Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных конспект урока
Обновлено: 07.07.2024
3. Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных.
Эпитет – это художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.2// Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – с. 177.
Дополнительная литература:
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2016. – 177 с.
2. Влодавская Е.А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: ко всем действующим учебникам // Влодавская Е.А. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2019. – с. 96.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Давайте попробуем определить роль имени прилагательного в тексте.
Это мелкие и среднего размера птицы, ведущие преимущественно древесный образ жизни. Питаются насекомыми, которых с помощью клюва добывают из-под коры стволов деревьев. У всех видов пёстрое чёрно-белое оперение, у большинства также имеются красные отметины на голове. Череп отличается большой величиной и крепостью. Клюв длинный, прямой и конусообразный. В качестве опоры использует клинообразный хвост. Гнездятся в дуплах, выбирая мёртвые либо больные деревья.
О какой птице идёт речь? Конечно же, все узнали дятла. Но как? С помощью каких языковых средств нам это удалось? Именно с помощью имён прилагательных мы можем дать точное и выразительное описание предмета или явления. Характеризовать, описывать предмет, назвать его отличительные признаки – вот главная роль имени прилагательного в речи.
Прочитайте миниатюру А. С. Пушкина, написанную в 1825 г. Найдите прилагательные.
Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Они унылые мечтанья
Живее пробуждают в нас.
Так иногда разлуки час
Живее сладкого свиданья.
Последние, роскошных, унылые, сладкого.
Эти слова являются эпитетами.
Эпитет – художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету.
Как и любая изменяемая часть речи, имя прилагательное имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки.
К постоянным морфологическим признакам относится разряд по значению: имена прилагательные бывают качественные, относительные и притяжательные.
2. Относительные прилагательные отвечают на те же вопросы, но обозначают признак предмета не прямо, а через его отношение к другому предмету, явлению (городской житель – относящийся к городу, каменный дом – сделанный из камня). Относительные прилагательные не имеют краткой формы, не образуют степени сравнения, не сочетаются со словами очень и весьма. Они образуются с помощью особых суффиксов: -ан-, -ян-, -ск-, -ов- (песчаный берег, серебряное кольцо, ученический билет, лавровый венок).
Попробуем определить разряд по значению предложенных имён прилагательных, распределив их на три группы: качественные, относительные и притяжательные.
Оловянный солдатик, мышиный хвостик, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, синицыно гнездо, глупый вопрос, волчья пасть, сердечная мышца, каменный дом, московский метрополитен, детская литература, дедов кабинет, Машина работа.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Володина А.Д., Русский язык, 5 класс
Тема: Безударная гласная в окончаниях имен прилагательных
Образовательные: формировать умения выбирать гласную в безударной позиции в окончании имени прилагательного, развивать устную грамотную и письменную речь.
Деятельностные: формировать умения работать самостоятельно, фронтально, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить рассуждения; тренировать умения фиксировать свои шаги по построению нового знания, осуществлять самоконтроль.
Планируемые результаты:
личностные УУД: понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; извлечение необходимой информации из текста; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
1. Организационный момент
- Открываем тетради, отступаем две строчки и записываем число.
2. Словарная работа
Записываем слово БАГРЯНЫЙ. (На доске вывешиваются картинки, которые помогают раскрыть значение слова.)
- Какое значение имеет это слово? (Насыщенный красный цвет.)
- Попробуйте составить словосочетание со словом БАГРЯНЫЙ, запишите его в тетрадь. (Багряный лес, багряный закат / восход, багряный лист, багряный цвет, багряный факел, багряный бант.)
3. Мотивация
- Послушайте четверостишие Ивана Алексеевича Бунина, русского писателя?
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
- Слова какой части речи делают эту поэтическую зарисовку леса особенно выразительной?
- А как вы сформулируете ответ на следующий вопрос. Зачем в нашей речи нужны имена прилагательные?
4. Актуализация знаний и фиксация затруднений
На доске написаны словосочетания.
На чист..м небе, летн..м утром
- Слова каких частей речи выписаны на доске? Схематично укажите главное и зависимое слово в словосочетаниях.
Как вы думаете, почему пропущены буквы в словах? (Здесь можно выбрать разные буквы: е/и , есть орфограмма.) В какой морфеме она пропущена?
- Предположите, какой будет тема урока.
- Что мы должны научиться сегодня делать?
5. Построение проекта выхода из затруднения
– Как проверить написание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных?
Ученики выдвигают гипотезы .
- Давайте определим последовательность наших действий (составим алгоритм).
Для того чтобы определить, какое окончание необходимо писать у имен прилагательных нужно:
В словосочетании определить главное слово (имя существительное).
Поставить вопрос от существительного к прилагательному.
Выделить окончание в слове-вопросе.
Написать соответствующее окончание в слове прилагательном.
6. Реализация построенного проекта
- Давайте попробуем применить наш алгоритм в деле. Разберем несколько словосочетаний у доски.
По небу Под снегом В листву
син ему свеж им зелён ую
звёздн ому пушист ым красн ую
- Итак, как проверить правописание падежных окончаний прилагательных? (По вопросу.)
8. Физкультминутка
9. Первичное закрепление
К первому заданию у вас есть подсказка, выделенная жирным шрифтом.
Второе задание выполняют учащиеся у доски (по два словосочетания на ученика).
10. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
А теперь попробуйте сделать последнее словосочетание самостоятельно так, как мы сейчас это делали. А затем мы проверим, правильно ли выполнили работу, по эталону на доске.
11. Включение нового знания в систему знаний
- Давайте с вами устно выполним следующее задание, в результате которого проверим, что мы знаем о такой части речи, как имя прилагательное.
Если утверждение верное – хлопаем, если нет – топаем.
Имя прилагательное - самостоятельная часть речи.
Имя прилагательное изменяется по родам, числам, падежам.
Имя прилагательное обозначает действие предмета.
Имя прилагательное – неизменяемая часть речи.
Имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое?
В окончаниях имен прилагательных пишется та же гласная, что и в вопросе, заданном от имени существительного.
8. Итог урока
- Подводя итоги урока, давайте ответим на вопрос, как же мы с вами можем проверить, какую гласную нужно писать в окончаниях имен прилагательных?
9. Рефлексия
- Сегодня на уроке я узнал…
- Сегодня на уроке я научился…
- Сегодня на уроке я повторил…
Поставьте себе в тетради баллы от 0-100 за активность на уроке и за понимание темы.
Тема: Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
– Выведение правила написания букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных, развитие умений писать слова с орфограммой в безударном окончании прилагательного.
– Развитие интереса к русскому языку.
Этапы урока
Формирование УУД
Ι. Актуализация знаний.
Начинается урок. (Слайд №2)
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку пять.
Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, которое нам дарит яркое солнышко, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.
1. Чистописание.
ая яя ое ее ый ий ые ие (Слайд №3)
Как всегда урок свой мы начнём с минутки каллиграфии. В словах какой части речи мы встречаем такие буквосочетания?
Что мы называем именами прилагательными?
Какие окончания имеют прилагательные мужского, женского, среднего рода и во множественном числе?
Запишите данные соединения себе в тетрадь, соблюдая при этом высоту букв и наклон.
Имя прилагательное – наше первое ключевое слово урока. Остальные ключевые слова будем выявлять по ходу работы.
2. Актуализация изученного (словарно-орфографическая работа).
- Вставьте в слова пропущенные орфограммы и проверьте их там, где это возможно.
мал…нький роз…вый …в…щной
п…ходный б…льшой н…стольный
- Какие орфограммы встретились?
- Какие ключевые слова выделим? (безударные гласные)
- В каких частях слова находятся безударные гласные?
- На какие группы можно разделить все слова по местоположению безударных гласных? (безударные гласные в корне слова, в приставке и в суффиксе) (Слайд №5)
- Как проверить буквы безударных гласных в корне слова? А в приставке и суффиксе?
- К какой группе отнесем слово кисл…е?
- В какой части слова находится орфограмма? (в окончании имени прилагательного)
- А можно ли проверить букву безударных гласных в окончаниях имен прилагательных? И как это сделать?
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
Открытие новых знаний.
III. Физкультминутка
1. Проблемный вопрос.
Можно ли проверить написание букв безударных гласных в окончаниях имен прилагательных?
Мы встретили еще одно ключевое слово. Какое? (окончание)
2. Поиск решения.
Работа в парах (упр. 326 стр.86).
- Прочитайте задания к упражнению, проанализируйте слова и сделайте вывод.
- Какое окончание у слов-вопросов ударное или безударное?
- Сравните окончания у слов-вопросов и у имен прилагательных.
слова-вопросы имена прилагательные
- Сделайте вывод. Можно ли проверить букву гласных в безударных окончаниях имен прилагательных и как?
- Почему надо проверять по вопросу? (окончание всегда ударное)
Очень важно
Надо помнить: в окончаниях прилагательных после мягких согласных пишутся другие буквы (вместо о–е, ы–и, у–ю), это надо запомнить.
- Выделим еще одно ключевое слово – слово-вопрос.
2. Чтение определения на с. 87.
В какой части слова возникла безударная гласная?
Что вы узнали нового?
Давайте сделаем вывод.
Что мы с вами сделали? (Открытие)
Как вы думаете, это орфограмма? (Да, это написание по правилу)
А как она называется? (Варианты ответа).
Орфограмма называется – буква безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Правописание букв безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
4. Составление алгоритма проверки безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. (Слайд №7)
Определяем ударное или безударное окончание.
Находим имя существительное, к которому относится данное имя прилагательное.
От имени существительного задаем вопрос к имени прилагательному.
По ударному окончанию вопроса определяем окончание имени прилагательного.
– Если показываю на имя прилагательное мужского рода, то хлопаем в ладоши, если женского – топаем ногами. Если имя прилагательное среднего рода, то сидим молча.
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
ΙV. Развитие умений – применение знания.
Работа с учебником.
стр. 87, упр. 327. (у доски )
- Найдите имена прилагательные. Выпишите пары слов прил.+сущ. Обозначьте орфограмму в окончаниях имен прилагательных.
В языке (каком?) древнерусском, град (какой?) стольный, в былинах (каких?) русских.
Работа над заданием в ЭОР.
3.Самостоятельная работа.
У каждого из вас лежит по два задания. Эти задания разноуровневые:
1 уровень – списать слова, вставляя безударные окончания имен прилагательных;
2 уровень – вставить подходящие по смыслу имена прилагательные с безударными окончаниями.
Самостоятельно выберите то задание, которое можете выполнить.
4. Проверка задания.
1 уровень - на слайде. (Слайд №9)
2 уровень – чтение составленных словосочетаний.
5. Ответ на проблемный вопрос урока.
– Вспомните начало урока.
Можно ли проверить букву безударных гласных в окончаниях имен прилагательных?
– Что же нужно сделать, чтобы проверить эту орфограмму?
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
V. Итог урока.
– Прочитайте еще раз ключевые слова, которые отражают тему и проблему урока. (безударные гласные, окончание, имена прилагательные, слова-вопросы)
Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?
Что нового узнали на уроке?
Что было для вас самым интересным на уроке?
Что было сложным? Вызвало затруднения?
Самооценка. (Слайд №10)
- Возьмите карточки смайликов и оцените свою работу на уроке.
Смайлик с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике.
Смайлик с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.
Смайлик с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.
VI. Домашнее задание.
Список использованной литературы:
Р. Н. Бунеев Е. В. Бунеева Русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. – М: Баласс, 2014 г.
Е. В. Бунеева, Н. А. Исаева Методические рекомендации для учителя - М: Баласс, 2014 г.
предметные: закрепление знаний о правилах написания падежных окончаний имён прилагательных; закрепление навыка применения алгоритма выбора гласной в окончаниях прилагательных; расширение словарного запаса обучающихся за счет употребления в речи прилагательных; воспитание интереса к изучению предмета;
личностные УУД:, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
1. Организационный момент. Приветствие, записываем в тетради число + классная работа.
2. Орфографическая минутка
Ребята, это выполняем в тетради! Окончания выделить!
Побывать на спектакл. участвовать в экспедиции. работать на стройк. подъехать к насып. добраться до палатк. гулять по алле. выступать на собрании…., пробираться по тропинк. писать в тетрад. писать в тетрадк..
Оценю работу по следующим критериям:
3. Синтаксическая пятиминутка.
- Какая сегодня хорошая погода! У всех весеннее радостное настроение.
Запишите предложение, выполните синтаксический разбор и дайте его характеристику.
Улыбкой яс…ною природа
Сквозь сон встр…чает утро года
Прочитаем про себя, а затем выразительно вслух. Кому принадлежат эти строчки? О каком времени года идёт речь? Как высчитаете, почему А.С. Пушкин называет весну утром года? Найдите изобразительно-выразительные средства (эпитет –ясная улыбка; олицетворение - природа встречает утро года, встречает сквозь сон)
Запишите два синонима (солнечный - погожий)
Запишите два антонима (пасмурный, ненастный)
Весна – одно из удивительнейших времен года. От длительного сна просыпается природа, начинается цветение трав, деревьев; появляются первые новые живые звуки жизни: капель, шепот ручьев, шелест деревьев, пение птиц. Человек тоже как бы вновь просыпается, ощущает радость, полон надежд на новую жизнь. Неслучайно писатели, поэты, художники посвятили весне столько произведений.
3. Актуализация знаний.
-О какой части речи эта загадка?
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня – она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
Соцветьем дивных слов легко определю я!
Что же такое имя прилагательное? Для чего оно нужно в нашей речи?
Следующее задание . прочитать тексты и ответить на вопросы УСТНО
Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.
Текст 2
Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.
Беседа по прочитанным текстам.
- О чем был первый текст?
- О чем был второй текст? (тоже о весне)
-Можно ли считать эти тексты одинаковыми?
-Чем же отличается первый текст от второго?
Учащиеся называют отличия в текстах и делают вывод о том, что различие текстов зависит от наличия в них прилагательных и делают вывод, что с прилагательными текст становится красивее, то есть прилагательные в речи нужны для красоты описания
Да, мир без прилагательных был бы серым и скучным. Окружали бы нас одни серые предметы (показать нераскрашенную, черно-белую картинку.)
Если б все на свете было
Вас бы это рассердило
Или радовало это? (ответы учеников) УСТНО ОТВЕТЬТЕ.
Видеть мир привыкли
Белым, желтым, синим, красным…
Пусть же все на свете будет
Удивительным и разным!
4. Формулирование темы урока.
В тетрадь запишите словосочетания.
На чист..м небе, весен..м утром
– Как вы думаете, почему пропущены буквы в словах? (Здесь можно выбрать разные буквы: е/и, есть орфограмма.)
– Предположите, какой будет тема урока. (Гласные в окончаниях имён прилагательных.)
5. Выявление ключевых слов темы и определение задач урока.
Назовите ключевые слова темы.
(Имя прилагательное, окончание, безударные гласные)
6. Постановка проблемы.
– Как проверить написание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных?
Ученики выдвигают гипотезы.
7. Давайте определим последовательность наших действий (составим алгоритм).
В словосочетании определить главное слово.
Поставить вопрос от существительного к прилагательному.
В ыделить в слове-вопросе.
Н аписать соответствующее в слове прилагательном.
По небу Под снегом В листву
синему свежим зелёную
звёздному пушистым весеннюю
- Как согласовываются имена прилагательные с именами существительными? ( В роде, числе и падеже).
- Как проверить правописание падежных окончаний прилагательных? (По вопросу).
8. Закрепление изученного материала
В ТЕТРАДЬ ЗАПИСАТЬ КАЖДОМУ! ВЫДЕЛИТЬ ОКОНЧАНИЯ, ЗАДАТЬ ВОПРОСЫ!
На свеж..м воздухе, о ранн.. тепле, син.. небом, на могуч… дереве, весенн.. утром, в дремуч… лесу, легк..ми облаками, по лесн.. тропинке, о свеж… травк. солнечн.. зайчика
Оцените свою работы по следующим критериям:
Давайте подведём итог урока
- Что надо сделать, чтобы правильно написать окончание имени прилагательного?
Итогом всей темы станет небольшой тест.
Тест для учащихся (В тетради только номер задания и вариант ответа. Переписывать не надо! Например, 1-в).
1.Как изменяется имя прилагательное?
а) по родам и падежам
в) по родам, числам, падежам
2.Как определить падеж прилагательных?
а) по окончанию прилагательных
б) по вопросу от существительного к прилагательному
в) по падежу существительного, с которым связано прилагательное
3. Отметь имя прилагательное с окончанием –ом.
а) на низк… потолке
в) горяч… сердцем
4. Отметь строку, в которой неверно написаны окончания имен прилагательных.
б) Летнем утром, в зимним пальто, осеннем днем.
в) Ранней весною, у лесного озера, домашние животные
5. Укажи предложение, в котором выделенное имя прилагательное употребляются в форме ж. р ед. ч. Д.п.
а) Ласточка предложила бедной Дюймовочке лететь в теплые края.
Читайте также: