Конспект мудрость народов 7 класс

Обновлено: 04.07.2024

Адрес образовательного учреждения – 142 613, ул. Набережная, д. 15.

с использованием элементов дистанционного обучения

«Пословицы и поговорки.

с применением ЦОР

учитель русского языка и литературы

Анисимова Марина Константиновна

2020-2021 учебный год

Класс: 7.

Цели и задачи урока.

Образовательные:

1. Углубление представления о пословицах и поговорках как малых жанрах фольклора.

2. Выявление особенности построения, путей рождения пословиц и поговорок.

3. Формирование умения анализа литературного произведения малой формы.

Развивающие:

1. Развитие умения самостоятельно мыслить и делать выводы по прочитанному произведению малой формы.

2. Формирование эстетических представлений в ходе анализа литературного материала.

3. Развитие умения самостоятельного решения проблемной ситуации.

4. Развитие информационных компетенций в ходе работы с ЦОР.

Воспитательные:

1. Воспитание умения самостоятельно повышать свой читательский уровень.

2. Формирование уверенности в собственных силах и возможностях в ходе решения проблемных ситуаций.

3. Воспитание нравственных представлений и качеств личности в ходе анализа литературного фольклорного произведения.

4. Развитие речевых навыков в ходе формулирования собственных выводов.

Методические приёмы:

• диалог с учителем;

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока:

1. Учебник литературы для 7 класса.

2. Пословицы и поговорки народов мира.

3. Тетрадь по литературе.

5. Цифровые образовательные ресурсы.

Перечень учебных источников информации:

1. Учебник литературы для 7 класса.

Этапы урока:

• Организационный этап (3 мин.).

• Этап подготовки к восприятию материала (5 мин.).

• Этап повторения изученного материала и усвоения новых знаний (10 мин.).

• Самостоятельная работа (24 мин.).

• Этап информации о домашнем задании и инструктаж к его выполнению (3 мин.).

1. Организационный этап (3 мин.).

1. Подготовка ученицы к общению и развитие внимания к действиям учителя.

2. Определение целей и задач урока.

3. Подготовка ученицы к продуктивной работе на уроке.

Формы организации педагогической деятельности: беседа с учителем.

2. Этап подготовки к восприятию материала (5 мин.).

1. Воспитание способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач.

2. Развитие речевых навыков и навыков сотрудничества.

3. Воспитание дисциплинированности, собранности.

4. Формирование умения анализа литературного материала.

Формы организации педагогической деятельности: беседа с учителем.

Методы организации: репродуктивный метод.

Учитель просит прослушать фразы и определить, что они из себя представляют:

• Со своим уставом в чужой монастырь не ходят.

• Один в поле не воин.

• Учиться – всегда пригодится.

Ученица определяет, что это пословицы и поговорки.

Учитель просит ученицу прокомментировать данный рисунок.

3. Этап повторения изученного материала и усвоения новых знаний (10 мин.).

1. Повторение сведений об особенностях малого жанра фольклора – пословицах и поговорках.

2. Отработка навыка внимательного чтения и анализа литературного материала.

Формы организации педагогической деятельности: беседа с учителем, самостоятельное чтение.

Методы организации: репродуктивный метод.

Учитель предлагает ученице проверить свои знания о пословицах и поговорках: зачитываются утверждения о пословице и поговорке, а ученица решает, верно оно или нет.

• Пословица выражает народную мудрость. (+)

• Пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора. (+)

• Пословица имеет лишь прямой смысл. (–)

• Пословица велика по объёму, состоит из 2-3 предложений. (–)

Я пословиц много знаю,

Вам и вам их расскажу (повороты влево и вправо).

Приходите в гости к нам (движения руками)

И садитесь по местам.

4. Самостоятельная работа (24 мин.).

1. Формирование умения самостоятельной работы.

2. Развитие информационных компетенций в ходе работы с ЦОР.

3. Воспитание эстетического вкуса в ходе анализа литературного материала.

4. Развитие речи в ходе формулирования собственных выводов по произведениям малых форм.

Формы организации педагогической деятельности: индивидуальная деятельность ученицы.

Методы организации: исследовательский метод; рекомендации учителя.

Вопросы и задания сообщаются учителем ученице для их самостоятельного выполнения.

1. Прочитать выражения и определить, пословица это или поговорка.

• Хороша кашка, да мала чашка.

• Без обеда не красна беседа.

• Работать с огоньком.

• Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

2. Определить пословицу по рисункам.

t1626256768aa.jpg

t1626256768ab.jpg

3. Продолжить пословицу:

• Что написано пером. (не вырубишь и топором).

• Без труда не вытащишь. (и рыбку из пруда).

• Красна птица перьем. (а человек – уменьем).

• Готовь сани летом. (а телегу зимой).

• Поспешишь. (людей насмешишь).

• Старый друг. (лучше новых двух).

• Не спеши языком. (торопись делом).

• Кончил дело. (гуляй смело).

• Тише едешь. (дальше будешь).

5. Прочитать статью в учебнике литературы о пословицах народов мира.

5. Этап информации о домашнем задании и инструктаж к его выполнению (3 мин.).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата:______________________

Учитель: Киримова Л.Б.

Тема: Народная мудрость пословиц и поговорок

Цели: знакомство с пословицами и поговорками, созданными мудростью народной и богатым жизненным опытом; богатство, точность, выразительность языка этого вида устного народного творчества.

Планируемые результаты:

Личностные:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- осознание основ культурного наследия России, развитие эстетического и морального сознания, формирование уважительного отношения к культуре и ценностям народов России и мира.
Метапредметные:
- совершенствование ИКТ-компетенции,
- умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение и делать выводы.
Предметные:
- понимание русского фольклора как национально-культурной ценности и особого способа познания жизни, коммуникативно-эстетических возможностей языка пословиц и поговорок; развитие умения создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера.

Методические приемы: выразительное чтение, аналитическая беседа.

Формы УД: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Актуализация опорных знаний.

Что такое фольклор (УНТ)?

Какие жанры УНТ вам известны?

С какими произведениями фольклора уже знакомы?

Слово учителя.

Нашу работу по фольклору продолжат малые формы — пословицы и поговорки. Назовите пословицы, которые вы знаете, объясните их смысл. (Ответы учащихся.)

Какие меткие народные изречения! И в каждой — совет, поучение, мораль. А к кому относятся эти советы, поучения? (Ко всем.)

V . Изучение новой темы.

1. Работа по учебнику.

— Чтение материала на с. 60

2. Беседа по вопросам.

— Что такое пословица?

— Кто создавал пословицы? (Народ на протяжении многих лет.)

3. Чтение пословиц, объяснение их значений (с. 61 в учебнике).

Задание: определить, по каким темам объединены пословицы в I, II, III, IV разделах.

5. Найти и зачитать пословицы , выражающие отношение к добру и злу, к труду и учению у различных народов мира.

V I. Закрепление темы.

1. Объяснить прямой и переносный смысл пословицы.

Объяснить, как построена пословица.

а) Одна пчелка не много меду натаскает.

Прямой смысл касается животного мира: пчелы живут роями, трудятся сообща.

Переносной смысл в том, что и человеку трудно одному выполнить большую работу, а все вместе, дружно люди смогут многое.

б) С кем соль-хлеб водишь, на того и походишь.

Эта пословица о дружбе, прямой смысл в том, что долгие годы дружбы сильно сближают людей: у них общие привычки, вкусы и т. п.

Переносной смысл в том контексте, в котором прозвучит пословица, В ней может содержаться упрек (если речь идет о дружбе с людьми дурными, недостойными быть примером), а может — похвала.

Пословица построена в форме сложного предложения с рифмованными частями (водишь походишь).

в) До слова крепись, а давши слово, держись.

В этой пословице указание к действию. Человек должен быть верен своему слову, как бы трудно ему ни приходилось. Пословица двухчастная, построена с помощью рифмовки слова (крепись — держись).

г) Лес рубят — щепки летят.

Прямой смысл в особенностях процесса рубки: о щепках никто не думает при такой трудоемкой работе.

Переносный — во время тяжелого испытания часто страдают невинные, не причастные кэтому делу люди.

Предложение сложное, вторая часть — следствие из первой.

И это так. Бездельничал, не решил задачу, а двойку получать не хочется. И, забыв о чувстве собственного достоинства, начинаешь у кого-то клянчить списать решение. Сегодня списал, завтра, и незнание накапливается. И ты уже и хотел бы решить, да не можешь. Начинаешь лгать, изворачиваться (хитрить), выдумывать всякие причины. Вот теперь и посчитай, сколько пороков леность породила!

V II . Подведение итогов урока.

— Что такое пословица? поговорка?

Заключительное слово учителя.

Пословицы и поговорки не для того созданы, чтобы их только читать. Они учат нас как поступать, они советуют, помогают переступить через свое нежелание; они делятся с нами жизненным опытом их создателей, чтобы мы не повторяли их ошибок и не делали еще и своих.

VIII . Рефлексия. Отметки за урок.

Цель: рассказать о ценности пословиц и поговорок, способствовать расширению кругозора и обогащению словарного запаса обучающихся.

1. Развитие интеллектуальных, и творческих способностей обучающихся;

2. Выработать умения обоснованного употребления пословиц в речи;

3. Прививать интерес к устному народному творчеству;

4. Речевое развитие и обогащение словаря обучающихся;

Наглядность и оборудование:

Ход мероприятия

Воспитатель: - У русского народа очень много пословиц и поговорок. Пожалуй, больше чем у многих других народов мира. Эти мудрые изречения создавались и накапливались в течении многих веков. В них отражены повседневная жизнь людей, условия труда, культура.

Как правило, пословицы и поговорки легко запоминаются. В одном предложении заключён огромный смысл, есть ритм, рифма. Каждое слово весомо, содержательно и точно. О ценности русских пословиц, и поговорок сказано в них самих. Слайд 1

Чем пословица отличается от поговорки?

Пословицы — это краткие изречения, выражающие житейскую мудрость народа. Поговорка, как и пословица, — остроумное, меткое народное суждение, краткое по форме. Пословицы отличаются от поговорок своей законченностью. Пословица — законченная мысль, поговорка — только часть суждения. Слайд 2.

-Отгадайте, где пословица, а где поговорка?

*Человек без Родины – что соловей без песни. (Пословица)

*Как сыр в масле катается. (Поговорка)

*Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. (Пословица)

*Готовь сани летом, зимой - телегу. (Пословица)

*Говорит - что рублём дарит. (Поговорка) Слайд 3

Сегодня мы проверим, хорошо ли вы знаете пословицы и поговорки!

Воспитатель: - Ребята, послушайте маленькие рассказы и попробуйте подобрать к каждому из них подходящую пословицу.

Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.

Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать.

На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку, потому что он совсем не учил уроки.

(Всему своё время; Делу – время, а потехе – час; Лень – прежде тебя родилась.)Слайд 4

Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу. (Тише едешь, дальше будешь.) Слайд 5

Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел.

(Не имей сто рублей, а имей сто друзей.) Слайд 6.

Давайте с вами поиграем. Разделимся на две команды. За правильно выполненные задания командам начисляются баллы. Та команда, которая наберёт большее количество баллов – и выиграет!

Задание – продолжить пословицы и поговорки :

1. Что посеешь… (то и пожнешь).

2. Без труда… (не выловить и рыбку из пруда).

3. Сделал дело… (гуляй смело).

4. В гостях хорошо… (а дома лучше).

5. Взялся за гуж… (не говори, что не дюж).

6. С кем поведешься… (от того и наберешься).

7. Готовь сани летом… (а телегу зимой).

8. Как аукнется… (так и откликнется).

9. За двумя зайцами погонишься… (ни одного не поймаешь).

10. Заставь дурака богу молиться… (он себе и лоб расшибет).

11. Сколько волка не корми… (а он все в лес смотрит).

12. Чем дальше в лес… (тем больше дров). И др.

(Каждая команда получает карточки на которых написаны части пословиц. Задача ребят собрать пословицы из двух частей)

- В каждой игре есть победители и проигравшие. Но, несмотря на это, можно сказать, что в нашей сегодняшней игре проигравших нет, так как каждый из вас получил новые знания о пословицах и поговорках о труде, а значит, стал умнее и смог лучше узнать культуру русского народа.

Народные приметы о живой и неживой природе по сезонам, пословицы, поговорки, загадки о природных явлениях Народные приметы о живой и не живой природе по сезонам Зима Снежный и вьюжный январь – к дождливому июлю. Крупные хлопья снега – к мокрой.

Пословицы и поговорки как средство умственного воспитания дошкольников Развитие ребенка Существуют различные средства и технологии умственного воспитания для детей. Одним из эффективных и простых способов является.

Пословицы и поговорки о семье Когда нет семьи, так и дома нет. Люблю своих детей, но внуки милей. На что и клад, когда в семье лад. Нет друга супротив родного брата.

Пословицы и поговорки по лексическим темам, в том числе с учетом регионального компонента: казачьи пословицы и поговорки Месяц Неделя Тема недели Пословицы и поговорки по лексическим темам Пословицы и поговорки (казачьи) Сентябрь 1-2 Мониторинг. День знаний.

Пословицы и поговорки про растения Пословицы и поговорки про растения. • Растенье — земли украшенье. • Зеленая ограда — живая отрада. • Зеленый наряд радует взгляд. • Сломить.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всего к началу Великой Отечественной Войны в Иркутской области насчитывалось 748 промышленных предприятий при общей численности промышленно-производственного персонала около 80 000 человек. За годы войны в Иркутской области появились новые отрасли промышленности: лесохимическая и сложное машиностроение.

Ведущее место занимал горно-добывающий комплекс, предприятия которого вели добычу золота, угля, слюды, соли.

Пословицы и поговорки

Цели урока: раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора. Задачи урока: обучение умению анализировать смысл пословиц и поговорок развитие навыков устной речи учащихся; воспитание любви к Родине, к природе, своей семье; Методические приемы: рассказ учителя, работа с учебником, словарная работа, творческие задания.

Оборудование урока: различные издания сборников пословиц и поговорок, словарь Даля, на доске слева пословицы, справа - поговорки, например:

Учение свет, а неученье - тьма. Своя рука-владыка.

Слово-не воробей, Охота пуще неволи.

вылетит – не поймаешь. За словом в карман не лезет.

Красна изба углами,

а стол – пирогами.

Материал для учителя: Пословицы русского народа. М.:1999.

Эпиграф к уроку:

« …в них все есть: издевка, насмешка, попрек, словом - все

Проверка контрольной работы (5-7)

I.Вступительное слово учителя

Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль (1801-1872). Труд его считается непревзойденным. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы, поговорки, услышанные им от крестьян, ремесленников, солдат.

II. Сравнение пословиц и поговорок.

: Запись в тетради:

-Чем отличаются эти пары высказываний?

-Чем отличаются пословицы от поговорок, или это одно и тоже? Посмотрите на доску. В каком столбце пословицы, а в каком - поговорки?

-Как вы думаете, какую ценность для нас имеют поговорки и пословицы, почему мы считаем их важной частью народного творчества? (5) 3. Работа со статьей учебника

Чтение статьи учебника

Задание: привести свои примеры пословиц и поговорок и записать их вместе с определениями в тетрадь.

4. Работа со словарем

5.Работа с текстами пословиц

-Прочитайте пословицы, приведенные в учебнике, и объясните их смысл.

-Какие из этих пословиц можно назвать устаревшими?

1. Составьте диалоги с использованием пословиц на тему дружбы , труда ,знание, мудрости.

2. Придумайте вопросы к поговоркам и задайте их своему соседу с тем, чтобы он ответил на него поговоркой. Совпали ли задуманная вами и произнесенная им пословицы? Например:

-Как говорят про человека, который хорошо и быстро делает свое дело?

(Дело мастера боится.)

-Как отлынивают от работы лентяи?

(Работа не волк, в лес не убежит.)

6.Задание: соединить пословицы

6. Рефлексия. Давайте вспомним и обобщим все, о чем мы говорили сегодня на уроке. Что же такое пословица? В чем ее мудрость? Чем отличаются пословицы и поговорки?

7.Заключение. Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, вы должны достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить её к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать своё суждение. 8.Домашнее задание. Составить тематические подборки пословиц ( поговорок).

Читайте также: