Выделение у животных 6 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой информации средствами групповой самостоятельной работы.

Образовательные : начать знакомство с процессом выделения как одним из основных признаков живого; рассмотреть суть процесса выделения; его существенные отличия от процесса пищеварения.

Развивающие : продолжить формирование умений сравнивать, выделять главное, обобщать, способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности.

Воспитательные : способствовать воспитанию интереса к учёбе, к результатам своего труда, развивать умение общаться друг с другом в процессе парной работы.

Тип урока - урок изучения нового.

Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, парная, индивидуальная.

На столе учителя находятся старые карандаши, ломаные ручки, мятая бумага и другие "отходы", а также детское ведёрко.

На доске изображение ели; берёзы, сбрасывающей листья; переросших грибов.

Мотивация и целеполагание.

* Урок начинается с обсуждения следующих вопросов:

- Почему опасно есть переросшие грибы?

- Почему деревья сбрасывают листья?

- Почему в городе плохо растут ели?

- Почему человек умирает, если у него перестают работать почки?

* Определить название темы вам поможем мой захламлённый стол. вам не хочется спросить, зачем на столе так много. кстати, чего? ( отбросов, мусора, отходов ).

Прежде чем я отвечу на этот вопрос, скажите, пожалуйста, откуда взялся этот мусор? ( образовался в процессе нашей деятельности ).

Вам нравиться такое количество мусора на моём столе? ( нет ).

Что надо сделать с этим мусором? ( собрать и выбросить ).

Почему его можно выбросить? ( это не нужные нам отходы). Мусор собирается в ведёрко и выноситься из класса .

* Мы по -прежнему не знаем тему нашего урока биологии.

Может быть, опираясь на полученную информацию, вы скажете, о чём мы сегодня будем говорить, изучая живой организм . ( Об отходах организма, где они образуются, как от них организм избавляется ).

Итак, тема нашего урока: Выделение . Запишите её в тетрадь.

* Очень часто выделение объединяют и путают с пищеварением. Сразу решим эту проблему, и раз и навсегда запомним, что это два абсолютно разных процесса: пищеварение - это пищеварение; выделение - это выделение. А чтобы эти различия сохранились в нашей памяти, давайте заполним таблицу.

Вопросы для сравнения

Значение для организма?

С какими системами связано?

Что удаляется во внешнюю среду?

Из чего образуются отходы?

* Наших знаний пока достаточно для заполнения только второго столбика таблицы ( учащиеся заполняют таблицу индивидуально, опираясь на материал учебника и рабочей тетради; затем записи проверяются и корректируются ).

* Итак, давайте ещё раз сформулируем вопросы, на которые нам сегодня предстоит ответить.

Первичное усвоение материала .

* Прочитайте обобщающий текст на стр. 90 ( учащиеся работают индивидуально ).

* Работая в парах, составьте вопросы к этому тексту, задайте их друг другу по очереди и ответьте на них.

*Попытайтесь сформулировать главный вопрос, на который нам надо найти ответ в первую очередь. ( Где в организме образуются вредные вещества?).

* Учащиеся слушают информацию учителя и дополняют её.

Организм животного состоит из. ; системы органов состоят из. ; органы состоят из. ; ткани - из. ; клетка является единица живого.

Клетка - живая, значит . ( она питается, дышит, растёт, размножается).

Клетка - открытая система, значит. ( для жизни она из окружающей среды берёт нужные ей вещества ). Эти вещества в клетки приносит . ( кровь ). В процессе жизнедеятельности клетки образуются . ( ненужные и даже вредные вещества ). Эти вещества удаляются из клетка, попадают в . ( кровь ) и кровь уносит их от клеток.

* Итак, мы получили ответ на вопрос: где в организме образуются вредные вещества?

Мы выяснили, что вредные продукты жизнедеятельности, от которых организм освобождается благодаря выделительной системе, образуются в клетках, что кровь помогает организму освободиться от жидких, вредных продуктов жизнедеятельности клеток.

* Мы готовы к тому, чтобы сформулировать определение понятия "выделение".

Выделение - это процесс удаления из организма вредных продуктов жизнедеятельности клеток. ( Определение записывается в тетрадь ).

* Давайте сформулируем новые вопросы, которые у нас возникли:

- Где у позвоночных животных происходит освобождение крови от вредных веществ?

- Как кровь освобождается от вредных веществ?

* Ответ на первый вопрос на рисунках на стр. 87, 89 ( в почках ).

Рассмотрите рисунок на стр. 87 и назовите органы, входящие в состав выделительной системы. ( Учитель поясняет: мочеточники - это трубки, по которым стекает, образующаяся в почках моча; мочевой пузырь - это мышечный орган, где моча скапливается, прежде чем периодически удаляется из организма через мочеиспускательный канал.)

* Найдите на стр. 86 - 87 изображение животного, в выделительной ситеме которого имеются все эти органы.

* А теперь давайте выясним, как и где образуется моча.

Но сначала ещё раз вспомним:

- Где образуются вредные вещества? ( в клетках ).

- Куда эти вещества попадают дальше? ( в кровь ).

- Где образуется моча? ( в почках ).

- От чего освобождается кровь в почках? ( от вредных продуктов жизнедеятельности клеток ).

- Что такое моча? ( вредные продукты жизнедеятельности клеток ).

* Давайте обратимся к рисунку с изображением почки на стр. 89.

Найдите информацию для ответа на следующие вопросы:

- Что притекает в почку? ( Кровь с вредными продуктами жизнедеятельности клеток ).

- Что вытекает из почки? ( Очищенная кровь и моча ).

- Что происходит с кровью в почках? ( Кровь фильтруется, освобождается от вредных веществ ).

* Давайте попробуем смоделировать этот процесс:

Учитель предлагает учащимся объёмные и плоские модели клетки и почки и демонстрирует процесс "загрязнения" крови (раствора туши или красных чернил) в клетке (добавляются чаинки), затем демонстрируется процесс фильтрации "загрязнённой" крови в почках. Следует обратить внимание учащихся на то, что в нашей модели чаинки имитируют жидкие отходы.

* Какие открытия вы сегодня сделали для себя?

Вы никогда не знали, что. ( Что моча образуется из веществ, входящих в состав крови. Моча- это вредные продукты жизнедеятельности клеток организма ).

Закрепление осуществляется в процессе коллективного составления следующей схемы.

Далее учащиеся переносят эту схему в тетради по памяти с последующей проверкой.

Осознание и осмысление.

Теперь, когда мы знаем:

- что такое выделение;

- что выделяется из организма в результате этого процесса;

- из чего образуется моча;

- из чего состоит моча;

- благодаря чему кровь освобождается от жидких вредных продуктов жизнедеятельности клетки;

мы сможем заполнить таблицу, которую не могли заполнить вначале урока ( Учащиеся заполняют третий столбик таблицы ).

*Прочитайте учебник на стр.84,1 абзац; обратите внимание на ту информацию, которая не прозвучала на сегодняшнем уроке ( какие вещества входят в состав мочи, у разных организмов выделение происходит по - разному ).

О том, как происходит выделение у разных организмов, нам предстоит узнать не следующем уроке.

Домашнее задание : прочитать текст учебника (стр. 84 – 87,89). Приготовить устный ответ по схеме в тетради.

Между любым живым организмом и внешней средой постоянно осуществляются процессы обмена веществами и энергией. В процессе обмена организм получает воду и вещества, необходимые для построения и обновления структурных элементов клеток и тканей, а так же в нем образуются продукты распада, которые могут быть вредны для организма, поэтому их необходимо удалить.

Таким образом, процессы выделения заключаются в удалении из организма соединений, образующихся при обмене веществ.

В этом процессе выделения задействованы не только специализированные органоиды простейших, но и целые органы и системы органов хордовых животных.

Вопрос учащимся: Можно ли процесс выделения назвать одним из важнейших процессов жизнедеятельности, защитой от вредного воздействия ядовитых веществ? Ответы учеников.

Тема нашего урока “Выделение у животных”.

Ученики записывают тему урока в тетради и определение процесса выделения и выделительная система..

Выделение – это выведение из организма конечных продуктов обмена веществ, избытка воды, солей, ядов, образовавшихся в организме или поступивших с пищей.

Выделительная система – это совокупность органов, выводящих из организма во внешнюю среду избыток воды, конечные продукты обмена веществ, соли и ядовитые вещества, поступившие в организм или образовавшиеся в нём.

Выделительные процессы являются непременной частью обмена веществ. Они направлены на поддержание постоянства внутренней среды организма.

У животных различных систематических групп процессы выделения из организма продуктов обмена происходят различно.

2. Особенности выделения у животных. (Групповая работа учащихся по изучению особенностей выделения у различных групп животных). Ученики работают с каточками – заданиям по инструкции. Затем представители каждой группы рассказывают, выделяя основное.

2.1. Особенности выделения в организме беспозвоночных животных.

Карточка для группы № 1.

(Одноклеточные организмы удаляют продукты жизнедеятельности через поверхность тела. Так, простейшие освобождаются от продуктов метаболизма путём диффузии их через мембрану. Внутри клетки простейшего концентрация солей выше, чем в окружающей среде, и по законам физики вода постоянно в ходе диффузии просачивается через клеточную мембрану внутрь. Для поддержания гомеостаза, т.е. постоянства химического состава внутренней среды организма у простейшего имеется сократительная вакуоль, которая удаляет излишки воды. Если организм пресноводного простейшего лишить этого приспособления, он погибнет, его просто может разорвать избытком воды.

Таким образом, сократительные вакуоли регулируют осмотическое давление (концентрацию растворённых в воде веществ) в клетке. Сократительные вакуоли простейших за 0,5 часа могут вывести наружу количество воды равное объему тела. Организм человека такое количество воды выводит приблизительно за три недели.

Осморегуляция – удаление из клетки или организма излишнего количества воды.
Диффузия – распространение вещества из зоны большей концентрации в зону с меньшей концентрации.
Осмос – движение растворителя (воды) из зоны большей концентрации в зону меньшей концентрации через проницаемую мембрану.

Кишечноподостные и губки не имеют специализированных органов или систем выделения. Удаление продуктов обмена у них осуществляется всеми клетками тела путем диффузии прямо в воду окружающей среды.

Выделительная система впервые появляется у плоских червей. У них основная масса отходов метаболизма переходит в сильно разветвленный кишечник и выводится из организма через ротовое отверстие. Однако, некоторая их часть поступает в систему канальцев, выполняющих выделительную функцию. Эти канальцы называются протонефридиями.

Каждый протонефридий состоит из множества ветвящихся канальцев, заканчивающихся крупными клетками с множеством ресничек, способствующих току жидкости от клеток в канальцы. Эти клетки называют пламенными или звездчатыми. Канальцы сливаются в один или два крупных канала, открывающиеся наружу выделительными порами.

Они в основном регулируют содержание воды в организме, продукты обмена веществ выводятся путём диффузии через кожу или выстилку пищеварительной полости.

Карточка для группы № 3.

У плоских червей органами выделения являются протонефридии, либо видоизмененные кожные железы. Два выделительных канала тянущихся вдоль тела и начинающихся железистой (секреторной) клеткой в области пищевода. Два канала открываются на головном конце тела.

У кольчатых червей органом выделения служат метанефридии, которые представляют собой покрытую ресничками воронку, которая соединена с длинными канальцами, открывающимися наружу выделительными порами. Биением ресничек продукты обмена удаляются из организма, а вода и глюкоза всасываются в капилляры, оплетающие нефридий. У дождевого червя имеется пара нефридиев в каждом сегменте, у других представителей их меньше.

У некоторых кольчатых червей есть хлорагогенные клетки, которые фагоцитируют твердые частицы отходов и откладывают их в коже как пигмент.

У моллюсков выделительная система представлена одной или двумя почками, проводящими канальцами и выделительными порами. Почка связана с кровеносной системой, поглощая из крови конечные продукты распада.

Карточка для группы № 4

Механизмы выделения у членистоногих весьма разнообразны. Это связанно с тем, что членистоногие освоили самые разнообразные места обитания – от морских до наземных.

У многих ракообразных существуют специализированные органы выделения – зеленые железы, находящиеся у основания антенн.

Они представляют собой кольцевой мешочек с зеленоватой железистой камерой и каналом, идущий в мочевой пузырь. Моча накапливается и изливается наружу.

У паукообразных имеются мальпигиевые сосуды и специальные железы, открывающиеся в онсновании 1 и 3 пар ходильных ног. Две трубочки, которые одним концом слепо заканчиваются в полости тела, где в них всасывается из крови (гемолимфа) конечные продукты обмена.другим концом они впадают в кишечник на границе средней и задней кишки. Это проводит к большой экономии воды.

У насекомых существуют специализированные органы выделения – мальпигиевы сосуды, которые были открыты и изучены итальянским ученым – исследователем М.Мальпиги. Они представляют собой слепо оканчивающиеся канальцы, расположенные в полости брюшка. Путем диффузии или активного переноса продукты обмена попадают в трубочки, а затем в пищеварительный тракт. Вода всасывается, а основной продукт – мочевая кислота осаждается и выделяется в виде сухой пасты, таким образом, организм насекомого сберегает воду. Содержимое канальцев выводится в прямую кишку, где смешивается с непереваренными частицами пищи и удаляется наружу. Жировое тело насекомого, которое извлекает из крови вредные вещества, накапливает их и запасает жир. У водных насекомых мальпигиевые сосуды регулируют осмос.

Некоторые животные способны откладывать вредные вещества в покрове тела и вместе с ними сбрасывать его во время линьки.

После выступлений, ученики оформляют таблицу: “Строение выделительной системы животных” в тетради

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

У р о к 19 . ВЫДЕЛЕНИЕ. ВЫДЕЛЕНИЕ У РАСТЕНИЙ И ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ

Цели: изучить процесс выделения веществ как важный процесс для жизнедеятельности живых организмов;

познакомиться со способами удаления продуктов распада растений и животных; показать роль процесса выделения в жизни организмов;

познакомить учащихся с особенностями строения органов выделения и со способами удаления продуктов распада у животных;

показать учащимся эволюционные изменения органов выделения у животных;

продолжить формировать у учащихся умение выделять из текста главное, анализировать, сравнивать, обобщать и формулировать выводы; продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, работать с различными источниками информации.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: поисковый, проблемный.

Оборудование : презентация, рисунки в учебнике.

Организационный момент

Актуализация знаний. Слайд 1

-Какова роль кровеносной системы?

-Из чего она состоит?

Выполнение тестов. Взаимопроверка и выставление оценок. Слайд2-3

– Между любым живым организмом и внешней средой постоянно осуществляются процессы обмена веществами и энергией. В процессе обмена организм получает воду и вещества, необходимые для построения и обновления структурных элементов клеток и тканей, а так же в нем образуются продукты распада, которые могут быть вредны для организма, поэтому их необходимо удалить.

Таким образом, процессы выделения заключаются в удалении из организма соединений, образующихся при обмене веществ .

В этом процессе выделения задействованы не только специализированные органоиды у простейших, но и целые органы и системы органов у хордовых животных.

Отвечают на вопросы учителя, используя записи в тетрадях, материал учебника, дополнительные источники информации.

Слушают учителя.

Записывают тему урока в тетрадях.

2. Выделение – один из важнейших процессов жизнедеятельности организмов.

- Можно ли процесс выделения назвать одним из важнейших процессов жизнедеятельности, защитой от вредного воздействия ядовитых веществ ? Слайд 4

Учитель дает определение процесса выделения. Слайд 5

– Процессы выделения играют важную роль в организме, поддерживая постоянство химического состава и объема жидкостей внутренней среды.

У животных различных систематических групп процессы выделения из организма продуктов обмена происходят различно . В течении урока мы вместе будем заполнять таблицу. (Групповая работа учащихся по изучению особенностей выделения у различных групп животных). Ученики работают с каточками – заданиям по инструкции. Затем ученики рассказывают, выделяя основное и заполняя таблицу вместе.

Ученики записывают тему урока в тетради и определение процесса выделения и выделительная система.

Выделение – выведение из организма конечных продуктов обмена веществ, избытка воды, солей, ядов, образовавшихся в организме или поступивших с пищей.

Слушают учителя.

3. Особенности выделения в организме одноклеточных животных.

– Механизм выделения у организмов разных уровней организации различен. Рассмотрим вначале, как этот процесс осуществляется у одноклеточных.

Слайд 6. Одноклеточные организмы удаляют продукты жизнедеятельности через поверхность тела. Так, простейшие освобождаются от продуктов метаболизма путём диффузии их через мембрану. Внутри клетки простейшего концентрация солей выше, чем в окружающей среде, и по законам физики вода постоянно в ходе диффузии просачивается через клеточную мембрану внутрь. Для поддержания гомеостаза, т.е. постоянства химического состава внутренней среды организма у простейшего имеется сократительная вакуоль , которая удаляет излишки воды.

Работают с текстом учебника. Составляют ответ на вопрос.

4. Особенности выделения у кольчатых червей и насекомых.

– Иначе происходит процесс выделения у многоклеточных организмов. Рассмотрим, каков механизм изменения продуктов обмена веществ у кольчатых червей и насекомых. Слайд 7

Слайд 8 Механизмы выделения у членистоногих весьма разнообразны. Это связанно с тем, что членистоногие освоили самые разнообразные места обитания – от морских до наземных.

У многих ракообразных существуют специализированные органы выделения – зеленые железы, находящиеся у основания антенн.

У паукообразных имеются мальпигиевые сосуды и специальные железы , открывающиеся в основании 1 и 3 пар ходильных ног. Две трубочки, которые одним концом слепо заканчиваются в полости тела, где в них всасывается из крови (гемолимфа) конечные продукты обмена.другим концом они впадают в кишечник на границе средней и задней кишки. Это проводит к большой экономии воды.

Слушают учителя.

Работают с учебником.

Заполняют таблицу

Группа животных

Особенности строения выделительной системы

Клеточная мембрана,

сократительная вакуоль

Кольчатые черви

Метанефридии

Членистоногие

2 пары железистых органов(Зеленая железа)

Мальпигиевые сосуды

Туловищная почка – мочеточник – мочевой пузырь – мочеиспускательный канал

Земноводные

Туловищная почка – мочеточник - клоака – мочевой пузырь

Пресмыкающиеся

Тазовая почка – мочеточник – клоака - мочевой пузырь

Тазовая почка – мочеточник – клоака

Млекопитающие

Тазовая почка – мочеточник –

мочевой пузырь – мочеиспускательный канал

5. Особенности строения выделительной системы позвоночных. Слайд 9-10

Выделительная система позвоночных представлена парными почками , которые выделяют из крови жидкие продукты жизнедеятельности, когда она доходит через них по капиллярам. В почках происходит образование мочи из веществ, приносимых кровью. В основе строения почки лежит нефрон – её главный структурный элемент. Образование мочи делиться на два этапа. Первый- фильтрация- образование первичной мочи. Затем из неё происходит обратное всасывание в кровь воды и некоторых ценных для организма веществ- это второй этап, т.е вторичная моча , которая удаляется из организма.

– Выделительные функции у позвоночных выполняют многие органы , относящиеся к разным системам. Попробуем назвать их.

– Органы выделения позвоночных зависят от среды их обитания . Слайд 11.

Выделительная система рыб представлена двумя лентовидными красно – бурыми туловищными почками, расположенными в полости тела между плавательным пузырем и позвоночником, от которых отходят два мочеточника. Кровь приносит продукты распада и по мочеточникам моча стекает в мочевой пузырь, а из него удаляется наружу через особое отверстие позади анального

Так, у рыб в выделении принимают участие еще и жабры .

Выделительная система земноводных и пресмыкающихся практически одинакова.

У земноводных туловищные почки расположены в полости тела по бокам позвоночника, прилегают к спиной стороне тела . Лягушка может терять ежесуточно с мочой и кожей до 1/3 массы тела.

У пресмыкающихся – в области тазовых костей, расположены тазовые почки . Клубочки почек не велики и отфильтровывают воды из крови меньше. Выделяемые почками из крови вещества по мочеточникам поступают в клоаку – расширенную часть задней кишки, а из нее в мочевой пузырь. После наполнения мочевого пузыря моча поступает в клоаку и удаляется наружу.

В данном случае мочевой пузырь может служить резервуаром воды, что очень важно в наземных условиях обитания.

У птиц мочеточники сразу открываются в клоаку , у них нет мочевого пузыря Тазовые почки птиц довольно крупные, это связано с более интенсивным обменом веществ, от них так же отходят два мочеточника, открывающиеся в клоаку. Из клоаки часть воды, содержащейся в моче, впитывается обратно. Моча у птиц не водянистая, а имеет вид жидкой белой кашицы. Концентрация мочи высокая, т.к. обмен веществ у птиц усиленный. Моча в органах выделения не накапливается, а практически сразу выводится наружу. Это приспособление для облегчения полетного веса птиц. Наличие клоаки у птиц является свидетельством родства их с пресмыкающимися

У млекопитающих тазовые почки служат главным органом выделения. Они имеют бобовидную форму и расположены в поясничной области по бокам от позвоночника. Почки способствуют поддержанию водно-солевого и кислотно-щелочного равновесия. Из почек по двум мочеточникам моча стекает в мочевой пузырь, из которого по мочеиспускательному каналу удаляется наружу. Кроме того, у млекопитающих продукты обмена могут выделяться через кожу (потовые железы) и другие органы.

Называют известные органы выделения.

Записывают правильный перечень.

Почки – вода, мочевина, мочевая кислота, соли.

Слушают учителя.

Тазовые почки.

Мочеточники.

Мочевой пузырь.

Бобовидные почки.

Поясничная область.

Дают ответ на вопрос.

– Для облегчения веса при полете.

Работают с рисунком учебника.

6. Взаимосвязи выделительной системы с другими системами органов у позвоночных животных.

- какие еще можно назвать системы органов, связанные с выделительной?

Вывод . Все системы взаимосвязаны, составляют единое целое – организм, поддерживают гомеостаз. , т.е. постоянства химического состава внутренней среды организма

7. Листопад и его роль в процессе выделения у цветковых растений. Гидатоды и их функции. Слайд 12

– У растений и грибов нет специальной выделительной системы и не все вещества выводятся из организма. Многие продукты обмена откладываются в клетках, органах и сохраняются на протяжении всей их жизни. .

- Как вы думаете, в каких органах откладываются ненужные вещества? – Найдите ответ на этот вопрос в тексте учебника. Слайд 13

- А что такое листопад? Что происходит с листьями перед листопадом? (изменяют окраску, стареют)

- В чём проявляется процесс старения листа? Почему изменяется его окраска?

- Назовем те процессы, которые сопровождают листопад. Откройте учебники на с. 8 8 .

Итак, давайте запишем элементы в порядке протекания процессов.

В листьях разрушается хлорофилл.

Лист меняет цвет.

Лист накапливает ненужные вещества.

– К акое значение имеет листопад для растений?

( Растение использует лист в качестве контейнера для удаления ненужных веществ. )

- Ребята, а каким еще образом, растения могут удалять ненужные вещества? (дети отвечают)

Слайд 14 .Некоторые растения от избытка воды и солей освобождаются через специальные, похожие на устьица группы клеток – водяные устьица, или гидатоды . Обычно они располагаются на верхушке деревьев и по краям листа. Выделяемые ими капли (росу) можно видеть на листьях утром в жаркую погоду.

– У земляники и манжетки, представителей семейства розоцветных, ранним утром, в условиях повышенной влажности, можно наблюдать скопившиеся на краях и кончиках листьев капельки жидкости.

Отвечают на вопрос учителя.

– Это пищеварительная, дыхательная, кровеносная системы.

Слушают учителя.

Работают с текстом и рисунками учебника.

– Нет, так как они откладываются в основном в мертвых тканях.

Отвечают на вопросы, работая с рисунками и текстом учебника.

Отвечают на вопрос учителя, пользуясь материалом учебника.

Записывают в тетрадь определение.

Гидатоды – водяные устьица.

8 . Закрепление знаний. Рефлексия.

– Рассмотрите рисунки на с. 86–87 учебника. Назовите изображенные типы выделительных систем. :

Таким образом, В процессе жизнедеятельности организма – как растительного, так и животного – образуются ненужные и даже вредные вещества, которые необходимо из него удалять. Чем сложнее организм, тем сложнее его выделительная система

Давайте подведем итоги. Что мы узнали сегодня на уроке? Вернемся к цели нашего исследования.

Что такое процесс выделения?

Каково значение выделения?

Какие части растения удаляют из растения ненужные вещества?

С 4. С помощью каких процессов происходит выделение у растений?

Рассматривают рисунок.

Называют: метанефридии, туловищные почки, мальпигиевы сосуды.

Отвечают на вопрос..

Приложение 1

Карточка № 1.

1.Одноклеточные организмы удаляют продукты жизнедеятельности через поверхность тела. Так, простейшие освобождаются от продуктов метаболизма путём диффузии их через мембрану. Внутри клетки простейшего концентрация солей выше, чем в окружающей среде, и по законам физики вода постоянно в ходе диффузии (распространение вещества из зоны большей концентрации в зону с меньшей концентрации.) просачивается через клеточную мембрану внутрь. Для поддержания гомеостаза, т.е. постоянства химического состава внутренней среды организма у простейшего имеется сократительная вакуоль , которая удаляет излишки воды. Если организм пресноводного простейшего лишить этого приспособления, он погибнет, его просто может разорвать избытком воды.

Таким образом, сократительные вакуоли регулируют осмотическое давление (концентрацию растворённых в воде веществ) в клетке. Сократительные вакуоли простейших за 0,5 часа могут вывести наружу количество воды равное объему тела. Организм человека такое количество воды выводит приблизительно за три недели.

Карточка № 2.

Карточка № 3.

Механизмы выделения у членистоногих весьма разнообразны. Это связанно с тем, что членистоногие освоили самые разнообразные места обитания – от морских до наземных.

У многих ракообразных существуют специализированные органы выделения – зеленые железы, находящиеся у основания антенн.

Они представляют собой кольцевой мешочек с зеленоватой железистой камерой и каналом, идущий в мочевой пузырь. Моча накапливается и изливается наружу.

Карточка № 4.

У паукообразных имеются мальпигиевые сосуды и специальные железы , открывающиеся в основании 1 и 3 пар ходильных ног. Две трубочки, которые одним концом слепо заканчиваются в полости тела, где в них всасывается из крови (гемолимфа) конечные продукты обмена.другим концом они впадают в кишечник на границе средней и задней кишки. Это проводит к большой экономии воды.

У насекомых существуют специализированные органы выделения – мальпигиевы сосуды, которые были открыты и изучены итальянским ученым – исследователем М.Мальпиги. Они представляют собой слепо оканчивающиеся канальцы, расположенные в полости брюшка. Путем диффузии или активного переноса продукты обмена попадают в трубочки, а затем в пищеварительный тракт. Содержимое канальцев выводится в прямую кишку, где смешивается с непереваренными частицами пищи и удаляется наружу.

Некоторые животные способны откладывать вредные вещества в покрове тела и вместе с ними сбрасывать его во время линьки.

Карточка № 5.

Выделительная система рыб представлена двумя лентовидными красно – бурыми туловищными почками, расположенными в полости тела между плавательным пузырем и позвоночником, от которых отходят два мочеточника. Кровь приносит продукты распада и по мочеточникам моча стекает в мочевой пузырь, а из него удаляется наружу через особое отверстие позади анального. у рыб в выделении принимают участие еще и жабры .

Карточка № 6.

Выделительная система земноводных и пресмыкающихся практически одинакова.

У земноводных туловищные почки расположены в полости тела по бокам позвоночника. Лягушка может терять ежесуточно с мочой и кожей до 1/3 массы тела.

У пресмыкающихся – в области тазовых костей, расположены тазовые почки . Клубочки почек не велики и отфильтровывают воды из крови меньше. Выделяемые почками из крови вещества по мочеточникам поступают в клоаку – расширенную часть задней кишки, а из нее в мочевой пузырь. После наполнения мочевого пузыря моча поступает в клоаку и удаляется наружу.

В данном случае мочевой пузырь может служить резервуаром воды, что очень важно в наземных условиях обитания.

Карточка № 7.

Тазовые почки птиц довольно крупные, это связано с более интенсивным обменом веществ, от них так же отходят два мочеточника, открывающиеся в клоаку. Из клоаки часть воды, содержащейся в моче, впитывается обратно. Моча у птиц не водянистая, а имеет вид жидкой белой кашицы. Концентрация мочи высокая, т.к. обмен веществ у птиц усиленный. Мочевого пузыря у птиц нет. Моча в органах выделения не накапливается, а практически сразу выводится наружу. Это приспособление для облегчения полетного веса птиц. Наличие клоаки у птиц является свидетельством родства их с пресмыкающимися.

Карточка № 8.

У млекопитающих тазовые почки служат главным органом выделения. Они имеют бобовидную форму и расположены в поясничной области по бокам от позвоночника. Почки способствуют поддержанию водно-солевого и кислотно-щелочного равновесия. Из почек по двум мочеточникам моча стекает в мочевой пузырь, из которого по мочеиспускательному каналу удаляется наружу. Кроме того, у млекопитающих продукты обмена могут выделяться через кожу (потовые железы) и другие органы.

Пот – лишенная запаха водянистая жидкость, содержит соли натрия и мочевину. Неприятный запах может приобретаться позже за счет деятельности бактерий. У человека в сутки пота выделяется чуть меньше 1 л., а при жаре – 12 л. (до 4л. в час). При выделении пота организмом тепловая энергия расходуется на его испарение в окружающую среду и тело охлаждается.

Тест. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ. 6 класс

Задание 1. Выберите один правильный ответ.

1. Транспорт веществ у одноклеточных животных осуществляет:

А. Сократительная вакуоль В. Цитоплазма

Б. Жгутики Г. Тончайшие каналы

2. Гемоглобин — это:

А, Форменный элемент крови

Б. Вещество, входящее в состав плазмы

В. Бесцветная жидкость

Г. Красный железосодержащий пигмент крови, белок, переносящий кислород

3. У насекомых и моллюсков по сосудам течет:

А. Бесцветная жидкость — плазма В. Цитоплазма
Б. Гемолимфа Г. Кровь

4 . У земноводных сердце:

А. Однокамерное В. Трехкамерное

Б. Двухкамерное Г. Четырехкамерное

5 . Функции кровеносной системы:

А. Транспортная Г. Теплорегуляторная

Б. Дыхательная Д. Все выше перечисленные

Задание. Найдите соответствие.

1. Найдите соответствие между типом кровеносной сис темы и ее характеристикой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Выяснить, какие продукты образуются в результате обмена веществ у животных разных систематических групп и как эти вещества выделяются из организма; проследить эволюцию выделительной системы.

Задачи:

  • Обучающие: организовать деятельность обучающихся по осознанию и осмыслению роли выделительной системы в обмене ве­ществ, эволюции выделительной системы.
  • Развивающие: развивать умение выделять и обосновывать признаки усложнения и повыше­ния организации живых организмов; формировать умение узнавать органы и системы органов; работать с различными источниками информации; обобщать, делать выводы.
  • Воспитательные: формировать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе; способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда.

Тип урока: формирование новых знаний и умений.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проек­тор

Дидактические средства: учебник, инструктивные карточки, презентация,

План урока:

Утром солнце улыбалось, Улыбалось из-за туч, Значит, нам с тобой осталось

Улыбнуться, встретив луч…Улыбнёмся солнцу, лугу И травиночке любой,

Улыбнёмся мы друг другу, Просто так сейчас с тобой.

2.Актуализация знаний учащихся (проверочная работа)

3.Мотивационно – ориентационный этап.

Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в страну Знаний. Представьте
себе, что мы находимся в НИИ. Перед вами - научный совет, а мы -
сотрудники научной лаборатории. Я буду вашим научным
руководителем. Сегодня нам предстоит исследовать животный организм. С каким процессом мы должны познакомиться поподробнее?

Какова тема нашего урока?

Какие задачи нам предстоит решить?

Этап планирования учебной деятельности

Проблема Всегда ли следует избавляться организму от вредных веществ?

4.Формирование новых знаний

Какие продукты выводятся из растительного организма?

Рассказ учителя о продуктах распада ( работа с дорожной картой задание 1).

Все ли животные выводят из организма одни и те же продукты?

Простейшие, губки, гидра, черви, насекомые (слайды и рассказ)

Заполнение дорожной карты (задание 2)

Физминутка

Самостоятельная работа – задание 3 дорожной карты ( парные задания)

Проверка заполнение таблицы с демонстрацией слайдов

Сравнение выделительной системы беспозвоночных и позвоночных

Схема выделительной системы позвоночных

Задание 4 определение выделительная система видеофрагмент работа почек

5.Закрепление: рабочая тетрадь стр

Подведение итога Выполнение теста – контроль

  1. Дома: стр 84-86, ответить на вопросы: Почему у морских простейших нет сократительной вакуоли?
  2. Какие дополнительные органы имеют некоторые животные для удаления излишек солей и других вредных веществ?

Рефлексия

Дорожная карта

Тема: _____________________________________________________________________

Задание 1.

Перечислите продукты выделения из организма животными.

Задание 2.

Пользуясь рисунками учебника на стр 85 заполните таблицу

№п\п

Группа животных

Особенности строения выделительной системы

1.

Простейшие (амеба, звглена)

2.

Кишечнополостные (гидра)

3.

Плоские и круглые черви

4.

Кольчатые черви (дождевой червь)

5.

Насекомые

Задание 3.

Прочитайте текст на стр 86 2и3 абзацы, рассмотрите рисунки на стр 87 выполните задания в парах

Заполните таблицу

№п\п

Группа животных

Особенности строения выделительной системы

1.

рыбы

2.

Земноводные (лягушка)

3.

Пресмыкающиеся (ящерица)

4.

Птицы

5.

Млекопитающие

Задание 4.

Допишите определение:

Выделительная система - ____________________________________________________

Дома: Дома: стр 84-86, ответить на вопросы:

1.Почему у морских простейших нет сократительной вакуоли?

2.Какие дополнительные органы имеют некоторые животные для удаления излишек солей и других вредных веществ?

Тема: Выделение у животных.

Урок в 6 классе, учитель Швемлер Л.И.

Цель урока: Выяснить, какие продукты образуются в результате обмена веществ у животных разных систематических групп и как эти вещества выделяются из организма; проследить эволюцию выделительной системы.

Обучающие: организовать деятельность обучающихся по осознанию и осмыслению роли выделительной системы в обмене ве­ществ, эволюции выделительной системы.

Развивающие: развивать умение выделять и обосновывать признаки усложнения и повыше­ния организации живых организмов; формировать умение узнавать органы и системы органов; работать с различными источниками информации; обобщать, делать выводы.

Воспитательные: формировать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе; способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда.

Тип урока: формирование новых знаний и умений.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проек­тор

Дидактические средства: учебник, инструктивные карточки, презентация,

Организационный момент.

Утром солнце улыбалось, Улыбалось из-за туч, Значит, нам с тобой осталось

Улыбнуться, встретив луч…Улыбнёмся солнцу, лугу И травиночке любой,

Улыбнёмся мы друг другу, Просто так сейчас с тобой.

2.Актуализация знаний учащихся (проверочная работа)

3.Мотивационно – ориентационный этап.

Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в страну Знаний. Представьте
себе, что мы находимся в НИИ. Перед вами - научный совет, а мы -
сотрудники научной лаборатории. Я буду вашим научным
руководителем. Сегодня нам предстоит исследовать животный организм. С каким процессом мы должны познакомиться поподробнее?

Какова тема нашего урока?

Какие задачи нам предстоит решить?

Этап планирования учебной деятельности

Проблема Всегда ли следует избавляться организму от вредных веществ?

4.Формирование новых знаний

Какие продукты выводятся из растительного организма?

Рассказ учителя о продуктах распада ( работа с дорожной картой задание 1).

Все ли животные выводят из организма одни и те же продукты?

Простейшие, губки, гидра, черви, насекомые (слайды и рассказ)

Заполнение дорожной карты (задание 2)

Самостоятельная работа – задание 3 дорожной карты ( парные задания)

Проверка заполнение таблицы с демонстрацией слайдов

Сравнение выделительной системы беспозвоночных и позвоночных

Схема выделительной системы позвоночных

Задание 4 определение выделительная система видеофрагмент работа почек

5.Закрепление: рабочая тетрадь стр

Подведение итога Выполнение теста – контроль

Дома: стр 84-86, ответить на вопросы: Почему у морских простейших нет сократительной вакуоли?

Какие дополнительные органы имеют некоторые животные для удаления излишек солей и других вредных веществ?

Дорожная карта

Тема: _____________________________________________________________________

Перечислите продукты выделения из организма животными.

Пользуясь рисунками учебника на стр 85 заполните таблицу

Группа животных

Особенности строения выделительной системы

Простейшие (амеба, звглена)

Кишечнополостные (гидра)

Плоские и круглые черви

Кольчатые черви (дождевой червь)

Прочитайте текст на стр 86 2и3 абзацы, рассмотрите рисунки на стр 87 выполните задания в парах

Читайте также: