План конспект урока по обж для спо обучение население защите от чс
Обновлено: 06.07.2024
метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД):
- работать с различными источниками информации;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- структурировать учебный материал;
- определять цель урока;
- организовывать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму;
- представлять результаты работы;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания;
- делать выводы о качестве проделанной работы;
- осуществлять рефлексию своей работы;
- слушать учителя и одноклассников;
- воспринимать информацию на слух;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- выражать свои мысли согласно задачам коммуникации;
личностные (личностные УУД):
- понимание значимости правильного поведения по сигналам ГО во время ЧС;
- формирование познавательного интереса к изучению ОБЖ.
Методы обучения:
по источнику получения знаний (В.А. Сластёнин): словесный и наглядный методы
по характеру познавательной деятельности учащихся (И.Я. Лернер): объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Средства обучения:
мультимедиа проектор, экран,
Приветствует учеников и проверяет готовность к уроку
Настраиваются на работу на уроке.
Актуализация знаний
Предлагает вспомнить, что изучалось на прошлом уроке и организует повторение пройденного материала:
- задает вопросы (ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайды 3 и 4)
Отвечают на вопросы учителя,
повторяют виды ЧС по плакату
Мотивация и целеполагание
Сообщает тему урока. Помогает ученикам сформулировать цель (ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайд 8)
С помощью учителя формулируют цель урока
Первичное усвоение знаний
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайд 10)
Организует беседу о службах, которые защищают людей (ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайд 11)
Рассказывает о способах оповещения населения при ЧС,
о действиях обучающихся по сигналам ГО, способах эвакуации населения
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайды 12,13,14, 15)
Отвечают на вопросы учителя.
Первичное закрепление
Организует работу в парах
(раздаточный материал - см. ПРИЛОЖЕНИЕ, ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайды 17 и 18)
Работают в парах с раздаточным материалом
и выполняют самопроверку по слайду презентации № 18.
Домашнее задание
Задает Д.З. – по желанию: составить синквейн по теме урока и объясняет, что это такое и как сделать:
Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Они таковы:
- В первой строке записывается одно слово- существительное. Это и есть тема синквейна.
- Во второй строке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
- В третьей строке записываются три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна.
- В четвертой строке размещается фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой.
- Пятая строка – это резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение к ней.
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайд 21)
Слушают объяснение учителя и желающие записывают Д.З.
Помогает ученикам провести рефлексию (по Т.И. Шамовой):
- с каким настроением работал?
- доволен ли собой?
- комфортно ли работалось в парах?
- я помогал однокласснику – он помогал мне
(чего было больше? почему?)
- какие были затруднения в работе в паре?
- достигли ли мы цели урока?
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайд 23)
Подводя итог урока, предлагает представить,
что в руках у обучающихся кейс, или портфель,
Воспитательные: формирование и развитие у студентов высокого чувства долга и ответственности за порученное дело, мужества, выдержки и самообладания, инициативы и находчивости, взаимной выручки, физической выносливости.
Развивающие: развитие у студентов уверенности в эффективности мероприятий по ликвидации ЧС и убежденности принимать в них участие.
Дать студентам представление о гражданской обороне, познакомить с историей создания гражданской обороны и ее предназначением, рассмотреть задачи гражданской обороны по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Совершенствование у студентов теоретических знаний и практических навыков по действиям оказания первой помощи.
Практическая проверка готовности студентов действовать в экстремальных ситуациях.
Межпредметные связи: МДК.03.02 Медицина катастроф, МДК 04.03 Теория оказания медицинских услуг, ОП.07 Безопасность жизнедеятельности.
Оборудование урока: видеоролик про силы гражданской обороны (компьютер, экран, мультимедийный проектор), раздаточный материал. Аптечки первой помощи, СИЗ, ОЗК, противогазы ГП-5, носилки.
Литература и информационные ресурсы:
8. Плакатная и стендовая продукция по вопросам гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цели занятия:
Дать учащимся общее представление об организации мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Привить культуру безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Материально-техническое обеспечение и используемая литература.
А.Н.Голицын., П.Е.Пикалова. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для СПО. Москва ОНИКС 2008.
Н.В.Косолапова., Н.А.Прокопенко. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для СПО. Москва. Кнорус. 2010.
Алексеев В.С., Иванюков М.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Издательство: “Дашков и К”, 2008 год.
Петров С.В., Макашев В.А. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: ЭНАС, Москва, 2008 год, интернет-ресурсы.
Ход занятия
1. Вступительная часть - 5 мин.
- проверяю наличие учащихся, их готовность к занятиям.
- довожу тему занятия, ее цель, учебные вопросы.
2. Основная часть – 35 мин .
Излагаю учащимся основные вопросы темы занятия:
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера сегодня стали почти нормой нашей повседневной жизни. Причин тому множество, но мы рассмотрим не причины, а основные способы и средства защиты от этих чрезвычайных ситуаций.
3. Оповещение населения о чрезвычайной ситуации.
4. Эвакуация.
Под эвакуацией понимается вынужденное перемещение людей и материальных ценностей в безопасные места (районы). Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:
По видам опасности (заражения химического, радиационного, биологического характера).
По способам эвакуации (различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом).
По удаленности (локальная, местная, региональная, государственная)
По временным показателям (временная, среднесрочная, продолжительная).
В зависимости от сроков проведения выделяются упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная) эвакуация, а в зависимости от охвата населения эвакомероприятиями она может быть общей или частичной.
Эвакуация проводится, как правило, по территориально-производственному принципу. Важно иметь в виду, что во время эвакуации жизнь заставляет решать острые вопросы, над которыми следует подумать заранее. Это управление массами эвакуируемых людей, организация охраны жилищ и имущества, эвакуация домашних животных, обеспечение эвакуируемых жильем и питанием.
Под укрытием понимается занятие и использование населением специальных или приспособленных средств защиты. Многократно подтверждено теоретически и на практике, что укрытие людей в защитных сооружениях является одним из наиболее эффективных способов обеспечения безопасности населения. Самым надежным защитным сооружением на сегодня является убежище, которое может обеспечить укрытие наибольшего количества людей в течение длительного времени. Кроме этого успешно могут применяться противорадиационные укрытия и простейшие укрытия.
6. Использование индивидуальных средств защиты.
По предназначению средства индивидуальной защиты подразделяются на средства индивидуальной защиты органов дыхания и средства индивидуальной защиты кожи.
К средствам защиты органов дыхания относятся: противогазы (фильтрующие, изолирующие, шланговые), респираторы, ватно-марлевые повязки, самоспасатели.
К средствам защиты кожи относятся различные изделия, дополняющие или заменяющие обычную одежду или обувь человека, изготовляемые из специальных материалов и обеспечивающие защиту кожных покровов человека от отравляющих веществ, радиоактивной пыли, биологических средств и аварийно химически опасных веществ. Они подразделяются на классы по принципу действия (изолирующие и фильтрующие), назначению (общевойсковые и специальные) и принципу использования (постоянного ношения, периодического ношения, многократного использования).
При возникновении чрезвычайных ситуаций очень важной представляется задача обеспечения населения необходимым количеством средств индивидуальной защиты.
7. Поисково-спасательные работы.
Поисково-спасательные работы проводятся с целью розыска пораженных, извлечения их из под завалов, из разрушенных зданий и защитных сооружений для оказания им первой медицинской и первой доврачебной помощи и эвакуации их из очагов поражения в лечебные учреждения. Поисково-спасательные работы предусматривают разведку маршрутов движения и участков (объектов) работ, расчистку проходов (проездов) в завалах, локализацию и тушение пожаров, розыск и спасение пострадавших, вскрытие заваленных защитных сооружений и извлечение пострадавших, подачу воздуха в заваленные защитные сооружения, вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы, проведение санитарной обработки людей. Для механизации работ используется техника: землеройные , дорожные и грузоподъемные машины и механизмы, механизированный инструмент, пожарные машины, электростанции, автомобили общего и специального назначения. Поисково-спасательные работы проводятся непрерывно днем и ночью до полного завершения.
8. Аварийно-восстановительные работы.
Аварийно-восстановительные работы проводятся с целью ограничения масштабов, локализации или ликвидации возникающих при этом чрезвычайных ситуаций. Они должны обеспечивать блокирование, локализацию или нейтрализацию источников опасности, снижение интенсивности, ограничение распостранения и устранение действия на людей поражающих факторов в зоне бедствия, аварии или катастрофы до уровней, позволяющих эффективно применить другие мероприятия защиты. Выполнение работ организуется органами исполнительной власти на местах, постоянно действующими территориальными комиссиями по чрезвычайным ситуациям. При необходимости к проведению указанных работ могут привлекаться союзы, ассоциации спасательных формирований, добровольные общества спасателей .
9. Медицинская помощь.
Медицинские мероприятия по защите населения представляют собой комплекс организационных, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение или ослабление поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций на людей, оказание пострадавшим медицинской помощи, а также на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в районах чрезвычайных ситуаций и в местах размещения эвакуированного населения. К табельным медицинским средствам индивидуальной защиты относятся:
- аптечка индивидуальная АИ-2;
- индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, ИПП-10, ИПП-11);
- пакет перевязочный медицинский (ППМ);
- профилактический антидот П-10М.
В системе этапного лечения пораженных в чрезвычайной ситуации различают следующие виды медицинской помощи: первая медицинская помощь, доврачебная помощь, первая врачебная помощь, квалифицированная и специализированная.
10. Гуманитарная помощь.
Гуманитарная помощь представляет собой мероприятия, осуществляемые в целях облегчения тягот и лишений населения, особенно в условиях, когда местные ресурсы не позволяют наладить его обеспечение жизненно необходимыми средствами выживания в чрезвычайных ситуациях. Гуманитарная помощь оказывается на добровольных началах и не должна преследовать иных выгод и целей, кроме гуманных побуждений и желания помочь пострадавшим. В зависимости от источников гуманитарная помощь может быть внутренней и международной. Содержание гуманитарной помощи в основном совпадает с направлениями первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения. Среди этих направлений помощь продуктами питания, в том числе детского, предметами первой необходимости, одеждой, развертывание временных жилищ, энергоисточников и др. Международная помощь может оказываться, кроме того, в форме действий в зоне бедствия на гуманитарной основе зарубежных спасательных и медицинских формирований, развертывания средств защиты населения, проведения мероприятий по психологической реабилитации населения и др.
11. Поддержание правопорядка .
Поддержание правопорядка является важной составляющей защиты населения в чрезвычайных ситуациях, так как в экстремальных ситуациях для людей характерна паника и непредсказуемые действия, ведущие к дополнительным жертвам. Задачи поддержания правопорядка возлагаются как на правоохранительные органы, так и на специальные формирования, создаваемые для этих целей структурами ГОЧС. В особых случаях для поддержания правопорядка могут применяться Вооруженные силы.
12. Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций.
Подготовка населения определяется Федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” и реализуется по шести основным направлениям:
- подготовка руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ;
- подготовка руководителей и специалистов органов местного управления;
- подготовка руководителей и специалистов предприятий, организаций и учреждений;
- подготовка работников предприятий, организаций и учреждений, входящих в состав аварийно-спасательных формирований и специализированных формирований постоянной готовности;
- подготовка населения, занятого в сферах производства и обслуживания;
- подготовка населения, не занятого в сферах производства и обслуживания.
Особое внимание при обучении населения обращается на его моральную и психологическую подготовку к умелым и решительным действиям в экстремальных ситуациях, умение прогнозировать возможные чрезвычайные ситуации, характерные для мест их проживания, оценивать возможные масштабы и последствия от них, а так же воспитание ответственности за свою личную подготовку и подготовку семьи к защите от чрезвычайных ситуаций.
13. Предупреждение чрезвычайных ситуаций.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это целый комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска, сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь. Оно проводится по следующим направлениям:
- мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
- рациональное размещение производительных сил на территории страны;
- повышение технологической безопасности производственных процессов;
- разработка и осуществление необходимых инженерно-технических мероприятий;
- подготовка населения и объектов экономики к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;
- лицензирование деятельности опасных производственных объектов;
- государственный надзор и контроль;
- информирование населения о потенциальных угрозах на территории проживания;
Защита населения от чрезвычайных ситуаций является важнейшей задачей Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основным объектом защиты является личность с ее правом на защиту жизни, здоровья и имущества в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
ТЕМА: РЕКОМЕНДАЦИИ НАСЕЛЕНИЮ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
Цель урока: Обсудить с учащимися рекомендации специалистов по правилам безопасного
поведения в условиях возникновения различных чрезвычайных ситуациях
техногенного характера. Сформировать убеждение безопасного поведения в условиях ЧС
техногенного характера, которые могут произойти в районе проживания. Разобрать
возможные ситуации (если сигнал о ЧС застал в школе, на улице, дома).
Время: 40 минут
Тип урока: комбинированный
Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор
I. Вступительная часть
* Организационный момент
* Контроль знаний учащихся:
- Какие крупные транспортные катастрофы, повлекшие человеческие жертвы, произошли на
территории Российской Федерации в последние годы?
- Какими факторами обусловлена опасность техносферы для населения и окружающей среды?
- К каким последствиям могут привести аварии в техносфере для безопасности
- Как, на ваш взгляд, можно снизить отрицательное влияние человеческого фактора на
обеспечение безопасности в транспортных ситуациях?
II. Основная часть
- объявление темы и цели занятия
- объяснение нового материала:
Защита населения от чрезвычайных ситуаций является важнейшей задачей Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основным объектом
защиты является личность с ее правом на защиту жизни, здоровья и имущества в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера включает в себя комплекс специальных мероприятий, среди которых можно выделить следующие: оповещение
(предупреждение) и информирование населения об угрозе возникновения и о возникновении чрезвычайной ситуации; эвакуация людей из опасных зон и районов; инженерная, медицинская, радиационная и химическая защита и др.; рекомендации населению по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера, предусматривают своевременное доведение до населения сигналов опасности и необходимой информации об обстановке и порядке поведения в создавшихся условиях с помощью комплексного использования систем радиопроводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации.
При угрозе и возникновении техногенной аварии или катастрофы экстренной мерой по защите населения от поражающих факторов чрезвычайной ситуации является его эвакуация из районов, в которых существует опасность для жизни и здоровья людей.
Эвакуация населения – это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших чрезвычайных ситуаций и его временному размещению в заранее подготовленных безопасных районах.
Количество людей, подлежащих перемещению в безопасную зону, определяется местными органами исполнительной власти с учетом рекомендаций органов ГОЧС, которые исходят из конкретных условий обстановки, характера и масштабов чрезвычайной ситуации.
В целях подготовки к чрезвычайным ситуациям происходит возникновение новых и реконструкция (ремонт) существующих инженерно-технических сооружений, предназначенных для защиты населения и территорий от поражающих факторов, вызываемых техногенными авариями и стихийными бедствиями.
Основными мероприятиями инженерной защиты населения в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера являются:
укрытие людей в существующих защитных сооружениях гражданской обороны и в приспособленных сооружениях: подвальных помещениях, цокольных этажах, в подземных пространствах объектов торгово-социального назначения; использование отдельных герметизированных помещений в жилых домах и общественных зданиях на территориях, прилегающих к радиационно и химически опасным объектам; предотвращение разливов аварийно химически опасных веществ путем обваловки или заглубления емкостей АХОВ.
Одним из наиболее эффективных мероприятий является укрытие населения в защитных сооружениях гражданской обороны, которые предназначены для защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Для обеспечения защищенности населения от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера предназначены рекомендации, разработанные специалистами МЧС России для населения страны, по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях. Приведем некоторые из них.
Как действовать при получении сигнала оповещения о радиационной аварии:
* Если вы находитесь на улице, немедленно защитите органы дыхания платком, шарфом и укройтесь в ближайшем здании, лучше в собственной квартире. При входе в помещение в коридоре следует снять с себя верхнюю одежду и обувь, поместить их в пластиковый пакет или пленку.
* Если вы находитесь в своем доме (квартире), немедленно закройте окна, двери, вентиляционные отверстия, включите радиоприемник, или телевизор, или репродуктор и будьте готовы к приему информации о дальнейших действиях.
* Обязательно загерметизируйте помещение и укройте продукты питания. Подручными средствами заделайте щели на окнах и дверях. Открытые продукты поместите в полиэтиленовые мешки, пакеты или пленку. Продукты и воду поместите в холодильник или в закрываемые шкафы.
Как действовать при химической аварии:
Закройте окна, отключите электробытовые приборы и газ. Наденьте резиновые сапоги, плащ, возьмите документы, необходимые вещи, трехсуточный запас непортящихся продуктов, оповестите соседей и быстро, без паники выходите из зоны возможного заражения перпендикулярно направлению ветра на расстояние не менее 1,5 км от места пребывания.
Для защиты органов дыхания используйте противогаз, а при его отсутствии – ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченные в воде, 2-5%-ном растворе пищевой соды (для защиты от хлора), 2%-ном растворе лимонной или уксусной кислоты (для защиты от аммиака).
При невозможности покинуть зону поражения плотно закройте двери, окна, вентиляционные отверстия и дымоходы. Имеющиеся в них щели заклейте бумагой. Не укрывайтесь на первых этажах зданий, в подвалах и полуподвалах.
Как действовать после химической аварии:
При подозрении на поражение АХОВ исключите любые физические нагрузки, принимайте обильное питье (молоко, чай) и немедленно обратитесь к врачу.
Если вы попали под непосредственное воздействие АХОВ, то при первой возможности примите душ. Зараженную одежду снимите и выбросьте в определенное место для утилизации. Проведите тщательную влажную уборку помещения. Воздержитесь от употребления водопроводной (колодезной) воды, фруктов и овощей из огорода, мяса скота и птиц, забитых после химической аварии, до официального заключения об их безопасности.
Как действовать при угрозе гидродинамической аварии:
При получении информации об угрозе затопления и об эвакуации безотлагательно в установленном порядке выходите из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности.
Возьмите с собой документы, ценности, предметы первой необходимости и запас продуктов питания на 2–3 суток. Имущество, которое требуется сохранить от затопления, но нельзя взять с собой, перенесите на чердак или верхние этажи здания.
Перед уходом из дома выключите электричество и газ, плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия.
Дополнительные материалы
Анализ последствий аварии на Чернобыльской АЭС
За время развития ядерной энергетики (с 1957 г.) случились три крупные аварии на АЭС: в 1957 г. в Великобритании (Виндскейл), в 1979 г. в США (Три-Майл-Айлен) и в 1986 г. в СССР (Чернобыль).
26 апреля 1986 г. на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошел взрыв реактора с разрушением его активной зоны и интенсивным выбросом в окружающую среду радиоактивных веществ в течение 10 суток. В результате радиоактивному загрязнению подверглись территории России, Белоруссии и Украины, а также территории стран Балтии и ряда других европейских государств.
В результате взрыва на станции погибли 2 человека, 145 человек из работников станции, пожарных и других ликвидаторов последствий получили дозу облучения от 100 до 1600 бэр. 27 человек из них вскоре скончались. Выброшенные из реактора радионуклиды создали вблизи него и в пределах 30
районов были эвакуированы. Позже к этой зоне эвакуации присоединили местности, где суммарная доза получения населением облучения к первому году после аварии могла бы превысить 10 бэр.
Необходимо отметить, что наибольшую угрозу здоровью неэвакуированного населения представляло загрязнение воздуха и почвы радиоактивным йодом. Попав внутрь, он активно захватывался из крови щитовидной
железой, приводя к местному облучению в дозах более 300 бэр.
Из-за нерешительности и некомпетентности руководителей местных органов власти решение на проведение йодной профилактики было принято с большим опозданием – 6 мая 1986 г. В результате большие дозы облучения (более 300 бэр) щитовидной железы получили тысячи людей.
Анализ последствий аварии на химическом предприятии в Бхопале.
Самые трагические последствия принесла химическая авария, которая произошла на химическом предприятии в городе Бхопале (Индия). В ночь с 2 на 3 декабря 1984 г. в результате технологической аварии сжиженное вещество с силой вырвалось из подземных цистерн, превращаясь в летучий газ. Произошла утечка более 40 т метилизоцианида – высокотоксичного газа, служащего промежуточным продуктом при изготовлении пестицидов. Ядовитое облако накрыло 40 км2 городских кварталов. Ветер в то время был несильным, и смертоносное облако не распространилось дальше. В результате этой химической аварии погибло около 2,5 тыс. человек, свыше 500 тыс. получили серьезные отравления.
1) Важнейшим условием своевременного принятия мер по защите населения при угрозе возникновения крупных производственных аварий и катастроф, особенно в районах размещения потенциально опасных объектов (атомные станции, химические предприятия, гидроузлы), является его оповещение и информирование.
2) В комплекс заблаговременных и оперативных мер по защите населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера входят мероприятия по инженерной защите.
III. Закрепление материала;
- Почему в перечень основных мероприятий, предусмотренных для защиты населения от
последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера, входит инженерная защита?
Обоснуйте свой ответ.
- С какой целью создается система оповещения населения при угрозе возникновения
IV. Итог урока
V. Домашнее задание: Задания: 1. Продумайте план обеспечения личной безопасности в случае чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера, которая могла бы произойти в вашем регионе?
метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД):
- познавательные:
- работать с различными источниками информации;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- структурировать учебный материал;
- регулятивные:
- определять цель урока;
- организовывать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму;
- представлять результаты работы;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания;
- делать выводы о качестве проделанной работы;
- осуществлять рефлексию своей работы;
- коммуникативные:
- слушать учителя и одноклассников;
- воспринимать информацию на слух;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- выражать свои мысли согласно задачам коммуникации;
личностные (личностные УУД):
- понимание значимости правильного поведения по сигналам ГО во время ЧС;
- формирование познавательного интереса к изучению ОБЖ.
Методы обучения:
по источнику получения знаний (В.А. Сластёнин): словесный и наглядный методы
по характеру познавательной деятельности учащихся (И.Я. Лернер): объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Средства обучения:
мультимедиа проектор, экран,
Приветствует учеников и проверяет готовность к уроку
Настраиваются на работу на уроке.
Актуализация знаний
Предлагает вспомнить, что изучалось на прошлом уроке и организует повторение пройденного материала:
- задает вопросы (ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайды 3 и 4)
Отвечают на вопросы учителя,
повторяют виды ЧС по плакату
Мотивация и целеполагание
Сообщает тему урока. Помогает ученикам сформулировать цель (ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайд 8)
С помощью учителя формулируют цель урока
Первичное усвоение знаний
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайд 10)
Организует беседу о службах, которые защищают людей (ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайд 11)
Рассказывает о способах оповещения населения при ЧС,
о действиях обучающихся по сигналам ГО, способах эвакуации населения
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайды 12,13,14, 15)
Отвечают на вопросы учителя.
Первичное закрепление
Организует работу в парах
(раздаточный материал - см. ПРИЛОЖЕНИЕ, ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайды 17 и 18)
Работают в парах с раздаточным материалом
и выполняют самопроверку по слайду презентации № 18.
Домашнее задание
Задает Д.З. – по желанию: составить синквейн по теме урока и объясняет, что это такое и как сделать:
Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Они таковы:
- В первой строке записывается одно слово- существительное. Это и есть тема синквейна.
- Во второй строке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
- В третьей строке записываются три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна.
- В четвертой строке размещается фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой.
- Пятая строка – это резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение к ней.
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайд 21)
Слушают объяснение учителя и желающие записывают Д.З.
Помогает ученикам провести рефлексию (по Т.И. Шамовой):
- с каким настроением работал?
- доволен ли собой?
- комфортно ли работалось в парах?
- я помогал однокласснику – он помогал мне
(чего было больше? почему?)
- какие были затруднения в работе в паре?
- достигли ли мы цели урока?
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайд 23)
Подводя итог урока, предлагает представить,
что в руках у обучающихся кейс, или портфель,
Читайте также: