Россия на экологической карте мира конспект

Обновлено: 07.07.2024

-Наметить пути предотвращения неблагоприятных ситуаций.

1. Ознакомление учащихся с новыми понятиями: экологическая ситуация, экологическое право.

2.Развитие информационной и коммуникативной компетентности учащихся, навыков самоорганизации и самообразования на основе анализа экологической ситуации в России.

3. Воспитание экологической культуры, любви к Отечеству, к земле своих предков и ответственности за нее.

1. ТСО (компьютер учителя, интерактивная доска STAR-BOARD , проектор);

2. Физическая и экологическая карты России, атлас, презентация;

1.Организационный момент.(приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку, мобилизация внимания, раскрытие цели и задач урока) – слайды 1, 2, 3.

2.Изучение нового материала(учащиеся работают с опорными листами).

2.Параметры экологических ситуаций.

5.Оценка экологической ситуации в Калининградской области. Социологический опрос (анкета).

Основополагающие вопросы: слайд 4,5

- В чем, на ваш взгляд, главные причины обострения экологических ситуаций в России? - - Какие пути предотвращения неблагоприятных экологических ситуаций можете вы предложить?

Учитель: В настоящее время стихийное развитие взаимоотношений с природой представляет опасность не только отдельных объектов, территорий, стран, но и для человечества. Человек не только приспосабливается к своему природному окружению. Но и активно изменяет его в результате хозяйственной деятельности. Человечество, развиваясь, создаёт на земле культурную среду благодаря передаче из поколения в поколение своего трудового и духовного опыта. Человек не думает об отрицательных последсвиях своего вмешательства в природу. И в результате антропогенного воздействия снижается качество окружающей среды и ухудшаются условия жизни и здоровье людей.

2. Состояние окружающей природной среды на определенной территории. слайды -6,7,8,9,10.

Параметры зкологических ситуаций .

с учащимися при помощи интерактивного оборудования. По окончании разбора таблицы сделать вывод о существовании своей характеристики для каждого параметра экологической ситуации. Привести примеры районов России с различными зкологическими ситуациями. Работа с опорными листами по определению параметров экологических ситуаций в различных районах России.

Параметры экологических ситуаций

А) В Ямало-Ненецком автономном округе проблема нарушения почвенно-растительного покрова вечной мерзлоты и связанные с этим процессы тундрового ландшафта (заболачивание, химическое загрязнение и т.д.) особенно остро стоит на п-ове Ямал. Выведены из хозяйственного оборота значительные площади летних пастбищ, используемых для выпаса олений стад.

Б) В Калмыкии в некоторых регионах Кавказа неправильный выпас скота породил серьезную экологическую ситуацию. Большое поголовье овец на единицу площади, выпас на одном и том же месте в течение длительного времени, отсутствие скотопрогонных дорог – все это привело к разрушению пастбищ, появлению пыльных и песчаных бурь.

В) В Поволжье создание волжских водохранилищ нарушило процессы самоочищения речных вод. Развитие нефтехимии на берегах Волги при недостатке очистных сооружений увеличило сбросы сточных вод, и вода стала непригодна даже для орошения.

3 . Слайды-11,12 Экологические карты -

это карты, показывающие состояние природной среды по отдельным ее компонентам или в целом.

Изучая экологические карты, учащиеся делают вывод, что общая картина в экологическом аспекте ясна и вызывает беспокойство и тревогу.

Учитель: Это отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Объяснение о его возросшей роли в связи с резким обострением экологических проблем. Учащиеся знакомятся с источпиками экологического права (Конституция. Законы, Кодексы ит. д.)

5. Слайды – 15, 16, 17.

Оценка экологической ситуации в Калининградской области. Социологический опрос.На основании результатов опережающего задания был проведён анализ социологического опроса, как жители п. Южный оценивают экологическую ситуацию. По итогам были составлены диаграммы:

1.Вызывает ли у вас тревогу состояние окружающей среды Калининградской области?

2. Что определило ваше мнение?

Анализ диаграмм помог сформулировать главные причины обострения экологической ситуации в России.

1. Главные причины обострения экологической ситуации в России: антропогенное воздействие человека определяет нагрузку на природную окружающую среду. Особенности влияния социально-экономического развития: - степень хозяйственного освоения территории; - плотность населения; - уровень технического развития; - специализация и концентрация промышленного и сельскохозяйственного производства.

2. Пути предотвращения неблагоприятных экологических ситуаций:

Ответить на основополагающие вопросы, которые были даны в начале урока.

Домашнее задание. §47, повторить термины и ответить на вопросы к параграфу .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Демографическая ситуация России и родного края

"Демографическая ситуация России и родного края" (3 урок по теме). Учитель ставит цель: создать условия для изучения нового материала и первичного закрепления способов деятельности по теме «Демографич.


Номинация: урок с использованием мультимедийного приложения к УМК нового поколения .Тема работы: «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математи.


Номинация: урок с использованием мультимедийного приложения к УМК нового поколения .Тема работы: «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математи.


План конспект по дисциплине "Защита растений" (образовательная технология - технология конкретной ситуации)

Образовательная технология: технология конкретной ситуации.


Методическая разработка урока по географии 8 классе "Экологические проблемы и экологические ситуации в России""


Экологическая ситуация в Волгоградской области городе Волжском и пути решения экологических проблем силами учащихся МБОУ СШ №27

На всем протяжении своего существования человек все время стремился созидать, не имея полной картины мира и, решая лишь сиюминутные задачи, будь то добыча пропитания или строительство атомной электрос.


Экологическая ситуация в Волгоградской области городе Волжском и пути решения экологических проблем силами учащихся МБОУ СШ№27

На всем протяжении своего существования человек все время стремился созидать, не имея полной картины мира и, решая лишь сиюминутные задачи, будь то добыча пропитания или строительство атомной эл.


В ходе урока мы подробно рассмотрим экологические проблемы на территории России, а также узнаем о мерах рационального природопользования в нашей стране.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Россия на экологической карте мира"

Экологическая ситуация во многих районах Земли, в том числе и в России, не может считаться благополучной.

Экологическая ситуация в стране определяется количеством и качеством антропогенных изменений в природе, последствиями техногенного вмешательства в природу.

В XX веке человек начал активно вторгаться в естественные процессы всех оболочек Земли: добывал миллионы тонн полезных ископаемых, сводил тысячи гектаров леса, загрязнял воды океанов и рек, выбрасывал в атмосферу тонны различных веществ.

Одной из важнейших экологических проблем века стало загрязнение вод. Резкое ухудшение качества воды рек и озёр не может не отразиться на здоровье людей, особенно в районах с плотным населением.

Плотность населения России

Один из крупнейших источников загрязнение воды в развитых странах – промышленность. Больше всего сточных вод дают такие отрасли промышленности, как нефтеперерабатывающая, целлюлозно-бумажная, чёрная металлургия и промышленность органического синтеза.

Следует упомянуть о так называемом тепловом загрязнении, когда в реки и озера выбрасывается, вроде как, и чистая вода, но её температура чуть выше в сравнении с температурой воды в водоёме. Это может быть довольно опасным. Известны примеры, когда из-за повышения температуры воды в водоёме гибла рыба, чрезмерно разрастались водоросли и сорные водные растения. В итоге претерпевала изменения вся водная среда.

Ещё один из крупнейших потребителей воды – сельское хозяйство. В данной отрасли она активно используется для полива. Вода, которая стекает с полей, содержит в себе частицы почвы, различные химические соединения. Плюс к этому, в воду попадает огромное количество органических отходов с ферм, а также при переработке сельскохозяйственной продукции.

Проблема загрязнения атмосферного воздуха – одна из серьёзнейших глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество. Главными источниками загрязнения воздуха являются промышленные предприятия, ежегодно выбрасывающие в атмосферу огромное количество вредных отходов, приводящих к образованию кислотных дождей. Такие дожди выпадают в районах Красноярска, Ангарска, на Урале и в других районах России. Они способствуют загрязнению земной поверхности.

Загрязнение атмосферы в результате деятельности человека привело к тому, что за последние 200 лет концентрация двуокиси углерода выросла почти на 30 %. Тем не менее, человечество продолжает активно сжигать ископаемое топливо и уничтожать леса. Процесс настолько масштабен, что приводит к глобальным экологическим проблемам. Загрязнение воздуха происходит и в результате других видов человеческой деятельности. Сжигание топлива на тепловых электростанциях сопровождается выбросом двуокиси серы. С выхлопными газами автомобилей в атмосферу поступают оксиды азота. При неполном сгорании топлива образуется угарный газ. Кроме того, не следует забывать и о мелкодисперсных твёрдых загрязнителях, таких как копоть и пыль.

Информация, получаемая с космических спутников, даёт представление о масштабах распространения загрязнений над многими промышленными городами. В частности, над Москвой и Санкт-Петербургом постоянно висит дымка, или облако, смога. Дымовые языки протягиваются на расстояние до нескольких десятков километров. Это отчётливо видно на карте. В 151 городе России предельно допустимая концентрация загрязнений воздуха превышена в 5 раз, в 87 городах ПДК превышен в 10 раз.

Под натиском деятельности человека на всех континентах, во всех странах, в том числе и в России, уничтожаются леса. Например, в Сибири ежегодно вырубается 600 тыс. га леса, а посадка производится только на 200 тыс. га.

Систематическое истребление лесных массивов наносит значительный урон дикой природе: разрушает экосистему, приводит к замене одних ландшафтов другими, изменению гидрологических и климатических условий, вытесняет с исконных мест обитания животных.

Интенсивные вырубки угрожают существованию таких животных как глухарь, белоспинный дятел, амурский тигр и дальневосточный леопард. Исчезают ясень, липа, дуб и кедр. Также вырубка лесов является одной из главных причин увеличения парникового эффекта.

Катастрофой XX века стали лесные пожары. Ежегодно в России регистрируется 10 000-35 000 лесных пожаров. От 80 до 90 % из них имеют антропогенное происхождение. Чаще всего пожары происходят в Сибири, на Дальнем Востоке, реже — в европейской части.

А знаете ли вы, что для восстановления выгоревшего лесного участка потребуется не менее 30-50 лет? Это очень много. Поэтому каждому из нас стоит быть предельно внимательным и осторожным зажигая огонь в лесу.

Возведение инженерно-технических сооружений также нередко приводит к отрицательным экологическим последствиям. Так, в частности, сооружение плотин на Волге нарушило пути миграции рыбы и тем самым нанесло большой урон рыбному хозяйству. Большой ущерб сельскому хозяйству наносит строительство водохранилищ из-за затопления пойменных лугов. Например, в зону затопления Чебоксарского моря попала треть пахотных земель Республики Марий Эл, а на 1000-километровом участке Иртыша в Омской области уничтожены сотни тысяч гектаров ценнейших пойменных лугов.

Печально известны экологические последствия аварий на атомных электростанциях.

В результате аварии на Чернобыльской атомной электростанции 26 апреля 1986 года облако, образовавшееся от горящего реактора, разнесло различные радиоактивные материалы, и прежде всего радионуклиды йода, цезия и стронция по большей части территории Европы.

Различному по плотности радиоактивному загрязнению подверглись территории, расположенных вблизи реактора. К ним относятся и 17 областей России, на территории которых проживало около 2,7 миллиона человек. А на всей пострадавшей территории СНГ - более 5 миллионов.

Таким образом, человек в результате хозяйственной деятельности наносит большой ущерб природе, а вместе с тем и своему здоровью. Как же тогда человеку строить свои отношения с природой? Очевидно, прежде всего обстоятельно прогнозировать возможные последствия воздействия своей деятельности на отдельные компоненты природы и весь природный территориальный комплекс в целом, чётко следовать правилам и законам рационального природопользования. И самое главное правило: каждый человек в своей деятельности должен бережно относиться ко всему живому на Земле, не отторгать себя от природы, не стремиться возвыситься над ней, а помнить, что он — её часть.

И человечество осознало это. В разных странах начали создаваться природоохранные организации.

Так, в 70-е годы XX века в Российской СФСР создана новая служба, которая занималась наблюдением и оценкой состояния окружающей природной среды под влиянием антропогенных воздействий, т.е. проводила мониторинг.

Нужда в общем мониторинге человеческой деятельности непрерывно возрастает и сейчас. Многие годы контроль за естественными изменениями состояния природной среды осуществляли различные службы: метеорологическая, гидрологическая, сейсмическая и другие. В наше время, когда антропогенная нагрузка на природную среду стремительно возрастает, когда природные ландшафты можно увидеть только в заповедниках и национальных парках, слежение за состоянием окружающей человека природной среды и предупреждение о создающихся критических ситуациях, вредных или опасных для здоровья людей и других живых организмов, стало просто жизненно необходимым.

Мониторинг включает регулярные и многократные наблюдения за загрязнением водной и воздушной среды, за развитием и распространением различных процессов и явлений. В России существует более 1000 пунктов, где проводятся такие наблюдения. С помощью космических средств наблюдения получают сведения о распространении лесных пожаров, о развитии сельскохозяйственных культур с целью прогноза урожайности; об образовании циклонов и другое.

Различают мониторинг глобальный и региональный. Глобальный мониторинг — это слежение за общемировыми процессами и явлениями в географической оболочке Земли, включая все экологические компоненты и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях.

Региональный мониторинг — слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по характеристикам своей природы, и по антропогенным воздействиям от глобальных, характерных для всей биосферы.

Служба мониторинга и научных исследований налажена в биосферных заповедниках.

Это природоохранная, научно-исследовательская территория международного значения, создаваемая с целью сохранения в природной среде наиболее типичных комплексов биосферы, обеспечение экологического мониторинга, включая изучение окружающей природной среды и её изменение под влиянием антропогенных факторов.

Биосферные заповедники имеют три взаимосвязанные зоны, которые направлены на выполнение трёх дополняющих и усиливающих друг друга функций:

· заповедная, которая предназначена для сохранения и восстановления наиболее ценных природных и минимально нарушенных антропогенными факторами природных комплексов, генофонда растительности и животного мира;

· буферная, которая окружает заповедную зону, выделяется с целью предотвращения негативного воздействия на заповедную зону хозяйственной деятельности на прилегающих территориях;

· переходная является частью заповедника и объединяет территории с земле- и водопользованием, поселениями, рекреацией и другими видами хозяйственной деятельности.

Особенностью биосферных заповедников является тот факт, что научные исследования, наблюдения за состоянием окружающей природной среды и другая деятельность осуществляются на международном уровне.

Целый ряд организаций и отдельных граждан обеспокоены экологической ситуацией в стране.

Географы и экологи России много делают для сохранения естественных природных комплексов нашей страны, для сбережения её природных ресурсов.

В настоящее время около 60% площади нашей стране не затронуты активной хозяйственной деятельностью. Поэтому крупные лесные массивы России и прочие территории, не вовлечённые в сферу хозяйства, благотворно влияют на экологические процессы не только в России, но и далеко за её пределами.

Наша задача — сохранить и приумножить природные богатства родной Земли. Именно поэтому 2017 год в России объявлен годом экологии.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по географии в 8 классе

создать условия для формирования знаний об экологической обстановке в России и в своей местности;

систематизировать знания об антропогенном воздействии на природную среду;

создать условия для воспитания экологической культуры школьника, любви к малой Родине;

Оборудование: учебник (стр. 271-281), атласы, проектор, компьютер, интерактивная доска.

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала (Слайд 1)

Люди, опомнитесь! Что вы творите?
Нашу планету во что превратите?
Работа людская повсюду видна,
Для всех компонентов природы вредна!
Глянешь направо, там лес вырубают,
Глянешь налево, там нефть разливают.
Взор обрати в Мировой океан,
остров плавучий из мусора там!
Здесь добыча руды интенсивно ведется,
После которой, огромный карьер остается.
Вредных веществ атмосфера полна.
Стонет и плачет планета Земля,
От ран нанесенных, страдает она.
Нас, неразумных, о пощаде моля!
Земля переносит ужасные муки,
Как дальше будут жить на ней
Наши потомки, дети и внуки?
Может нечего будет им пить?
И не смогут они даже в лес сходить?
Не увидят ни птиц, ни живого слона,
Из книжек узнают, что такое сосна.
А повсюду лишь мусор, отходы
И ландшафт украшают сточные воды.
Смогом черным планета овеяна,
Полиэтиленом и пластиком всюду усеяна.
Задумайтесь, люди, у себя спросите,
Для наших потомков вы такого хотите?

2. Небольшая беседа с классом.

– На какие мысли наводит вас это стихотворение?
– О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
– Считаете ли вы эту тему очень важной, актуальной? Почему?

– Загрязнением охвачены все природные компоненты: воды, воздух, почвы, страдает растительный и животный мир.
– Сегодня на уроке мы с вами попытаемся понять, как важно решать экологические проблемы, выявим причины загрязнений, подумаем над путями решения экологических проблем.

4. Загрязнение природных компонентов (Слайд 4).

– Какие изменения в рельефе происходят в результате хозяйственной деятельности человека? (Ответы учащихся: образование карьеров, отвалов).
– Какой вред наносится природе в результате их образования? (работа со справочным материалом, стр. 279 учебника)
– Предложите пути решения данных проблем (рекультивация )
– Экологические проблемы при добыче нефти в России (краткое индивидуальное задание) (Слайд 6).
– Касаются ли эти проблемы нашей местности? (Слайд 7)

(Краткая беседа о добыче нефти в Татарстане).

Почва – легко разрушаемый и практически невосполнимый вид природных ресурсов (Слайд 8)

Негативные процессы, связанные с хозяйственной деятельностью человека:

– засоление
– истощение
– деградация
– усиление водной и ветровой эрозии
– заболачивание.

Причины развития эрозии (Слайд 10)

– Вспомним причины развития эрозии почв?
– С помощью интерактивной карты , назовите районы распространения ветровой и водной эрозии в России. (Слайд 11)

Меры по охране почв (беседа). (Слайд 12)

Воздух (Слайд 13)

– Какие проблемы возникают в тропосфере в результате хозяйственной деятельности человека?
– Используя справочный материал (стр. 278 учебника), выделите основные источники загрязнения воздуха ( Приложение 1 )

Растительный мир

– Используя диаграмму, определите, сколько процентов от площади территории России занимают леса? Что вы можете сказать о площади лесов в России? (Слайд 23)
– Выделите, с помощью картосхемы, территории с наиболее высокой интенсивностью вырубки лесов. (Слайд 24)
– Вспомним некоторые растения России, занесенные в Красную книгу России. (Слайд 25)
– Какие редкие растения нашей местности вы можете назвать?

Лесные пожары

– К чему могут привести лесные пожары?
– Что может быть причиной лесных пожаров?

Животный мир

– Растительный и животный наиболее заметно мир наиболее сильно страдает от хозяйственной деятельности. К чему это приводит?
– Вспомним только некоторых животных, которые находятся на грани исчезновения.
– Что необходимо делать для их защиты? (Создание заповедников и национальных парков) (Слайды 26-27)

5. Зоны экологического бедствия и острых экологических ситуаций в России.

– Итак, мы с вами кратко рассмотрели, как природные компоненты подвержены влиянию хозяйственной деятельности человека. В результате, у нас в России очень многие территории являются зонами экологического бедствия и острых экологических ситуаций. Посмотрим на картосхему, здесь, с помощью красных звездочек, отмечены некоторые из них. По гиперссылке мы можем перейти на любую и рассмотреть, какие там возникли экологические проблемы. (Слайд 28)

– Северный Прикаспий. Каспийское море (ухудшение условий обитания осетровых рыб, загрязнение Волги, забор воды) (Слайд 29)
– Калмыкия (перевыпас скота) (Слайд 29)
– Норильск (загрязнение воздуха, вредные выбросы в атмосферу) (Слайд 30)
– Удмуртия (Камбарка) (хранилище химического оружия, которое стало проникать в атмосферу) (Слайд 31)
– Западная Сибирь (нефтяное загрязнение) (Слайд 31)
– Байкал (загрязнение территории бассейна) (Слайд 32)
– Европейский Север (перерубка лесов, загрязнение рек, разработка нефти и газа, радиационное загрязнение) (Слайд 33)

6. Мониторинг (знакомство с определением понятия) (Слайд 34)

(Работа с картосхемой)

7. Мероприятия для улучшения экологической обстановки (Слайд 35)

Учет географических особенностей при проектировании и строительстве предприятий

Внедрение эффективных технологий

Использование комплекса очистных сооружений

Перевод на экологически чистые технологии устаревших производств

Ликвидация экологически вредных технологических процессов

Создание и реализация экологических программ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: учебник, атласы, проектор, компьютер.

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала (Слайд 1)

Люди, опомнитесь! Что вы творите?
Нашу планету во что превратите?
Работа людская повсюду видна,
Для всех компонентов природы вредна!
Глянешь направо, там лес вырубают,
Глянешь налево, там нефть разливают.
Взор обрати в Мировой океан,
остров плавучий из мусора там!
Здесь добыча руды интенсивно ведется,
После которой, огромный карьер остается.
Вредных веществ атмосфера полна.
Стонет и плачет планета Земля,
От ран нанесенных, страдает она.
Нас, неразумных, о пощаде моля!
Земля переносит ужасные муки,
Как дальше будут жить на ней
Наши потомки, дети и внуки?
Может нечего будет им пить?
И не смогут они даже в лес сходить?
Не увидят ни птиц, ни живого слона,
Из книжек узнают, что такое сосна.
А повсюду лишь мусор, отходы
И ландшафт украшают сточные воды.
Смогом черным планета овеяна,
Полиэтиленом и пластиком всюду усеяна.
Задумайтесь, люди, у себя спросите,
Для наших потомков вы такого хотите?

2. Небольшая беседа с классом.

– На какие мысли наводит вас это стихотворение?
– О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
– Считаете ли вы эту тему очень важной, актуальной? Почему?

– Загрязнением охвачены все природные компоненты: воды, воздух, почвы, страдает растительный и животный мир.
– Сегодня на уроке мы с вами попытаемся понять, как важно решать экологические проблемы, выявим причины загрязнений, подумаем над путями решения экологических проблем.

4. Загрязнение природных компонентов (Слайд 4).

– Какие изменения в рельефе происходят в результате хозяйственной деятельности человека? (Ответы учащихся: образование карьеров, отвалов).
– Какой вред наносится природе в результате их образования? (работа со справочным материалом, стр. 279 учебника)
– Предложите пути решения данных проблем (рекультивация )
– Экологические проблемы при добыче нефти в России (краткое индивидуальное задание) (Слайд 6).
– Касаются ли эти проблемы нашей местности? (Слайд 7)

(Краткая беседа о добыче нефти в Татарстане).

Почва – легко разрушаемый и практически невосполнимый вид природных ресурсов (Слайд 8)

Негативные процессы, связанные с хозяйственной деятельностью человека:

– засоление
– истощение
– деградация
– усиление водной и ветровой эрозии
– заболачивание.

Причины развития эрозии (Слайд 10)

– Вспомним причины развития эрозии почв?
– Назовите районы распространения ветровой и водной эрозии в России. (Слайд 11)

Меры по охране почв (беседа). (Слайд 12)

Воздух (Слайд 13)

– Какие проблемы возникают в тропосфере в результате хозяйственной деятельности человека?
– Используя справочный материал (стр. 278 учебника), выделите основные источники загрязнения воздуха (Приложение 1)

Растительный мир

– Используя диаграмму, определите, сколько процентов от площади территории России занимают леса? Что вы можете сказать о площади лесов в России? (Слайд 23)
– Выделите, с помощью картосхемы, территории с наиболее высокой интенсивностью вырубки лесов. (Слайд 24)
– Вспомним некоторые растения России, занесенные в Красную книгу России. (Слайд 25)
– Какие редкие растения нашей местности вы можете назвать?

Лесные пожары

– К чему могут привести лесные пожары?
– Что может быть причиной лесных пожаров?

Животный мир

– Растительный и животный наиболее заметно мир наиболее сильно страдает от хозяйственной деятельности. К чему это приводит?
– Вспомним только некоторых животных, которые находятся на грани исчезновения.
– Что необходимо делать для их защиты? (Создание заповедников и национальных парков) (Слайды 26-27)

5. Зоны экологического бедствия и острых экологических ситуаций в России.

– Итак, мы с вами кратко рассмотрели, как природные компоненты подвержены влиянию хозяйственной деятельности человека. В результате, у нас в России очень многие территории являются зонами экологического бедствия и острых экологических ситуаций. Посмотрим на картосхему, здесь, с помощью красных звездочек, отмечены некоторые из них. По гиперссылке мы можем перейти на любую и рассмотреть, какие там возникли экологические проблемы. (Слайд 28)

– Северный Прикаспий. Каспийское море (ухудшение условий обитания осетровых рыб, загрязнение Волги, забор воды) (Слайд 29)
– Калмыкия (перевыпас скота) (Слайд 29)
– Норильск (загрязнение воздуха, вредные выбросы в атмосферу) (Слайд 30)
– Удмуртия (Камбарка) (хранилище химического оружия, которое стало проникать в атмосферу) (Слайд 31)
– Западная Сибирь (нефтяное загрязнение) (Слайд 31)
– Байкал (загрязнение территории бассейна) (Слайд 32)
– Европейский Север (перерубка лесов, загрязнение рек, разработка нефти и газа, радиационное загрязнение) (Слайд 33)

6. Мониторинг (знакомство с определением понятия) (Слайд 34)

(Работа с картосхемой)

7. Мероприятия для улучшения экологической обстановки (Слайд 35)

Учет географических особенностей при проектировании и строительстве предприятий

Внедрение эффективных технологий

Использование комплекса очистных сооружений

Перевод на экологически чистые технологии устаревших производств

Ликвидация экологически вредных технологических процессов

Создание и реализация экологических программ

III. Итоги урока. Рефлексия.

Домашнее задание:

Читайте также: