Конспект лексико грамматического занятия для детей с онр 3 уровня

Обновлено: 03.07.2024

Цель: Формирование лексико-грамматических категорий.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные: Закрепить знания детей о диких животных и животных жарких стран, их детенышах, о месте проживания. Активизировать словарь по теме.
  • Коррекционно-развивающие: Упражнять детей в образовании сущест. от сущест., сложных слов, сущест. в родит. падеже., умении делить слова на слоги. Развивать речь с движением.
  • Коррекционно-воспитательные: Воспитывать чуткое отношение к чужому горю, желание помочь.

Оборудование:

Ход занятия

1. Орг. момент

4. – Вот мы и приехали. (Дети выходят из автобуса). – Посмотрите, вот и все животные в одной клетке. (Дети рассматривают зашумленный рисунок). – Я увидел …волка. - Я увидела …льва. – Я увидел …зебру. – Я увидела …белку. – Я увидела …слона. – Я увидел …лису. – Я увидела тигра. – Я увидел …медведя. – Я увидел … верблюда. – Я увидела …зайца. – Что вы можете сказать, про этих животных? (Ответы детей). – Правильно, здесь есть животные леса и животные жарких стран.

5. – А сейчас давайте подойдем к клеткам. Посмотрите, здесь какие-то подсказки. (На стене изображены силуэты клеток, в них перевернутая картинка с животным и подсказка. Если дети правильно угадывают, логопед переворачивает картинку.)

  • Мои острые когти помогают мне забираться на дерево (лев)
  • Мое логово заметить не просто (волк)
  • Мой длинный пушистый хвост служит мне рулем (белка)
  • Моя полосатая окраска помогает мне быть менее заметной среди окружающей природы. Моя окраска похожа на тельняшку (зебра)
  • Мой густой рыжий мех лучше всех (лиса)
  • Я больше всех на суше, имею длинный хобот (слон)
  • Я сильный, массивный, неторопливый, медлительный, косолапый (медведь)
  • У меня полосатая шерсть, я родственник кошки, являюсь хищником (тигр)
  • Я трусливый, ушастый, осторожный, косой (заяц)
  • Я очень выносливый, горбатый, перевожу грузы (верблюд)

6. – Молодцы, ребята, расселили животных по клеткам. Но животные живут ведь не по одному, а семьями также как мы с вами. Давайте назовем их семьи.

  • клетка с львом: папа – лев, мама – львица, дети – львята
  • клетка со слоном: папа – слон, мама – слониха, дети – слонята
  • клетка с тигром: папа – тигр, мама – тигрица, дети – тигрята
  • клетка с верблюдом: папа – верблюд, мама – верблюдица, дети – верблюжата
  • клетка с зеброй: мама – зебра, дети – зебрята
  • клетка с волком: папа – волк, мама – волчица, дети – волчата
  • клетка с лисой: папа – лис, мама – лисица, дети – лисята
  • клетка с медведем: папа – медведь, мама – медведица, дети – медвежата
  • клетка с зайцем: папа – заяц, мама – зайчиха, дети – зайчата
  • клетка с белкой: мама – бельчиха, дети – бельчата.

7. – А теперь давайте поучимся составлять сложные слова про наших животных.

  • Если у слона толстая кожа, то он какой? (толстокожий)
  • Если у тигра длинный хвост? (длиннохвостый)
  • Если у верблюда два горба? (двугорбый)
  • Если у слона большие уши? (большеухий)
  • Если у льва густая грива? (густогривый)
  • Если у медведя толстые ноги? (толстоногий)
  • Если у волка острые зубы? (острозубый)
  • Если у лисы тонкие лапы? (тонколапая)
  • Если у белки рыжий хвост? (рыжехвостая)
  • Если у зайца короткий хвост? (короткохвостый)
  • Если у тигра острые зубы? (острозубый).

8. – Посмотрите, у меня есть вот такие таблички, давайте прикрепим их к каждой клетке. Если в названии этого животного один слог, то на табличке – один кружок; если два слога – то на табличке два кружка.

(Дети определяют количество слогов в названиях животных и в соответствии с этим прикрепляют таблички на клетки).


9. Появляется директор зоопарка. Он благодарит детей за оказанную помощь и дарит детям детскую энциклопедию о животных.

10. Дети садятся в автобус. (Включается аудиозапись). Дети по дороге назад выполняют пальчиковую гимнастику.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подгрупповое занятие рассчитано на 6 детей .

-закрепить знания о диких животных, их детенышах, знакомить с их жилищами.

- учить детей отвечать на вопросы полными предложениями.

- упражнять детей в назывании мам и детенышей животных.

- работать над развитием и совершенствованием грамматического строя речи.

- развивать слуховое и зрительное восприятие, память, общую моторику и мелкую моторику пальцев рук.

- воспитывать любознательность, любовь к окружающей природе и доброту, желание помогать ближнему.

2. Костюм Красной Шапочки.

4. Массажные шарики су-джок на каждого ребенка по 2 штуки.

5. Предметные картинки диких животных и их детенышей.

Логопед одет в костюм Красной Шапочки. С ней они отправляются в лесное путешествие. В течение всего занятия Красная Шапочка предлагает детям задания, которые дети должны выполнить, помогая животным.

- Дети, вы узнали меня?

- А вы любите путешествовать?

- Сегодня я пришла пригласить вас в путешествие по лесу, поиграть с вами и посмотреть, как много вы знаете о…а о ком, вы должны догадаться, отгадав загадки.

II . Основная часть.

Загадки о животных (после того, как дети называют отгадку, картинка с изображением животного появляется на экране ноутбука).

- Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Шелушит орехи мелко,

Ну, конечно, это … (белка).

- Хитрая плутовка, рыжая головка,

Пышный хвост-краса, кто это? (Лиса).

- Не барашек, и не кот,

Носит шубу круглый год,

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета. (Заяц),

- Серый, страшный и зубастый

Все зверята разбежались

Напугал зверят тех… (волк).

Любит он малину

И душистый мед. (Медведь).

- Клубок смешной, колючий,

Живет в лесу густом,

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Ёж).

На экране ноутбука появляются одновременно все 6 животных.

- Как одним или двумя словами можно назвать этих животных? (Дикие животные или звери).

- Сегодня в лесу мы будем играть с дикими животными и помогать им. Итак, отправляемся…

- Раз, два, три…покружись, и в лесу ты окажись! (на экране ноутбука появляется лес).

Я сегодня к вам пришла,

В лес, к животным привела,

На картинки ты смотри,

И зверей изобрази.

Зайчик прыгает ушастый (дети прыгают),

Рыщет волк в лесу зубастый (изображают волка).

Ёж свернулся здесь в клубок, (приседают, обхватывая колени руками и пряча голову в колени).

Белка точит свой зубок (изображают),

Вертит лисонька хвостом (круговые движения бедрами),

Мишка ходит за кустом (изображают медведя, идущего вперевалку).

Всех животных посмотрели

И на стульчик тихо сели.

Спинку ровно, распрямимся.

Отправляемся мы в лес.

Знаем: полон он чудес…

Вот зеленеют деревца,

Кустик тут, у озерца…

А на солнечной поляночке

На цветах порхают бабочки.

На лугу кружилась

И на цветы садилась.

(Ладони прижаты друг к другу тыльными сторонами, пальцы прямые, имитируем полет бабочки).

Солнце светит в небе ярко,

Вот мы вышли на полянку,

Наши звери здесь нас ждут

И играть с собой зовут.

(На экране ноутбука появляется картинка пустой полянки).

Ой, какая тишина…

Вдруг исчезли звери.

В прятки с нами поиграть

(Выставляется на панно (или показ на ноутбуке) картинки для игры.).

Кто же выглянул, смотри,

Чьи там морды, чьи хвосты?

Дети отвечают полными предложениями:

Я вижу лисий хвост.

Я вижу волчью морду и т.д.

Посмотрите на зверей,

И скажите вы сейчас,

Какие эти звери,

Что прятались от нас?

(Дети встают в круг, логопед кидает по очереди всем детям мяч. Ребенок, поймавший мяч, должен подобрать три наиболее точных определения к животному, которое называет логопед).

- Медведь – косолапый, сильный, большой.

- Волк – злой, серый, голодный.

- Лиса – хитрая, умная, проворная.

- Белка – быстрая, запасливая, трудолюбивая.

- Заяц – трусливый, пугливый, белый..

- Ёж – колючий, серый, пугливый.

Подружились звери с нами,

Здесь, на сказочной поляне,

Но узнала я, ребята,

Что же делать? Помогать?

Конечно, будем их искать!

Возвратим детишек маме,

Чтоб играли на поляне!

Ну что ж, ребята, в путь!

Вот мы озеро прошли (на ноутбуке изображение озера).

Видим, чаща на пути (изображение чащи на ноутбуке).

Как же сквозь нее пробраться?

Там ведь можно испугаться!

Деревья веточки сплетают, Нас к малышкам не пускают.

И.п. расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук.

В лесу дерево стоит,

Ветер ветки шевелит. (Покачивать руками из стороны в сторону).

Вот идем по темной чаще,

По листочкам шелестящим,

Мимо сосен, мимо елей, Очень тихо, еле-еле…

Сыро…Зябко нам в чащобе,

Тонут во мхе ребячьи ноги.

Как темно в лесной глуши…

Где же наши малыши?

Пробираемся все дальше

И кого же видим в чаще?

(На экране ноутбука по очереди появляются изображения детенышей диких животных, дети их называют: Это бельчонок, это волчонок и т.д.)

Забираем малышей и уходим поскорей.

(На ноутбуке вновь появляется изображение полянки, на которой разбросан различный мусор).

Кто-то был здесь, на полянке,

Там и тут бумажки, банки, фантики…

Ну, в общем, свалка.

Приходили люди в лес,

И порядок тут исчез!

Это дом лесных зверей,

Все очистим поскорей!

Наклонюсь, возьму я фантик

И в пакетик положу,

А за ним еще бумажку,

Чтоб очистить нам полянку.

Чтобы звери тут опять

Могли бегать и скакать.

Соберем все тут и там,

(На ноутбуке появляется изображение чистой поляны).

Мамы-звери, мы пришли

К вам малышек привели.

Солнечным, чудесным днем

Вам детенышей вернем.

Разобраться вам поможем

В этот день, такой пригожий.

Дети выбирают из картинок, разложенных на столе, маму и детеныша и составляют предложения.

У медведя медвежонок и т.д.

Рады жители лесные,

И смеются, и поют,

Прыгают и веселятся,

В гости нас к себе зовут.

Только вот беда случилась:

Звери наши заблудились.

И не знают, где чей дом…

Поможем им? Тогда идем!

У лисы дом называется нора. Лиса живет в норе.

У волка дом называется логово. Волк живет в логове.

У медведя дом называется берлога. Медведь живет в берлоге.

У белки дом называется дупло. Белка живет в дупле.

У ежа дом называется нора. Еж живет в норе.

- А заяц? У зайца жилища нет, он прячется под кустом.

Но у каждого в домушке,

Еще есть малыши-зверушки.

Их поможем сосчитать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Один лисенок, два лисенка, три лисенка, четыре лисенка, пять лисят и т.д. со всеми 6 животными.

Они такие разные,

Говори наоборот, скорей,

Сжимая в кулачках ежей.

(дети передают друг другу массажные су-джок шарики и отвечают).

- Медведь большой, а заяц маленький.

- У волка хвост длинный, а у медведя короткий.

- У зайца мех мягкий, а у волка жесткий.

- Заяц трусливый, а волк смелый.

- У медведя уши короткие, а у зайца длинные.

- Медведь медлительный, а заяц быстрый.

-Как вы думаете: зверям хорошо жить в лесу? (Да. Им там уютно, лес их кормит).

- А как люди должны вести себя в лесу? ( В лесу надо вести себя тихо, нельзя ничего ломать, рвать цветы, преследовать животных, разорять их жилища. Надо беречь красоту и не загрязнять лес.

- Ребята, вы меня очень порадовали своим ответами сегодня, я увидела, как много вы всего знаете. А еще вы умеете слушать ответы своих друзей, были доброжелательны.

Наигрались наши звери,

Отдохнуть уж захотели,

Ну, и нам пора, ребят,

Возвращаться в детский сад.

Раз, два, три…мы в группе, наконец!

Посмотрите, а здесь вас ждет сюрприз от меня: трафареты диких животных. Их вы заберете с собой домой и выполните штриховку.

Краткое описание документа:

Представляю вашему внимание конспект подгруппового занятия (в занятие участвуют 6 детей) по формированию лексико-грамматических категорий для детей с общим недоразвитием речи третьего уровня. Старшая логопедическая группа, первый год обучения. Конспект представлен в стихах полностью собственного сочинения.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 316 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.08.2018 886
  • DOCX 54 кбайт
  • 2 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Печинина Станислава Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Здесь любой логопед может опубликовать свою статью.

Коррекционно-образовательные задачи:

-совершенствовать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных от существительных);

— стимулировать речевую активность детей.

Коррекционно-развивающие задачи:

— развивать связную речь;

— совершенствовать навыки звукового анализа слов;

— дифференцировать свистящие звуки;

— развивать мелкую моторику;

— развивать ориентировку в пространстве;

— развивать зрительное и слуховое внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

— воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

ноутбук, проектор, магнитная доска, карточки с изображением диких животных наших лесов и их детёнышей, простые карандаши, шишки, корзинка, карточки с контурным изображениями диких животных, мяч, схемы для составления описательного рассказа.

  1. Организационный момент. Дети входят в группу. Здороваются с гостями.

— Посмотрите, у нас новая картина. \обращаю внимание на коллаж \

— Скажите, что вы видите на картине?

— Кого вы видите на картине?

— Это какие животные? \дикие, лесные \

— Где живут дикие животные? \в лесу \

— А как вы думаете, зверям хорошо в лесу жить? \ответы детей \

— Хотите узнать, где живут дикие животные зимой?

Дети присаживаются за столы. На экране появляется зимний пейзаж.

  1. У диких животных, как и у нас есть свои домики. Посмотрите . \на экране появляется берлога /

— Это что? Это берлога.

— А кто живет в ней, узнаем, отгадав загадку:

бурый, неуклюжий, косолапый кто? \медведь \ появляется на экране медведь в берлоге \

— Берлога чья? Медвежья.

— Это что? Это дупло.

А в нем живёт рыжая, проворная, запасливая кто? \белка \ \на экране появляется белка в дупле \ Дупло чье? Беличье.

\На экране логово \

— А это что? Это логово.

— — А кто живет в нём, узнаем, отгадав загадку:

злой, голодный серый кто? \волк \ \на экране появляется волк в логове \

— Это что? Это нора. А в норе живёт хитрая, рыжая, пушистая кто? \лиса \ \на экране появляется лиса в норе \ Нора чья? Лисья.

Скажите, а у каких зверей нет домика? \у зайца, у ежа \

— Под кучей листвы.

  1. Наши животные приготовили нам задания. Посмотрите от кого задание? От медведя.

-А как вы догадались? \на конверте нарисована медвежья голова \

Медведь просит прохлопать его любимое стихотворение. Хлопать нужно на каждое слово и на большое, и на маленькое. Сначала похлопают девочки, потом мальчики.

— Как на горке снег, снег,

И под горкой снег, снег,

А под ёлкой спит медведь,

Тише, тише… Не шуметь.

— А как вы узнали? \на конверте нарисован беличий хвост \

Белка просит назвать – белка какая? \рыжая, быстрая, запасливая, проворная, лесная, пушистая, осторожная \

Белке понравились ваши слова и она подарила нам шишки. \корзинка с шишками \

— Возьмите из корзинки по одной шишке, положите шишки между ладоней \пальчиковая гимнастика \ мы поиграем \ \дети прокатывают шишки между ладонями. Двигают шишку от кончиков пальцев по ладоням. Зажимают шишку то в правой, то в левой руке \

  1. От кого следующее задание? От волка. \на конверте нарисована волчья голова \Волк просит обвести карандашом то животное, которое находится справа от зайца, слева от белки \развитие мелкой моторики \
  2. От кого это задание? От лисы. Как догадались? \нарисована волчьяголова \ Лиса хитрая и приготовила трудное задание. На доске картинки, назовите их.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическое занятие разработано для детей старшего возраста с целью формирования лексико-грамматическо сторя речи.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий у детей старшей группы, имеющих общее недоразвитие 3 уровня.

Образовательные:

- совершенствовать грамматический строй речи: закреплять предложно – падежные конструкции; закреплять окончания существительных родительного падежа единственного и множественного числа; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образовывать прилагательные от имен существительных; согласовывать числительные с существительными.

Коррекционно – развивающие:

- развивать мелкую моторику;

- развивать фонематический слух;

- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память;

- развивать связную речь.

Воспитательные:

- воспитывать умение вслушиваться в свою речь и в речь окружающих;

-воспитывать интерес к занятиям, положительный эмоциональный отклик на занятие.

Словарный материал:

активный: - предметный — мебель, стол, стул, диван, кресло, шкаф, кровать, ножки, спинка, сиденье, крышка, дверцы, ручки, подлокотники;

-признаков — мебельный, письменный, обеденный, кухонный, платяной, книжный, навесной, деревянная, стеклянный;

-глагольный — сидеть, лежать, спать;

пассивный: шифоньер.

Предварительная работа:

- экскурсия в мебельный магазин.

Оборудование: предметные картинки для выполнения самомассажа лица; предметные картинки с изображением мебели, кукольная мебель; игрушка – солнце; наборное полотно; лото; мяч; макет комнаты.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Самомассаж лица.

«- Солнышко проснулось, лобика коснулось, лучиками провело и погладило. - Солнышко проснулось, к щечкам прикоснулось, лучиками провело и погладило.

- Солнышко проснулось, подбородка коснулось, лучиками провело и погладило.

2. Основная часть.

Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть карточки, которые находятся перед каждым ребенком, назвать лишний предмет и объяснить, почему он лишний.

На карточках изображены:

Яблоко, груша, банан, стол. Собака, кошка, лошадь, стул.

Платье, юбка, брюки, диван. Капуста, морковка, лук, кресло.

Корова, свинья, лошадь, кровать.

Логопед просит вспомнить и назвать предметы, которые оказались лишними.

(Такими же полными предложениями должны отвечать остальные дети, говоря о своем предмете).

У меня шкаф, а у тебя? (Шкафчик.) У меня стул, а у тебя? (Стульчик.)

У меня диван, а у тебя? (Диванчик.) У меня кресло, а у тебя? (Креслице.)

У меня стол, а у тебя? (Столик.) и т. д.

Логопед: «Как называется стол, за которым пишут, какой? (Письменный.) Как называется стол, за которым обедают? (Обеденный.) Как называется стол, на котором лежат журналы, газеты? (Журнальный.) Как называется стол, на котором готовят пищу? (Кухонный.) Как называется шкаф, в котором хранят одежду? (Платяной.) Как называется шкаф, в котором хранят книги? (Книжный.) Как называется шкаф, который висит на стене? (Навесной.)

3. Итог занятия.

Читайте также: