Осеева почему конспект урока

Обновлено: 20.05.2024

Автор: Кошман Марина Ивановна

Организация: МБОУ СОШ №55

Населенный пункт: Краснодарский край, ст-ца Старонижестеблиевская

Однако мы живем в мире цифровых технологий и от этого нельзя убежать и спрятаться, наши дети должны адаптироваться именно к этому миру. Социальные сети открыли для нас возможность общаться друг с другом быстро и часто. Конечно, разные дети находятся на разных уровнях интеллектуального развития, малыши, пришедшие в школу, еще ничего не умеют. А значит, работа взрослых помочь ребенку адаптироваться к новым условиям обучения.

Поэтому со 2 класса обязательно знакомлю сначала родителей, а затем и детей работе в программе ZOOM. Сейчас разработано множество простейших инструкций для работы в программе как для педагогов, так и для учащихся (родителей). Но не все взрослые могут быстро овладеть необходимыми приемами работы в данной программе, важно научить детей.

Цель: формирование правильной читательской деятельности через знакомство с рассказом В.Осеевой “Почему?”

- научить детей отыскивать в произведении глубинный смысл – главную мысль;

- развивать речь, логическое и критическое мышление, способствовать к вдумчивому чтению литературного произведения;

- воспитывать у детей положительные качества характера: честность, справедливость.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие этических чувств, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение

Регулятивные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; саморегуляция;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Познавательные:

  • использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

Коммуникативные:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Оборудование для учителя: мультимедийная презентация, проектор, экран,

Ход урока

I. Организационный момент

В начале нашего урока хочу предложить одно высказывание


Слайд 2

- Согласны ли вы с этим высказыванием?

- А вы как думаете, чем полезно чтение?

II. Мотивация к учебной деятельности

-Разрешение многих проблем дети находят в книгах. Перед вами детские писатели. Кто назовет их имена? Слайд 3

- Я просила вас узнать интересные факты из биографии В. Осеевой.

Все рассказы В. Осеевой учат вежливости, честности, уважению к людям.

( слайд 4) Здесь зашифровано название произведения, над которым мы будем работать на уроке.


IV. Постановка учебной задачи

(слайд 3 ) Пользуясь опорными словами, поставьте задачи.

Познакомиться … (с новым произведением)

Учиться …(находить главную мысль текста, выразительно читать)

Проанализировать …(поступки героев)

А ещё сегодня обсудим проблемы, которые В.Осеева поднимает в своём произведении, и подумаем, как надо вести себя в подобных ситуациях.

V. Открытие нового знания. Первичное знакомство с текстом, анализ

1. Знакомство с текстом

А)Создание проблемной ситуации

(когда хотят выяснить причину)

– Как вы думаете, о чем спрашивает нас автор? (Предположения учащихся.)

- Ребята, сядьте удобнее. Постарайтесь не только услышать, но и увидеть, и почувствовать.

Б) Чтение первой части рассказа.

- Почему мальчик повёл себя именно так? (Мальчик сильно испугался, это была папина чашка.)

- Почему так сильно расстроилась мама?

В) Читаем текст до второго вопроса (с. 97 – 99.) (Читают дети цепочкой)

– Как вы считаете, мама догадалась, кто разбил чашку? Ведь она была на кухне и ничего не видела. (Да, взрослые всегда могут догадаться, что их обманывают.)

– А в произведении есть слова, по которым мы можем понять, что мама догадалась? (Лицо у мамы потемнело. Когда она сидела за столом, то о чем-то думала. А когда ее сын снова говорит, что чашку разбил не он, а Бум, ее лицо, шея и уши стали розовыми.)

– А пыталась ли она помочь сыну сказать правду? Найдите в тексте. (Она повторяла два раза: "Ты очень испугался?" А потом: " Если ты нечаянно. ")

– Вы, наверное, заметили, что мама не ругает сына, не кричит. Но она принимает решение, которым ставит сына перед выбором. Что это за решение? Найдите в тексте. (Она сказала сыну, что Бум больше не придет в комнату, что он будет жить в будке.)

– Легко ли было маме принять такое решение? (Нелегко, ведь и она любит Бума!)

– Как вы думаете, почему мама выгнала Бума? (Она хотела, чтобы сын признал свою вину.)

– Как чувствовал себя мальчик?

- Предположите, как будут развиваться дальнейшие действия?

Г) Чтение 3 части произведения учителем

– Почему мама не ложилась спать? (Мама ждала, что сын признается, что это он разбил чашку.)

– Герой признаётся, что чашку разбил он, а не Бум. А почему мальчик все-таки признаётся? Что не давало ему покоя? Что его так мучило? (Совесть не давала ему покоя.)

– Найдите в тексте слова, подтверждающие ваш ответ. («На сердце тяжело", "мурашки пробегали по спине", "вина становилась все больше", "кусал ногти", "утыкался лицом в подушку", "не мог ни на что решиться".) cтр. 99,100, 101(внизу)

- Именно совесть, которая живет в сердце человека, подсказывает, как правильно жить и правильно поступать. Я думаю, что в жизни очень важно научиться прислушиваться к голосу совести.

- Зачем автор приводит описание природы?

(Автор с помощью описания природы перед грозой передает чувства мальчика в этот момент, его переживания.)

VI.Работа слайд 5

1. -Ответьте на вопросы

- Попробуйте дать ответ Буму.

- Бум, тебя выгнали во двор, потому что….

- Попробуйте дать ответ маме от имени сына.

- Мама, я не сказал тебе правду, потому что….

- Попробуйте дать ответ сыну от имени мамы.

Я очень обрадовалась тому, что…

2. -Восстановите последовательность событий в рассказе

Бум один на крыльце.

Мальчик и собака.

У каждого своё почему.

Чашка разбилась.

Бум наказан.

Мальчик признался.

3. Собери пословицы

• От человека утаишь, а от совести не утаишь.

• Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

• Ошибайся, да сознавайся.

• Добрый человек добру и учит.

– Выберите из них ту, которая выражает главную мысль текста.

VII. Подведение итогов.

- Говорит ли автор прямо, как надо себя вести? (Нет.) Осуждает ли мальчика? (Нет).

- Значит, главная мысль была скрыта от нас? Как же мы её увидели? (Внимательно вчитывались в рассказ, разбирали его).

-О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор?

(из слов нужно выбрать те, которые подходят к тексту)

Взаимопонимание

Сострадание

Грубость

Уважение

Совесть (чувство нравственной ответственности за свое поведение перед другими людьми)

Честность

Доброта

Ответственность

Бесчеловечность

VIII. Рефлексия

- Чему научил вас урок?

Сегодня я узнал…

Я почувствовал, что…

У меня получилось…

Урок дал мне для жизни…


IX.Домашнее задание.

1. Чтение рассказа родителям. Узнайте их мнение об этом произведении. Дай совет главному герою, используя пословицы;

2. Нарисуй иллюстрацию к рассказу

Изобрази с помощью рисунка настроение главного героя до признания маме и после признания .

Урок литературного чтения. УМК "Школа России". Тип урока:закрепление знаний и способов действий. Цель: продолжить знакомство с творчеством В.Осеевой, развивать умения прогнозировать текст.

ВложениеРазмер
Урок литературного чтения 2 класс. В.Осеева "Почему?" 2.21 МБ
Презентация В.Осеева "Почему? 1.59 МБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 2 КЛАСС

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЗВЕРЕВА С.Н.

Урок литературного чтения 2В класс

Тип урока: закрепление знаний и способов действий.

Учитель: Зверева С.Н.

Продолжить знакомство учащихся с произведением В. Осеевой, развивать умения прогнозировать текст.

- Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.

- Показать, что в центре самого произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.

- Воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки.

портрет В.А. Осеевой, карточки с планом текста, презентация.

Универсальные учебные действия.

-В оспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение

- Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

- Уважать мнение одноклассников.

- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.

-Способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания, способа действий

- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

-Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

-Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

-Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

- Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

-Сравнивать и группировать объекты по нескольким признакам; находить части текста; самостоятельно выстраивать их в нужной последовательности.

- Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

совершенствовать умение работать с текстом, формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы.

-Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

-.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

-Читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное.

- Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

І. Организационный момент. Психологический настрой.

- Ребята, я рада вас видеть в хорошем настроении. У нас сегодня много гостей. Очень хочется, что бы мы оставили сегодня о себе хорошее впечатление. Улыбнитесь друг другу, как улыбается солнышко. Повернитесь к гостям, улыбнитесь им. Ребята, пошлите нашим гостям часть своего и солнечного тепла.

- Я желаю вам сегодня добра,

А если вам будет трудно,

ІІ. Актуализация знаний.

Однажды предрассветною порой

Три мудреца склонились надо мной;

И я спросила их, поднявши веки:

«Конечно, разум, - первый мне ответил:

С ним каждый путь и правилен и светел.

Я поклонилась, голову склоняя.

Второй ответил: «Воля на пути,

Который нужно с гордостью пройти,

Я поклонилась в пояс мудрецу.

«Да нет, не то – заволновался третий,

Дослушайте, что строго он ответил:

«Невелика моя об этом повесть:

- Дайте, объяснение значения слова совесть.

- Что такое совесть?

- Нужна ли совесть человеку?

- Что значит поступать по совести? (честно, откровенно, чистосердечно).

- Когда совесть чиста?

- Я предлагаю обратиться к словарю. Прочитайте, что обозначает слово СОВЕСТЬ.

Совесть - способность человека к различению добра и зла,

сознание добра и зла.

- Сегодня, ребята, мы продолжаем работу над рассказом, с которым познакомились вчера.

- Кто автор этого произведения?

- Как называется произведение? 6 слайд.

- Давайте попробуем предположить о том, чему будет посвящен этот урок.

(Мы будем читать, пересказывать текст, обсуждать поступок мальчика, почему он поступил так, а не иначе)

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

- Понравился тебе рассказ?

- Не знаю. Я о нем не думала.

- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать.

Гимнастика для глаз.

ІV. Проверка домашнего задания.

- Оцените свою работу. Если у вас всё получилось – выберите красный цвет, если были недочёты в работе – зелёный, если многое не удалось – синий.

V. Осознание изученного материала.

- Что однажды случилось с мальчиком? (стр. 96-97)

  1. Как мама отреагировала, услышав звон разбитой чашки.

Читают по ролям (стр.97)

  1. - Как вы думаете, он обманывал раньше? Как он выглядел в этот момент? ( Тихонько сполз, опустил глаза, колени дрожали, язык заплетался, уши горели)
  2. - Почему мальчик не признался маме сразу?

(Сильно испугался, чашка была папина, а в семье после смерти отца берегли каждую его вещь. Чашка была дорога и маме и сыну).

  1. - Как вы думаете, мама догадалась, кто разбил чашку?

Пыталась ли мама помочь сыну сказать правду?

  1. – Что испытывал мальчик? (Мальчик испытывал тревогу, страх, переживания, мучение совести)
  1. - Как вы думаете, почему автор приводит описание природы?

(Все, что накопилось в природе перед дождем, вырывается наружу, начинается дождь. Все, что накопилось в душе мальчика, тоже вырывается наружу. Герой признается, что чашку разбил он, а не Бум. Совесть не давала ему покоя. Таким образом, описание природы помогает сильнее почувствовать переживания мальчика). 10 слайд.

  1. - В подтверждении этой мысли я предлагаю вам следующее задание.

11 слайд. Перед вами незаполненный кластер, ключевым словом которого является слово ПРИРОДА. Работая с текстом в учебнике, заполним недостающие звенья кластера (стр.100-101)

10. - Подведем итог.

- Оцените свою работу. Если у вас всё получилось – выберите красный цвет, если были недочёты в работе – зелёный, если многое не удалось – синий.

13 слайд. Физминутка

VI. Работа в группах.

(Тексты прочитывают, называют разницу, показывают)

Вывод: важность каждого слова или знака в рассказе для понимания качеств личности героя, его состояния.

- Оцените свою работу. Если у вас всё получилось – выберите красный цвет, если были недочёты в работе – зелёный, если многое не удалось – синий.

VII. Творческая работа.

Обозначь на палитре цветом своё отношение к главному герою. Обоснуй свой выбор.

Начало рассказа Конец рассказа

Ученики: Сначала мальчик нам не понравился, потому что по его вине страдал Бум. Отношение к нему в начале рассказа мы обозначили желтым цветом. Нам его было жалко. Красным – потому что мы гневались на него. А теперь я думаю, что у героя сильный характер, потому что он смог сказать маме правду. Мальчик не смог бы жить спокойно, зная, что Буму плохо из-за него. На второй палитре мы обозначили красный цвет. Мы рады, что мальчик сознался маме. Оранжевый – мы им восхищаемся и уважаем. Зеленый – Бум теперь в безопасности.

VIII. Итог урока.

- Что живёт в душе мальчика? ( совесть)

Вывод: - Произведения В.Осеевой проникнуты огромным желанием научить детей различать добро и зло в своём сердце. Именно совесть, которая живет в сердце человека, подсказывает, как правильно жить и правильно поступать. Я думаю, что в жизни очень важно научится прислушиваться к голосу совести.

Выставка книг. – Ребята, перед вами выставка книг В.А.Осеевой. Обязательно прочитайте эти книги. Уверена, они вам очень понравятся.

- Сейчас, каждый из вас должен задать себе вопрос:

- Чему я научился на этом уроке?

- Смогли ли мы с вами ответить на главный вопрос Почему?

- Какой урок вынес мальчик из этого случая? А вы?

Если вы сегодня были честны сами с собой, честно трудились, закрасьте в листе достижений красным цветом квадратик, если работали не в полную силу – зелёным, не старались – синим.

Цель: формирование умения определять главную мысль изучаемого произведения с помощью наблюдений за выразительными средствами, используемыми писателем, на основе знакомства с рассказом В.Осеевой “Почему?”

  • расширить сведения о жизни и творчестве В. Осеевой и познакомить с её произведением “Почему?”;
  • актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом;
  • развивать самостоятельное мышление, умение сравнивать, анализировать, речь, память, внимание;
  • расширять кругозор;
  • развивать коммуникативную культуру ребенка и коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
  • формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им
  • воспитание чуткого отношения к живой природе
  • обогащение нравственного опыта младших школьников
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
  • воспитывать гуманное отношение к животным.
  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • осознание значимости чтения для личного развития;
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; саморегуляция;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Оборудование для учителя: авторская мультимедийная презентация, проектор, экран, выставка книг В. Осеевой, карточка с названием рассказа “Почему?”.

Для учащихся: учебник “Литературное чтение: любимые страницы: учебник для 3 класса.Ч.1” ( О.В.Кубасова) Смоленск, “Ассоциация XXI век”, Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д. “Моя шкатулка” , Справочник по литературному чтению. – Киров: ООО “Кировская областная типография”, 2010., рабочие листы к уроку, 4 палитры для групповой работы.

Предварительная подготовка: учитель заранее подбирает книги изучаемого писателя, готовит информационно-коммуникативное сопровождение урока.

Используемые сокращения: (л) – личностные, (р) – регулятивные, (к) – коммникативные, (п) – познавательные.

При встрече здороваться:

“Доброе утро!” Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам.

1. Рассмотри обложки. Используя фамилии авторов и иллюстрации, вспомни названия произведений. Подумай, как определить фамилию нового автора.

Ученики: По прочитанным словам я вспомнил названия произведений Н. Носов “Фантазеры” и А. Дорофеев “Укушенные”. Из выделенных букв я составил фамилию нового автора – В.А. Осеева.

Учитель: Назовите первую часть темы урока.

Ученики: В.А Осеева.

Учитель: Впишите фамилию автора в верхний прямоугольник.

Учитель: Чтобы определить вторую часть темы урока, выполним 2-е задание.

У: Впишите название произведения в нижний прямоугольник.

Учитель: Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова, поставьте цель на урок.

  • расширить сведения о Ж и Т … …;
  • познакомиться с произведением… … “ … ”;
  • учиться . … “ … ”.
  • расширить сведения о жизни и творчестве В.А. Осеевой;
  • познакомиться с произведением В.Осеевой “Почему?”;
  • учиться анализировать произведение “Почему?”.

Учитель: Начнем работу над первой частью цели урока.

Информация об авторе

Валентина Александровна Осеева родилась в Киеве в 1902 году.

В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет института, но ее мечта не сбылась. Она начала трудится в трудовой коммуне для беспризорных детей. Оказалось, её настоящее призвание – воспитывать детей.16 лет она проработала воспитательницей с “трудными” детьми в детских домах, помогая вернуть осиротевшим детям радость детства.

Для своих воспитанников она часто сочиняла рассказы, пьесы, сказки, придумывала для них игры. Своим творчеством и личным примером писательница учила детей быть добрыми, честными и благородными.

Учитель: Дополним мой рассказ о В.А. Осеевой, прочитав сведения из рубрики задания № 3 “В гостях у автора” на рабочих листах.

Умение излагать свое мнение (л).

Активное использование речевых средств (п).

Учитель: Рассмотрите внимательно запись. Какие слова вы составили?

Ученики: ЧЕРЕПКИ, БРАНИТЬ. (Учитель открывает карточки со словами на доске: ЧЕРЕПКИ, БРАНИТЬСЯ)

Учитель: Как вы их прочитали?

Учитель: Объясните значение слова ЧЕРЕПКИ. (Заслушиваются версии детей.)

Учитель: Уточним значение слова в словаре. Черепки – обломки разбитого глиняного фарфорового изделия.

Овладение логическими действиями: установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений (р).

– Подтвердились ли ваши предположения?

Ученики: Мы познакомились с рассказом.

  • Признаки рассказа
  • Повествование о реальных событиях.
  • Небольшой объём.
  • Немного действующих лиц.

Учитель: Прочитаем рассказ еще раз с дополнительным заданием. При чтении подчеркивайте слова, значения которых вам непонятны.

Учитель: – Объясните значение выражения “отдавали её увеличивать”.

Ученики: Увеличить -сделать большего размера.

– Объясните значение выражения “мурашки пробегали по спине”.

Учитель: Проанализируем текст, выполнив задание № 5 на листочках. Прочитаем его.

Ученики: Прочитай вопросы. Исправь ошибки. Задай вопросы одноклассникам.

Учитель: чтобы ответить на вопросы, прочитаем первую часть рассказа.

Перечитывание 1 части. Ответы на вопросы.

1)Что однажды случилось с мальчиком?

Мальчик случайно разбил за обедом папину чашку. Маме в этом не сознался, свалил вину на собаку. Из-за этого мама выгнала собаку во двор и запретила ей заходить в дом. После долгих терзаний мальчик сознался в проступке. Бума вернули в дом.

2)Почему мальчик признался маме сразу?

Ученики: Мальчик сильно испугался. Чашка была папина, а в семье после смерти отца берегли каждую его вещь. Чашка очень была дорога маме и сыну.

3)Как ты думаешь, он обманывал раньше?

Ученики: я думаю, что мальчик раньше никогда не обманывал. Он не встал из-за стола, а “Тихонько сполз”, он понимает, что натворил и встает неуверенно и боязливо.

Читают со слов: “Послышался звон……” до слов “Он немножко подпрыгнул и …лапами…”

Учитель добавляет карточки: “Колени у меня дрожали, язык заплетался”, “Уши мои горели”

4)Как автор относится к своему герою? Докажи словами текста.

Формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (л).

Ученики: В этом вопросе есть ошибка. Мальчик разбил чашку, поэтому вопрос будет таким:

Как ты думаешь, мама догадалась, кто разбил чашку?

Учитель: Взрослые всегда могут догадываться, что их обманывают. Она знает, что чашку разбил сын. Это понятно по ее внешнему виду.

Учитель: Найдите в тексте, как автор описывает внешность мамы в этот момент.

Ученики читают отрывок со слов “Лицо у мамы потемнело….. до слов “Я молчал”.

7) Легко ли было маме принять решение, что Бим будет жить в будке?

Ученики: Маме тяжело принять такое решение, Этим решением мама ставит сына перед выбором. Маме нелегко, она очень любит собаку, Бума тоже любил отец, которого пес так и не дождался.

8) Зачем автор приводит описание природы?

Ученики: Автор с помощью описания природы перед грозой передает чувства мальчика в этот момент, его переживания.

9) Какие краски В. Осеева использует для этого?

Учитель: Как об этом пишет автор?

Учитель добавляет на доску слова:

  • “на сердце тяжело”,
  • “мурашки пробегали по спине”,
  • “вина становилась больше”,
  • “кусал ногти”,
  • “не мог ни на что решиться”,
  • “утыкался лицом в подушку”

11) Какие краски выберете, чтобы изобразить душевное состояние главного героя?

Учитель: При ответе можете пользоваться цветовыми схемами справочника “Моя шкатулка” на стр. 3.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

Учитель: выполнять задание вы будете в группах. Каждая группа получает 2 палитры. (Приложение 3) На одной вы обозначите свое отношение к главному герою в начале рассказа, а на другой – в конце рассказа. При этом подготовьтесь обосновать выбор цвета.

а) составь характеристику главного героя рассказа “Почему?”, используя вопросительные слова задания №2;

б) дай совет главному герою, используя пословицы;

  • От человека утаишь, а от совести не утаишь.
  • Нечистая совесть спать не дает.
  • Ошибайся, да сознавайся.
  • Где правда, там и счастье.

– Выберите из них ту, которая выражает, какой урок вы вынесли для себя, познакомившись с произведением В.А.Осеевой “Почему?”.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата проведения урока: 09.03.2017

1. Обучающая:

формировать умение осмысленного, вдумчивого чтения;

учить детей чувствовать эмоциональный тон произведения;

различать особенности самого жанра (достоверность событий, подлинность переживаний);

выявлять характеры героев.

2. Развивающая:

развивать монологическую речь учащихся, умение сравнивать,

анализировать, обобщать прослушанное, прочитанное.

3. Воспитывающая:

устанавливать психологический и эмоциональный контакт с детьми;

воспитывать интерес к чтению ;

воспитывать положительное отношение к окружающему миру, людям;

способствовать воспитанию чувств: сострадания, сочувствия, сопереживания;

учить детей анализировать своё поведение через поступки литературных персонажей.

Задачи урока:

сделать текст личностно значимым для ребенка: разбудить мир его переживаний,

создать условия для сравнительного анализа себя с героями произведения;

учить детей по проявлениям воссоздавать характер героев рассказа, отслеживать развитие этого характера;

обсудить название рассказа с точки зрения его соответствия смыслу и главной идее произведения.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

Установление причинно – следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Коммуникативные УУД:

Личностные УУД:

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

наличие мотивации к творческому труду.

Средства обучения :

технические:

рабочее место учителя, оснащенное ПК и проектором;

портрет В. Осеевой, карточки с датами и названиями произведений В. Осеевой;

здоровье сберегающие:

Методы организации учебно-познавательной деятельности :

-словесный (беда, рассуждения),

-наглядный (слайды, клип-слайды, изобразительная наглядность),

-исследовательский (изучение справочной литературы по теме),
-практический (рисунки по произведениям В.Осеевой),

-репродуктивный (воспроизведение знаний о героях произведений В.Осеевой),

-частично-поисковый (установление причинно-следственных связей факторов окружающей среды и жизнедеятельности детей),

-стимулирование и мотивация интереса к учению (самореализация учащихся в творческой и общественно значимой работе по использованию литературоведческих знаний),

-наблюдение (непосредственное, целенаправленное восприятие новых знаний посредством органов чувств).

1. Организационный момент.

Цветотерапия.

Психологическая установка на урок:

Я в школе на уроке,

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание мое растет,

Я, как разведчик, все замечу.

Память моя крепка,

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться,

Я очень хочу учиться.

Я готов к работе.

Эмоциональный настрой:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

-Доброе утро! - солнцу и птицам.

-Доброе утро!- приветливым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро пусть длится до вечера!

2 . Этап актуализации субъектного опыта учащихся

- Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по страницам любимых книг В.Осеевой.

Внимательно рассмотрите портрет писательницы, что вы можете сказать об этом человеке?

Ученики. Внимательный взгляд, добрые, детские глаза.

Какие ассоциации возникли?

Ученики . Умеет смотреть глазами ребенка на мир.

В. Осеева - писательница- рассказы - о детях –заставляют задуматься)

Что вы помните о творчестве В.Осеевой?

(Презентация слайдов о жизни и творчестве В.Осеевой)

1.ученик : В. А. Осеева родилась 15 (28) апреля 1902 года в Киеве в семье инженера. По окончании средней школы училась до 1923 года на актерском факультете Киевского института им. Н. В. Лысенко, однако не закончила учебу. После семья переехала в Москву.

2.ученик : В 1924—1940 годах работала педагогом и воспитателем в детских коммунах и приёмниках для беспризорных детей. Во время эвакуации в годы Великой Отечественной войны работала воспитательницей в детском саду в Башкирской АССР.

Затем были написаны сборники рассказов для детей:

Рассказ учителя о писателе - Творчество детской писательницы Валентины Александровны Осеевой проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Каждый из её коротких рассказов глубоко проникает в душу читателя, заставляет задуматься. Работая воспитателем беспризорных детей, В. Осеева понимала, как важно напитать их души светлыми, добрыми мыслями и чувствами, дать твердые нравственные ориентиры. Именно для этих трудных ребят были написаны её первые сказки и рассказы, которые впоследствии завоевали сердца многих юных читателей.

Произведения В. Осеевой помогают увидеть, что такие болезни души как эгоизм, жадность, злоба и предательство отравляют жизнь больше, чем внешние неприятности. Написанные легким, интересным стилем, они принесут ребенку немало пользы и обогатят его внутренний мир добрыми, светлыми впечатлениями.

А Вы , ребята, знаете, что такое сочувствие? Когда вы его проявляли?

Обратимся к толковому словарю:

1. Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

2. Одобрительное, благожелательное отношение.

Произведения В. Осеевой помогают увидеть, что такие болезни души как эгоизм, жадность, злоба и предательство отравляют жизнь больше, чем внешние неприятности. Написанные легким, интересным стилем, они принесут ребенку немало пользы и обогатят его внутренний мир добрыми, светлыми впечатлениями.

Книги В. Осеевой стали нашими добрыми и умными друзьями. Они рассказывают нам много забавных и интересных, поучительных историй .

Посмотрите внимательно на выставку. Дайте название выставке книг.

(Книги В. Осеевой. Книги о мальчишках и девчонках. О наших сверстниках)

(Показ слайдов с героями произведений В.Осеевой)

Определите, из каких произведений Н. Носова взяты эти строки:

1. - Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие? ( «Синие листья)

5. Спрашивают женщины старичка:

- Ну что? Каковы наши сыновья?

А теперь предлагаю вам проверить, как вы знаете рассказы В.Осеевой

Попробуйте узнать их названия, если первые буквы такие:

- Молодцы ребята, почти все узнали рассказы.

3. ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

2. Этап освоения новых знаний .

Введение в тему:

- А вот название следующего произведения попробуйте отгадать сами.

На доске слоги: у ч о п е м (Составление слова в группах).

По окончании игры, ученики высказывают предположения о том, как будет называться новое произведение.

Какое слово получилось?

- Ребята, а когда произносят это слово?

А теперь посмотрим в толковый словарь, как там объясняется это слово.

- О чем может идти речь в рассказе с таким названием?

- Кто, как вам кажется, будет главным героем рассказа?

- Вспомнив начало урока, предположите, что произойдёт с героями?

3. Работа над новым материалом.

1. Первоначальное восприятие произведения.

(Презентация клип - слайдов по новому произведению)

- Вы посмотрели и прослушали рассказ. Наши предположения были правильными о характере произведения?

- Грустный или веселый рассказ?

- Какие чувства вы испытали, когда слушали произведение?

- Могла ли такая история произойти с вами?

- Кто главный герой произведения?

- Что можно сказать о нем?

(Мальчик поступил плохо, свалив вину за разбитую чашку на собаку)

- Что можно сказать о характере героя?

- Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

(Перечитать внимательнее рассказ)

- Немного отвлечемся от нашей интересной работы. Сделаем физкультурную паузу.

4. Вторичное осмысленное чтение произведения детьми. Работа с текстом.

Чтение по ролям.

-Понравилась ли вам рассказ?

-Давайте мы с вами сейчас побываем в роли героев.

-Сколько будет ролей в рассказе? (автор, мама, мальчик).

-Каждая группа выберет, кто будет читать за автора, маму, мальчика.

-Каждая группа читает свой отрывок.

Работа с текстом в группах.

План-задание для 1 группы:

1). Прочитайте текст по цепочке

2). Прочитайте, как мальчик разбил чашку. Как он вел себя при появлении мамы.

3). Прочитайте отрывок по ролям.

План-задание для 2 группы:

1). Прочитайте текст по цепочке

3). Прочитайте отрывок по ролям.

План-задание для 3 группы:

1). Прочитайте текст по цепочке

2). Прочитайте, что происходило ночью?

3). Прочитайте отрывок по ролям

-Подумайте, кто из героев проявил сочувствие и когда?

- Как сам мальчик объясняет причину обмана?

-Почему мама не наказала сына сразу?

-Как бы вы поступили в подобной ситуации?

- Как вы думаете, можно ли считать этот рассказ поучительным? Почему?

5. Самостоятельная работа в тетради с последующей взаимопроверкой .

-Узнали вы что новое сегодня на уроке?

- А сейчас попробуйте оценить свои успехи на уроке, поднимите вверх нужный вам смайлик (они лежат на партах):

Красный – получилось отлично,

Зеленый - получилось хорошо,

Желтый – не все задания выполнил так, как хотел,

- У кого появилось желание еще раз прочитать этот рассказ, посмотреть книгу?

- Что особенно понравилось на уроке и почему?

7. Домашнее задание.

Разделите на части и озаглавьте каждую часть.

Самые трогательные эпизоды подготовьте для чтения по ролям. (По желанию.)

Выполните творческое задание в тетради (нарисовать иллюстрацию).

8. Итог урока .

- Чему может научить это произведение?

(Ответы – рассуждения детей)

- А как автор относится к своему герою? Можно сказать, что он сочувствует мальчику?

- Плохой поступок оставляет след в жизни человека.

Важно научиться вовремя исправлять свои ошибки, отвечать за свои поступки. Разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо нам помогают рассказы В. Осеевой.

- Урок окончен, а если вы хотите узнать новые поучительные истории - читайте книги В.А. Осеевой.

Спасибо за активную работу на уроке.

9. Оценивание учащихся.

Сегодня хорошо рассуждали: ………

Самоанализ урока в свободной форме.

На уроке удалось реализовать элементы личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов. Работа с текстом велась в рамках поисковой деятельности. Была предоставлена возможность по формированию личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий. Велась работа над смысловым чтением и работа с информацией для формирования библиографической культуры школьника. На уроке литературного чтения в процессе общения с художественной литературой ученики познакомились с общечеловеческими ценностями, с системой духовно-нравственных представлений человека, учились соотносить свои поступки и поступки героев литературного произведения с нравственно-этическими нормами. Дети эмоционально отзывались на прочитанное, пробовали высказать свою позицию и точку зрения и при этом учились уважать мнение собеседника. Общение с рассказом В. Осеевой помогло им осознать себя и как читателя, и как человека, расширить культурный кругозор. Вопросы не требовали однозначного ответа, а были проблемными, давали возможность размышлять и требовали обращения к тексту произведения.

Осуществлялась эмоционально-личностная децентрация на основе отождествления ребенком себя с героями произведения, соотнесения позиций, взглядов, мнений. На уроке литературного чтения задачи развития речи и обучение навыку чтения имели предметный и метапредметный уровни и решались комплексно: работа над техникой и выразительностью чтения связана воедино со смысловым анализом текста, творческой речевой деятельностью ученика. Литературный анализ текста помог углубить понимание его смысла, позволил понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: научить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание текста; развивать восприятие, память, внимание, навыки выразительного чтения; сформировать навык сравнения и анализа; прививать интерес к информации, извлекаемой из текса; воспитывать любовь к природе.

Дата 28.02.17

Тема: В.Осеева "Почему?"

Задачи: научить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание текста; развивать восприятие, память, внимание, навыки выразительного чтения; сформировать навык сравнения и анализа; прививать интерес к информации, извлекаемой из текса; воспитывать любовь к природе.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

2. Проверка домашнего задания.

3. Актуализация опорных знаний.

Речевая разминка (на доске плакат со словами):

"Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно".

-Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово.

-О чем скороговорка? (О том, как нужно правильно говорить)

-Какие слова надо выделить? Это должны быть самые важные слова (расстановка логических ударений)

-Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова.

-Прочитайте в ускоренном темпе выделяя слова.

Сейчас вы зачитали эссе о своих друзьях. Скажите, а кто еще может быть вашим другом?

-Чтобы ответить на этот вопрос отгадайте загадку:

Белый хвост, черный нос

Наши тапочки унес

В уголок под кровать

И не хочет отдавать. (собака)

Поперек крылечка лег

Лохмоногий наш замок.

Но и ночью он, и днем

Чужаков не пустит в дом. (собака

-Скажите почему собаку считают другом человека?

Сегодня мы прочитаем рассказ В.Осеевай "Почему?", где одним из главных героев является собака.

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

1.Вводное слово учителя о писательнице:

Осеева Валентина Александровна (1902-1969). В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет Института им. Н.В.Лысенко в Киеве. Однако все изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск. В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание - воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Мать будущей писательницы была в числе организаторов в 1924 году коммун и колоний для обездоленных детей.

Словарная работа.

Черепки - обломки разбитого керамического изделия.

Бахрома - ряд свисающих нитей и кистей для обшивки чего-нибудь.

2. Зачитайте слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:

Первичное чтение рассказа учителем с остановками для большего осмысления учащимися.

-Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?

-От чьего имени идет повествование в рассказе?

Физкультминутка.

Первичная проверка понимания.

Повторное чтение рассказа.

Работа по вопросам. На сколько частей можно разделить рассказ? (на 2 части)

Вопросы к 1 части:

С чего начинают разворачиваться события в рассказе?

Что произошло в столовой?

Как вы понимаете выражение "тихонько сполз со стула","сердце у меня замерло"?

Признался ли мальчик в содеянном?

Расстроилась ли мама? Почему?

Как мама наказала Бума?

Почему мальчику было стыдно и что его мучило?

Какое отношение вызывает главный герой повести?

Вопросы ко 2 части:

Где оказался Бум в результате наказания?

Прочитайте отрывок, в котором говорится об изменении природы.

С чем связано такое настроение природы? (с настроением мальчика)

когда мальчик решил сознаться в содеянном?

Что не давало ему покоя? Что его так мучило? (совесть)

Как отреагировала мама?

Скажите, изменилось ли ваше отношение к главному герою?

5. Закрепление знаний и способов действий .

Работа в тетради.

-Письменно ответьте на вопросы.

1. Выберите правильный ответ на вопрос :"Почему мальчик признался?"

Читайте также: