Конспект исполнительная власть в рф

Обновлено: 02.07.2024

Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) - это уполномоченные лица, которые совершают деятельность в одной из трех существующих ветвей государственных властей - исполнительной. Органы такой структуры наделены особой самостоятельностью на юридическом уровне. Она намного выше, чем у законодательной или судебной власти. Более того, они имеют полное право этой самостоятельностью распоряжаться. ФОИВ состоят из Правительства Российской Федерации. Члены данной структуры имеют право не только создавать правовые акты, но и следить за их исполнением.

  • Структура
  • Правительство Российской Федерации
  • Заместители председателя
  • Федеральные министры
  • Федеральные агентства и службы
  • Избрание

Структура

  • Федеральные власти различных субъектов страны : республики, области, города особого назначения, такие как Москва.
  • ФОИВ общей компетенции . К ним относятся лица, которые обязаны управлять всеми сферами жизни и деятельности граждан на определенной территории.
  • ФОИВ отраслевой компетенции . Данные органы для различных субъектов России индивидуальны. Например, для краев - это департаменты и комитеты. Для республик - министерства и главные управления. Они осуществляют свою деятельность только в отдельной сфере.
  • ФОИВ межотраслевых компетенций . Они занимаются руководством лишь отдельных областей, принадлежащих определенной сфере деятельности. Включают в свой состав Министерство здравоохранения, Минэкономразвития и другие.
  • Коллегиальные . При таком управлении решение вопросов производится путем голосования членов этой структуры.
  • Единоначальные. Вопросы обсуждаются между всеми участниками, но окончательный вердикт выносит только руководить этой группы.

Правительство Российской Федерации

Правительство РФ представляет собой основание всей исполнительной власти в стране, поэтому оно имеет свою отдельную и в это же время уникальную структуру. Главным объектом внимания является председатель Правительства нашей страны - это лицо, которое контролирует деятельность целой системы, связанной с исполнением вступающих в силу и уже действующих законов и прав. На сегодняшний день данный пост занимает Дмитрий Анатольевич Медведев.

Заместители председателя

  1. Антон Германович Силуанов . Он является первым заместителем Дмитрия Анатольевича Медведева. Также он является министром финансов.
  2. Дмитрий Николаевич Козак. Является заместителем председателя Правительства РФ.
  3. Виталий Леонтьевич Мутко . Также является заместителем председателя Правительства РФ. Каждый из них вступает на должность Дмитрия Медведева лишь тогда, когда отсутствуют его заместители. То есть Виталий Леонтьевич будет являться председателем Правительства РФ только тогда, когда отсутствует и сам Дмитрий Медведев и два других его заместителя.
  4. Максим Алексеевич Акимов - заместитель председателя Правительства нашей страны.
  5. Татьяна Алексеевна Голикова является исполняющим должность заместителя Правительство России.
  6. Константин Анатольевич Чуйченко . Является первым заместителем руководящего Аппаратом Правительства РФ.
  7. Ольга Юрьевна Голодец - является исполняющим обязанности заместителя Председателя Правительства.
  8. Юрий Петрович Трутнев . Является уполномоченным лицом Президента Российской Федерации на Дальневосточном округе, а также заместителем Председателя Правительства.
  9. Алексей Васильевич Гордеев . Так же, как и все вышеназванные уполномоченные лица, является заместителем Председателя Правительства России.
  10. Юрий Иванович Борисов - заместитель председателя Правительства.

Федеральные министры

  1. Обязанности главного министра исполняет Абызов Михаил Анатольевич.
  2. Васильева Ольга Юрьевна является главным министром в сфере образования и науки.
  3. Ответственным за развитие Дальневосточной области является Александр Александрович Козлов.
  4. Главным министром в сфере экологии и всех природных ресурсов России является Дмитрий Николаевич Кобылкин.
  5. Главенствующую роль в области спорта исполняет Колобков Павел Анатольевич.
  6. Министром внутренних дел Российской Федерации является Колокольцев Владимир Александрович.
  7. За развитие экономики отвечает Орешкин Максим Станиславович.
  8. За безопасность граждан от ЧЭС отвечает Евгений Николаевич Зиничев.

Важно! Кроме них, есть еще министры таких сфер деятельности, как юстиция, регулирование положения на Северном Кавказе, контроль за торговлей, регулирование иностранных дел, культура, строительство и ЖКХ, энергетика, связи коммуникации.

  • Разрабатывают новые планы, предоставляют их на рассмотрение в Государственную Думу, а также отчитываются перед членами Госдумы о проделанной работе.
  • Обеспечение общей сферы развития всех областей деятельности на одинаковом уровне.
  • Члены Правительства РФ являются управляющими лицами федеральной собственности.
  • Устанавливают правила и ограничения, нацеленные прежде всего на безопасность граждан.

Важно! Те лица, которые управляют ведомствами федерального характера, не являются членами Правительства РФ. В это же время сами ведомства не являются частями министерства, поэтому действуют по своему усмотрению и обладают самостоятельностью. Однако контроль над ними все равно установлен. Эту функцию осуществляет непосредственно Правительство Российской Федерации.

Федеральные агентства и службы

  1. Федеральная служба безопасности (ФСБ) - это силовое подразделение, которое отвечает за обеспечение безопасности граждан от террористических актов и мятежей. Данная спецслужба имеет огромные полномочия, но сотрудники ФСБ обязаны действовать строго в рамках закона.
  2. Служба внешней разведки (СВР) - это также силовое подразделение Российской Федерации, которая отвечает за контролирование определенных объектов, например, полевых командиров. Также в задачи СВР входит слежка и за другими объектами, которые вызывают опасения для страны. СВР работает совместно с такими структурами, как Главное разведывательное управление России (ГРУ).
  3. Архивное агентство федерального назначения . Это структура, которая отвечает за хранение ценных исторических архивов, археологических находок. Кроме этого, в обязанности этой структуры входит тщательное и неоднократное исследование архивных материалов.
  4. Антимонопольные службы федерального уровня. Они представляют собой структуру, которая имеет право создавать правовые акты, контролировать их соблюдение, а также следить за соблюдением законов, которые касаются монополии в государстве.

Избрание

Для того чтобы деятельность определенной структуры улучшилась, необходимо регулярно менять состав лиц, которые эту деятельность осуществляют. Говоря простыми словами, каждый участник должен побыть в роли главного. Это необходимо для того, чтобы выявить, у кого из членов структуры или организации имеется более высокий потенциал. Для того чтобы назначить то или иное лицо на определенную должность в исполнительной власти, необходимо получить на это одобрение Правительства РФ, так как оно является главным. Но перед этим, в соответствии с областью деятельности, кандидаты на должность должны быть избраны определенными представителями. Например, федеральных министров может назначить только Правительство, которое занимается подбором кадров на данные роли при Правительстве РФ. Органы исполнительной власти в России - это лица, уполномоченные на руководство определенными областями деятельности граждан. ФОИВ отвечает за возрождение и прогрессирование всех доверенных им субъектов. Полученная информация лучше запомнится, если вы также воспользуетесь предложенным видео.


В процессе урока продолжается знакомство с органами власти нашей страны, а именно исполнительной и судебной властью, их функциями и полномочиями.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Исполнительная и судебная власть в Российской Федерации"

Продолжаем знакомство с органами власти нашей страны. Сегодня мы узнаем с вами об исполнительной и судебной власти в Российской Федерации.

Начнём мы наш разговор с исполнительной ветви власти.

Согласно Конституции Российской Федерации исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство.


В состав Правительства входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры.

Председатель Правительства назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом России по предложению Председателя Правительства.

Председатель Правительства в соответствии с Конституцией, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

Правительство Российской Федерации:

· разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

· представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета;

· представляет Государственной Думе ежегодные отчёты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

· обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

· обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

· осуществляет управление федеральной собственностью;

· осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики;

· осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

· осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Кроме этого Председатель Правительства представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.


Как правило, в данную структуру входят федеральные министерства с подведомственными им агентствами, службами и надзорами. А также Федеральные службы и агентства.

Правительство издаёт постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению на всей территории нашей страны.

Но в том случае, если данные постановления и распоряжения противоречат Конституции, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации, они могут быть отменены Президентом.

Президент также вправе принять решение об отставке Правительства, а своё недоверие его работой может выразить государственная дума. Что тоже может привести к отставке правительства. Правительство, с согласия Президента, может сложить свои полномочия и в добровольном порядке.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до формирования нового состава Правительства.

Более подробно с деятельностью Правительства вы можете познакомиться самостоятельно на официальном сайте Правительства Российской Федерации.

На уровне субъектов федерации исполнительная власть представлена местными исполнительными и распорядительными органами, о которых мы поговорим позднее.

А сейчас давайте перейдём к знакомству с судебной ветвью власти.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Давайте познакомимся с этой ветвью власти более подробно.

Суд – это специальный орган, который занимается осуществлением правосудия и разрешением уголовных, административных и гражданских дел в установленном законом порядке.

Главной задачей любого суда является осуществление правосудия, то есть принятие справедливого решения по конкретному правовому спору на основании действующего законодательства.

Именно в суды за защитой своих прав могут обращаться граждане, если их права были нарушены представителями законодательной или исполнительной ветвей власти.

Сегодня в нашей стране действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, которые и составляют судебную систему России.


Принято выделять федеральные суды субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

· Федеральные суды общей юрисдикции – это Верховный Суд Российской Федерации; военные суды; Верховные суды республик, суды краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов; районные суды; специализированные суды (по рассмотрению гражданских и административных дел).

· Конституционный Суд Российской Федерации.

· Федеральные арбитражные, такие как Федеральный арбитражный суд округов, Арбитражный апелляционный суд, Арбитражный суд субъектов Российской Федерации и Суд по интеллектуальным правам.

К судам субъектов Российской Федерации принято относить:

· Конституционные суды республик и уставные суды иных субъектов Российской Федерации, а также мировых судей.

Давайте познакомимся более подробно с некоторыми судами, которые действуют в нашей стране.

Наше знакомство начнём с Конституционного суда Российской Федерации, который занимает особое место в судебной системе нашей страны.

Конституционный суд Российской Федерации – это судебный орган, который следит за соответствием принятых новых законов правовым нормам, закреплённым в Конституции. В том случае если закон противоречит Конституции Российской Федерации, Конституционный суд вправе отменить его действие.

Наверное, следующим по значимости является Верховный суд Российской Федерации. Это высший судебный орган Российской Федерации по разрешению экономических споров, уголовным, административным, гражданским и иным делам. Решение, вынесенное Верховным судом, является окончательным и подлежит обжалованию только в международных судебных инстанциях.

Немаловажное место занимают и арбитражные суды. Арбитражные суды – это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений.

То есть деятельность арбитражных судов, прежде всего, направлена, на защиту экономических, хозяйственных интересов. В некоторых странах мира эти суды так и называются экономическими или хозяйственными.

Точно также, как и арбитр матча, судья решает, кто из участников судебного разбирательства нарушил установленные правила игры, которые были чётко определены в контракте или ином договоре.

Одним из первых звеньев судебной системы Российской Федерации являются районные суды. Данные суды принимают первоначальное решение по большинству гражданских, уголовных и административных дел.

Самым низшим звеном рассматриваемой нами судебной системы является мировой судья.

Мировые судьи вправе рассматривать следующие категории дел:

дела о незначительных уголовных преступлениях, некоторые споры между супругами, за исключением дел, которые связаны с родительскими правами, а также некоторые имущественные споры граждан, а также дела об административных правонарушениях.

Сейчас судебная система Российской Федерации проходит специфическую реформу, связанную с расширением практики применения так называемых судов присяжных.

В таком виде судебного процесса суд состоит из профессиональных юристов в лице судей и непрофессионалов – присяжных заседателей, которые не обязаны иметь юридическое образование.

При рассмотрении дела в суде непрофессионалы-присяжные из числа простых граждан должны ответить на следующие вопросы:

· Доказано ли, что совершено преступление?

· Доказано ли, что данное преступление совершил обвиняемый?

· Заслуживает ли он снисхождения?

Если присяжным заседателям при обсуждении вердикта в течение трёх часов не удалось достигнуть единодушия, решение принимается голосованием. Никто из присяжных заседателей не вправе воздержаться при голосовании ни по одному из вопросов. Если при обсуждении вопроса голоса разделяются поровну, вопрос считается решённым в пользу обвиняемого.

Кстати просмотр этого фильма поможет вам найти ответ на вопрос и этического характера: имеют ли право люди, не облачённые государственными полномочиями, брать на себя ответственность за объявление человека преступником и наказание его.


Ну с присяжными все на верное понятно. А что тогда делают судьи?

В свою очередь, судьи решают вопросы, требующие конкретных юридических познаний, например, об установлении меры наказания за совершённое преступление и вынесение приговора.

Следует понимать, что во всех случаях присяжные принимают решения независимо от мнения и позиции профессиональных судей.

Независимо от того, рассматривалось ли дело присяжными или судьёй самостоятельно, при вынесении решения и судья и присяжные должны руководствоваться следующими принципами правосудия:

· гласность (открытое разбирательство дел в суде);

· осуществление правосудия только судом;

· равенство граждан перед законом и судом (универсальный принцип);

· неприкосновенность личности и её право на судебную защиту;

· обеспечение законного, компетентного и беспристрастного состава суда;

· использование национального языка;

· состязательность и равноправие сторон;

· обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на судебную защиту.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока

Учитель: Мандрика Е.В.

Дата проведения: 12.12.17г.

Номер урока:28

Класс: 10

Тем урока: Исполнительные органы государственной власти.

Цель урока : ; формирование представлений учащихся об основных функциях органов государственной власти РФ.

Задачи урока:

Образовательные: организация совместной исследовательской деятельности учащихся для самостоятельного изучения ими основных функций органов государственной власти РФ.

Развивающие: развитие речевых навыков и умения выделять главное, а также критически анализировать полученную информацию, обобщать полученные знания и делать выводы; развитие умений и навыков самостоятельной работы с документом по заданному плану.

Воспитательные: воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к работе государственных органов страны; воспитание элементарной правовой грамотности; воспитание и развитие коммуникативных навыков посредством работы в парах/группах.

Планируемые результаты Знать: необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования. Уметь: объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы .

Используемые образовательные технологии: технология развития критического мышления; ИКТ; здоровьесберегающая технология обучения и воспитания д.м.н. Базарного В.Ф.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, раздаточный материал (инструкционные карты №1, №2, №3, №4, №5). Конституция РФ, Конституция Крыма.

Технологическая карта урока

I. Организационный этап

До начала урока озвучивается просьба к классу разделиться на несколько микрогрупп.

Приветствие учащихся, отметка отсутствующих; обращение внимания на готовность учащихся к уроку.

Приветствуют преподавателя, докладывают об отсутствующих; показывают свою готовность к уроку.

II. Проверка и актуализация знаний

Фронтальный опрос по следующим вопросам:

- что регулирует конституционное право?

- что такое Конституция?

- когда была принята действующая Конституция РФ?

- каковы достоинства существующей Конституции РФ? В чем состоят ее недостатки?

Если это необходимо, следует кратко напомнить обучающимся об истории принятия Конституции РФ и о важности знания этих событий для сегодняшней и последующих тем.

1. Отвечают на вопросы учителя.

2. Пользуясь учебником, просматривают данные об истории конституции в России, от времен первых конституций СССР и до современной Конституции РФ.

Обучающиеся должны прийти к выводу, что повторение прошлых тем помогает систематизировать полученные знания, что оно необходимо для изучения нового материала.

III. Изучение нового материала

( слайд2) План урока:

1.Признаки органа исполнительной власти.

2.Органы государственной власти России.

3. Система органов исполнительной власти.

4. Виды органов исполнительной власти.

5. Виды федеральных органов исполнительной власти.

6. Виды краевых органов исполнительной власти.

7. Правительство РФ.

9. Федеральное агентство

Вступительное слово:

Ученики внимательно слушают, при необходимости задают вопросы.

IV. Самостоятельная работа обучающихся

Обучающимся предлагается совместно в группе изучить 1--7 пункт плана и составить интеллект карту по теме урока. Для этого они знакомятся со схемой органов государственной власти, представленной в учебнике, раздаточном материале, на слайде презентации ( слайд 3) Знакомятся со статьями Конституции РФ согласно пунктам плана.

Учитель следит за выполнением работы обучающихся, при необходимости консультирует их.

Совместно в группе изучают органы государственной власти РФ по Конституции и раздаточному материалу. Составляют общую интеллект карту. При необходимости задают вопросы.

V. Закрепление нового материала

Группы представляют составленные интеллект карты

(слайд4) Фронтальный опрос закрепления темы.

-Кто такой Президент?

Кто может быть Президентом РФ?

Каковы сроки правления Президента?

В чем главные задачи / полномочия Президента?

В чем суть присяги Президента?

(слайд5) В каком случае может произойти отрешение Президента от должности? Кто входит в состав Правительства?

- Какую власть осуществляет Правительство?

- Каковы полномочия Правительства?

- Каковы сроки действия Правительства?

- Каким образом Правительство может быть отправлено в отставку?

(слайд 6) Назовите федеральные органы исполнительной власти.

(слайд 7) Назовите виды краевых органов исполнительной власти.

VI. Информация о домашнем задании

Даются ответы на вопросы учащихся; подводит итоги урока, оценивая работу групп и учащихся.

Записывают задание на дом, задают вопросы, вызвавшие затруднение в ходе изучения нового материала.

Разделение властей означает, что законодательную деятельность, принятие законов осуществляет представительный законодательный орган; исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судебными органами.

Государственный орган – это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.

Законодательная, исполнительная, судебная власти самостоятельны, относительно независимы друг от друга (но только относительно, поскольку между ними существуют взаимосвязь и взаимодействие).

Конкретно разделение властей проявляется в распределении, разграничении компетенции между органами, относящимися к этим трем ветвям государственной власти, их самостоятельности, во взаимном контроле.




Законодательная власть в Российской Федерации

Особую роль в системе российской власти Конституция РФ отводит Федеральному Собранию.

Федеральное Собраниеэто избираемый двухпалатный парламент России, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган. Его особое положение обусловлено тем, что это общенациональный представительный орган, формируемый преимущественно на основе всеобщих и свободных выборов.

Российский парламент – Федеральное Собрание – состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации.




Исполнительная власть в Российской Федерации

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ – это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

Правительство обеспечивает согласованное действие всех структур исполнительной власти. Оно осуществляет руководство основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности; ежегодно отчитывается перед Государственной Думой о проделанной работе.

Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит ее на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Предложение о кандидатуре должно быть внесено не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства, либо в течение недели после отклонения кандидатуры главы Правительства Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.

После получения согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров. Президент производит назначения.

Компетенции Правительства РФ

– Общая компетенция – полномочия, определяющие главные направления деятельности Правительства, связанные с реализацией внутренней и внешней политики государства, осуществлением регулирования вопросов экономики и социальной сферы, обеспечением единства системы органов исполнительной власти и др.

– Специальная компетенция – полномочия, определяющие деятельность Правительства в конкретных областях общественной жизни (экономической, социальной сферах, сферах науки и культуры, обеспечения обороны и безопасности государства и др.).

– Компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти – полномочия по организации исполнения федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществлению систематического контроля за их соблюдением, мерами по устранению нарушения российского законодательства.

Конституция предполагает, что основа Правительства РФ должна оставаться неизменной. В ней закреплен перечень должностных лиц, входящих в его состав: Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры. Однако состав Правительства может быть расширен за счет образования новых федеральных органов исполнительной власти.

Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Так, к юрисдикции главы государства относятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

Судебная власть в Российской Федерации

Судебная власть – обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Правосудие – деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

Конституция РФ устанавливает требования, предъявляемые к основной категории работников судов.

Требования, предъявляемые к основной категории работников судов РФ

– Основные: граждане России, достигшие 25 лет; имеющие высшее юридическое образование; имеющие стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

– Дополнительные: сдача квалификационного экзамена; не должны допускать порочащих их поступков.

Для кандидатов на должность судьи вышестоящих судов увеличивается возраст и профессиональные требования.


Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяются законами Российской Федерации и основываются на конституционных принципах.






Совокупность действующих в России судов образует судебную систему.

Структура судебной власти в РФ

Конституционный суд РФ – высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции. Существуют также конституционные суды республик в составе РФ, уставные суды субъектов Федерации.

Верховный суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Возглавляет систему судов общей юрисдикции.

Высший Арбитражный суд РФ – высший судебный орган специальной юрисдикции по разрешению экономических споров. В систему арбитражных судов входят арбитражные суды федеральных округов и субъектов Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

По каждому деянию (в совершении которого подсудимый обвиняется государственным обвинителем) перед коллегией присяжных заседателей ставятся три основных вопроса:

– доказано ли, что соответствующее деяние имело место;

– доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

– виновен ли подсудимый в совершении данного деяния.

Решение коллегии присяжных заседателей именуется вердиктом. При вынесении вердикта о полной невиновности подсудимого, находящегося под стражей, он немедленно освобождается в зале судебного заседания по распоряжению председательствующего. За вердиктом (о невиновности подсудимого) следует постановление председательствующего об оправдательном приговоре.

Мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Компетенция мирового судьи включает уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. К компетенции Правительства РФ не относится

1) обеспечение согласованных действий всех структур исполнительной власти
2) осуществление руководства всеми основными сферами и отраслями экономики
3) осуществление представительской функции
4) руководство исполнительной властью

Читайте также: