Язык как развивающееся явление 9 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Урок русского языка в 9 классе по теме

Ивашка Нина Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

- актуализировать умения, сформированные при их изучении;

- определять лексическое значение слова;

- употреблять слова в соответствии с их значением;

- характеризовать изученные языковые единицы и особенности их употребления в речи.

- развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала;

- развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания;

- развивать умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости, умение графически оформлять текстовый материал, активизировать творческие способности учеников;

- закреплять навыки работы с информационным текстом и различными видами словарей;

- воспитывать чувство гордости и уважения к своему языку.

Оборудование: 1) словари русского языка,
2) таблички с системой маркировки текста (инсерт),
3) информационный текст о роли языка, о языке как
развивающемся явлении (распечатан для каждого ученика)

Задачи урока формулируют сами учащиеся, исходя из темы урока

Язык 1 : 1. Орган в полости рта, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи. Лизать языком. Коровий язык. 2. В колоколе: металлический стержень, производящий звон ударами о стенки.

Язык 2 : 1. Система звуковых и словарно-грамматических средств, закрепляющих результаты работы мышления и являющихся орудием общения людей, обмена мыслями и взаимного понимания в обществе. Великий русский язык. Славянские языки. 2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной словарно-грамматической системе, слог. Язык Пушкина. Язык художественной литературы. 3. Речь, способность говорить. Лишиться языка. Владеть языком. 4. Перен. То, что выражает, объясняет собою что-н. (о предметах и явлениях, о звуках животных). Язык фактов. Язык птиц.

Какова основная функция языка?

(Получаются примерно такие кластеры. Возможны другие варианты в зависимости от подготовки класса.)

Средство общения Средство познания мира

передачи опыта человеческого

Роль языка в жизни общества.

Язык как развивающееся явление

Изменения в языке

связаны с изменениями

Возвращение к кластерам, дополнение

Домашнее задание: § 20, упр. 267, 1 вариант - упр. 268, 2 вариант - упр. 269

Галочкой (V) помечается то, что уже известно;

знаком минус (-) помечается то, что противоречит представлениям;

знаком плюс (+) помечается то, что является интересным и неожиданным;

вопросительный знак (?) ставится, если возникло желание узнать о чем-то подробнее.

Роль языка в жизни общества.

Язык как исторически развивающееся явление.

I. Язык принадлежит к тем общественным явлениям, кото­рые развиваются на протяжении всего существования челове­ческого общества. История не знает ни одного человеческого коллектива, ни одного народа, который бы не пользовался язы­ком. И это понятно. Человек существует только в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. Важнейшим средст­вом, при помощи которого люди общаются друг с другом, пере­-
дают свои мысли, желания, чувства, и является язык.

Язык - это не только средство общения, но и средство по­знания, которое позволяет людям накапливать знания, хранить информацию об окружающем мире.

Язык теснейшим образом связан с мышлением, сознанием людей. В словах, словосочетаниях и предложениях закрепля­ются результаты работы мышления человека, всё, что люди по­знают в окружающей их действительности.

Язык возник в глубокой древности из потребностей обще­ния людей. Он помогал им понимать друг друга, объединять­ся для добывания средств существования, для организации производства и борьбы с силами природы. Развитие языка поз­волило людям закреплять свой разнообразный опыт, переда­вать его из поколения в поколение, что содействовало не толь­ко совершенствованию орудий труда и способа добывания все­го необходимого, но и повышению материального уровня жизни, прогрессу науки, техники, культуры, т. е. развитию че­ловеческого общества.

II. Родственные, близкие по происхождению народы имеют родственные языки, которые по своему словарю и грамматике ближе друг к другу, чем к другим языкам. Так, все славяне го­ворят на родственных языках, потому что все славянские языки возникли из общего языка-основы, или общеславянско­го языка. Изучая историю отдельных славянских языков: русского, украинского, белорусского, болгарского, польского и др.,- мы узнаём, как эти языки образовались и развивались под вли­янием своеобразных для каждого народа экономических, поли­тических, географических условий.

Наибольшее сходство с русским языком имеют украинский и белорусский языки. Эти языки находятся в особенно близ­ком родстве и составляют особую группу славянских языков - восточнославянскую. Близость восточнославянских язы­ков объясняется исторически: до XIV века предки русских, бе­лорусов и украинцев представляли собой единый народ, гово­ривший на так называемом древнерусском языке.

В отдалённом родстве между собой находятся и многие другие языки Европы: немецкий, английский, испанский, французский и др. Они объединяются в особую семью индо­европейских языков, в которую входит и русский язык.

Образование национальных языков происходит одновременно с формированием наций. Национальный язык является одним из важнейших призна­ков нации.

III. Важную роль в развитии русского языка сыграл старо­славянский язык. Это язык древних богослужебных книг и памятников письменности, которая была создана в IX веке великими просветителями - братьями Кириллом и Мефодием. Позднее старославянский язык стал литературным языком Древней Руси.

Старославянский язык принадлежит к группе южнославян­ских и отражает характерные для неё фонетические черты: 1) на­чальные сочетания ра-, ла- в соответствии с русскими ро-, ло-(ср.: равный - ровный, ладья - лодка); 2) неполногласие, т.е. сочетания ра, ла на месте русских оро, оло (ср.: брада, глава, врата - борода, голова, ворота); 3) звуки щ, жд в соответст­вии с русскими ч, ж (ср.: свеща, между - свеча, межа).

Многие морфемы в современных русских словах имеют ста­рославянское происхождение, это приставки воз-, низ-, чрез-,

пре-, суффиксы -зн(н'), -телъ, -ын и др. (ср.: воздать, чрез мер -но, жизнь, гордыня).

Из старославянского языка в русский перешли многие сло­ва, прежде всего слова, обозначающие этические и философ­ские понятия: бытие, время, гордыня, пространство, сущность, грядущее и др.

В русском языке с течением времени возникли лексические параллели - пары слов, одно из которых (старославянское по происхождению) отличается высокой, торжественной стилис­тической окраской (ср.: лик - лицо, уста - губы, стезя - доро­га, страж - сторож, шествовать - идти и др.). Существование таких пар определяет богатство русского языка. Часть слов старославянского происхождения в настоящее время входит в пассивный запас русского языка: одни являются устаревши­ми и называют предметы и реалии, относящиеся к прошлому, другие же продолжают активно использоваться.

Однако значительная часть слов сохраняется в языке в об­щем употреблении на протяжении многих веков. Это такие сло­ва, как вода, земля, небо, огонь, река, лес, дорога, хлеб, человек, ходить, делать, работать, видеть, слышать, говорить, весёлый, грустный, лёгкий, тяжёлый, нужно, можно, хорошо, плохо, два, три, я, ты, мы и многие другие. Таким образом создаётся не­обходимая устойчивость языка, обеспечивающая преемствен­ность в его использовании разными поколениями людей.

Происходят изменения и в грамматике языка, и в его фонетике.

Примером прежнего, теперь уже устаревшего произношения может служить произнесение слов типа четверг, верх, первый с мягким [р']. Сейчас в таких словах произносят [р] твёрдый.

За более длительное время в грамматике и фонетике могут происходить и более значительные изменения. Так, в древне­русском языке краткие прилагательные склонялись, как суще­ствительные, и могли быть согласованными определениями при существительных (добр конь, добра коня, добру коню и т. д.). С течением времени краткие прилагательные утратили эту способность. Они теперь употребляются как сказуемые и изменяются только по числам, а в единственном числе и по родам.

Однако до сих пор в некоторых фразеологических оборотах и в составе многих наречий мы обнаруживаем следы склоне­ния кратких прилагательных, например: средь бела дня; от ма­ла до велика; мал мала меньше; не по хорошему мил, а по милу хорош и др.; свысока (род. п. с предлогом с), дочиста (род. п. с предлогом до), попусту (дат. п. с предлогом по) и т. д.; срав­ните также: подобру-поздорову, мало-помалу и др.

Можно обнаружить формы косвенных падежей кратких прилагательных и в произведениях народного творчества, до­нёсших до нас из глубины веков старинные формы: добра мо­лодца, к синю морю и т. д.

V. В современную эпоху в связи с коренными изменения­ми в общественной жизни большие изменения произошли и в русском языке, прежде всего в его лексике. Никогда до это­го такой огромный пласт слов не уходил из языка. Историз­мами стали такие слова и словосочетания, как полицеймей­стер, фельдфебель, великие князья, коронованные особы, купе­ческие гильдии, табель о рангах и т. д. В это же время в русский язык влились новые слова, например: компьютер, космонавт, телевидение, приватизация, конверсия, консен­сус и др.

Программа по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского

Учебник русского языка для 9 класса С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова, Л.А.Чешко

Е.В.Лопанова, Т.Б.Рабочих. Личностно-деятельностные технологии обучения. - ИНПО ОмГПУ, Омск, 2004

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: русский язык

Класс: 9 Дата:

Тема урока: Русский язык как развивающееся явление .

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели: формирование у обуч-ся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного.

обучающие: углубление знаний о русском языке как развивающемся явлении, его функциях в современном мире; расширение общих сведений о русском языке;

развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать;

воспитательные: воспитание гуманизма, чувства коллективизма; формирование основных мировоззренческих понятий; формирование нравственно-этических представлений.

Планируемые результаты:

личностные результаты : проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

метапредметные результаты:

регулятивные: определяют цели деятельности, последовательность действий; могут корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания;

коммуникативные: осушествляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; могут развить умение моделировать словосочетания, используя заданные

слова; готовить устный ответ в виде рассуждения о словосочетании, приводить свои примеры ; могут развить умение составлять предложения из заданных слов и словосочетаний;

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.

Методы и приемы работы: упражнение, беседа, частично-поисковый метод; лингвистическая разминка, аналитические задания.

Сценарий урока

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Работа с эпиграфом (коллективная работа):

Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами),— русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара .

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют

готовность к уроку

Л.: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

П.: осознают учебно-познавательную задачу.

Р.: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

2) Лингвистическая разминка:

Работа с текстом ( коллективная работа ):

= Определите тему, идею, тип текста.

= Прокомментируйте встретившиеся в тексте орфограммы и пунктограммы.

= Выполните синтаксический разбор пр-я №2.

Выполняют предложенные задания.

П.: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

К.: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3. Выявление места и причины затруднения

О рганизует о бсуждение результатов предыдущего этапа

1) Лингвистическая задача

Обдумывают ответы на вопросы.

Л.: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Р.: осознают недостаточность своих знаний.

К.: задают вопросы с целью получения

необходимой для решения проблемы информации.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из за труднения

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

Целеполагание (совместно с учителем)

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выполняют задания, отвечают на вопросы.

П.: извлекают необходимую информацию из объяснения, высказываний одноклассников, систематизируют знания.

Р.: планируют необходимые действия.

К.: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность.

5. Практическая деятельность по реализации построенного проекта

Организует выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника, обсуждение результатов.

1. Взаимообучение: работа с учебником (работа в парах) – с.4

= Составьте план по теме урока.

Физкультминутка

Работают с учебником.

П.: читают и слушают, извлекая нужную информацию.
Р.: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Организует работу по обобщению и систематизации знаний и формированию рациональных способов применения их на практике.

1. Аналитическое задание: анализ текстов ( работа в парах с последующим обсуждением) – упр. 1

= Выразительно прочитайте предложенные высказывания. Докажите, что это тексты.

= Определите их тему, идею.

2. Р.р. Работа со схемой: анализ лингвистического материала (работа в парах с последующим обсуждением, подготовка к ГИА) – упр. 7

= Изучите схему. Вступите в диалог, опираясь на содержание схемы.

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.

Л.: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание.

Р.: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

К.: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Организует самостоятельную работу.

1. Аналитическое задание: диктант (инд. работа с последующим обсуждением)

Карл V, римский император, говаривал, что гишпанским языком — с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелями, италиянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашёл бы в нём великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того — богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языков.

= Запишите текст под диктовку. Найдите в тексте устаревшие слова и формы слов. Объясните их значение .

2. Аналитическое задание: работа с текстами (работа в парах с последующим обсуждением) – упр.2

= Прочитайте тексты. Определите их тему, идею.

- Какие языковые явления позволяют сделать вывод, что каждый текст отражает определенную эпоху?

= Найдите устаревшие слова, дайте им толкование. Разграничьте историзмы от архаизмов.

= Найдите в тексте №2 неологизмы. Определите их значение. Каковы источники и причины появления данных неологизмов?

Работают с предложенным заданием.

Оценивают работу друг друга.

Л.: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

П.: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Р.: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

8. Включение в систему знаний и повторение

Организует работу по обобщению полученных на уроке сведений, оцениванию

1)Р.р. Дифференцированная работа (инд. работа с последующим обсуждением)

2 уровень. Составьте и разыграйте с соседом по парте диалог о том, почему нужно изучать русский язык.

Л.: понимают значение знаний для человека.

П.: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Р.: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

К.: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Организует заключительную беседу по вопросам

Самооценивание

Д/з (поясняет, комментирует): п. 1, упр.3,5, орф. работа

Подведение итогов (комментирует выставленные отметки)

Самооценка: как я работал на уроке?

Самоанализ: как я понял тему?

Р.: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

К.: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Краткое описание документа:

Технологическая карта соответствует ФГОС.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели:формирование у обуч-ся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного.

Задачи:

обучающие: углубление знаний о русском языке как развивающемся явлении, его функциях в современном мире; расширение общих сведений о русском языке;

развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать;

воспитательные: воспитание гуманизма, чувства коллективизма; формирование основных мировоззренческих понятий; формирование нравственно-этических представлений.

Планируемые результаты:

личностные результаты: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

метапредметные результаты:

регулятивные: определяют цели деятельности, последовательность действий; могут корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания;

коммуникативные: осушествляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; могут развить умение моделировать словосочетания, используя заданные

слова; готовить устный ответ в виде рассуждения о словосочетании, приводить свои примеры; могут развить умение составлять предложения из заданных слов и словосочетаний;

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.

Методы и приемы работы: упражнение, беседа, частично-поисковый метод; лингвистическая разминка, аналитические задания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка актуальна для учителей русского языка и литературы, преподающих в 9 классе.

«Язык есть самая живая, самая обильная

и прочная связь, соединяющая отжившие,

живущие и будущие поколения народа в

- Итак, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Ребята, язык способен развиваться и совершенствоваться, помогая в этом и нам.

Что же такое язык ?

Работа со словарём. Словарь Ожегова. (Заглянем в толковый словарь и посмотрим, сколько значений имеет это слово.)

Гости и Ксанф не нашлись, что ответить Эзопу, имя которого до сих пор известно миру. Имена же тех, кто считал себе выше, безвозвратно канули в лету.

- На каком языковом явлении основана эта легенда?

Какой язык имел в виду Эзоп в своих объяснениях?

С каким значением слова язык мы имеем дело на уроках русского языка?

Язык служит для общения друг с другом, является средством связи между людьми для обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.)

1.Длинный язык, язык без костей (о болтливости).

2.Язык на плече, высунув язык (об усталости)

3.Найти общий язык (договориться).

4.Язык не повернется (не осмелится).

5.Держать язык за зубами, придержать язык (молчать).

6.Проглотить язык (лишиться дара речи).

7.Прикусить язык (пожалеть о сказанном).

8.Язык развязался, язык распустил (разговорился)

9.Язык чешется (хочется высказаться).

10.Черт за язык дернул, сорвалось с языка (пожалеть о сказанном)

11.Язык сломаешь (о трудно произносимом)

12.Не сходить с языка (постоянно говорить о чем-либо)

13.Говорить на разных языках (не понимать друг друга).

14.Вертится на языке (о невозможности вспомнить).

15.Язык до Киева доведет (люди помогут найти дорогу).

ДоговОр. столЯр, предположИть, красИвее, нАчал, партЕр, алфавИт, ржАветь, позвонИт, облегчИть, тОрты,досУг, кУхонный, балОванный,жалюзИ,завИдно, ломОть, бАрмен, фОрзац, срЕдства, слИвовый.

Фонетический разбор: язык,речь.

Повторение способов связи словосочетаний:

Языковая колбаса(согл.), молоть языком(упр.), упоминать всуе (прим.), изучать языки(упр.), развивать речь (упр.), переводить с немецкого (упр.), читать выразительно (прим.).

Синтаксический разбор предложения.

Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся.

(Повест,, невоскл.. сложное, сложноподчиненное с придаточным изъяснительным; состоит из 2 предложений. Далее разбирается каждое предложение)

По очереди определить вид придаточного предложения.

1.Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

2. Чтобы много знать, надо много учиться.

3.В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов,

потому что в русскую жизнь вошло множество иностранных понятий.

4.Мир, в котором мы живем, может быть понят как результат неразберихи и

Новый материал.

Цель нашего урока – познакомиться с активными процессами, происходящими в лексике, морфологии и орфоэпии русского языка (устаревшие формы слов, нормы орфоэпии, архаизмы, историзмы, неологизмы).

Задание: определить, в чём сила русского языка, его мощь?

Ответы учащихся после просмотра.
- Как называют человека, который знает много языков? ПОЛИГЛОТ.

- Сколько языков должен знать полиглот?

Каждый язык – это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище.

Язык относится к тем общественным явлениям, которые действуют на всем протяжении существования человеческого общества.

Главное назначение языка – средство общения людей. Он неразрывно связан с мышлением, сознанием человека, служит средством формирования и выражения мыслей.

Язык в своем развитии прошел долгий путь. Развитие языка позволило людям закреплять свой разнообразный опыт, передавать его из поколения в поколение, что способствовало повышению материального уровня жизни, прогрессу науки, техники, культуры.

Молодые люди по большей части общаются на уровне жаргонов и диалектов, забывая о литературном языке. Назначение этимологии приводит к безграмотности, к неуместному и неправильному употреблению слов в речи. Речь молодёжи плохо развита.

Русский язык, это наш родной язык, и наша с вами задача – сберечь его богатство и самобытность для будущих поколений!

-Какие разделы науки о языке вы знаете?

ФОНЕТИКА - это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог. С фонетикой мы соприкасаемся, когда производим фонетический разбор слов.
ОРФОГРАФИЯ - это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.
МОРФОЛОГИЯ - это раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи. С морфологией мы имеем дело, когда производим морфологический разбор частей речи.
ЛЕКСИКА - это раздел науки о языке, изучающий слово с точки зрения их лексического значения.
СИНТАКСИС - это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. На уроках русского языка мы производим синтаксический разбор предложения.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ - это раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. Со словообразованием мы соприкасаемся, когда разбираем слова по составу.
ПУНКТУЦИЯ - это раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме.
Итак, мы говорим о языке как о развивающемся явлении.
Давайте понаблюдаем над изменениями различных языковых норм с течением времени.
Изменения орфоэпических норм
- Что такое орфоэпия?
(Орфоэпия – это правила литературного произношения.)
Задание: поставьте ударения в словах: амфора, английский, библиотека, заслуженный, индустрия, климат, музыка, паспорт, профиль.

А теперь сравните с устаревшими нормами: амфОра, Английский, библиОтека, заслужЕнный, индУстрия климАт, музЫка, паспОрт, профИль.

Во времена Пушкина эти ударения были нормой

– Изменение грамматических форм слов.
Шумит порывный ветр между дерев нагих.
И, желтый лист крутя, далеко завевает.
- Какова тема предложения? (Поздняя осень.)
- Назовите ключевые слова. (Порывный ветр, дерев нагих, желтый лист.)
- Какие из названных слов не употребляются в современном русском
языке? Назовите современные аналоги этих слов.
(Порывный – порывистый, ветр – ветер, дерев – деревьев.)
- Какие изменения произошли в процессе образования новых слов?
(Изменения в образовании прилагательных – с помощью суффикса – ист.

Полногласие – ветер, - .

Образование множественного числа существительных деревья – деревьев.

Все изменения слов относятся к историческим процессам.)
(На каждую парту раздаются распечатанные задания).

Укажите их современные нормативные варианты.

Бывало, он еще в постеле:

К нему записочки несут.

Воспомня прежних лет романы,

Воспомня прежнюю любовь…

Он пел те дальные страны,

Где долго в лоно тишины

Лились его живые слезы;

Он пел поблеклый жизни цвет

Без малого в осьмнадцать лет.

К несчастью, Ларина тащилась,

Боясь прогонов дорогих,

Не на почтовых, на своих,

И наша дева насладилась

Дорожной скукою вполне:

Семь суток ехали оне.

Изменение лексики современного русского языка

Перейдём к следующим изменениям в русском языке - изменениям в лексике.

Именно лексика наиболее восприимчива ко всему новому. Это очевидно: появляются новые реалии - появляются новые слова, их обозначающие, и соответственно идет обратный процесс (исчезновение реалий - исчезновение слов, их называющих).

-Рассмотрим следующую таблицу.

(ЛЕКСИКА - это словарный состав языка. Все слова в русском языке делятся на слова, кот. составляют

Активный словарь Пассивный словарь

Общеупотребительные слова Историзмы Архаизмы Неологизмы

Общеупотребительные слова всем знакомы - Мама, Родина, вода, небо, хлеб, человек, слышать, говорить, веселый, грустный, можно, хорошо и многие другие – они составляют основу русского литературного языка.

Таким образом, создается необходимая устойчивость языка, обеспечивающая преемственность в его использовании разными поколениями людей.

Уход из жизни тех или иных понятий, предметов и, наоборот, появление новых вызывает изменение в словарном составе языка.

- Вспомним, что такое историзмы?

(Историзмы - слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалий действительности, которые они обозначали.)

- Что такое архаизмы?

(Архаизмы - слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия.)

- Что такое неологизмы?

(Неологизмы - новые слова, появляющиеся в результате возникновения новых реалий жизни.)

Задание: распределить слова в 3 столбика (работа в парах).

Интернет, виждь, верста, дщерь, байк, баярин, пиит, чело, модератор, забрало, редут, пищаль, горячая линия, компьютер, ланиты, сайт, вран , огнь, рецепшен, юзер, кольчуга, хит, биополе, зело, пуд, фунт, баксы, десница, банкомат, вершок, саммит, сажень, латы.
Проверка задания:

-Итак, какие примеры вы записали в историзмы, архаизмы, неологизмы?

Работа с учебником.

Язык
Могучий,великий
Учит, изменяется, развивается
Живет вместе с народом
Жизнь

Только портим мы его сами, забывая о том, что он живой, живой как жизнь, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой.

Ваша задача, молодого поколения, сберечь чистым, богатым, многообразным, наш родной русский язык, и передать его следующему поколению..

Оценки за урок.

Цели:1.Познакомить с активными процессами, происходящими в лексике, морфологии, и орфоэпии русского языка (устаревшие формы слов, нормы орфоэпии, архаизмы, историзмы, неологизмы).
2.Развивать познавательную активность, формировать грамотную по всем нормам разговорную речь, совершенствовать навыки комплексного разбора текста.
3.Воспитывать бережное отношение и любовь к русскому языку.

Оборудование: мультимедийная презентация, распечатанные таблицы для работы.

(Слайд-2) Тему сегодняшнего урока мы сейчас постараемся определить с вами из эпиграфа, выведенного на экране:

«Язык есть самая живая, самая обильная

и прочная связь, соединяющая отжившие,

живущие и будущие поколения народа в

— Итак, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

-Может, кто-то сможет назвать тему урока?

— Открыли тетради, записали число, классная работа и тему сегодняшнего урока.
— Тема сегодняшнего урока поможет нам узнать об одном из необычных свойств языка. Ведь язык – это не просто средство передачи информации, орудие, которым мы привычно пользуемся. Язык может жить своей собственной жизнью. Он может диктовать нам свои условия и в то же время быть послушным и преданным человеку.

Задумайтесь: наш родной язык может удовлетворить потребности человека в общении и в эпоху княжеской Руси, и в век высочайших компьютерных технологий. Значит, язык способен развиваться и совершенствоваться, помогая в этом и нам.

(Слайд-4) Что такое язык? Словарь Ожегова. (Заглянем в толковый словарь и посмотрим, сколько значений имеет это слово. (Даются разные словарные статьи).

Гости и Ксанф не нашлись, что ответить Эзопу, имя которого до сих пор известно миру. Имена же тех, кто считал себе выше, безвозвратно канули в лету.

— На каких явлениях основана эта легенда?

Какой язык имел в виду Эзоп в своих объяснениях?

С каким значением слова язык мы имеем дело на уроках русского языка?

Язык служит для общения друг с другом, является средством связи между людьми для обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.)

1.Длинный язык, язык без костей (о болтливости).

2.Язык на плече, высунув язык (об усталости)

3.Найти общий язык (договориться).

4.Язык не повернется (не осмелится).

5.Держать язык за зубами, придержать язык (молчать).

6.Проглотить язык (лишиться дара речи).

7.Прикусить язык (пожалеть о сказанном).

8.Язык развязался, язык распустил (разговорился)

9.Язык чешется (хочется высказаться).

10.Черт за язык дернул, сорвалось с языка (пожалеть о сказанном)

11.Язык сломаешь (о трудно произносимом)

12.Не сходить с языка (постоянно говорить о чем-либо)

13.Говорить на разных языках (не понимать друг друга).

14.Вертится на языке (о невозможности вспомнить).

15.Язык до Киева доведет (люди помогут найти дорогу).

(Слайд-5) Орфоэпическая минутка. Расставьте ударения.

ДоговОр. столЯр, предположИть, красИвее, нАчал, партЕр, алфавИт, ржАветь, позвонИт, облегчИть, тОрты,досУг, кУхонный, балОванный,жалюзИ,завИдно, ломОть, бАрмен, фОрзац, срЕдства, слИвовый.

(Слайд-6) Фонетический разбор: язык, рукописи

(Слайд-7) Определите способ связи словосочетаний:

Язык Пушкина (управл), древнегреческий язык (согласов),

преемственное накопление (управл)),

современный язык (согласов), языковые явления (согласов),)

укоротить язык (управл), хорошо говорить (примык),

тянуть за язык (управл).

(Слайд-8) Синтаксический разбор предложения.

Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я.

(Составная конструкция, состоящая из краткого прилагательного и инфинитива быть)

(Повест,, невоскл.. сложное, сложноподчиненное с придаточным изъяснительным; состоит из 2 простых предложений. Далее разбирается каждое простое предложение)

(Слайд-9) Определите вид придаточного предложения.

1.И нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

3.В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов,

потому что в русскую жизнь вошло множество иностранных понятий(В.Белинский).

4.Мир, в котором мы живем, может быть понят как результат неразберихи и

случая.(Рассел Бертран Артур Уильям).

  1. [Все счастливые семьи похожи друг на друга], [каждая несчастливая семья несчастлива по-своему] (Л. Толстой)

(Слайд-10) Определите разновидность подчинительной связи

Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (И. С. Тургенев)

Автор слов хотел сказать, что в русском языке достаточно слов богатых не только по своему произношению, и нам не нужно заимствовать иностранные слова. Сейчас наш язык заполнен такими словами. Например: с петровских времен в наш язык внедрились иностранные слова алгебра, лак, глобус, армия, аренда и многие другие слова, которые сейчас мы называем заимствованными и которые спокойно употребляем в своей речи. Употребляя заимствованные слова, мы заменяем слова русского происхождения. Именно это хотел сказать Тургенев — автор этих слов)

Работа над новым материалом.

(Слайд-11) Цель нашего урока – познакомиться с активными процессами, происходящими в лексике, морфологии и орфоэпии русского языка (устаревшие формы слов, нормы орфоэпии, архаизмы, историзмы, неологизмы).

— Как называют человека, который знает много языков? ПОЛИГЛОТ.

— Сколько языков должен знать полиглот?

Каждый язык – это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище.

Язык относится к тем общественным явлениям, которые действуют на всем протяжении существования человеческого общества.

Главное назначение языка – средство общения людей. Он неразрывно связан с мышлением, сознанием человека, служит средством формирования и выражения мыслей.

Язык в своем развитии прошел долгий путь. Развитие языка позволило людям закреплять свой разнообразный опыт, передавать его из поколения в поколение, что способствовало повышению материального уровня жизни, прогрессу науки, техники, культуры.

(Слайд-13) К какой группе языков относится русский язык? —

(Русский язык относится к славянской группе индоевропейских языков.)

-Какая существует актуальная проблема культуры речи на сегодняшний день?

Молодые люди по большей части общаются на уровне жаргонов и диалектов, забывая о литературном языке. Назначение этимологии приводит к безграмотности, к неуместному и неправильному употреблению слов в речи. Речь молодёжи плохо развита.

Исследовав русскую лексику с точки зрения происхождения и употребления, я думаю, что молодые люди поймут и осознают всю прелесть русского языка, научатся более грамотно и выразительно общаться – ведь русский язык, это наш родной язык

Проблемы Русский язык как средство общения и взаимопонимания граждан России:

засорение языка ненормативной лексикой, неоправданное употребление

иностранных слов, сленга

Среди более двух с половиной тысяч языков (по другим данным – около 3 500), известных на земном шаре, русский язык является одним из распространенных и удовлетворяет языковые потребности не только русских, но и людей других национальностей, живущих в России и за ее пределами).

-Какие разделы науки о языке вы знаете?

ФОНЕТИКА — это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог. С фонетикой мы соприкасаемся, когда производим фонетический разбор слов.
ОРФОГРАФИЯ — это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.
МОРФОЛОГИЯ — это раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи. С морфологией мы имеем дело, когда производим морфологический разбор частей речи.
ЛЕКСИКА — это раздел науки о языке, изучающий слово с точки зрения их лексического значения.
СИНТАКСИС — это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. На уроках русского языка мы производим синтаксический разбор предложения.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ — это раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. Со словообразованием мы соприкасаемся, когда разбираем слова по составу.
ПУНКТУЦИЯ — это раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме.
Итак, мы говорим о языке как о развивающемся явлении.

Давайте понаблюдаем над изменениями различных языковых норм с течением времени.

(Слайд-14)– Изменения орфоэпических норм
— Что такое орфоэпия?
(Орфоэпия – это правила литературного произношения.)

Задание: поставьте ударения в словах: амфора, английский, библиотека, заслуженный, индустрия, климат, музыка, паспорт, профиль.
(Слайд-15)- А теперь сравните с устаревшими нормами: амфОра, Английский, библиОтека, заслужЕнный, индУстрия климАт, музЫка, паспОрт, профИль.

Непривычно звучит для уха?

Во времена Пушкина эти ударения были нормой

(Слайд-17) – Изменение грамматических форм слов.

Шумит порывный ветр между дерев нагих.

И, желтый лист крутя, далеко завевает.

— Определите тему предложения. (Поздняя осень.)

— Назовите ключевые слова. (Порывный ветр, дерев нагих, желтый лист.)

— Какие из названных слов не употребляются в современном русском

языке? Назовите современные аналоги этих слов.
(Порывный – порывистый, ветр – ветер, дерев – деревьев.)

— Какие изменения произошли в процессе образования новых слов?

(Изменения в образовании прилагательных – с помощью суффикса – ист.

Образование множественного числа существительных деревья – деревьев.

Все изменения слов относятся к историческим процессам.)

(На каждую парту раздаются распечатанные задания).

Укажите их современные нормативные варианты.

К нему записочки несут.

Воспомня прежнюю любовь…

Где долго в лоно тишины

Лились его живые слезы;

Он пел поблеклый жизни цвет

Без малого в осьмнадцать лет.

Боясь прогонов дорогих,

Не на почтовых, на своих,

И наша дева насладилась

Дорожной скукою вполне:

Семь суток ехали оне.

(Слайд-19)- Проверка заполнения таблицы с комментарием (устно)

(Слайд-20) — Изменение лексики современного русского языка)

Перейдём к следующим изменениям в русском языке — изменениям в лексике.

Именно лексика наиболее восприимчива ко всему новому. Это очевидно: появляются новые реалии — появляются новые слова, их обозначающие, и соответственно идет обратный

процесс (исчезновение реалий — исчезновение слов, их называющих).

-Рассмотрим следующую таблицу.

(ЛЕКСИКА — это словарный состав языка. Все слова в русском языке делятся на слова, кот. составляют

Активный словарь Пассивный словарь

Общеупотребительные слова Историзмы Архаизмы Неологизмы

Общеупотребительные слова всем знакомы — Мама, Родина, вода, небо, хлеб, человек, слышать, говорить, веселый, грустный, можно, хорошо и многие другие – они составляют основу русского литературного языка.

Таким образом, создается необходимая устойчивость языка, обеспечивающая преемственность в его использовании разными поколениями людей.

Уход из жизни тех или иных понятий, предметов и, наоборот, появление новых вызывает изменение в словарном составе языка.

(Слайд -21) — Вспомним, что такое историзмы?

(Историзмы — слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалий действительности, которые они обозначали.)

— Что такое архаизмы?

(Архаизмы — слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия.)

— Что такое неологизмы?

(Неологизмы — новые слова, появляющиеся в результате возникновения новых реалий жизни.)

(Слайд-22) Задание: заполните таблицу из приведенных ниже слов:

(задание по рядам)

Интернет, зреть, верста, дщерь, теневая экономика, баярин, пиит, чело, модератор, забрало, редут, пищаль, горячая линия, компьютер, ланиты, сайт, вран , огнь, админ, юзер, кольчуга, латы, хит, биополе, зело, пуд, фунт, наличка, десница, банкомат, вершок, саммит имиджмейкер, сажень, латы,

-Итак, какие примеры вы записали в историзмы, архаизмы, неологизмы?
Архаизмы – зреть (смотреть), дщерь (дочь), пиит – (поэт), чело (синоним слова лоб), ланиты (синоним слова щеки), вран – ворон, огнь — огонь, зело (очень), десница (правая рука).

Историзмы- верста(русская единица измерения расстояния),

боярин (крупный землевладелец),

забрало (подвижная часть шлема, которая служит защитой лица и глаз),

редут (это были четырехугольные или треугольные земляные укрепления),

пищаль (старинное огнестрельное оружие),

кольчуга (доспех, сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием),

доспех (сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием),

латы (это бронированная защита воина от холодного оружия),

пуд (устаревшая единица измерения массы русской системы мер),

фунт (денежная единица многих государств),

вершок (русская мера длины, равная (4,45 см),

сажень (древнерусская мера длины, приравнена сегодня к 2 метрам).

Неологизмы- Интернет, теневая экономика, модератор, горячая линия, компьютер, сайт, админ, юзер (пользователь компьютером), хит, биополе, наличка, банкомат,

саммит (встреча на высшем уровне, собрание и переговоры людей),

имиджмейкер (специалист, занимающийся разработкой индивидуального стиля клиента, образа)

Упр 261, 262 (устно)

(Слайд-24, 25, 26, 27)

Язык
Могучий,великий
Учит, изменяется, развивается
Живет вместе с народом
Жизнь

Язык
Свободный, гармоничный
Развивается, видоизменяется, воспитывает
Объединяет и сплачивает людей
Семья

Язык
Красивый, могучий
Изменяется, преображается, живет
Мысли и чувства человека
Жизнь

Только портим мы его сами, забывая о том, что он живой, живой как жизнь, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой. Это обращение, прежде всего к вам, молодому поколению, т.к. молодежный сленг является авангардом языка. В нем обкатывается то, что завтра может попасть в общий словарь.

У каждого поколения свой словарь.

8.Оценки за урок.

Истинно культурным человеком может считать себя лишь тот, кто хорошо владеет родным языком, умеет грамотно говорить и писать, пользуется большим запасом слов.

Читайте также: