Конспект занятия по правовому воспитанию в стране законов

Обновлено: 07.07.2024

Виды юридической ответственности подростков перед законом.

Какие виды ответственности вы знаете? (Ответы детей)

(Экскурсоводы по стране правовых знаний проводят экскурсии)

Экскурсия 1 Теоретическая.

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Это общественно опасное правонарушение, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Экскурсия 2 Практическая.

Ребята, сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.

№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

№2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

№3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

№4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

Правильно, с 14 лет. Кроме этого родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура города может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей.

№6. Ребята, а как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время? И почему? (Ребята высказываются, приводят примеры).

Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни.

А как надо себя при этом вести вам: вырываться, кричать, убегать? (ребята говорят).

Во-первых, отвечать спокойно на вопросы милиционера, не бояться, не говорить неправду. Например: вы с друзьями поздно возвращаетесь с тренировки…

Во-вторых, вы можете сообщить представителям закона номер телефона родителей или позвоните им сами.

Как бы вы поступили в этом случае? (ребята отвечают)

Во-первых, это преступление! Вы согласны?

Раскрытие этого преступления зависит и от твоих правильных действий

2.Внятно объясни, где и когда совершено преступление

3.Сообщи приметы хулиганов

4.Поставь в известность родителей.

А теперь поговорим о ваших правах.

Экскурсия № 3 Правовая.

№8. Вас могут пригласить в качестве очевидца происшествия. Что в этом случае делаете вы? (ребята отвечают).

В этом случае вы можете пойти в отделение милиции только по доброй воле. При этом вы должны знать, что вас не могут пригласить в качестве свидетеля: такое приглашение должно быть оформлено в виде повестки, которую вручает почтальон, вы имеете право отказаться от свидетельских показаний – вам не грозит за это ответственность, если вам нет 16 лет.

Очевидец – не несет ответственности за свои слова, он говорит то, что видел или то, что думает по поводу происшествия. Поэтому может сказать неправду.

Свидетель – это лицо, на которое указал подозреваемый или потерпевший. Он несет уголовную ответственность за дачу ложных показаний.

№9. Предположим, вас привели в отделение милиции. Знайте, дежурный должен немедленно сообщить о вашем задержании родителям, Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой.

Если вы совершили более серьезное правонарушение, то вас могут задержать в административном порядке – не более 3 часов (время после составления протокола).

Вас не имеют права помещать в камеру предварительного заключения (КПЗ), если там уже находятся взрослые!

Вас могут заключить по стражу, если вы подозреваетесь в совершении тяжкого преступления. Это решение принимает только суд.

Допрос несовершеннолетнего должен проходить при педагоге, при адвокате. При этом родители могут присутствовать, но их присутствие не обязательно. Помните, любые действия сотрудников милиции вы можете обжаловать!

III. Викторина.

Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

А- административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

1. Порвал учебник одноклассника(Г)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

3. Избил одноклассника (У)

4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)

5. Совершил прогул в школе (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Разбил мячом окно. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

А за какие правонарушения вас могут доставить в милицию?

1.Нарушение правил дорожного движения

2.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.

3.Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.).

IV. Подведение итогов.

Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки. Удачи вам!

Систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях.

Развивать правовое мировоззрение и представление о нравственности.

Учить анализировать, рассуждать, делать выводы. Воспитывать чувство уважения к другим людям. Расширять кругозор детей, обогащать словарный запас.

Методы и приемы:

Словесные: беседа, объяснение, пояснение, стихи.

Практические: подвижная и дидактические игры, физкультминутка.

Наглядные: картинки с изображением прав детей, иллюстрации к сказкам.

Материал:

Ход образовательной деятельности.

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Знать должны и взрослые и дети

О правах, что защищают всех на свете.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей — наших правах. А что же такое право? /Высказывания детей/

Воспитатель: Ребята! Давайте совершим путешествие в Страну права и узнаем обо всем, согласны?

Дети считают до трех и оказываются в Стране права.

Воспитатель: Итак, первая остановка. Давайте посмотрим на картинку и скажем, кто там изображен?

Дети: Мама с ребенком — это право на жизнь!

Воспитатель: А это вам первый документ — Свидетельство о рождении, выдается человеку после рождения. Он напоминает о праве на Имя, Отчество, Фамилию. А зачем нужно имя?

Дети: Чтоб нас не перепутали, различали.

Воспитатель: Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя. А мы продолжаем свое путешествие. И следующая остановка!

(Дети рассматривают картинку).

Дети: Она говорит о праве на семью.

Воспитатель: Что вы знаете об этом праве?

Дети: У каждого человека должны быть папа и мама.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете стихи о семье?

Ребенок: Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

И щенка и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

Дети: Мама-мамочка, папа-папочка, сын-сыночек, дочь-доченька, брат-братик, сестра-сестричка.

Воспитатель: Молодцы! Семья-самое дорогое, что есть у человека. Но в семье есть не только права, но и обязанности.

Дети: Убираем игрушки, заправляем постель, помогаем маме в уборке дома, бабушке-донести сумку.

Воспитатель: Мы хорошо поработали, а наше путешествие продолжается. Итак, следующая остановка – следующая картинка. О каком праве она нам расскажет? (Дети описывают картинку).

Дети: Это право на образование/.

Воспитатель: Где можно получить образование?

Дети: В детском саду, в школе, в училище, в институте.

Воспитатель: Для чего надо учиться?

Дети: Чтобы быть умным и образованным человеком.

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием! А нас ждет впереди остановка сказок.

Выше ручки, шире плечи,

Раз, два, три — дыши ловчей!

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней!

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли узнать о правах детей в сказках? (Дети высказываются).

Воспитатель: Предлагаю вам известные сказки, попробуем определить эти права.

Он под деревом сидит

Воспитатель: Эта сказка говорит о праве на медицинскую помощь. А ваша обязанность — бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, больше есть овощей и фруктов.

У каждого ребенка должно быть свое жилье!

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Давайте с вами вспомним с какими правами детей вы познакомились. (Дети отвечают).

Воспитатель: Ребята! Какие вы разные, но у вас у всех одинаковые права. Вы теперь знаете свои права, но никогда не нарушайте права других людей!

Лишь появится ребенок,

И дышать начнет едва

У него уже с пеленок Веские права!

Он имеет право жить,

Развиваться и дружить.

Иметь просторный добрый дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить, и быть любим

Он на свете не один!

и обязанност и , закрепленные в Ко нститу ции РФ. Мы част о отстаива ем свои прав а.

Но какие права? Знаете ли вы свои настоящие законные права ? Обо всем этом мы

узнаем и по говорим сегодня. Запомни: важно не только знать свои права и

обязанности и главные законы. Важно еще их соблюдать , только если мы все, будем

знать и соблюдать законы, мы будем жить в мудрости и справедлив ом государстве и

воруй, хочешь убивать - у бивай, хочешь оскорблять - оскорбляй. Можно все. В

грабить, гру бить, нельзя не платить налоги. Госуда рства постоянно враж довали

между собой. И вот настал день р еша ющей битвы. Сражение выиграло войско

стали воровать, бе знаказанно у бивать друг друга, на дорогах хозяйнич али

Долго они совещались и пришли к решению объединится и создать новое

государство - Зак онию. В государстве устан овился порядок, а все жи тели стали

• Как вы думаете, почему стр ана стала процветающей, счастливы ее жители,

они чувству ют себя в безопас ности? (жители стал и жить по законам).

• Что такое закон ? Законы - это правила, которые устанавливает го сударство .

Их должны выполнять все граждане нашей ст раны, это К онституция. Она

была принята 12 декабря 1993 г. В Конституции, основном, главном законе

государства записаны многие стать и, сказано как строятс я

взаимоотношен ия граждан друг с другом и с госу дарством. Здесь записаны

• Когда мы отмечаем де нь Конститу ции (12 июня). Т олько за кон и

исполнение закона может обеспечить нам порядок. Вот почему защищая

права гражда н, госу дарство преду сматривает наказание з а несоблюден ие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по правовому воспитанию "Имею права на права".

Общешкольное мероприятие:

Подготовил: учитель истории Аксенова Н.Н.

Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.

1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.

2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

4. Воспитывать уважение к другим людям.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, книжная выставка, выставка детских рисунков, 2 ватмана, фломастеры.

Ход классного часа

I. Вступительное слово учителя

- Добрый день, дорогие ребята и уважаемы гости. Наш сегодняшнее мероприятие посвящено важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек. Но прежде, чем мы начнем серьезный разговор, предлагаю настроиться на коллективную работу в парах и создать друг другу хорошее настроение – пожмите друг другу руки.

II. Основная часть

Слайд 2. - Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем?

Дети: Земля.

Слайд 3. - А что является моделью планеты Земля?

Дети: Глобус.

Слайд 4. - Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств.

Слайд 5. - А как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Россия.

- Как называют людей, живущих в нашей стране?

Дети: Россияне.

- Посмотрите на карту России, какую огромную территорию занимает наше государство. Назовите столицу нашей родины. Наше государство очень богатое и большое. А богато наше государство, прежде всего своими людьми.

Слайд 6. - Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами.

- Какие правила вы знаете?

Ответы детей.

- Люди по-разному поступают и действуют, но мы должны учиться оценивать свои поступки и поступки других, а помогут нам в этом правила – законы. В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов.

Слайд 9. Ученики зачитывают права детей:

каждый ребенок имеет право на имя и гражданство;

дети имеют право жить с родителями;

дети имеют право на медицинскую помощь;

дети имеют право на обучение;

дети имеют право на отдых;

дети имеют право на охрану и защиту.

Слайд 10.

Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.

Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.

Слайд 11.

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать.

- Какие права были нарушены? (жестокое обращение, недостаточный уровень жизни для развития, плохое питание)

- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.

Слайд 12,13.

Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка (разрешается).

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это (разрешается).

Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).

Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).

Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).

Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).

Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).

- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.

Слайд 14.

- Как вы себе представляете жесткого, бесчеловечного человека?

- Какие черты лица у него?

- Как он себя ведет? Давайте опишем лицо такого человека.

Слайд 15.

- А как вы представляете себе доброго человека? Составим словесный портрет.

(задание на двух ватманах)

Сейчас мы с вами попробуем нарисовать злого о доброго человека. Перед вами чистые лист бумаги. Правый ряд будет рисовать злого, а левый - доброго человека.

- Ребята, а как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?

Ответы детей.

- В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты – как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко. Поэтому давайте портрет доброго человека положим на середину парты, а злого – уберем.

Обязанности

- C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?

Ответы детей.

Слайд 16.

Слайд 17.

Обязанности:

Заботиться о родителях.

- А сейчас новое задание. Я прочитаю вам небольшой рассказ про Петю, а вы внимательно послушайте и попробуйте найти ошибки в поведении членов семьи.

В комнате собралась почти вся семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть).

Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!

Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся.

Мама: Помой посуду, сынок.

Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын: Это проявление жестокости. Папа!

- Какие ошибки вы увидели в поведении членов семьи?

Ответы детей.

III. Обобщение

Слайд 19.

Слайд 20.

- Что такое обязанности: установленные законом правила поведения или правила поведения, которые выполняются по желанию?

Слайд 21.

- Что такое право: документ, разрешение или совокупность норм и правил, устанавливающие отношения людей в обществе?

Слайд 22.

- Каким особым правом обладает ребёнок: правом на собственное мнение или правом на труд и отдых?

Слайд 23.

Слайд 24.

Слайд 25.

Слайд 26.

- Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?

Дети: Право на образование.

- Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.

Слайд 27. Звучит лирическая мелодия.

Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.

Читайте также: