Науки о человеке и их методы 8 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024


Огромный вклад в изучение организма человека внесла медицина . Медицина — это практическая деятельность и наука, которая направлена на сохранение здоровья людей, на предупреждение болезней и их лечение.

С медициной тесно связаны анатомия и физиология . Анатомия изучает строение всего организма, его систем и отдельных органов, а физиология — процессы жизнедеятельности, которые протекают в организме.

На данных медицины, анатомии и физиологии базируется гигиена , задачи которой — определение влияния условий жизни на здоровье человека и выработка мер по профилактике болезней.


Важную роль в понимании закономерностей развития человека играет генетика — наука о наследственности и изменчивости организмов.

Изучением разных аспектов происхождения и формирования человека занимается антропология , а особенностями поведения, взаимодействия с социумом — психология , социология , педагогика .

Новые открытия, как правило, связаны с открытиями в естествознании (теория эволюции, рентгеновские лучи и др.) и новыми технологиями (изобретение микроскопа, томографа, нанотехнологий и т. д.).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Науки о человеке и их методы

Задачи урока :

Продолжить изучение истории биологии, раскрыть роль наук: анатомии, физиологии, гигиены и психологии для сохранения, укрепления здоровья и самовоспитания. Продолжить углубление знаний о единстве всего живого на Земле.

Развивать логическое мышление и творческие способности учащихся. Продолжить развитие навыков устной речи, умение сравнивать.

Способствовать формированию познавательного отношения к поддержанию, укреплению и развитию психического и физического здоровья, формировать понятие здоровый образ жизни.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: устанавливать соответствие между науками, изучающими человека, и направлениями их работы. Называть методы изучения организма человека. Различать теоретическую и практическую медицину. Соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Метапредметные: у мение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять план параграфа и оформлять конспект урока в тетради; умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп.

Личностные: познавательный интерес к биологии. Понимание важности научных исследований для развития науки.

Основные понятия урока: анатомия, физиология, гигиена, психология, медицина.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками и учителем при обсуждении вопросов о науках о человеке и их методах.

Ход урока

I. Изучение нового материала

Беседа учителя с учащимися о живых организмах:

1) Какие биологические науки вы знаете? Что они изучают?

2) Какое значение для человека имеют биологические науки?

3) Могут ли названные вами науки изучать человека и почему?

Далее учитель рассказывает об огромном значении знаний о человеке:

Раньше переливание крови приводило к скорой гибели, а не к выздоровлению, т.к. не знали, что есть группы крови.

Раньше не знали причину туберкулёза и эта болезнь была неизлечимой, а сейчас знают про палочку Коха и ее можно победить.

Средняя продолжительность жизни в Европе в средние века была 30-40 лет, а у мужчин в России 100 лет назад – 33 года, то сейчас эти цифры приближаются к 80 годам.

Это результат скрупулёзного изучения человеком своего организма.

Изучать свой организм нужно для того, чтобы знать, как сохранить своё здоровье. Здоровье – ключ к счастью и успеху!

Учащиеся выполняют задание:

Самостоятельная работа:

Медицина – это область науки и практической деятельности человека, направленной на сохранение и укрепления его здоровья, предупреждение и лечение болезней.

Анатомия человека – это наука о строении организма человека, а также его отдельных систем и органов.

Физиология человека – это наука, изучающая процессы жизнедеятельности как всего организма, так и отдельных его систем и органов.

Гигиена – это наука, изучающая влияние на здоровье человека условий жизни и труда и разрабатывающая меры профилактики заболеваний.

Психология – это наука, изучающая душевную деятельность человека, его психику.

Далее учитель рассказывает, а учащиеся записывают информацию о методах исследования в фундаментальных из этих наук (в анатомии и физиологии):

Методы исследования в анатомии:

Традиционные : препарирование, бальзамирование;

Современные : рентгенография, компьютерная томография.

Методы исследования в физиологии:

Традиционные : наблюдение, эксперимент;

Современные : моделирование, телеметрические методы (ультразвуковые исследования - УЗИ, электрокардиография - ЭКГ, электроэнцефалография – ЭЭГ).

Затем учащиеся выполняют следующее задание:

Самостоятельная работа:

Вклад в развитие знаний о человеке

Учение о 4-х типах телосложения и темперамента. Лечить надо больного, а не болезнь. Больному главное не навредить.

Написал 83 труда по анатомии и медицине. Основатель фармакологии.

Труды по медицине, фармакологии и физиологии.

Первый физиолог. Доказал, что кровь движется по двум замкнутым кругам, а центром кровообращения является сердце.

Впервые применил эфир для наркоза, йод и спирт для предупреждения нагноения ран, гипсовую повязку при переломах.

Создатель естественнонаучного направления в физиологии, изучал рефлексы головного мозга.

I I. Рефлексия

Учащиеся делают вывод урока, отвечая на вопрос: Что вы узнали сегодня на уроке?

1. Анатомия – наука, которая изучает строение органа или всего организма (жидкости, внешняя среда, формирование элементов, круги кровообращения, сердце).

2. Физиология – наука, изучающая работу органов или всего организма.

3. Психология – наука, изучающая закономерности физических процессов, а также свойства и особенности психики.

4. Гигиена – отрасль медицины, которая изучает влияние окружающей среды на организм человека.

Санитарно-эпидемиологическая служба (СЭС) разрабатывает мероприятия по охране здоровья.

Graphical user interface, text Description automatically generated with medium confidence

Физиологические гигиенические наблюдения позволяются определить, как человек приспосабливается к тем или иным факторам среды.

Клинические гигиенические наблюдения выявляют причины заболеваний, общих для многих людей.

Личность – человек, как член общества, обладающий системой уникальных черт, которые определяют свойственный данному человеку ход мысли и поведения, его отношение к окружающим.

Человек (индивид) – отдельный человек со всеми его физическими и психическими особенностями.

Индивидуальность – особенности мыслей человека, отличающие его от других людей.

Цель урока: сформировать представления о науках, занимающихся изучением организма человека, продолжить углубление знаний о единстве всего живого на Земле. Задачи: обучающие: продолжить изучение истории биологии, раскрыть роль наук: анатомии, физиологии, гигиены и психологии для сохранения, укрепления здоровья и самовоспитания. Продолжить углубление знаний о единстве всего живого на Земле. развивающие: развивать логическое мышление и творческие способности учащихся. Продолжить развитие навыков устной речи, умение сравнивать. воспитательные: способствовать формированию познавательного отношения к поддержанию, укреплению и развитию психического и физического здоровья, формировать понятие здоровый образ жизни.

Биология 8 класс учитель Кагирова Х.Р.

Цель урока: сформировать представления о науках, занимающихся изучением организма человека, продолжить углубление знаний о единстве всего живого на Земле.

обучающие: продолжить изучение истории биологии, раскрыть роль наук: анатомии, физиологии, гигиены и психологии для сохранения, укрепления здоровья и самовоспитания. Продолжить углубление знаний о единстве всего живого на Земле.

развивающие: развивать логическое мышление и творческие способности учащихся. Продолжить развитие навыков устной речи, умение сравнивать.

воспитательные: способствовать формированию познавательного отношения к поддержанию, укреплению и развитию психического и физического здоровья, формировать понятие здоровый образ жизни.

Тип урока: изучение новой темы с первичным закреплением знаний по данной теме..

I. Организационный этап.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний.

Ребята, давайте вспомним что такое биология? Какие биологические науки вы знаете из предыдущих классов?III. Изучение нового материала.

Для чего необходимо изучать организм человека.

Науки, изучающие организм человека

Анатомия человека – наука о строении, форме человеческого организма, его органов.

2. Просвечивания УЗИ

3. Метод рассечения, препарирования

4. Метод фиксации (бальзамирования трупов)

5. Метод окрашенных инъекций

6. Электроэнцефолографы (записывают биотоки головного мозга)

7. Электрокардиографы (биотоки сердца) и т. д.;

Развитие анатомии, физиологии, психологии и гигиены с начала XIX в. до наших дней.

Ученый Годы жизни Основные идеи

Гераклит Конец 6 - начало в века до н. э. Организмы развиваются по законам природы. Он считал, что мир непрерывно меняется

- Душеная деятельность человека существует, пока живет тело.

(символ врачебного искусства) 460-377 до н.э. -Описание костей тела

-Описание органов по аналогии с животными

-сочинение по травматологии (о перевязках, лечении ран, переломах)

- Трактаты по гигиене (о здоровом образе жизни, о влиянии воды, воздуха и местности на здоровье)

-Отвергал божественное происхождение человека)Клавдий Гален 130-200 н.э. -Проводил опыты на животных

-Испытывал действие лек. Веществ

-Доказал, что при жизни у животных течет по артериям кровь (до этого считали, что воздух)

- Подробно изучил строение органов обезьяны и делал ошибочные выводы, что человек устроен сходным образом

-В течение 14 столетий его работы были основой мед. знаний в Европе и Ср. Востоке.

Средневековый застой 5-16 в.в. Церковь жестоко подавляла попытки изучения развития науки

Читайте также: