Конспект логопедического занятия с использованием интерактивной доски

Обновлено: 04.07.2024

Формировать социально-коммуникативные качества: сотрудничество, гибкость, терпимость.

Развивать двигательную активность, координацию движений, ловкость, выносливость, равновесие.

Воспитывать чувство коллективизма.

Совершенствовать навыки счета и порядок следования чисел в натуральном ряду.

Продолжать учить соотносить предметное множество с натуральным количественным числом и называть его.

Развивать умение отражать пространственные отношения между объектами в речи пользуясь словами после, перед, между, за.

Обогащать лексику дошкольников. Активизировать мыслительную, речевую деятельность используя модели и символы.

Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оживлять в памяти детей события знакомых сказок, развивать творческое воображение.

Упражнять детей в классификации предметов по их назначению.

Конкретизировать знания детей через пословицу о дружбе, учить связывать значение пословиц о дружбе с жизненной ситуацией; закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлении о дружбе.

Оборудование: проектор, интерактивная мультимедийная презентация с записью голоса Маши, цветок "Дружбы" на обороте отдельных лепестков буквы "ДРУЖБА!", билеты на поезд (можно содиняющие в пару"Пазлы" для посадки на соседние стулья) ,стульчики выставлены в виде вагона поезда, полоса препятствий из физкультурного оборудования, карточки к игре "Угадай сказку", листы с заданием "Помоги Маше" на каждого ребенка, карандаши, Молберты с листами на каждого ребенка"Нарисуй корни у дерева" .

ХОД I. Ритуал вхождения в игру (в зале играет музыка, дети входят в зал, держась за руки)

Придумано кем-то просто и мудро

-Доброе утро! Солнцу и птицам.

-Доброе утро! Улыбчивым лицам.

II. Основная часть

(Музыка остановилась, на экране изображение конверта.)

Воспитатель: Дети нам по интернету пришло письмо. Откроем его?

На экране появляется Маша и просит детей о помощи:

Мы жители сказочного леса. С нами случилась беда. Поселился в нашем лесу злой волшебник, который не любит дружить и заколдовал нас. Мы перестали вместе дружно играть, помогать друг другу. Теперь мы живем плохо. ПОМОГИТЕ НАМ ВЕРНУТЬ ДРУЖБУ!

j1617137367.jpg

–А трудностей не испугаетесь? (Нет) Тогда слушайте дальше.
Злой волшебник хранит свое заклинание в волшебном цветке, если мы его соберем по лепестку, исчезнут колдовские чары вместе с волшебником и мы узнаем волшебное слово. Вот таким был цветок Дружбы, а стал заколдованным. (на экране цветок с пустыми лепестками)

h1617137384.jpg

Как мы попадем в сказочный лес? (Дети высказывают свои мнения. Закрепляют названия видов транспорта)

Воспитатель: Дети, оказывается поезд волшебный и сможет взять только самых дружных ребят.

Воспитатель: Вы дружные? А это мы проверим…

Теперь приглашаю пройти на посадку в поезд.

Восп.: Я – строгий контролер и пропущу только тех детей, которые соблюдают правила этикета. Обра

К нам прилетел следующий лепесток. Назовите букву, цифру. 2 лепесток (дети называют)

Воспитатель: Очень хорошо! И мы смело отправляемся спасать жителей от злого волшебника в сказочный лес. (Слышится гудок поезда)

Маша желает детям счастливого пути. Дети машут рукой Маше.

Восп.: Чтобы нам не было скучно в пути, будем смотреть в окно. Артикуляционная сказка: улыбка, заборчик, змейка, часики, лошадка, шарики.

u1617137427.jpg

f1617137441.jpg

Восп.: Незаметно пролетело время. Мы приехали в сказочный лес. (Воспитатель напоминает, как положено по правилам этикета выходить из вагона: первый выходит мальчик и подает руку девочке).

Восп.: Мы вышли на поляну, где стоит лесная школа, я предлагаю подойти поближе.

z1617137457.jpg

l1617137478.jpg

Воспитатель предлагает: Назовите лесных детенышей, как их звала т. Сова. (на экране появляются изображения зверюшек, а дети называют: зайчонок, волчонок, медвежонок, ежонок, лосенок, мышонок, бельчонок, лисенок. – Прилетает 4 лепесток, наз. цифру, букву. )

Сейчас я проверю ваше внимание: Посчитайте их по порядку. (показ указкой) Кто стоит на первом месте? На третьем? На четвертом? Кто стоит между зайчонком и медвежонком? Кто стоит перед лисенком? За ежонком? А теперь сосчитайте, сколько всего друзей было у Маши? (8)Молодцы, были внимательны и вернули всех учеников в школу. К нам прилетел следующий лепесток. 5 лепесток, наз. цифру, букву.

v1617137494.jpg

У каждого дерева нарисуйте столько корней, сколько друзей было у Маши.

Посмотрите на карточки на столе, возьмите каждый по одной карточке, определите какой она сказки. А теперь соберите сказку.

q1617137510.jpg

Я думаю, что вам в работе помогала дружба и с заданием справились легко.

(дети получают 7 лепесток, наз. цифру, букву. )

Нас снова зовет Маша к экрану

w1617137530.jpg

Восп.: Дети, поможем Маше прибраться.

Рассмотрите внимательно картинки. Какие предметы разбросали лесные жители. Перечислите. Назовите одним словом юбку, платье, футболку – (одежда). Куда будем убирать вещи? Где место хранения одежды?А такие предметы как масло, молоко, колбаса, кабачок, как назвать одним словом? (продукты) Где хранят продукты?

v1617137543.jpg

Разложите вещи в шкаф, а продукты в холодильник. Для этого соедините предметы линиями.

g1617137556.jpg

К нам прилетел 8 лепесток (наз.букву, цифру).

III. Итог. Восп.:Каждый из вас возьмет по лепесточку и встанет в том порядке, как показывает им цифра. Назовите каждый свою цифру. Назовите соседей вашего числа.

Если вы встали правильно, то получится слово, которое снимает колдовство злого Волшебника.

r1617137580.jpg

Сегодня с вами мы не просто путешествовали, играли, отдыхали, а помогали лесным жителям

Вспомните, как мы помогали лесным жителям?

(Считали зверей, называли ласково, рисовали корни, снимали колдовство злого волшебника, выполняли много сложных и интересных заданий.)

А почему мы смогли помочь лесным жителям?

(мы дружные, собрали цветок)

s1617137600.jpg

Пройти сквозь эти испытания нам помогла наша дружба, наши теплые и добрые отношения между собой. И сейчас мы завершим это путешествие танцем дружбы.

Цель: выявить степень усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях за год обучения.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое восприятие, зрительное и слуховое внимание, слухоречевое внимание, память, мышление, зрительно двигательную координацию, общую и мелкую моторику, активизировать словарный запас, развивать логическое мышление, учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы полными предложениями.

Коррекционно-воспитывающие: воспитывать самостоятельность, активность, коммуникативность, дружелюбие, чувство коллективизма при выполнении заданий; воспитывать интерес к обучению.

Дети и логопед заходят в зал и становятся полукругом.

- Ребята, посмотрите, сколько гостей у вас сегодня. Все они пришли, чтобы посмотреть, как проходят наши занятия и чему вы научились. Давайте их поприветствуем.

II. Активизация знаний детей

III. Основная часть

- Вижу остров. Посмотрите, что нам нужно найти на карте? Это гора самоцветов.

1. Определение места звука в слове.

- Найдите самоцветы с картинками, назовите их. Какой звук повторяется в этих словах? Вы должны услышать звук Ль и правильно поместить картинку в нужное окошко на горе: в 1ое - если звук ЛЬ звучит вначале слова, во 2ое – если звук звучит в середине слова и в 3ье – если звук в конце слова (слова: линейка, малина, улитка, лимон, медаль).

2. Образования притяжательных прилагательных.

- Молодцы! Ой, прислушайтесь, на острове кто-то есть! Здесь живёт необычный зверь! Внимательно посмотрите на него и скажите: чья у него голова? (кошачья), чьи уши? (заячьи), чей хвост? (лисий), чьи лапы? (гусиные), чьё тело? (коровье).

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

- Пока кит достаёт нам бутылку со дна моря, мы с вами отдохнём.

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

А вот воду пить - нельзя.

(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

5. Развитие навыков слогового анализа.

- В бутылке записка: «Сделайте столько шагов, сколько слогов в слове клад (1) . Теперь сделайте столько шагов, сколько в слове пираты (3) . Сделайте столько шагов, сколько в слове рыба (2).

6. Развитие мелкой моторики.

- Вот и пришли мы на другой край острова. По карте мы должны отыскать ключ. Давайте выполним штриховку наших ключей по образцу. А вот и настоящий ключ появился.

7. Составление предложения на основе деформированной фразы.

  • Клад, под, низкий, куст.
  • Куст, собака, сторожить.
  • Собака, сказать, добрый, слова.
  • Собака, отдать, клад.

- Мы нашли клад с настоящими сокровищами. Вы настоящая команда!

- Но нас ждут в саду. Садимся в воздушный шар (выполняют дыхательную гимнастику). Мы вернулись. Ребята, а с каким настроением вы вернулись из путешествия? Вам понравилось? А что понравилось больше всего?

- До свидания, ребята! Когда найду еще одну карту, чтобы отыскать клад, обязательно к вам приду.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект логопедического занятия с группой детей ФФН с использованием ИКТ и интерактивной доски

Разработал: учитель-логопед МБОУ СОШ №4 г. Рассказово Тамбовской области, Иванова Людмила Евгеньевна

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: предупреждение специфических ошибок чтения и письма.

уточнить представление детей о способах образования звуков (о гласных и согласных);

подчеркнуть отличие гласных звуков от согласных;

объяснить, что слог – часть слова, не заключающая в себе смысла слова;

выяснить практическую значимость слога;

сформулировать правило о слогообразующей роли гласных в слове;

формировать у детей навык правильного деления слов на слоги с одновременным выделением гласных;

развивать слоговой анализ и синтез на материале слов различной слоговой структуры;

развивать умение различать на слух гласные и согласные фонемы.

учить отслеживать ход излагаемого материала, уметь вовремя вступить в логический ход событий.

развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.

развивать фонематический слух и слухоречевую память, внимание, мышление.

совершенствовать просодическую сторону речи с помощью дыхательных упражнений;

развивать пространственные и временные представления;

развивать мелкую моторику;

развивать самостоятельность, самоконтроль;

развивать связную речь в процессе диалога.

воспитывать умение ценить красоту осени;

воспитывать положительную мотивацию к учению;

воспитывать интерес к классической музыке, эмоциональной отзывчивости и творческой активности.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, практическая

Используемые технологии, педагогические методы и приемы:

Проблемно-диалогические технологии используются на уроке для постановки и решения учебной задачи, для осуществления обратной связи на уроке.

Технология деятельностного метода обеспечивает психологический комфорт, позволяет корректировать проблемы психофизического развития (замкнутость, неуверенность, тревожность и т.д.). В ней есть преемственность между всеми ступенями обучения (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа), а также преемственность между этапами обучения (опережение, системное повторение).

Информационно-коммуникационные технологии дают возможность сосредоточить за одинаковое время больший объем знаний, при этом сохраняя физическое и психическое здоровье учащихся. ИКТ используются для наглядности.

Здоровьесберегающие технологии позволяют сохранить физическое и психическое здоровье учащихся. (Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.)

Деятельность учителя

Деятель-ность

I. Организационный момент.

Цель: настроить детей на рабочее настроение.

Обычно, видя солнце, люди невольно улыбаются ему. Вот уже улыбки засияли и на ваших лицах. Улыбнитесь друг другу. Чем чаще вы будете улыбаться, тем светлее, радостнее и приятнее будет всем. Кто находится рядом с вами.

Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

Настрой на работу

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II .Актуализация опорных знаний

Цель: активизация знаний детей, необходимых для изучения нового материала.

-Ребята, закройте, пожалуйста, глаза и послушайте музыку.

-Назовите осенние месяцы? Значит, сейчас заканчивается последний осенний месяц.

- А какое время года вскоре наступит?

- Сейчас вы внимательно слушали замечательную мелодию. Как вы думаете, какое явление природы навеяло её композитору?

- Да, музыка помогает передать настроение. Эта мелодия передала нам настроение осени, прекрасной поры. Она удивляет нас изобилием красок, пышным убранством. Об осени можно сказать много разных красивых слов.

- Подберите слова-признаки. Осень какая? (картинки с осенью)

- Вы назвали много разных слов, слов-признаков. Но бывают ещё и другие слова. Давайте вспомним о них.

-Это какие слова? – слова - предметы

- Какое осеннее слово нам встретилось? (дождик)

Ответы на поставленные вопросы.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- анализ, синтез, сравнение, классификация;

-построение логической цепочки рассуждений;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- уметь участвовать в учебном диалоге;

- уметь приходить к общему решению в совместной деятельности;

-самооценка своей работы.

Цель: построение плана выхода из ситуации затруднения.

- Итак, сегодня мы разгадаем тайну слов.

- Из чего состоят слова?

- Любое ли буквосочетание можно назвать словом?

- Какие у вас есть предположения? Давайте их проверим.

- Сдуйте осенние листочки и под ними вы увидите символы разных звуков. Возьмите их в руки. Какие это звуки?

Звук поётся, значит – гласный.
Мы возьмём сигнальчик красный!

Последовательное соединение большого пальца с указательным, средним, безымянным и мизинцем в “Колечки”

- Напишите эти буквы в песочнице.

В левом верхнем углу

В правом нижнем углу

В правом верхнем углу

В середине поля

В левом нижнем углу

- Составьте из этих букв слова.

* (Раздаю таблицы) А здесь какие буквы? Составьте из них слова.

ВЫВОД: значит слова должны состоять из гласных и согласных букв.

*Вставь пропущенную гласную.

Д…ждь, пт…цы, л…ст, з…нт, т…ча, луж…, …сень.

Самомассаж.

И лицо теплом своим

Все плохие мысли,

Сверху вниз мы быстро,

Их вперёд сгибаем,

Тянем вниз за мочки,

Трогаем мы щёчки

- А что, если мы сейчас к согласным присоединим гласную. Давайте почитаем. Что у нас получилось? А слог и слово это одно и то же?

Формулируют (уточняют) тему урока.

Работа на развитие пространственного восприятия

Работа с сигнальными карточками и интерактивной доской

Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные –моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

IV .Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель: применение новых знаний.

* Дифференциация слов и слогов.

Перед вами слоги, среди которых спрятались знакомые вам слова. Попробуйте найти слова и подчеркните их зелёной ручкой.

при, орх, кро, зонт , сле, сви,

фре, шка, лист, аст, жни, кро,

сад, цве, пти, год, ваг, вра,

пра, дождь, олк, лам, рад.

-Прочитайте слова, слоги.

- Сколько слогов в этих словах?

*Минутка отдыха для глаз (Презентация)

За окном ветерок веселится

То попрыгает, то притаится

И листочек бежит по дорожке,

Словно жёлтая мышка от кошки.

- На какие две группы можно поделить эти слова?

-Осень – это волшебное время года, поэтому мы сейчас превратим эти слова в слова, состоящие из 2-х слогов.

- Назовите их ласково.

1, 2, 3, 4, 5 – «Кулак, ребро,

* Запишите любую пару, используя цветное письмо

Самостоятельная работа с последующей проверкой по результатам, записанным кем-то из учеников на интерактивной доске.

Упр. на словообразование

Звуковой анализ слов

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структуировать знания выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

V .Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель: повторение и закрепление ранее изученного материала с использованием новых знаний.

- Когда листики опадают и укрывают всю землю, получается ковёр из листьев. Сегодня мы постараемся сделать «Осенний ковёр.

Но вначале потренируемся.

-у каждого из вас лежат слова из нашей распевки и ножницы. Возьмите ножницы и разрежьте слова на слоги.

А теперь подходите, берите листочки, читайте слова. На верхней дорожке слова из одного слога, на средней – из двух слогов, на третьей – из трёх.

Получился на славу

Наш осенний ковёр!

Сколько листьев и цвета –

Отразилось всё в нём!

Будем, осень, мы долго тебя вспоминать!

Будем ждать, воспевать, рисовать!

Какая? Яркая, разноцветная.

Что делает? Приходит, украшает.

Приметы. (Мнемотаблица) Опадают листья, дует ветер, идёт дождь.

Работа на интерактивной доске

Фронтальная работа с проговариванием

Познавательные:

- ориентирование в своей системе знаний: умение отличать новые знания от ранее изученного;

Регулятивные:

-самооценка своей работы.

VI .Рефлексия деятельности (итог занятия)

-Из чего состоят слова?

-Любое ли буквосочетание можно назвать словом?

- Что можно составить из слов?

- Для чего нам нужны эти знания?

На сегодняшнем уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за …

После урока мне захотелось …

Сегодня я сумел …

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.

VII .Самооценка.

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности на уроке.

Давайте попрощаемся с осенью. Перед вами лежат цветные листочки. Возьмите лист зелёного цвета – если всё было понятно на занятии, жёлтого – если что-то не поняли и красного – если совсем было трудно. Нарисуем на них солнышко, которое скоро совсем мало будет нас греть, а в нём нарисуйте своё настроение.

- Мы тоже испытали радость от того, что дружно справились со своей задачей. Благодарю всех за работу!

Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотношение цели и результатов, степень их соответствия.

Задачи: в игровой форме постараться добиться правильгой артикуляции звука [Р].

Оборудование: интерактивная доска, зеркала, логопедический шпатель, раздаточный материал (открытки).

Содержание занятия:

Организационный момент

- Здравствуйте ребята к нам сегодня на занятие пришли гостьи учителя.

- Мы сегодня на занятии будем повторять правильное произношение звука [Р].

2. Артикуляционная гимнастика на звук [Р] длительность 5-10 мин.

3.Постановка звука [Р ].

Цель: тренировка правильного дыхания.

- Дети, давайте поиграем игру, кто дольше пропоет на одном дыхании звуки [а],[ о], [у],[ и],[ э].

Цель: тренировка длительной, целенаправленной воздушной струи.

Читайте также: