В гранит одетая красавица нева конспект

Обновлено: 07.07.2024

Петр I начал строить город своей мечты на реке, которая называлась и называется Нева. Сейчас в современном городе множество рек и каналов, но все равно Нева остается главной рекой нашего города. И город наш часто называют "город над Невой", "город на Неве".

Сегодня мы познакомимся с Невой, потому что без знаний об этой реке и ее островах наше дальнейшее путешествие по Петербургу будет невозможным.

Единого мнения откуда пришло название Нева у ученых нет. Одни считают, что раньше Ладожское озеро называли "Нево", отсюда и название реки, берущей из него начало. Есть версия, что слово "нева" произошло от шведского "ну" или"ню"- новая, или от слова "нёва"-болото, трясина. Река возникла, когда воды Ладожского озера вышли из берегов и хлынули в сторону Балтийского моря. Нева - молодая река среди других рек. Ей всего 2500 лет.

Начало Невы или ее исток находится в Ладожском озере. Более тридцати рек впадают в Ладожское озеро, наполняя его своими водами, а вытекает из него только одна Нева. Вот почему она быстрая, мощная и полноводная.

Нева течет на северо-запад России, делает на своем пути несколько изгибов( а именно, три крупных) и принимает в себя много рек. Самые крупные из них это Ижора, Мга , Охта, Тосна, Славянка. Это притоки Невы.



Река Нева
Карта-схема "Откуда и куда течет Нева?"
Щелкните на схеме и она увеличится.
 
В конце своего пути или в устье река разделяется на несколько мелких протоков, как ствол дерева разделяется наверху на ветви, образует дельту реки и впадает в Финский залив Балтийского моря (смотри схему).

Между протоками находятся острова. Весь наш город стоит на островах. Самый большой остров в дельте Невы- Васильевский.

В дельте Нева делится на рукава: Невку и Неву. Невка распадается на Большую, Среднюю и Малую Невку, а собственно Нева на Большую Неву и Малую Неву, так что у Невы получается 5 рукавов.




Река Нева
Карта-схема "Нева и острова (дельта Невы)"
Щелкните по схеме и она увеличится
  В некоторых местах Нева очень широкая(ширина более километра), а самое глубокое место Невы-24 метра, это почти девятиэтажный дом.

Уровень воды в Неве постоянный и зависит только от изменения уровня воды в Ладожском озере. Нева необычна тем, что она никогда не мелеет и не разливается весной.

Зато осенью на Неве случаются наводнения. В истории города имеются сведения обо всех наводнениях, но самое страшное было осенью 1824 года, когда вода поднялась выше уровня на 410 см. Она затопила город, разрушила дома, много людей погибло.

Но силой ветра от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова;
Погода пуще свирепела;
Нева вздувалась и ревела
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город ринулась.
А.С.Пушкин "Медный всадник"

Зимой Нева замерзает, как говорят "встает". По льду Невы могут ходить люди, может ездить транспорт. Весной Нева вскрывается ото льда. Но вот что удивительно: на Неве проходят два . ледохода-это когда большие глыбы льда движутся по Неве в сторону Балтийского моря.
Первый- Невский, в апреле месяце, когда по Неве идет ее собственный лед.



Река Нева
автор фото
 А недели через две -Ладожский, когда по Неве движутся огромные белые глыбы льда из Ладожского озера. Всего 2% Ладожского льда идет по Неве, а остальной лед тает прямо в Ладоге. Ученые подсчитали, что если бы весь Ладожский лед пошел через Неву , ему понадобилось бы на это два года.

В Неве, как и в других реках, конечно же, есть рыба. Иногда можно увидеть рыбаков, закидывающих удочки прямо с набережных.



Река Нева
автор фото

Зимой так же очень популярна подледная ловля. Рыбаков можно встретить на льду Невы везде.

В разное время суток Нева разная. Днем воды Невы свинцовые, вечером - пепельно-серые.


Река Нева
автор фото
 А с рассветом они могут становиться розоватыми или желтоватыми. Иногда Нева кутается в туман, как в шарф.

Река Нева
автор фото

Сейчас берега Невы одеты в гранит, а когда-то набережные были деревянными. На набережных Невы есть спуски прямо к воде.

В историческом центре города старинные здания выстроились в одну линию вдоль набережных, что придает невским берегам праздничный и строгий вид.

Неву трудно спутать с любой другой рекой в городе - она особенная!

Привели меня к дому сперва,
Где жил Пушкин. Сказали:"Постой-ка. "
Я спросил: "Эта речка - Нева?"
Мне сказали:" Ты что, это Мойка!"
А потом вроде узкого рва
Видел речку свинцового цвета.
Я спросил:"Неужели Нева?"
- Нет, канал Грибоедова это
А потом шелестела листва.
Сколько статуй !Какая прохлада!
Я спросил: "Эта речка Нева?"
-Нет, Фонтанка, у Летнего сада.
А потом синева, синева,
Шпиль и солнце, и волны, и ветер.
Я не спрашивал:" Это Нева?"
Я и сам бы любому ответил!
А. Кушнер "Ленинградские реки"

Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной области познание с детьми подготовительной группы.

Цели: познакомить детей с главной рекой нашего города –Невой.

1) показать красоту Невы.

2) Объяснить, почему Неву называют красавицей, труженицей, кормилицей.

3) Вызвать желание беречь и любить свой город.

4)Воспитывать любовь к родному городу, уважение к труду взрослых, бережное отношение ко всему, что окружает детей.

5) Вызывать в детях чувство восхищения и гордости своим родным городом и его жителями.

Наглядный материал: Стенд с изображением реки Невы,

карточки, объясняющие эти названия (смотреть конспект)

календари: дворцовый мост, стрелка Васильевского острова, набережная со Сфинксами.

Карта Посмотрите на карту и скажите, какая река в нашем городе самая большая? (Нева)

В Неву впадают много рек. И все они считают Неву самой главной рекой.

Стенд Почемучка нарисовал Неву и даже узнал, что ее называют: красавицей, труженицей, кормилицей.

Вставить таблички Но он не смог мне объяснить, почему Неву так называют.

Календарь с речным рамваем Я предлагаю нам отправится в путешествие вот на таком небольшом кораблике, который называется речной трамвайчик.

Но чтобы нам сесть на речной трамвайчик, нам надо добраться до пристани, а она находится на Дворцовой набережной, рядом с Зимнем Дворцом.

Билеты Поэтому выходите со своих мест, вставайте друг за другом. Сначала мы доберемся до метро на автобусе. Взяли в руки руль, поехали…

Теперь спускаемся в метро. На чем поедем в метро? (на поезде).

Едем на поезде (чух-чух-чух)

Проходим по Дворцовой площади, выходим на пристань.

Но чтобы сесть на речной трамвайчик, надо получить билет (выдаю билеты)

Мачта с флажками. Якорь Садимся в речной трамвайчик (занимаем свои места).

Но, чтобы всё у нас было по-настоящему, поднимаем паруса, (поворачиваем к дворцовому мосту, поднимаем якорь.

Катер на карту Отправились по Неве вот на таком маленьком речном трамвайчике. Плывем и видим по обеим набережным Невы= много достопримечательностей.

Узнай и назови Мы проплываем мимо… (показывать иллюстрации дети отвечают).

Ставим Стрелку В. О. на

Но еще Неву украшают специальные спуски, по которым можно спуститься к воде.

Изображение спуска на стенд.

Иллюстрация с набережными

Мост на стенд Я показываю спуски, а вы отвечаете, чем они украшены

(львы, сфинксы, вазы). Украшают Неву спуски? (да).

Посмотрите какие проплываем красивые набережные у Невы.

Над Невой много мостов. Вот они какие (иллюстрации) красивые? Украшают Неву? (да)

Можно назвать Неву красавицей? Почему? (ответы детей) Объяснили Почемучке.

А теперь давайте подумаем, почему Неву называют труженицей?

Иллюстрации с речными трамвайчиками

На стенд картинку Мы плывем на речном трамвайчике. Мы пассажиры. Нас много. А навстречу нам, смотрите, плывет еще много речных трамвайчиков и на них всех тоже много пассажиров.

Как вы думаете, тяжело Неве держать на своей воде столько речных трамвайчиков с пассажирами? (да).

Но Нева знает, что всем пассажирам очень нравится кататься на речных трамвайчиках и слушать экскурсоводов, которые рассказывают об истории нашего города и предлагают всем полюбоваться красавицей Невой. И поэтому она трудится- держит на воде все речные трамвайчики.

с речным трамвайчиком

Иллюстрация грузового корабля Можно за это назвать её труженицей? (да).

А теперь мы проплываем мимо пристани, на которой стоят большие грузовые корабли. Что происходит на пристани? (идет разгрузка грузов)

А что тяжелее речные трамвайчики или грузовые корабли? (ответ да).

Тяжело ли Неве держать так много грузовых кораблей? (да). Почему? (много грузов, большие корабли).

Но Нева тоже знает, что всем нам нужны разные грузы. Какие грузы могли привезти грузовые корабли? (ответы детей). Могли бы мы обойтись без этих грузов? (нет).

С грузовым кораблем

Можно назвать Неву труженицей за то, что она держит так много грузовых кораблей с тяжелыми грузами на воде?

Календарь с дворцовым мостом Посмотрите на этот мост. Почем он поднят вверх, разведен? (ответы детей).

Это Нева велела ему подняться и пропустить высокие корабли. Она тоже потрудилась и подняла мост.

Картинка с кораблем и разведенным мостом стенд

Посмотрите как под мостом проплывает корабль. Можно сказать, что Нева труженица : Почему? (ответы детей)

Разрезные картинки А теперь я предлагаю и вам потрудится. Соберите красивый разведенный мост над Невой. Полюбуйтесь красотой Невы на собранной картинке.

Как она попала в стакан? (из крана).

Картинка с краном

Стенд кран А как вода попадает в кран? (из крана).

А в трубы откуда? (из Невы).

Значит Нева наша поилица. Но прежде, чем Невская вода попадает к нам в квартиры, ее очищают на специальных очистных сооружениях. А почему же Неву назвали кормилицей, подумайте?

Картинка повар с кастрюлями на плите

Можно ли без воды приготовить вкусный обед? А вымыть вкусные фрукты? (нет).

Значит Нева нас еще и кормит. Почему называют Неву кормилицей? (ответы детей).

Кораблик на карте

Видео 10минут А теперь наш речной трамвайчик поворачивает назад и на обратном пути мы еще раз полюбуемся Невой, посмотрев видеосюжет о Неве. А вы подумайте, правильно ли мы объяснили Почемучке.

Нева- это не только самая большая главная река нашего города, но еще и одна из достопримечательностей нашего города. Поэтому на книге путешествий появляется целая страничка, посвященная реке Неве.

А теперь представьте себе, что к вам приехали гости из другого города и ничего не знают о Неве. Что вы им можете рассказать о ней? (ответы детей).

Молодцы, раз вы так все хорошо запомнили, то справитесь и с домашним заданием.

Почемучка спасибо вам, ребята я все понял и знаю теперь, почему Неву называют красавицей, труженицей, кормилицей.

А теперь самое время вернуться с нашего путешествия. Опускаем паруса, якорь и возвращаемся к нашим родителям, которые уже без вас соскучились.

(билеты остаются у детей).

Когда станет теплее, попросите родителей покатать вас

На речном трамвайчике по Неве и тогда вы полюбуетесь Невой.

Путешествие по Санкт-Петербургу. Презентация для детей Строительство города началось с крепости. Крепость заложили в день святых Петра и Павла- 27 мая 1703 года этот день и считается днем рождения.

А знаете ли, Вы, что Нева - главная река в нашем городе?

ВложениеРазмер
znakomstvo_s_istoriey_spb_no_4_neva_krasavitsa_neva.docx 20.92 КБ

Предварительный просмотр:

(Знакомство с историей Санкт-Петербурга).

Цель: - формировать начальные знания о родном городе, о его происхождении, о

месте, где он построен, о Неве;

- обогащение словаря за счет слов: труженица, бурливая, наводнение,

своенравная, многоводная, глубоководная, мелководная и т.д.;

- вызвать познавательный интерес к городу.

У детей на столах листы бумаги и цветные карандаши.

Мы с вами уже знаем, что миллионы лет назад, на том месте, где сейчас стоит наш город был ледник, затем древнее море, а затем образовался водный бассейн: Балтийское море с Финским заливом, Ладожское озера и их соединила река Нева. Вот сегодня и поговорим об этой необыкновенной реке.

Посмотрите внимательно на карту и скажите: Как по карте можно узнать, где находится река?

Конечно же, на карте реки, озера, моря изображены голубым или синим цветом.

Если посмотреть на наш город с высоты, то мы увидим карту нашего города. Поэтому представим себе, что мы летим на ковре-самолете.

Вот наша красавица Нева.

И широка и глубока

Нева волною в берег бьет,

Нева к заливу лед несет…

Путь нашей Невы мы уже знаем. Нева вытекает из Ладожского озера и впадает в Финский залив Балтийского моря. ( показ на карте).

Наша Нева стремительна и полноводна. По пути к морю в нее впадает много рек: Ижора, Мга, Охта и другие. Поэтому Нева очень глубокая и широкая. Самое глубокое место – 24 метра (это почти как 9-этажный дом). А ширина в некоторых местах около километра.

Нева при впадении в Финский залив разбивается на несколько речек. Посмотрите, При делении Нева чем-то напоминает нашу руку. Если взять руку положить на лист бумаги и обвести, то можно представить себе на сколько рукавов разделилась Нева. ( Дети обводят руку).

Показ по рисунку. Течет река Нева ( обрисована непосредственно сама рука), затем она делиться на пять рукавов ( показ обрисованных ладони и пальцев).

Эти рукава называются: Малая Нева, Большая Нева, Малая Невка, Большая Невка, Средняя Невка.

Между этими реками находятся острова. Их очень много.

Можно ли представить наш город без Невы?

Вы правы, конечно же нет. Именно река Нева дала жизнь Санкт-Петербургу. Город раскинулся на ее берегах и островах. К Неве раскрываются его площади, ведут улицы. Именно к Неве обращены фасады прекрасных зданий, ставших символами Санкт-Петербурга: Петропавловский собор, Адмиралтейство, Смольный и Исаакиевский соборы.

У красавицы Невы

Ожерелье из листвы.

Из гранитов самых лучших

Сшито платье на века.

Но совсем не белоручка

Баржи, лодки, пароходы

На себе несет Нева.

И в трубе водопроводной

Тоже плещется Нева.

Сейчас, ребята, давайте поиграем.

Преподаватель кидает мяч, а ребенок, возвращая его, называет слово, которым можно охарактеризовать Неву.

Много слов вы подобрали. Всегда ли Нева такая спокойная и красивая?

Наша Нева не всегда такая спокойная и плавно течет. Осенью она выходит из берегов и затопляет все кругом. Почему это происходит? Виноваты море и ветер. В Балтийском море образуется волна, которая движется к Финскому заливу и входит в Неву. А ведь Нева течет навстречу (все показывать на экране). Но волна и ветер сильнее – и тогда Нева выходит из берегов. Она затопляет набережные и может подняться на 4 метра. Происходит НАВОДНЕНИЕ,

Но силой ветра от залива

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопляла острова.

Погода пуще свирепела,

Нева вздувалась и ревела…

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь, остервеняясь,

На город кинулась…

Нева течет между очень низкими берегами, мосты над Невой тоже очень низко над водой. Но ведь в Неву входят большие корабли. Что же делать?

Как кораблям пройти под низкими мостами? Очень просто - наши мосты разводятся и пропускают корабли.

2 8/23/ Дома в Санкт-Петербурге сначала строили вдоль рек и каналов. Берега надо было укреплять, и на них стали возводить деревянные набережные. Остатки деревянной набережной у Петропавловской крепости Набережная – это укреплённый берег, а также улица вдоль реки. Остатки деревянной набережной. Канал Грибоедова

3 8/23/ Для укрепления берегов в землю забивали сваи – вертикально стоящие брёвна. Сваи забивали вручную человек. На сваи укладывались доски. Нередко люди работали по пояс в воде. Чтобы суда могли подойти к берегу, на набережных устраивали пристани.

4 8/23/ Однако деревянные набережные быстро разрушались, и вскоре их стали заменять гранитными. Пространство между сваями заполняли камнями. Затем набережную облицовывали гранитными плитами. "Невские ворота Петропавловской крепости". Гравюра Б. Патерсена. Нач. 19 в.

5 8/23/ Сначала гранитом оделись берега канала и пруда у Летнего дворца в Летнем саду, а затем берег Невы у Зимнего дворца Набережная Невы у западного фасада Зимнего дворца. Худ. Л.Ф. Бонштедт.

6 8/23/ Проект Каменного проезда у Зимнего дворца создал архитектор Юрий Матвеевич Фельтен. Карл Булла. Зимний дворец и спуск к Неве (сейчас на его месте - Дворцовый мост)

7 8/23/ Позднее набережные из камня появились по обоим берегам Невы, Мойки, Фонтанки, Екатерининского канала( Ныне канал Грибоедова). При этом извилистые линии берегов выпрямляли.

8 8/23/ В гранитных набережных устраивали спуски к воде и пристани для судов. На правом берегу построили парадные широкие спуски. Спуски на левом берегу Невы имеют закруглённые лестницы.

9 8/23/ Позже на Неве появились конные спуски без ступеней: зимой по льду реки ездили на санях, запряженных лошадьми. Спуски выложили камнями.

10 8/23/ Никола Серракаприола Катальные горы на Неве (гравюра) г.

11 8/23/ На стрелке Васильевского острова соорудили пандусы – пологие спуски к Неве. Они украшены двумя большими шарами.

12 8/23/ На невских берегах расположены гранитные парапеты – невысокие стенки-ограждения. Они прекрасно дополняют набережные, придают им законченный вид.

13 8/23/ Гранит добывали на берегах и островах Финского залива, Ладожского озера и в других местах. Мастера-каменотёсы рисовали на скале контур будущей плиты. По контуру сверлили отверстия, вбивали в них металлические клинья и выламывали камень нужного размера.

14 8/23/2015copyright All Rights Reserved. 14 Гранитные набережные прекрасно вписываются в общий облик города. Особенно их красота открывается в путешествии по рекам и каналам города.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы

Нева - главная река нашего города

Леонова Светлана,
воспитатель ГБДОУ детский сад №5
комбинированного вида
Калининского района Санкт-Петербурга

Использование современных образовательных технологий

- Технологии проектной деятельности.

Цель:познакомить детей с главной рекой нашего города –Невой.

Задачи:

Показать красоту Невы. Объяснить, почему Неву называют красавицей, труженицей, кормилицей. Совершенствовать монологическую и диалогическую речь. Расширение словарного запаса детей

Развивать любознательность и познавательную активность через включение детей в различные игровые ситуации. развивать произвольность внимания; развивать зрительную и опосредованную память;развивать наглядно-образное мышление. Обогащать эмоциональную сферу детей положительными эмоциями.

Воспитывать любовь к родному городу, уважение к труду взрослых, бережное отношение ко всему, что окружает детей.

Вызывать в детях чувство восхищения и гордости своим родным городом и его жителями.

Наглядный материал:Стенд с изображением реки Невы,

карточки, объясняющие эти названия ( смотреть конспект)

календари: дворцовый мост, стрелка Васильевского острова, набережная со Сфинксами. Экскурсионные билеты (с изображением контура кораблика -символа Санкт-Петербурга).

Предварительная работа: Организация тематических экскурсий по городу.

Беседы о достопримечательностях города. Рассматривание слайдов, иллюстраций"Памятники родного города".

Игра "Путешествие по родному городу".Игра " Узнай, где я нахожусь".

Консультации для родителей.

Посмотрите на карту и скажите, какая река в нашем городе самая большая? (Нева)

В Неву впадают много рек. И все они считают Неву самой главной рекой.

Почемучка нарисовал Неву и даже узнал, что ее называют: красавицей, труженицей, кормилицей.

Но он не смог мне объяснить, почему Неву так называют.

Я предлагаю нам отправится в путешествие вот на таком небольшом кораблике, который называется речной трамвайчик.

Но чтобы нам сесть на речной трамвайчик, нам надо добраться до пристани, а она находится на Дворцовой набережной, рядом с Зимнем Дворцом.

Поэтому выходите со своих мест, вставайте друг за другом. Сначала мы доберемся до метро на автобусе. Взяли в руки руль, поехали…

Теперь спускаемся в метро. На чем поедем в метро? ( на поезде).

Едем на поезде( чух-чух-чух)

Проходим по Дворцовой площади, выходим на пристань.

Но чтобы сесть на речной трамвайчик, надо получить билет (выдаю билеты)

Мачта с флажками.

Садимся в речной трамвайчик (занимаем свои места).

Но, чтобы всё у нас было по-настоящему, поднимаем паруса, (поворачиваем к дворцовому мосту), поднимаем якорь.

Отправились по Неве вот на таком маленьком речном трамвайчике. Плывем и видим по обеим набережным Невы= много достопримечательностей.

Мы проплываем мимо… (показывать иллюстрации дети отвечают).

Украшают Неву достопримечательности? (да).

Но еще Неву украшают специальные спуски, по которым можно спуститься к воде.

Изображение спуска на стенд.

Иллюстрация с набережными

Я показываю спуски, а вы отвечаете, чем они украшены

(львы, сфинксы, вазы). Украшают Неву спуски? (да).

Посмотрите какие проплываем красивые набережные у Невы.

Над Невой много мостов. Вот они какие (иллюстрации) красивые? Украшают Неву? (да)

Можно назвать Неву красавицей? Почему? ( ответы детей) Объяснили Почемучке.

А теперь давайте подумаем, почему Неву называют труженицей?

с речными трамвайчиками

На стенд картинку

Мы плывем на речном трамвайчике. Мы пассажиры. Нас много. А навстречу нам, смотрите, плывет еще много речных трамвайчиков и на них всех тоже много пассажиров.

Как вы думаете, тяжело Неве держать на своей воде столько речных трамвайчиков с пассажирами? (да).

Но Нева знает, что всем пассажирам очень нравится кататься на речных трамвайчиках и слушать экскурсоводов, которые рассказывают об истории нашего города и предлагают всем полюбоваться красавицей Невой. И поэтому она трудится- держит на воде все речные трамвайчики.

с речным трамвайчиком

Иллюстрация грузового корабля

Можно за это назвать её труженицей? (да).

А теперь мы проплываем мимо пристани, на которой стоят большие грузовые корабли. Что происходит на пристани? ( идет разгрузка грузов)

А что тяжелее речные трамвайчики или грузовые корабли? (ответ да).

Тяжело ли Неве держать так много грузовых кораблей? (да). Почему? (много грузов, большие корабли).

Но Нева тоже знает, что всем нам нужны разные грузы. Какие грузы могли привезти грузовые корабли? (ответы детей). Могли бы мы обойтись без этих грузов? (нет).

С грузовым кораблем

Можно назвать Неву труженицей за то, что она держит так много грузовых кораблей с тяжелыми грузами на воде?

Календарь с дворцовым мостом

Посмотрите на этот мост. Почем он поднят вверх, разведен? (ответы детей).

Это Нева велела ему подняться и пропустить высокие корабли. Она тоже потрудилась и подняла мост.

кораблем и разведенным мостом стенд

Посмотрите как под мостом проплывает корабль. Можно сказать, что Нева труженица: Почему? (ответы детей)

А теперь я предлагаю и вам потрудится. Соберите красивый разведенный мост над Невой. Полюбуйтесь красотой Невы на собранной картинке.

Как она попала в стакан? (из крана).

Картинка с краном

А как вода попадает в кран? (из крана).

А в трубы откуда? (из Невы).

Значит Нева наша поилица. Но прежде, чем Невская вода попадает к нам в квартиры, ее очищают на специальных очистных сооружениях. А почему же Неву назвали кормилицей, подумайте?

Картинка повар с кастрюлями на плите

Можно ли без воды приготовить вкусный обед? А вымыть вкусные фрукты? (нет).

Значит Нева нас еще и кормит. Почему называют Неву кормилицей? ( ответы детей).

Кораблик на карте

А теперь наш речной трамвайчик поворачивает назад и на обратном пути мы еще раз полюбуемся Невой, посмотрев видеосюжет о Неве. А вы подумайте, правильно ли мы объяснили Почемучке.

Нева- это не только самая большая главная река нашего города, но еще и одна из достопримечательностей нашего города. Поэтому на книге путешествий появляется целая страничка, посвященная реке Неве.

А теперь представьте себе, что к вам приехали гости из другого города и ничего не знают о Неве. Что вы им можете рассказать о ней? (ответы детей).

Молодцы, раз вы так все хорошо запомнили, то справитесь и с домашним заданием.

Почемучка спасибо вам, ребята я все понял и знаю теперь, почему Неву называют красавицей, труженицей, кормилицей.

А теперь самое время вернуться с нашего путешествия. Опускаем паруса, якорь и возвращаемся к нашим родителям, которые уже без вас соскучились.

(билеты остаются у детей).

Когда станет теплее, попросите родителей покатать вас

На речном трамвайчике по Неве и тогда вы полюбуетесь Невой.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 комбинированного вида Калининского района

г. Санкт-Петербурга.

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности по теме

с детьми подготовительной группы.

Использование современных образовательных технологий

- Технологии проектной деятельности.

Проводил воспитатель: Леонова С.А.

Цель:познакомить детей с главной рекой нашего города –Невой.

Задачи:

Показать красоту Невы. Объяснить, почему Неву называют красавицей, труженицей, кормилицей. Совершенствовать монологическую и диалогическую речь. Расширение словарного запаса детей

Развивать любознательность и познавательную активность через включение детей в различные игровые ситуации. развивать произвольность внимания; развивать зрительную и опосредованную память;развивать наглядно-образное мышление. Обогащать эмоциональную сферу детей положительными эмоциями.

Воспитывать любовь к родному городу, уважение к труду взрослых, бережное отношение ко всему, что окружает детей.

Вызывать в детях чувство восхищения и гордости своим родным городом и его жителями.

Наглядный материал:Стенд с изображением реки Невы,

карточки, объясняющие эти названия ( смотреть конспект)

календари: дворцовый мост, стрелка Васильевского острова, набережная со Сфинксами. Экскурсионные билеты (с изображением контура кораблика -символа Санкт-Петербурга).

Предварительная работа: Организация тематических экскурсий по городу.

Беседы о достопримечательностях города. Рассматривание слайдов, иллюстраций"Памятники родного города".

Игра "Путешествие по родному городу".Игра " Узнай, где я нахожусь".

Консультации для родителей.

Посмотрите на карту и скажите, какая река в нашем городе самая большая? (Нева)

В Неву впадают много рек. И все они считают Неву самой главной рекой.

Почемучка нарисовал Неву и даже узнал, что ее называют: красавицей, труженицей, кормилицей.

Но он не смог мне объяснить, почему Неву так называют.

Я предлагаю нам отправится в путешествие вот на таком небольшом кораблике, который называется речной трамвайчик.

Но чтобы нам сесть на речной трамвайчик, нам надо добраться до пристани, а она находится на Дворцовой набережной, рядом с Зимнем Дворцом.

Поэтому выходите со своих мест, вставайте друг за другом. Сначала мы доберемся до метро на автобусе. Взяли в руки руль, поехали…

Теперь спускаемся в метро. На чем поедем в метро? ( на поезде).

Едем на поезде( чух-чух-чух)

Проходим по Дворцовой площади, выходим на пристань.

Но чтобы сесть на речной трамвайчик, надо получить билет (выдаю билеты)

Мачта с флажками.

Садимся в речной трамвайчик (занимаем свои места).

Но, чтобы всё у нас было по-настоящему, поднимаем паруса, (поворачиваем к дворцовому мосту), поднимаем якорь.

Отправились по Неве вот на таком маленьком речном трамвайчике. Плывем и видим по обеим набережным Невы= много достопримечательностей.

Мы проплываем мимо… (показывать иллюстрации дети отвечают).

Украшают Неву достопримечательности? (да).

Но еще Неву украшают специальные спуски, по которым можно спуститься к воде.

Изображение спуска на стенд.

Иллюстрация с набережными

Я показываю спуски, а вы отвечаете, чем они украшены

(львы, сфинксы, вазы). Украшают Неву спуски? (да).

Посмотрите какие проплываем красивые набережные у Невы.

Над Невой много мостов. Вот они какие (иллюстрации) красивые? Украшают Неву? (да)

Можно назвать Неву красавицей? Почему? ( ответы детей) Объяснили Почемучке.

А теперь давайте подумаем, почему Неву называют труженицей?

с речными трамвайчиками

На стенд картинку

Мы плывем на речном трамвайчике. Мы пассажиры. Нас много. А навстречу нам, смотрите, плывет еще много речных трамвайчиков и на них всех тоже много пассажиров.

Как вы думаете, тяжело Неве держать на своей воде столько речных трамвайчиков с пассажирами? (да).

Но Нева знает, что всем пассажирам очень нравится кататься на речных трамвайчиках и слушать экскурсоводов, которые рассказывают об истории нашего города и предлагают всем полюбоваться красавицей Невой. И поэтому она трудится- держит на воде все речные трамвайчики.

с речным трамвайчиком

Иллюстрация грузового корабля

Можно за это назвать её труженицей? (да).

А теперь мы проплываем мимо пристани, на которой стоят большие грузовые корабли. Что происходит на пристани? ( идет разгрузка грузов)

А что тяжелее речные трамвайчики или грузовые корабли? (ответ да).

Тяжело ли Неве держать так много грузовых кораблей? (да). Почему? (много грузов, большие корабли).

Но Нева тоже знает, что всем нам нужны разные грузы. Какие грузы могли привезти грузовые корабли? (ответы детей). Могли бы мы обойтись без этих грузов? (нет).

С грузовым кораблем

Можно назвать Неву труженицей за то, что она держит так много грузовых кораблей с тяжелыми грузами на воде?

Календарь с дворцовым мостом

Посмотрите на этот мост. Почем он поднят вверх, разведен? (ответы детей).

Это Нева велела ему подняться и пропустить высокие корабли. Она тоже потрудилась и подняла мост.

кораблем и разведенным мостом стенд

Посмотрите как под мостом проплывает корабль. Можно сказать, что Нева труженица: Почему? (ответы детей)

А теперь я предлагаю и вам потрудится. Соберите красивый разведенный мост над Невой. Полюбуйтесь красотой Невы на собранной картинке.

Как она попала в стакан? (из крана).

Картинка с краном

А как вода попадает в кран? (из крана).

А в трубы откуда? (из Невы).

Значит Нева наша поилица. Но прежде, чем Невская вода попадает к нам в квартиры, ее очищают на специальных очистных сооружениях. А почему же Неву назвали кормилицей, подумайте?

Картинка повар с кастрюлями на плите

Можно ли без воды приготовить вкусный обед? А вымыть вкусные фрукты? (нет).

Значит Нева нас еще и кормит. Почему называют Неву кормилицей? ( ответы детей).

Кораблик на карте

А теперь наш речной трамвайчик поворачивает назад и на обратном пути мы еще раз полюбуемся Невой, посмотрев видеосюжет о Неве. А вы подумайте, правильно ли мы объяснили Почемучке.

Нева- это не только самая большая главная река нашего города, но еще и одна из достопримечательностей нашего города. Поэтому на книге путешествий появляется целая страничка, посвященная реке Неве.

А теперь представьте себе, что к вам приехали гости из другого города и ничего не знают о Неве. Что вы им можете рассказать о ней? (ответы детей).

Молодцы, раз вы так все хорошо запомнили, то справитесь и с домашним заданием.

Почемучка спасибо вам, ребята я все понял и знаю теперь, почему Неву называют красавицей, труженицей, кормилицей.

А теперь самое время вернуться с нашего путешествия. Опускаем паруса, якорь и возвращаемся к нашим родителям, которые уже без вас соскучились.

Читайте также: