Гроза двенадцатого года конспект

Обновлено: 06.07.2024

Мы отправляемся в 1812 год!

25 июня 1812 года император Александр I находился неподалеку от западной границы. В своём имении Закрет генерал от кавалерии Леонтий Леонтьевич Беннигсен давал бал в честь государя. Все было обставлено с подобающей случаю пышностью. Пламя множества свечей мерцало в великолепных бриллиантовых украшениях дам. Знатоки говорили, что редко когда в одном месте собиралось столько красавиц сразу. Звучала музыка, порхали в танце гости праздника, витал неповторимый бальный аромат духов и пудры. Все было как на любом из подобных светских раутов, который своим присутствием почтил император.

В полночь гости ещё танцевали. При начале мазурки к государю, стоявшему в дверях бальной залы, подошёл генерал-адъютант Александр Дмитриевич Балашов и стал что-то взволнованно говорить. Император вышел с ним в освещённый сад, потом вернулся и ещё около получаса пробыл с гостями. Возвратившись с бала, Александр I в два часа ночи послал за государственным секретарём Александром Семёновичем Шишковым и велел ему написать приказ войскам, объявляющий о начале войны с Францией.

Да, в истории бывают удивительные и знаковые сближения. Например, Отечественная война 1812 года, и Великая Отечественная война начались чуть ли не в один день!

На северном направлении возле Тильзита Неман пересёк 10-й корпус маршала Макдональда. На южном направлении со стороны Варшавы через Буг начал вторжение отдельный Австрийский корпус генерала Шварценберга (30-33 тысячи солдат).

16 (28) июня был занят Вильно. Наполеон, устроив государственные дела в оккупированной Литве, выехал из города вслед за своими войсками лишь 4 (16) июля.

27 июля командующий русской армии Барклай-де-Толли отступил из Витебска к Смоленску, узнав о приближении Наполеона с основными силами и невозможности для Багратиона прорваться к Витебску. По достижении Витебска Наполеон сделал остановку, чтобы дать отдых войскам, расстроенным после 400 км наступления. 12 августа, после долгих колебаний, Наполеон выступил из Витебска на Смоленск.

К 16 августа Наполеон подошёл к Смоленску с 180 тысячами. Багратион поручил генералу Раевскому (15 тысяч солдат), в 7-й корпус которого влились остатки дивизии Неверовского, оборонять Смоленск.

Несмотря на то, что русские солдаты сражались отчаянно, проявляли чудеса бесстрашия, они вынуждены были отступать.

Вошел в историю и мужественный поступок генерала Николая Николаевича Раевского. Он воодушевил Смоленский полк на контратаку, возглавив её вместе со своими юными сыновьями – Николаем 16 лет и 11-летним Александром. За поднятым ими знаменем двинулся Смоленский полк, а затем и весь фронт. Солдаты бросились спасать своего командира и его сыновей. Отчаянным штыковым ударом они заставили французов отступить.

Великодушный русский воин,

Всеобщих ты похвал достоин:

Себя и юных двух сынов –

Приносишь всё царю и богу;

Дела твои сильней всех слов.

Ведя на бой российских львов,

Вещал: «Сынов не пожалеем,

Готов я с ними вместе лечь,

Чтоб злобу лишь врагов пресечь.

Но силы были неравны. После двухдневного сражения Смоленск был оставлен. Русская армия продолжила отступление к Москве.

Несмотря на горечь поражений, оставленные на поругание врагу города и селения, в русской армии не было уныния и пораженческих настроений.

Взоры армии и всего русского общества с надеждой обратились на знаменитого сподвижника Суворова – князя Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова.

Михаил Илларионович Голени́щев-Куту́зов (1745-1813).

В 1811 году, когда война с Турцией зашла в тупик, а внешнеполитическая обстановка требовала эффективных действий, Александр I назначил Кутузова главнокомандующим Молдавской армией вместо умершего Каменского. В первых числах апреля 1811 Кутузов прибыл в Бухарест и принял командование армией, ослабленной отзывом дивизий на защиту западной границы. Он нашёл на всём пространстве завоёванных земель менее тридцати тысяч войск, с которыми должен был разбить сто тысяч турок, расположенных в Балканских горах.

В начале Отечественной войны 1812 года генерал Кутузов был избран в июле начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. На начальном этапе Отечественной войны 1-я и 2-я Западные русские армии откатывались под натиском превосходящих сил Наполеона. Неудачный ход войны побудил дворянство требовать назначения командующего, который бы пользовался доверием русского общества. Ещё до того, как русские войска оставили Смоленск, Александр I вынужден был назначить генерала-от-инфантерии Кутузова главнокомандующим всеми русскими армиями и ополчениями. За 10 дней до назначения (29 июля) царь пожаловал Кутузова титулом светлейшего князя. В 1812 г. Михаил Илларионович получил чин генерал-фельдмаршала и титул светлейшего князя Смоленского.

Орден Святого апостола Андрея Первозванного (1800) с алмазами (12.12.1812)

Первый из 4 полных Георгиевских кавалеров за всю историю ордена

Золотая шпага с алмазами и лаврами (16.10.1812) — за сражение при Тарутино

Орден Святого Владимира 1-й ст. (1806) — за бои с французами в 1805, 2-й ст. (1787) — за успешное формирование корпуса

Орден Святого Александра Невского (1790) — за бои с турками

Гольштейнский Орден Святой Анны (1789) — за бой с турками под Очаковым

Кавалер большого креста Иоанна Иерусалимского (1799)

Австрийский Военный орден Марии Терезии 1-й ст. (1805)

Прусский орден Красного орла 1-й ст.

Прусский орден Черного Орла (1813)

На первый взгляд, выбор может показаться парадоксальным, так как Кутузов к этому времени был далеко уже не молодой человек. В 1812 году ему было уже 67 лет. Не блистал Михаил Илларионович и отменным здоровьем – сказывались полученные во многих сражениях раны. И вот этот человек должен был остановить наглого, честолюбивого, энергичного Наполеона, к ногам которого покорно склонилась Европа. Что мог противопоставить Михаил Илларионович своему противнику, чем победить его?

Кутузов словно воплощал общенародный идеал мудрого и многоопытного воина, отца-командира. Доверие солдат к Кутузову было безгранично. Благодаря простоте и умению говорить с русским человеком, каждое его появление в войсках встречалось с неподдельным восторгом.

Когда народной веры глас

Воззвал к святой твоей седине:

"Иди, спасай!" Ты встал - и спас.

Хозяйка книжной лавки

Милости прошу в нашу книжную лавку!

Всех, кто хочет подробнее узнать о Кутузове, его человеческих качествах, принципах его военной стратегии приглашаю обратиться к очень интересной книге:

Троицкий, Н. А. Фельдмаршал Кутузов: мифы и факты / Н. А. Троицкий. – М. : Центрполиграф, 2002. – 367 с. : ил. – (Россия забытая и неизвестная).

Не все знают, что Михаил Илларионович снискал себе неувядаемую славу не только на военном, но ещё и на гражданском и дипломатическом поприщах.

Все ждали генерального сражения, доказывающего силу русского духа и оружия.

Однако мудрый Кутузов не спешил сломя голову ринуться в бой. Он хорошо понимал и то, что генерал Барклай-де-Толли прав, продолжая отступление. Силы Наполеона ещё слишком велики. Кутузов забраковал намечавшуюся для сражения позицию в районе города Гжатска и приказал отступать дальше на восток. Одновременно он послал рекогносцировать позицию для сражения в районе села Бородино.

Кутузов решился дать генеральное сражение 26 августа на Бородинском поле. Это обеспечило бессмертную славу доселе мало кому известного села.

Бороди́нское сраже́ние (во французской истории — сражение на Москве-реке, фр. Bataille de la Moskova) — крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 года у села Бородино, в 125 км на запад от Москвы.

П еред вами карта этой великой битвы.

Между тем положение Кутузова было очень тяжёлым. По разведывательным данным штаба, силы Наполеона, непосредственно преследующие русских на московском направлении, исчислялись в 186 000 человек. Кутузов имел около 110 000 человек. Кроме того, он знал, что силы неприятеля отличаются высокой боеспособностью. Чтобы решиться на сражение в этих условиях, требовалось большое мужество. На полководца ложилась огромная ответственность, так как от исхода сражения во многом зависела судьба Родины.

Принимая ответственное решение за Бородинское сражение, Кутузов рассчитывал на беззаветное мужество русских войск, высокое боевое мастерство их командиров и искусное использование местности.

В русской армии накануне Бородинского сражения был проведён молебен и перед войсками пронесена икона Смоленской Богоматери, спасённая из огня при оставлении Смоленска.

Вот как вспоминает об этом эпизоде очевидец Фёдор Николаевич Глинка:

Хвала тебе, наш бодрый вождь,

Герой под сединами!

Как юный ратник, вихрь, и дождь,

И труд он делит с нами.

О, сколь с израненным челом

Пред строем он прекрасен!

И сколь он хладен пред врагом

И сколь врагу ужасен!

О диво! Се орел пронзил

Над ним небес равнины.

Могущий вождь главу склонил;

Ура! Кричат дружины.

Лети ко прадедам, орёл,

Пророком славной мести!

Мы тверды: вождь наш перешёл

Путь гибели и чести;

С ним опыт, сын труда и лет;

Он бодр и с сединою;

Ему знаком победы след.

Доверенность к герою!

В ночь перед битвой французские солдаты слушали приказ Наполеона:

Великой битвы ждали и русские, но их вдохновляло не честолюбивое желание победить противника и доказать своё превосходство, а высокое чувство любви к Отечеству и боль за униженную и растоптанную захватчиками родную землю.

Раскроем ещё раз воспоминания Федора Николаевича Глинки:

Хочется остановиться на некоторых эпизодах этой грандиозной битвы, которые ярко показывают силу духа, мужество, благородство русского воина.

Решающее сражение в первой половине дня разгорелось за Семеновские флеши, где Наполеон намечал осуществить основной прорыв. Сюда оба командующих бросали главные резервы.

Вот как рассказывает об этом сражении Федор Николаевич Глинка:

Не правда ли, это свидетельство очевидца напоминает знакомые строки М. Ю. Лермонтова:

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пёстрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений.

Носились знамена как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой.

Земля тряслась — как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой.

Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять.

Вот затрещали барабаны —

И отступили басурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Непосредственным поводом к написанию стихотворения послужило знакомство Лермонтова с воспоминаниями Алексея Афанасьевича Столыпина, ветерана Отечественной войны, который находился в родственных отношениях с поэтом.

Более шести часов войска под его командованием удерживали Семёновские (Багратионовские) флеши. Прославленные наполеоновские маршалы Даву и Ней ничего не смогли сделать, чтобы сломить отпор русских полков. Рукопашный бой шёл с шести часов утра до полудня, после чего Багратион отдал приказ перейти в контратаку. Спустя несколько минут он был ранен осколком ядра, раздробившим ногу.

Вот как описывает Михаила Андреевича Милорадовича Фёдор Николаевич Глинка:

Хозяйка книжной лавки

Просто невозможно рассказать обо всех героях, проявивших в Бородинском сражении чудеса выдержки и мужества. Не поленитесь и прочтите замечательную книгу:

Шишов А. В. Сто великих героев 1812 года. – М.: Вече, 2011. – 432 с.

Этим удивительным людям – героям 1812 года посвятила свои строки Марина Ивановна Цветаева.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 86

г. о. Тольятти

РАЗДЕЛ III . ВРЕМЕНА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. XVIII – начало XX ВЕКА.

Пушистова Татьяна Евгеньевна

МБУ СОШ № 86 г.о. Тольятти Самарской области.

Учитель начальных классов

Тема и номер урока

ГРОЗА ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА, урок 20,

О знакомить учеников с опасностью, нависшей над Россией в 1812 году, когда независимость государства оказалась под угрозой.

1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4. Воспитывать в детях гражданские качества: любовь к стране, в которой они живут, чувство гордости и патриотизма

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, карты.

2. Представлять информацию в виде таблицы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группе.

Тип урока изучение нового материала с использованием новых образовательных технологий (проблемно-диалогической, сотрудничества, ИКТ), с использованием электронных образовательных ресурсов.

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Ι. Организационный момент

– Добрый день! Я рада видеть каждого из вас. На парте у вас лежит лист для самооценки работы на уроке. Подпишите его и заполняйте в процессе работы. В конце урока они нам пригодятся.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие.

ΙΙ. Актуализация знаний, постановка учебной проблемы и определение темы урока.

– Посмотрите на реку времени на с. 26–27. Вспомните, когда и с кем приходилось воевать нашему государству.

На доске появляется запись:

Россия во все времена участвовала в войнах.

Скажи-ка, дядя, ведь недаром,
Москва, спалённая пожаром
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина. Приложение 1.

- Скажите, о чём говорится в стихотворении?

- Скажите, а между какими странами происходили боевые сражения?

-Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

– Откройте учебники на стр.80.

Прочитайте текст, который поможет определить проблему урока.

-Когда и с кем пришлось воевать России?

На доске появляется запись:

В 1812 году Россия участвовала в Отечественной войне.

-Так почему эту войну назвали отечественной?

Приложение 2.

– Отечество – это то время, когда жили отцы. Раз отцы воевали, то и все войны можно назвать отечественными.

– До 1812 года отечественных войн не было. Лишь в 1812 году воевали всем Отечеством, а до этого – только армия.

– Война 1812 года называется Отечественной, так как люди защищали своё Отечество, а до этого только нападали на другие страны.

– Какой у вас возникает вопрос?

Учитель актуализирует учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

Проблему урока учитель записывает на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.

Дети отвечают на поставленные вопросы:

12 век – набеги степняков-кочевников,

монголо-татар, поляков, шведов.

Дети высказывают свои предположения.

Работа с текстом, поиск нужной информации.

В 1812 году, с французским войском.

К спору подключается весь класс, подтверждая или опровергая высказанные предположения. Спор должен быть аргументированным, свою точку зрения необходимо подтверждать примерами. Окончательного вывода ученики сделать не могут, им не хватает знаний по новой теме .

Ученики формулируют основной вопрос (проблему) урока совместно с учителем

Ι ΙΙ. Целеполага-

- Какую цель вы поставите сегодня на уроке?( прикрепляются на доске опорные сигналы)

Познакомиться с историей Отечественной войны 1812г.

- Какие вопросы у вас возникли?

1. Узнать, почему, война 1812г. называется Отечественной?

2. Узнать, какие исторические личности участвовали в Отечественной войне 1812г.

3.Узнать о решающих сражениях Отечественной войны 1812г.

Организует коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется цель урока. Организует постановку учебной задачи.

Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют цель урока, ставят перед собой задачу в виде плана.

Ι V . Совместное открытие знаний.

Поиск решения проблемы.

-Выполните Задание на розовых листах.

Задания группам:

1-я группа. Найдите в тексте темы 12 информацию о том, в каких военных действиях принимала участие Россия в начале XVII века. Занесите данные в таблицу.

2-я группа. Найдите в тексте темы 13 информацию о том, в каких военных действиях принимала участие Россия в начале XVIII века. Занесите данные в таблицу.

После того как все группы справятся с заданиями, на доске должна получиться примерно такая таблица. Приложение 3.

– Посмотрите на таблицу и сделайте вывод, чем война 1812 года отличалась от предыдущих.

-На какой вопрос плана мы ответили?

-Прочитайте второй пункт плана.

-Что узнали из прочитанного на интересующий нас вопрос?

Родился Наполеон в семье обедневшего дворянина. Учился он во Франции за государственный счёт. В 16 лет стал младшим лейтенантом артиллерии. Бонапарт много работал без отдыха, запоминал каждого солдата, с которым ему приходилось сталкиваться, заботился о каждом из них. Солдаты любили своего командира. Дослужившись до генерала, Наполеон стал командовать армией. Именно армия помогла ему совершить переворот и стать императором. Имея в своём распоряжении лучшую армию в Европе, Наполеон стал захватывать европейские страны. Он хотел господствовать во всём мире. Пройдя через всю Европу, Бонапарт подошёл к границам России. В то время его армия была численностью более 600 000 человек. У России к началу войны было только 240 000 солдат. Французы были уверены, что Россия вскоре погибнет.

Кутузов родился в Петербурге в 1745 году. Его отец был военным инженером и прослужил в русской армии 30 лет. Михаил Илларионович закончил Кадетский корпус (Инженерно-артиллерийскую школу). Будущий полководец отлично учился. Он знал несколько языков, математику, литературу, военную историю. Получив офицерский чин, Кутузов стал командиром роты в полку, которым командовал Александр Васильевич Суворов.

Кутузов видел, как Суворов бережёт солдат. Он понял, что сила армии в солдате, и всю жизнь берёг и ценил русских воинов.

Просмотр видеофрагмента о Бородинском сражении.

Показать свой талант полководца Кутузову предстояло в решающем сражении. Об этом событии смотрите видесюжет.

-Никого не оставило Бородинское сражение равнодушным. Рассмотрите иллюстрацию на странице 82.

-Прочитайте текст и скажите. Почему это сражение признали главным, ведь оно было проиграно?

Благодарные потомки увековечили подвик солдат Отечественной войны 1812 года. Так на Бородинском поле стоят памятники М.И. Кутузову и французским солдатам, храм Христа Спасителя, Александровская колонна в Санкт - Петербурге, Казанский собор в Санкт – Петербурге.

Создать условия для ознакомления учеников с опасностью, нависшей над Россией в 1812 году, когда независимость государства оказалась под угрозой, показать героизм русского народа, вставшего на защиту своей страны.

Учатся с уважением относиться к истории Отечества, формировать патриотизм. Пробудить чувство гордости и любви к людям, вставшим на защиту своей Родины. Формировать мотивационную основу учебной деятельности, внутреннюю позицию ребенка на уровне положительного отношения к Родине.

Научатся представлять события 1812 года, знакомятся с участниками этих событий, их планами и задачами. Развивают устную речь, умение анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям, которые изучают; формируют умение работать с картой и дополнительной учебной литературой.

Понятия: Отечественная война, Бородинское сражение, партизаны.

Оборудование: презентация, учебник 3 кл., 2 часть (Школа 2100), карточки для самостоятельной работы.

Этапы, методы и приёмы.

Содержание урока и деятельность учителя

1. Этап самоопределения к деятельности

(Словесный: слово учителя)

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Проверьте, все ли вы приготовили к уроку. Я надеюсь, что вы будете сегодня внимательными и активными. И тогда у нас с вами всё получится.

-Эмоциональный настрой на урок

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Личностные: формирование положительной учебной мотивации.

2. Актуализация знаний и мотивация

Прием – подводящий диалог.

1. Екатерина II считала себя продолжательницей дела:
а) Ивана Грозного б) Михаила Федоровича в) Петра I

2. Великий русский полководец, не проигравший ни одного сражения:
а) Суворов б) Кутузов в) Румянцев

3. Люди, которые помогали императору:
а) советники б) чиновники в) управляющие

4. Крестьянин, с которым дворянин мог сделать все, что угодно:

а) крепостной б) крёстный в) прикрепленный

5. Екатерина II первой сделала прививку от:

а) кори б) оспы в) холеры

6. В каком году Россию стали называть империей:

а) 1721 год б) 1703 год в) 1612 год

7. Как называлась турецкая крепость, взятая русскими войсками под предводительством Суворова:

а) Гангут б) Измаил в) Петропавловская

а) Пётр I б) Багратион в) Суворов

- Итак, ребята, проверяем. Обмениваемся тестами – взаимопроверка. Поставьте + если верно и – если нет.

Проверка теста на слайде.

Вспоминать тему прошлого урока, выполнять тестовые задания.

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

К.- Аргументация своего мнения и позиции

П.- Определение основной и второстепенной информации

3. Постановка учебной задачи

В истории нашей страны есть события, о которых люди рассказывают веками. Слыша о них, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, какими мужественными были их предки. Вот об одном таком событии мы и будем говорить сегодня на нашем уроке.

– Посмотрите на реку времени на с. 26–27. Вспомните, когда и с кем приходилось воевать нашему государству.

Ученики могут перечислить степняков-кочевников, немецких и шведских рыцарей XIII века, монголо-татар, поляков, шведов.

Значит, что можно сказать? На доске появляется запись:

Россия во все времена участвовала в войнах.

Скажи-ка, дядя, ведь недаром,
Москва, спалённая пожаром
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина.

- Скажите, о чём говорится в стихотворении? Между какими странами происходили боевые сражения?

-Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

Откройте стр. учебника 80. Давайте узнаем, где же оказались сегодня герои нашего учебника?

Один ученик читает слова автора.

- Так, где же оказались наши герои? (На Бородинском поле.)

- Каждый год, 26 августа, на этом поле проходит театрализованное представление Бородинского сражения. В 2012 году ему исполнилось 200 лет. Это событие широко отмечалось в нашей стране. На слайде вы видите фотографии этого представления.

Прочитаем слова ребят по ролям. Кто из вас может ответить на вопрос Илюши?

Теперь мы сможем сформулировать основной вопрос (проблему) урока?

Работать с рекой времени

Отвечать на вопросы. Определять тему урока, проблемный вопрос

Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание в устной форме.

умение ставить учебную задачу; развивать логическое мышление. Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.

4. Открытие нового знания

Метод – словесный, прием – рассказ, беседа, описание, ответы на вопросы.

(Практический : первичное знакомство с текстом)

– Отечество – это то время, когда жили отцы. Раз отцы воевали, то и все войны можно назвать отечественными.

– До 1812 года отечественных войн не было. Лишь в 1812 году воевали всем Отечеством, а до этого – только армия.

– Война 1812 года называется Отечественной, так как люди защищали своё Отечество, а до этого только нападали на другие страны.

Мы можем выбрать правильный ответ?

Итак, что же произошло в те года? Памятный 1812 год. Он связан с нашествием Наполеона. Несколько блестящих побед сделали его одним из самых известных людей Франции. Наполеон стремился к всемирному господству.

Прочитаем учебник на стр. 80. (инф. о Наполеоне)

Давайте посмотрим на карту. Какие города завоевал Наполеон? (Ответы детей.)

- “Ещё три года – и я господин мира” - говорил Наполеон. На пути Наполеона оказалась наша страна. Летом 1812 г. огромная армия из 600 тысяч человек вторглась в пределы нашего Отечества. Наполеон Бонапарт рассчитывал на быструю и лёгкую победу. По планам его, после нескольких сражений, Россия будет просить мира. Началась война!

Отвечать на вопросы учителя.

Высказывать свои предположения.

Работать с картой.

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

К.- Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

Давайте немного отдохнем. Повторяйте движения.

Отдохнули, теперь вернемся к теме нашего урока.

6. Первичное закрепление

Метод практический – работа с картой.

Работа с картой на стр. 81.

- Посмотрите на карту на странице 81.

- Какими стрелочками показано наступление Наполеона? (Синими.)

- Какие города России удалось захватить Наполеону? (Ответы детей.)

- Ребята, обратите внимание, что Наполеон движется к Москве!

- А почему именно к Москве? (Ответы детей.)

- Проверим ваши ответы. Найдите в учебнике на странице 81 слова, которые произнес Наполеон в начале войны. (Чтение про себя)

- Прочитайте, что сказал Наполеон в начале войны с Россией. (Ученик вслух читает текст.)

Именно к сердцу России, к Москве, рвались войска Наполеона. Найдите в тексте, кто возглавлял русскую армию?

Михаил Илларионович Кутузов начал свою службу в полку, которым командовал Александр Васильевич Суворов.

В начале войны 1812 года Михаилу Илларионовичу было уже 67 лет.

Прочитаем продолжение в учебнике. (сражение длилось весь день…)

Послушайте отрывок. (Учитель зачитывает строки из учебника) . Продолжим читать в учебнике.

-Итак, Кутузову удалось отстоять Москву?

- Определим с помощью текста, чем отличалась война 1812 года от предыдущих известных войн.

– впервые Россия сталкивалась с таким серьёзным противником, которому подчинилась почти вся Европа. Отечество оказалось на пороге гибели;

– на защиту Отечества поднялся весь народ: армия, горожане, крестьяне.

- Верно. Поднялась вся Россия. Простые люди: и крестьяне, и горожане встали на защиту Родины. Даже женщины принимали участие в военных действиях.

- Почему Наполеон ушел из Москвы? (Сгорела почти вся Москва, негде было переждать зиму.)

- В Москве Наполеона не ждало ничего хорошего. В ней не было жителей, не было продовольствия. И, в конце концов, там начался сильнейший пожар. В сожжённом городе Наполеон ждал, что русские попросят у него мира. Но шли недели, никто не появлялся. Чуть больше месяца простояли французы в Москве. Их стали одолевать голод и болезни. Бонапарт приказал отступать из Москвы. Наполеон понял, что с завоеванием Москвы, Россия не была завоевана.

Учитель: Сравним вывод с авторским. Отечественная война та, в которой решается судьба страны, Отечества. В Отечественной войне 1812 года решалась судьба всей России - будет ли она существовать или ее поработят армии захватчиков.


В этом видеоуроке мы узнаем, с чем сравнивал Лев Николаевич Толстой освободительную войну. Поговорим о философии войны. Попытаемся понять причины побед и поражений русской армии с точки зрения Льва Николаевича Толстого.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Сегодня на уроке мы:

– Узнаем, с чем сравнивал Лев Николаевич Толстой освободительную войну.

– Поговорим о философии войны.

– Попытаемся понять причины побед и поражений русской армии с точки зрения Льва Николаевича Толстого.

Рассуждая о личности и творчестве Льва Николаевича Толстого, мы обращали внимание на то, что Толстой – писатель и философ.


В конце жизни он сокрушался, что публика ценит его художественные произведения, а не философские труды. Именно философия была для него на первом месте. А свои знаменитые романы Толстой пренебрежительно называл многословной дребеденью.

Ещё один вопрос, над которым размышляет писатель в романе – причины побед и поражений армии. Например, в европейской кампании против Наполеона и в Отечественной войне 1812 года сражались русские и французы. Почему в первый раз русская армия потерпела поражение, а второй раз одержала победу?

Как мы уже говорили на прошлых уроках, Толстой был уверен, что победа зависит не от расположения войск, не от оснащения армии или её количества. Главное, с каким настроем идёт в бой солдат.

Русские солдаты воюют на чужой земле. За что они проливают кровь? За политические амбиции императора и дворянской верхушки. Наполеон не угрожает их родной земле. В командовании царит неразбериха. У союзников-австрийцев свой взгляд на тактику сражений, у русского командования свой. Между союзниками нет доверия, нет единства, без которого невозможна победа. Тогда как французскую армию объединяет преклонение перед Бонапартом.

Кутузов устраивает войсковой смотр в присутствии союзников, чтобы показать неготовность русской армии к схватке. Народный полководец чувствует губительную бессмысленность этой войны и неизбежность краха.

Совсем другие картины мы видим при описании Отечественной войны 1812 года. Но европейские походы русской армии нужны были не только для создания, любимого писателем противопоставления.

«Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама. Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений.

Сущность и характер русского народа проявляется в поступках русских солдат. Скромный, маленький и робкий на вид капитан Тушин не бежит со своей батареей с поля боя под ураганным обстрелом французов. Он самовольно поджигает деревню Шёнграбен, чтобы отвлечь внимание врага. И тем самым спасает русскую армию. Вывозя с поля боя орудия, Тушин проявляет милосердие. Он заботится о раненых, позволяя им ехать на орудиях.

Ещё один подвиг при Шёнграбене совершает такой же неприметный и абсолютно не героический на вид капитан Тимохин со своей ротой. Они с такой яростью атакуют французов, что те бегут с поля боя. А воодушевлённые таким героизмом русские войска прекращают бегство и начинают теснить французов.

Народным полководцем проявляет себя и Кутузов, который пытается спасти русскую армию. Лучшие качества русского дворянина проявляет Андрей Болконский, который честно служит Отечеству, не гоняясь за чинами и наградами. Он отстаивает справедливость, защищая капитана Тушина на совете у князя Багратиона. И сам совершает подвиг в Аустерлицком сражении, пытаясь остановить бегство русских войск.

Настала – кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский Бог?

Пушкин отдаёт должное и таланту полководца Барклая де Толли, который сумел сохранить русскую армию и измотать наполеоновские войска. Как мы помним, Толстой не слишком ценил заслуги Барклая де Толли. По мнению писателя, победу русской армии принёс Кутузов своим умением угадать чаяния народа.

В чём же взгляды классиков сходятся? И Пушкин, и Толстой важными составляющими победы считают веру в Бога и народный гнев.

Русский народ, от простого крестьянина до светлейшего князя уповает на Бога. Перед Бородинским сражением молятся солдаты. Вместе с ними долго молится перед иконой главнокомандующий русской армии Кутузов.


Почему так важна религиозность? Для Толстого вера в Бога – это вовсе не надежда на мистическую помощь свыше. Вера – это основа народного единства, того самого единения с людьми и миром, к которому стремятся толстовские герои.

Молитва объединяет наш народ, всех от крестьянина до главнокомандующего. Мощный патриотический подъем и единство народа спасли Россию от нашествия захватчиков.

Отечественную войну 1812 года Толстой называет народной.


Критический момент, когда просыпается народный гнев и чувство стихийного патриотизма охватывает всех от мала до велика, это сдача Смоленска. Люди жгут свои дома, уничтожают имущество, чтобы оно не досталось врагу. Точно так же после Бородинской битвы будет гореть Москва. И Наполеон, ожидая делегации, которая придёт к нему на поклон с символическими ключами от города, будет смотреть, как пылает древняя столица.

В стороне не остаётся никто. Даже женщины. Толстой упоминает старостиху Василису, которая побила сотни французов. Это историческое лицо, Василиса Кожина, сколотившая партизанский отряд из женщин и подростков. Пишет Толстой и о дьячке, который стал начальником партизанского отряда и за месяц захватил несколько сотен пленных.

В одном из писем Лев Николаевич Толстой признался:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация деятельности по развитию речи, мышления, умению работать с книгой, развитию коммуникативных умений.

Содействие воспитанию чувства гордости за свой народ, который едино выступал на защиту Отечества, патриотические качества и чувства у учащихся.

Гроза двенадцатого года (тема 16 по учебнику) Урок разработан учителем начальных классов Кукушиной Е.Н.

Цели и задачи урока:

1. Создание образа Отечественной войны 1812 г. как войны, потребовавшей напряжения народных сил для спасения Родины;

2. Организация деятельности по развитию речи, мышления, умению работать с книгой, развитию коммуникативных умений.

3. Содействие воспитанию чувства гордости за свой народ, который едино выступал на защиту Отечества, патриотические качества и чувства у учащихся.

Оборудование:

• Презентация в Microsoft Power Point.

Основные слова и понятия: Отечественная война, Бородинское сражение, партизаны.

1.Орг. момент.

2. Актуализация знаний.

( На слайде открывается запись).

Россия во все времена участвовала в войнах. Воспользуйтесь домашним заданием и обобщите, когда и с кем. (Работа по заполнению таблицы).

Древняя Русь набеги степняков – кочевников грабеж и захват наших территорий ( земля нужна была для пастбищ) воевали крестьяне

европейские рыцари (13 век) захват наших территорий

Название решающего сражения

Цель войны для России

Какая часть населения участвовала?

Чем закончилась для России

защита государства от завоевателей

сравнительно небольшой дружиною новгородцев

Александр Ярославович Невский

защита государства от завоевателей

Александр Ярославович Невский

В начале 13 века из степных племен Чингисхан создал лучшую в мире армию, которая покорила многие страны.

1237 – войска монголо-татар подошли к границам русских земель, вторглись, разорили Россию, государство было разрушено.

Цель войны для России

Какая часть населения участвовала?

Чем закончилась для России

князь Дмитрий Иванович Донской

Московское государство

Цель войны для России

При каком правителе

Какая часть населения участвовала?

Чем закончилась для России

защита государства от завоевателей

Российская империя

Великая Северная война.

(генеральное сражение произошло 27 июня (8 июля) 1709 года в 6 верстах от города Полтава)

За выход к Балтийскому морю

Выход России к морю

За выход в Черное море, стремление России утвердиться на Кавказе, гегемония на Балканах

Франция, армии других народов

защита государства от завоевателей

Назовите цели войн для России?

(захват территорий, защита государства от завоевателей).

3.Новая тема.

Сегодня мы поговорим еще об одной войне. Начать я хочу с отрывка из одного известного стихотворения:

Ведь недаром Москва спалённая пожаром

Ведь были ж схватки боевые,

Да говорят ещё какие,

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина.

Вопрос: Какому историческому событию посвящены эти строки?

Кто написал его?

Тема нашего урока – Отечественная война 1812 года.

Материал данной темы мы будем рассматривать поэтапно, будем работать по группам. Источником будет учебник, дополнительная литература.

Задания группам.

С кем воевала Россия в войне 1812 года?

Собрать материал о Наполеоне. С. 80

2. Собрать материал о Кутузове Михаил Илларионовиче. С. 81

3.Выполнить задание в тетради с. 37 №2: установи последовательность событий.

4.Партизаны, кто это такие? С.82

5. Армия Наполеона в Москве? С. 82, 83.

(Группы работают 7 минут.)

Итак, начинаем рассказ о войне 1812 года.

Вопрос: Почему войну назвали грозой 1812 года?

В Европе с конца XVIII века шли войны. Одним из величайших полководцев того времени стал император Франции Наполеон Бонапарт.

Наполеона охватила идея владения миром, он начал захватнические войны. Большинство стран Европы были завоеваны Наполеоновской армией.

К этому времени под властью Наполеона уже была практически вся Европа: Италия, Германия и Пруссия, Польша, Испания. Австрия. Молниеносные броски наполеоновской армии приносили одну победу за другой.

В 1812 году непобедимый Наполеон вторгается в Россию.

О чём “Ещё три года — и я господин мира” - Говорил Наполеон. Он рассчитывал на быструю и лёгкую победу. По планам Наполеона, после нескольких сражений, Россия будет просить мира, думал Наполеон в начале войны?

Презентация о Наполеоне.

Ответ: независимость России оказалась под угрозой. Сильный пртивник. Прочитаем в учебнике на стр.83.

В таблицу внести цель войны для России, с кем.

И в армии, и в народе всё чаще, всё громче говорили о полководце, который поведёт русские войска к победе, к спасению России. Отчет 2 группы.

О ком вы собирали материал?

Кутузов Михаил Илларионович
(1745 – 1813)

Русский полководец и дипломат, генерал-фельдмаршал, светлейший князь Смоленский.

8 августа 1812 года назначен главнокомандующим русской армией.

Значит, в войне принимала участие армия? Внесем в таблицу.

А одни военные бы справились?

Не зря мы сегодня вспомнили об ополчении. Это кто?

Войско из народа: горожан и крестьян. Внесем в таблицу.

Установите последовательность событий.

Встретилось понятие партизаны, Кто это такие?

Значит, в войне принимали участие партизаны? Внесем в таблицу.

Посмотрим на угрозу, на цели войны для России и оценим, какая часть населения участвовала в войне1812 года?

Было много войн до этой войны, но почему именно она была названа отечественной?

Прочитаем на слайде:

Впервые Россия сталкивалась с таким серьезным противником, которому подчинилась Европа. Отечество оказалось на пороге гибели.

На защиту Отечества поднялся весь народ: армия, горожане, крестьяне.

Это была ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОИНА - так называли войны, в которых решалась судьба Родины, Отечества

Важным сражением стала Бородинская битва. Именно М.И. Кутузов выбрал для решающего сражения с армией Наполеона Бородинское поле. Оно расположено у деревни Бородино, что находилось в 125 км от Москвы. (Парпеев Клим)

На следующий день после Бородинского сражения, Кутузов приказал своим войскам отступать к Москве. В подмосковной деревне Фили состоялся военный совет генералов. Вопрос был один: Возможно ли после перенесенных потерь новое сражение за Москву? Многие горячо спорили и предлагали дать еще одну битву за Москву. Кутузов терпеливо слушал долгие споры и сказал: “С потерею Москвы еще не потеряна Россия. А сохранив армию, сохраним Россию. Приказываю отступать”.

Увидев, что русские войска отошли от Москвы, Наполеон решил, что война окончена и чувствовал себя победителем. Он ждал делегацию москвичей с ключами от города.

Армия Наполеона стояла в Москве недолго.

Обобщение материала.

Тетрадь с .37 №1

Д.з. тема 16, вопросы.

Памятный 1812 год. Он связан с нашествием Наполеона. Несколько блестящих побед сделали его одним из самых известных людей Франции. Наполеон стремился к всемирному господству.

К этому времени под властью Наполеона уже была практически вся

Германия и Пруссия

Молниеносные броски наполеоновской армии приносили одну победу за другой. На пути Наполеона оказалась наша страна.

Читайте также: