Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

3. Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных.

Эпитет – это художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.2// Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – с. 177.

Дополнительная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2016. – 177 с.

2. Влодавская Е.А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: ко всем действующим учебникам // Влодавская Е.А. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2019. – с. 96.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Давайте попробуем определить роль имени прилагательного в тексте.

Это мелкие и среднего размера птицы, ведущие преимущественно древесный образ жизни. Питаются насекомыми, которых с помощью клюва добывают из-под коры стволов деревьев. У всех видов пёстрое чёрно-белое оперение, у большинства также имеются красные отметины на голове. Череп отличается большой величиной и крепостью. Клюв длинный, прямой и конусообразный. В качестве опоры использует клинообразный хвост. Гнездятся в дуплах, выбирая мёртвые либо больные деревья.

О какой птице идёт речь? Конечно же, все узнали дятла. Но как? С помощью каких языковых средств нам это удалось? Именно с помощью имён прилагательных мы можем дать точное и выразительное описание предмета или явления. Характеризовать, описывать предмет, назвать его отличительные признаки – вот главная роль имени прилагательного в речи.

Прочитайте миниатюру А. С. Пушкина, написанную в 1825 г. Найдите прилагательные.

Цветы последние милей

Роскошных первенцев полей.

Они унылые мечтанья

Живее пробуждают в нас.

Так иногда разлуки час

Живее сладкого свиданья.

Последние, роскошных, унылые, сладкого.

Эти слова являются эпитетами.

Эпитет – художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету.

Как и любая изменяемая часть речи, имя прилагательное имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки.

К постоянным морфологическим признакам относится разряд по значению: имена прилагательные бывают качественные, относительные и притяжательные.

2. Относительные прилагательные отвечают на те же вопросы, но обозначают признак предмета не прямо, а через его отношение к другому предмету, явлению (городской житель – относящийся к городу, каменный дом – сделанный из камня). Относительные прилагательные не имеют краткой формы, не образуют степени сравнения, не сочетаются со словами очень и весьма. Они образуются с помощью особых суффиксов: -ан-, -ян-, -ск-, -ов- (песчаный берег, серебряное кольцо, ученический билет, лавровый венок).

Попробуем определить разряд по значению предложенных имён прилагательных, распределив их на три группы: качественные, относительные и притяжательные.

Оловянный солдатик, мышиный хвостик, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, синицыно гнездо, глупый вопрос, волчья пасть, сердечная мышца, каменный дом, московский метрополитен, детская литература, дедов кабинет, Машина работа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Володина А.Д., Русский язык, 5 класс

Тема: Безударная гласная в окончаниях имен прилагательных

Образовательные: формировать умения выбирать гласную в безударной позиции в окончании имени прилагательного, развивать устную грамотную и письменную речь.

Деятельностные: формировать умения работать самостоятельно, фронтально, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить рассуждения; тренировать умения фиксировать свои шаги по построению нового знания, осуществлять самоконтроль.

Планируемые результаты:

личностные УУД: понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; извлечение необходимой информации из текста; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

1. Организационный момент

- Открываем тетради, отступаем две строчки и записываем число.

2. Словарная работа

Записываем слово БАГРЯНЫЙ. (На доске вывешиваются картинки, которые помогают раскрыть значение слова.)

- Какое значение имеет это слово? (Насыщенный красный цвет.)

- Попробуйте составить словосочетание со словом БАГРЯНЫЙ, запишите его в тетрадь. (Багряный лес, багряный закат / восход, багряный лист, багряный цвет, багряный факел, багряный бант.)

3. Мотивация

- Послушайте четверостишие Ивана Алексеевича Бунина, русского писателя?

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

- Слова какой части речи делают эту поэтическую зарисовку леса особенно выразительной?

- А как вы сформулируете ответ на следующий вопрос. Зачем в нашей речи нужны имена прилагательные?

4. Актуализация знаний и фиксация затруднений

На доске написаны словосочетания.

На чист..м небе, летн..м утром

- Слова каких частей речи выписаны на доске? Схематично укажите главное и зависимое слово в словосочетаниях.

Как вы думаете, почему пропущены буквы в словах? (Здесь можно выбрать разные буквы: е/и , есть орфограмма.) В какой морфеме она пропущена?

- Предположите, какой будет тема урока.

- Что мы должны научиться сегодня делать?

5. Построение проекта выхода из затруднения

– Как проверить написание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных?

Ученики выдвигают гипотезы .

- Давайте определим последовательность наших действий (составим алгоритм).

Для того чтобы определить, какое окончание необходимо писать у имен прилагательных нужно:

В словосочетании определить главное слово (имя существительное).

Поставить вопрос от существительного к прилагательному.

Выделить окончание в слове-вопросе.

Написать соответствующее окончание в слове прилагательном.

6. Реализация построенного проекта

- Давайте попробуем применить наш алгоритм в деле. Разберем несколько словосочетаний у доски.

По небу Под снегом В листву

син ему свеж им зелён ую

звёздн ому пушист ым красн ую

- Итак, как проверить правописание падежных окончаний прилагательных? (По вопросу.)

8. Физкультминутка

9. Первичное закрепление

К первому заданию у вас есть подсказка, выделенная жирным шрифтом.

Второе задание выполняют учащиеся у доски (по два словосочетания на ученика).

10. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

А теперь попробуйте сделать последнее словосочетание самостоятельно так, как мы сейчас это делали. А затем мы проверим, правильно ли выполнили работу, по эталону на доске.

11. Включение нового знания в систему знаний

- Давайте с вами устно выполним следующее задание, в результате которого проверим, что мы знаем о такой части речи, как имя прилагательное.

Если утверждение верное – хлопаем, если нет – топаем.

Имя прилагательное - самостоятельная часть речи.

Имя прилагательное изменяется по родам, числам, падежам.

Имя прилагательное обозначает действие предмета.

Имя прилагательное – неизменяемая часть речи.

Имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое?

В окончаниях имен прилагательных пишется та же гласная, что и в вопросе, заданном от имени существительного.

8. Итог урока

- Подводя итоги урока, давайте ответим на вопрос, как же мы с вами можем проверить, какую гласную нужно писать в окончаниях имен прилагательных?

9. Рефлексия

- Сегодня на уроке я узнал…

- Сегодня на уроке я научился…

- Сегодня на уроке я повторил…

Поставьте себе в тетради баллы от 0-100 за активность на уроке и за понимание темы.

Тема: Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

– Выведение правила написания букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных, развитие умений писать слова с орфограммой в безударном окончании прилагательного.

– Развитие интереса к русскому языку.

Этапы урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний.

Начинается урок. (Слайд №2)

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку пять.

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, которое нам дарит яркое солнышко, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.

1. Чистописание.

ая яя ое ее ый ий ые ие (Слайд №3)

Как всегда урок свой мы начнём с минутки каллиграфии. В словах какой части речи мы встречаем такие буквосочетания?

Что мы называем именами прилагательными?

Какие окончания имеют прилагательные мужского, женского, среднего рода и во множественном числе?

Запишите данные соединения себе в тетрадь, соблюдая при этом высоту букв и наклон.

Имя прилагательное – наше первое ключевое слово урока. Остальные ключевые слова будем выявлять по ходу работы.

2. Актуализация изученного (словарно-орфографическая работа).

- Вставьте в слова пропущенные орфограммы и проверьте их там, где это возможно.

мал…нький роз…вый …в…щной

п…ходный б…льшой н…стольный

- Какие орфограммы встретились?

- Какие ключевые слова выделим? (безударные гласные)

- В каких частях слова находятся безударные гласные?

- На какие группы можно разделить все слова по местоположению безударных гласных? (безударные гласные в корне слова, в приставке и в суффиксе) (Слайд №5)

- Как проверить буквы безударных гласных в корне слова? А в приставке и суффиксе?

- К какой группе отнесем слово кисл…е?

- В какой части слова находится орфограмма? (в окончании имени прилагательного)

- А можно ли проверить букву безударных гласных в окончаниях имен прилагательных? И как это сделать?

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Открытие новых знаний.

III. Физкультминутка

1. Проблемный вопрос.

Можно ли проверить написание букв безударных гласных в окончаниях имен прилагательных?

Мы встретили еще одно ключевое слово. Какое? (окончание)

2. Поиск решения.

Работа в парах (упр. 326 стр.86).

- Прочитайте задания к упражнению, проанализируйте слова и сделайте вывод.

- Какое окончание у слов-вопросов ударное или безударное?

- Сравните окончания у слов-вопросов и у имен прилагательных.

слова-вопросы имена прилагательные

- Сделайте вывод. Можно ли проверить букву гласных в безударных окончаниях имен прилагательных и как?

- Почему надо проверять по вопросу? (окончание всегда ударное)

Очень важно

Надо помнить: в окончаниях прилагательных после мягких согласных пишутся другие буквы (вместо о–е, ы–и, у–ю), это надо запомнить.

- Выделим еще одно ключевое слово – слово-вопрос.

2. Чтение определения на с. 87.

В какой части слова возникла безударная гласная?

Что вы узнали нового?

Давайте сделаем вывод.

Что мы с вами сделали? (Открытие)

Как вы думаете, это орфограмма? (Да, это написание по правилу)

А как она называется? (Варианты ответа).

Орфограмма называется – буква безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Правописание букв безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

4. Составление алгоритма проверки безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. (Слайд №7)

Определяем ударное или безударное окончание.

Находим имя существительное, к которому относится данное имя прилагательное.

От имени существительного задаем вопрос к имени прилагательному.

По ударному окончанию вопроса определяем окончание имени прилагательного.

– Если показываю на имя прилагательное мужского рода, то хлопаем в ладоши, если женского – топаем ногами. Если имя прилагательное среднего рода, то сидим молча.

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

ΙV. Развитие умений – применение знания.

Работа с учебником.

стр. 87, упр. 327. (у доски )

- Найдите имена прилагательные. Выпишите пары слов прил.+сущ. Обозначьте орфограмму в окончаниях имен прилагательных.

В языке (каком?) древнерусском, град (какой?) стольный, в былинах (каких?) русских.

Работа над заданием в ЭОР.


3.Самостоятельная работа.

У каждого из вас лежит по два задания. Эти задания разноуровневые:

1 уровень – списать слова, вставляя безударные окончания имен прилагательных;

2 уровень – вставить подходящие по смыслу имена прилагательные с безударными окончаниями.

Самостоятельно выберите то задание, которое можете выполнить.

4. Проверка задания.

1 уровень - на слайде. (Слайд №9)

2 уровень – чтение составленных словосочетаний.

5. Ответ на проблемный вопрос урока.

– Вспомните начало урока.

Можно ли проверить букву безударных гласных в окончаниях имен прилагательных?

– Что же нужно сделать, чтобы проверить эту орфограмму?

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

V. Итог урока.

– Прочитайте еще раз ключевые слова, которые отражают тему и проблему урока. (безударные гласные, окончание, имена прилагательные, слова-вопросы)

Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?

Что нового узнали на уроке?

Что было для вас самым интересным на уроке?

Что было сложным? Вызвало затруднения?

Самооценка. (Слайд №10)

- Возьмите карточки смайликов и оцените свою работу на уроке.




Смайлик с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике.


Смайлик с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.

Смайлик с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.

VI. Домашнее задание.

Список использованной литературы:

Р. Н. Бунеев Е. В. Бунеева Русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. – М: Баласс, 2014 г.

Е. В. Бунеева, Н. А. Исаева Методические рекомендации для учителя - М: Баласс, 2014 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

предметные: закрепление знаний о правилах написания падежных окончаний имён прилагательных; закрепление навыка применения алгоритма выбора гласной в окончаниях прилагательных; расширение словарного запаса обучающихся за счет употребления в речи прилагательных; воспитание интереса к изучению предмета;

личностные УУД:, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

1. Организационный момент. Приветствие, записываем в тетради число + классная работа.

2. Орфографическая минутка

Ребята, это выполняем в тетради! Окончания выделить!

Побывать на спектакл. участвовать в экспедиции. работать на стройк. подъехать к насып. добраться до палатк. гулять по алле. выступать на собрании…., пробираться по тропинк. писать в тетрад. писать в тетрадк..

Оценю работу по следующим критериям:

3. Синтаксическая пятиминутка.

- Какая сегодня хорошая погода! У всех весеннее радостное настроение.

Запишите предложение, выполните синтаксический разбор и дайте его характеристику.

Улыбкой яс…ною природа

Сквозь сон встр…чает утро года

Прочитаем про себя, а затем выразительно вслух. Кому принадлежат эти строчки? О каком времени года идёт речь? Как высчитаете, почему А.С. Пушкин называет весну утром года? Найдите изобразительно-выразительные средства (эпитет –ясная улыбка; олицетворение - природа встречает утро года, встречает сквозь сон)

Запишите два синонима (солнечный - погожий)

Запишите два антонима (пасмурный, ненастный)

Весна – одно из удивительнейших времен года. От длительного сна просыпается природа, начинается цветение трав, деревьев; появляются первые новые живые звуки жизни: капель, шепот ручьев, шелест деревьев, пение птиц. Человек тоже как бы вновь просыпается, ощущает радость, полон надежд на новую жизнь. Неслучайно писатели, поэты, художники посвятили весне столько произведений.

3. Актуализация знаний.

-О какой части речи эта загадка?

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

Со мною ваша речь красива и точна,

Когда же нет меня – она, увы, бедна.

Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую

Соцветьем дивных слов легко определю я!

Что же такое имя прилагательное? Для чего оно нужно в нашей речи?

Следующее задание . прочитать тексты и ответить на вопросы УСТНО

Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.

Текст 2

Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.

Беседа по прочитанным текстам.

- О чем был первый текст?

- О чем был второй текст? (тоже о весне)

-Можно ли считать эти тексты одинаковыми?

-Чем же отличается первый текст от второго?

Учащиеся называют отличия в текстах и делают вывод о том, что различие текстов зависит от наличия в них прилагательных и делают вывод, что с прилагательными текст становится красивее, то есть прилагательные в речи нужны для красоты описания

Да, мир без прилагательных был бы серым и скучным. Окружали бы нас одни серые предметы (показать нераскрашенную, черно-белую картинку.)

Если б все на свете было

Вас бы это рассердило

Или радовало это? (ответы учеников) УСТНО ОТВЕТЬТЕ.

Видеть мир привыкли

Белым, желтым, синим, красным…

Пусть же все на свете будет

Удивительным и разным!

4. Формулирование темы урока.

В тетрадь запишите словосочетания.

На чист..м небе, весен..м утром

– Как вы думаете, почему пропущены буквы в словах? (Здесь можно выбрать разные буквы: е/и, есть орфограмма.)

– Предположите, какой будет тема урока. (Гласные в окончаниях имён прилагательных.)

5. Выявление ключевых слов темы и определение задач урока.

Назовите ключевые слова темы.

(Имя прилагательное, окончание, безударные гласные)

6. Постановка проблемы.

– Как проверить написание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных?

Ученики выдвигают гипотезы.

7. Давайте определим последовательность наших действий (составим алгоритм).

В словосочетании определить главное слово.

Поставить вопрос от существительного к прилагательному.


В ыделить в слове-вопросе.


Н аписать соответствующее в слове прилагательном.

По небу Под снегом В листву

синему свежим зелёную

звёздному пушистым весеннюю

- Как согласовываются имена прилагательные с именами существительными? ( В роде, числе и падеже).

- Как проверить правописание падежных окончаний прилагательных? (По вопросу).

8. Закрепление изученного материала

В ТЕТРАДЬ ЗАПИСАТЬ КАЖДОМУ! ВЫДЕЛИТЬ ОКОНЧАНИЯ, ЗАДАТЬ ВОПРОСЫ!

На свеж..м воздухе, о ранн.. тепле, син.. небом, на могуч… дереве, весенн.. утром, в дремуч… лесу, легк..ми облаками, по лесн.. тропинке, о свеж… травк. солнечн.. зайчика

Оцените свою работы по следующим критериям:

Давайте подведём итог урока

- Что надо сделать, чтобы правильно написать окончание имени прилагательного?

Итогом всей темы станет небольшой тест.

Тест для учащихся (В тетради только номер задания и вариант ответа. Переписывать не надо! Например, 1-в).

1.Как изменяется имя прилагательное?

а) по родам и падежам

в) по родам, числам, падежам

2.Как определить падеж прилагательных?

а) по окончанию прилагательных

б) по вопросу от существительного к прилагательному

в) по падежу существительного, с которым связано прилагательное

3. Отметь имя прилагательное с окончанием –ом.

а) на низк… потолке

в) горяч… сердцем

4. Отметь строку, в которой неверно написаны окончания имен прилагательных.

б) Летнем утром, в зимним пальто, осеннем днем.

в) Ранней весною, у лесного озера, домашние животные

5. Укажи предложение, в котором выделенное имя прилагательное употребляются в форме ж. р ед. ч. Д.п.

а) Ласточка предложила бедной Дюймовочке лететь в теплые края.

Читайте также: