Ветвления использование двухшаговой детализации конспект урока 9 класс фгос

Обновлено: 08.07.2024

Загрузить презентацию (859 кБ)

  • ввести понятия разветвленного алгоритма, ветвления полной и неполной формы;
  • научиться изображать разветвляющиеся алгоритмы в виде блок схемы.
  • Обучающие: способствовать изучению разветвляющихся алгоритмов, полного и неполного ветвления, последовательности действий при решении задач, формирование навыка составлять блок-схемы.
  • Развивающие: способствовать развитию логического мышления, внимания; развитие познавательного интереса к предмету.
  • Воспитательные: развитие умения связывать изучение нового материала с уже известными фактами; воспитание самостоятельности и умения работать в группах, в паре и самостоятельно.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация (Презентация), листы оценок групп (Приложение 1), карточки с заданиями для групп (Приложение 2), опорный конспект урока для учащихся (Приложение 3), задания для самостоятельной работы (Приложение 4), смайлики для рефлексии (желтые и красные)

В начале урока класс делится на три группы:

1 гр. – 1 уровень сложности (базовый уровень),
2 гр. – 2 уровень сложности (повышенный уровень),
3 гр. – 3 уровень сложности (углубленный уровень).

В каждой группе заранее учителем выбирается капитан (помощник), который будет заполнять лист оценок группы.

План урока:

  1. Работа в группах
  2. Работа в парах.
  3. Самостоятельная работа.

V. Подведение итогов урока (3 мин).
VI. Рефлексия (1 мин.)
VII. Домашнее задание (1 мин.)

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

  • Дайте определение алгоритму;
  • Перечислите свойства алгоритма;
  • Назовите способы записи алгоритмов;
  • Какие алгоритмические конструкции вы знаете?
  • Какой алгоритм называется линейным?
  • Найдите ошибки в предложенных блок-схемах:

III. Изучение нового материала

– А теперь попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока:

  • познакомиться с алгоритмической структурой ветвление;
  • изучить полную и неполную формы команды ветвления;
  • Научиться изображать разветвляющиеся алгоритмы в виде блок схем.

Учитель дополняет ответы учащихся и записывает полную и неполную форму ветвлений на алгоритмическом языке и на языке Паскаль.

Примеры использования разветвляющихся алгоритмов в виде блок-схем:

IV. Закрепление изученного

1. Работа в группах

Каждая группа получает задание – составить блок – схему по одному из известных произведений.

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом:
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит,
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…

Учитель: В качестве условий ветвления действий в алгоритмах могут указываться любые равенства и неравенства над величинами и алгебраическими выражениями.

Выражения, используемые в качестве условий.

Условия такого типа называют простыми условиями. Простое условие состоит из двух операндов, соединенных операциями отношения. Его значение считается истиной, если это отношение соблюдается, или ложью в противоположном случае.

Предложить ученикам написать программу на языке Паскаль вместе с учителем.

2. Работа в парах

Ребята внутри каждой группы делятся на пары.

Задание: Вычислите алгоритм разветвленной структуры, представленной в виде блок-схемы, при заданном входном потоке исходных данных:

Выслушиваются ответы всех пар и сравниваются с правильным. Если учащиеся допустили ошибки, то они разбираются.

2) Для более подготовленных учащихся

V. Подведение итогов урока

– На уроке мы с вами познакомились с разветвляющими алгоритмами из таких предметных областей как литература и математика.

VI. Рефлексия

– Каков же результат нашего урока?
Выполните алгоритм: Если понравился урок, то поднимите желтый смайлик, иначе красный смайлик.

Учитель: Какая это алгоритмическая структура? Какое ветвление вы сейчас выполнили?

VII. Домашнее задание в опорном конспекте (любые два задания)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с командой ветвления; показать пример задачи с двухшаговой детализацией, применить на практике.

Предмет: Информатика

Учитель Полищук Н.В.

Тема : Ветвления. Использование двухшаговой детализации.

Цели урока: познакомить учащихся с командой ветвления; показать пример задачи с двухшаговой детализацией, применить на практике.

Задачи урока: Образовательные:

сформировать представление у учащихся об основных понятиях темы: команда ветвления, неполная форма команды ветвления;

Развивающие:

развитие информационного видения явлений и процессов окружающего мира;

Воспитательные:

воспитание информационной культуры учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированности, усидчивости;

воспитание познавательного интереса школьников.

Планируемые результаты:

способность к самостоятельной учебной деятельности;

личная ответственность за результаты своего труда;

мотивация к обучению;

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

понимают учебную задачу урока;

отвечают на вопросы;

обобщают собственные представления;

слушают учителя и ведут диалог;

оценивают свои достижения на уроке.

устанавливать истинность утверждений;

читать и заполнять несложные алгоритмы.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, экспериментально-исследовательский, дифференцированный, частично-поисковый, репродуктивный.

Оборудование:

I.Организационный момент (2 мин.)

II. Актуализация познавательной деятельности. (5 мин.)

1.В какой из фигур выполняется проверка условия:





2. Циклический алгоритм это:

это такая алгоритмическая структура, в которой осуществляется многократное повторение одной (или нескольких) команд.

алгоритм в котором какая-то последовательность команд должна быть выполнена несколько раз.

графический способ описания алгоритма

это набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий.

3. Требуется нарисовать горизонтальную линию через весь экран. Выберите правильную программу :

пока впереди не край, повторять
нц
шаг
кц

пока впереди не край, повторять
нц
шаг
поворот
кц

4. Тело цикла – это:

последовательность команд, входящая в алгоритмическую структуру “цикл”.

графический способ описания алгоритма

это набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий.

алгоритм в котором какая-то последовательность команд должна быть выполнена несколько раз.

5.Нарисовать структуру цикла (блок-схема)

III. Изучение нового материала. (20 мин.)

Объяснение с помощью презентации

Пример задачи с двух шаговой детализацией

Команда ветвления

Познакомимся еще с одной командой ГРИС. Она называется командой ветвления. Формат команды ветвления такой:

если
то
иначе
кв (слайд 3)

Служебное слово кв обозначает конец ветвления.


(слайд 4)

Такое ветвление называется полным.

Неполная форма ветвления

В некоторых случаях используется неполная форма команды ветвления (рис. 5.13). Например:

если впереди край
то поворот
кв


(слайд 4)

Неполная команда ветвления имеет следующий формат:

Здесь выполняется, если справедливо. слайд 5)

Пример задачи с двухшаговой детализацией

Задача 6. Построить орнамент, состоящий из квадратов, расположенных по краю поля. Исходное положение ГРИС — в верхнем левом углу, направление на юг (рис. 5.14).


(слайд 6)

Процедуру, рисующую цепочку квадратов от края до края поля, назовем РЯД. Процедуру, рисующую один квадрат, назовем КВАДРАТ. Сначала напишем основную программу.

программа Орнамент
нач
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
кон(слайд 7)

Теперь напишем процедуры РЯД и КВАДРАТ:


(слайд 8)

В процедуре РЯД в теле цикла содержится неполное ветвление. Структуру такого алгоритма можно назвать так: цикл с вложенным ветвлением.

На рис. 5.15 приведена блок-схема процедуры РЯД.


Составление этой программы потребовало двух шагов детализации алгоритма, которые выполнялись в такой последовательности:


Теперь вам известны все команды управления графическим исполнителем. Их можно разделить на три группы: простые команды; команда обращения к процедуре; структурные команды. К третьей группе относятся команды цикла и ветвления.


(слайд 9)

IV. Физминутка.

V. Закрепление изученного материала (15 мин.) Практическая работа№ 5

VI. Итог урока (2 мин.)

Оценивание работы учеников на уроке.

VII. Домашнее задание (1 мин.)

§7 (с. 39-45), вопросы.

Вопросы и задания

1. Что такое пошаговая детализация?
2. Из каких команд могут состоять вспомогательные алгоритмы последнего уровня детализации?
3. Какой формат имеет команда ветвления? Какие действия исполнителя она определяет?
4. Чем отличается полное ветвление от неполного?
5. Путем пошаговой детализации составьте программы управления графическим исполнителем для решения следующих задач:
• расчертить все поле горизонтальными пунктирными линиями;
• нарисовать квадраты во всех четырех углах поля;
• расчертить все поле в клетку со стороной, равной шагу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕМА: "ВЕТВЛЕНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ ДЕТАЛИЗАЦИЯ АЛГОРИТМА"

Образовательные:

1.познакомить учащихся с командой ветвления.

2.показать пример задачи с двухшаговой детализацией.

Воспитательные:

воспитание информационной культуры, внимания, аккуратности, усидчивости.

Развивающие:

2.развитие познавательных интересов

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок объяснения и первичного закрепления материала

Оборудование: доска, компьютеры, проектор

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Сегодня мы будем изучать алгоритм ветвления.

Проверка домашнего задания

Команда ветвления

Познакомимся еще с одной командой ГРИС. Она называется командой ветвления. Формат команды ветвления такой:

Служебное слово кв обозначает конец ветвления.

Давайте изобразим блок-схему.

Такое ветвление называется полным.

Неполная форма ветвления

В некоторых случаях используется неполная форма команды ветвления

если впереди край
то поворот
кв

Неполная команда ветвления имеет следующий формат:

Здесь выполняется, если справедливо.

Пример задачи с двухшаговой детализацией

Задача 6. Построить орнамент, состоящий из квадратов, расположенных по краю поля. Исходное положение ГРИС — в верхнем левом углу, направление на юг.

Процедуру, рисующую цепочку квадратов от края до края поля, назовем РЯД. Процедуру, рисующую один квадрат, назовем КВАДРАТ. Сначала напишем основную программу

программа Орнамент
нач
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
кон

Теперь напишем процедуры РЯД и КВАДРАТ:

hello_html_594d79b9.jpg

В процедуре РЯД в теле цикла содержится неполное ветвление. Структуру такого алгоритма можно назвать так: цикл с вложенным ветвлением.

Составление этой программы потребовало двух шагов детализации алгоритма, которые выполнялись в такой последовательности:

hello_html_m36126a97.jpg

Теперь вам известны все команды управления графическим исполнителем. Их можно разделить на три группы: простые команды; команда обращения к процедуре; структурные команды. К третьей группе относятся команды цикла и ветвления.

Тип урока: урок усвоения новых знаний (комбинированный).

1) рассмотреть команды полного и неполного ветвления;

2) разобрать примеры полного и неполного ветвления;

3) отработать навыки использования ветвления при построении алгоритмов с использованием робототехники.

1) развитие познавательного интереса к предмету и инновационным компьютерным технологиям;

2) развитие логического мышления.

1) воспитание внимательности и усидчивости;

2) воспитание бережного отношения к компьютерной технике;

Формы работы: фронтальная, групповая.

I. Организационный момент.

Настрой учащихся на образовательный процесс.

II. Повторение ранее изученного материала.

Фронтальный опрос (презентация)

Что называется алгоритмом?

Что такое исполнитель алгоритма?

Кто или что может выступать в роли исполнителя?

Какие свойства алгоритма нам известны?

Что означает свойство дискретности?

Что означает свойство конечности?

Что означает свойство понятности?

Что означает свойство точности алгоритма?

III. Актуализация знаний, постановка темы и цели урока

Мы с вами уже познакомились с линейными алгоритмами, процедурами, циклами и вот переходим к изучению последней алгоритмической структуры. Как вы думаете, что это за структура? (ответ: ветвление)

Давайте, исходя из темы, поставим цель и задачи сегодняшнего урока (беседа с учащимися).

IV. Работа по теме урока.

Ветвление – это алгоритмическая структурная команда, которая определяет выбор того или иного действия в зависимости от истинности проверяемого условия.

Полное ветвление используется, если при истинном условии необходимо выполнить одну серию команд, а при ложном – другую.

(Рассмотреть блок-схему полного ветвления рисунок 1).

t1569262820aa.jpg

Рис 1. Блок-схема полного ветвления

Неполное ветвление используется, если при истинном условии необходимо выполнить какие-либо действия, а при ложном условии ничего не делать.

(Рассмотреть блок-схему неполного ветвления слайд и пример неполного ветвления рисунок 2)

t1569262820ab.jpg

.

Рис 2. Блок-схема неполного ветвления

Ветвления могут быть вложены друг в друга.

(Рассмотреть задачу, решение которой предполагает использование вложенных ветвлений).

V. Физкультминутка.

VI. Практическая часть.

Мы с вами познакомились с алгоритмической структурой ветвление и сейчас переходим к практической части нашего урока. Как Вы думаете, робот может выступать в роли исполнителя алгоритмов? Сегодня исполнять наш алгоритм будут роботы.

Деление группы на пары по 2 человека и закрепление за парой комплекта конструктора Lego Mindstorms EV3 и компьютера.

Сборка робота согласно инструкции к комплекту (рис.3).

t1569262820ac.jpg

Рис. 3 Сборка робота с датчиком касания и моторами

t1569262820ad.jpg

Рис. 4 Программный модуль переключатель

Работа производится с датчиком касания и моторами роботов.

Задача 1: Написать алгоритм, выполнение которого заставит робота двигаться вперёд на 2 оборота колеса, после чего выполнить проверку, если робот упираться в стену – остановиться, иначе продолжить движение вперёд на 1 оборот колеса.

Задача 2: Написать программу, согласно которой, робот движется вперёд, пока не упрётся в стену. После срабатывания датчика касания, робот должен определить цвет стены. Если стена красная, робот делает разворот и возвращается на исходную позицию, если стена синяя – робот должен объехать её слева, если стена зелёная, тогда робот должен объехать её справа.

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценка деятельности учащихся учителем.

С какой новой алгоритмической структурой мы познакомились на уроке?

Понятен ли Вам принцип работы данной структуры?

В каких случаях применяется ветвление?

В каких случаях в качестве исполнителя алгоритмов может использоваться робот?

Голосование:

Кому понравилось работать с конструктором LEGO Mindstorms EV3?

Кто готов в дальнейшем использовать конструктор в образовательных целях?

VIII. Домашнее задание.

Составить алгоритм для робота LEGO Mindstorms EV3 с двумя датчиками цвета, который бы позволял роботу двигаться вдоль чёрной линии.


Цели и задачи урока:

Познакомить учеников с Методом пошаговой детализации (последовательного уточнения) разработки алгоритмов; продемонстрировать этот метод на конкретных примерах ; формировать навыки и умения составлять алгоритмы;

Развивать логику, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, высказывать свою мысль.

Воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость и дисциплинированность, бережное отношение к своему здоровью.

I. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Актуализация знаний.

Базовые структуры алгоритмов

Какие бывают алгоритмы?

Как записываются повторяющиеся процессы в алгоритмах.( в виде циклических алгоритмов?

Какие бывают виды циклов?

Что такое основной и вспомогательный алгоритм?

Основным называется алгоритм, выполнение которого ведет к достижению основной (главной) цели.

Вспомогательным называется алгоритм, предназначенный для достижения промежуточной цели.

III. Теоретическая часть.

Метод пошаговой детализации алгоритмов.

Технология нисходящего проектирования с пошаговой детализацией является неотъемлемой частью создания хорошо структурированных программ. Разработка алгоритма методом пошаговой детализации заключается в следующем:

Любой алгоритм можно представить в виде одного предписания - в виде постановки задачи. Но если исполнитель не обучен исполнять заданное предписание, то возникает необходимость представить данное предписание в виде некоторой совокупности более простых предписаний. Если исполнитель не может выполнить и некоторые из них, то такие предписания вновь представляются в виде совокупности еще более простых предписаний. Объединяя так полученные предписания в единую совокупность выполняемых в определенном порядке предписаний получают выполнение исходного задания в целом.

Достоинства метода пошаговой детализации:

1. Сохраняется концептуальная целостность программы: от сложного к простому.

2. Проектирование программы, кодирование, проверку и документирование можно делать параллельно.

3. В каждый момент времени (даже в начале разработки) имеется работающий вариант

4. Фразы естественного языка, будучи закомментированными, служат хорошим

путеводителем по программе.

Пример
Составить алгоритм нахождения максимума из 4 элементов, используя вспомогательный алгоритм нахождения максимума для 2 чисел.

Читайте также: