Конспект колокольные звоны россии

Обновлено: 29.04.2024

Цель урока: раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа. Познакомить учащихся с видами колокольного звона, с историей возникновения колоколов.

  • Образовательные:
    • познакомить с особенностями звукоизвлечения и разнообразием колокольных звонов;
    • сформировать первоначальные знания о колоколах и истории их возникновения на Руси;
    • закрепить полученные знания и подготовить учащихся к разговору о колокольных звонах в композиторской музыке.
    • формировать умение различать колокольные звоны;
    • способствовать развитию целостного музыкального мышления на основе сотворческого восприятия их в самостоятельном опыте;
    • развивать творческие способности через организацию разных видов музыкальной деятельности.
    • способствовать формированию слушательской культуры учащихся на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
    • воспитать бережное отношение к русским традициям и исторически сложившемуся уважению русского народа, почитающего колокол, как символ русской земли;
    • способствовать развитию творческой активности учащихся.

    Учебные универсальные действия:

    Личностные УУД:
    – выражать свое отношение, чувства, эмоции к прослушанному музыкальному произведению, аргументируя личностными ощущениями;
    – опираться на собственные предпочтения и свой личностный субъективный опыт, на свои интересы, склонности, устремления, индивидуально значимые ценности и учиться максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать, что говорит учитель
    Регулятивные УУД:
    – определять тему урока;
    – анализировать музыкальное произведение на основе средств музыкальной выразительности;
    – оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью.
    Коммуникативные УУД:
    – оформлять свои мысли в устной форме;
    – участвовать в диалоге;
    – слушать и понимать позицию друг друга.
    Познавательные УУД:
    – уметь извлекать информацию из музыкальных, художественных и поэтических иллюстраций;
    – выявлять сущность и особенность музыкального произведения;
    – уметь на основе анализа делать выводы.

    Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий.

    Форма урока: фронтальная, групповая.

    Методы: словесный, сравнения, эмоциональной драматургии, слуховой наглядности, зрительской наглядности, музыкальное обобщение.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр, фортепиано.

    Виды деятельности: слушание, исполнение, размышление.

    Формы организации познавательной деятельности:

    1. Фронтальная.
    2. Групповая.
    3. Коллективная.

    Оборудование:

    Урок музыки – урок искусства и импровизационность, вариативность, индивидуальность – неотъемлемые и необходимые его качества. При организации материала учитель стремится к тому, чтобы учащиеся не просто усвоили знания, а вывели их в процессе постигающего мышления, реального и мысленного эксперементирования, выявления существенных связей и отношений между элементами своей деятельности, рефлексируя в общении на уроке.

    Ход урока

    У. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, тему которого мы определим вместе с вами. Давайте прочитаем стихотворение Ю.Сомова

    Когда ты слышишь звон колоколов,
    Душа вдруг замирает бесконечно.
    И в этот миг о тяжести оков
    Не думаешь, а думаешь о Вечном.
    По капельке вливается в тебя
    Душевная живительная влага.
    И хочется обнять весь мир, любя,
    И раствориться в нем, другим во благо!

    Слайд 2 /Тема урока/

    У. Какая музыка сейчас звучала?
    Д.Звучал колокольный звон.
    У. Вы услышали именно звук колоколов или что-то еще?
    Д. Звуки музыкальных инструментов, которые подражают колокольному звону.
    У. Какие инструменты или группы инструментов имитировали колокольный звон?
    Д. Колокольный звон передали духовые инструменты, струнные смычковые, оркестр.
    У.Как вы думаете, какие по размеру колокола прозвучали в этом музыкальном отрывке?
    Д. Колокола большие и маленькие.
    У. Как вы смогли определить?
    Д. Низкие звуки – большие колокола, высокие звуки – маленькие колокола.
    У. Какое настроение передали нам колокола?
    Д. Колокола предали настроение радости, праздника, торжества.
    У. Колокола появились на Руси еще в древние времена. Выглядели они по-разному.

    Слайд 4 /Колокола/

    По преданию, в IV веке монах заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку. (Звучит колокольчик). Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок. Какой?

    Слайд 5 /Колокольчик/

    Д. Колокольчик
    У. И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив его из металла.

    Слайд 5 /Колокольчик и колокол/

    Слайд 6 /Колокола/

    У. У колоколов, как у людей, есть свои имена, своя судьба. Их даже одушевляли, сравнивали с человеком. Смотрите, как он устроен: тулово, ухо и язык. И его голос, как у человека – поет и в нем есть душа.

    Существует несколько видов колокольных звонов. С некоторыми мы сегодня познакомимся и будем учиться различать, вслушиваясь в их звучание.
    Вслушайтесь в строчки поэтического текста С.Есенина, они вам помогут узнать вид колокольного звона.

    Колокол дремавший разбудил поля,
    Улыбнулась солнцу сонная земля.
    Понеслись удары к синим небесам,
    Звонко раздается голос по лесам.
    Скрылась за рекою бледная луна.
    Звонко побежала резвая волна.
    Тихая долина отгоняет сон,
    Где-то за рекою Благовеста звон.

    Слайд 7 /Благовест/

    У. Благо = добро, радость, праздник
    Вест = весть – добрая весть.

    Благовест оповещает о хороших новостях, о победе над врагом, о празднике, о торжественном событии. Звучит при помощи одиночных редких ударов в один колокол. Послушайте колокольный звон Благовест и определите его характер.

    У. Сейчас прозвучит еще один вид колокольного звона. Послушайте и определите характер его звучания.

    У. Какой характер звучания этого звона?
    Д. Колокольный звон передает характер тревоги, волнения.
    У. О чем оповещает этот звон?
    Д. Оповещает о горе, беде, страданиях.

    Слайд 8 /Набат/

    У. Этот колокольный звон называется Набат – вид колокольного звона, который представляет собой тревожные сигналы о бедствии (о пожаре, о нападении врага). Звучит при помощи частых ударов в один колокол.

    У. И еще один вид колокольного звона, с которым мы сегодня познакомимся. Давайте послушаем, как звучит этот вид колокольного звона, и какой характер этого звона.

    У. Какой характер звучания этого звона?
    Д. Колокольный звон передает характер радости, праздника, звучит звонко.
    У. А чем отличается этот звон от Благовеста и Набата?
    Д. В этом колокольном звоне много колоколов разных тембров звонят одновременно.
    У. Какое настроение передает этот звон?
    Д. Настроение праздника, радости.

    Слайд 9 /Трезвон/

    У. Этот колокольный звон называется Трезвон – самый сложный вид колокольного звона – звонят во все колокола, которые мы можем услышать во время радостных событий и праздников.

    У. Итак, ребята, с какими видами колокольного звона мы познакомились?
    Д. Мы познакомились с колокольными звонами: Благовест, Набат, Трезвон.

    У. А чтоб дальше продолжить заниматься,
    Пришло время нам размяться!
    Мы не только отдохнем, а еще и закрепим виды колокольного звона, которые мы с вами изучили. И при помощи движений, мимики и пластики попробуем передать особенности их звучания.

    Слайд 10 /Физминутка/

    Физминутка:

    Вот звонит колокольный звон:
    Бом-бом, бом-бом.
    Созовет он весь народ –
    Бом-бом, бом-бом.
    Зазвучал Благовест:
    Динь-дон, динь-дон,
    О победе над врагом
    Динь-дон, динь-дон.
    А теперь Трезвон:
    Дили-дон, дили-дон.
    Колокольный перезвон –
    Дили-дон, дили-дон.

    У. Молодцы! Мы с вами сумели при помощи мимики, движений и пластики передать главные особенности колокольных звонов: Благовеста, Набата и Трезвона.

    Слайд 11 /Колокола/

    У. В народе по особому, с любовью и гордостью относились к колоколам – что даже давали им имена – Сысой, Георгий, Гавриил, Лебедь, Медведь, Царь-колокол. Названия деталей колокола тоже звучат по-человечески: плечо, ушко, язык. Колокола умеют говорить.
    Да и судьба колокола, что судьба человеческая – колокола подвергались наказанию: их били кнутом, зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык. Говорят, что один колокол испугал коня царя Ивана Грозного и тот велел отрубить колоколу уши.

    Слайд 12 /Звонница/

    У. Ребята, вы видите на слайде дом, в котором живут колокола. Как он называется?
    Д.Этот дом называется колокольня.
    У.Еще у этого здания есть второе название – ЗВОННИЦА. Почему его так называют?
    Д. Колокола звонят! Мы слышим колокольные звоны.
    У.А кто руководит этим чудным ансамблем колоколов?
    Мы знаем, что музыканта, играющего на пианино называют – пианист,
    На скрипке – скрипач,
    На гуслях – гусляр,
    На колоколах – звонарь.

    Слайд 13 /Звонарь/

    Чтобы заставить дружно и слаженно звучать этот ансамбль, необходимо учиться в специальной школе звонарей. Колокольный звон – это целая наука.
    Сейчас мы с вами попытаемся представить, что находимся в школе звонарей на первом уроке. Перед вами на каждой парте находятся карточки-определения услышанной колокольной музыки.
    Первый ряд, работая в паре с соседом, находит слова, которые относятся к звону Благовест.
    Второй ряд – к звону Набат.
    Третий ряд – к звону Трезвон.
    Все определения наклеиваем на листок в форме колокола.

    Работа парами. Проверка определений.

    Слайд 15 /Колокола/

    У. Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. Послушайте, как это сказано в стихах:

    Колокола! Ваш звучный звон –
    Язык земли, меня вскормившей.
    Живёт в вас радость, клич и стон,
    Как отголосок жизни бывшей.
    Колокола – Руси венец,
    Червоным золотом горящий.
    Ваш звон – связующая нить
    Меж будущим и настоящим.

    Мы тоже с вами знаем песню, в которой прославляется наша Родина.

    Ответы детей.

    У. Ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке, узнали много нового и интересного о колокольном звоне и его разновидностях. И чтобы вы еще раз подтвердили отличное усвоение знаний, полученных на уроке, домашнее задание будет таким: выразить знания, полученные на уроке в рисунке – изобразить, на ваш выбор, колокола, чтобы мы поняли, о каком колокольном звоне вы хотели нам рассказать.

    Слайд 16 / Пусть звучит Благовест/

    У. Итак, мы сегодня познакомились с колокольными звонами. Колокольные звоны – голос Родины, народа, подлинное духовное творчество. Колокола – сама жизнь, история, часть музыкальной культуры России.

    Колокольные звоны плывут над Россией,
    Разгоняя все беды, над раздольем летят.
    Колокольного звона не сыщешь красивей,
    Об истории русской звоны те говорят!

    Сохраним это состояние души до следующего урока. Всего доброго, пусть чаще звучит в вашей душе и жизни Благовест!

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Тема урока: Колокольные звоны Руси

    Цель урока: приобщение к высоким темам духовной жизни людей.

    сформировать первоначальные знания о колоколах, истории их возникновения на Руси, познакомить детей с видами колокольных звонов;

    пробуждать интерес к историческому прошлому и культурному наследию своей Родины;

    развивать интерес к русским традициям и исторически сложившимся символам русской земли.

    Оборудование урока и методическое обеспечение :

    компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки

    презентация к уроку

    I. Орг. Момент

    II. Изучение нового материала.

    1. Вводная беседа учителя с учениками.

    Начинается урок с прослушивания музыкального фрагмента.

    (Звучат звуки колоколов).

    - Слышали ли вы когда-нибудь колокольный звон?

    - Где можно услышать колокольный звон?

    - Чему, как вы думаете, будет посвящен на урок?

    2. Объяснение нового материала. (сопровождается презентацией)

    На сегодняшнем уроке мы познакомимся с колокольными звонами России, послушаем их, познакомимся с композиторами, которые включали колокольный звон в свои произведения. ( Показ презентации.)

    (Слайд 1). В православной Руси с особой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Колокольный звон на Руси был чем- то большим, чем простое явление колокольного звона: в нём словно отразилась русская душа, русская жизнь. Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения до смерти. (Слайд 2.)

    О, РУСЬ ВЕЛИКАЯ, СВЯТАЯ, ЗЛАТОГЛАВАЯ
    ВЕКА ЗВУЧАТ ТВОИ КОЛОКОЛА
    В ГОДИНУ СТРАШНУЮ, ГДЕ БОЛЬЮ СЕРДЦЕ ПЛАКАЛО,
    СВЯЩЕННЫМ ЗВОНОМ СБЕРЕГЛИ ТЕБЯ.
    ЗВУЧАНЬЕМ БЛАГОСТНЫМ СПАСЛИ СТРАНУ ОТ ХАОСА,
    ПРОСТРАНСТВО ЗВУКОМ ДИВНЫМ НАПОИВ.
    ТЫ СБЕРЕГИ КОЛОКОЛА, РОССИЯ- МАТУШКА,
    ДЛЯ ВСЕХ ЛЮДЕЙ, ЖИВУЩИХ НА ЗЕМЛЕ.
    (ЕЛЕНА ГОРШКОВА)

    Колокола были неотъемлемой частью и сельского пейзажа, и городской жизни, под звон колоколов чередовались времена года, рассветы и сумерки, колокола звонили и в радостные, и в горестные дни, сопровождали великие праздники и семейные события. (Слайд 3 – 4 с одновременным прослушиванием муз. файла.)

    Как тихо веет над долиной
    Далекий колокольный звон
    Как шум от стаи журавлиной,-
    И в звучных листьях замер он…
    Ф.Тютчев

    (Слайд 6.) Колокола в церкви предназначены для того, чтобы:

    возвещать о богослужении.

    выражать торжество церкви и ее богослужения.

    возвещать не присутствующим в храме о службе и призывать их в храм.

    (Слайд 7.) Кроме того, колокола имели и иное применение - в сельских церквах служили для тех, кто в пути (во время вьюг и метелей), давали им знак и направление, чтобы люди не потерялись - спасательный звон. Во время пожаров, приближения неприятеля - набатный звон, был пограничный звон, с колокольным звоном встречали царей, патриархов, победителей в войнах. (прослушивание музыкального файла).

    Обычно в храмах бывает несколько колоколов, различных между собою по величине и силе звука:

    простодневный или будничный

    Кроме того, бывает несколько маленьких колоколов разной величины - зазвонные колокола.

    Куранты – звон, который заменяет часы.

    Проводной (погребальный) звон – сопровождал человека в последний путь. Давайте послушаем эти звоны. (Прослушивание музыкальных файлов). (Слайды 8, 9, 10, 11).

    Создание колоколов издавна считалось на Руси делом Божьим. Именно этим и объясняется и обилие колоколов, их размеры, и вес.

    (Слайд 14, 15). В Московском Кремле можно увидеть уникальную работу русских литейщиков – Царь-колокол. Этот крупнейший в мире колокол высотой 6 метров и весом около 200 тонн был отлит из бронзы в 1735 году русскими мастерами Иваном и его сыном Михаилом Моториными. От тяжёлой и кропотливой работы отказались даже французские мастера. Ведь колокол должен был еще красиво и громко звучать. Русские мастера сумели отлить суперколокол.

    Колокол находился в земляной яме, в которой проходил весь процесс отлития. Над ямой был сооружен деревянный сарай для прикрытия колокола. Больше года делались декоративные украшения и надписи на царь-колоколе. Работа подходила к концу, когда в мае 1737 года в Кремле вспыхнул пожар небывалой силы, уничтоживший почти все деревянные постройки, конструкции и шатер, закрывавший литейную яму. Колокол раскалился, сбежавшийся народ начал поливать его водой. В результате в теле колокола образовались трещины, и от него откололся кусок весом 11,5 тонн. Сейчас он находится в Кремле. Интересный факт… Царь-колокол так никогда и не звонил. Когда ученые провели эксперимент, как далеко слышен бы был звон этого колокола, оказалось, что его могли бы услышать люди, находившиеся на расстоянии в 120 километров от Москвы ( эти данные были получены в экспериментальной акустической лаборатории).

    (В завершении звучат стихи Елены Горшковой.)

    БЛАГОВЕСТ, ПЕРЕЗВОН И ТРЕЗВОН
    ДИНЬ-ДИНЬ-ДОН,
    ДИНЬ-ДИНЬ-ДОН, ДИНЬ-ДИНЬ-ДОН!
    УБИРАЮТ БОЛЕЗНИ, СТРАДАНЬЯ,
    ЭТО БОГА СВЯТОЕ ДЫХАНЬЕ.

    ЭТО НАША ЗАЩИТА ОТ БЕД,
    БОЖЬЕЙ МАТЕРИ БЛАГОСТНЫЙ СВЕТ,
    ЧТО ПИТАЕТ КРАСАВИЦУ-РУСЬ
    И ХРАНИТ НА ВЕКА ВО ВСЕЛЕННОЙ.

    КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ РОССИИ
    УБЛАЖАЮТ БОЖЕСТВЕННЫЙ СЛУХ
    СБЕРЕГИТЕ ИХ, ЛЮДИ ЗЕМНЫЕ,
    ДЛЯ СЕБЯ, ДЛЯ ДЕТЕЙ И ДЛЯ ВНУКОВ!

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Цель урока: приобщение к высоким темам духовной жизни людей.

    сформировать первоначальные знания о колоколах, истории их возникновения на Руси, познакомить детей с видами колокольных звонов;

    пробуждать интерес к историческому прошлому и культурному наследию своей Родины;

    развивать интерес к русским традициям и исторически сложившимся символам русской земли.

    Оборудование урока и методическое обеспечение:

    компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки

    презентация к уроку

    записи музыкальных фрагментов , видеофрагмент.

    I. Орг. Момент

    II. Изучение нового материала.

    III.Рефлексия. Подведение итогов.

    1. Вводная беседа учителя с учениками.

    Начинается урок с прослушивания музыкального фрагмента.

    (Звучат звуки колоколов).

    - Слышали ли вы когда-нибудь колокольный звон?

    - Где можно услышать колокольный звон?

    - Чему, как вы думаете, будет посвящен на урок?

    2. Объяснение нового материала. (сопровождается презентацией)

    На сегодняшнем уроке мы познакомимся с колокольными звонами России, послушаем их, познакомимся с композиторами, которые включали колокольный звон в свои произведения. ( Показ презентации.)

    (Слайд 1). В православной Руси с особой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Колокольный звон на Руси был чем- то большим, чем простое явление колокольного звона: в нём словно отразилась русская душа, русская жизнь. Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения до смерти. (Слайд 2.)

    О, РУСЬ ВЕЛИКАЯ, СВЯТАЯ, ЗЛАТОГЛАВАЯ
    ВЕКА ЗВУЧАТ ТВОИ КОЛОКОЛА
    В ГОДИНУ СТРАШНУЮ, ГДЕ БОЛЬЮ СЕРДЦЕ ПЛАКАЛО,
    СВЯЩЕННЫМ ЗВОНОМ СБЕРЕГЛИ ТЕБЯ.
    ЗВУЧАНЬЕМ БЛАГОСТНЫМ СПАСЛИ СТРАНУ ОТ ХАОСА,
    ПРОСТРАНСТВО ЗВУКОМ ДИВНЫМ НАПОИВ.
    ТЫ СБЕРЕГИ КОЛОКОЛА, РОССИЯ- МАТУШКА,
    ДЛЯ ВСЕХ ЛЮДЕЙ, ЖИВУЩИХ НА ЗЕМЛЕ.
    (ЕЛЕНА ГОРШКОВА)

    Колокола были неотъемлемой частью и сельского пейзажа, и городской жизни, под звон колоколов чередовались времена года, рассветы и сумерки, колокола звонили и в радостные, и в горестные дни, сопровождали великие праздники и семейные события. (Слайд 3 – 4 с одновременным прослушиванием муз. файла.)

    Как тихо веет над долиной
    Далекий колокольный звон
    Как шум от стаи журавлиной,-
    И в звучных листьях замер он…
    Ф.Тютчев

    (Слайд 6.) Колокола в церкви предназначены для того, чтобы:

    возвещать о богослужении.

    выражать торжество церкви и ее богослужения.

    возвещать не присутствующим в храме о службе и призывать их в храм.

    (Слайд 7.) Кроме того, колокола имели и иное применение - в сельских церквах служили для тех, кто в пути (во время вьюг и метелей), давали им знак и направление, чтобы люди не потерялись - спасательный звон. Во время пожаров, приближения неприятеля - набатный звон, был пограничный звон, с колокольным звоном встречали царей, патриархов, победителей в войнах. (прослушивание музыкального файла).

    Обычно в храмах бывает несколько колоколов, различных между собою по величине и силе звука:

    простодневный или будничный

    Кроме того, бывает несколько маленьких колоколов разной величины - зазвонные колокола.

    Куранты – звон, который заменяет часы.

    Проводной (погребальный) звон – сопровождал человека в последний путь. Давайте послушаем эти звоны. (Прослушивание музыкальных файлов). (Слайды 8, 9, 10, 11).

    Создание колоколов издавна считалось на Руси делом Божьим. Именно этим и объясняется и обилие колоколов, их размеры, и вес.

    (Слайд 14, 15). В Московском Кремле можно увидеть уникальную работу русских литейщиков – Царь-колокол. Этот крупнейший в мире колокол высотой 6 метров и весом около 200 тонн был отлит из бронзы в 1735 году русскими мастерами Иваном и его сыном Михаилом Моториными. От тяжёлой и кропотливой работы отказались даже французские мастера. Ведь колокол должен был еще красиво и громко звучать. Русские мастера сумели отлить суперколокол.

    Колокол находился в земляной яме, в которой проходил весь процесс отлития. Над ямой был сооружен деревянный сарай для прикрытия колокола. Больше года делались декоративные украшения и надписи на царь-колоколе. Работа подходила к концу, когда в мае 1737 года в Кремле вспыхнул пожар небывалой силы, уничтоживший почти все деревянные постройки, конструкции и шатер, закрывавший литейную яму. Колокол раскалился, сбежавшийся народ начал поливать его водой. В результате в теле колокола образовались трещины, и от него откололся кусок весом 11,5 тонн. Сейчас он находится в Кремле. Интересный факт… Царь-колокол так никогда и не звонил. Когда ученые провели эксперимент, как далеко слышен бы был звон этого колокола, оказалось, что его могли бы услышать люди, находившиеся на расстоянии в 120 километров от Москвы ( эти данные были получены в экспериментальной акустической лаборатории).

    Насколько большое значение имеет колокольный звон в явлениях нашей русской жизни, можно видеть на примере того, что колокол и колокольный звон были предметом воспроизведения в различных областях нашего искусства. (Слайд 16).

    Примеры использования колокольных звонов в муз. произведениях.

    (Прослушивание фрагментов муз. произведений)

    (В завершении звучат стихи Елены Горшковой.)

    БЛАГОВЕСТ, ПЕРЕЗВОН И ТРЕЗВОН
    ДИНЬ-ДИНЬ-ДОН,
    ДИНЬ-ДИНЬ-ДОН, ДИНЬ-ДИНЬ-ДОН!
    УБИРАЮТ БОЛЕЗНИ, СТРАДАНЬЯ,
    ЭТО БОГА СВЯТОЕ ДЫХАНЬЕ.

    ЭТО НАША ЗАЩИТА ОТ БЕД,
    БОЖЬЕЙ МАТЕРИ БЛАГОСТНЫЙ СВЕТ,
    ЧТО ПИТАЕТ КРАСАВИЦУ-РУСЬ
    И ХРАНИТ НА ВЕКА ВО ВСЕЛЕННОЙ.

    КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ РОССИИ
    УБЛАЖАЮТ БОЖЕСТВЕННЫЙ СЛУХ
    СБЕРЕГИТЕ ИХ, ЛЮДИ ЗЕМНЫЕ,
    ДЛЯ СЕБЯ, ДЛЯ ДЕТЕЙ И ДЛЯ ВНУКОВ!

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Цель: познакомить с колокольными звонами России

    -информационная: познакомить с историей возникновений колоколов и их роли в жизни человека;

    -слушательская: научить узнавать имитацию колокольного звона в авторской музыке;

    Систематизировать знания о колоколах и истории их возникновения на Руси

    познакомить с разнообразием колокольных звонов

    сформировать собственный слушательский опыт и личное мнение об услышанных колокольных звонах

    закрепить полученные знания о колокольных звонах в композиторской музыке

    научить узнавать имитацию колокольного звона в авторском произведении.

    способствовать патриотическому воспитанию ребёнка

    воспитывать бережное отношение к русским традициям и исторически сложившемуся уважению русского народа, почитающего колокол, как символ русской земли

    формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства

    пробуждать интерес к историческому прошлому и культурному наследию своей Родины

    развить умение анализировать, сравнивать, обобщать

    развить творческое мышление, культуру общения, культуру слушания, чувства ритма, вокально-хоровые навыки.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация к уроку, аудиокассеты музыка 4 класс, 3 колокольчика разных размеров, чаша.

    Музыкальное приветствие учителя и учащихся

    -Здравствуйте, ребята ( вверх)

    У: Ребята, я хочу рассказать вам тайну. Если вы внимательно послушаете, то догадаетесь, о чем в ней идет речь.

    Можно вспомнить легенду о затонувшем граде Китеже, который якобы находился на берегу озера Светлояр, что в Нижегородской области? До сих пор приезжают туда люди, надеясь увидеть в утреннем тумане над озером очертания древнерусского города и услышать из-под воды их серебряные голоса. Наукой многократно доказано, что они способны лечить и возвращать душевный покой.

    - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (о колоколах).

    -Где мы можем увидеть колокола? ( в церкви)

    - Нам очень повезло, мы с вами живем в удивительном крае, потому что у нас в Вологодской области большое количество церквей и храмов. ( показ слайдов с изображением Вологодских церквей) Слайд 2

    Скажите, пожалуйста, можно ли колокол назвать музыкальным инструментом? (Да)

    -А почему? (Потому что когда звонят колокола, то можно услышать в их звоне мелодию)

    -Как вы думаете, колокольный звон - это новое явление или нет? (Нет. Это было придумано давно).

    -Если придумано давно, то должны были остаться доказательства.

    Наша задача сегодня исследовать, в какие моменты жизни использовали колокол, и какое место он занимает в душах русских людей, можно ли его звучание заменить другим инструментом.

    -Как вы думаете, когда люди придумали колокол?( ответы учащихся)

    -Одинаковые звуки издают колокола или они разные? (Разные)

    -У каждого колокола особый, неповторимый голос. Посмотрите видео фрагмент и послушайте голос колоколов (смотрим, слушаем фрагмент записи).

    Как вы думаете, от чего зависит звучание колокола? (от сплава металлов, от размера и силы удара)

    Я бы ещё добавила к этому списку толщину стенок колокола.

    В православном храме колокола делятся на три вида: большие, средние, малые. (слайд 3)

    Каждый из этих колоколов звонил в определённых случаях, в определённой последовательности, а люди, слыша эти звоны, понимали, о чём они вещают.

    Послушайте фрагмент колокольного звона, о чем он вам расскажет? (фрагмент колокольного звона слушаем - набат)

    -О чем рассказал вам колокольный звон? - о празднике или о несчастье(о несчастье)

    Как вы это поняли? (музыка тревожная) Мусоргский

    Сейчас мы слушали набат (запись в тетрадь). .слайд 4

    Набат – сигнальный, тревожный звон в один колокол, отличающийся от обычных колоколов более пронзительным звучанием. Слыша его, люди понимали, что нужно отложить все дела и объединиться для принятия решения или срочной помощи, будь то пожар или замеченные поблизости враги

    Послушайте, пожалуйста, еще один фрагмент колокольного звона, о чем он нам говорит?

    (слушаем благовест, перезвон)

    -Этот звон похож на предыдущий? (Нет)

    -О каком событии рассказали нам колокола, о радостном или печальном?(о радостном)

    Этот звон несет радость, благую весть, поэтому и называется как? (Благовест) слайд 5

    Обычно благовест переходит в праздничный перезвон, и они звучат как одно целое произведение (Благовест - запись в тетрадь)

    Колокола в храме находятся в специальном помещении. Как оно называется?( колокольня, звонница) (Слайд 6)

    Почему колокольня? А почему звонница? (потому что оттуда лился колокольный звон)

    А как называли человека, который звонил в колокола? (Звонарь) (запись в тетрадь).

    Хотите попробовать себя в роли звонарей?

    Игра с учащимися ( звоним в колокольчики)

    - На Руси с особой любовью почитанием относились к колоколам и колокольному звону.. Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения всю жизнь.

    К 1917 году в России было 20 крупных колокольных заводов, которыми за год отливалось 100 тысяч пудов церковных колоколов. (К началу 20 века) Российская держава стала поистине колокольным государством, превосходящим по количеству колоколов все страны.

    - Ребята, а вы слышали что-нибудь о самом большом колоколе в России? ( это царь-колокол. Который был отлит в 1735 году колокольным мастером Михаилом Моториным.

    После Октябрьской революции 1917 года новая власть не нуждалась в церковных колоколах, и вскоре все колокола замолчали. Большинство было уничтожено. Посмотрите на экран, узнаете ли вы эту колокольню ( слайд 8церковь в деревне Поповское). Прошли годы и все больше людей стали понимать, что без колокола нет русского народа, жизнь колоколов стала возрождаться вновь с новой силой.

    Одни люди любили звонить. А другие любили слушать, и среди слушателей находились сочинители музыки-композиторы, которые включали звон колоколов в свои произведения.

    А можно ли заменить колокола другим инструментом?

    Какой инструмент исполнял произведение? ( фортепиано)

    Слышали звон колокола?

    В этом произведении вы слышали имитацию торжественного перезвона колоколов на фортепиано.

    Имитация-значит изображение, подражание. (запись). Очень часто композиторы пользовались этим приемом в различных произведениях.

    - Молодцы. А сейчас я попрошу вас выбрать снежинку, но эти снежинки не простые, на каждой из них есть задание. Прочитайте вопрос, подумайте и обсудите в паре ответ. Решите, кто из вас будет отвечать. Работа в парах.

    - Какой колокольный звон извещает об опасности, тревоге. ( набат)

    - Этот звон несет радость, чаще всего переходит в праздничный перезвон. ( Благовест)

    - Назовите музыкальные произведения, в которых вы слышали колокольный звон (Иван Сусанин, кантата Алекасндр Невский, Борис Годунов)

    Молодцы ребята. Спасибо за работу. Выставление отметок.

    Эти колокольчики я дарю вам на память и пусть в вашей жизни чаще звучит Благовест.

    Читайте также: