Конспект музыкального занятия короткие и длинные звуки

Обновлено: 04.07.2024

Конспект музыкального занятия

во второй младшей группе

Подготовила и провела: Нетай М.В.

МБ ДОУ №14 г. Батайска

Дети заходят в зал, становятся у центральной стены.

Цель: развитие творческих способностей детей, вовлечение их в музыкальную деятельность.

Продолжать учить одновременно с воспитателем начинать петь и заканчивать, петь напевно, мягко, ясно произносить слова.

Развивать коммуникативное поведение детей; развивать у детей чувство ритма и мелодический слух.

Воспитывать интерес и любовь к музыке.

Игрушки (кукла Таня, кровать для куклы); платочки, музыкальный центр, компьютер, экран, мультимедийный проектор, фонограммы произведений, слайды с изображением смеющегося солнышка, больших и маленьких пуговиц.

Раздаточный материал: платочки.

Тип занятия: тематический

Музыкальный руководитель: Дети, сегодня мы с вами отправимся в гости к игрушкам. Послушайте музыку. Как вы думаете, кого изображает эта музыка?

Дети входят в зал.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети!

Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с нашими гостями (Дети здороваются)!

Музыкальный руководитель поет: День чудесный на дворе.

Музыкальный руководитель: Заниматься будем все .

II. Основная часть

Музыкальный руководитель: Ребята, я очень рада вас видеть. Знаю, вы любите танцевать. Давайте вместе вспомним танцевальное движение, которое, мы выполняли на прошлом занятии. Поставьте руки на пояс, ноги вместе, спина ровная. Немного приседаем, и делаем вот такие шаги, как будто топаем. Молодцы, а теперь под музыку.

Музыкальный руководитель: Садимся красиво, спина ровная, ноги вместе ставим, ладошки кладём на колени. Молодцы.

Музыкальный руководитель: Ребята, в прошлый раз мы играли с пуговицам. Хотите поиграть? (Да. Муз. рук. включает проектор. На экране изображены три больших и три маленьких пуговицы).

Музыкальный руководитель: Длинные звуки – это большие пуговицы (показывает на экране), а короткие звуки – маленькие пуговицы (показывает на экране). Лиза выходи к экрану, слушай внимательно, какую нужно выбрать пуговицу. (Ребёнок выходит)

Муз. рук. включает звучание длинного звука.

Музыкальный руководитель: Лиза, выбирай. Почему ты выбрала большую пуговицу (Потому, что длинный звук). Ребята, правильно Лиза выбрала, пуговицу (Да). Давайте похлопаем в ладоши, умница Лиза (Хлопают в ладоши)!

Муз. рук. включает следующий слайд с изображением смеющегося солнышка.

Музыкальный руководитель: Посмотрите, солнышко улыбается, потому, что вы правильно ответили. Садись, Лиза, на стульчик. Роберт, хочешь поиграть? Выходи к экрану (Ребёнок выходит). Слушайте внимательно.

Муз. рук. включат звучание короткого звука.

Музыкальный руководитель: Роберт, короткий или длинный звук (Короткий). Какую выберешь пуговицу (Маленькую)? Ребята, правильно Роберт выбрал пуговицу (Да). Давайте похлопаем в ладоши, молодец Роберт (Хлопают в ладоши)! И солнышко улыбается, радуется с нами. Садись, Роберт на стульчик.

- Идёт коза рогатая (муз. рук. по ладони шагает двумя пальцами)

- За малыми ребятами (муз. рук. сжимает кисти рук в кулаки и легко ударяет ими друг об друга)

- Кто кашу не ест, молоко не пьет (Муз. рук. загибает пальцы по очереди на одной руке пальцами другой руки)

- Какие замечательные козочки у нас получились!

- Сядьте красиво, спина ровная, ноги вместе, ладони на колени. Молодцы.

- Как называется песенка (Серенькая кошечка)?

- Ребята, грустная или весёлая эта песенка (Грустная)?

- Почему грустная (Кошечку жалко)?

- Что делает кошечка (Ждёт котяток)?

Музыкальный руководитель: Дети, вы слышали? Кто то стучит, пойду посмотрю, кто к нам пришёл.

Музыкальный руководитель подходит к двери и вносит куклу.

Музыкальный руководитель: Ребята, кто это (Кукла).

Муз. рук. подносит куклу к уху.

- А ещё куколка сказала, что очень устала. Ребята, споём куколке колыбельную, чтобы она отдохнула (Да).

- Кира, выходи, бери Танюшу на руки. Покачай куколку, а мы все вместе ласково, напевно споем песенку (Кира качает куклу, все поют).

Музыкальный руководитель: А мы пойдем гулять с платочками. Ребята, посмотрите, какие красивые платочки – красные, голубые, желтые.

Воспитатель и муз. рук. раздают платки детям.

Музыкальный руководитель: Дети, возьмите платочек одной рукой (Муз. рук. показывает), а вторую руку поставьте на пояс. Вот так мы будем гулять (Муз. рук. идет и делает плавные взмахи платком от себя, к себе правой рукой), не спешите, плавно платочком машем, пока звучит музыка. А когда музыка замолчит, прячемся за платочки.

Музыкальный руководитель: Что то не видно наших деток, пойду поищу. И Настю не видно, и Армана не видно, и Петю не видно, и Варю не видно. Где же мои детки? А вот они (Дети открывают лицо). Молодцы. А теперь присядьте на стульчики (Муз. рук. и воспитатель собирают платки).

Музыкальный руководитель: Милана красиво сидит, спина прямая, ноги вместе, руки на коленях. Егор красиво сидит. Все дети красиво сидят. Давайте поиграем. Девочки будут воробушками, а мальчики – автомобилями. Настя, покажи как воробушки летают (Ребёнок показывает). Правильно, крылышками плавно машем, бегаем на носочках. Дима, покажи, как автомобиль едет (Ребёнок показывает). Да, вот так рулим. Помните – автомобили, сначала заводят мотор и должны вовремя вернуться в гараж (Да). Тогда играем (Муз. рук. включает аудио запись, дети играют).

Музыкальный руководитель: Как замечательно воробушки летали, не торопились, но носочках. Автомобили все вовремя в гараж вернулись. Хотите ещё поиграть (Да)?

- Хорошо играли, давайте похлопаем себе, молодцы, положите руки на колени.

III. Заключительная часть.

Музыкально-ритмические движения: Р.н.м. Развитие ритмического слуха - умения двигаться в соответствии с метроритмичекой пульсацией. Закреплять навыки топающего шага.

Пальчиковая гимнастика: Идет коза рогатая… Развивать воображение, придумывать движения и действия, характерные для героев произведения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономная организация

Конспект урока

Далищинская Наталья Викторовна

Продолжительность урока: 30 минут

Цель урока: обучение дошкольников основам музыкальной грамоты – длинные и короткие звуки.

· Образовательная:

- выработка внимания при работе на уроке;

- развитие чувства ритма;

- различные приёмы игры на шумовых инструментах;

· Развивающая:

-развитие ритмических навыков;

Методы урока – словесный, подражательный, наглядно-слуховой.

Тип урока – урок формирования умений и навыков.

Материально-техническое оснащение занятия: ноутбук, экран, мультимедийный проектор, флэш-карта с записями, аккордеон, стулья по числу учащихся, детские инструменты шумового оркестра, стол для инструментов.

2. Введение в основную часть урока

3. Основная часть

-ритм – длинные и короткие шаги (четверти и восьмые);

- повтор ранее выученных произведений

4. Мульт зарядка;

5. Заключительная часть урока;

6. Использованные видео и аудио ресурсы;

1. Организационный (5 минут)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь поудобнее, начинаем наш урок. Давайте повторим наши правила: Как надо сидеть во время урока? Можно разговаривать и шуметь на уроке? (ответы детей) Я рада, что вы всё знаете и будете сидеть на уроке, как настоящие школьники. Итак, мы начинаем.


2. Введение в основную часть урока. (2 минуты)

Учитель: Ребята, я сейчас буду вам показывать инструменты, на которых вы будете играть, а вы отвечайте – какой инструмент я вам показываю. (преподаватель показывает маракас, треугольник, бубенцы). Молодцы, сейчас я вам раздам инструменты, которые вы угадали.

3. Основная часть урока. (15 минут)

Учитель: А кто знает, какие бывают звуки? Давайте я вам простучу. (учитель стучит длинные и короткие звуки). Чем они отличаются? (ответы детей). Правильно, одни звуки как большие щаги, а другие маленькие. Большими шагами идут большие зверята, а маленькими – маленькие. Давайте простучим на инструментах длинные звуки:

Картинки по запросу
Картинки по запросу

А теперь давайте простучим короткие звуки:

4. Мульт зарядка (3 минуты)

Учитель: А теперь настало время немного отдохнуть и сделать зарядку. Положите инструменты на стол и вставайте врассыпную по классу. (Дети встают врассыпную в классе и выполняют упражнения под музыку)

Веселая МУЛЬТ-зарядка 2

5. Заключительная часть урока (5 минут)

Учитель: Вот наш урок и подошёл к концу. Давайте повторим, какие шаги в музыке вы знаете (ответ детей – длинные и короткие). Запомните, мы свами будем изображать длинные звуки большими предметами (животными, фруктами, цветами), а короткие звуки – маленькими предметами.

Тема занятия : Шаги в музыке - долгие и короткие звуки.

Цель занятия : Развитие музыкально – ритмических способностей детей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

1. Обучающие задачи:

Закреплять знания обучающихся: о различных длительностях звуков, в том числе и музыкальных; о характере музыки и музыкальных жанрах (песня, танец, марш); о музыкальных фразах, темпе (медленно, быстро, спокойно, различных тембрах (фортепиано, клавесы, звук шагов по снегу, звук летящего самолёта) и динамике (громко, тихо, не очень громко и не очень тихо).

Закреплять навык выполнения: упражнений в пространстве (движение в колонне по одному, в группе, перестроение в круг); упражнений с музыкально – шумовыми инструментами (клавесами); танцевальных движений; музыкально – ритмических упражнений.


2. Воспитательная задача:

Воспитывать в обучающихся гармонично – развитую, творческую личность.

3. Развивающая задача:

Развивать у обучающихся чувство метроритма и навык музицирования

посредством использования системы музыкального образования Н. А. Бергер и педагогической системы Карла Орфа.

Возраст обучающихся: 4-5 лет.

Форма занятия : фронтальная, групповая, индивидуальная.

• Словесные беседа, монолог, диалог, объяснение.

• Наглядные демонстрация игрушек из пластилина (больших и маленьких пингвинов).

• Практические практикум, игровой метод, концертный номер.

Методическая разработка занятия.

Подбор музыкального оформления занятия (нотный материал, аудиозаписи).

- Работа над музыкально-ритмическим упражнением, с элементами озвучивания на клавесах и пластических движений содержания стихотворения Я. Миллиз.

Оборудование и материалы:

детские музыкальные шумовые инструменты : клавесы

- мешочек, наполненный мелким пенопластом, для озвучивания шагов по снегу.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1 Выход обучающихся, приветствие

2 «Полёт на самолётах в

3 Музыкальная загадка «Звучащие

шаги" (3 мин).

5 Музыкально-ритмическое

упражнение (2 мин).

7 Музыкальная игра «Весёлые

9 Возвращение детей «Полёт в

10 Подведение итогов, домашнее

задание (2 мин).

Время занятия - 20 мин.

Ход занятия:

1. Выход обучающихся в зал

(звучит Марш Д. Б. Кабалевского)

Музыкальное приветствие.

Муз. руководитель: Ребята, если мы с вами прилетели в Антарктиду, где всегда холодно и лежит снег, кого мы можем с вами увидеть?

Дети: пингвинов, белых медведей.

М. р. : Ребята, сейчас я загадаю вам загадку. Отгадаете её и узнаете с кем мы сейчас с вами встретимся.

Мороза не боится.

С крыльями, а не летает,

Ловко прыгает, ныряет.

М. р. : Правильно. Это пингвины.

Звук шагов по снегу. (развитие тембрового слуха).

Муз. руководитель озвучивает шаги и рассказывает ребятам, что шаги могут быть разные.

М. р. : Ребята, как вы думаете, почему?

Дети: потому что, пингвины могут быть маленькими, как дети и большие, как взрослые.

Музыкальный руководитель озвучивает звучание больших шагов (долгие звуки - четвертные ноты : ритмослог - Та) и маленьких шагов (короткие звуки - восьмые ноты : ритмослог - Та-ти). Большие пингвины ходят по одному, а маленькие идут парами, держась за руки.

Затем детям нужно услышать кто появиться первым, маленькие или большие пингвины.

5. Музыкально-ритмическое упражнение

(Дети озвучивают содержание стихотворения Я. Миллиз, играя на клавесах и пластических движений).

«Важный, важный, чёрно-белый,

Он идёт по снегу смело.

Снег под лапками хрустит, но пингвин вперёд бежит.

Всё быстрей, прибавив ходу,

Плюх – с разбега прямо в воду!

Прыг – пингвин назад летит,

Рыбка в клювике блестит.

Важно, важно, словно кот,

Он улов домой несёт.

Своим маленьким детишкам,

М. р. : Ребята, давайте подарим нашим друзьям – пингвинам песенку про пингвинов.

(дети исполняют песню)

«Мы весёлые пингвины,

Мы живём на белой льдине.

Холода нам – ерунда.

Это точно, да-да-да!

Мы живём все вместе дружно

И нам ссориться не нужно.

Рады мы гостям всегда!

Для игры используется музыка песни, она будет звучать в жанре марша (большие шаги - долгие звуки, быстрого шага (маленькие шаги - короткие звуки, а также будут делаться остановки в звучании музыки, для развития внимательности и быстрой реакции детей. Когда музыка останавливается, дети должны замереть в позе, в которой они двигались.

10. Подведение итогов, домашнее задание. Прощание с детьми и возвращение их в группу.

М. р. : Ребята, мы с вами совершили путешествие в Антарктиду. С кем мы там повстречались?

Дети: С пингвинами.

М. р. : Скажите, шаги больших пингвинов отличались от шагов маленьких пингвинов. Чем эти шаги отличались?

Дети: Большие пингвины ходили долгими звуками, не торопясь (ТА, а маленькие – короткими звуками (Та-ти).

М. р. : Ребята, нарисуйте дома рисунки о нашем путешествии. А мы на следующем занятии посмотрим их.

(звучит Марш Д. Б. Кабалевского).



Образовательная область: художественно-эстетическое развитие

Возрастная группа: 5–6 лет

Цель занятия: формирование творческих способностей дошкольников, средствами музыки и ритмических движений.

Задачи:

– развивать чувство ритма, ритмический слух детей

– развивать ладовый слух, музыкальную память;

– умение импровизировать под музыку весёлого танцевального характера;

– воспитывать навыки культуры поведения, общения друг с другом;

– развивать музыкальные и творческие способности детей, умение входить в воображаемую ситуацию;

– развивать интерес к игре на музыкальных инструментах.

Ход деятельности:

Муз.руководитель: (поет): Здравствуйте, ребята!

Музыкальный руководитель: Споём наше ритмическое приветствие. (Х-хлопки)

Утро начинается, солнышко встаёт,

В круге собираемся, дружба нас зовёт.

Я твой друг ХХ, ты мой друг ХХ,

Вместе мы друзья ХХ.

Вместе мы ХХ, вместе мы ХХ,

Как одна семья ХХ.

Музыкальный руководитель: Ребята, отгадайте загадку.

Весь день она спит, ну а ночью летает.

Своими большими глазами сверкает.

Ее острый слух и внимательный взгляд

Разыщут в траве лягушат и мышат.

Вращается кругом её голова

Музыкальный руководитель: Правильно. В гости к нам прилетела мудрая сова.

Музыкальный руководитель: Ритм –это чередование различных длительностей звуков в музыке.

РИТМ — основная сила жизни,

Энергия в делах твоих.

Коль будешь РИТМУ подчиняться,

Все трудности преодолеешь вмиг!

Тому, кто слово РИТМ придумал,

Большая честь и похвала.

Ведь без него совсем не будет

Порядка в музыке, в делах.

И в каждой пьесе, марше, танце,

Стараемся мы ритм держать.

Давайте вместе. Ритмический рисунок: ТА-ТА-ти-ти-ТА; ти-ти-ТА-ти-ти-ТА; ТА-ТА-ТА-ТА; ти-ти-ти-ти-ти-ти-ТА. (Дети прохлопывают ритмический рисунок) -Молодцы ребята .)

Музыкальный руководитель: Совушка, в подарок для нас принесла вот эти игрушки (пирамидка, кубики, мячик, колпачок). А зачем вы сейчас узнаете.

У меня есть расписные и звонкие ложки, и они мне помогут.

Музыкальный руководитель стучит ритм каждой игрушки, проговаривая название Пи-ра-мид-ка и т. д.

Дети вы заметили, что у каждой игрушки есть свой ритм. Давайте вместе разберемся, берите ложки расписные, и простучим вместе ритм каждой игрушки.

Дети берут расписные ложки

И так 1 игрушка ПИРАМИДКА хххх - 4 коротких звука, ещё раз вместе.

А у КУБИК такой ритм Ххх - 1 длин и 2 корот , еще раз вместе прохлопаем. (отлично)

А у мячика, сколько звуков, послушайте МЯЧИК ХХ - 2 длин , ещё раз вместе (здорово)

А у колпачка, сколько коротких сколько длинных? Послушайте внимательно КОЛПАЧОК ххХ - 2 корот и 1 длин., ещё раз все вместе.

Музыкальный руководитель: Совушка, мы так рады, что ты принесла свои самые любимые игрушки. Теперь ребята умеют выкладывать ритмический рисунок. Ребята, давайте покажем Совушке?

Выходят дети по очереди и выкладывают ритмический рисунок игрушек из представленных ранее.

Музыкальный руководитель: Совушка для нас сочинила осенние загадки, но загадки не простые, отгадка будет в ритмическом рисунке и сыграть ее нужно на инструменте (маракас, треугольник, ложки).

Дети отгадывают загадки (дождик, зонтик, листопад) и отбивают ритмический рисунок на музыкальном инструменте

Музыкальный руководитель: Молодцы ребята, разгадали загадки. Если прислушаться, то ритм присутствует во всем. В каплях дождя, которые капают на землю или на ваш зонтик, шуршании осенних листьев под вашими ногами. Ребята, а сейчас мы отправимся с вами на прогулку, а на прогулку мы с вами возьмем музыкальные инструменты.

Вот мы с вами идем на улицу (идем по залу). Светит яркое солнышко, мы обрадовались, побежали (tremolo на бубне). Мы гуляли, веселились, но вдруг спряталось солнышко, стало пасмурно, подул ветер и начался дождь. Сначала это были одна-две капли, потом капли стали чаще, а затем пошел сильный ливень (ритм ускоряется, дети могут стучать в барабан, бубен, клавесы, ударять в тарелки, колокольчиками передавать редкие капли дождя; используются все инструменты для передачи состояния погоды).

Музыкальный руководитель: Не испугались ребята такой погоды, а стали прыгать по лужам быстро-быстро (снова быстрые и ритмичные удары). На небе стало появляться солнышко, грозовую тучу унес ветер, капли дождя все реже и реже падали на землю (ритм замедляется). Ребята так сильно промокли, что быстро побежали домой (снова быстрые и ритмичные удары).

Читайте также: