Конспект логопедического занятия развитие связной речи весна

Обновлено: 03.07.2024

- Обобщать и систематизировать знания детей о весне на основе наблюдений; уточнить признаки весны.

- Расширять знания об окружающем мире, об изменениях в природе весной; развивать способность наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи.

- Учить рассказывать о приметах весны, описывать явления природы.

- Учить детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением.

- Активизация предикативного словаря, глагольного словаря, словаря прилагательных.

- Распространение предложений путем введения определений.

- Обучение составлению предложения с союзом а.

- Закрепление пространственных представлений (в, на, около, под, слева, справа).

- Развитие связной речи.

- Развитие общей и мелкой моторики.

- Развитие творческой фантазии, образного мышления.

- Закреплять умение разгадывать загадки.

- Обучение ясному и точному выражению мыслей.

- Формировать у детей навыки слушательской культуры.

- Воспитывать культуру общения.

Ход занятия

I. Организационный момент- психологическая гимнастика.

- Сегодня у нас с вами гости, ребята, поздоровайтесь с ними.

- Подойдите ко мне. И так, наступил новый день. Как хорошо, что мы все вместе сегодня собрались. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы, мы здоровы. Давайте через носик вдохнем красоту, чистоту и доброту, а через ротик выдохнем неприятности, огорчения и злобу. Давайте улыбнемся друг другу.

- Сегодня мы с вами отправимся на небольшую прогулку. Для этого нам нужно:

Ровно встать, хлопнуть, топнуть и нагнуться.

Вновь подняться, потянуться…

Тихо встать, глаза закрыть, обо всем на миг забыть…

II. Основной момент.

1. Введение в тему.

- Как вы думаете, где мы оказались?

- Правильно. Мы оказались на лесной полянке.

- О чем же мы будем беседовать во время нашей прогулки? Вот вам загадка-подсказка…

Она раскрывает почки,

В зеленые листочки.

- Про что сегодня будем говорить?

(Дети за логопедом повторяют глаголы и называют слово-отгадку.)

- Тает - оседает- темнеет…

- Дети – Тает – оседает – темнеет - Снег.

- Пригревает - припекает - греет…

- Дети - Пригревает-припекает – греет - Солнце.

- Набухают- лопаются - раскрываются…

- Дети – Набухают - лопаются – раскрываются - Почки.

- Прилетают – вьют - кричат…

- Дети – Прилетают - вьют - кричат - Птицы.

- Пробивается - растет - зеленеет…

- Дети – Пробивается - растет - зеленеет - Трава.

- Молодцы! Вы отгадали все загадки.

- Я задаю вопрос и бросаю мяч кому-то из вас, вы ловите мяч, отвечаете на вопрос и бросаете мяч мне.

- Весной солнышко греет или морозит?

- Весной снег тает или застывает?

- Весной травка зеленеет или вянет?

Весной звери готовятся ко сну или просыпаются?

Весной ручьи текут или стоят?

- Вы правильно ответили на мои вопросы, молодцы!

- Давайте немного отдохнем, посидим на полянке.

- Зима и весна похожи друг на друга?

- Давайте про это расскажем.

- Я начинаю предложение, а вы повторяете мои слова и добавляете свой ответ, не забывайте катать мячик между ладонями.

- Зимой дни короткие, а весной…

- Дети- Зимой дни короткие, а весной длинные.

- Зимой снег белый, а весной…

- Дети- Зимой снег белый, а весной серый.

- Зимой ветер холодный, а весной…

- Дети- Зимой ветер холодный, а весной теплый.

- Зимой солнце тусклое, а весной …

- Дети- Зимой солнце тусклое, а весной яркое.

- Зимой идет снег, а весной…

- Дети- Зимой идет снег, а весной дождь.

- Какие вы молодцы! Вы замечательно рассказали о зиме и весне.

- Весной природа просыпается, для цветения, роста растениям нужно питание- дождь.

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи-

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

- Ой, ребята, на нашем пути встретилась лужа.

- Потрогайте её. Какая она?

- Дети - Холодная, мокрая, прозрачная.

- А на что она похожа?

- А если в нее посмотреть, кого мы увидим?

- Значит, она похожа еще и на зеркало?

- Весной солнышко теплое, весёлое. Заглянуло оно в лужицу и увидило себя в ней. Солнышку стало так весело, что оно что оно стало заглядывать во все лужи, так получились солнечные зайчики.

- Давайте подскажем солнцу, где спрятались его друзья солнечные зайчики.

- Дети - Мой солнечный зайчик спрятался на полу.

- Дети - Мой солнечный зайчик спрятался справа от пенька.

- Дети - Мой солнечный зайчик спрятался в корзине.

- Дети - Мой солнечный зайчик спрятался на потолке.

- Дети - Мой солнечный зайчик спрятался в луже.

- На весеннем деревце солнце оставило свои блики- солнечных зайчиков. Выберите себе любой.

- Какое время года изображено на вашей картинке, как вы об этом догадались?

- Дети - У меня на картинке осень. Осенью листья разноцветные.

- Дети - У меня на картинке зима. Зимой выпадает снег.

- Дети - У меня на картинке весна. Весной тает снег. (распускаются почки).

- Дети - У меня на картинке лето. Летом можно купаться и загорать.

Вы очень хорошо объяснили, какое время года на вашей картинке. На доске солнышко рассыпало разноцветные круги. Подумайте и объясните, какой круг подходит для времени года на вашей картинке.

- Дети - Для лета подходит красный круг. Летом светит красное солнце.

- Дети - Для осени подходит жёлтый круг. Осенью жёлтые листья.

- Дети - Для зимы подходит белый круг. Зимой много белого снега.

- Дети - Для весны подходит зеленый круг. Весной появляются зеленые листочки.

- Вы правильно собрали цвета солнечного калейдоскопа. Молодцы!

- Весна прекрасное время года, когда природа просыпается от зимнего сна.

- Все рады весне, ждали ее с нетерпением. Раньше люди звали весну в гости и говорили такие слова:

Весна-красна! В гости просим. Приди скорей.

- А что бы вы хотели попросить у весны.

Дети передают друг другу жёлтую атласную ленточку.

- У нас с вами получилось свое солнышко, солнышко-дружбы.

- За интересные рассказы о зиме и весне, за веселую игру, за дружбу …

Солнышко подарило вам свои солнечные зайчики с сюрпризом.

III. Итог занятия. Рефлексия.

- Наша прогулка заканчивается, давайте вспомним, что мы с вами сегодня делали.

Подробный конспект занятия. Составлен и оформлен в соответствии с требованиями кафедры логопедии РГПУ им. Герцена.

ВложениеРазмер
Конспект Весна (связная речь) 29.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми

Подготовительной группы с ОНР

Тема: Ранняя весна

Лексическая тема - Весна

Логопедическая тема - Развитие связной речи

Грамматическая тема – Согласование существительных и глаголов

I. Организационный момент.

III. Изучение нового материала.

IV. Динамическая пауза.

V. Закрепление изученного материала.

VI. Подведение итогов занятия.

VII. Оценка деятельности учащихся.

VIII. Организация окончания занятия.

I. Организационный момент.

Встаньте ровно около своих мест.

Здороваются, встают около своих мест.

- Сейчас сядет тот, кто ответит мне на вопрос:

- Какое сейчас время года?

- Какая сейчас часть зимы (начало, середина, конец)?

- Какой сейчас месяц?

- Какое время года скоро наступит (после зимы)?

- Какой первый месяц весны наступит?

- Сегодня мы будем обсуждать наступление весны.

По очереди отвечают на вопросы, садятся.

III. Изучение нового материала.

— Ручеек весной (что делает?) — бежит, журчит.

— Снег весной (что делает?) — чернеет, тает.

— Солнце (что делает?) — пригревает, светит.

— Просыпаются весной (кто?) — медведи, ежи, насекомые.

— Ежик и медведь весной (какие?) — сонные, взъерошенные, голодные.

— Набухают на деревьях (что?) — почки.

— Распускаются (что?) — цветы.

— Появляются на деревьях (что?) — листья.

а) Рассматривание сюжетных картинок и размещение их в логической последовательности.

- Картинки перепутались. Рассмотрите их.

Давайте попробуем восстановить сюжет, правильную их последовательность.

б) Беседа по содержанию серии сюжетных картинок.

— Какое время года изображено?

— Чем вы можете подтвердить, что это весна?

— Почему скворечник пришел в негодность за зиму?

— Подберите слова-признаки. Каким стал скворечник? (Черным, ветхим, дряхлым, поломанным.)

— Что решили сделать дети, когда увидели ветхий скворечник?

— Расскажите о том, что вы видите на следующих картинках.

— Какое настроение у детей? Чему рады дети?

— Как называются эти птицы?

в) Воспроизведение рассказа логопедом.

- Послушайте, какой у нас получился рассказ.

Наступила весна. Прилетели скворцы. Ребята вышли на прогулку. И вдруг они заметили, что скворечник на дереве почти развалился. Он почернел, стал ветхим, дряхлым, совершенно непригодным для птиц.

Тогда ребята решили смастерить новый скворечник. Они взяли доски, инструменты и принялись за работу. У них вышел новый красивый скворечник.

Ребята вместе с папой повесили новый скворечник на дерево вместо старого. В него сразу же поселились скворцы. Ребята были рады, что птицам понравился новый дом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Занятие по развитию связной речи в старшей (логопедической) группе

- развивать у детей произвольное внимание, логическое мышление

- воспитывать у детей познавательный интерес, доброжелательные отношения со сверстниками в совместной деятельности, через создание обстановки эмоционального благополучия.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: мяч, буквы, презентация.

Раздаточный: раскраски, цветные карандаши.

Методическое обеспечение занятия:

Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4–5 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий логопеда. – М. : Издательство ГНОМ, 2014. – 240 с.

Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Речевые праздники и развлечения в детском саду. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 112 с.

Предварительная работа:

- уточнение знаний детей о весне;

- профилактика нарушений чтения и письма (работа на уровне слова).

Ход занятия:

I . Вводная часть.

(Дети отвечают на вопросы и садятся на свои места).

II .Основная часть.

Логопед: Сегодня мы ждем гостью. Догадайтесь, кто она.

Она раскрыла почки

В зеленые листочки.

Слайд 1. На слайде появляется картинка весны.

Логопед: Весна приготовила вам вопросы, постарайтесь на них ответить. (Дети отвечают на вопросы и получают от весны подарки - раскраски).

1. Что такое весна? (Время года.)

2. В каком месяце приходит весна? (В марте.)

3. Какой месяц открывает тепло, землю красит первыми цветами? (Апрель.)

4. Какие вы знаете первоцветы? (Мать-и-мачеха, подснежник.)

5. В какой месяц весны земля надевает свой лучший наряд? (В мае.)

6. В старину люди считали, что весну приносят на крыльях птицы. А какие это птицы? (Жаворонки.)

7. Перечислите названия перелетных птиц, которых вы знаете (Грачи, жаворонки, скворец, соловей, ласточка и др.) .

Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в весенний лес. Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в лесу ранней весной. Все живое просыпается. Становится тепло и шумно. Послушайте музыкальное произведение и подумайте, что можно увидеть и услышать в весеннем лесу.

Логопед: Какие чувства вызвало у вас это музыкальное произведение итальянского композитора Антонио Вивальди? (Ответы детей.)

Каким вы увидели весенний лес ранней весной? Почему вам стало весело и радостно?

Весна, весна, приходи!

Хлопают в ладоши на каждый слог

Топают на каждый слог

Солнце землю греет, греет,

Тереть ладони друг о друга

Ветер дует все теплее.

Погладить ладонями щеки

С юга прилетают к нам певцы:

Гуси, утки, соловьи,

Журавли и скворцы.

Сложить ладони вместе и поочередно прикасаться пальцами друг к другу, начиная с больших пальцев

Логопед: Давайте попробуем составить рассказ о весне в лесу. В любом рассказе должен быть порядок. А поможет нам в этом схематический план.

Слайд 3. На слайде появляется схематический рисуночный план рассказа.

Логопед: Сначала мы расскажем о том, куда мы отправились ранней весной, а затем о том, что увидели и услышали в лесу.

Логопед знакомит детей с каждым пунктом плана, предлагает детям по очереди составлять по каждому пункту плана предложения о приметах весны в лесу.

Пришла весна. Мы с ребятами отправились в лес. В голубом небе ярко светило солнце. На деревьях набухли смолистые почки, во-вот появятся первые светло-зеленые листочки. На солнечных лужайках зеленеет нежная трава. На лесных полянах появляются подснежники. Проснулись животные и насекомые. Они выбрались из своих укрытий и радуются теплым весенним дням. Всюду слышны звонкие голоса птиц. Птицы встречают весну веселыми звонкими песнями.

После составления совместного рассказа логопед благодарит всех детей за старание. Если осталось время логопед предлагает детям раскрасить только те картинки, которые относятся к приметам весны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия, уточнить и расширить знания детей по теме, закрепить навыки словообразования и словоизменения, согласование существительных с прилагательными, развитие связной речи.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря.

Коррекционно-образовательные задачи:

-Закрепить навыки словообразования и словоизменения; согласование существительных с прилагательными; подбирать прилагательные к существительным.

-Развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:

-Совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память ,внимание ,мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

-Воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе,учить правильному поведению в природе.

Оздоровительные задачи:

Развитие координации речи с движением, самомассаж, су-джок терапия.

Оборудование:

Слайды с изображением времён года, признаков весны, мяч ,игрушка- солнышко, рисунки цветов для раскрашивания, контейнер с карандашами, мячик Су-джок, мультимедийная доска, компьютер, проектор.

Предварительная работа:

Ход занятия.

Логопед:Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости?

Дети: Солнышко.

Логопед: Давайте, поприветствуем солнышко и друг друга.

«Здравствуй, солнце. Золотое(Дети раскрывают ладони в сторону солнца)

Здравствуй, небо голубое( поднимают руки вверх)

Здравствуй, матушка ,земля( наклон руки вниз)

Здравствуй, все мои друзья!(касаются ладонями друг-друга)

Логопед: А вот о чём мы будем говорить на занятии, вы узнаете из стихотворения, которое я вам прочту.(Логопед читает загадку)

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет, звонче птичьи голоса,

Значит к нам пришла …(дети хором договаривают: весна.)

Догадались о каком времени года мы будем говорить?

2.Основная часть.

Логопед: Молодцы, вы правильно подобрали слова.

На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

1.(Проводится массаж лица).

Светит яркое солнышко, ласкает нам лицо.(Поглаживание лица).

Дождик ещё прохладный.(Постукивание подушечками пальцев).

По утрам ещё иногда пощипывает мороз(Пощипывание).

А всё-таки солнышко светит сильнее. К нам идёт весна.(Снова поглаживание).

Логопед :Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова ,а вы хлопните в ладоши ,если услышите слова ,относящиеся к весне.

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухает, снежинки, половодье, прилетают, ледоход, метель, солнышко, капель.

Логопед: И вот весной оживает природа, и просыпаются звери. Проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать.(Слайд№2Ёжик в лесу).

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ёжик. Показать шарик в открытой ладони. Ёж был маленький , поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался. Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком.

Однажды ранним весенним утром захотел Ёжик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке. Дорожка была узкая и извилистая.

Катать шарик по ладони. Долго бежал Ёжик, и вдруг очутился около бурлящей реки. А через реку был переброшен мост. Круговые движения шариком по ладони. Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик-сделал шажок, потом 2,3,4,5- и перебрался на другой берег. Прокати шарик по каждому пальцу начиная с большого. А там поляна-большая, круглая ,красивая. Круговые движения по ладони. На поляне видимо-невидимо первоцветов: подснежники, тюльпаны! Красиво, как в сказке! Прокатить шарик по каждому пальцу. Ёжику очень понравилась поляна, но нужно возвращаться домой. Катать шарик по ладони вперёд-назад. А когда пришёл вечер, закрыл Ёжик свой домик, лёг в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладони.

Логопед: Ребята, Ёжик побывал на полянке, а вы хотите?

Логопед: Давайте ненадолго отправимся на весеннюю полянку.

Закрывайте глазки, немного помечтайте.

4.Составление рассказа.

За окном сосулька тает, ветер тучи рвёт в клочки.

Разжимает, разжимает клён тугие кулачки.

Прислонился он к окошку .А едва растает снег,

Мне зелёную ладошку клён протянет раньше всех.( Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом).

Логопед: Ребята, послушайте загадки про весенние цветы

6.Отгадывание загадок.

Логопед: А сейчас ребята я предлагаю вам раскрасить весенние цветы и создать свою весеннюю полянку.( Логопед раздаёт нарисованные, но не разукрашенные цветы. Дети раскрашивают их.)

Читайте также: