Конспект на тему циклы

Обновлено: 07.07.2024

Тип урока: Изучение нового материала.

  • Познакомить с новыми понятиями “цикл”, “ переменные цикла”, “тело цикла” и подвести учащихся к понятию о существовании различных видов циклических структур в программировании.
  • Cоздать условия для развития познавательного интереса и логического мышления учащихся через анализ условия задач, возникающих на практике.
  • развивать личностное отношение к учебным предметам;
  • создавать условия для развития умения высказывать своё мнение, аргументировать его,
  • повышать самооценку учеников.
  • активизировать деятельность учащихся по повторению изученного ранее материала,
  • определить и объяснить понятие цикла, показать построение алгоритма с использованием циклических структур,
  • организовать практическую работу учащихся на компьютере.
  • организовать на уроке атмосферу сотрудничества и свободу высказываний,
  • повышение мотивации учащихся путем использования игрового изложения материала,
  • интерес к предмету через применение компьютерных технологий.
  • организовать исследовательскую деятельность учащихся в рамках урока,
  • провести интеграцию информатики с предметами естественно-географического цикла,
  • развить логическое мышление, воображение, умение анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

Оборудование урока: презентация, учебники, тетради по информатике.

Участники: учащиеся 9 класса, учитель.

1. Актуализация деятельности учащихся.

Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с эпиграфа

Проблемы никогда нельзя разрешить с тем же образом мыслей, который их породил.
А. Эйнштейн.

Я думаю, сегодня нам все удастся и мы узнаем много нового и интересного.

  1. С какими алгоритмическими структурами мы знакомы?
  2. Что такое линейный алгоритм?
  3. Что такое ветвление?
  4. Какие ветвления бывают?
  5. Как выглядит структура ветвления?

2. Активизация умственной деятельности

Я задумаю целое число от 1 до 100, а вы постараетесь его отгадать. Например: мною загадано число 17. Кто-либо из вас называет число. После первого ответа, если число не отгадано, возникает неопределенность действий. Возникает проблема - что же делать дальше? - Нужно вернуться назад и назвать новое число. И так продолжать несколько раз до того, пока не отгадаем число.

3. Исследовательская работа учащихся.

Учитель обозначает проблему: какие задачи мы можем решить, организуя неоднократный повтор действий. (Здесь могут появиться самые разные ответы. В ходе диспута принимаются возможные варианты. Это могут быть различные задачи, где несколько раз производятся вычисления по одной формуле и многое другое).

  1. Назовите явления природы, в которых происходит повтор действий?
  2. Как происходит смена времен года?
  3. Как происходит смена дня и ночи?
  4. Как происходит фотосинтез?
  5. Как происходит круговорот воды в природе?
  6. Как происходит жизнь растений?
  7. Какой повтор действий происходит в вашей жизни?
  8. Расскажите о режиме дня.

— Какие образы, впечатления, ассоциации у вас вызывает слово "цикл"? (Высказывания учеников).

— Попробуйте сформулировать определение цикла на основе того, что мы только что услышали. (Высказывания учеников).

— Цикл, дословно с греческого – круг. Какие действия можно назвать циклом? (Высказывания учеников).

— Итак, цикл – повторяющееся действие. А может действие повторяться бесконечно? (Высказывания учеников).

— Итак, цикл – повторяющееся действие + условие.

Можно вспомнить сказки – дед тянул репку, позвал бабку, позвал внучку, позвал Жучку и т.д. Какое действие? Тянул. Какое условие? Пока не вытянул. Другие примеры циклов.

— А теперь вспомните "семь раз отмерь – один раз отрежь". Какое условие? (Высказывания учеников).

— Да, здесь считаем. Для счёта надо задать начало и конец – от .. и до .. (Высказывания учеников).

— Начинать можно с "0", с "1", да и вообще с чего угодно! Как Робинзон Крузо считал дни? (Ставил зарубки).

А начал он с какого числа? (С того, когда попал на остров).

4. Изучение нового материала

Алгоритм циклической структуры – это алгоритм, в котором предусмотрено неоднократное выполнение одной и той же последовательности действий.

На практике часто встречаются задачи, в которых одно или несколько действий бывает необходимо повторить несколько раз.

Многократное повторение последовательности действий называется циклом, а многократно повторяющиеся действия – телом цикла.

Применение циклов демонстрирует главное преимущество компьютера перед человеком – выполнение большого числа действий за короткое время. Ведь даже весьма короткий циклический алгоритм, составить который не так уж долго, при исполнении может потребовать выполнения нескольких сотен действий, с которыми компьютер справится намного быстрее, чем человек.

Существует три формы циклов: цикл с параметром, цикл с предусловием, цикл с постусловием. Каждая форма имеет стандартное описание на языке схем, а также соответствующий оператор алгоритмического языка.

Определение 1. Цикл с параметром – это цикл, в котором тело цикла выполняется заранее известное количество раз, т.е. известен диапазон изменения параметра. Параметр – это переменная целого типа, которая либо увеличивается, либо уменьшается на единицу.

Цикл реализуется следующим образом:

1) параметру присваивается начальное значение;

2) если значение входит в заданный диапазон, то выполняется тело цикла, параметр изменяется на единицу и выполняется пункт 2;

3) если значение не входит в заданный диапазон, то выполнение цикла прекращается и управление передаётся команде, следующей сразу за циклом.

При такой организации цикла тело цикла может не выполниться ни разу, если начальное и конечное значение цикла образуют пустой диапазон.

Общий вид команды:

for параметр:= начальное значение to конечное значение do тело цикла; ( цикл с шагом +1).

Непустой диапазон будет в том случае, если начальное значение конечного значения

Определение 2. Цикл с предусловием – это цикл, в котором тело цикла выполняется только в случае выполнения условия. Если условие становится неверным, то работа цикла прекращается и управление передаётся команде, следующей сразу за циклом.

При такой организации цикла тело цикла может не выполниться ни разу, если условие цикла сразу задано неверным.

Общий вид команды: while условие do тело цикла;

Определение 3. Цикл с постусловием – это цикл, в котором тело цикла выполняется до тех пор, пока условие, заданное после тела цикла не станет верным. Если условие становится верным, то работа цикла прекращается и управление передаётся команде, следующей сразу за циклом.

При такой организации цикла тело цикла обязательно выполниться хотя бы один раз, даже если условие цикла сразу задано верным.

Общий вид команды: repeat тело цикла until условие ;

Правила оформления циклов в программе Паскаль

Правило 1. Выполнять одну и ту же последовательность команд, в которых есть изменяющийся на единицу параметр.

Правило 2. Циклы ”while” и ”repeat” применяются для записи любой задачи, в которой есть повторяющиеся действия.

Правило 3. Запись команды повторения, в которой параметр увеличивается на единицу:

а) for i : = iнач to iкон do команда;

б) for i : = iнач to iкон do begin команды end;

в) i := iнач ; while i iкон;

Правило 4. Запись команды повторения, в которой параметр уменьшается на единицу:

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить с понятием цикла, видами циклических алгоритмов, сформировать умения пользоваться операторами цикла, сформировать умение решать задачи с использованием цикла.

Тема урока: Программирование циклов.

Образовательные: познакомить с понятием цикла, видами циклических алгоритмов, сформировать умения пользоваться операторами цикла, сформировать умение решать задачи с использованием цикла.

Развивающие: развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся; развивать логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: синтетическая.

Место урока в учебной теме: первичный

Методы и методические приемы:

1 Информационно - рецептивный:
а) словесный: рассказ - объяснение, описание, беседа,

б) наглядный: иллюстрации, демонстрация, ТСО.
Приемы обучения: изложение информации, объяснение, активизация внимания и мышления, получение из текста и иллюстраций новых знаний, работа с раздаточным материалом.
2. Репродуктивный.
Приемы обучения: подача материала в готовом виде, конкретизация и закрепление уже приобретенных знаний.
3. Визуальный: составление логических цепочек.
4. Суггестивный: применение различных видов искусства.

5. Перцептивный (восприятие и связь с жизнью):
6. Релаксопедический: психологическая разгрузка.
Межпредметные связи: математика, экономика

Материалы и оборудование: флипчарт, проектор, ноутбук

Основные понятия и термины: циклы

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, что вы настроились на урок и готовы к сотрудничеству со мной.

Актуализация опорных знаний

Пройдет совсем немного времени, вы закончите школу, поступите в ВУЗы, кто-то в столичные города и перед вами встанет множество проблем, от этого никто не застрахован. Одна из них, несомненно, переезд.

Давайте представим себе ситуацию, собираясь на учебу, вы набрали с собой кучу чемоданов с вещами (к примеру 10), из дома вас проводили родители, а как же быть в городе? Самим все таскать наверх? Конечно же, нет, мы наймем грузчика.

Давайте составим для него такой алгоритм работы, чтобы он все понял и выполнил. Итак, с чего мы начнем?

Называют возможные действия грузчика

А можно ли как-то сократить затрачиваемое нами время?

Да, если мы будем использовать цикл

Итак, что же мы будем сегодня изучать?

Циклические конструкции

Изучение нового материала

Сегодня наша задача изучить конструкции циклов и научиться пользоваться операторами цикла.

Итак, для начала давайте запишем определения:

Цикл - это специальная конструкция языка, позволяющая запрограммировать многократное выполнение определённого блока команд.

Сам блок команд называется телом цикла.

(Записывают определение)

Циклы позволяют многократно выполнять отдельный оператор или последовательность операторов, причем при этом нет необходимости записывать в тексте программы одинаковые операторы несколько раз.

Для организации циклов в Паскале используются следующие операторы:

оператор цикла с параметром;

For переменная := выражение1 to выражение2 do оператор;

For переменная := выражение1 downto выражение2 do оператор;

оператор цикла с постусловием;

repeat оператор until логическое выражение (условие);

оператор цикла с предусловием;

while логическое выражение (условие) do оператор.

Сегодня на уроке мы будем рассматривать конструкцию, позволяющую реализовать повторение в программах, которая называется перечисляемым циклом, циклом со счетчиком или циклом с заданным числом повторений.

For переменная := выражение1 to выражение2 do оператор;

Зарезервированные слова begin и end служат операторными скобками.

Теперь давайте рассмотрим, как же строятся блок-схемы с использованием операторов цикла.

На слайде приведен подробный вариант блок схемы.

А теперь, давайте попробуем применить этот оператор на примере нашей задачи.

FOR а := 1 TO 10 DO

Подойти к машине;

Поднять чемодан на нужный этаж;

Применим это к нашей проблеме:

После того, как он закончил переносить чемоданы, вы с ужасом понимаете, что ошиблись подъездом, а это значит, что чемоданы нужно обратно спустить:

FOR а := 10 DOWNTO 1 DO

Спустить чемодан вниз;

Погрузить чемодан в машину;

Вот и все! Мы заставили грузчика работать, не разгибая спины, а в результате все вернулось на свои места.

Что ж, молодцы, теперь давайте решим еще одну задачу.

Необходимо просуммировать числа от 1 до 50 (включительно) и вывести на экран полученный результат.

Сначала составим математическую модель:

Отлично, теперь составим блок-схему.

Ну а теперь можно написать программу:

For i:=1 to 50 do

Writeln (‘Сумма чисел от 1 до 50 равна ’,S);

Молодцы, хорошо справились.

Систематизация полученных знаний

Ну а теперь можно порешать задачи. Усаживайтесь за компьютеры.

Скажите, есть ли среди вас люди, кому ближе гуманитарные науки? Для вас у меня творческое задание. (Пословицы)

Алгоритм, в котором действия повторяются , называется циклическим.


1. Цикл с предусловием.

Действия в данном цикле повторяются, пока выполняется условие. Условие проверяется в самом начале цикла.


В общем виде цикл реализуется записью:
while do ;
Если тело цикла содержит более одного действия, то необходимо использовать операторные скобки:
while do
begin
;
;
.
;
end;

Действия в данном цикле повторяются, до тех пор, пока не выполнится условие. Условие проверяется в конце цикла.


В общем виде цикл записывается так:
repeat
;
until ;

С повторяющимися действиями мы сталкиваемся и в обычной жизни и при решении задач. Проход стрелок часов каждую минуту, секунду, час, смена дня и ночи, ежедневные сборы в школу, еженедельная смена уроков, ежегодные поездки на море – примеров циклов повторения миллиарды. Несмотря на разнообразие происходящих процессов, большинство из них можно описать простыми конструкциями. Делая что-то раз за разом, мы не задумываемся, что ученые уже написали алгоритмы с повторением или циклы универсальными способами.

Циклы, их виды

Многие операции, действия выполняются однотипно много раз. Этот процесс повторения называют циклом, а повторяемая последовательность – телом цикла. Процедуру с повторяющимися этапами называют циклической.

Каждое повторение действий в алгоритмах – итерация.

Выделяют 3 основных вида повторяющихся структур:

  • с условием выполнения цикла (предусловием);
  • с критерием завершения (постусловием);
  • с указанным числом повторений цикла.

Описывать подобные процессы удобно схематично или при помощи команд.

Цикл с предусловием

Описание цикла с условием двумя способами:

Особенность этой конструкции – существуют такие условия, когда команды не будут выполнены ни разу.

Читайте также: