Методы систематизации информации конспект

Обновлено: 05.07.2024

Методы сбора и систематизации информации.
Способы хранения информации.

Сложная тема. Если эта презентация поможет, буду рада.

ВложениеРазмер
metody_sbora_i_sistematizatsii_informatsii._sposoby_hraneniya_informatsii.ppt 734.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Методы сбора и систематизации информации. Способы хранения информации. 10 класс.

Информация не существует сама по себе, она подразумевает наличие объекта (источника), отражающего информацию, и субъекта (приемника, потребителя), воспринимающего ее. Всякое событие, всякое явление служит источником информации.

Информационные процессы Процессы, связанные с поиском, хранением, передачей, обработкой и использованием информации, называются информационными процессами.

Исторически сложилось так, что исследованием непосредственно информации занимаются две комплексные отрасли науки — кибернетика и информатика Исследования смыслового содержания информации основываются на комплексе научных теорий под общим названием семиотика

По способу восприятия :

По способу восприятия : Визуальная — воспринимаемая органами зрения . Аудиальная — воспринимаемая органами слуха . Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами. Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами. Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.

По форме представления :

По форме представления : Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка. Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия. Графическая — в виде изображений, предметов, графиков. Звуковая — устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путём. Видеоинформация — передаваемая в виде видеозаписи.

Качество информации это степень развитости свойств информации, определяющая ее практическую пригодность для исследования. Качество информации зависит от следующих характеристик: достоверность; относимость; своевременность; полнота; важность.

Классификация информационных процессов Поиск Сбор Хранение Передача Обработка Использование Защита

Поиск информации Поиск информации - это извлечение информации. Понять, что искать, столкнувшись с той или иной жизненной ситуацией, осуществить процесс поиска – эти умения необходимы каждому человеку в наше время.

Методы поиска информации

Методы поиска информации непосредственное наблюдение; общение со специалистами по интересующему вас вопросу; чтение соответствующей литературы; просмотр видео, телепрограмм; прослушивание радиопередач, аудиокассет; работа в библиотеках и архивах; запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных; другие методы.

2. Сбор информации Сбор информации не является самоцелью. Чтобы полученная информация могла использоваться, причем многократно, необходимо ее хранить. Методы: записи (в том числе электронные документы), зарисовки, схемы, конспекты, списки литературы и другие.

3. Хранение информации Хранение информации (Что это?) – содержание в течение некоторого времени в неизменном (первоначальном) виде. Хранение информации (Где?) – во внутренней памяти человека (компьютера) или во внешней памяти.

3. Хранение информации Хранение информации - это способ распространения информации в пространстве и времени. Способ хранения информации зависит от ее носителя (книга - библиотека, картина - музей, фотография- альбом).

Хранение информации человеком

Хранение информации компьютером Сканер (буфер) Сервер ( (память) Справочник телефона (память) Гибкие дискеты (носитель информации)

Информационные системы Информационная система - это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска и размещения и выдачи информации. Наличие таких процедур- главная особенность информационных систем, отличающих их от простых скоплений информационных материалов.

Информационные системы Например, личная библиотека, в которой может ориентироваться только ее владелец, информационной системой не является. В публичных же библиотеках порядок размещения книг всегда строго определенный. Благодаря ему поиск и выдача книг, а также размещение новых поступлений представляет собой стандартные, формализованные процедуры.

4. Передача информации Прием и передача информации осуществляется: между людьми; между человеком и техническим устройством (компьютером); между техническими устройствами (компьютерами, автоматами). Прием и передача информации осуществляется по каналам связи.

Пример схемы передачи информации Телефонный звонок ? ? ?

5. Обработка информации Обработка информации - упорядочение собранных материалов путем их систематизации с целью сделать обозримыми, компактными, пригодными для анализа, т. е. приведения их к виду, когда фактические данные начинают "говорить". Систематизация информации — организация информации в виде, удобном для работы, хранения и последующего обращения к ней.

Интерпретация информации Интерпретация представляет собой заключительную стадию собственно информационного исследования. Задача интерпретации - установить смысл , значение собранной - информации фактов, цифр, документов. Без этого информация не может служить основой для принятия решений, практических действий. Любой отдельный факт - лишь фрагмент общей картины, а осмысленные решения, как правило, могут приниматься на основании картины в целом.

6. Использование Информация используется при принятии решений. Достоверность, полнота, объективность полученной информации обеспечат вам возможность принять правильное решение. Ваша способность ясно и доступно излагать информацию пригодится в общении с окружающими. Умение общаться, то есть обмениваться информацией, становится одним главных умений человека в современном мире.

6. Использование Информационная культура пользователя включает в себя: понимание закономерностей информационных процессов; знание основ компьютерной грамотности; технические навыки взаимодействия с компьютером; эффективное применение компьютера как инструмента; привычку своевременно обращаться к компьютеру при решении задач из любой области, основанную на владении компьютерными технологиями; применение полученной информации в практической деятельности.

7. Защита информации Защитой информации называется предотвращение: доступа к информации лицам, не имеющим соответствующего разрешения (несанкционированный, нелегальный доступ); непредумышленного или недозволенного использования, изменения или разрушения информации. Под защитой информации, в более широком смысле, понимают комплекс организационных, правовых и технических мер по предотвращению угроз информационной безопасности и устранению их последствий.

Информация - Информационная работа - Качество информации - Отбор информации . Накопление информации - Хранение информации - Обработка информации - Выдача информации - Обработка информации - Отбор и обработка материалов по теме исследования - Документирование -

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока технологии в 10 классе

Тема урока: Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

РАЗВИВАЮЩАЯ:

Логическое мышление, внимание, память.

Развивать кругозор детей.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

развитие познавательного интереса к предмету информатика;

воспитывать целеустремлённость и трудолюбие.

обучение осмыслению всего, что происходит вокруг учащихся, в процессе анализа и исследования информационных объектов;

формирование базовых понятий, навыков самообразования, навыков самостоятельной работы и работы в команде.

ТИП УРОКА: урок изучения и закрепления новых знаний.

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: беседа, лекция, практические задания.

ТСО И НАГЛЯДНОСТЬ:

раздаточный материал

1.Организационный момент.

2.Мотивация. Объяснение темы, цели, плана проведения занятий (передача, хранение, обработка)

3.Актуализация знаний.

Вспомните так же как человек воспринимает информацию (всю эту информацию доносят до сознания человека его органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание).

Вопросы для повторения:

1.Что такое информация? /Информация - это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает)/.

2.Какие действия человек совершает с информацией? /Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации./

3. Информационные процессы – это…?

4. Что такое код?

Код - это система условных знаков для представления информации.

5. Что такое кодирование?

Кодирование - формирование представления информации с помощью некоторого (или можно сказать, что

кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для

хранения, передачи или обработки).

6.Что такое декодирование? Приведите примеры.

Декодирование - это процесс восстановления содержания закодированной информации. Зачем люди декодируют информацию?

Индивидуальная работа учащихся:

Проведите стрелки от табличек к соответствующим органам чувств.

Ты знаешь, что получение информации происходит через различные каналы. Для каждого вида информации существует свой канал.

- Как используя органы чувств можно получить информацию, какую?

-Проведите наблюдение (эксперемент) и заполни предложенную таблицу.

-С помощью какого органа чувст человек получает наибольшее количество информации?

Канал (орган)

Посмотрите на рисунки и определите, по каким каналам и с помощью каких органов чувств получена информация?

hello_html_3a639fea.jpg

Понаблюдайте за окружающими вас людьми и нарисуйте в овалах лица, которые выражали следующие эмоции: радость, грусть, возмущение, удивление.

Вывод: информация не существует сама по себе. Она определяется в информационных процессах.

4. Изучение новой темы. Теоретическая часть.

Компьютер — это электронный прибор, предназначенный для работы с информацией посредством автоматизированной регистрации, хранения, приема, передачи, обработки и воспроизведения данных.

Информация . Когда говорят о том, что компьютеры предназначены для работы с информацией, имеют в виду, что информация содержится в данных. Компьютеры работают только с данными, а информация образуется в момент взаимодействия данных с информационными методами.

Таким образом, информация в информатике – это:

В памяти человека хранится информация обо всём, что он видел, слышал, чувствовал или испытывал. Люди хранят информацию на разных носителях и для хранения информации создают библиотеки и медиатеки. Зачем всё это?

Информационные процессы.

Процессы, связанные со сбором, хранением, поиском, обработкой, кодированием и передачей информации, называют информационными процессами.

Сбор информации. (слайд 2-6)

Вся деятельность человека связана с различными действиями с информацией, и помогают ему в этом разнообразные технические устройства.
Любое научное знание начинается тогда, когда мы можем оценить полученную информацию, сравнить ее, а значит измерить. Поэтому для получения недоступной обычным органам чувств информации широко используются специальные технические устройства.

Обработка информации. (слайд 7-8)

Обработка информации – это получение одних информационных объектов из других путем выполнения некоторых действий.
Приобретая жизненный опыт, наблюдая мир вокруг себя, иначе говоря — накапливая все больше и больше информации, человек учится делать выводы. В древности люди говорили, что человек познает с помощью органов чувств и осмысливает познанное разумом.

Один раз дотронувшись до горячего чайника или утюга мы запоминаем это на всю жизнь. Каждый раз, случайно коснувшись горячей поверхности, мы отдергиваем руку, потому что у всех нас в детстве был свой «горячий чайник

Можно привести много примеров осознанной обработки информации. В этом случае человек создает новую информацию, опираясь на поступающие сведения — так называемую входную информацию — и на запас имеющихся у него знаний и опыта.
Например, на уроках химии школьник изучает правила и законы (приобретает определенные знания и навыки). Когда учитель предлагает очередную задачу (входная информация), ученик обдумывает последовательность решения, вспоминая, какие из изученных правил ему необходимо применить. Наконец, он находит ответ. Эта новая информация, созданная учеником в результате обработки входной информации, называется выходной.

Таким образом, выходная информация всегда является результатом мыслительной деятельности человека по обработке входной информации. Можно сказать, что человек постоянно занимается обработкой входной информации, преобразуя ее в выходную.

hello_html_m6c8646f1.jpg

Передача информации (слайд 9-15)
В любом процессе передачи или обмене информацией существует ее источник и получатель, а сама информация передается по каналу связи с помощью сигналов: механических, тепловых, электрических и др., участвует источник и приёмник.

hello_html_5ef1aa4b.jpg

В процессе передачи информации обязательно. В обычной жизни для человека любой звук свет являются сигналами, несущими смысловую нагрузку. Например, сирена — это звуковой сигнал тревоги; звонок телефона — сигал, чтобы взять трубку; красный свет светофора — сигнал, запрещающий переход дороги. (слайд11) Канал связи – совокупность технических устройств, обеспечивающих передачу сигнала от источника информации.

Одни из самых сложных декодирующих устройств — человеческие ухо и глаз.

hello_html_m50574823.jpg

В процессе передачи информация может утрачиваться, искажаться. Это происходит из-за различных помех, как на канале связи, так и при кодировании и декодировании информации. С такими ситуациями вы встречаетесь достаточно часто: искажение звука в телефоне, помехи при телевизионной передаче, ошибки телеграфа, неполнота переданной информации, неверно выраженная мысль, ошибка в расчетах. Вопросами, связанными с методами кодирования и декодирования информации, занимается специальная наука — криптография.
Хранение информации (слайд 13-15)
Человеческий разум является самым совершенным инструментом познания окружающего мира. А память человека — великолепным устройством для хранения полученной информации.

Чтобы информация стала достоянием многих людей, необходимо иметь возможность ее хранить не только в памяти человека. Сегодня мы используем для хранения информации самые различные материалы:
бумагу, фото- и кинопленку, магнитную аудио- и видеоленту, магнитные и оптические диски. Все это — носители информации.

Носитель информации — материальный объект, предназначенный для хранения и передачи информации.
Хранение информации – это ее накопление на различных носителях.

Носитель информации – среда для записи и хранения информации:

- любой материальный предмет

- волны различной природы;

Главное, что мы должны понять и запомнить

1. Хранение информации - это одно из действий с информацией.
2. Человек хранит информацию в своей памяти для обеспечения своей жизнедеятельности и безопасности. Память человека обеспечивает его способность учиться и работать.
3. Книги предназначены для длительного хранения информации.
4. Компьютер - это очень удобный инструмент для хранения закодированной информации.
5. Закодировать и хранить в памяти компьютера можно и звуки, и изображения, и тексты, и числа, и видеофильмы.

1. Для чего необходимо запоминать и хранить информацию?
2. На каких носителях можно хранить информацию?
3. В каком виде хранится информация в книгах? А в памяти компьютера?
4. Чем библиотека отличается от медиатеки?
5. Как, по-твоему, человеку удобнее хранить информацию - в своей памяти или в памяти компьютера?

В США создан компьютер, который можно носить в кармане. Монитор (жидкокристаллический) размещается у пользователя на спине, так что изображение видят только окружающие, но не сам владелец компьютера. Он может менять по своему желанию картинки и надписи на футболке или куртке. Можно также показывать мультфильмы на спине.

Поиск информации (слайд 16-17) (Работа с Интернетрм. Тб.).

Физминутка

Поиск информации – это процесс получения информации из внешнего мира и приведение ее к

стандарту для данной информационной системы. Обмен информацией между воспринимающей ее

системой и окружающей средой осуществляется посредством сигналов или знаков.

Просто сохранить информацию недостаточно. Нужно уметь ее пользоваться. А для того чтобы воспользоваться нужной информацией в нужный момент необходимо уметь ее быстро найти.
Поиск информации — это извлечение хранимой информации. Существуют ручной и автоматизированный методы поиска информации в хранилищах.

Методы поиска информации:
• непосредственное наблюдение;
• общение со специалистами по интересующему вас вопросу;
• чтение соответствующей литературы;
• просмотр теле-, видеопрограмм;
• прослушивание радиопередач и аудиокассет;
• работа в библиотеках, архивах;
• запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;
• другие методы.

Для того чтобы собрать наиболее полную информацию и повысить вероятность принятия правильного решения, необходимо использовать разнообразные методы поиска информации.

В процессе поиска информации вам встретится как самая полезная, так и бесполезная, как достоверная, так и ложная, объективная и субъективная информация, но чтобы не утонуть в море информации, учитесь отбирать только полезную для решения стоящей перед вами задачи. Не уподобляйте свою голову мусорному ящику, куда сваливают все без разбора.
Для ускорения процесса получения наиболее полной информации по вопросу стали составлять каталоги (алфавитный, предметный и др.).

Для защиты информации используют различные способы защиты:
• контроль доступа;
• разграничение доступа;
• дублирование каналов связи;
• криптографическое преобразование информации с помощью шифров.

Шифром называют секретный код преобразования информации с целью ее защиты от незаконных пользователей. Изобретением и использованием шифров занимается криптография.

Итак, информационная деятельность человека включает в себя: (слайд 21)
• Сбор информации;
• Обработка информации;
• Передача информации;
• Хранение информации;
• Поиск информации;
• Защита информации.

Передача информации в социальных системах . Символьная информация передается в речевой и письменных формах. В тех случаях, когда человеку недостаточно естественных методов для работы с данными, он может использовать искусственные методы. Широко известно использование телескопов, микроскопов, радиоприемников, телевизионных приемников, магнитофонов и других устройств. Например, человек не обладает естественными органами чувств, способными регистрировать радиоволны. В этом случае он использует радиоприемник, с помощью которого получает информацию из данных, регистрируемых антенной.

Передача информации в технических системах. Любая техническая система передачи информации состоит из источника, приемника, устройств кодирования и декодирования и канала связи. Под кодированием понимается преобразование информации, идущей от источника, в форму, пригодную для ее передачи по каналу связи. Декодирование – это обратное преобразование. Передача информации происходит по следующей схеме:

Виды информации:

1) Ааналоговая – непрерывная (воспринимается человеком);

2) Дискретная – скачкообразная (воспринимается вычислительной техникой – информация кодируется в двоичную форму, а затем декодируется в текст, изображение и звук).

5. Закрепление изученного материала.

(чтение отрывка из сказки и определение информации)

6.Итог урока.

Наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня успели сделать (ответы детей).

Закрепили новый материал на практике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока успешно применялась на уроках информатики в 6 классах.

Цель урока: дать представление о систематизации информации.

Показать учащимся примеры использования систематизации и применения таблиц в жизни, обеспечить развитие у школьников умений сравнивать и классифицировать познавательные объекты,

Формирование умений анализировать, сравнивать, систематизировать полученные знания,

Формировать чувство долга и ответственности за собственные результаты учебы, развивать у учащихся навыки самостоятельной работы,

продолжить развитие у учащихся умений по работе с табличным процессором.

Воспитание уважения к сопернику, воли к победе, находчивости, умения работать в команде, воспитывать усидчивость, стремление к качественному труду.

сортировка (упорядочение) – по алфавиту, по номерам, в хронологической последовательности.


Занятие даст самое общее представление о систематизации информации, способствует расширению представления учащихся о возможности компьютера по обработке текстовой информации.

Описание разработки

Цели урока:

1. Акцентировать внимание учащихся на обработке информации, изменяющей форму представления, но не изменяющей её содержания.

2. Дать самое общее представление о систематизации информации.

3. Способствовать расширению представления учащихся о возможности компьютера по обработке текстовой информации.

1. Воспитывать интерес к творческой и исследовательской деятельности.

2. Содействовать формированию у школьников чувства ответственности за собственную и коллективную деятельность.

3. В целях решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления провести физкультминутку.

1. Содействовать быстрой актуализации и практическому применению ранее полученных знаний, умений и способов действий в практической работе.

2. Использовать навыки самостоятельной работы.

Цели учащихся:

После изучения данной темы учащиеся должны:

1. знать, что понимается под систематизацией;

2. уметь приводить примеры систематизированной и отсортированной информации;

3. расширить свои представления о возможности изменения формы информации в WordPad;

4. уметь оценивать значимость полученных данных.

План:

1) Определение понятия “обработка информации”.

2) Типы обработки информации.

3) Задачи, решенные на прошлом уроке.

3. Новый материал:

1) Кодирование и декодирование.

4. Практическая работа за компьютерами.

5. Домашнее задание.

Ход урока.

Сегодня на уроке, мы, сначала, вспомним, чем занимались на прошлом уроке. Актуализация полученных ранее знаний и умений; коррекция и обобщение результатов (5-6мин)

Что такое обработка информации?

конспект урока по информатике на тему Изменение формы представления информации

Обработка информации – это решение некоторой информационной задачи. (Сначала выслушать детей, т. к. дома нужно было выучить определение из параграфа 1. 12. Затем показать слайд №1 из презентации. Дети, которые выучили и рассказали правильно, увидели подтверждение своих слов. Дети, которые дома не выучил или выучил плохо,сейчас ещё раз вспомнили определение.)

С какими типами обработки информации вы знакомы?

Обработка, связанная с получением новой информации.

Обработка, связанная с изменением формы представления информации, но не изменяющая её содержания.

(Сначала выслушать детей, затем показать слайд №2)

- А ещё мы решили 2 задачи.

Изложение нового материала развивающего характера с помощью презентации (10мин.)

Постановка темы урока.

Разыгрываются жизненные ситуации (1 ученик закрывает глаза, учитель стучит карандашом по столу, хлопает в ладоши, дает потрогать ученику какой-либо предмет и т.д..).

На столах у учащихся лежат предметы (листочки, тетради, учебники, карандаши, ручки, положенные учителем в произвольном порядке), их задачей является распределение этих предметов по каким-либо признакам.

Вопрос 1 ученику: По какому признаку ты понял, что я делала?

Вопрос всем остальным: Почему Вы разложили предметы именно так? Каким принципом пользовались? Попробуйте из этого вывести нашу с Вами тему урока?

Учащиеся пытаются сформулировать тему.

Ребята, задачи, какого типа вы чаще всего решаете на уроках математики?

На уроках математики мы решаем чаще всего задачи связанные с получением новой информации.

Молодцы. А вот процесс изменения формы представления информации часто сводится к процессам её кодирования и декодирования (раскодирования).

Читайте также: