Святочный рассказ конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Развивающие: развивать самостоятельность мышления, познавательные интересы, интеллектуальные способности.

Воспитательные: воспитывать милосердие, сострадание, доброту.

Планируемые результаты :

- уметь рассказать о том, что такое святочный рассказ;

- уметь назвать 3-4 названия произведений Г. Х. Андерсена.

- уметь самостоятельно находить пути решения поставленной проблемы;

- уметь оценивать собственную деятельность.

- уметь представлять полученную информацию в виде схематичной записи;

- уметь самостоятельно делать выводы.

- уметь высказывать свою точку зрения и слушать мнение другого человека;

- уметь подбирать адекватные речевые средства в письменной и устной речи.

- развить сознательное стремление к добру;

- развить способность к проявлению милосердия и сострадания.

Тип занятия: комбинированный.

Оборудование: компьютер, музыкальные колонки, интерактивная доска, костюмы, листочки А5 (на весь класс, презентация, наклейки (колокольчики)

Методы обучения: МКМЧП

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая

У :Всего через несколько дней наступит время праздников, особенно любимых. Это Новый год и Рождество.

-Ребята, поднимите руку, у кого из вас эти праздники любимые?

--А какие ассоциации они у вас вызывает? Предлагаю записать их в ассоциативной карте. -

-Вспомните, в ознаменование какого события отмечается Рождество.

- И действительно, в рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время, когда особую значимость получают христианские ценности: доброта, милосердие, сострадание. Это время совершения добрых дел.

- Рождество — праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в Вифлееме (СЛАЙД 3, и родился Спаситель человечества, так оно должно вершиться ежегодно в этот день, поэтому с таким нетерпением ждут этот праздник взрослые и дети. И если даже не случится чуда, то чудесен сам праздник.

- А как называется время от Рождества до Крещения? (Святки)

В России и во всём христианском мире в Святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни. Следовали этой традиции все — от государя до простых смертных.

-Как вы думаете, о чём этот пойдёт рассказ?

-Какие святочные рассказы мы уже прочитали с вами?

В XIX – начале XX века ежедневно в конце декабря можно было встретить на книжных прилавках сборники под названием “Святочные рассказы”. Иногда это были произведения одного писателя, иногда – рассказы разных авторов. Такой сборник был хорошим подарком, как взрослым, так и детям. Рождественские рассказы отличались особыми святочными сюжетами.

Действие в святочном рассказе происходит под Новый год, это время, когда все мы ждем исполнения желаний, рождественского чуда, поэтому для святочного рассказа характерен счастливый конец. Как бы ни было трудно его героям, но в волшебную новогоднюю ночь обязательно приходит спасение от всех бед и напастей. В одном из журналов того времени дано такое определение святочного рассказа : “Это рассказ о каком-нибудь мальчике или девочке, жизнь которых трудна и безрадостна, а на Рождество к ним неожиданно приходит счастье”. Андерсен тоже писал такие рассказы, которые стали достоянием всего мира. Он отлично понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь.

-Запишите тему урока

В ходе чтения сказки мы будем составлять ДТЗ

Как холодно было в этот вечер! Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году - канун Нового года. В эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая.

Ножки ее покраснели и посинели от холода. В кармане ее старенького передника лежало несколько пачек спичек, и одну пачку она держала в руке. За весь этот день она не продала ни одной спички, и ей не подали ни гроша. Она брела голодная и продрогшая и так измучилась, бедняжка!

Снежинки садились на ее длинные белокурые локоны, красиво рассыпавшиеся по плечам, но она и не подозревала о том, что они красивы. Изо всех окон лился свет, на улице вкусно пахло жареным гусем - ведь был канун Нового года. Вот о чем она думала!

Наконец девочка нашла уголок за выступом дома. Тут она села и съежилась, поджав под себя ножки. Но ей стало еще холоднее, а вернуться домой она не смела: ей ведь не удалось продать ни одной спички, она не выручила ни гроша, а она знала, что за это отец прибьет ее; к тому же, думала она, дома тоже холодно; они живут на чердаке, где гуляет ветер, хотя самые большие щели в стенах и заткнуты соломой и тряпками.

Ручонки ее совсем закоченели. Ах, как бы их согрел огонек маленькой спички! Если бы только она посмела вытащить спичку, чиркнуть ею о стену и погреть пальцы! Девочка робко вытянула одну спичку и.

-Кого мы видим на улице в этот предновогодний холодный вечер? (Найдите описание портрета девочки в тексте)

-Какие чувства испытывает малютка? (голод, холод, страх)

-Новый год семейный праздник. Почему же девочка не спешит домой? ( вернуться домой она не смела: ей ведь не удалось продать ни одной спички, она не выручила ни гроша, а она знала, что за это отец прибьет ее).

-Опишите жилище маленькой нищенки (дома холодно; они живут на чердаке, где гуляет ветер, хотя самые большие щели в стенах и заткнуты соломой и тряпками)

-О чём думает несчастная девочка? (Изо всех окон лился свет, на улице вкусно пахло жареным гусем - ведь был канун Нового года. Вот о чем она думала)

-Может ли она надеяться на подарки? Почему?

- А о чём она мечтает, но боится сделать? (Ручонки ее совсем закоченели. Ах, как бы их согрел огонек маленькой спички)

-Ребята, какое настроение было у вас до чтения отрывка? Изменилось ли оно? Какие чувства вы испытали? Почему? Что больше всего потрясает? (равнодушие людей)

-Предлагаю заполнить ДТЗ

Фраза, взволновавшая меня Почему? Эссе

-Обменяйтесь записями. Что общего? Кто хочет озвучить свой дневник?

У:Из тех фраз,что вы озвучили,понятно, что всем стало грустно, что до глубины души потрясает людское равнодушие

-Как вы думаете, посмеет ли она зажечь спичку?

чирк! Как спичка вспыхнула, как ярко она загорелась! Девочка прикрыла ее рукой, и спичка стала гореть ровным светлым пламенем, точно крохотная свечечка.

Удивительная свечка! Девочке почудилось, будто она сидит перед большой железной печью с блестящими медными шариками и заслонками. Как славно пылает в ней огонь, каким теплом от него веет! Но что это? Девочка протянула ноги к огню, чтобы погреть их, - и вдруг. пламя погасло, печка исчезла, а в руке у девочки осталась обгорелая спичка.

-Почему девочка всё-таки решилась зажечь спичку? (видимо, это давняя мечта)

Что она видит пока горит эта волшебная спичка?

(свою мечту-печку, чтоб согреться)

-Только ли о физическом тепле мечтает ребёнок?

(нет, ей хочется и человеческого тепла)

-Что это, сон или явь?

-Что может произойти дальше? Проверим ваши предположения.

Она чиркнула еще одной спичкой, спичка загорелась, засветилась, и когда ее отблеск упал на стену, стена стала прозрачной, как кисея (тонкая прозрачная ткань). Девочка увидела перед собой комнату, а в ней стол, покрытый белоснежной скатертью и уставленный дорогим фарфором; на столе, распространяя чудесный аромат, стояло блюдо с жареным гусем, начиненным черносливом и яблоками! И всего чудеснее было то, что гусь вдруг спрыгнул со стола и вперевалку заковылял по полу. Он шел прямо к бедной девочке, но. спичка погасла, и перед бедняжкой снова встала непроницаемая, холодная, сырая стена.

-Что она видит на этот раз? Какие краски, запахи появляются в её воображении?

(стена прозрачная, белоснежная скатерть, чудесный аромат, фарфоровая посуда и новогоднее ЧУДО, которое она ждёт, как все дети - волшебный гусь)

-Почему именно гуся видит девочка? (символ рождественского ужина)

-Почему именно такая картина предстала перед ней: гусь пошёл к ней навстречу? Пока она продавала спички и просила милостыню, ей кто-то протянул руку, пошёл навстречу?

(он единственный пока был рад её появлению, гусь более живой, чем люди с очерствевшими душами за толстыми стёклами окон и витрин магазинов)

-Что произойдёт дальше? –

-Что на этот раз ей поможет увидеть волшебная спичка?

Девочка зажгла еще одну спичку. Теперь она сидела перед роскошной рождественской елкой. Эта елка была гораздо выше и наряднее той, которую девочка увидела, подойдя к дому одного богатого купца и заглянув в окно. Тысячи свечей горели на ее зеленых ветках, а разноцветные картинки, какими украшают витрины магазинов, смотрели на девочку. Малютка протянула к ним руки, но. спичка погасла. Огоньки стали уходить все выше и выше и вскоре превратились в ясные звездочки. Одна из них покатилась по небу, оставив за собой длинный огненный след.

-Где теперь оказалась девочка? (она сидела перед роскошной рождественской елкой)

-Почему девочка сравнивает увиденную ёлку с ёлкой в доме купца, а не с ёлкой в собственном доме?

(дома не будет праздника, там нищета, холод, голод, побои; она понимает, что там она лишняя, что никому не нужна, от неё ждут только денег)

-Почему увиденная ёлка кажется девочке наряднее и выше, чем в реальной жизни? (это её огромная мечта)

-Почему Г. Х. Андерсен даёт возможность своей маленькой героине именно через окно полюбоваться ёлкой? (п. ч. весь этот мир чудес со сладкими пирогами, игрушками, нарядными ёлками спрятан от неё за толстым стеклом)

- Что символизирует окно? (оно как будто делит мир девочки на 2 части – мир реальный и мир мечты, но он для неё закрыт)

-А спички? Что каждая из них освещала?

(две стороны жизни

У:У одних было всё :тёплый дом, жареный гусь, рождественская ёлка, у др. -ничего, оставалось только мечтать. Зажигаемые девочкой спички дают возможность читателю ещё ярче увидеть реальную жизнь героини и её мечту о рождественском счастье.

-Я предлагаю поработать в ДТЗ разными цветными пастами,карандашами. Давайте подведём черту и сделаем заголовки. Каким цветом вы напишите слово реальность? А Мечта?

Реальность Мечта, подаренная волшебными спичками

Холодный чердак Тёплая комната, горячая печка

Голод Жареный гусь

Побои отца Рождественская ёлка

-Существуют ли обе стороны жизни для девочки? (да)

-Так какова же роль волшебных спичек?

(помогают осуществиться мечте о новогоднем счастье)

-Три спички сожжены, троекратный повтор в сказке совершился. Сказка закончена? Что может произойти дальше?

Девочка снова чиркнула о стену спичкой и, когда все вокруг осветилось, увидела в этом сиянии свою старенькую бабушку, такую тихую и просветленную, такую добрую и ласковую.

- Бабушка, - воскликнула девочка, - возьми, возьми меня к себе! Я знаю, что ты уйдешь, когда погаснет спичка, исчезнешь, как теплая печка, как вкусный жареный гусь и чудесная большая елка!

И она торопливо чиркнула всеми спичками, оставшимися в пачке, - вот как ей хотелось удержать бабушку! И спички вспыхнули так ослепительно, что стало светлее, чем днем. Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой. Она взяла девочку на руки, и, озаренные светом и радостью, обе они вознеслись высоко-высоко - туда, где нет ни голода, ни холода, ни страха.

-Почему именно бабушку видит девочка?

(она добрая и по-настоящему любит девочку, а без любви жить страшно)

-Давайте обратимся к ДДЗ и допишем строчку в реальную жизнь девочки и в мечту. Что самое страшное было в жизни девочки? (смерть бабушки)

-А что произошло от света волшебной спички? (они встретились)

-Цветными карандашами заполните свои ДДЗ

Потеря любимой бабушки Встреча с бабушкой

-Подведите черту. Мы снова работаем с ДДЗ-

- Выделите ключевые слова в этой части текста запишите в ДДЗ. Изменилось ли что-то в настроении девочки? Почему, на ваш взгляд?

(озаренные светом и радостью, ни голода, ни холода, ни страха)

Фраза, заставившая задуматься Почему?

озаренные светом и радостью,

ни голода, ни холода, ни страха!

-Так что же произошло с девочкой? И есть ли продолжение рассказа? Прочитайте.

Морозным утром за выступом дома нашли девочку : на щечках ее играл румянец, на губах - улыбка; она замерзла в последний вечер старого года. Новогоднее солнце осветило тельце девочки со спичками; она сожгла почти целую пачку.

- Девочка хотела погреться, - говорили люди. И никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой встретили Новогоднее Счастье.

-Что произошло с девочкой? (умерла)

- Можно ли в полной мере отнести это произведение к разряду святочных? (нет, ожидали счастливый конец в духе рождественских рассказов)

-И всё-таки, встретила ли она своё новогоднее счастье, рождественское чудо?

- В чём оно заключалось? (да, это встреча с бабушкой)

-Попала ли девочка на праздник? Найдите в тексте.

(И никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой встретили Новогоднее Счастье).

--Почему люди, нашедшие утром девочку, считали, что она хотела просто согреться?

-Почему такой грустный конец сказки? Что хотел сказать своему читателю Андерсен? Только ли хотел разжалобить? (не всем живется хорошо, надо помогать, люди были внимательнее к окружающим, сострадание, призывал к милосердию)

Геннадий Циферов в книге “Мой Андерсен” пишет “Знаешь ли ты, например, как льют колокольчики? В каждый колокольчик обязательно добавляют каплю серебра. Вот он и звенит…Если в смешную сказку добавить каплю грусти, она тоже звенит. Всякий раз после сказки Андерсена вы словно слышите звон, долгий и робкий. Потом можно даже забыть, о чем она, но робкий звон остается в сердце”.

-Услышали ли вы звон грусти? Уловили ли, поняли настроение автора?

-Давайте позвоним в свои колокольчики. И пусть этот звон останется в ваших сердцах.

-Возвращаемся к нашей ассоциативной карте. Каждый из вас, наверное, уже загадал Новогоднее желание, мечтает о подарке. Возможно это книга, игрушка. Но есть ПОДАРОК, который нельзя потрогать руками, но получить его приятно для души - это слова пожелания. На шарике напишите одно слово, чего вы желаете себе, своим близким, всем нам в Новом году и прикрепите его на ёлку.

-А сейчас я предлагаю вам дописать концовку в жанре рождественского рассказа (работа с 3ч ДДЗ)

-Синквейн (Девочка и спички).

Эссе Моё впечатление от сказки Х. К. Андерсена

Эссе Чему научила меня сказка Андерсена

Стихотворение по мотивам истории Г. Х. Андерсена о девочке со спичками Моё прочтение истории о девочке со спичками Г. Х. Андерсена[/i] Рождество… Это праздник семейный, праздник тихой и светлой радости, но сколько.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

участника муниципального профессионального мастерства педагогов

"Мой лучший урок"

1.Фамилия, имя , отчество автора Абросимова Надежда Викторовна

2.Дата рождения 28.12.1968

3.Место работы МБОУ "Сонская сош"

5.Педагогический стаж работы 25 лет

6.Преподаваемый предмет русский язык и литература

7.Номинация и тема урока: Гуманитарное направление.

Тема урока: " Святочный рассказ в русской литературе"

8. Домашний адрес С.Сонское Боградского района ул.Павших коммунаров 14-4

Дата заполнения 1.02. 2016

Рецензия на урок литературы по теме: Святочный рассказ в русской
литературе

Все этапы урока четко спланированы и выдержаны.

Учитель верно поставил цель урока, на которую методически грамотно вывел учащихся.

Системообразующим на уроке является четко отобранное
содержание, соответствующее возрастным особенностям.

Учебная деятельность на уроке построена учителем в
соответствии с дидактическим циклом: удивление (выделение смысла) - восприятие - осмысление - запоминание - применение по образцу в новой ситуации - обобщение - систематизация.

В ходе урока были использованы современные образовательные технологии: Арт-технология, ИКТ-технология.

На уроке учитель применял следующие формы организации познавательной
деятельности: фронтальная беседа, целенаправленное чтение, словарная
работа, создание иллюстраций.

Формы, методы урока литературы соответствуют психофизиологическим и
индивидуальным особенностям учащихся 6 класса.

Урок литературы направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся.

АбросимоваН.В. отличается высокой педагогической культурой, что способствует созданию благоприятного психологического климата, познавательной активности учащихся. Урок литературы, проведенный учителем, представляет собой целостную систему.

Урок по теме "Святочный рассказ в русской литературе" в 6 классе проводился накануне новогодних праздников. Урок направлен на знакомство с традициями русской культуры, воспитание традиционных для русского народа гуманизма, милосердия. Урок призван помочь обучающимся разобраться в понятиях : Рождество Христово, святки, узнать о связанными с ними традициях русского народа. Работаю по программе В.Я. Коровиной. Учебник "Литература для 6 класса" под редакцией В.Я.Коровиной. М.Просвещение 2013г. Раздел- русская литература 20 века. Уроки литературы по программе в 6 классе - 2 часа в неделю.

В 6 классе обучаются 3 учащихся. Из них только одна ученица учится на "4" и "5", активна на уроках, может рассуждать, легко выражать свои мысли. Все дети в классе плохо читают, не выполняют нормы техники чтения. Самостоятельно не читают.

Так как в 6 классе всего 3 обучающихся, на урок были приглашены ученики 5 класса.

На уроке была использованы современные образовательные технологии в обучении. В основе Арт-технология, компьютерные технологии. Для поиска информации, используемой на уроке использовались средства Интернета.

Арт -технология использовалась на данном уроке с целью создания особого психологического климата: создание атмосферы приближающего праздника, ожидания чуда. На уроке использовался прием целенаправленного чтения, выражение ассоциаций при помощи изобразительного искусства, использовалась классическая музыка. Были созданы условия для творчества, развития и раскрепощённости. детей.

Урок прошел на высоком эмоциональном уровне. Данная тема заинтересовала ребят. На уроке дети работали активно, отвечали на вопросы, рассуждали на темы добра, сострадания,чуда,рисовали. Особенно ребятам понравилась классическая музыка. Цели урока были достигнуты.

Урок литературы в 6 классе.

Тема : Святочный рассказ в русской литературе

Цели урока: знакомство с особенностями жанра, с историей возникновения святочного рассказа; воспитание чувства милосердия, сострадания; создание праздничного настроения накануне Рождества.

Оборудование : мультимедийная презентация, материал для творчества, аудио запись музыки П.И. Чайковского

Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений.

1. Организационный этап.

2 . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности .

-Какие праздники ждут вас на зимних каникулах?

-Что вы знаете о Рождестве, Святках?

-Есть ли в вашей семье традиции, связанные с данными праздниками?

-Как вы думаете о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

Сегодня мы поговорим о предстоящем светлом, радостном празднике Рождестве Христовом, выясним, какие дни называют святочными. Узнаем, как русские писатели представили тему Рождества в своем творчестве. Познакомимся с жанром святочного (рождественского) рассказа.

3. Работа над темой урока.

1. Вступительное слово учителя. Демонстрация презентации.

Рождество Христово – один из самых любимых и долгожданных праздников у христиан всего мира. Со времени рождения Христа пошло уже третье тысячелетие. Сказка, музыка, ожидание чуда – вот что такое Рождество. А ещё с этого дня начинались святки – массовое народное гулянье, посиделки, катание на санях, гаданье, весёлые пляски и песни.

классиков русской литературы. После революции эта традиция прервалась. В последние годы она снова восстанавливается, и многие детские писатели снова стали печатать чудесные рождественские истории и святочные рассказы.

Жанровые особенности святочного рассказа:

Приуроченность действия к рождественским праздникам – Рождеству, святкам или одной рождественской ночи;

описание чудесных событий, которые предопределяют душевное прозрение или перерождение героя, нравственный урок;

наличие среди героев ребёнка;

Рождественские праздники всегда считались семейными, в эти дни все собиралась вместе, дарили друг другу подарки. Особенное внимание уделялось детям, ведь день Рождества был установлен в память рождения божественного младенца. Младенец Иисус воспринимается как защитник всех обездоленных, и в первую очередь – детей.

2. Слово учителя об Л.А.Нечаеве.

Сегодня мы познакомимся с рассказом Леонида Алексеевича Нечаева "Саночки", в котором писатель 20 века обратился к жанру святочного рассказа, продолжив традиции литературы 19 века.

Краткая справка о писателе.

Леонид Алексеевич Нечаев, режиссер, сценарист, актер, Народный артист России, Заслуженный деятель искусств РФ (1995); родился 3 мая 1939 г. в Москве; учился на актерском факультете ВГИКа, в 1967 г. окончил режиссерский факультет; работал в телевизионном объединении "Экран", где снял ряд хроникально-документальных фильмов; с 1974 г. снимает игровые фильмы для детей; лауреат Государственной премии РФ (1993); режиссер фильмов: "Приключения в городе, которого нет" (1974), "Приключения Буратино" (1975), "Про Красную шапочку" (1977), "Примите телеграмму в долг" (1979), "Мнимый больной" (1980), "Проданный смех" (1981), "Сказка о Звездном мальчике" (1983), "Рыжий, честный, влюбленный" (1984), "Питер Пэн" (1987), "Не покидай. " (1989); режиссер и автор сценария фильма "Безумная Лори" (1991); умер 24 января 2010 г.

3.Знакомство с содержанием рассказа "Саночки" с использованием приема "Целенаправленное чтение".

1) Стадия вызова.

-Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе с таким странным названием?

2) Стадия осмысления.

Чтение первой части рассказа.

-В какое время происходит действие?

-Что вы можете сказать о героях рассказа? Какое настроение у них накануне праздника?

-Кем мог быть бородатый дядя, выпрыгнувший из машины-фургона?

3) Стадия рефлексии.

Чтение последнего отрывка.

-Удивил ли вас поступок бородатого дяди?

-Как изменилось настроение детей после этой встречи? Что они чувствовали?

4.Аналитическая беседа по рассказу.

- Является ли этот рассказ святочным? Докажите.

-Кто в рассказе выполнил роль волшебника?

-Чем заканчивается рассказ?

-Почему дядя из фургона был так счастлив?

-Любите ли вы получать подарки? А дарить?

-Какое настроение вызвала у вас эта история?

- Могут ли люди совершать чудеса, делая добрые дела?

-Появилось ли у вас желание самим сотворить маленькое чудо накануне светлого праздника? Попробуете?

4. Словарная работа. Значение слов "сострадание", "милосердие"

5. Творческая работа . Создание иллюстраций к рассказу, рисунков на тему Рождества под музыку П.И. Чайковского.( Музыкальные фрагменты из балета "Щелкунчик")

- Светлый праздник Рождества вдохновлял не только писателей, но и художников, музыкантов. Существует множество прекрасных музыкальных произведений, связанных с прекрасными зимними праздниками. Сейчас я предлагаю вам при помощи карандашей и бумаги выразить свои чувства, настроения, свои ассоциации, связанные с темой нашего урока.

Поможет вам в этом чудесная музыка П.И.Чайковского.

6. Подведение. итогов урока. Рефлексия.

Учащиеся представляют свои иллюстрации, комментируют их.

- Любите ли вы новогодние праздники? Почему?

- Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали?

-Изменилось ли ваше отношение к Рождественским праздникам? Что вы ждете от них?

7. Д /З. Прочитайте на зимних каникулах рассказ Л.Андреева "Ангелочек ".

В XIX – начале XX века ежедневно в конце декабря можно было встретить на книжных прилавках сборники под названием “Святочные рассказы”. Иногда это были произведения одного писателя, иногда – рассказы разных авторов. Такой сборник был хорошим подарком, как взрослым, так и детям. Рождественские рассказы отличались особыми святочными сюжетами.

Действие в святочном рассказе происходит под Новый год, это время, когда все мы ждем исполнения желаний, рождественского чуда, поэтому для святочного рассказа характерен счастливый конец. Как бы ни было трудно его героям, но в волшебную новогоднюю ночь обязательно приходит спасение от всех бед и напастей. В одном из журналов того времени дано такое определение святочного рассказа: “Это рассказ о каком-нибудь мальчике или девочке, жизнь которых трудна и безрадостна, а на Рождество к ним неожиданно приходит счастье”.

Запишем в тетрадях:

Жанровые особенности святочного рассказа.

– хронологическая приуроченность;
– наличие элемента чудесного;
– наличие рассказчика;
– наличие среди героев ребёнка;
– наличие нравственного урока, морали;
– у рассказа счастливый финал.

2. Слово учителя перед чтением рассказа.

Рассказ Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, написанный в 1876 году, стал классическим рождественским рассказом, он не раз переиздавался в сборниках святочных рассказов и породил множество подражаний. Ф.М.Достоевский – взрослый писатель, но в каждом его романе среди героев мы встречаем детей. Автор с болью в сердце писал о детских страданиях, он хотел разбудить совесть каждого человека, призвать нас к состраданию униженным и обездоленным.

Рождественские праздники всегда считались семейными, это дни семейного сбора, когда особенное внимание уделялось детям, ведь день Рождества был установлен в память рождения божественного младенца. Младенец Иисус воспринимается как защитник всех обездоленных, и в первую очередь – детей.

3. Словарная работа перед чтением рассказа.

Ходить с ручкой – просить милостыню.
Халатники – пьяницы.
Картуз – фуражка.
Косушка – рюмка водки.

4. Чтение рассказа в классе.

Проблемный вопрос: Можно ли назвать финал рассказа счастливым?

5. Сюжетно-композиционный анализ рассказа.

  1. Знакомство с героем рассказа.
  2. Мальчик на улицах города.
  3. Чудо за стеклом.
  4. Копеечка.
  5. Куколки в окне.
  6. Чужой двор.
  7. “Пойдем ко мне на ёлку, мальчик”
  8. Христова ёлка.
  9. Маленький трупик.

. Что такое композиция рассказа?

Композиция – построение словесного произведения. Элементы композиции – завязка, развитие действия, кульминация и развязка.

Завязкой является знакомство с героем рассказа: “мальчик лет шести или даже менее, одетый в какой-то халатик” – перед нами безгрешный младенец. В семилетнем возрасте ребёнок называется отроком, он уже не безгрешен, ему требуется исповедь.

Достоевский заставит своего мальчика странствовать по улицам огромного города в одном халатике в канун Рождества.

. Расскажите, что увидел мальчик в городе?

В городе, где оказывается мальчик предпраздничное кипение жизни: “Как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то!”

. Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло?

Он любуется ёлкой, золотыми бумажками и яблоками на ней и даже забывает на время, что раздет и голоден.

“Но пальчики на ножках уже болят, а на ручках совсем красные, не сгибаются” и мальчик “вспомнил, заплакал, побежал”. Мне кажется , он бежит не от физической боли, а от душевной – он увидел совсем другую картину жизни, отличную от его жизни в подвале, но в этой счастливой жизни для него нет места.

. Обратите внимание на эпизод с копеечкой. Почему Достоевский акцентирует внимание на этой детали?

Когда мальчик отворил дверь в богатый дом, одна барышня сунула ему в руку копеечку.

Я думаю, денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик поскорее ушел, вот почему “копеечка выкатилась и зазвенела”.

Вокруг него черствые и бездушные люди, он никому не нужен в этом жестоком, эгоистичном мире.

. Какой эпизод является самым ярким в рассказе?

Христова ёлка – это кульминация рассказа.

Рождество считается самым светлым и добрым праздником, но этот праздник не приносит радости ребёнку. Здесь праздничное радушие и гостеприимство соседствуют с жестокостью и бездушием.

К сожалению, в реальной жизни чуда не произошло – мальчик замерзает в студеную зимнюю пору, но, согретый любовью Спасителя, воскресает уже на Небе, где обретает всё, чего ему так не хватало в действительности – свет, тепло, роскошную ёлку, любящий взгляд матери.

. Как вы думаете, для чего Достоевский написал такой рассказ?

Герои-дети Достоевского призваны смягчить души черствые, возродить святые и спасительные чувства, скрытые в глубине души каждого человека. Писатель взывает к милосердию людей.

. Как вы понимаете значение слова милосердие?

Способность сделать что-то хорошее для других, помочь человеку из сострадания, сочувствия.

. Можно ли финал рассказа назвать счастливым?

Всё зависит от веры человека: если веришь в Христа – счастливый, а если нет – другое дело.

. Как вы думаете, что стало бы с мальчиком в будущем, останься он жив?

Когда у ребенка нет дома, он живет на улице, когда он не согрет любовью и участием, он вынужден идти на преступление, и виновато в этом холодное равнодушие окружающих.

6. Д/З: прочитать сказку Г.Х.Андерсена “Девочка со спичками”.

Вопрос: Почему у двух разных писателей появились такие похожие рассказы о детях?

Урок литературы в 6-м классе.

Тема: Рождественский рассказ.

А.И. Куприн “Чудесный доктор”.

  1. Проанализировать рассказ с точки зрения особенности композиции.
  2. Развивать навыки анализа эпизода.
  3. Воспитывать деятельное сострадание, гуманизм.

Ход урока

1. Повторение.

. В чем особенность святочного (рождественского) рассказа.

На страницах рождественского рассказа мы встречаемся с чудом. Причем чудо это, не обусловлено вмешательством в действие каких-то волшебных сил. Это не рождественская сказка, а правдивое повествование о реально произошедших событиях.

2. Сюжетно-композиционный анализ рассказа.

. Сколько рассказчиков в этом произведении?

Два: Григорий Емельянович Мерцалов, с ним произошла эта история, и автор, передающий нам услышанное от героя. Такая форма построения текста называется “рассказ в рассказе”.

Обратите внимание на перестановку событий в рассказе.

. Что изменилось бы, если бы автор рассказывал о событиях в том порядке, в котором они происходили?

  1. Увольнение Мерцалова.
  2. Болезнь детей.
  3. Смерть дочери.
  4. Поход мальчиков и их разговор со швейцаром.
  5. Разговор мальчиков у витрины.
  6. Сцена в доме мальчиков. Уход Мерцалова.
  7. Встреча с Пироговым.
  8. Чудо воскресения.
  9. Рассказ Григория Мерцалова.

3. Анализ эпизода “Разговор мальчиков у витрины”

. Какое впечатление производит на вас изображение мальчиков и обстановка их доме?

Они очень легко одеты для зимней стужи, одежда их в заплатах, значит, живут они бедно.

. Сравните картины оживленных городских улиц и окраину.

. Как автор изображает настроение героев, их отчаяние?

а) Нарисуйте портрет мальчиков.

б) Попробуйте описать “запах бедности” и “запах сытости”, пользуясь фрагментами рассказа.

. Что чувствовали мальчики, глядя на витрину? Как это выражается в их поведении и словах?

витрина представляла чудесную картину, настоящее изобилие диковинных продуктов. Такая витрина для мальчиков – это окно в другую жизнь, где живется красиво, спокойно и сытно. Мальчики были очень голодны. Недаром они бросили на витрину “влюблено-жадный взгляд”.

. Любите ли вы новогодние праздники? Какие чувства испытываете при их приближении?

Радостное ожидание сюрприза, подарка, чуда.

. Могут ли Гриша и Володя надеяться на подарки в эти праздничные дни? Зачитайте описание того места, где они живут.

4. Анализ эпизода “Уход Мерцалова”

Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагическая, безвыходная ситуация. Ни один из людей, к которым они обращались, не проявил милосердия – готовности помочь. Глава семейства е видит выхода из сложившейся ситуации , он уходит из дома.

. Почему автор так подробно, рассказывает, о чем думал Мерцалов, сидя на скамейке в саду?

5. Анализ эпизода “Встреча с чудесным доктором”.

. Что подтолкнуло сдержанного, воспитанного человека Мерцалова к беспорядочным и озлобленным крикам?

. Почему старик не обиделся на грубость Мерцалова?

. Что мы можем сказать о докторе по портрету, нарисованному автором?

. Оскорбил ли доктор нищих своими дарами?

. Как он ведет себя, почему не называет своего имени?

. Почему эту рождественскую историю рассказывает не один человек (автор) , а еще и Григорий Мерцалов?

Автор использует образ рассказчика, так как ему необходим голос очевидца и участника событий. Автор хочет убедить нас, что эти события происходили на самом деле.

. Какой завет доктора усвоил Гриша на всю жизнь?

Завет Пирогова: “Главное не падать духом”.

. Как вы понимаете слова Г. Мерцалова: “Просто чудо совершил этот святой человек”?

. Какое чудо происходит в рассказе?

Чудо милосердия, чудо, которое может совершить любой человек, оказав помощь нуждающимся.

Чудо деятельного сострадания, без ожидания благодарности за него, должно стать естественным для каждого человека.

. Сохранилась ли в преданиях семейства эта история?

. Кем стал Гришка? Чем известен директор банка Григорий Мерцалов?

6. Итоги урока.

Вывод: События в рассказе автор располагает не в хронологическом порядке, это нужно ему, чтобы создать определенное настроение рассказа (печальное, мрачное, угнетенное), эмоциональное движение сюжета от настроения трагизма и безнадежности к счастливому радостному финалу.

7. Д/З: прочитать рассказ Д.В.Григоровича “Зимний вечер”.

Вопрос: Найти сюжетное сходство двух рассказов (“Чудесный доктор” и “Зимний вечер”)

Урок литературы в 7-м классе.

Тема: Рожественский рассказ.

О. Генри “Дары волхвов”.

  1. Продолжать знакомство с жанром рождественского рассказа.
  2. Развивать навыки анализа прозаического текста.
  3. Воспитывать добрые чувства: любовь к близким, сострадание.

Эпиграф к уроку:

“Изначальней всего остального – любовь” – это слово закрыто. (О. Хайям)

Проблемный вопрос к рассказу:

Так кто же Делла и Джим – глупые дети или мудрые дарители?

Вопиющий – кричащий.
Красноречивый – говорящий многозначительно.
Золото – символ царственной власти.
Ладан – символ святости.
Смирна – благовоние, которое использовали, чтобы приготовить умершего к погребению (Христос умрет, чтобы на третий день воскреснуть).
Волхвы – мудрецы.

Ход урока

1. Вступление.

. В каком жанре написано произведение? Укажите его особенности.

Рассказ. Изображение одного эпизода из жизни героев, кратковременность событий, малое число действующих лиц, отсутствие пространных описаний, динамичность.

Ю. Казаков в статье “О мужестве писателя” говорил:

Рассказ дисциплинирует своей краткостью, учит видеть – мгновенно и кратко

“Мазок и миг уподоблен вечности…”

. Какой миг уподобил вечности писатель? (сюжет – пересказать кратко)

2. Беседа по содержанию рассказа.

Вам уже известно, что одной из сильных позиций произведения является его начало. В рассказе О. Генри начало странное: “1 доллар 87 центов”.

. Зачем такая математическая точность в художественном произведении?

. Какова роль детали?

Зачитайте, что было главным в обстановке дома.

В обстановке не то чтобы “вопиющая нищета, но скорее красноречиво молчащая бедность”.

См. запись на доске:

Красноречивый – говорящий многозначительно.

. Слова “нищета” и “бедность” – синонимы, а в данном контексте они противопоставляются друг другу. Почему?

Джим и Дела отличаются достоинством и скромностью, а нищие, к сожалению, люди без чувства собственного достоинства.

. Назовите детали, говорящие о “красноречиво молчащей бедности” молодой семьи.

Меблированная квартирка за 8 долларов в неделю, старенькая кушетка, унизительная необходимость торговаться в лавчонках за каждый цент, старенькие жакет и шляпка Деллы, Джиму “давно уже нужно было новое пальто, и руки мерзли без перчаток”.

. Как выглядит главная героиня?

Делла – симпатичная девушка хрупкого телосложения, со сверкающими глазами.

. Что составляло предмет её гордости?

Зачитать: “Прекрасные волосы Деллы, рассыпались, блестя и переливаясь, точно струи каштанового водопада. Они спускались ниже колен и плащом окутывали почти всю ее фигуру”.

. Почему Делла так расстроена ?

У неё нет денег на подарок Джиму.

. Каким приемами пользуется автор, чтобы показать ее уныние?

Она “уныло глядела на серую кошку, прогуливающуюся по серому забору, вдоль серой двери”.

“Жизнь состоит и слез, вздохов и улыбок, причем вдохи преобладают”.

. Что за сокровища были у молодой семьи?

Золотые часы Джима и волосы Деллы.

Герои любят друг друга, а какова их любовь?

Чистая, искренняя, настоящая, крепкая, святая, сильная, бескорыстная .

. А что значит любить?

Заботиться друг о друге, быть щедрым душой, делать любимого счастливым.

. Как наши герои попытались осчастливить друг друга на Рождество?

Джим, продав золотые часы, купил жене черепаховые гребни, которыми “Делла давно уже любовалась в одной витрине Бродвея”.

. А Делла? Чем она хочет обрадовать Джима?

“Это должно быть “что нибудь совсем особенное, редкостное, драгоценное, что-нибудь, чуть-чуть достойное высокой чести принадлежать Джиму”.

3. Анализ эпизода подарки “Подарки”.

Выразительное чтение в лицах.

. Зачем писатель дает такое подробное описание черепаховых гребней и платиновой цепочки для часов?

. Какова роль этого эпизода?

Композиционная – это развязка рассказа, символическая – сцена убеждает насколько сильна любовь этих людей.

. Почему рассказ так называется?

Выразительное чтение отрывка из Евангелия от Матфея гл 1 “Дары Волхвов”.

Золото – символ царственной власти.
Ладан – символ святости.
Смирна – благовоние, которое использовали, чтобы приготовить человека к погребению.

О. Генри пишет: “Волхвы принесли дары, но среди них не было одного”.

. Как вы думаете какого? – Любви.

Ведь это “исполинский труд” – умение любить и дается оно не каждому.

4. Решение проблемного вопроса:

Так кто же Делла и Джим – глупые дети или мудрые дарители? Почему?

Автор называет героев волхвами, ибо они подарили друг другу самое дорогое, что у них было, но они мудрее волхвов: ведь их связывает любовь, а это дороже всех сокровищ мира.

Цели:

  • Познакомиться с жанром рождественского рассказа.
  • Развивать навыки анализа текста; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как сострадание, вера, ответственность, доброта.
  • Познакомить учащихся с историей новогодних и рождественских открыток.

Задания по вариантам: найти описание обстановки, в которой живут герои произведения (1 вариант), описание города (2 вариант), портреты майора и Феди (3 вариант);

Индивидуальные задания: подготовить

  • рассказ о сочельнике, праздновании Рождества и сочельника в России,
  • рассказ об истории новогодней и рождественской открытки,
  • рассказ о Е.Бем;
  • найти лексическое значение слов: эспаньолка, хламида, кацавейка, ситник, швейцары, респектабельная наружность, чиновник, городовой, дебелая кухарка, скаред, лакей, жестяная лоханка.

Материал к уроку: презентация.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

2. Работа с учащимися.

– Что вы знаете об этом дне? (Во время рассказа показываем слайды 3-5. Индивидуальное задание: ученик рассказывает о сочельнике: объясняет лексическое значение слова; сообщает о том, что это канун (навечерие) Рождества Христова; рассказывает о том, что именно в этот день в домах ставили елки и украшали их.

2.2. Рассказ об истории открыток

(показать слайды 7-9).

2.3. Многие рождественские рассказы восходили к европейской традиции. Родоначальником таких произведений считают английского писателя Ч.Диккенса (показать слайд 10). В своих произведениях он обращался к следующим вопросам (показать слайд 11):

  • Ценность человеческой души.
  • 2.Тема памяти и забвения.
  • Тема любви к человеку во грехе.
  • Тема детства.

К этим же вопросам обращались и авторы святочных (рождественских) рассказов в России.

2.4.Знакомство с жанром святочного (рождественского) рассказа.

– Откуда эти духовные традиции появились у человечества? (Это библейские заповеди. И если мы говорим о Рождестве Христовом, то мы говорим о заповедях И.Христа (показать слайд 12). Давайте прочитаем на рабочем листе эти заповеди (запись под № 2). Так их сформулировал для себя Н.С.Лесков, автор целого ряда святочных (рождественских) рассказов (чтение заповедей).

– Подчеркните, что вам показалось самым главным, важным? (Ребята отмечают последние слова, сказанные Лесковым)

– С этим законом мы встречаемся и в нашей жизни. Где? (Это один из законов коммунарского движения)

Вывод. Рождественский рассказ – жанр литературы, основу которого составляет обычно 1-2 события или происшествия; в его основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал рассказа хороший.

– Докажите, что рассказ К.М.Станюковича относится к святочным? (Слушаем ответы учеников)

Детские святочные рассказы всегда обращены к чувству маленького читателя, к его сердцу.

2.6. Работа с текстом. Особенности изображения действительности.

– Обратимся к сюжету рассказа. Попытаемся выстроить последовательность событий, происходящих в рассказе (проверка домашнего задания – составить сюжетный план рассказа). Но сначала познакомимся с непонятными словами (задание на рабочем листе под номером 1)

– Вспомним, что такое композиция, и вычленим композиционные элементы в рассказе. Выполним задание № 4 на рабочем листе.

Вывод. Композиция обуславливает печальное, мрачное настроение рассказа, его эмоциональное движение. В конце рассказа настроение меняется на светлое и радостное.

– Обратимся к началу рассказа. Найдем описание героев (отвечают ученики 3 варианта). По внешности героев мы делаем первые выводы о его характере. Что вы можете сказать о характере героев? (Майор – бывший чиновник, потерявший работу, спившийся. Он берет на воспитание мальчика – сироту, забирает от родной тетки, бьющей и обижающей племянника. Майор трогательно заботится о ребенке, в мальчике и заботе о нем этот человек видит смысл своей жизни. Федя отвечает взаимностью: не пускает майора просить милостыню в холодный вечер накануне сочельника, так как тот болен.)

– Чтобы почувствовать состояние героев, его переживания, автор часто использует интерьер, или фон, на котором разворачиваются события. Найдем описание места, где живут герои. (Отвечают ученики 1 варианта)

– Какое чувство вызывает картина этой комнаты? (Чувство безысходности)

– В рассказе Станюкович описывает не только эту комнату, но и город. Каким вы видите город? (Отвечают ученики 2 варианта)

– Как вы думаете, почему автор сопоставляет картины убогие, серые и празднично нарядные? (Наверное, для того, чтобы показать настроение героев, их бедность, безысходность их положения, чтобы мы могли увидеть противоречия между жизнью (бытом) героев рассказа и окружающим миром.)

Вывод. Для того, чтобы мы увидели противоречия в рассказе, чтобы поняли характер героев, автор использовал такие приемы, как портрет, интерьер и детали художественного пространства (описание улиц).

– Вспомните, когда мы говорили о рождественских рассказах Ч.Диккенса, то отмечали, что он обязательно обращался в них к теме детства. По мнению Диккенса, дети как нельзя лучше способствовали нравственному перевоспитанию других персонажей. Давайте вспомним о майоре и его чувствах к ребенку. (Ученики читают отрывки из текста рассказа)

Вывод. Мы провели так называемый сюжетно-композиционный анализ. Он необходим для понимания авторского замысла рассказа.

– Как вы думаете, с какой целью, для чего К.М.Станюкович написал рождественский рассказ? (Выслушать ответы учащихся)

Вывод. Очень важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью, чтобы он был уже с детства кому-то нужен. Тогда человек сам будет справедливее, добрее, милосерднее. Я хочу, чтобы в вашей жизни все было хорошо. Открывайте свои сердца людям, которые нуждаются в вашей помощи, были милосердными, добрыми, сострадательными. Помните, что вера, добро, сострадание – это вечные человеческие ценности.

2.7. Прочитать домашнее задание 1 и 2 на рабочем листе.

2.8. Мы уже говорили с вами о том, что в качестве изображений для новогодних и рождественских открыток часто использовали картины известных русских художников. Но были среди них и художники-женщины. Одна из них это Е. М. Бем (показать слайд 15). (Рассказ о Е. Бем – индивидуальное задание)

2.9. Особое внимание мы хотели бы уделить открыткам Е.Бем, героями которых стали дети (показать слайды 16-18).

– Какие цвета использует художница? Почему? (Коричневые, желтые. Это цвета теплые. Е.Бем использует теплые тона, так как рисует детей.)

– Обратите внимание на лица детей. Что вы можете сказать о них? (Лица добрые, открытые. Дети улыбаются, они радуются праздникам. У них очень добрые глаза.)

– На открытках художница написала поздравления, давайте их прочитаем. (Ученики читают поздравления)

– Среди них встретились не просто поздравления и пожелания, но в том числе и загадка. Эти пожелания произносят дети, но обращены они к взрослым.

– Давайте внимательно рассмотрим 2 открытки (слайд 19).

3. Обращение учителя к родителям.

3.1 Домашнее задание 3: нарисуйте рождественскую открытку для героев рассказа, напишите на ней пожелание для майора и Феди.

Читайте также: