Конспект классного часа папа мама я дружная семья

Обновлено: 01.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Классный час в начальной школе

Цели: воспитывать любовь и уважение к семье как общенациональной ценности, основе духовности и единства народа; формирование духовных ценностей и нравственных качеств.

Задачи:

формировать представления о жизненном идеале семьи;

формировать уважение к членам семьи;

формировать навыков семейной дипломатии;

формировать умение анализировать ситуации;

учить вырабатывать собственную тактику принятия решений.

Оборудование:

логический квадрат, пословицы, словосочетания с обязанностями, проблемные ситуации, заготовки дома (кирпичики, крыша, окно), иллюстрации с человеческими эмоциями и чувствами, предложения «Иьмес иманелч имыратс и имыньлоб аз доху и йетед еинатипсов.

Ход мероприятия

Начинаем наш классный час. Ежегодно в мае отмечается интересный международный праздник. Какого числа, спросите вы? Отгадайте сами! Посмотрите на квадрат и скажите, какому числу не хватает пары? Ответ: 15.

Кто знает, какой праздник отмечается 15 мая? Вам помогут ответить пословицы. Во всех пословицах пропущены формы одного и того же слова.

Добро по миру не рекой течет, а (семьей) живет.
В (семье) и каша гуще.

На что и клад, коли в (семье) лад.
В (семье) любовь да совет, так и нужды нет.

Почему они объединены в одну группу?
Действительно, ежегодно 15 мая отмечается Международный день семьи.

Сегодня наш разговор о семье. Вы становитесь год от года взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью.Согласны ли вы с темой нашего занятия "Папа, мама, я - дружная семья?"

В семье идёт всё своим чередом: рождаются дети, которые, повзрослев, сами становятся сначала родителями, а потом стариками: дедушками, бабушками, прадедушками и прабабушками. Когда они были маленькими, то о них заботились их родители, а когда они сами стали родителями, то стали заботиться о своих детях и о своих пожилых родителях. И так повторяется из поколения в поколение на протяжении всей истории человечества.

Расшифруйте и запомните главную обязанность семьи:

Иьмес иманелч имыратс и имыньлоб аз доху и йетед еинатипсов.

( Воспитание детей и уход за больными и старыми членами семьи.)

У каждого из вас есть желание жить в счастливой семье. А какая семья считается счастливой? Представьте свою позицию. ( взаимная любовь, верность, искренность, терпимость, справедливость, умение прощать, совместное управление хозяйством, материальный достаток, уважение интересов другого, разрешение конфликтных ситуаций, наличие детей, доброта, нежность и т. д.).

- Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.

А дом заставленный добром, - еще не дом.
И даже люстра над столом, - еще не дом.
И на окне с живым цветом - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.

Родственные чувства становятся для нас школой личных душевных свойств. На них мы раньше всего учимся любви и дружбе, подчинению и руководству, учимся быть мужчиной и женщиной. Получается, что семья – это наше первое и самое естественное общество. А находясь в обществе нельзя быть от него свободным, надо быть ему чем-то обязанным, должным.

Работа в группах

Вам предстоит распределить обязанности среди членов семьи и ознакомить нас.

Словосочетания (заранее заготовлены) : мыть посуду, мыть полы, мыть обувь, вытирать пыль, стирать, готовить завтрак, готовить обед, готовить ужин, готовить в выходные дни, ухаживать за домашними животными, пылесосить в доме, поливать комнатные растения, заниматься с младшими детьми, выносить мусор, ходить в магазин, прибить что-нибудь, чинить одежду.

Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Все бывает в семье: беды и радости, но достойно разрешить конфликты удается далеко не всем.

-Нужно ли разрешать конфликты?

-Какой стратегии придерживаться в возникшей ситуации?

Инсценирование ситуаций

Вызываются 5 учащихся (2-дети, 3- родители). Вы должны прочитать описание ситуации и изобразит ее.

Ситуация №1 Дочь (сын) очень плохо учатся. Маму вызвали в школу. После посещения состоялся её разговор с дочерью (сыном).

Ситуация №2 Дочь (сын) требует от родителей купить модную вещь. Родители объясняют, что сделать это сейчас нет возможности.

Задача для детей: определить, какие чувства испытывают родители и дети в предлагаемой ситуации, найти причину конфликта, определить верную тактику поведения для выхода из конфликтной ситуации, предложить решение, определить какие меры можно будет предпринять для предупреждения конфликта.

(Каждая группа предлагает свой вариант ответа)

У самой сложной ситуации всегда есть выход, любую проблему можно решить еще тогда, когда она не превратилась в конфликт. Надо только встать на позиции родителей, понять их, прислушаться к их аргументам.

А теперь я предлагаю вам построить такой дом, где будет уютно, где поймут, посочувствуют, поддержат.

Работа в группах

Задание: Подобрать картинки, цветом и иллюстрациями выражающие те чувства и эмоции, которые хотите видеть в своем доме, своей семье.

Задание: Подобрать картинки, цветом и иллюстрациями выражающие те чувства и эмоции, которые вы не пустили бы в свой дом.

Посмотрите, какой замечательный дом у нас получился! Жизнь в семье – это большое творчество. И мне хочется процитировать слова В. А. Сухомлинского "В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня своё достоинство, надо уметь уступать друг другу”.

А закончу наш классный час я вот такой сказкой.

Действительно, лучше всегда платить добром, оставляя после себя только хорошие, сердечные воспоминания. Желаю, чтобы ваши семьи были самыми счастливыми!И помните: " Папа, мама, я - дружная семья !"

Благодарю за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться.

Учитель: Давайте поиграем! Кто из вас знает больше слов, которые обозначают родственников?

Дети вспоминают соответствующие слова.

Учитель выписывает их на доске: мама, папа, бабушка, дедушка, прабабушка.

Учитель: Выберите цветной кружок для каждого из своих родных и прикрепите его на доске.
- Объясните свой цветовой выбор.

(Картина может получиться достаточно пёстрая, а может – однообразная. Это будет зависеть от восприятия детьми своих родных.)

Учитель: Как можно назвать разных родственников одним словом? (Семья)

- Верно. А что это такое – семья?

Дети отыскивают слово в словаре, записывают (наклеивают) его толкование.

  1. Группа живущих вместе близких родственников.
  2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Учитель записывает на доске слово СЕМЬЯ.

Учитель: Ребята! Слово СЕМЬЯ очень интересное. Давайте всмотримся в него. Что вы в нём видите? (Можно прочитать СЕМЬ Я)

- А что это значит?

- А как вы думаете, зачем человеку семья?

Работа в группах.

  • Человеку в одиночку жить очень неуютно, ему важно быть вместе с самыми родными людьми.
  • Семья – это защита, эмоциональный комфорт, помощь.
  • Семья нужна для продолжения рода.

Вывод: главное в семье – дружба, внимание друг к другу и понимать друг друга.

Люблю тебя, мама,
За что, я не знаю,
Наверно, за то, что
Дышу и мечтаю.
И радуюсь солнцу,
И светлому дню –
За это тебя я,
Родная, люблю.
За небо, за ветер,
За воздух вокруг…
Люблю тебя, мама,
Ты – лучший мой друг.

Учитель: А сейчас можно начать соревнования.

Создать семью нелегко, а сохранить её ещё труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удаётся – недостаёт житейской мудрости. Именно этому учат нас русские пословицы и поговорки.

Составить из набора слов пословицу.

Так, семья, месте, на, вся, вместе, и, удача

Ответ: Вся семья вместе – так и удача на месте.

Составить из набора букв слово.

Г, р, с, о, я, т, п, м, е, и, ь

Из карточек, на которых перечислены продукты, а также лишние, нужно выбрать необходимые для приготовления борща.

Игра для всех

Все умеют играть в настольный теннис? А хотите научиться? Тогда слушайте меня очень внимательно. Я произношу название предмета, а вы мгновенно отбиваете мою подачу, отвечая, кто в семье чаще всего пользуется этим предметом.

Итак, подготовили ракетки, начали: диван, веник, телевизор, спицы, мяч, телефон, посуда, кресло, газета, дневник, мусорное ведро.

Молодцы, а говорили – не умеете!

Сегодня мы ещё раз убедились, как хорошо, когда все вместе: и дети, и родители, и учителя.
Мы верим, что если каждый день мы будем вместе, то наших детей ждёт радостное и счастливое будущее.

Желаем счастья вам!
Чтоб все мечты сбывались!
С хорошим настроением
Чтоб вы не расставались!
Здоровья вам на сотни долгих лет,
А это, право, дорогого стоит!
В работе – много творческих побед!
В семейной жизни – мира и покоя!

Учитель: А теперь я предлагаю вам нарисовать свою собственную семью.

(Рисуют и комментируют свои рисунки.)

Учитель: Ваши рисунки подсказывают нам, что каждая семья (большая или маленькая) непохожа на другую (как и люди), каждая семья интересна по-своему. И самые сильные, и самые ответственные в семье – это взрослые, прежде всего мама и папа, муж и жена. Они заботятся о том, чтобы в доме была еда и всё необходимое; воспитывают детей; лечат их; занимаются с ними, играют и гуляют и т.д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2.Способствовать формированию правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям.

3.Способствовать сплочению и развитию классного коллектива

4.Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

Ход мероприятия.

1.Организация.

-Добрый день, дорогие дети. Вы действительно кому-то очень дороги. Кому?

-Правильно, конечно же ,своим родителям, своей семье.

Очень трудно самому Жить на свете одному.

Вместе с Мамой жить и Папой Хочется всегда ребята.

Главный закон в семье - забота о каждом члене семьи, а каждый член семьи , в меру своих возможностей ,заботится обо всей семье. Каждый ребенок в семье твердо должен знать этот закон, тогда его семья, его дом будет местом, где его любят, ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно .

-Сегодня мы ответим на ряд вопросов:

1. Почему важно в семье любить друг друга?

2. Как выразить свою любовь к родителям?

3. Как научиться не огорчать близких?

4. Как помочь маме вести домашнее хозяйство?

5. Какие семейные дела сплотят семью? ( на экране)

2.Беседа о семье.

- Помогут нам ответить на эти вопросы 5 учеников. Среднестатистическая семья состоит из 4-х человек : папа, мама, и 2 детей. Кто еще может быть в семье? (бабушка и дедушка).В роли папы у нас выступит …

1.- Уважаемый папа, как главный кормилец семьи ,ответьте, пожалуйста на первый вопрос .

-Да, необходимо проявить особое внимание к маме и к папе , чтобы они почувствовали внимание и заботу . Я хочу представить Вашему вниманию сочинения и рисунки ребят о своей семье. ( выставка картин). Вот отрывки из нескольких сочинений ребят:

Ребята, скажите, какие ласковые слова можно сказать мамам?

(Хорошая, самая любимая, солнышко моё, красавица…)

3.- А что вы должны делать ,чтобы не огорчать родителей?

- Конечно, ответственно относиться к своим обязанностям. Не совершать дурных поступков.

- Мама, как помочь тебе в домашнем хозяйстве?

- Да, некоторый объем домашних дел должен взять на себя ребенок , чтобы мама увидела в детях настоящего помощника. Нельзя у родителей требовать дорогие игрушки или технику. Что бы вы купили на оставшиеся после покупки необходимого деньги: папе теплые ботинки (старые порвались) или себе очередную игру?

-Бабушка, какие общие семейные дела сплотили бы семью?

-Да, во многих семьях сложились свои семейные традиции. Есть традиции отмечать какие-то семейные праздники.

–Мама, какие семейные праздники отмечаете вы в своей семье? Какие еще традиции имеются у вас?

3.Знакомство с родословными.

-Зарина прочитает нам стихотворение о семье.

Основа основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизни ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

-Спасибо. Ребята кому вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Конечно, своей семье. Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста. Давайте же ценить то, что мы имеем. Давайте будем беречь родных нам людей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.

Коррекционно-образовательные:

- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;

Коррекционно-развивающие:

- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;

- закреплять знания о родственных связях слов;

- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.

- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;

воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Методы: словесные, наглядные.

Оборудование: плоскостные изображения деревьев, набор картинок по теме "Семья".

Словарь: семья, родители.

Ход занятия:

1 Организационный момент.

"Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся ."

2 Актуализация темы.

- Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.

Что такое семья?
Папа, мама и я,
И сестренка моя-
Вот и вся у нас семья:
- Ну а как же бабушка?
- Ну а как же дедушка?
Что такое семья?
Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий
И сестренка моя
Вот и вся у нас семья.

- Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка? ( Ответы детей).

- Сегодня мы поговорим о семье и о том, как нужно относиться к своим самым близким людям.

3 Вводная беседа.

Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.

Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.

Семья нужна человеку, пожалуй, больше чем другим живым существам. И это потому, что новорождённый малыш - одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.

4 Основная часть.

Вопросы к детям.

- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).

- У каждого в семье есть родные и дорогие люди.

Дидактическая игра "Подбери признаки"

- А какие же они, родные и дорогие нам люди?

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

Папа - строгий, умный, сильный:

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:

Дедушка - старый, мудрый, седой:

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:

Составление генеалогического древа.

- Дети, посмотрите, на доске дерево. Рассмотрите его. Какой величины листочки вверху, а какие внизу? Вверху - маленькие. А внизу - большие.

Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа.

Справа папа, слева мама
В серединке я как раз
Сколько будет вместе нас? (Трое. Семья )

- Я покажу вам дерево моей семьи. (Рассказ воспитателя о членах своей семьи)

- А теперь вы будете выращивать своё семейное дерево. (Дети выкладывают листочки с именами членов своей семьи)

- Посмотрите, какие красивые деревья у вас получились, а теперь вы будете рассказывать о своей семье.

Физминутка "Семейная зарядка".

Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.

Рассказы детей о членах семьи.

Много мам на белом свете, всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она,
Кто она?
Отвечу я: это мамочка моя.
(В. Руссу)

(Рассказ 2-3 детей о своей маме.)

Мой папа красивый
И сильный, как слон.
Любимый, внимательный, ласковый он.
Я жду с нетерпением папу с работы.
Всегда мне в портфеле приносит он что-то.
Мой папа находчивый, умный и смелый
Ему по плечу даже сложное дело.
Его обниму я и тихо шепну:
- Мой папочка, я тебя крепко люблю!
Ты самый заботливый, самый родной,
Ты добрый, ты лучший
И ты только мой!

(Рассказ 2-3 детей о папе).

Мы с моею бабушкой старые друзья.
До чего хорошая бабушка моя!
Сказок знает столько, что не перечесть,
И всегда в запасе новенькое есть.
А вот руки бабушки - это просто клад!
Быть без дела бабушке руки не велят.
Золотые, ловкие. Как люблю я их!
Нет, других, наверное, не найти таких!
(Л. Квитко)

(Рассказ 1-2 детей о своей бабушке).

Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя во всём равняться!
(А. Чурбанова)

(Рассказ 1-2 детей о своем дедушке).

Есть у меня братишка
Смешной такой мальчишка!
Мне во всём он подражает
И ни в чём не уступает.
Если мы играем в мячик,
Я скачу, он тоже скачет,
Я сижу - и брат сидит,
Я бегу - и брат бежит.
Такой смешной мальчишка
Младший мой братишка.
(И. Лопухина)

(Рассказ ребенка о своем младшем брате).

Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик папа,

Этот пальчик мама,

Вместе дружная семья.

(повторить 2-3 раза).

5 Продолжение основного этапа.

"Школа - моя вторая семья".

- Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас получилось замечательно.

- А какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи? (Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь).

- А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства? (Потому, что вы любите своих родителей, мама и папа любят вас ).

- А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Школа).

- А теперь давайте расположим листочки с вашими фотографиями на дереве нашей второй семьи, вырастим дерево нашей группы. Как вы думаете, у нас дружная семья? ( Ответы детей).

6 Итог занятия.

- Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Читайте также: