Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему головные уборы

Обновлено: 03.07.2024

Конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "Головные уборы".

Айнетдинова Р.М., учитель-логопед.

Цель: Сформировать представление об обобщенном понятии "головные уборы".

1. Дать представление о головных уборах и их видах.

2. Закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных..

3. Развить умение изменять существительные в предложном падеже.

4. Воспитывать бережное отношение к предлагаемому наглядному материалу.

5. Развить операции мышления: анализ и синтез.

Оборудование: Предметные картинки Незнайки, Кота в сапогах, крокодила Гены (формат А4), волшебная палочка, предметная картинка шляпника и его дома (формат А3), предметные картинки головных уборов (формат А4 и 10/15), сундук (размер 25/20), записка с загадкой, вырезанные из бумаги платья, костюмы и головные уборы (формат 13/18), фишки зеленого, желтого и красного цвета ( круглой формы (2/2 см)).

Волшебные слова - крибли, крабли, бумс.

Слова - шапка, шляпа, панама, косынка и их уменьшительно - ласкательные варианты.

Предложения - Я думаю о шапке и др.

Здравствуйте, ребята! Скажите какое время года за окном? А кто сможет назвать месяц? День недели? Часть суток?

Ребята, скажите, что общего между этими героями?

Верно, они носят головные уборы!

Сегодня мы отправимся в страну чудес, в гости к "Шляпнику".

Но для этого нужно встать в круг и закрыть глаза! Сейчас я произнесу слова, а вы их повторите. Логопед говорит волшебные слова "крибли ,крабли,бумс", затем вмести с детьми повторяют их. Взмахнем волшебной палочкой! На доске вывешивается дом шляпника и сам шляпник.

Вот мы и в стране чудес! Как вы думаете чей это дом? Верно, шляпника, а вот и он!

Что я слышу , шляпник расстроен! Давайте спросим почему?

Ребята, все вокруг стало большим, а главное то, что стали большими все головные уборы, которые сшил шляпник! Вот почему он расстроен! А что такое" головные уборы "?

Ребята, шляпник говорит "это то, что мы одеваем на голову". Именно поэтому они и называются головными.

Я думаю, мы сможем помочь шляпнику! Ведь в стране чудес стоит только пожелать и все получится.

Я буду показывать головные уборы, которые сшил шляпник, а вы уменьшайте их.

Ребята, вы отлично справились! А как вы думаете для чего нам нужны головные уборы?

Дети высказывают свои идеи:

Головные уборы нужны для того, чтобы не замерзнуть зимой.

Головные уборы нужны для того, чтобы не перегрело солнышко летом.

Головные уборы нужны для красоты.

Все верно, молодцы!

Ребята , шляпник так рад! Он предлагает нам потанцевать. Дети вместе логопедом выполняют физ.минутку.

Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками,

Киваем головой, руки поднимаем,

Мы руки опускаем, мы кружимся потом

Мы ногами топаем топ-топ-топ,

Мы руками хлопаем хлоп-хлоп-хлоп.

За то, что вы помогли шляпнику, он дарит вам этот сундук!

Ребята, скажем спасибо Шляпнику!

А теперь ему пара работать, ведь ему нужно сшить головные уборы для всей страны чудес!

Давайте попрощаемся со Шляпником и страной чудес!

Дети вместе с логопедом повторяют ритуал возвращения из страны чудес.

Вот мы и вернулись!

Ребята, посмотрим, что в сундуке? Ой, а сундук закрыт, что же делать! Ребята, посмотрите, на сундуке что-то написано:

Ребята, это же загадка!

Меня на голову одень

И бегай в самый жаркий день!

А снимешь- недовольна мама.

Мы верно ее отгадали и сундук открылся!

Посмотрите какие красивые платья и костюмы с головными уборами, но они все спутались и совсем не понятно какой головной убор к ним подходит!

Я думаю, вы сможете разобраться! Логопед предлагает детям разобрать костюмы и платья , чтобы соотнести их с головными уборами.

Как хорошо вы справились!

Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня были? А с кем виделись? О чем говорили со Шляпником? Отлично! Давайте вспомним, какие головные уборы сегодня мы видели, но не просто их называть, а закончить предложение "Я думаю о . "

Я думаю о шапке.

Я думаю о шляпе;

Я думаю о панаме.

Ребята вы все хорошо работали и справились со всеми заданиями!

А теперь ,ребята ,давайте вновь обратимся к нашей коробочке с настроениями!

Если вам понравилось приключение, то поднимите зеленую фишку;

если вам понравилось приключение, но не все было понятно поднимите желтую фишку и если вам не понравилось приключение то поднимите красную фишку.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

дошкольное образовательное учреждение

г. Сасово Рязанской области

Конспект ООД по развитию речи

в старшей логопедической группе

Расширение и активизация словарного запаса по теме

учитель-логопед

Щелкунова М.В.

Сасово 2020

Цель: расширение и активизация словарного запаса.

  • закрепить представление о головных уборах, деталях, материалах, из которых они сшиты;
  • учить сопоставлять и сравнивать предметы;
  • учить образовывать прилагательные от существительных;
  • учить подбирать прилагательные к существительным;
  • учить подбирать антонимы;
  • упражнять детей отвечать на вопросы полным ответом;
  • упражнять в составлении предложений с данными предметами, с наглядной опорой в виде натуральных объектов;
  • упражнять в употреблении обобщающих слов;
  • упражнять в употреблении существительных в дательном падеже.
  • развивать зрительное внимание и восприятие;
  • развивать речевой слух и фонематическое восприятие;
  • развивать память;
  • развивать тонкую и общую моторику;
  • развивать способности согласовывать движения с музыкой;
  • развивать чувство ритма и темпа;
  • развивать тактильные ощущения.

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, ответственности.

Ход занятия

Организационный момент .

Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие в сказочную страну Шапляндию. На страну напал злой волшебник и жителям очень нужна наша помощь. Он украли у них головные уборы, положили в комод и закрыли на ключ. А ключ бросили в болото. Добрая Черепаха Тортила поможет нам достать ключ. Но, сначала, давайте вместе вспомним:

· Какие головные уборы вы знаете?

· Для чего нужны головные уборы?

· Как называются головные уборы, которые мы носим лето, зимой?

· Как называются головные уборы, которые носят мужчины, женщины, дети

Вы согласны помочь жителям страны? Обуваем волшебные сапоги и отправляемся в путешествие

Основная часть.

Ой, послушайте кто-то плачет, давайте заглянем под шляпу, там гном. Чтобы помочь гному надо уменьшить все головные уборы

Кепка, шапка, колпак, платок, шляпа. (Приложение 1)

Продолжаем путешествие потопали ножками.

Злой волшебник все перепутал. Сначала назовите все предметы, затем найдите и покажите лишний предмет, объясните, почему вы так считаете.

С этим заданием справились прекрасно.

Посмотрите нам встретился волшебник, давайте ему поможем:

Мы волшебники немного,

был один а стало много

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Вот мы и добрались до болота. Как вы знаете, переходить через болота опасно. А в одиночку еще опаснее, поэтому вы будете проходить по двое. Вам придётся прыгать с одного листика кувшинки на другой, ни разу не оступившись, иначе зыбкое болото засосёт вас. И еще нам нужно спасти сказочных героев для этого каждая пара возьмет по 1 листочку который находится между листами кувшинок. (Приложение 4)

— У кота Леопольда шляпа из соломы.

— У кота Леопольда … соломенная шляпа.

— У Маши платок из шелка.

— У Маши … шелковый платок.

— У Кота в Сапогах шляпа из фетра.

— У Кота в Сапогах … фетровая шляпа.

— У попугая Кеши кепка из кожи.

— У попугая Кеши … кожаная кепка.

— У почтальона Печкина шапка-ушанка из меха.

— У почтальона Печкина … меховая шапка-ушанка.

— У художника берет из вельвета.

— У художника … вельветовый берет.

- У Айболита колпак из ситца.

- У Айболита ….. ситцевый платок.

- У Красной шапочки шапочка из шелка.

— У красной шапочки… шелковая шапочка

- У Незнайки шляпа из фетра.

— У Незнайки … фетровая шляпа.

- У Емели шапка из шерсти.

У Емели ….шерстяная шапка.

4-ое задание Черепахи Тортилы:

— Вы отлично справились со сложными заданиями. Теперь мы можем достать ключи и помочь нашим друзьям.

Дети достают ключи из вазы с камушками, открывают деревянные ящички и достают фигурки головных уборов.

Посмотрите, все головные уборы перепутались, нам нужно их разложить по местам.

Задачи:

  • расширять представления детей о головных уборах.
  • продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть;
  • формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми.
  • учить образовывать относительные прилагательные (шерстяная);
  • учить образовывать притяжятельные прилагательные (полицейского, повара);
  • учить образовывать существительные с помощью суффиксов (панамка).

Логика НОД

- Ребята, к нам в группу пришло видеописьмо от сказочного героя Незнайки. У него что-то случилось. Он хочет нам об этом рассказать. Давайте посмотрим это письмо.

Дети смотрят видеообращение Незнайки.

Обращение: Дорогие ребята, у меня случилась беда. Я гулял на улице, вдруг налетел ветер и унес мою шляпу в далекую страну головных уборов. Теперь, я хожу без нее, и меня никто не узнает, и даже имя новое для меня придумали –

Безшляпкин. А я вовсе не хочу быть Безшляпкиным, я хочу снова стать Незнайкой. Помогите, пожалуйста.

- Ребята, ну что будем делать? Давайте отправимся в страну головных уборов и найдем шляпу Незнайки. А попасть туда нам поможет чудо дерево. Если назвать правильно все предметы на нем, то оно пропустит нас в эту волшебную страну. Посмотрите на деревья.

Стоят 3 дерева. На одном располагается шляпа, на другом — кофта, на третьем — ботиночки. А вокруг на полу разбросаны картинки, с изображением одежды, обуви и головных уборов.

Как у наших у ворот,
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!

Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
Чулки, шляпы, башмаки
Словно яблоки!

- Ребята, посмотрите, какое из этих деревьев нам подходит? Но, кажется, проказник ветер и тут нахулиганил и спутал все картинки с деревьев. Что же нам делать? Давайте распределим все по местам.

Разбирают картинки на три группы: одежда, обувь и головные уборы и помещают их на соответствующие деревья.

- Теперь наше дерево пропустит нас в страну головных уборов.

- Ребята, это ведь необычная волшебная страна, а там, где есть волшебство, там должна быть сказка. Давайте, разыграем сказку, чтобы нам сопутствовала удача в пути.

Жил был в красивом домике Язычок (Домик). Как-то раз в один прекрасный день, когда солнышко всем улыбалось (Улыбка), Язычок решил погулять. Он надел свою любимую шляпу и вышел на улицу (Иголочка). Язычок посмотрел на право, посмотрел на лево (Маятник), нет ли где его друзей. Потом посмотрел вверх, вниз (Качели) и пошел по тропинке. Вдруг он увидел красивую лошадку (Лошадка), она стояла и любовалась большим грибочком (Грибочек). Язычок подошел к грибочку и тоже залюбовался им. Вдруг налетел ветер и сдул шляпку грибочка (Грибок). Язычок испугался, что его шляпка тоже улетит и убежал домой.

- Ну вот, сказку разыграли, и может отправляться на поиски шляпы. А как вы думаете, кто живет в стране головных уборов? Конечно, здесь живут как раз все головные уборы. А как вы думаете, они все одинаковые? Правильно, они все разные и живут в разных частях этой страны.

Обращает внимание детей на то, что вокруг разложены стрелочки с указателями, куда нужно идти.

- А какие бывают головные уборы? Правильно, а еще в этой стране живут головные уборы большие и маленькие. Для взрослых и детей. (Указывает на 2 стрелочки – взрослый, ребенок). Как вы думаете. В сторону каких головных уборов нам надо идти?

Логопед показывает еще 4 стрелочки (времена года)

- Скажите, ребята, а в разное время года, мы носим одинаковые головные уборы? А давайте посмотрим, хорошо ли вы знаете, какие головные уборы нужно носить в разное время.

Дети садятся за стол.

В шапочках желтых мы стали цыплята,
Ребенок машет руками, как цыпленок крылышками.
В шапочках белых мы стали зайчата,
Показывает заячьи ушки.
В шапочках красных мы стали грибочки,
Соединяет руки над головой.
В шапочках черных – черника на кочках,
Присаживается на корточки.
В шапочках синих дождинками стали
Встает, ставит руки на пояс.
И по дорожкам легко поскакали.
Прыгает вперед на двух ногах.

Работа с карточками.

Дети соединяют головные уборы с изображением времени года, к которому они относятся.

Для девочек: времена года и женские головные уборы.

Для мальчиков: времена года и мужские головные уборы.

- Молодцы, справились с заданием. А как вы думаете, почему одни головные уборы мы носим зимой, а другие летом? Они из разного материала.

Шапка из шерсти-…
Шляпа из фетра-….
Платок из шелка-….
Косынка изо льна — ….
Кепка из кожи -….
Шляпа из соломы — ….

- Ребята, посмотрите, еще 2 стрелочки. На одной изображены люди разных профессий. На другой, сказочные герои. Давайте пройдем сначала по направлению одной стрелочки, потом по другой.

Дети идут по направлению первой стрелочки.

Дети подбирают головные уборы для людей разных профессий.

Повар –
Врач -
Полицейский -
Моряк -
Пожарный -
Летчик -

- Как вы думаете, среди этих головных уборов, может найтись шляпа Незнайки? Давайте пойдем по направлению другой стрелки.

Кот в сапогах -
Буратино -
Красная шапочка -
Шапокляк -
Пьеро -

Одна картинка перевернутая.

- Ребята, смотрите, одна картинка перевернутая. Давайте посмотрим, что там спрятано.

Дети находят шляпу Незнайки.

- Вот мы и нашли ее. Молодцы. Нам пора возвращаться.

Дети садятся на стулья.

- Ребята, понравилось вам наше приключение? С какими головными уборами мы повстречались? Я думаю, что Незнайка будет рад, что мы нашли ему шляпу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие лексико-грамматических категорий речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

закрепить представление о головных уборах, деталях, материалах, из которых они сшиты;

учить образовывать прилагательные от существительных;

учить подбирать прилагательные к существительным;

учить подбирать антонимы;

упражнять в употреблении обобщающих слов;

Коррекционно-развивающие задачи:

развивать зрительное внимание и восприятие;

развивать тонкую и общую моторику;

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, ответственности.

Картинки с изображением головных уборов, мяч, игрушечные ключи, ваза с разноцветными камушками, наполненная водой, кусочки ткани (альбом), карточки с заданиями, письмо от Сказочных героев, картинки сказочных героев с головными уборами.

Ход занятия

Организационный момент.

Введение в ситуацию - мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Вот письмо от сказочных героев. У них случилась беда. (читает письмо):

Поможем им? Сможете?

Актуализация – расширение словаря по теме.

Мы, конечно, это сделаем. Но, сначала, давайте вместе вспомним, какие головные уборы носят известные сказочные герои (по картинкам).

Кот Леопольд - … в соломенной шляпе.

Кот в сапогах - … в большой шляпе.

Маша - … в платке.

Художник – … в берете.

Печкин - …в шапке ушанке.

Красная шапочка - … в красной шапке.

Дети называют разные головные уборы (по картинкам).

Покажите и назовите предметы, которые изображены на картинке?

Затруднение – Создать мотивационную ситуацию

Но как же мы будем выполнять задания Тартилы? Вы должны знать много о головных уборах.

Открытие новых знаний.

Шляпа. Часть, которая покрывает голову, называется тульей. А части, выступающие за неё — это поля. Шляпы бывают женские и мужские.

Платок. Платок на голове носят девушки и женщины в разное время года.

Берет. Это мягкий, удобный головной убор без козырька.

Ушанка – теплая меховая шапка с отложными ушами.

Фуражка. На них принято носить эмблему или значок. У фуражки есть козырёк и шнур золотистого цвета. Фуражки носят генералы и офицеры нашей армии.

Бескозырка. Это форменная фуражка без козырька. А зачем на бескозырках такие длинные ленты вдоль спины? А затем, что, если поднимется сильный ветер, который может сорвать бескозырку, матрос привяжет её лентами под подбородком.

- Как называют головные уборы, которые мы надеваем на праздник? (праздничные, нарядные).

- Как называют головные уборы, которые мы носим каждый день? (повседневные).

- А зачем нужны головные уборы? Для этого вы будете выполнять задания.

Включение в систему новых знаний, закрепление полученных знаний и умений по теме.

Задания Тартиллы.

Головные уборы бывают разного размера.

— У кота Леопольда шляпа из соломы - соломенная шляпа.

— У Маши платок из шелка - шелковый платок.

— У Кота в Сапогах шляпа из фетра - фетровая шляпа.

— У Красной шапочки шапочка из шерсти – шерстяная шапка.

— У почтальона Печкина шапка-ушанка из меха - меховая шапка-ушанка.

— У художника берет из вельвета - вельветовый берет.

Физкультминутка

(выполнять движения оп словам)

К шляпе дружно подойдём.

Её взглядом обведём.

С нами, шляпа, не шути,

Ты не прыгай, не скачи.

Поскорей открой секрет:

Ты живая или нет?

Ребята, вы выполнили задания Тартиллы, и я отдаю головные уборы сказочным героям.

Но вот Незнайка, который любит носить шляпы, привык раскидывать их часто по комнате. Посмотрите, где лежат его шляпы и откуда он будет их доставать? (работа с альбомом Теремковой №2) – упражнение в употреблении пространственных предлогов.

Итог: Осмысление

Читайте также: