Конспект урока связь слов в словосочетании 5 класс

Обновлено: 07.07.2024

1) Совершенствовать умения по различению типов словосочетаний (глагольные и именные).
2) отработать умения определять смысловую и грамматическую связь между словами в словосочетаниях.
3) формировать знаний о способах подчинительной связи.

Форма урока: Путешествие.

Оборудование: интерактивная доска; презентация; учебник; опорные карточки; карточки для самоконтроля; тренажер “Космическое путешествие”, корзинка с овощами и фруктами.

Ход урока

II. Слово учителя. Презентация. Приложение №1.

Мелькает желтый лист на зелени дерев,
Работу кончил серп на нивах золотистых,
И покраснел уже вдали ковер лугов,
И зрелые плоды висят в садах тенистых.

Осенняя пора… Богатый урожай овощей и фруктов…

А знаем ли мы, как правильно писать то, что любим вкусно покушать? Я приглашаю вас в овощной магазин “Витаминчик”.

III. Сценка.

Продавец: Вкусные овощи! Сладкие фрукты! Не проходите мимо! Только сегодня и только у нас осенние скидки: при покупке двух килограммов овощей и фруктов третий – в подарок!

Покупатель: Здравствуйте, взвесьте мне, пожалуйста, один килограмм помидоров, два килограмма мандаринов и бананов.

Продавец: Пожалуйста. Я Вам предлагаю три килограмма овощей и фруктов бесплатно, если Вы правильно напишете словарные слова.

IV. Тематический словарь “Овощи и фрукты”. Проверка домашнего задания.

Учащийся работает на интерактивной доске, вставляет пропущенные буквы. Класс работает со словарными словами на листах самоконтроля.

Лист самоконтроля. Приложение №2.

Продавец: Вы справились с заданием и в подарок Вам корзинка с овощами и фруктами.

Покупатель: Спасибо, до свидания.

Продавец: Пожалуйста, приходите еще, будем рады.

Учитель предлагает усложнить работу и выполнить следующее задание: образовать от данных слов форму множественного числа Р. П.

Помидор-помидоров
Баклажан-баклажанов,
Апельсин-апельсинов,
Мандарин-мандаринов,
Банан-бананов,
Килограмм-килограммов
но
Яблоко-яблок.

Учащиеся записывают слова в словарики.

V. Слово учителя:

Сегодня мы проведем урок в форме путешествия по станциям.

Условия игры – путешествия: мы будем выполнять задания в зависимости от названия станций. Путешественниками будут все учащиеся класса, состоящие из трех команд. Если мы успешно выполним все задания – испытания, то полетим на далекую межгалактическую планету “Словосочетания”. Мы работаем под девизом: “Повторяем то, что знаем. Вспоминаем, что забыли”.

Результатом сегодняшнего урока станет подготовка к написанию тестовой работы. Поэтому необходимо записать домашнее задание: Составить 4-5 предложений на тему “Путешествие в космосе”.

Выписать 6 словосочетаний, определить тип и способ подчинительной связи.

VI. Станция “Теоретическая”.

Теоретическая разминка для команд класса.

Активным путешественникам за правильные ответы – космические звездочки и отличные оценки!

1) Задание командам: придумайте по одному словосочетанию и определите смысловую и грамматическую связь.

2) Что означит “словосочетания связаны грамматически”? (Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога.)

3) Из каких частей состоит словосочетание? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.)

4) Что не является словосочетанием? (Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.)

Теоретическая разминка для капитанов команд. (Работа на интерактивной доске.)

Задание: допишите предложения.

1) Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по ______________

2) От ____________________ слова к _______________________ ставится вопрос.

3) В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания бывают ______________________ и __________________________.

Работа по карточкам.

Три представителя от каждой команды работают у доски по карточкам и определяют вид словосочетаний.

Работа с классом. Задание “Продолжи ряд”.

(учащиеся команд выполняют задание на интерактивной доске).

Внимательно прочитайте данную запись на доске. Сформулируйте к ней своё задание.

1. маленький росток,
2. пахнет ароматно,…
3. прилагать усилия,…
4. подарок брату,…

Справка: предложить решение, выглядеть великолепно, красивое растение, запах полыни.

(Нужно продолжить ряды словосочетаний, используя слова для справок).

– По каким признакам вы будете подбирать словосочетания для этих рядов?

(Словосочетания нужно подбирать по следующему признаку: по составу словосочетаний).

– Какие словосочетания надо включить в первый ряд? Показываю пример записи в тетради.

Задание. Определите виды словосочетаний, нарисуйте их схемы и запишите в грамматическую тетрадь, дополните по одному словосочетанию из упражнения учебника.

Встаньте, ребята, из-за парт. Представьте, что вы красивая грациозная птица – лебедь. Спинки выпрямили, немного назад прогнулись, сладко-сладко потянулись, крыльями помахали, полетали. Разогрелись? Садитесь.

Изучение новой темы на основе наблюдения.

Работа учащихся с опорной карточкой. Приложение №3.

Учитель: В русском языке есть следующие способы подчинительной связи слов в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

(Учитель работает на интерактивной доске, показывает образец оформления записи в тетрадях).

Зависимое слово находится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное.

Зависимое слово находится при главном в форме определенного падежа.

Неизменяемое слово присоединяется к главному только по смыслу.

Зарядка для глаз (звучит музыка).

1. Встаньте из-за парт. Выпрямите спинки. Закройте глаза (счет от 1 до 4). Зажмурьте крепко. Откройте, часто поморгайте.(1-4).Выполняем 2 раза.

2. Возьмите ручку или карандаш, медленно проведите вертикальную линию вниз. (1-8). Задержите взгляд внизу.

Медленно поднимите глаза вверх (1-8) и остановите взгляд. Выполняем 1 раз.

3. Проведите горизонтальную линию вправо (1-8) и зафиксируйте взгляд в сторону. Голову держите прямо. Проведите горизонтальную линию влево (1-8). Выполняем 1 раз.

4. Опустите руки, встряхните кисти рук. Поднимите руку на уровне глаз, согните в локте. Смотрим на кончик карандаша (1-4), потом на доску (1-4). 2 раза.

5. Проводим медленно линию по часовой стрелке. Фиксируем взгляд. (1-12). Голову не поворачиваем в сторону.

Затем против часовой стрелки. Выполняем по одному разу.

Учитель: Представь себе, что ты фокусник. Твоя волшебная палочка – словосочетание. С его помощью ты можешь сделать так, чтобы вместо одного слова получилось два, совершенно разных по значению.

Линейка (провел по линейке, торжественная линейка).

Печь (печь пироги, русская печь).

Лук (горький лук, лук со стрелами).

X. Станция “Космическая”.

Тренажер “Космическое путешествие” Презентация. Приложение №4.

(Задания тренажера упрощены применительно к 5 классу. Кроме того, для создания эффекта “полета” тренажер сопровождается текстовой зарисовкой, подготовленной творческой группой учащихся 5 класса).

Учитель: Мы находимся в центре управления космическим кораблем. Чтобы начать путешествие в космосе, необходимо правильно выполнить задания. Слайды 1-3. В центре управления космическим кораблем.

У каждого из вас на столе лежит тестовое задание. Выполняем, проверяем себя.

Посмотрите, какое красивое звездное небо! Для успешного полета к далеким мирам, космонавты должны внимательно наблюдать за космическим пространством и записывать свои наблюдения в бортовой журнал. А вы должны указать глагольные словосочетания. Слайд 4. Звездное небо.

Будьте внимательны! В ходе полета вам могут встретиться различные небесные тела: звезды, кометы, планеты. Встреча с ними может быть опасной. Для успешного продолжения полета укажите именное словосочетание. Слайд 5. Встреча с кометой.

А сейчас мы подлетаем к неизвестной планете, расположенной далеко от Земли. Разглядывая планету в мощный телескоп, мы наблюдаем пустынные горы и вечную мерзлоту. Укажите именные словосочетания. Слайд 6. Пустынные горы.

Мы долго путешествуем, наблюдая и восхищаясь неизвестной планетой. Укажите вид подчинительной связи в словосочетаниях. Слайд 7. Облака.

Находясь в звездной системе, мы наблюдали метеоритный дождь и сделали его фотоснимки. Это необыкновенно красиво. Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях. Слайд 8. Метеоритный дождь.

А вот и малые неизученные планеты, которые красиво сияют, освещенные светом звезды. Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях. Слайд 9. Малые планеты.

Полет был долгим, интересным. Не обошлось без приключений. Приходилось устранять неполадки, вызванные метеоритным дождем, неудачной посадкой на планету. Нам всем хотелось поскорее вернуться на свою любимую зеленую планету. Укажите ошибку в определении типа подчинительной связи в словосочетании. Слайд 10. Связь с центром управления.

Мы успешно справились со всеми заданиями и благополучно приземлились на Землю. В какой группе нет ошибки в определении типа связи слов в словосочетании? Слайд 11. Безопасное приземление.

А сейчас давайте определим самых активных игроков по количеству набранных звездочек и получим хорошие оценки.

Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока и достигают её путем лингвистического эксперимента, изучения теоретического материала учебника, анализа и сопоставления языковых явлений, составления схем, создания формул. Рефлексия помогает оценить свою деятельность на уроке и осознать практическую значимость изученной темы.

Предложенные задания вызывают интерес учащихся и создают ситуацию успеха для каждого из них.

ВложениеРазмер
5_klass_slovosochetanie_microsoft_office_word.docx 22.01 КБ
slovosochetanie_microsoft_office_powerpoint.pptx 148.01 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в рамках преемственности между начальной и средней школой в 5 классе.

2. Развивающие: развивать логическое мышление, путем сравнения и сопоставления находить указанные лингвистические единицы, определять их роль в языке.

3. Воспитательные: 1) прививать интерес к предмету в ходе освоения темы и размышления над содержанием дидактического материала; 2) развивать в практической деятельности лингвистическую, языковую, речевую, правописную компетенции учащихся.

Технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, проблемного обучения.

1. Организационный момент. (Настрой на работу, желание узнать (открыть) новое, решить учебные задачи в ходе коллективной работы).

2. Словарно-лексическая работа. (Коллективная диктовка изученных слов, составление со словарными словами словосочетаний ). Вкусный апельсин, арена цирка, ароматный пирог, большой балкон, играть в баскетбол, беречь деньги, беседовать с другом… + объяснение значения отдельных слов.

3. Актуализация знаний.

- Что вы знаете о словосочетании? Это совершенно новое для вас понятие?

4. Мотивация учебной деятельности.

- Для чего необходимо иметь элементарные знания о словосочетаниях? (В качестве подсказки обращение к ИД.) Проблемный вопрос : правильно ли, по-вашему, составлены данные словосочетания?

Задание. Исправьте, запишите исправленный вариант. (+ слайд с проверкой)

Прийти со школы.

Поиграться с братом.

Оплатить за проезд.

Попробуйте после небольшой практической работы дать ответ на вопрос, почему мы должны владеть элементарными знаниями и представлениями о словосочетании. (Чтобы правильно, точно, понятно выражать свои мысли, чтобы нас правильно понимали. А это очень важно в речевом общении).

5. Постановка целей и задач.

Попробуйте сформулировать цель нашей работы на уроке.( Получить как можно больше знаний о словосочетании). Обращаемся к незаменимому нашему доброму помощнику – учебнику.

6. Работа над темой урока.

1. Обращение к учебнику.

Задание. Прочитайте правило и сведения для заучивания.

2. Создание формулы словосочетания. Попробуйте на основе прочитанного создать формулу словосочетания. В этом вам должны помочь уроки математики.

Демонстрация слайда-подсказки на ИД.

(Главное слово + зависимое слово = словосочетание)

3. Лингвистическое исследование . Запоминаем формулу и экспериментальным путем проверяем её истинность. Для этого проводим небольшое исследование, в ходе которого вы должны выписать только те сочетания слов, которые, по-вашему, являются словосочетаниями . Обязателен комментарий к работе, то есть объяснение ваших действий.

***Если объяснение вызывает затруднение, перечитайте ещё раз правило.

Формула верна? Да, если слова связаны по смыслу.

План сочинения, треугольный шарик, читать электричество, выслушать собеседника, стеклянный чугун, в школу, смотреть на фотографию, переделывать будильником, квашеный вентилятор, он пришел.

(Проверка. Чтение выписанных словосочетаний +

4. Творческое задание. Синтаксический разбор словосочетания.

Задание. Составить, учитывая смысловые связи, 3 словосочетания по картине (фотографии). Демонстрация слайда. (На работу 3 минуты). Запись словосочетаний на доске. Задание. Графически указать смысловые связи в словосочетании. Как? Кто затрудняется с решением этого вопроса, обращается ещё раз к правилу в учебнике. Не забываем: учебник – наш помощник, он многое нам подскажет, многому научит.

***Составление словосочетаний со словом ИГРА, выступающим в роли главного слова и зависимого. Закрепление синтаксического разбора словосочетания.

Задание. … в волейбол, участие в …, наблюдать за… , азартная …, отказаться от …, о популярной …, включиться в …, впечатление от …, подвижные … .

Выводы. Опытным путем доказали, что одно и то же слово может быть и главным, и зависимым.

5. Уточнение и дополнение правила в учебнике . (Расширение знаний учащихся экспериментальным путем).

Следовательно, в учебнике говорится только о смысловой связи зависимого слова с главным.

Скажите, только ли по смыслу связаны слова в составленных вами словосочетаниях?

С помощью чего связываются, как правило, слова в словосочетаниях? С помощью окончаний и предлогов. А это значит, что слова в словосочетании связываются не только по смыслу, но и грамматически – с помощью окончаний и предлогов.

Задание. Перечитайте ещё раз правило в учебнике.

Следовательно, в учебнике говорится только о смысловой связи зависимого слова с главным.

Так ли это? Проверяем экспериментальным путем.

Составьте и запишите словосочетания. (ИД – слайд)

Рисовать (фломастер, акварель, холст).

Играть (теннис, двор, друзья, стадион).

Кто попытается уточнить, дополнить правило? На ИД: «Словосочетание – это синтаксическая единица. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого, связанных по смыслу и грамматически: с помощью окончаний и предлогов. (слайд)

Связь слов в словосочетании

7. Составление лингвистического текста о словосочетании.

*** Элемент дифференциации. Если кто сомне-вается или затрудняется, получит карточку-подсказку.

На карточке слова для справок. Единица синтаксиса. Главное слово и зависимое. По смыслу и грамматически. Окончания и предлоги.

Составить связный рассказ о словосочетании, вписав необходимые по смыслу слова.

Словосочетание состоит из …………….. слова . и ………………. . Они связаны по …………………. и ………………………. то есть с помощью ………….и ……………………

Что успели сделать на уроке?

- выяснить, что такое словосочетание;

- вывести формулу словосочетания;

- произвести синтаксический разбор словосочетания;

- дополнить правило в учебнике, отметив, что слова в словосочетании связываются не только по смыслу, но и грамматически. (Для чего это все нам нужно знать?)

***Какую роль играют словосочетания в нашей речи?

8. Проектирование домашнего задания.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Словосочетание. Строение словосочетания. Связь слов в словосочетании.

Задание. Исправьте ошибки в словосочетаниях. Запишите исправленный вариант. Прийти со школы. Поиграться с братом. Отзыв на книгу. Оплатить за проезд. Чёрное кофе.

Формула словосочетания . Главное слово + зависимое слово = словосочетание

Задание. Выпишите только те сочетания слов, которые, по-вашему, являются словосочетаниями. План сочинения, треугольный шарик, читать электричество, выслушать собеседника, стеклянный чугун, в школу, смотреть на фотографию, переделывать будильником, квашеный вентилятор, девочка танцует.

Задание. Составьте словосочетания со словом игра , выступающим в роли главного или зависимого слова. … в волейбол. Участие в … . Наблюдать за … . Азартная … . Отказаться от … . О популярной … . Включиться в … . Подвижные … .

Задание. Составьте и запишите словосочетания. Рисовать (фломастер, акварель, холст). Играть (теннис, двор, друзья, стадион). *** С помощью чего связываются слова в словосочетании?

Слайд-помощник. Словосочетание – это единица синтаксиса, состоящая из главного и зависимого слова, связанных по смыслу и грамматически (с помощью окончаний и предлогов).

Связь слов в словосочетании . смысловая грамматическая окончания предлоги В снежную бурю, теплым вечером, пошел в школу, прыгнул невысоко, буду на стадионе, полечу в самолете.

Задание. Составить связный рассказ о словосочетании. Словосочетание – это …………………………………. . Словосочетание состоит из …………………………… слова и …………………………. . Они связаны между собой по ………………….. И …………………………………, то есть с помощью ………….. и ……………………….. .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О преемственности в обучении английскому языку между начальной и средней школой

Проблема снижения успеваемости в обучении учащихся при переходе из начальной в среднюю школу была и остаётся одной из самых насущных проблем в российском и зарубежном образовании.


Преемственность в обучении математике между начальной и средней школой

По определению, которое можно найти в Большой Советской Энциклопедии, преемственность представляет "связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые ег.


Памятка для педагогов начальных классов по преемственности между начальным и средним звеном

Рекомендации педагога-психолога для педагогов начальных классов школы 8 вида по подготовке учащихся к переходу из начального в среднее звено.

Преемственность в развитии учебной деятельности между начальной и средней школой.

Формы и методы при переходе от начального звена к среднему звену.

Проблемы преемственности математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС

Проблемы преемственности математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС.

Проблемы преемственности математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС

Проблемы преемственности математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС.


Самоанализ открытого урока в 5 классе с целью преемственности между начальной и средней ступенью образования Интегрированный урок Enjoy basketball

Самоанализ открытого урока в 5 классе с целью преемственности между начальной и средней ступенью образования Интегрированный урок "Enjoy basketball".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Связь слов в словосочетании.

Планируемые результаты :

Предметные: обучающиеся научатся выделять словосочетания в предложении, устанавливать связи между словами, объяснять языковые явления.

Метапредметные :

Познавательные УУД : самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;

Регулятивные: формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные : учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Личностные : дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и незнания.

1.Организационный момент.

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, солнце золотое.

Здравствуй, матушка – земля,

Здравствуйте, мои друзья.

2. Мотивация к учебной деятельности.

- Записать слова, вставить пропущенные буквы.

Ш…л по доро…к е (СЛАЙД № 1)

Смея(ться, тся) от души

Взаимопроверка. Оценивание. (СЛАЙД № 2)

- Что образуют данные слова?

3. Постановка проблемы.

- Чем сегодня на уроке мы будем заниматься? Сформулируйте тему урока? Какие цели поставим для себя?

Давайте сначала вспомним, что нам известно о словосочетании.

Начинают заполнение кластера. Учащиеся показывают, как они заполнили кластеры.

из главного и зависимого Словосочетание

4.Актуализация знаний. (СЛАЙД № 3)

(На парте у учащихся два текста)

- Внимательно прочитайте два текста.

1. В богатом Новгороде молодец по имени Садко, а по-уличному Садко – гусляр. С хлеба на соль перебивался – ни кола, ни двора. Садко кудри шелковистые, очи чёрные да голос звонкий. Садко и в боярские терема дубовые, и в купеческие хоромы белокаменные на пирах, дорогих гостей.

2. В богатом Новгороде жил молодец по имени Садко, а по-уличному прозвался Садко – гусляр. Жил бобылём, с хлеба на соль перебивался – ни кола, ни двора. Имел Садко кудри шелковистые, очи чёрные да голос звонкий. Звали Садко и в боярские терема дубовые, и в купеческие хоромы белокаменные на пирах играть , дорогих гостей потешать.

Первый текст дети читают самостоятельно, а второй вслух.

- Откуда взяты эти отрывки?

- О каком знаменитом городе говорится в этих текстах?

- Новгород – старинный город, он был основан в 1221 году (в 13 веке). (СЛАЙД № 5) (СЛАЙД № 6)

- В тексте встречается слово гусляр. (СЛАЙД № 7)

(Работа со словарём) (СЛАЙД № 8)

- Чем второй текст отличается от первого?

5. Работа с текстами в парах.

Выписать из текста выделенные глаголы со словами, которые помогут образовать словосочетание. Как связаны слова в этих словосочетаниях?

6. Физминутка.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

7. Работа с учебником.

Чтение правила на стр. 51.

8. Применение нового знания. Работа со словосочетаниями.

Из текста мною тоже были выписаны словосочетания.

- Из каких частей речи состоят эти словосочетания? Как устанавливается грамматическая связь?

- Как устанавливается грамматическая связь в этих словосочетаниях?

9. Работа с учебником.

10. Рефлексия.

- Что сегодня на уроке вы узнали нового о словосочетании? Заполнение кластера. Учащиеся показывают, как они заполнили кластеры. Объясняют, что они узнали о словосочетании.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку для 5 класса на тему "Словосочетание. Связь слов в словосочетании".

Автор: Дударева Марина Александровна, учитель русского языка и литературы Димитровской ОШ Тайыншинского района Северо-Казахстанской области.

Описание работы: предлагаю ва конспект урока в 5 классе по русскому языку

Цель урока:
- формирование знаний о синтаксисе, о единице синтаксиса – словосочетании;
о смысловой и грамматической связи слов в словосочетании; о способах их выражения;
закрепить в ходе урока полученные знания и умения;
- развивать умение определять главное и зависимое слово в с/с; показать, как устанавливается смысловая и грамматическая связь;
- воспитывать чувство патриотизма.

Читайте также: