Реформы ивана грозного конспект урока 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады

Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады


Учитель берёт небольшую психологическую паузу.

Ученики настраиваются на рабочий лад.

- Как вы думаете, какому Ивану Васильевичу посвятил М.Ю.Лермонтов эти строки? (Ивану Васильевичу Грозному)


-Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего нашего урока? (Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады.)

Подпишите ваш рабочий лист и внесите в него название темы.
Совершенно верно, на сегодняшнем уроке мы начнем разговор об одном из последних представителей династии Рюриковичей – Иване IV, получившем в истории прозвище Грозный.

  1. Елена Глинская и боярское правление.
  2. Личность Ивана IV.
  3. Венчание на царство.
  4. Реформы Избранной рады.

В истории нашей страны много периодов, которые являются очень поучительными. На протяжении ещё 3-х уроков мы будем с вами знакомиться с периодом правления Ивана IV, и вы ответите на вопрос: “Почему в начале правления Ивана IV был реформатором, а в конце жизни кровавым тираном?”

Давайте вернёмся назад. И поговорим о Начале правления Ивана Грозного.

1. Боярское правление

Рассказ учителя: Иван родился в 1530 г.
Посмотрите на форзац учебника, назовите указанные годы правления Ивана (1533 – 1584 гг.)

Проверка выполнения задания 1.

воспитательная – воспитание нравственных качеств личности, аккуратности, формирование у учащихся стремления реализовать свои возможности и способности.

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся общее представление о личности Ивана Грозного.
  2. Определить содержание основных реформ ИванаIV.

Тип урока:урок изучения нового материала.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_reformy_ivana_groznogo.docx 53.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Реформы Ивана Грозного.

образовательная – знакомство учащихся с реформами Ивана Грозного, их значимость для России XVIвека;

развивающая – развитие умения критически мыслить, выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знания на практике;

воспитательная – воспитание нравственных качеств личности, аккуратности, формирование у учащихся стремления реализовать свои возможности и способности.

  1. Сформировать у учащихся общее представление о личности Ивана Грозного.
  2. Определить содержание основных реформ ИванаIV.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные вопросы урока :

1. Начало правленияИванаIV.

2. Реформы Избранной рады.

Основные понятия: Избранная рада, Земский собор, приказы, Уложение о службе.

Избранная рада – термин, введённый князем А. М. Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549—1560 .

Земский собор – это высшее сословно-представительское учреждение Русского царства с середины XVI до конца XVII века, собрание представителей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения политических, экономических и административных вопросов.

Приказы – органы центрального государственного управления в Русском государстве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства.

Уложение о службе – законодательный акт, определивший порядок службы в России XVI века.

Основные даты: 1533 – 1584 гг. – правление Ивана IV; 1547 г. – венчание Ивана Грозного на царствование; 1549 г. – первый Земский собор; 50 – е гг. XVI в. – реформы Избранной рады; 1550 г. – судебник Ивана Грозного.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, карта.

  1. Оргмомент: включает в себя приветствие учителем класса, проверку отсутствующих, готовность помещения к уроку.
  1. Изучение нового материала
  1. Начало правления Ивана IV.

Подходило к концу правление Василия III. Он умер в 1533 г., оставив наследником трехлетнего сына Ивана при регентше-матери Елене Васильевне (из рода князей Глинских). Вскоре, пять лет спустя, великий князь потерял и родительницу. Правитель-мальчик, наделенный умом смышленым, насмешливый и ловкий, с ранних лет чувствовал себя сиротой, обделенным вниманием. Окруженный пышностью и раболепием во время церемоний, в повседневной жизни во дворце он тяжело переживал пренебрежение бояр и князей, равнодушие и обиды окружающих. К этому прибавилась ожесточенная борьба за власть боярских группировок Глинских и Бельских, Шуйских и Воронцовых. Позднее, уже в зрелые годы, царь Грозный не мог забыть свои детские невзгоды: "Бывало мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем на постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не смотрит".

В такой обстановке рос великий князь. Уже в те годы в его характере формируются непривлекательные черты: пугливость и скрытность, мнительность и трусливость, недоверчивость и жестокость. Наблюдая сцены междоусобий и расправ, он и сам, взрослея, входит во вкус - отдает, например, своим псарям приказ затравить неугодного ему князя Андрея Шуйского.царь боярин налог реформа

Борьба бояр и княжат за власть продолжалась. Шуйских сменили Воронцовы и Кубенские, а их - Глинские, родственники великого князя по матери. Распри вельмож-правителей, разгул и притеснения вызвали общее недовольство крестьян, посадских людей, дворян, значительной части боярства и духовенства. С надеждой многие смотрели на Ивана IV. Когда он вошел в "возраст", его венчали на царство. В январе 1547 г., когда Ивану было 16 лет, его короновали в Успенском соборе Московского Кремля. По "чину венчания", составленному митрополитом Макарием, убежденным сторонником единодержавия московского государя, Иван Васильевич стал именоваться "царем и великим князем всея Руси". Его власть, как подчеркивалось, имеет божественное происхождение. Тем самым повышался авторитет российского правителя, род которого, как тогда считали московские политики, восходит к Августу, преемнику Юлия Цезаря. От имени последнего идет и титул "царь".

В следующем месяце молодой царь женился на Анастасии Романовне Юрьевой, дочери окольничьего Романа Юрьевича Захарьина-Юрьева. Новые родственники царя, появившиеся при дворе и получившие высокие чины и должности, митрополит Макарий, их сторонники из бояр и князей вскоре объединились против Глинских, возглавивших правительство. Представился и подходящий случай.

Летом 1547 г. в Москве вспыхнуло восстание. 21 июня огромный пожар почти дотла спалил деревянную столицу - сгорело 25 тысяч дворов, остались без крова 80 тысяч москвичей, почти все ее население, 1700 человек погибли.

Царь Иван, уехавший из-за пожара из Москвы, отсиживался в подмосковном селе Воробьеве (на Воробьевых горах). Сюда 29 июня явились восставшие, вооруженные чем попало, и потребовали у царя отдать им на расправу Анну и Михаила Глинских. Иван уговаривал прекратить восстание, уверял, что Глинских у него нет. Восстание привело к падению правительства Глинских и приходу к власти Захарьиных.

Создание

Состав

С другой стороны, некоторые историки отрицают существование Избранной Рады как учреждения, руководимого исключительно тремя вышеуказанными лицами.

Деятельность

Избранная рада просуществовала до 1560 года. Она проводила преобразования, получившие названия реформ середины XVI века.

Реформы Избранной рады:

  1. 1549 г. Первый Земский собор — орган сословного представительства, обеспечивающий связь центра и мест, речь Ивана IV с лобного места: осуждение неправильного боярского правления, объявление необходимости реформ.
  2. Судебник 1550 г. — развитие положений Судебника Ивана III, ограничение власти наместников и волостелей, усиление контроля царской администрации, единый размер судебных пошлин, сохранение права крестьян на переход в Юрьев день.
  3. Формирование приказной системы (реформы центрального управления): Судебник 1550 г. устанавливает систему приказного управления, основной каркас которой сохраняется до конца XVII в. Учреждаются приказы, обеспечивающие основные государственные нужды: Челобитный, Посольский, Поместный, Стрелецкий, Пушкарский, Бронный, Разбойный, Печатный, Сокольничий, Земские приказы, а также четверти: Галицкая, Устюжская, Новая, Казанский приказ.
  4. Стоглавый собор 1551 г. — унификация церковных обрядов, признание всех местночтимых святых общерусскими, установление жесткого иконописного канона, требования к улучшению нравов духовенства, запрет ростовщичества среди священников.
  5. Военная реформа 1556 г. — принято Уложение о службе: ограничение местничества на период военных действий, помимо конного поместного ополчения, организация постоянного войска — стрельцы, пушкари, единый порядок военной службы.
  6. В 1556 году была проведена реформа местного управления — отмена кормлений. Место кормленщиков заняли органы земского самоуправления — головы и целовальники. Наделение правами провинциального дворянства.

Реформы Ивана IV

Основное содержание реформы

Центрального и местного управления

Расширение состава Боярской думы

Кроме бояр и окольничих, в состав Боярской думы вошли думные дворяне и думные дьяки

Введение Земских соборов

Формирование сословно-представительной монархии

Создание приказной системы

Формирование новой системы центральных органов власти; укрепление центральной власти

Продолжение осуществления губной реформы

Завершение формирования системы территориально-административного деления

Упразднение института кормленчества

Вместо бояр-кормленщиков избирались земские старосты из местного дворянства, верхушки купечества и зажиточного крестьянства

Формирование корпуса военачальников и администраторов не увенчалось успехом из-за нехватки земель в центральных уездах

Установление нового оклада денежного жалования дворянам и нового порядка несения ратной службы (со 100 четвертей земли дворянин должен был выставить вооруженного воина с конем; за выставленных сверх этой нормы устанавливалось дополнительное вознаграждение)

Формирование стрелецких полков

Создание регулярного войска

Замена подворного обложения поземельным

Введение новой единицы налогообложения большой сохи

Введение единой рублевой пошлины и унификация системы мер и весов

Издание нового свода законов, закрепляющего и регулирующего основные правовые отношения

Ликвидирована привилегия монастырей не уплачивать подати в казну. Запрещено превращать в холопов детей боярских (дворян). Затруднялся переход крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день путем увеличения размера взимаемого с них пожилого.
Усилен контроль над судебной деятельностью наместников и волостелей в городах, уездах и волостях; наиболее важные судебные дела решали в Москве царь и Боярская дума.
На местах за судебным разбирательством наблюдали старосты и целовальники

Расширение пантеона русских святых.
Компромисс между светской и церковной властью, направленный на унификацию идеологической и духовной жизни русского общества

1 строка – одно слово – центральное понятие темы,

2 строка – три слова, прилагательные или существительные, характеризующие главное понятие,

3 строка – два слова, объясняющие суть происходящих событий,

4 строка – фраза, предложение или крылатое выражение, выражающее отношение автора к теме,

5 строка – слово (синоним), обобщающее или расширяющее смысл темы, итог темы.

Итоги урока: в ходе проведенного мной урока были достигнуты все поставленные цели. Учащиеся проявили большой интерес к данной теме, были внимательны и максимально сконцентрированы. Проявляли активность в ходе всего урока. Материал учащимися усвоен хорошо.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Реформы Ивана Грозного.

Презентация о реформах Ивана Грозного.


Разработка урока "Правление Ивана Грозного. Реформы 50-хгг. Опричнина."

эта разработка урока поможет учителю подготовиться к уроку по теме Иван Грозный.


Реформы Ивана Грозного

Конспект урока к учебнику "История России" 10 класс; авторы: И.Л. Андреев, И.Н. Данилевский, В.В.Кириллов; издательство "Мнемозина", М., 2011.

Россия в царствование Ивана Грозного. Избранная Рада и её реформы

Занятие по данной теме можно проводить как в компьютерном классе, где каждый обучающийся имеет возможность работать с презентацией самостоятельно, так и в кабинете с мультимедиа-проектором. Реал.


Конспект к уроку истории в 6 классе "Реформы Ивана Грозного"

Работа равскрывает содержание и значение преобразований Ивана Грозного( церковная реформа, судебная реформа, военная реформа, опричнина). Материал подобран на основе учебного материала для.


Открытый урок на тему "Начало правления Ивана Грозного.Реформы Избранной Рады"

Цели урока: 1. Дать представление о реформах, проведенных Иваном 4.2. Развивать зрительную и слуховую память посредством использования схем, карты и презентаций, путем их просмотра использования.3. Сп.

Урок "реформы Ивана Грозного

Технологическая карта урока "Реформы Ивана Грозного". 10 класс, профиль. "История России" с древнейших времен до к. XIX века. А.Н. Сахаров, В.И. Буганов.

(слайд 1) Здравствуйте. Я очень рад вас видеть. Очень хочу, чтоб наш урок сегодня принес вам не только много новых знаний, но и прошел необычно и увлекательно.

Историческая наука подобно машине времени способна перенести нас в любую эпоху. Как и в фильме, у нас будут происходить необычные вещи. Итак, отправляемся в Москву XVI века.

По ходу урока вы будете выполнять задания и записывать важные события.

Сначала вспомним уже изученный материал. Работа с контурной картой – задания 1,2,3. (выключить экран)

Новому правителю Российского государства Ивану IV (1533-1584) было всего три года. По распоряжению его отца Василия III , которое тот сделал незадолго до своей смерти, при Иване создавался опекунский совет из самых влиятельных бояр. Бояре должны были воспитывать Ивана, приобщать его к государственным делам пока он не достигнет 15 – летнего возраста и сам не сможет управлять государством. Но уже с самого начала развернулась борьба за власть между боярами-опекунами – Шуйскими, Бельскими и Глинскими. В результате этой борьбы фактически власть в свои руки взяла мать малолетнего государя Елена Глинская, жестоко расправившись со всеми возможными претендентами на великокняжеский престол. Посмотрите изображение на с. 42.

Ее правление продолжалось около пяти лет. За это время она сумела провести ряд важных государственных реформ. Об одной из них вы уже знаете. Скажите, что это за реформа? Верно, денежная реформа. Московский рубль стал единственной денежной единицей, были введены и единые для всей страны меры веса и длины.

В 1538 г. Елена Глинская неожиданно умирает. По мнению историков, она была отравлена. После ее смерти развернулась новая еще более жестокая борьба бояр за власть, причем часто бояре совершали зверства прямо на глазах у молодого государя. Эти кровавые картины оказали большое влияние на Ивана IV .

Прочитайте п. 2 параграфа и выполните задание:. определить положительные и отрицательные черты личности Ивана IV . (включить) Посмотрите на экран (слайд 3).

16 января 1547 г. в Успенском соборе Московского кремля состоялось торжественное венчание Ивана IV на царство. Шапку Мономаха возложил на голову царя митрополит Макарий. Царский титул должен был повысить международный авторитет правителя и страны. (слайд 4). Как вы думаете, почему эту церемонию проводил глава церкви?

Обстановка внутри страны была сложной. Простым людям жилось тяжело. Народ был недоволен злоупотреблениями и взятками бояр. Еще больше обострил ситуацию страшный пожар в Москве. Недовольство горожан вылилось в восстание. Во всех бедах восставшие обвиняли Глинских. Их дворы подверглись разграблению. Дядя царя, Юрий Глинский, был насмерть забит разъяренной толпой. Народные выступления прокатились и по другим городам страны. Иван IV решил, что нужно укреплять центральную власть. Это можно было сделать лишь при поддержки широких слоев населения. Царь окружил себя людьми, которым он доверял. Этот ближний круг получил название Избранная рада. В ней были представители разных социальных групп (слайд 5) . (выключить экран)

В 1551 г. состоялся церковный собор. На нем решено было привести к единообразию все церковные обряды, признать всех местных святых общерусскими, были разработаны правила поведения для духовенства. Так как документ, закрепивший постановления собора состоял из 100 глав, то и собор получил название Стоглавого. Запишите в таблицу: Стоглавый собор.

По-моему мы засиделись, пришла пора немного встряхнуться. Приглашаю на физкультминутку. Поднимем руки, поворот руками, упражнения пальцами, потопать ногами, помахать руками. (включить) (слайд 6) Смотрим на экран и выполняем упражнение. Если относится к Ивану III - поднимаем руки вверх, если к Ивану IV - хлопаем в ладоши. И еще раз. Займите свои места. (выключить экран)

А теперь я предлагаю вам поработать всем вместе. Вот принесли газету, наверное в ней есть что-то интересное для нас. Изучите ее. Скажите, пожалуйста:

1.Является ли предложенный вам текст историческим документом, почему? 2. А может ли этот текст быть копией принятого когда-то давно и опубликованного распоряжения властей? 3. Содержится ли в тексте нужная информация по изучаемой нами теме? Что именно? Запишите важные даты: 1550 г. – военная реформа, 1556 г. – Уложение о службе.

А сейчас настало время новостей. В эфире ведущая . , предоставляю слово ей.

(включить) (слайд 7 заставка собор ). Выключить после выступления.

О чем говорилось в новостях? А что конкретно? Запишем еще одну реформу: 1556 г. – реформа местного управления.

Итак, мы изучили реформы Избранной рады. Вам нужно выполнить следующее задание. В левой колонке ваших табличек указана причина реформы, в правую вы должны записать итог или результат соответствующей реформы.

Ну и последние задание сегодня. Я вас прошу сесть за компьютеры и пройти онлайн-тестирование. Каковы ваши результаты? Посмотрите, где вы ошиблись.

Реформы Ивана IV , проведенные совместно с Избранной радой, были направлены на централизацию страны. При их проведении власть стремилась достичь согласия между интересами государства и населения. Реформы намечали путь развития России как сословно-представительной монархии.

Я хочу услышать ваше мнение о сегодняшнем уроке. (включить экран)

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека


Урок знакомит с событиями, предшествующими началу правления Ивана Грозного: реформами Елены Глинской, её внешней политикой, периодом боярского правления. Даётся характеристика личности Ивана IV. В уроке рассказывается о коронации Ивана IV и том, что за этим последовало.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Начало правления Ивана IV"

Иван Грозный обладал легендарным собранием книг и документов, которое известно под название Либерея. Изначально эта библиотека принадлежала византийским императорам и собиралась на протяжении многих поколений. После падения Константинополя Либерею перевезли в Москву. Библиотека включала в себя около восьмисот томов, над переводом которых работали известные учёные. В хрониках сообщается, что Либерея была спрятана в подземелье и лишь немногие знали секрет её местонахождения. Исчезновение библиотеки относят к концу XVI века. С тех пор учёные предприняли множество безрезультатных попыток её найти.

В ходе урока вы узнаете о периоде правления Елены Глинской, венчании на царство Ивана IV, Московском восстании 1547 года.

В 1533 году умер Василий III. Он завещал попечение о своём малолетнем сыне Иване опекунскому совету, в который входили семь влиятельных бояр. Задачей опекунского совета было приобщение молодого правителя к государственным делам. В 15 лет Иван должен был начать самостоятельное правление.


Спустя несколько дней после смерти Василия III на престол взошёл Иван IV. Ситуация осложнялась тем, что права на трон мог предъявить Юрий Дмитровский, младший брат Василия. До рождения Ивана он был наследником престола. Чтобы не допустить беспорядков в стране Елена Глинская, мать Ивана, приказала посадить Юрия в темницу. Там спустя три года князь умер от голода.

Между боярами-опекунами началась борьба за власть, получить которую хотели Шуйские, Бельские и Глинские.

Елене Глинской не нравилась боярская опека над сыном, поэтому она взяла управление в свои руки, отстранив совет от государственных дел.

Русским государством Елена Глинская правила с 1533 по 1538 год. За это время она провела ряд реформ, которые укрепили единство страны. Самой важной стала денежная реформа. В ходе неё московский рубль стал единой денежной единицей государства. Благодаря этому было упрочено развитие внутренней торговли, а также активизировалась внешняя торговля.

Была построена Китайгородская стена для защиты посада Москвы от набегов крымских татар.


Великий князь литовский и король польский Сигизмунд I видел, что Русское государство ослаблено внутренними проблемами. Поэтому в 1534 году он начал войну. Были разорены брянские и черниговские земли. В 1535 году литовцы захватили Гомель и Стародуб.

Русское войско смогло продвинуться на литовские земли. На пограничной территории были построены крепости Себеж и Заволочье.


Расчёт Сигизмунда на слабость Москвы не оправдался. Война затягивалась, к чему польский король не был готов. Поэтому в 1537 году обе стороны заключили перемирие. Согласно его условиям, Гомель отошёл к Литве, а Россия сохранила за собой Себеж и Заволочье.

В 1538 году неожиданно умерла Елена Глинская. Ходили слухи, что её отравили бояре. С этого момента началась ожесточённая борьба за власть между боярскими кланами. Обычным делом стали убийства и отравления, насильственное пострижение в монахи.

Период боярского правления продолжался с 1538 по 1547 год. Пока бояре спорили между собой маленький наследник престола был предоставлен самому себе. Именно тогда в нем проявились такие черты, как подозрительность и жестокость. Никто не спешил объяснить Ивану, как устроено Российское государство.

Иван IV был одарённым ребёнком. Он очень любил читать. Наибольший интерес у Ивана вызывали жизнеописания правителей прошлых лет, а также рассказы о божественном происхождении царской власти.

Иван IV собрал самую большую в Европе библиотеку, в которой хранились античные и византийские произведения.

В детстве Иван не получал систематического образования. Однако, несмотря на это, его знания были очень обширными. Также Иван IV занимался написанием собственных литературных произведений.


Согласно источникам, Иван был прекрасным оратором. Во время произнесения речей он часто ссылался на древних авторов и приводил примеры из античной истории.

Русский государь также сочинял церковную музыку и играл в шахматы. Он создал в Александровской слободе подобие консерватории, в которой работали лучшие русские музыканты.

В 16 лет Иван IV изъявил желание венчаться на царство. Об этом он известил митрополита Макария, который поддержал желание государя. Венчание могло способствовать укреплению верховной власти в государстве. Раньше царями на Руси называли ханов Орды и византийских императоров. Поэтому первый русский царь мог претендовать на все неограниченные права, которыми обладали те правители.

16 января 1547 года состоялось торжественное венчание на царство Ивана IV. Происходило оно в Успенском соборе. Митрополит лично возложил на голову Ивана шапку Мономаха. Этим действием подчёркивалось особое положение церкви в Русском государстве.


Борьба, которая велась между боярскими кланами, влекла за собой злоупотребления, беззакония и взяточничество. Значительно ухудшилось положение населения Русского государства. Многие были недовольны возвышением рода Глинских.

Летом 1547 года в Москве начался сильный пожар. Многие горожане остались без своего имущества и крыши над головой. Это ещё больше усилило недовольство людей Глинскими.

26 июня горожане ворвались в Кремль. Они требовали выдать ими членов правящего рода. Попытки бояр успокоить людей не увенчались успехом.

Москвичи до смерти забили камнями Юрия Глинского. Они грабили дворы бояр, убивали слуг. Иван IV со своей семьёй скрылся в селе Воробьёве. Толпа, узнав об этом, двинулась в Воробьёво. Остановить их удалось только заявлением, что Глинских там нет.

Позже восстания начались и в других городах. Это убедило царя в необходимости реформ, направленных на укрепление центральной власти.

Давайте подведём итоги.

После смерти Василия III малолетний Иван остался на попечении боярского совета.

Читайте также: