Общечеловеческие проблемы 7 класс география конспект

Обновлено: 20.05.2024

1. Разоружение и сохранение мира на Земле. Это проблема №1, так как, не решив ее, невозможно решать другие глобальные проблемы. В последние годы обстановка в мире заметно меняется от конфронтации к сотрудничеству. С точки зрения нового политического мышления достижение прочного мира возможно лишь в условиях нового типа отношений. Вопрос стоит не просто об отсутствии войны между государствами, но об отношениях всестороннего сотрудничества.

2. Экологическая проблема, связанная с разрушением природной среды. Экологическая проблема современного мира стоит очень остро, так как человек все больше и больше вмешивается в природу, забывая о необходимости поддерживать в ней биологическое равновесие. Экологическая проблема и многогранна, так как она проявляется практически во всех отраслях деятельности. Главными направлениями ухудшения качества окружающей среды являются: уничтожение лесов, процесс опустынивания, дефицит чистых пресных вод, разрушение озонового слоя, загрязнение Мирового океана, ухудшение жизни людей в крупных городах, промышленных центрах. Проблемы охраны окружающей среды решаются на трех уровнях: государственном, региональном, глобальном. Глобальный уровень наиболее важен по отношению к таким видам природных богатств, которые по своему характеру являются общечеловеческим достоянием.

3.Демографическая проблема, порожденная быстрым ростом численности населения в развивающихся странах. Решение данной глобальной проблемы упирается в сложный комплекс социально-экономических задач современности в этих странах.

4.Продовольственная проблема, которая проявляется в том, что география производства продовольствия далеко не совпадает с географией его потребления, поэтому наиболее надежный путь решения этой проблемы лежит через рост производства продуктов питания в самых голодающих странах Азии, Африки, Латинской Америки.

5.Энергетическая и сырьевая проблемы. Это прежде всего задачи надежного обеспечения человечества топливом и сырьем. Ограниченность ресурсов и их исчерпаемость ставит человечество перед необходимостью жесткой экономии сырья и энергии, использования новых, ресурсосберегающих технологий. Преодоление отсталости развивающихся стран. После завоевания политической независимости многие государства добились заметных успехов в экономическом и социальном развитии. Однако в них еще чувствуется наследие колониального режима, которое проявляется в их экономической отсталости. Главный путь преодоления отсталости развивающихся стран — проведение коренных преобразований во всех сферах их жизни. Если эта проблема не будет решена, то сохраняющаяся ситуация в развивающихся странах грозит социально-экономическими потрясениями мирового масштаба и вызовет обострение других глобальных проблем.

6. Экологические, экономические и социальные проблемы Мирового океана. Они возникли вследствие сдвига производительных сил к побережью моря, тем самым увеличив нагрузку на многие районы Мирового океана. Интенсивная хозяйственная деятельность привела к загрязнению океана, к уменьшению его биологической продуктивности. Разумеется, глобальные проблемы не исчерпываются вышеназванными. В действительности их больше. К глобальным проблемам иногда причисляют также кризис культуры, распространение опасных болезней и др. Все глобальные проблемы тесным образом связаны между собой. В наши дни их решение стало не просто научной политикой, но и предметом острой идеологической борьбы. Ученые разработали немало глобальных прогнозов развития человечества, причем в них четко прослеживаются два принципиально разных подхода: оптимистический и пессимистический.

Ключевые слова:
Общечеловеческие (глобальные) проблемы. Продовольственная, сырьевая, энергетическая, экологическая проблемы. Проблема отсталости и бедности.

Основные понятия

Общечеловеческие (глобальные) проблемы – проблемы, которые влияют на судьбу всей планеты и требуют для своего разрешения совместных усилий всех народов.

Пояснения:
Теоретической частью урока является объясняющий видеоролик учителя о том, какие проблемы называются общечеловеческими и какие существуют пути решения этих проблем.

- Кузнецов А.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П. География. Земля и люди. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Последние десятилетия 20 в. поставили перед народами мира много острых и сложных проблем, которые получили название глобальных. Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, всё человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий, совместных действий всех государств и народов.

Глобальные проблемы в своем взаимодействии образуют своего рода треугольник: население – социальное и экономическое – окружающая среда. Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны. Во все исторические эпохи войны накладывали отпечаток на развитие общества. Но никогда прежде не было реальной возможности уничтожения целых стран континентов. Она возникла во второй половине 20 в. в связи с созданием ядерного оружия в сочетании с ракетной техникой. Вот почему проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны, выживания и самосохранения стала проблемой № 1 современности.

Во-первых, не может не беспокоить демографический кризис, который в ряде стран уже привел к нарушению воспроизводства населения, его быстрому старению и уменьшению численности. Демографы называют такой процесс депопуляцией.

Во-вторых, еще большую тревогу вызывает сохраняющийся в большинстве стран Азии, Африки и латинской Америки быстрый рост населения. Тем более что при очень высокой доле молодых возрастов трудно ожидать быстрого снижения темпов естественного прироста. И тем не менее ученые-демографы отмечают: пик демографического взрыва, приходящийся на 60-е гг., уже позади. Постепенное снижение рождаемости и прироста уже началось во всех регионах со вторым типом воспроизводства населения. За исключением Африки.

Среди них – относительная ограниченность разведанных запасов нефти, природного газа и некоторых других топлива и сырья, ухудшение горно-геологических условий добычи в районы нового освоения с экстремальными природными условиями и др.

Огромные возможности для этого открывает НТР. От неё зависит решение таких вопросов, как более полное извлечение полезных ископаемых из недр Земли, снижение энерго- и материалоемкости производства. Вовлечение в хозяйственный оборот неисчерпаемых энергетических ресурсов, прогресс в области атомной и водородной энергетики, МГД- генераторов, топливных элементов и, наконец, управляемого термоядерного синтеза. Общее же количество энергии и сырья, содержащиеся в земных недрах и возникающие на земле и в околоземном пространстве, настолько велико, что теоретически не может быть и речи об их исчерпании.

Проблема использования Мирового океана: новый этап. Мировой океан, занимающий 71% поверхности Земли, всегда играл важную роль в общении стран народов. Однако до середины 20-го в. все виды человеческой деятельности в Океане давали лишь 1-2 % мирового дохода. Но по мере развития НТР всестороннее исследование и освоение Мирового океана приняло совсем другие масштабы.

В результате всей производственной и научной деятельности в пределах Мирового океана и контактной зоны океан-суша возникла особая составная часть мирового хозяйства – морское хозяйство. Оно включает добывающую и обрабатывающую промышленность, энергетику, рыболовство, транспорт, торговлю, рекреацию и туризм. В целом в морском хозяйстве занято по меньшей мере 100 млн. человек.

Мировое освоение космоса: новые горизонты. Космос является глобальной средой, общим достоянием человечества. Теперь, когда космические программы существенно усложнились, их выполнение требует концентрации технических, экономических, интеллектуальных усилий многих стран и народов. Поэтому освоение космоса стало одной из важнейших международных, глобальных проблем.

Мировое освоение космоса, предусматривающее отказ от военных программ, базируется на использовании новейших достижений науки и техники, производства и управления. Оно уже обеспечивает огромную космическую информацию о Земле и её ресурсах.

Взаимосвязь глобальных проблем. Особое место среди глобальных проблем человечества занимала и занимает проблема предотвращения новой мировой войны, которая непосредственно затрагивает и все остальные проблемы.

Главное проявление и одновременно причина этой отсталости – бедность, нищета. В странах Азии, Африки и Латинской Америки в условиях абсолютной нищеты обитает 40% населения. Жители городских трущоб и сельской глубинки вынуждены довольствоваться жизненным уровнем, составляющим 5-10% от уровня жизни в наиболее богатых странах.

С демографическим взрывом непосредственно связан и уже известный специфический возрастной состав населения развивающихся стран, где на каждого трудоспособного приходится по два иждивенца. Высокая доля молодых возрастов до крайности обостряет также многие социальные проблемы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по изученной теме на основе применения знаний естественно – научных дисциплин школьной программы.
Цель урока: Создать условия для обобщения и систематизации ЗУН по теме “Глобальные проблемы человечества”.
Задачи:
Образовательные: осознать целостность географической оболочки нашей планеты; необходимость международного сотрудничества в решении глобальные проблем, с учетом особенностей развития каждого государства и жизни населения отдельных территорий; показать масштабы влияния человека на биосферу, выявить причины таких влияний; подвести учащихся к пониманию необходимости рационального природопользования как пути сохранения экологического равновесия в биосфере; доказать значимость мирного сосуществования всех стран и народов Земли.
Развивающие: формировать умения и навыки самостоятельной работы учащихся и во взаимодействии в группе, умения аргументировано выступать перед аудиторией, умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи на основе комплексного применения знаний; формирование географического мышления; культуры умственного труда, формирование общеучебных компетенций.
Воспитательные: эколого-географическое воспитание, нравственное воспитание, воспитание ответственного отношение к выполнению полученных заданий, способность принятия решений в новой учебной ситуации, социально-активное становление личности.
Форма организации учебного занятия: конференция на основе творческого сотрудничества учащихся и учителя в режиме развивающего обучения.
Основные методы: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, анализа и синтеза, моделирования и прогноза.
Оборудование и средства обучения: компьютер, проектор, презентации, учебники, групповые творческие проекты учащихся, атласы для 10 класса, настенные карты, тетради на печатной основе по географии для 10 класса (авт. В.П. Максаковский).
Ход урока:
1.Мотивационно-целевой блок.
Учитель: Сегодня на уроке мы рассматриваем необычайно важную тему. Она касается жизни не только отдельного человека, но всей человеческой цивилизации. С этой темой вы неоднократно встречались на уроках обществознания в девятом классе, на уроках географии, истории, биологии, экономики поэтому, я думаю, тему урока, а так же цели и способ деятельности вы определите сами. Перед вами лежит стихотворение Р. Рождественского (Приложение 1) прочтите его и попытайтесь определить тему нашего урока.

Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий всех государств и народов. (Запись в тетрадь)

2. Обобщение материала. Урок проходит в форме пресс-конференции. Докладчики (учащиеся класса, получившие опережающее задание) выступают со своими работами, которые оформлены в виде презентаций.
План характеристики глобальной проблемы:
1. Сущность проблемы.
2. Причины ее возникновения.
3. Пути решения проблемы.
Слушатели задают вопросы по теме выступлений. Заполняют таблицу в тетрадях. В конце урока обмениваются мнениями, дают ответ на проблемный вопрос.

5. Энергетическая и сырьевая проблема.
Рост спроса на сырье.
Истощение природных ресурсов мира. Использование достижений НТР.
Более полное извлечение полезных ископаемых из недр.
Использование альтернативных источников получения энергии.
Политика ресурсосбережения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока географии 7 класса

Население и окружающая среда: проблемы его загрязнения и охраны

Цель: повторение, обобщение и систематизация знаний по изученным темам; развитие практических навыков применять полученные знания для решения конкретных ситуаций, анализировать, делать выводы; воспитание ответственности за последствия человеческого влияния на природу.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, урок-дискуссия.

Оборудование: мебель в классе расставляют так, чтобы образовалось два круга: малое в центре — для пяти-шести учеников и более — внешнее для остальных учеников.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

На протяжении тысячелетий человек постоянно влиял на географическую оболочку, не принимая во внимание хрупкости естественного равновесия. Наш соотечественник, ученый В. И. Вернадский сравнил деятельность человечества с мощной геологической силой. И действительно, объем веществ, что человек перемещает во время добычи полезных ископаемых, перепахивания земель, строительства коммуникаций превышает действие всех внешних сил природы. Человеческая деятельность привела к сокращению на одну четверть массы живых организмов на планете. Ядерного оружия, которое накоплено на Земле, вполне достаточно для многократного уничтожения жизни на ней, а ее продолжают производить. Не так давно человечество вышло в космос, но уже успело засорить околоземное пространство.

Будущее окружающей среды — это ваше будущее. Сегодня у каждого из вас есть возможность высказать свое мнение относительно проблем, которые назрели в природе через деятельность человека, и путей их решения.

III. Проведение дискуссии (примеры выступлений*)

Проблема 1. Проблема больших городов

Первые города возникли там, где была возможность производить много продуктов питания. Почти все такие города располагались вблизи рек — там почва особенно плодородная и хватало воды. Они разрастались

во всех уголках мира: на Ближнем Востоке, в Восточном Китае, в долине Инда (в современном Пакистане и Индии), в Центральной Америке и Перу.

Крупные города растут потому, что туда мигрируют (переселяются) жители сел и других городов. После изобретения машин и разработки более эффективных методов ведения сельского хозяйства в селах уменьшилась потребность в рабочих руках. В то же время предприятиям в крупных городах нужны были работники. Эти изменения происходили в Европе и Южной Америке в XIX в. и по сей день продолжают происходить в развивающихся странах.

Несмотря на то, что даже в крупных городах работы на всех не хватает, люди продолжают туда переселяться. В городе у них больше шансов найти работу, чем в сельской местности. Кроме того, в крупных городах улучшен сервис, есть водопровод и больницы, развлекательные комплексы, проводятся спортивные соревнования.

С ростом городов их недостатки становятся все очевиднее. Если города растут слишком быстро, то в них ощущается нехватка жилья. Во многих развивающихся странах беднякам приходится самим строить жилье из каких-то подручных материалов. Поселение с множеством домов, построенных из фанеры или листов ржавого железа, называют трущобными городами, или бидонвилями, а бедняков, поселившихся на земле, которая им не принадлежит,— скватерами. Заработав какие-то деньги, они начинают перестраивать и улучшать свои жилища. Иногда правительство помогает им, предоставляя строительные материалы, подводя воду и электричество.

Постепенно большие города развиваются и растут, у них появляется все больше предприятий и автомобилей, а загрязнения и загазованность приобретают угрожающий характер. Качество воздуха и воды чаще всего ухудшается, как и здоровье жителей городов. В загрязненном воздухе содержится серная кислота, которая обладает способностью разъедать камень, вследствие чего портятся и дома.

Загрязнение воздуха-серьезная проблема в Афинах и Риме, где древние здания располагаются почти в центре города. Чтобы защитить памятники старины, в итальянском городе Флоренции запрещено движение автомобилей в центре.

Проблема 2. Загрязнение воздуха

Сегодня мы потребляем гораздо больше энергии, чем нам это на самом деле нужно для нормальной жизни. Однако мы уже просто не представляем себе жизни без развитого промышленного производства, автомобилей и самолетов,

электрического освещения и различных электронных приспособлений. Большую часть потребляемой нами энергии мы получаем вследствие сжигания ископаемого топлива. Но в результате его сгорания выделяются вредные газы накапливаются в атмосфере и загрязняют воздух.

Фабрики, заводы, электростанции и автомобильный транспорт выбрасывают в воздух огромное количество газообразных отходов, копоти и пыли. Выбросы промышленных предприятий и автомобильные выхлопные газы загрязняют воздух всевозможными веществами, вредными для здоровья, например свинцом. В некоторых крупных городах, таких как Мехико, очень трудно дышать — воздух слишком загрязнен. Такой грязный воздух, нависший над городом, называют смогом. Загрязненный воздух вредно влияет на состояние сердечно-легочной системы. Промышленные газы могут приводить к появлению кислотных дождей, вредящих деревьям, озерам, рекам и даже домам.

Озон — это газ, который в природе обычно образуется из кислорода в верхних слоях атмосферы. Тонкий озоновый слой защищает все живое от вредного ультрафиолетового облучения. Однако озон разлагается под воздействием газов, образующихся в результате сжигания топлива, а также под воздействием фреона, который содержится в холодильных установках и аэрозолях. Если озоновый слой планеты будет поврежден, возрастет угроза возникновения рака кожи у людей.

Проблема 3. Образование кислотных дождей

Кислотные дожди-это следствие загрязнения воздуха. Дым, образующийся при сжигании угля, нефти и бензина, содержит двуокиси Серы (серы) и Азота (азота). Эти газы попадают в атмосферу, где растворяются в капельках воды, образуя слабые растворы кислот, которые затем выпадают на землю с дождем. Они могут повысить кислотность влаги, содержащейся в воздухе, в тысячу раз по сравнению с нормой.

Кислотные дожди вызывают гибель рыбы и наносят ущерб лесам в Северной Америке и Европе. Они также портят посевы сельскохозяйственных культур и даже воду, которую мы пьем.

Подсчитано: если температура будет расти с той же скоростью, то уровень моря будет повышаться на 3-10 мм в год. Изменение климата может привести к увеличению количества суровых бурь и ураганов, разрушающих берег. Под угрозой окажутся прибрежные города, вклю

ения Александрию, Венецию, Шанхай и Лондон. Целые острова могут исчезнуть.

Ветер переносит облака с капельками воды, в которых растворены кислоты, на большие расстояния, поэтому кислотные дожди могут выпадать за тысячи километров от того места, где зародились. По той же причине разрушаются древние здания, например Парфенон в Афинах, и гибнут леса в Европе и Северной Америке.

В Канаде, например, большинство кислотных дождей, которые там выпадают, вызваны дымом заводов и электростанций США. Последствия кислотных дождей вполне понятны, однако механизма их возникновения точно никто не знает.

Источниками большинства газов, образующих кислотные дожди, обычно являются тепловые электростанции и заводы, а также выхлопы автомобильных двигателей. Образование этих газов можно ограничить, используя специальные сорта угля и нефти с низким содержанием Серы (серы) и очищая отработанные газы до их выхода из дымоходов. Автомобили можно оборудовать специальными нейтрализаторами, снижающими содержание вредных газов в выхлопах. Однако все эти методы дорого стоят, и некоторые правительства и компании не желают тратить на них деньги. В будущем только экономное использование энергии, очистные сооружения на заводах и сокращению количества автомобилей помогут уменьшить кислотное загрязнение.

Проблема 4. Загрязнение гидросферы

Кислотные дожди в значительной степени нарушают естественные процессы в озерах и реках. Однако существуют также другие виды загрязнений. В некоторых городах и поселках до сих пор сбрасывают в реки или море неочищенные сточные воды; иногда спускают туда и ядовитые промышленные отходы.

Вследствие этого погибает рыба и другие водные обитатели. У 50% рек и ручьев вскоре совсем не останется жизни. Промышленные отходы, например отвалы пустой породы возле угольных шахт, тоже представляют собой огромные свалки. Существуют также ядовитые отходы, которые иногда зарывают в землю, а это не всегда безопасно, потому что яд смешивается с подземными водами. А зараженная вода легко может отравить большие площади земли, поскольку зараженный ручей попадает в реку, протекающую по значительной территории. Достигнув моря, ее воды разносятся течениями еще дальше. Химические промышленные отходы, пестициды и удобрения, которые применяют на фермах,— все это смывается в реки и становится пищей

для бактерий. При этом бактерии потребляют и кислород, растворенный в воде, в результате чего рыба и водные животные начинают задыхаться. В некоторых местах неочищенные сточные воды сливают в реки и моря, они становятся причиной заболеваний как животных, так и людей.

Морским жителям сильно вредят перевозки нефти в танкерах - часто нефть разливается, уничтожает все живое.

Проблема 5. Парниковый эффект

Некоторые газы, содержащиеся в атмосфере, препятствуют солнечному теплу, отраженному от земной поверхности, выход в космос. Они получают его точно так же, как стены парников. Вот почему это явление называют парниковым эффектом. Однако, если количество этих парниковых газов увеличится, на Земле может стать слишком тепло.

Читайте также: