Конспект урока систематизации и обобщения знаний и умений по фгос

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Белоусова Татьяна Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ N45"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Урок систематизации и обобщения знаний
Раздел: полное образование

Технологическая карта урока

Нехорошева Олеся Владимировна

Предмет: русский язык

Типы сложных предложений и средства связи между их частями.

Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И.

Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.

Используемая технология

Информационно-коммуникационная технология (ИКТ), технология развития критического мышления (ТРКМ)

Урок систематизации и обобщения знаний

Планируемый результат

Содержательная: выявление уровня знаний учеников по теме (циклу, разделу), высокая степень систематизации

знан знаний, формулирование обобщения знаний по предмету

Деятельностная: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание

условий для самооценки учеников, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков

самостоятельной работы, умения работать в группе, развитие познавательного интереса, воспитание лидерских

качеств, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения, систематизации

- уметь пользоваться алгоритмом определения типа сложного предложения.

- уметь находить сложные предложения разных типов в тексте, составлять схемы предложений.

- уметь работать с текстом, находить ответы на вопросы в тексте.

- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

- вырабатывать умение правильно дифференцировать оценку в учебной деятельности.

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– высказывать своё предположение (версию);

– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера

Коммуникативные УУД.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

Познавательные УУД.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую и наоборот.

– делать выводы о результатах совместной работы.

Оборудование,

дополнительные материалы

Учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, экран, слайд-презентация, раздаточный материал.

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС


1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

в знакомой ситуации (типовые)

в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

с целью подготовки к контрольному уроку

с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Как вы думаете, из какой страны древнего мира она могла к нам прилететь?

- Передавая Сову из рук в руки, пожелайте друг другу что-нибудь хорошее.

работу. Говорят друг другу приятные пожелания на урок

Коммуникативные: умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем

Актуализация опорных знаний

Создать условия для воспроизведения учениками знаний из истории Древней Греции

История Древней Греции, – с какими словами она у вас ассоциируется?

высказывают свои предположения.

Составляем кластер на доске: интересная, сложная, разнообразная, трудная, важная, современная и т.д.

Коммуникативные: умение слушать собеседника, строить высказывания, аргументировать свою точку зрения.

Мотивация учебной деятельности

Подготовить учеников к сознательному восприятию материала, стимулировать познавательный интерес

Формулирование темы урока

Напомните мне, пожалуйста, какое у вас было домашнее задание?

Как вы думаете, чем мы с вами будем сегодня заниматься на уроке?

Зачем вам это надо? (подготовка к итоговому тесту по теме)

Учащиеся формулируют тему урока.

Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные

Обобщение и закреплений знаний и способов действий

Создать условия для усвоения учащимися новых знаний и способов действий

Учитель дает задание: Вы должны заполнить пропуски в тексте, разрезанном на части. Затем собрать текст

Молодцы, с первым заданием справились хорошо и принесли в копилку своей команды первые звёзды.

-1. На листе перечислены имена, которые мы встречали в курсе истории древней Греции. Вам надо распределить их по группам: реальные исторические деятели и герои, которые были выдуманы.

Узнайте человека по описанию:

Многие термины в нашей жизни пришли из древней Греции. Что они значат?

Узнай дату, и размести её на ленте времени

Решите задачи по хронологии.

Сейчас вашему вниманию будут представлены слайды. Ваша задача по ним вспомнить крылатое выражение и объяснить его значение.

Назовите, что пришло к нам из Древней Греции.

1.Учащиеся самостоятельно заполняют пропуски в тексте и собирают текст все вместе.

Взаимопроверка в командах.

2. Заполняют сравнительную таблицу. Объясняют свой выбор. Один человек из команды выходит и защищает ответ.

4. Выходят по очереди , берут карточку на доске и дают определение. Работают индивидуально.

5.находят даты на доске и перемещают их на ленту времени.

6. Называют крылатое выражение и объясняют его происхождение

7. Называют по очереди термины: Олимпийские игры, театр, демократия, мифы, имена, черты архитектуры, науки и т.д.

Умение находить информацию по карте, по тексту,

умение осуществлять самоконтроль и коррекцию своих учебных действий

Умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, строить речевое высказывание, в соответствие с поставленной задачей.

Поиск и выделение информации; умение структурировать знания, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, смысловое чтение

Подведение итогов урока

установить соответствия между поставленными задачами урока и результатами, внести необходимые коррективы

Пришло время подвести итоги нашей баталии. Кто же победил?

Команды подсчитывают полученные ЗВЁЗДЫ

умение принимать и осуществлять учебную задачу, планировать свои действия,

Планирование учебного сотрудничества

Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи

Информация о домашнем задании

сообщить объем и содержание домашнего задания

Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания

Умение планировать свои действия в соответствии с самооценкой.

- получил прочные знания, усвоил весь материал

- получил прочные знания, усвоил весь материал

- усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют дополнительной работы

Оценивают свою работу на уроке

Осознание того, что уже усвоено и что еще нужно повторить (оценка и коррекция)

Уманская Марина Александровна


Курсавский региональный колледж "Интеграл"

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. Одним из важных условий проведения урока является рациональный выбор его типа и соблюдения основных элементов его структуры.

В педагогической литературе нет единой классификации типов уроков, существует несколько подходов к данной проблеме. Классификация типов урока производится по дидактической цели, по цели организации познавательной деятельности, по основным этапам учебного процесса, методам обучения, по способам организации учебной деятельности обучающихся.

Дидактическая цель является важнейшей составляющей процесса обучения, поэтому классификация по этому признаку наиболее близка к реальному уроку.

Типология уроков по признаку дидактической цели выглядит следующим образом:

  1. Урок усвоения новых знаний;
  2. Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления);
  3. Урок актуализации знаний и умений (урок повторения);
  4. Урок систематизации и обобщения знаний и умений;
  5. Урок контроля знаний и умений;
  6. Урок коррекции знаний, умений и навыков;
  7. Комбинированный урок.

Мне бы хотелось подробнее остановиться на таком типе урока, как урок актуализации знаний и умений (урок повторения).

В процессе обучения повторению изученного материала отводится важное место. Урок повторения имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.

Цель урока повторения: более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации учебного материала, установление логической связи между новым и ранее изученным материалом.

Задачи урока повторения:

  1. Образовательная - повторить, закрепить и систематизировать основные понятия ранее пройденного материала.
  2. Воспитательная - прививать культуру умственного труда, умения работать коллективно, в группе, самостоятельно находить правильное решение поставленной цели.
  3. Развивающая - расширить представления по данной теме, разделу, подготовить к восприятию нового материала, развивать логическое мышление.

Повторять надо в течение всего учебного года, чтобы повторение не было работой от случая к случаю, чтобы повторение входило органической частью в методику изучения учебной дисциплины.

Наиболее часто встречается следующая классификация видов повторения:

При повторении в начале года на первый план должно выдвигаться повторение тем, имеющих прямую связь с новым учебным материалом. Новые знания, приобретаемые на занятие, должны опираться на прочный фундамент ранее усвоенных.

  • Текущее повторение всего, ранее пройденного
  • Повторение пройденного в связи с изучением нового материала (сопутствующее повторение);
  • Повторение пройденного вне связи с новым материалом;

Текущее повторение в процессе изучения нового материала, весьма важный момент в системе повторения. Оно помогает устанавливать органическую связь между новым материалом и ранее пройденным. Текущее повторение может осуществляться в связи с изучением нового материала. В этом случае повторяется материал, естественно увязывающийся с новым материалом. Повторение здесь входит составной и неотъемлемой частью во вновь изучаемый материал.

  • Тематическое повторение (обобщающее и систематизирующее повторение законченных тем и разделов программы);

При тематическом повторении систематизируются знания и умения обучающихся на завершающем этапе изучения какой-либо темы или раздела программы.

  • Заключительное повторение (организуемое при окончании прохождения большого раздела программы или в конце учебного года);

Цели тематического повторения и заключительного повторения аналогичны, материал повторения (отбор существенного) весьма близок, а приемы повторения в ряде случаев совпадают. Однако на заключительном повторении материал тем суживается. Такое повторение способствует большему осознанию пройденного, указывает на связь различных разделов учебной дисциплины и одновременно дает возможность обозреть большой объем материала.

Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения).

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений обучающихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

4) Актуализация знаний.

- с целью подготовки к контрольному уроку

- с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Урок повторение может быть проведен в форме повторительно-обобщающего урока; диспута; игры (КВН, конкурс, викторина); театрализованного урока (урок-суд); конференции; экскурсии; урока-консультации; урока – анализа контрольных работ; обзорной лекции; обзорной конференции; урока-беседы.

Эффективность урока повторения зависит от того, насколько широко используются на уроке различные виды репродуктивно-поисковой, частично поисковой, творческой деятельности обучающихся. Он не достигает своей цели, если отдается предпочтение обычной воспроизводящей деятельности. Преподаватель должен подготовить задачи творческого характера, позволяющие по-новому взглянуть на ранее изученное. Развивающая функция при этом реализуется тем успешнее, чем шире используются межпредметные связи, позволяющие переносить, свертывать и систематизировать знания.

Правильно организованное повторение – один из факторов, способствующих интеллектуальному развитию каждого обучающегося, достижению им глубоких и прочных знаний. Без сохранения приобретенных знаний, без умения применить их в необходимый момент – изучение нового материала всегда сопряжено с большими трудностями и не дает надлежащего эффекта. Таким образом, цель повторения – установить логические связи между вновь изучаемым и ранее изученным материалом, обогатить память, расширить кругозор, привести знания и умения в систему, самоорганизовать обучающихся.

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

8) Рефлексия (подведение итогов занятия).

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний.

Подготовка обучающихся к обобщенной деятельности.

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации.

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

4) Первичное закрепление:

- в знакомой ситуации (типовые)

- в изменённой ситуации (конструктивные).

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у обучающихся знаний и умений (задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.

4) Рефлексия (подведение итогов занятия).

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений обучающихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

4) Актуализация знаний.

-с целью подготовки к контрольному уроку;

-с целью подготовки к изучению новой темы.

5) Применение знаний и умений в новой ситуации.

6) Обобщение и систематизация знаний.

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

9) Рефлексия (подведение итогов занятия).

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный момент.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики преподаватель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

5) Рефлексия (подведение итогов занятия).

7. Структура комбинированного урока

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Читайте также: