Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе

Обновлено: 04.07.2024

Цель: совершенствовать речь детей на материале русских народных сказок.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствование навыка словообразования имен существительных с именами прилагательных в винительном падеже;
- закреплять умение детей правильно называть слова на заданный звук;
- закрепить знания детей о знакомых сказках, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.
Развивающие:
- развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
- развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к сказкам;
- совершенствование умения взаимодействовать в коллективе;
- воспитывать стремление к познанию нового; формировать умение грамотно излагать свое мнение.
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, отгадывание сказок.
Материалы и оборудование: сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, картинки сказочных героев, буквы для составления слова, картинки с изображение времен года, замочки, письмо, смайлики и сердечки.

2. Мотивационно – ориентировочный этап.
Стук в дверь. Письмо. Дети вместе с воспитателем рассматривают конверт. Читают письмо.

3. Поисковый этап
Воспитатель:
-Отправляемся друзья,
В чудо сказку - вы и я.
Звучит сказочная музыка


- Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем.

Воспитатель: - Вот и 3 замок. Чтобы попасть в другую сказку:
Гимнастика для глаз
Терем- терем - теремок! ( Движение глазами вправо- влево)
Он не низок, не высок, (Движение глазами вверх- вниз)
Наверху петух сидит,
Кукареку он кричит. (Моргают глазами)

Воспитатель: - Герои еще одной сказки просят у вас помощи. Посмотрите и скажите, что это за сказка?
(Выставлен настольный театр)
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, никак звери не могу договориться, какой теремок им лучше построить. Точно без чар волшебницы-путаницы и здесь не обошлось. Не договориться им никак потому, что они все время друг перед другом хвастаются.

Воспитатель: - Интересно, в какой сказке мы оказались? (на столе лежит загадка). Давайте отгадаем.

4 замок
Загадка:
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят.
В какой сказке мы оказались? (12 месяцев)

Воспитатель: - Волшебница-путаница так сильно дунула, что все времена года и месяцы поменялись местами. Давайте разложим времена года по порядку. (Дети расставляют картинки-символы).


Какое сейчас время года? Какое было до весны? Какое будет после весны? Какое между летом и зимой? А названия весенних месяцев вы знаете? Молодцы! Этим сказочным героям мы помогли, навели порядок.
- С этой сказкой мы прощаемся и в другую отправляемся.

8 замок
Схема – синквейн


1 строка. Герой – Колобок.
2 строка. Слова признаки: желтый, круглый.
3 строка. Слова действия: убежал, катится, поет.
4 строка. Предложение о герое: Колобка съела лиса.
5 строка. Обобщающее слово о герое: сказочный персонаж.

Воспитатель: - По схеме составьте синквейн о нашем сказочном герое: Петушок, Баба-Яга, Буратино. Какие вы молодцы!

4. Практический этап.
10 замок
Воспитатель: - Посмотрите какие интересные куклы. (Воспитатель обращает внимание детей на театр Тантамареска). Да только они не живые. Как же можно их оживить? (Высказывания детей). Подготовленные дети читают стихотворение в виде диалога.


Девочка. Непослушный мой котёнок,
Что ж ты в кухне натворил!
Чашку мамину разбил.
За такое поведенье
Будешь завтра без конфет,
Без печенья, без варенья,
Без сосиски на обед,
Котенок. Я люблю побезобразить!
и побегать и полазить.
Вмиг взлечу по занавескам,
Правда рвутся они с треском
Не люблю пустую миску
и кастрюльку без сосиски.
Девочка.
Виноват - теперь не плачь,
Надо было маму слушать
И вести себя получше!
Воспитатель: - Ну, что ребята мы помогли героям и исправили все плохие поступки волшебницы - путаницы, и нам пора отправляться в детский сад.
- Садитесь все на ковёр - самолет, и он отвезёт вас обратно в группу.
1,2,3 взлетаем, глазки закрываем
1,2,3,4,5 вот и в группе мы опять, можно глазки открывать.

Воспитатель: - Молодцы, всем сказочным героям помогли, а теперь давайте вспомним в каких сказках и у каких сказочных героев мы сегодня побывали.

5. Рефлексивно-оценочный этап.
Воспитатель: - Вам понравилось путешествие? Ребята, я хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия в сказку. Для этого выберите картинку с эмоцией, соответствующую вашему настроению.
Герои сказок говорят вам спасибо и дарят сердечки за вашу доброту и за вашу активность!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе.

Образовательная область : речевое развитие

Цель : обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.

Задачи :

1. Закрепить и обобщить знания детей об антонимах, активизировать глагольный словарь детей , способствовать согласовывать прилагательные и глаголы с существительными.

2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, мышление, память.

3. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения между сверстниками, способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи.

Ожидаемый результат: словарный запас детей пополнится новыми словами.

Образовательная среда : Пластмассовый домик в виде замка, столб-указатель с надписью,5 цветочков- помошников с речевыми играми внутри, наклейки-смайлики.

Ход занятия:

I. Вводно-мотивационная часть.

- Слышится звук колокольчика.

Ребята, доброе утро!

Вы дружные ребята? Вы добрые ребята? Вы готовы прийти кому то на помощь?

Воспитатель : Таких дружных ребят ждет сегодня необычное путешествие . Ребята вы любите путешествовать ?

Воспитатель : Но, ребята, эта страна стала заколдованной после того, как её жители разучились правильно говорить . И все жители этой страны исчезли. И чтобы её расколдовать, нужно показать, правильность нашей речи.

Ребята, поможем её жителям?

Воспитатель : Тогда в путь. Так как страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом : с помощью фантазии.

-А что такое фантазия? – ответы детей (фантазия - это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле).

II .Основная часть.

Итак, отправляемся в Страну Правильной речи . А полетим мы с вами на воздушном шаре.

Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома, леса, поля, которые его окружают, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха

Открываем глазки и повторяем за мной :

— Ши-Ши-Ши – выше крыши

Воспитатель : — Вот мы и прибыли (дети повернулись и увидели замок.)

В замке никого нет!

-Ой, ребята, а здесь столб! Что же написано на нем? Сейчас прочитаем: Дорогие гости! Вы попали в Страну Правильной речи! Страна заколдована ! Чтобы её расколдовать и увидеть снова её жителей , нужно найти на 5 Цветочков-помошников. На лепестках этих цветов есть задания для вас! Если все задания выполните правильно, то расколдуете страну и увидите её жителей!

Воспитатель : Ребята, поможем расколдовать Страну Правильной Речи? – Да! Тогда в путь! Ищем Цветочек-помошник №1.

1. Цветочек-помошник. ( Открываем задание и читаем).

- Дорогие гости! Предлагаем поиграть в игру! Игра называется

большой – маленький
высокий - низкий
тонкий - толстый
добрый - злой
глупый - умный
легкий - тяжелый
грязный - чистый
больной - здоровый
веселый - печальный
молодой - старый
сильный - слабый
черный – белый

мокрый - сухой
прямой - кривой
одетый - раздетый
открытый - закрытый
полный - пустой
горячий - холодный
мягкий - твердый
шумный - тихий
широкий - узкий
Молодцы! Справились! Оправляемся дальше! Ищем Цветочек-помошник №2.

2. Цветочек-помошник. ( Открываем задание и читаем).

- Дорогие гости! Для вас следующая игра-испытание!

Молодцы! Справились! Оправляемся дальше! Ищем Цветочек-помошник №3.

3. Цветочек-помошник. ( Открываем задание и читаем).

Молодцы! Справились! Оправляемся дальше! Ищем Цветочек-помошник №4.

4. Цветочек-помошник. ( Открываем задание и читаем).

Молодцы! Справились! Оправляемся дальше! Ищем Цветочек-помошник №5.

5. Цветочек-помошник. ( Открываем задание и читаем).

Звучит весёлая музыка фанфар.

Воспитатель. Слышите ребята звук фанфар! Страна Правильной речи расколдована ! Молодцы ребята!. Посмотрите мы должны увидеть её жителей ,которые вам улыбаются и благодарят вас за помощь! Вот же они вам улыбаются!

(Дети находят улыбки-смайлики)

Выбирайте весёлую улыбку жителя! Жители Страны Правильной речи благодарят вас за помощь!

-А нам пора отправляться домой. Закрываем глаза и представляем себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

-Вот и прибыли мы в детский сад.

Воспитатель : Ребята, скажите, куда мы с вами сегодня отправились и где были? Какие задания вы выполняли в Стране Правильной речи? Дети : (ответы) . Что было особенно трудно? Скажите, какими вы стали после этого путешествия ? Дети : Добрыми, радостными, дружными, аккуратными, воспитанными.

Демонстрационный материал:

Раздаточный материал: Набор картинок персонажей сказок, изображающие эмоции: радость, грусть, гнев. Сюжетные картинки для выполнения практического задания (лица у героев не нарисованы), фломастеры.

Ход занятия

Музыкальный зал оформлен в соответствии с темой занятия.

Дети входят в зал, становятся полукругом.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Воспитатель: А хотите оказаться в сказке?

Воспитатель:

Тогда повторяйте за мной волшебные слова:
Хлопну, топну, повернусь
В сказке тотчас окажусь.
Да и вы не отставайте и за мною повторяйте.

Вот и в сказке мы, друзья!
Фея Настроенья я.
В городе моем не скучно,
Там эмоции живут,
Встретят вас они радушно,
Собирайтесь, в добрый путь!

А поможет нам вот этот волшебный клубочек, но чтобы он покатился вы должны правильно выполнить мое задание.

Молодцы, ребята, теперь клубочек укажет нам дорогу.

Дети передвигаются по залу, выполняя соответствующие движения по тексту стихотворения

Долго, долго так мы шли
Вот и к городу пришли.
Проходите без сомненья
В главный город Настроенья.

Дети садятся на стулья.

Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения
На всех нас настроение.
Кто веселится? Кто грустит?
Кто удивился? Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения!

Я приготовила для вас картинки, известных вам персонажей сказок. Давайте мы их разместим по конвертам радость, грусть, гнев.

Молодцы, ребята! А как вы думаете, можно догадаться какое настроение у человека, если мы не видим его лицо? (Предположения детей)

1. Картина с изображением радости (Арлекин) (лицо закрыто)

Вопросы: Как вы думаете, какое у него настроение? Докажите, как вы догадались? По движениям, позе человека мы можем догадаться какое у него настроение. Давайте проверим. (открывает лицо)

По лицу совсем не трудно догадаться, что у человека радость: Он улыбается или смеется, уголки губ приподняты, глаза прищурены. Радостный человек ощущает необыкновенную легкость, ему хочется летать, плясать, прыгать, кричать, чтобы выплеснуть переполняющую его радость. А каких еще веселых сказочных героев вы знаете? Теперь продолжите предложения:

Когда я радуюсь, я … (улыбаюсь, прыгаю, смеюсь, пою…)
Я радуюсь, когда вижу…(подарки, маму, торт…)

2. Раздается стук.

Ой, кто к нам пришел? Ребята, какое настроение у Антошки? Давайте подумаем, почему Антошка грустный? Ребята, Антошка говорит, что он грустный потому, что волшебное зеркало заколдовано. В нем отражаются только грустные лица. Давайте проверим. Ребята, нам всем стало грустно. Зеркало действительно заколдовано, но я знаю как его расколдовать. Нам надо поиграть в веселую игру.

Выходите, дети, в круг
На вопросы отвечаем
Ни секунды не теряем
- Кто любит шоколад?
- Кто любит мармелад?
- Кто любит груши?
- Кто не моет уши?
- Кто любит плавать?
- Кто любит плакать?
- Кто любит мыться?
- А кто мухи боится?
А теперь мы с вами вместе
Потанцуем танец мой!
Повторяйте все за мной.

Молодцы, ребята. А какое у нас теперь настроение? Давайте посмотрим, расколдовалось ли наше зеркало? Посмотрите какие у всех радостные лица. Все улыбаются, смеются.

Ребята, посмотрите на Антошку! (Выражение лица с грустного поменять на веселое). Что вы видите?

Оставайся с нами, Антошка, мы посмотрим отрывок из мультфильма.

Ребята, отрывок из какого мультфильма мы с вами посмотрели? Как зовут этого героя? Какое настроение у этого героя?

Почему вы так думаете? Все согласны с этим мнением? А как мы можем догадаться разгневан человек или нет?

Да, у разгневанного человека брови сведены вместе, глаза широко открыты, пальцы рук сжаты в кулаки. Человек громко кричит, он может размахивать руками, топать ногами. Изобразите гневного человека, покажите друг другу.

Как вы думаете, приятно общаться с разгневанным человеком? Сейчас я научу вас гневаться, никого при этом не обижая.

Представьте себе, что шарик – это ваше тело, а воздух внутри шарика – это ваш гнев или злость. Как вы думаете, что случится с шариком, если я его сейчас выпущу из рук?

Вы видите, что шарик мечется по комнате, он стал совершенно неуправляемым. Так бывает и с человеком – когда он гневается, то может совершать поступки, не контролируя себя. Давайте возьмем другой шарик и попробуем выпускать из него воздух маленькими порциями. Что теперь происходит с шариком? (он понемногу сдувается). А что происходит с гневом внутри шарика? (Он потихоньку выходит из него) Таким гневом можно управлять. А если гнев еще остался внутри нас, то его можно выпустить через стопы наших ног. Давайте сильно-сильно потопаем. Вот так мы справились с гневом. Вы почувствовали как нам сразу стало легко и весело?

Игра проводится под музыкальное сопровождение. Дети выполняют соответствующие движения.

Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король боровик не в духе
Его покусали мухи.

Я коза, а вы – козлята.
Озорные вы ребята.
Мы пасемся на лугу,
Едим сочную траву
Целый день мы
Пляшем, пляшем,
И прыгаем прыг, прыг
И хвостиками машем,
И ножками брык, брык.

3. А теперь я превращаю вас в легкие, пушистые снежинки. Они медленно красиво кружатся и опускаются на землю.

Ну что ж, волшебство закончилось, и я приглашаю вас занять места за столами.

Ребята, перед вами сюжетные картинки. Обратите внимание, что лица героев не нарисованы. Подумайте, какое настроение может быть у ваших героев, и дорисуйте им лица.

По окончании обсуждаем работы. Работы помещаются на доске.

В разных ситуациях люди испытывают разные эмоции. Поэтому все эмоции очень важны для людей. Они помогают людям лучше понимать друг друга.

Давайте посмотрим каких эмоций у нас получилось больше?

Ну что ж, вам пора возвращаться в детский сад.

Давайте скажем волшебные слова:

Хлопну, топну, повернусь,
Тотчас в детском саду окажусь.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось в сказке? Что вам запомнилось?

Что вы расскажете своим родителям и друзьям? С каким настроением мы вернемся в группу?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей.

1. Учить детей выступать с небольшим устным монологом на тему по собственному опыту, внимательно слушать собеседника, владеть вниманием слушателя, правильно подбирать средства интонационно-звуковой, логической, эмоционально образной выразительности при рассказывании; владеть и пользоваться неязыковыми средствами публичной речи (осанкой, жестами).

2. Учить детей владеть основами ораторского искусства, повышать уровень коммуникабельности, языковую культуру.

3. Развивать коммуникативно-речевые навыки, технику речи (речевое дыхание, дикцию, голос), понимание эмоций, умение показывать их; гибкость мышления, способность к ассоциированию.

4. Воспитывать интерес к словесному творчеству, импровизации, самовыражению, умение работать в коллективе.

Предварительная работа: Чтение сказок про Машу и медведя, беседа по сказкам, составление небольших рассказов по картинкам, речевые игры.

Ход занятия

Воспитатель: (читает письмо):

Воспитатель: Ну, что, дети, вы согласны помочь расколдовать волшебное Дерево желаний. Тогда, давайте отправляться в путь, но помните, дорога в лес будет непростой и опасной!

Дети, а какая опасность может нас ожидать в лесу?

- В лесу можно встретить опасных животных;

- В лесу сломанные деревья, которые могут упасть;

- Можно найти опасные предметы, которые подбирать нельзя.

Воспитатель: Итак, вы много знаете и, я думаю, безопасный путь мы найдем, и задачи выполним. Тогда отправляемся!

А чтобы нам было веселее идти, давайте произнесем чистоговорку:

(Звучит аудиозапись звуки леса.)

Чтобы наш язык работал

Звуки чисто говорил

Чистоговорки будем учить

Чтобы быстро и четко говорить

Ло-ло-ло-уже на улице тепло

Ва-ва-ва-зеленеет молодая трава

Ле-ле-ле-живет белка в дупле

Лю-лю-лю-очень друзей я люблю

Ра-ра-ра-мы веселая детвора!

Дети подходят к сундуку, находят письмо, педагог зачитывает

«Выберите цвет следов по желанию, встаньте на них,

- Белый (снег, бумага, халат, зайчик, зима).

- Зеленый (елка, трава, листья, весна, огурец).

- Красный (осень, помидор, яблоко, цветок, клубника).

- Черный (ночь, земля, карандаш, ворона).

- Синий (река, море, дождик, глаза, мячик, платье).

- Жёлтый (солнце, шарик, карандаш, листик банан, лимон).

- Коричневый (медведь, лошадь, собака, печенье, сапоги).

Воспитатель: - Молодцы, дети! Теперь мы можем открыть первый сундук. (Открываем, получаем первую монету и находим подсказку к следующему заданию-веревку на которой 7-9 узелков.)

Воспитатель: Нужно по очереди придумать сравнения к словам

и развязать узелок. Давайте я начну, а вы будете мне помогать:

- Река блестит, как . (зеркало, хрусталь, золото, серебро).

- Травка мягкая как . (ковер, подушка, мех, перья, вата, перина)

Каждый ребенок подбирает по одному сравнению и развязывает узелок.

Воспитатель: Молодцы, вы выполнили вторую задачу и получаем вторую золотую монету. И здесь есть подсказка к следующему заданию.

Воспитатель: мы можем открыть следующий сундук и получить третью волшебную монету.

В этом сундуке тоже есть подсказка к следующей задаче.

Воспитатель: Выберите себе в шапочку, и превратитесь в этих героев.

- Я лисичка - (я такая красивая, хитрая, умная, находчивая, приветливая, ловкая, опрятная).

- Я медведица (я большая, теплая, меховая).

- Я заяц (я быстрый, маленький, храбрый, хитрый, белый).

- Я волк (я очень злой, голодный, страшный, хитрый).

- Ёжик (маленький, колючий, хитрый).

- Я кот (пушистая, ласковая, любопытная, красивая, трехцветная).

- Я собака (быстрая, добрая, злая, домашняя, любимая, пятнистая, ласковая).

Воспитатель: Вы молодцы!

А сейчас я предлагаю вам отдохнуть, физминутка:

Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька – трусишка,
И как серый волк – волчишко.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог,
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся. (Имитируем движения животных.)

Теперь мы можем открыть следующий сундук, и получить четвертую монету и получить следующее задание. Дети находят волшебный клубочек.

Воспитатель: Рассмотрим иллюстрации к сказке, послушайте ее начало и придумайте продолжение и окончание на новый лад.

- Однажды Маша решила пойти в лес по грибы и ягоды, вдруг из-за куста вышел медведь . (дети передают клубочек, придумывая сказку).

- Что сделала Маша? Как повел себя медведь?

1) Девочка испугалась и побежала домой к дедушке и бабушке.

2) Медведь услышал, как лают собаки и пустился бежать.

3) Маша увидела медведя, который помог собрать ягод и показал дорогу домой.

4) Маша увидела медведя и попросила показать дорогу домой.

5) Медведь пригласил Машу к себе в гости, угостил ягодами и показал тропу домой.

Вам нужно выбрать лишнее слово из 4 предложенных

и назвать одним словом оставшиеся слова.

Воробей, кошка, ласточка, голубь (кошка)-птицы;

Медведь, комар, заяц, лиса (комар)-животные;

Роза, астра, кастрюля, василек (кастрюля)-цветы;

Земляника, клубника, береза, малина (береза)-ягоды;

Шуба, шапка, карандаш, колготки (карандаш)-одежда;

Поезд, велосипед, тарелка, корабль (тарелка)-транспорт;

Стол, кровать, шарф, стул (шарф)-мебель.

Воспитатель: Вы очень вежливые и храбрые дети. Вот мы выполнили все задания злой колдуньи. В сундуке есть письмо:

Воспитатель: Посмотрите, какое красивое дерево Желаний, а за вашу помощь оно выполнит ваши желания.

Давайте украсим его еще и своими цветами-желаниями и загадаем такое, чтобы было угодно для всех жителей нашей планеты (дети загадывают желание и прикрепляют цветок на дерево).

Воспитатель: Дети посмотрите, какое у нас расцвело красивое дерево благодаря вашим знаниям и волшебным пожеланиям.

Читайте также: