь и заканчивать, петь напевно, мягко, ясно произносить слова.
Развивать коммуникативное поведение детей; развивать у детей чувство ритма и мелодический слух.
Воспитывать интерес и любовь к музыке.
Игрушки (кукла Таня, кровать для куклы); платочки, музыкальный центр, компьютер, экран, мультимедийный проектор, фонограммы произведений, слайды с изображением смеющегося солнышка, больших и маленьких пуговиц.
Раздаточный материал: платочки.
Тип занятия: тематический
Музыкальный руководитель: Дети, сегодня мы с вами отправимся в гости к игрушкам. Послушайте музыку. Как вы думаете, кого изображает эта музыка?
Дети входят в зал.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети!
Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с нашими гостями (Дети здороваются)!
Музыкальный руководитель поет: День чудесный на дворе.
Музыкальный руководитель: Заниматься будем все .
II. Основная часть
Музыкальный руководитель: Ребята, я очень рада вас видеть. Знаю, вы любите танцевать. Давайте вместе вспомним танцевальное движение, которое, мы выполняли на прошлом занятии. Поставьте руки на пояс, ноги вместе, спина ровная. Немного приседаем, и делаем вот такие шаги, как будто топаем. Молодцы, а теперь под музыку.
Музыкальный руководитель: Садимся красиво, спина ровная, ноги вместе ставим, ладошки кладём на колени. Молодцы.
Музыкальный руководитель: Ребята, в прошлый раз мы играли с пуговицам. Хотите поиграть? (Да. Муз. рук. включает проектор. На экране изображены три больших и три маленьких пуговицы).
Музыкальный руководитель: Длинные звуки – это большие пуговицы (показывает на экране), а короткие звуки – маленькие пуговицы (показывает на экране). Лиза выходи к экрану, слушай внимательно, какую нужно выбрать пуговицу. (Ребёнок выходит)
Муз. рук. включает звучание длинного звука.
Музыкальный руководитель: Лиза, выбирай. Почему ты выбрала большую пуговицу (Потому, что длинный звук). Ребята, правильно Лиза выбрала, пуговицу (Да). Давайте похлопаем в ладоши, умница Лиза (Хлопают в ладоши)!
Муз. рук. включает следующий слайд с изображением смеющегося солнышка.
Музыкальный руководитель: Посмотрите, солнышко улыбается, потому, что вы правильно ответили. Садись, Лиза, на стульчик. Роберт, хочешь поиграть? Выходи к экрану (Ребёнок выходит). Слушайте внимательно.
Муз. рук. включат звучание короткого звука.
Музыкальный руководитель: Роберт, короткий или длинный звук (Короткий). Какую выберешь пуговицу (Маленькую)? Ребята, правильно Роберт выбрал пуговицу (Да). Давайте похлопаем в ладоши, молодец Роберт (Хлопают в ладоши)! И солнышко улыбается, радуется с нами. Садись, Роберт на стульчик.
- Идёт коза рогатая (муз. рук. по ладони шагает двумя пальцами)
- За малыми ребятами (муз. рук. сжимает кисти рук в кулаки и легко ударяет ими друг об друга)
- Кто кашу не ест, молоко не пьет (Муз. рук. загибает пальцы по очереди на одной руке пальцами другой руки)
- Какие замечательные козочки у нас получились!
- Сядьте красиво, спина ровная, ноги вместе, ладони на колени. Молодцы.
- Как называется песенка (Серенькая кошечка)?
- Ребята, грустная или весёлая эта песенка (Грустная)?
- Почему грустная (Кошечку жалко)?
- Что делает кошечка (Ждёт котяток)?
Музыкальный руководитель: Дети, вы слышали? Кто то стучит, пойду посмотрю, кто к нам пришёл.
Музыкальный руководитель подходит к двери и вносит куклу.
Музыкальный руководитель: Ребята, кто это (Кукла).
Муз. рук. подносит куклу к уху.
- А ещё куколка сказала, что очень устала. Ребята, споём куколке колыбельную, чтобы она отдохнула (Да).
- Кира, выходи, бери Танюшу на руки. Покачай куколку, а мы все вместе ласково, напевно споем песенку (Кира качает куклу, все поют).
Музыкальный руководитель: А мы пойдем гулять с платочками. Ребята, посмотрите, какие красивые платочки – красные, голубые, желтые.
Воспитатель и муз. рук. раздают платки детям.
Музыкальный руководитель: Дети, возьмите платочек одной рукой (Муз. рук. показывает), а вторую руку поставьте на пояс. Вот так мы будем гулять (Муз. рук. идет и делает плавные взмахи платком от себя, к себе правой рукой), не спешите, плавно платочком машем, пока звучит музыка. А когда музыка замолчит, прячемся за платочки.
Музыкальный руководитель: Что то не видно наших деток, пойду поищу. И Настю не видно, и Армана не видно, и Петю не видно, и Варю не видно. Где же мои детки? А вот они (Дети открывают лицо). Молодцы. А теперь присядьте на стульчики (Муз. рук. и воспитатель собирают платки).
Музыкальный руководитель: Милана красиво сидит, спина прямая, ноги вместе, руки на коленях. Егор красиво сидит. Все дети красиво сидят. Давайте поиграем. Девочки будут воробушками, а мальчики – автомобилями. Настя, покажи как воробушки летают (Ребёнок показывает). Правильно, крылышками плавно машем, бегаем на носочках. Дима, покажи, как автомобиль едет (Ребёнок показывает). Да, вот так рулим. Помните – автомобили, сначала заводят мотор и должны вовремя вернуться в гараж (Да). Тогда играем (Муз. рук. включает аудио запись, дети играют).
Музыкальный руководитель: Как замечательно воробушки летали, не торопились, но носочках. Автомобили все вовремя в гараж вернулись. Хотите ещё поиграть (Да)?
- Хорошо играли, давайте похлопаем себе, молодцы, положите руки на колени.
III. Заключительная часть.
Музыкально-ритмические движения: Р.н.м. Развитие ритмического слуха - умения двигаться в соответствии с метроритмичекой пульсацией. Закреплять навыки топающего шага.
Пальчиковая гимнастика: Идет коза рогатая… Развивать воображение, придумывать движения и действия, характерные для героев произведения.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное автономная организация
Конспект урока
Далищинская Наталья Викторовна
Продолжительность урока: 30 минут
Цель урока: обучение дошкольников основам музыкальной грамоты – длинные и короткие звуки.
· Образовательная:
- выработка внимания при работе на уроке;
- развитие чувства ритма;
- различные приёмы игры на шумовых инструментах;
· Развивающая:
-развитие ритмических навыков;
Методы урока – словесный, подражательный, наглядно-слуховой.
Тип урока – урок формирования умений и навыков.
Материально-техническое оснащение занятия: ноутбук, экран, мультимедийный проектор, флэш-карта с записями, аккордеон, стулья по числу учащихся, детские инструменты шумового оркестра, стол для инструментов.
2. Введение в основную часть урока
3. Основная часть
-ритм – длинные и короткие шаги (четверти и восьмые);
- повтор ранее выученных произведений
4. Мульт зарядка;
5. Заключительная часть урока;
6. Использованные видео и аудио ресурсы;
1. Организационный (5 минут)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь поудобнее, начинаем наш урок. Давайте повторим наши правила: Как надо сидеть во время урока? Можно разговаривать и шуметь на уроке? (ответы детей) Я рада, что вы всё знаете и будете сидеть на уроке, как настоящие школьники. Итак, мы начинаем.
2. Введение в основную часть урока. (2 минуты)
Учитель: Ребята, я сейчас буду вам показывать инструменты, на которых вы будете играть, а вы отвечайте – какой инструмент я вам показываю. (преподаватель показывает маракас, треугольник, бубенцы). Молодцы, сейчас я вам раздам инструменты, которые вы угадали.
3. Основная часть урока. (15 минут)
Учитель: А кто знает, какие бывают звуки? Давайте я вам простучу. (учитель стучит длинные и короткие звуки). Чем они отличаются? (ответы детей). Правильно, одни звуки как большие щаги, а другие маленькие. Большими шагами идут большие зверята, а маленькими – маленькие. Давайте простучим на инструментах длинные звуки:
А теперь давайте простучим короткие звуки:
4. Мульт зарядка (3 минуты)
Учитель: А теперь настало время немного отдохнуть и сделать зарядку. Положите инструменты на стол и вставайте врассыпную по классу. (Дети встают врассыпную в классе и выполняют упражнения под музыку)
Веселая МУЛЬТ-зарядка 2
5. Заключительная часть урока (5 минут)
Учитель: Вот наш урок и подошёл к концу. Давайте повторим, какие шаги в музыке вы знаете (ответ детей – длинные и короткие). Запомните, мы свами будем изображать длинные звуки большими предметами (животными, фруктами, цветами), а короткие звуки – маленькими предметами.
Тема занятия : Шаги в музыке - долгие и короткие звуки.
Цель занятия : Развитие музыкально – ритмических способностей детей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
1. Обучающие задачи:
Закреплять знания обучающихся: о различных длительностях звуков, в том числе и музыкальных; о характере музыки и музыкальных жанрах (песня, танец, марш); о музыкальных фразах, темпе (медленно, быстро, спокойно, различных тембрах (фортепиано, клавесы, звук шагов по снегу, звук летящего самолёта) и динамике (громко, тихо, не очень громко и не очень тихо).
Закреплять навык выполнения: упражнений в пространстве (движение в колонне по одному, в группе, перестроение в круг); упражнений с музыкально – шумовыми инструментами (клавесами); танцевальных движений; музыкально – ритмических упражнений.
2. Воспитательная задача:
Воспитывать в обучающихся гармонично – развитую, творческую личность.
3. Развивающая задача:
Развивать у обучающихся чувство метроритма и навык музицирования
посредством использования системы музыкального образования Н. А. Бергер и педагогической системы Карла Орфа.
Возраст обучающихся: 4-5 лет.
Форма занятия : фронтальная, групповая, индивидуальная.
• Словесные беседа, монолог, диалог, объяснение.
• Наглядные демонстрация игрушек из пластилина (больших и маленьких пингвинов).
• Практические практикум, игровой метод, концертный номер.
Методическая разработка занятия.
Подбор музыкального оформления занятия (нотный материал, аудиозаписи).
- Работа над музыкально-ритмическим упражнением, с элементами озвучивания на клавесах и пластических движений содержания стихотворения Я. Миллиз.
Оборудование и материалы:
детские музыкальные шумовые инструменты : клавесы
- мешочек, наполненный мелким пенопластом, для озвучивания шагов по снегу.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1 Выход обучающихся, приветствие
2 «Полёт на самолётах в
3 Музыкальная загадка «Звучащие
шаги" (3 мин).
5 Музыкально-ритмическое
упражнение (2 мин).
7 Музыкальная игра «Весёлые
9 Возвращение детей «Полёт в
10 Подведение итогов, домашнее
задание (2 мин).
Время занятия - 20 мин.
Ход занятия:
1. Выход обучающихся в зал
(звучит Марш Д. Б. Кабалевского)
Музыкальное приветствие.
Муз. руководитель: Ребята, если мы с вами прилетели в Антарктиду, где всегда холодно и лежит снег, кого мы можем с вами увидеть?
Дети: пингвинов, белых медведей.
М. р. : Ребята, сейчас я загадаю вам загадку. Отгадаете её и узнаете с кем мы сейчас с вами встретимся.
Мороза не боится.
С крыльями, а не летает,
Ловко прыгает, ныряет.
М. р. : Правильно. Это пингвины.
Звук шагов по снегу. (развитие тембрового слуха).
Муз. руководитель озвучивает шаги и рассказывает ребятам, что шаги могут быть разные.
М. р. : Ребята, как вы думаете, почему?
Дети: потому что, пингвины могут быть маленькими, как дети и большие, как взрослые.
Музыкальный руководитель озвучивает звучание больших шагов (долгие звуки - четвертные ноты : ритмослог - Та) и маленьких шагов (короткие звуки - восьмые ноты : ритмослог - Та-ти). Большие пингвины ходят по одному, а маленькие идут парами, держась за руки.
Затем детям нужно услышать кто появиться первым, маленькие или большие пингвины.
5. Музыкально-ритмическое упражнение
(Дети озвучивают содержание стихотворения Я. Миллиз, играя на клавесах и пластических движений).
«Важный, важный, чёрно-белый,
Он идёт по снегу смело.
Снег под лапками хрустит, но пингвин вперёд бежит.
Всё быстрей, прибавив ходу,
Плюх – с разбега прямо в воду!
Прыг – пингвин назад летит,
Рыбка в клювике блестит.
Важно, важно, словно кот,
Он улов домой несёт.
Своим маленьким детишкам,
М. р. : Ребята, давайте подарим нашим друзьям – пингвинам песенку про пингвинов.
(дети исполняют песню)
«Мы весёлые пингвины,
Мы живём на белой льдине.
Холода нам – ерунда.
Это точно, да-да-да!
Мы живём все вместе дружно
И нам ссориться не нужно.
Рады мы гостям всегда!
Для игры используется музыка песни, она будет звучать в жанре марша (большие шаги - долгие звуки, быстрого шага (маленькие шаги - короткие звуки, а также будут делаться остановки в звучании музыки, для развития внимательности и быстрой реакции детей. Когда музыка останавливается, дети должны замереть в позе, в которой они двигались.
10. Подведение итогов, домашнее задание. Прощание с детьми и возвращение их в группу.
М. р. : Ребята, мы с вами совершили путешествие в Антарктиду. С кем мы там повстречались?
Дети: С пингвинами.
М. р. : Скажите, шаги больших пингвинов отличались от шагов маленьких пингвинов. Чем эти шаги отличались?
Дети: Большие пингвины ходили долгими звуками, не торопясь (ТА, а маленькие – короткими звуками (Та-ти).
М. р. : Ребята, нарисуйте дома рисунки о нашем путешествии. А мы на следующем занятии посмотрим их.
(звучит Марш Д. Б. Кабалевского).
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие
Возрастная группа: 5–6 лет
Цель занятия: формирование творческих способностей дошкольников, средствами музыки и ритмических движений.
Задачи:
– развивать чувство ритма, ритмический слух детей
– развивать ладовый слух, музыкальную память;
– умение импровизировать под музыку весёлого танцевального характера;
– воспитывать навыки культуры поведения, общения друг с другом;
– развивать музыкальные и творческие способности детей, умение входить в воображаемую ситуацию;
– развивать интерес к игре на музыкальных инструментах.
Ход деятельности:
Муз.руководитель: (поет): Здравствуйте, ребята!
Музыкальный руководитель: Споём наше ритмическое приветствие. (Х-хлопки)
Утро начинается, солнышко встаёт,
В круге собираемся, дружба нас зовёт.
Я твой друг ХХ, ты мой друг ХХ,
Вместе мы друзья ХХ.
Вместе мы ХХ, вместе мы ХХ,
Как одна семья ХХ.
Музыкальный руководитель: Ребята, отгадайте загадку.
Весь день она спит, ну а ночью летает.
Своими большими глазами сверкает.
Ее острый слух и внимательный взгляд
Разыщут в траве лягушат и мышат.
Вращается кругом её голова
Музыкальный руководитель: Правильно. В гости к нам прилетела мудрая сова.
Музыкальный руководитель: Ритм –это чередование различных длительностей звуков в музыке.
РИТМ — основная сила жизни,
Энергия в делах твоих.
Коль будешь РИТМУ подчиняться,
Все трудности преодолеешь вмиг!
Тому, кто слово РИТМ придумал,
Большая честь и похвала.
Ведь без него совсем не будет
Порядка в музыке, в делах.
И в каждой пьесе, марше, танце,
Стараемся мы ритм держать.
Давайте вместе. Ритмический рисунок: ТА-ТА-ти-ти-ТА; ти-ти-ТА-ти-ти-ТА; ТА-ТА-ТА-ТА; ти-ти-ти-ти-ти-ти-ТА. (Дети прохлопывают ритмический рисунок) -Молодцы ребята .)
Музыкальный руководитель: Совушка, в подарок для нас принесла вот эти игрушки (пирамидка, кубики, мячик, колпачок). А зачем вы сейчас узнаете.
У меня есть расписные и звонкие ложки, и они мне помогут.
Музыкальный руководитель стучит ритм каждой игрушки, проговаривая название Пи-ра-мид-ка и т. д.
Дети вы заметили, что у каждой игрушки есть свой ритм. Давайте вместе разберемся, берите ложки расписные, и простучим вместе ритм каждой игрушки.
Дети берут расписные ложки
И так 1 игрушка ПИРАМИДКА хххх - 4 коротких звука, ещё раз вместе.
А у КУБИК такой ритм Ххх - 1 длин и 2 корот , еще раз вместе прохлопаем. (отлично)
А у мячика, сколько звуков, послушайте МЯЧИК ХХ - 2 длин , ещё раз вместе (здорово)
А у колпачка, сколько коротких сколько длинных? Послушайте внимательно КОЛПАЧОК ххХ - 2 корот и 1 длин., ещё раз все вместе.
Музыкальный руководитель: Совушка, мы так рады, что ты принесла свои самые любимые игрушки. Теперь ребята умеют выкладывать ритмический рисунок. Ребята, давайте покажем Совушке?
Выходят дети по очереди и выкладывают ритмический рисунок игрушек из представленных ранее.
Музыкальный руководитель: Совушка для нас сочинила осенние загадки, но загадки не простые, отгадка будет в ритмическом рисунке и сыграть ее нужно на инструменте (маракас, треугольник, ложки).
Дети отгадывают загадки (дождик, зонтик, листопад) и отбивают ритмический рисунок на музыкальном инструменте
Музыкальный руководитель: Молодцы ребята, разгадали загадки. Если прислушаться, то ритм присутствует во всем. В каплях дождя, которые капают на землю или на ваш зонтик, шуршании осенних листьев под вашими ногами. Ребята, а сейчас мы отправимся с вами на прогулку, а на прогулку мы с вами возьмем музыкальные инструменты.
Вот мы с вами идем на улицу (идем по залу). Светит яркое солнышко, мы обрадовались, побежали (tremolo на бубне). Мы гуляли, веселились, но вдруг спряталось солнышко, стало пасмурно, подул ветер и начался дождь. Сначала это были одна-две капли, потом капли стали чаще, а затем пошел сильный ливень (ритм ускоряется, дети могут стучать в барабан, бубен, клавесы, ударять в тарелки, колокольчиками передавать редкие капли дождя; используются все инструменты для передачи состояния погоды).
Музыкальный руководитель: Не испугались ребята такой погоды, а стали прыгать по лужам быстро-быстро (снова быстрые и ритмичные удары). На небе стало появляться солнышко, грозовую тучу унес ветер, капли дождя все реже и реже падали на землю (ритм замедляется). Ребята так сильно промокли, что быстро побежали домой (снова быстрые и ритмичные удары).
Читайте также: