Россия родина моя конспект

Обновлено: 07.07.2024

Необъятны просторы нашей великой Родины, богата ее природа, разнообразен климат. Россия – самое большое государство мира. Она занимает половину Европы и треть Азии. Ее берега омывают моря трех океанов – Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого. Протяженность границ России – свыше 60 тысяч километров. Российская Федерация граничит с 12 государствами. С севера на юг наша страна простирается на 4,5 тысячи километров, с запада на восток – на 11 тысяч километров. Когда на севере стоят жестокие морозы и бушуют метели, на юге под теплыми лучами солнца зацветает миндаль.

В России есть высочайшие горные вершины и широкие равнины, бескрайние леса, плодородные поля и безводные пустыни, глубочайшие озера и многоводные реки. Важнейшие горные хребты РФ – Кавказ, Памир, Тянь-Шань. Самые высокие горы в РФ – Памир. Здесь высоко вверх уходит величайшая в стране вершина – пик Коммунизма (7495 м). Огромную территорию занимают низменности. В европейской части страны – это Великая Русская равнина, в азиатской части, за Уральским хребтом, — это Западно-Сибирская низменность.

В Восточной Сибири находится красивейшее горное озеро Байкал – самое глубокое в мире. Кроме Байкала, крупнейшими горными озерами являются Иссык-Куль и Севан. Самая большая и длинная река в европейской части России – Волга. Но реки Сибири – Обь, Енисей, Лена – еще длиннее и полноводнее Волги. На реках построены и строятся гидростанции. В Сибири созданы самые крупные в мире Братская ГЭС на реке Ангаре, Красноярская и Саяно-Шушенская на Енисее.

Климат в разных районах нашей страны неодинаков. Зима на юге теплее, чем лето на севере. На западе страны климат морской, на востоке — более сухой.

В недрах нашей страны много полезных ископаемых – угля, нефти, газа, железной руды и цветных металлов. Многие месторождения залегают глубоко, расположены в труднодоступных районах.

Столицей России является город Москва. Это сердце нашей страны. Всем российским людям она дорога как столица нашей Родины, крупнейший центр промышленности, культуры и науки, как символ нашей великой державы.

Москва – один из крупнейших городов мира. Ее площадь – около 900 кв. км., население – более 8 млн. человек. Москва – город-герой, город-труженик, оплот мира и дружбы между народами. В Москве бьется пульс страны. Здесь работает Правительство РФ, многочисленные общественные и международные организации.

Москва – экономический центр страны. Отсюда во все концы России идут машины, станки, автомобили, точные приборы, текстиль и многое другое. Железнодорожные, автомобильные, авиационные и водные пути, как артерии с сердцем, связывают Москву с многочисленными городами и отдаленными уголками нашей необъятной Родины.

Москва – культурный центр страны. Здесь находятся известные всему миру Большой театр оперы и балета, прославленный Московский художественный театр имени Горького (МХАТ), Московская консерватория имени Чайковского, Третьяковская галерея, Академия наук России, Московский государственный университет имени Ломоносова.

Отечеством зовем мы нашу Родину, потому что в ней жили отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, выучила своему языку. Как мать, она бережет нас от всяких врагов. Много есть на свете государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него Родина (К.Д. Ушинский).

Народное придание гласит, что родная земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить сама себя она не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб родной земли, пьет ее воду, дышит ее воздухом и проникается ее красотой. Вот почему профессия воина, защитника Отечества всегда была, есть и будет почетной на Руси. Такое отношение народа к ратному труду воспитала у русских воинов качества, которые постоянно отмечали не только союзники, но и враги России. Это несгибаемая воля к победе, стойкость в обороне, твердая решительность в наступлении, беззаветное мужество и храбрость, массовый героизм, крепкое воинское братство и взаимовыручка.

Из поколения в поколение передавался кодекс нравственности русской армии. И такие его ценности, как любовь к Родине, честь и воинский долг – стали непререкаемыми и священными понятиями для защитников России. Большинство российских полководцев, генералов, офицеров и солдат становились истинными носителями государственно-патриотической идеи.

Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война 1941-1945 гг. явили примеры массового героизма и самопожертвования народов России. На защиту Родины встали все – и богатые, и бедные, и пожилые, и молодые, и мужчины, и женщины – все, в ком были живы совесть и боль за Россию.

В героическом прошлом Родины мы черпаем силу для новых свершений, для равнения на подвиги отцов и дедов. Они в свое время сделали все, что смогли для защиты и процветания России. Теперь пришел твой черед выполнить свой долг перед Отчизной. Патриотизм – чувство деликатное… Побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех перекрестках. Честно трудись во имя ее благо и могущества.

Российский солдат! Сегодня служа России, ты вписываешь свою страницу в биографию ее славных Вооруженных Сил. Постарайся, чтобы твоя служба всегда вызывала у тебя, у твоих родных и близких чувство гордости и удовлетворения за достойно исполненный долг перед Отечеством. В этом тебе помогут командиры и сослуживцы.

Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине; пробудить интерес и желание, как можно больше знать о Родине, познакомить с гербом, флагом и гимном России.

Образовательные задачи : Обобщить и систематизировать знани я детей о России.

Формировать уважительное отношение к государственным символам.

Закрепить знания о флаге, гербе, гимне, их значение в современной жизни, названия крупных российских городов и рек; названия народных промыслов.

Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихов, пословиц.

Познакомить с разными национальностями, населяющими Россию. Формировать бережное отношение к природе. Вызвать чувство восхищения и восторга красотой своей Родины .

Обо га щать речь детей выразительными средствами.

Развивающие задачи : Развивать познавательный интерес к своей республике, городу, его достопримечательностям, символике; развивать фантазию, творческие способности. Развивать самостоятельность, внимание, аккуратность.

Воспитывающие задачи : повышать интерес к русскому народному творчеству, декоративно-прикладному искусству; воспитывать навык свободного общения в процессе продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, желание помогать друг другу. Воспитывать чувство любви и гордости за свою страну. Воспитывать уважительное отношение к людям другой нации.

В оспитывать у детей чувство патриотизма, уважительное отношение к гербу и флагу нашей страны.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, глобус; клей ПВА, кисточки, квадратики гофрированной бумаги белого, синего, красного цвета, цветные полоски картона, наглядно-дидактические пособия

Здравствуй, солнышко родное,

Здравствуй, небо голубое!

Мы навстречу вам откроем

И ладошки и сердца.

Пусть тепло всем в мире будет,

Улыбаются пусть люди

И о войнах позабудут,

Мир пусть будет без конца!

Слышен шум и входит инопланетянин

Инопланетянин : Что это за планета? Куда я попал?

Воспитатель: На планету земля! В нашу страну! В Детский сад!

Инопланетянин (удивленно): Детский сад? Ребята, а что это такое?

Ребенок : Это домик для ребят.
Ребенок : Это домик для души
Ребенок : Здесь играют малыши.

Инопланетянин: Я наблюдаю за вашей планетой давно и мечтал побывать на ней.

Воспитатель: А с какой планеты вы к нам прилетели?

Инопланетянин: Я с планеты Марс! Я – марсианин! Это яркая и красивая планета.

Воспитатель: На планете Земля очень много разных стран, а в какой стране живем мы, и какая наша страна вам сейчас расскажут дети.

Инопланетянин : Как же называется ваша страна?

Воспитатель – Россия – наша Родина.

Лукман В сердце ты у каждого, Родина - Россия, белые берёзки,

колос налитой. Нет тебя привольней, нет тебя красивей.

Нет другой на свете Родины такой.

Воспитатель :– Да, ребята, мы живем в стране, у которой удивительно красивое название - Россия! Посмотрите на карту - вот она наша Россия. (на экране: физическая карта России). Ребята, какая она наша Россия?

Дети: что наша Родина большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная, необъятная.

Ребенок: Как велика моя земля

Как широки просторы!

Озера, реки и поля

Леса, и степь, и горы.

Ребенок: Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

Ребенок: Живем мы в радостном краю

И знать его должны мы

Страну Российскую свою

Свой светлый край любимый !

Воспитатель: Россия- это наша большая Родина . Но у каждого человека есть своя малая Родина. А что же означает малая Родина?

1 ребенок Тот уголок, где мы родились

2 ребенок Где живут наши родители, друзья.

3 ребенок Место, где находится наш детский сад, дом.

Джамал : Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем

Воспитатель: А как же называется наша Малая родина?

Дети: республика Дагестан

Воспитатель: что же означает Дагестан

Воспитатель: Да, ребята, для кого-то малая Родина – это небольшой поселок, аул, а для других большой город. А в каком городе мы с вами живем?

Ребенок: Мы живем в городе Махачкале

Воспитатель: А что вам нравиться в нашем городе?

Дети: В нем много домов, зданий, парков, памятников, гор, море, детских клубов, кинотеатров, музеев.

Воспитатель: Где расположен наш город?

Ребенок: Наш город расположен между Каспийским морем и горой Тарки -Тау.

Инопланетянин: Как же все интересно! Хотелось бы еще узнать о вашей стране.

Воспитатель: Ребята, давайте отправимся в путешествие по нашей стране и покажем какая она у нас красивая. А сейчас давайте поиграем.

Здравствуй, мир (руки наверх)

Это я! (руки на груди)

А вокруг страна моя! (раскинуть руки в стороны)

Солнце в небесах горит (наверх)

И земля у ног лежит! (поклон)

Там – леса! (замов вправо)

А там-поля! (замок влево)

Здесь друзья (поворот влево)

И здесь друзья (поворот вправо)

Здравствуй дом – ты самый лучший! (раскинуть руки с наклоном вниз)

Здравствуй. край родной могучий! Раскинуть руки вверх)

Воспитатель: А на чем мы отправимся в путешествие?

Воспитатель : Итак, отправляемся в путешествие. Занимаем места в вагоне. Садимся тихонечко, пропуская девочек .

(тихо Звучит музыка “Паровоз”.)

Воспитатель : Уважаемый инопланетянин сейчас наши дети познакомят вас с пословицами и поговорками народов России о Родине. Ребята, д авайте вспомним их.

Дети читают пословицы:

  1. Жить – Родине служить. (русская пословица)
  2. Родина поучает – Родина выручает.
  3. Кто за Родину горой, тот истинный герой.
  4. Береги землю родную, как мать любимую.
  5. Нет в мире краше Родины нашей.
  6. На своей земле и бык силен (дагестанская пословица)

Инопланетянин: Спасибо ребята за интересные пословицы. Я обязательно познакомлю с ними своих марсиан.

Воспитатель: Дети, скажите чему же нас учат эти пословицы ( добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов. )

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто нас встречает!

Дети: Куклы в национальных костюмах!

Инопланетянин: Как интересно, почему они в разных костюмах?

Воспитатель: В нашей стране живут много народностей, и у всех народов свой язык, культура, национальная одежда, традиции, обычаи. Ребята, давайте расскажем нашему гостю какие народности живут в нашей стране.

Дети: якуты, татары, чукчи, башкиры, русские, чувахи, чеченцы, осетины, дагестанцы.

Инопланетянин: Какая красота! Что же это такое?

Воспитатель: Славилась Россия чудо – мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.

Это российские промыслы. А о некоторых из них вам сейчас наши дети расскажут.

Рассматривают и рассказывают про изделия. Рассказать о мастерах.

  1. Выросла золотая травка на ложке,
    Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)
  2. Белоснежны, как березки,
    Кружочки, клеточки. Полоски. (Дымковская игрушка.)
  3. Роспись с синим завитком,
    Манит русским васильком. (Гжель.)

Инопланетянин: Это, что за игрушка?

Ребенок: игрушка, выполненная балхарскими мастерицами из Дагестана

Красивы узоры, затейлив их штрих.

  1. Унцукуль – мастерством насечки и резьбы
  2. Тайну кубачинского изделия

Не ищите в нитках серебра.

Носят тайну этого искусства

В сердце кубачинцы мастера

Инопланетяне: Какие же у вас талантливые люди!

Воспитатель: Ребята поехали дальше.

(тихо Звучит музыка “Паровоз”.)

В дни горьких печалей и тяжких невзгод

Кто выручит нас?

Кто поможет? Спасет?

Родина. Только лишь Родина.

В часы торжества

О чем наши мысли и наши слова?

О Родине. Только лишь Родине.

Кто связан и счастьем с тобой, и бедой,

Ты сияешь звездой,

Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение?

Воспитатель: Следующая станция “Государственная” (дети выходят)

Инопланетянин: А куда же мы приехали? И что это за место?

Дети: город Москва. Столица Нашей Родины

Ребенок: Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.

Воспитатель: Да ребята Москва Это один из самых красивых городов страны.

Назовите столицу Дагестана? Махачкала ( слады о Москве и Махачкале)

- Почему эти города называют столицей

Ребенок: Потому что в Москве работает Российское правительство, а в Дагестане работает дагестанское правительство, (слайд кремль президнт РФ, белый дом, президент РД, )

Ребята, как зовут президента России?

Хадижат – а главу правительства Дагестан?

Воспитатель : Ребята по каким признакам определяют ту или иную страну?

Дети : По символам Герб, флаг, гимн. (слайды)

Воспитатель : Ребята найдите на экране герб России? А теперь Дагестана?

Флаг России,? Как вы определили, что это флаг России, флаг Дагестана.

Дети: По цвету. Потому что флаг России трехцветный.

Воспитатель: А еще какой символ самый главный?

Ребенок : Гимн это самая главная песня страны. Слушают Гимн всегда стоя.

Ребенок: У каждой страны и республики свой гимн.

Воспитатель: А нам уже пора возвращаться. Вот и закончилось наше путешествие по России. Нам пора возвращаться в наш детский сад. Занимаем места. Едут.

Воспитатель: Ребята о чем мы с вами сегодня говорили?

Ребенок: О малой Родине

Ребенок: О символах нашей Родины: герб, флаг, гимн.

Инопланетянин: Спасибо Вам! Ребята, я узнал много интересного о вашей стране. Я слышу сигнал, мне пора возвращаться обратно на космический корабль.

Воспитатель: Мы же не можем отпустить нашего гостя без подарка. Давайте, мы сейчас проявим свое творчество по оформлению флагов России и Дагестана. Эти флаги мы и подарим нашему гостю.

Воспитатель: Ребята есть еще общий символ нашей планеты - это голубь мира Символ чистоты, кроткого нрава, также нежности и любви.

Давайте мы и его подарим нашему гостю в знак мира и дружбы наших планет.

Инопланетянин: Спасибо большое! Я расскажу о вашей прекрасной стране своим жителям. До свидание!

Дети: До свидание! Прилетай еще к нам.

Дети выполняют поделку методом

Воспитатель: Да, ребята, что же мы должны делать, чтобы сохранить нашу страну?

Дети: Любить её, беречь каждый кустик, дерево, травку. Защищать, сохранять её богатства, работать, трудиться, не давать загрязнять, не допускать пожаров. Жить в мире и дружбе.

Цель: Формировать у детей представление о Родине - России, стране, в которой мы живём, её символах.

-Познакомить детей с глобусом, с картой.

-Познакомить с государственной символикой России, столицей.

-Расширить представления детей об особенностях родной страны.

-Развивать активную речь, речевую выразительность, словарный запас словами: россияне, нолинчане.

-Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывать у детей чувства патриотизма и любви к Родине.

Ход занятия.

-Ребята, давайте встанем в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, а вы заметили что-то новое в группе? (на столе глобус). Давайте его рассмотрим. Глобус имеет форму шара, потому что это модель Земли. На глобусе изображены все страны мира, моря и океаны. Посмотрите как много стран на земном шаре? А какие страны вы знаете (Германия, Франция, Англия, Америка? Но есть на земле одна страна, которую мы с вами любим и которую мы называем родиной? Как она называется? (Россия).

- Вы хотите узнать больше о России?

Я предлагаю вам сесть на стульчики под своим номером. Для этого нужно взять карточку, посчитать точки на ней и определить цифру. (от 1до 10)

Воспитатель проводит беседу:

На этой карте изображена страна, в которой мы живём – Россия. Кто хочет показать нашу страну?

- Мы живём в России, значит мы кто? (россияне). Россия – богатая, могучая, великая страна. Она настолько огромна, что когда в одной его части наступает ночь, то в другой - начинается утро, в одной его части – идет снег, а в другой – светит солнце. (показываю на карте)

- Ребята, как вы понимаете слово Родина? Что это для вас? (город, дом, родители)

- У каждого из нас есть свой уголок земли, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом. В каком городе мы живём? (Нолинске) Значит мы кто? (нолинчане). Нолинск – частица России. (показываю на карте).

Послушайте стихотворение, которое приготовила для вас….

Слышишь песенку ручья?

Это — Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это — Родина твоя.

Руки мамочки твоей,

Звон дождей, и шум ветвей,

И в лесу смородина —

Это тоже Родина.

- А какие пословицы или поговорки вы знаете о Родине?

-Всякому мила своя сторона.

-Нет земли краше, чем Родина наша.

- Береги землю родимую,как маму любимую.

-Всюду хорошо, а дома лучше.

-Если народ един – он непобедим.

-Одна у человека мать – одна и Родина.

-Жить - Родине служить.

-Родина - мать,умей за нее постоять.

.-Родная земля и в горсти мила.

-Человек без Родины, что земля без семени.

Все они учат любить свою Родину, заботиться и беречь родную природу.

У любой страны есть отличительные знаки - символы. Что это за символы? (флаг, герб, гимн).

Давайте рассмотрим российский флаг. Из каких цветов он состоит? (из белого, синего, красного).

Наш флаг появился, очень давно во времена правления царя Петра 1. До правления Петра флагов у нас в стране не было, царь побывал в различных странах, где были уже символы и решил созвать знатных князей и бояр, чтобы придумать символы для России. Долго думали царь, князья и бояре и наконец один из князей предложил.

-Пусть будет Российский флаг трехцветным :

Необъятные просторы нашей Родины зимой покрыты сверкающим снегом. Так пусть будет первая полоса белая, как снег и обозначать она будет мир, чистоту, совесть. И на флаге появилась белоснежная полоска.

В России много морей, озер, больших и малых рек. Поэтому вторая полоса будет иметь синий цвет, который еще символизирует небо, верность и правду. Так на флаге появилась синяя полоска.

По утрам над страной встает красное солнце. Поэтому быть на российском флаге красной полосе, красный цвет символ огня и отваги. И третья полоска на флаге стала красной.

- Мы познакомились с российским флагом. А Полина нам прочитает стихотворение про флаг.

Белый - облако большое,

Синий – небо голубое,

Красный – солнышка восход;

Новый день Россию ждет.

Символ мира, чистоты-

Это флаг моей страны.

А теперь мы отдохнём, физкульминутку проведё м:

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький цветок,

Мы живём в родном краю,

Любим Родину свою.

(физкультминутка -2 раза)

Второй символ государства -герб. Это отличительный знак, официальная эмблема. Все страны мира, существующие на земле, имеют свои и флаги и гербы.

Знатные князья и бояре часто бывали в заморских странах и видели, что на гербах многих стран изображены звери, или птицы, которые были очень сильными.

Начали князья и бояре думать, а какой зверь или птица самый сильный и храбрый, который живет в российских лесах. Стали они думать и решили, быть на гербе России Орлу. Есть у нас король птиц - орел он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Так появился двуглавый Орел. Если внимательней рассмотреть герб, то мы увидим на нем кроме двух - главного орла, изображенного воина на белом коне и страшный дракон, которого воин поражает своим копьем. Этого воина зовут Георгий Победоносный. Это был богатырь земли Российской, он давно умер и превратился в святого. Он защищает от всякого зла нашу страну с неба и Россия всегда побеждает всех врагов. В его честь по всей стране построено много православных храмов.

А наши дети знают стихи и про герб, давайте послушаем.

-Герб страны – орел двуглавый

Гордо крылья распустил,

Держит скипетр и державу,

Он Россию сохранил.

На груди орла – щит красный,

Дорог всем: тебе и мне.

-Скачет юноша прекрасный

На серебряном коне.

Развевается плащ синий,

И копье в руке блестит.

Побеждает всадник сильный,

Злой дракон у ног лежит

-Подтверждает герб старинный

Для народов всей России

Наши символы важны.

Ребята скажите, а где можно увидеть изображения герба?

(На знаменах, печатях, денежных знаках, на паспорте, свидетельстве о рождении, официальных документах, пограничных столбах).

Третий символ нашей страны - гимн России. Это один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием. Гимн всегда поют и слушают стоя.

Сегодня, друзья, мы услышать должны

Главную музыку нашей страны.

Мы каждое утро встречаемся с ним.

(Дети слушают гимн России)

Теперь вы можете сесть на свои места,

Величаво и спокойно

Гимн России прозвучал.

Каждый слушал, тихо стоя,

Затаив дыханье зал.

С этой музыкой взрослеем,

С этой музыкой растем,

Эту музыку по жизни

В нашем сердце пронесем.

- Ребята, кто знает, что такое гимн? (ответы детей). Это самая главная, самая торжественная песня страны, которая славит страну. Гимны появились намного раньше, чем флаги и гербы. Ребята, а вызнаете,когда исполняется Государственный гимн? (когда наш президент приезжает в другую страну с визитом, когда героям вручают награды, когда получают спортсмены медали на соревнованиях, на военных парадах, на торжественных праздниках).

Сегодня мы поговорили о государственных символах – гербе, флаге, гимне. Ко всем символам нашей страны нужно относиться с уважением. Все мы граждане большой страны России и гордимся ее достижениями, переживаем вместе горе и радости, стараемся сделать страну сильной и богатой.

- А ещё в каждой стране есть самый главный город. Вы знаете, какой город главный в нашей стране? (Москва) показ иллюстраций.

- Как называется самая главная площадь страны? (Красная площадь). Правильно ребята, самая главная достопримечательность Москвы – это Красная площадь, кремль, где работает правительство во главе с президентом. Как зовут президента России? (Владимир Владимирович Путин) показ иллюстрации.

В России живё т много разных народов: калмыки, татары, башкиры, буряты, азербайджанцы…У каждого народа свой язык, свои традиции, национальные костюмы и своя национальная еда. Но все мы живём дружно и разговариваем на русском языке. Скоро Россия будет отмечать праздник – День народного единства. Пока весь народ един – он непобедим.

Есть у России и другие символы, которые характерны только для нашей страны.

- Посмотрите на фотопейзажи. Какое дерево на них запечатлено (берёза). Берёза считается символом и гордостью России. В народе её называют русской белоствольной красавицей. Почему её так называют? …

- Кору берёзы называют берестой. Вокруг берёзки в праздники раньше водили хороводы и наряжали её яркими ленточками. Возьмите каждый ленточку, придумайте красивое слово про берёзку и повесьте на березку ленточку.

(кудрявая, белоствольная, стройная, красавица, русская, высокая).

У лесной сторожки,

Стоит Солнышко на ножке.

Середка желтая, юбка белая.

Ромашка символизирует дружбу, любовь и доброту.

Ромашка приготовили для вас загадки, садитесь на ковё р и слушайте:

1. Хожу в пушистой шубе.

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе.

2. Есть на реке работники.

Не столяры, не плотники,

А выстроят плотину

Хоть пиши картину.

3. Лежала между ёлками.

Подушечка с иголками,

Потом вдруг побежала.

- В Российских лесах живут разные дикие животные. (показываю иллюстрацию)

Я буду вам показывать животное, а вы должны сказать где его дом, убежище.

Лиса- живёт в норе, медведь – в берлоге, волк – в логове, бобёр – в хатке, белка – в дупле.

- Россия знаменита также русскими народными сказками. Почему их называют народными? (придумал народ)

Я вам расскажу отрывок из сказки, а вы догадайтесь из какой.

1. Один медведь был отец, звали его Михайло Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и её звали Настасья Петровна.

2. Где же моя скалочка? Давайте мне за неё курочку!

3. Захотелось дедушке однажды репки. Вот и пошел он в огород. Наклонился дедушка к репке, а под кустом кто-то: "Пы-ыхх! Пы-ыхх!"

Еле - еле, еле - еле,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Вот и кончилась игра.

Воспитатель: А сейчас я хочу вам предложить взять свои стульчики и пройти к столам. Мы с вами выполним аппликацию, где каждый для себя сделает Российский флаг. А будет он из клубков ниток. А какие цвета ниток вы возьмете для российского флага? Правильно- красный, синий и белый клубочки. Сначала мы нарежем ниточки – каждый цвет в разные тарелочки. У вас у каждого на столе лежит картон белого цвета, на нем две полоски. Не забудьте как нужно клеить, вначале нужно взять кисточку и клеем намазать верхнюю полоску. А затем посыпьте ее нитками белого цвета. Лишние нитки нужно стряхнуть в тарелочку. Затем клеем мажем вторую полоску и посыпаем нитками синего цвета. Лишние нитки нужно стряхнуть в тарелочку. И клеем мажем нижнюю полоску и посыпаем нитками красного цвета. Лишние нитки нужно стряхнуть на тарелочку.

Наша встреча подошла к завершению. И на прощание мне хочется сказать такие слова:

В сердце ты у каждого,

Родина, Россия!

Нет тебя привольней,

Нет тебя красивей,

Нет другой на свете

Родины такой!

Ребята, вам было интересно на занятии? Я надеюсь, что вы узнали очень много нового о своей Родине. Кто хочет поделиться своими впечатлениями?

Воспитатель: Ребята, ваши новые знания помогут вам без затруднений рассказать о России своим друзьям и родителям.

Будущее России во многом зависит от вас, ребята, когда станете взрослыми можете многое сделать для процветания нашей Родины. Но уже и сейчас вы можете сделать нашу страну крепкой и дружной, если будете любить своих близких и друзей, и не будете ссориться в группе. Давайте возьмё мся за руки и все вместе скажем:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока Тема урока: Россия – наша Родина. (Урок 1)

- воспитание патриотизма и любви к Родине;

- определить место и роль поколений, духовных традиций в жизни человека и историческом развитии нашей Родины в целом.

-познакомить учащихся с новым курсом и его спецификой;

-способствовать формированию представления о России как о великой стране, воспитанию чувства патриотизма;

Планируемые результаты:

-личностные: воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну;

-предметные : знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции;

-уметь объяснить, что такое духовный мир человека, рассказать о традициях своей семьи, о том, какие ценности лежат в основе своей семьи.

-регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные: выполнение действий по алгоритму;

коммуникативные: выражение своих мыслей.

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии: ИКТ технология, игровая технология, здоровьесберегающие технологии, технология обучения в сотрудничестве(групповая работа), технология разноуровнего обучения.

Основные понятия, изучаемые на уроке: Родина, Отечество, патриот, духовный мир, традиции.

Виды деятельности: беседа, работа в группах, чтение.

Средства ИКТ, используемые на уроке, ресурсы, оборудование: компьютер, проектор, видеоряд (презентация), ручки, чистые листы бумаги, словари, учебники по ОРКСЭ.

I. Организационный момент

Весёлый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

II. Самоопределение к деятельности (формулирование темы урока)

Начать наш урок я хотела бы, прочитав эпиграф:

– Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

Ученик читает стихотворение:

Мы о России будем говорить,

Да так, чтоб вслух стихи произносили,

Да так, чтоб захотелось повторить,

Сильнее всех имён сказать – Россия. (Слайд 3)

3. Стихи о Родине (4 учеников) (Слайды 4-7)

Облетел он сто земель,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он пролетая:

– Лучше нет родного края!

2. Где зелёной тучей тополя

Застят неба голубой простор,

С ясным солнцем повстречался я,

С ясным солнцем начал разговор.

– Солнышко, ты в блеске и тепле

Проплываешь у любых ворот.

Где всего прекрасней на земле?

И какой понравился народ?

– Каждый, – шепчет солнышко, – хорош.

Не могу обидеть никого.

А где ты родился и растёшь,

Там, дружок, прекраснее всего.

Горы, море или ширь полей

Родина! Она всего милей!

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка – скромница

И ромашковый бугор

4. А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Учитель: Я предлагаю вам поработать в группе и определить значение предложенных слов.

На столе у каждой группы обучающихся конверт со словами.

1 группа 2 группа

отец род
отчество родной
Отечество родитель
Отчизна Родина

Учитель: Есть ли слова – понятия из первого и второго столбика одинаковые по значению?
– Какой можно сделать вывод?

(Ученик: слова-понятия Родина и Отечество , одинаковые по значению)

Учитель: Для всех для вас это маленькая родина. А вот если объединить все маленькие родины, всех ребят, то получится одна большая Родина всех наших людей, наша страна Россия. Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью, быть готовыми в любую минуту встать на ее защиту и, конечно же, хорошо знать историю своей страны.

– Что вы уже сейчас знаете о своей стране?

(Слайд 10) Работа по карте России Учитель: Россия – самая большая в мире страна. Её площадь более 17 млн. км 2 . .

- Посмотрите, как велика и необъятна наша страна! Она протянулась от Северного Ледовитого океана до Черного моря, от Балтийского моря до Тихого океана. Когда на Дальнем Востоке встает солнце, мы уже ложимся спать. Когда на севере страны наступают холода, на юге – плещется тёплое море, цветут каштаны. Каждый уголок России славится своей природой, художественными промыслами, людьми, которые там живут.

Стихотворение читает ученик:

Как велика моя земля,

Как широки её просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – зима и вьюга.

Когда глухая ночь у нас

Чернеет за оконцем,

Дальневосточный край в тот час

Уже встречает солнце.

Богатства России

(Слайд 11) Учитель: Наша страна – самая богатая природными ресурсами страна.

(3 ученика читают стихи)

Цепью вздымаясь, уходят за тучи

Снежные шапки и горные кручи.

В их глубине изумруд и топаз –

Это у нас! Это у нас!

В чаще кедровой,

В трущобах таёжных

Много лисиц и куниц осторожных,

Прыгают серны, пасутся олени,

Лоси подходят к воротам селений.

Степи, озёра, леса и поля –

Всё это наша родная земля!

(Слайд 12) Учитель: Самое главное богатство страны – это её люди. Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну. И ничего, что они говорят на разных языках, имеют разные обычаи. Все они – это одна дружная семья, дети одной страны России.

( Слайд 13 )_Заранее подготовленные ученики читают стихотворение:

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один – черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина, Россия,

У нас у всех – одна.

Ученик: (Слайд )

Учитель: Наш народ очень любит Родину и сочинил о ней много пословиц, стихотворений, музыкальных произведений.

Составьте пословицы и объясните, как вы понимаете их смысл.

На чужбине родная землица

служить отчизне.

Нет сына

ни жизни не жалей.

Москва – Родины украшенье,

Если дружба велика

без отчизны.

Для Родины своей ни сил,

будет Родина крепка.

Главное в жизни –

врагам устрашенье.

IV. Открытие новых знаний

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кощей над златом чахнет;

Там русский дух. там Русью пахнет!

Учитель Мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен. Вещи, предметы, среди которых живёт человек, явления природы – это материальный мир. Но есть и другой мир – духовный. Духовный мир – это знания, содержащиеся в книгах, произведениях искусства, это отношения между людьми, отношение к миру. В школе вы знакомитесь с этим миром, изучая различные предметы. Этот мир ещё называют миром культуры.

– Что же такое духовный мир?

Работа по учебнику .

– Обратимся к учебнику (стр.4). (Обучающиеся читают в учебнике определение духовного мира).

– Запишите словосочетание в словарик.

Подбор слов – антонимов (работа в парах)

– Подберите к этим словам антонимы (Дети подбирают слова)

– Слова, какого столбика нравятся вам больше? Почему?

– Действительно, слова первого столбика являются вечными ценностями.

– Кто может дать объяснение этому словосочетанию?

– Давайте запишем это словосочетание в наш словарик.

Не только человек находится в духовном мире, но и этот мир отражается в человеке и образует его внутренний мир, который почти все религии мира определяют как душу человека. В этом внутреннем мире человека живут воспоминания, образы дорогих людей, всё то, во что он верит и к чему стремиться.

Человек в зависимости от состояния своего внутреннего мира может радоваться или тревожиться, быть спокойным или тревожным, создавать что-то новое и нужное людям или предаваться унынию и тоске. От чего это зависит? От того, чем ты наполняешь свой внутренний мир и как строишь отношения с другими людьми.

Как во внутреннем, так и во внешнем мире есть высокое и низкое, светлое и темное, красивое и безобразное, благоприятное для человека и опасное для него. Здесь есть добро и зло, любовь и ненависть, честь и бесчестие, милосердие и жестокость, правда и ложь. Человек вправе сам определять, что из этого выбирать, чем питать свою душу. И этот выбор никогда не бывает лёгким.

Послушайте притчу о двух волках. Слайд 14

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.

Другой волк представляет добро — мир, любовь , надежду, истину, доброту, верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

-Текст притчи небольшой, а как много мудрости заключено в ней.

- Как вы думаете, почему старик не дает своему внуку четкого ответа на вопрос о том, какой волк побеждает?

- Как же не разрушить свой внутренний мир? Слайд 15

– Как вы думаете, какие бывают ценности? (Ученик: ценности бывают материальные и духовные) (Слайд16)

– У каждого народа – своя культура и свои традиции. Как вы понимаете, что такое традиции? Давайте обратимся к толковому словарю.

(Слайды 17-18)

Традиция – передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение.

– Запишите данное слово в свой словарик.

– Какие бывают традиции?

(Ответы детей: духовные традиции, национальные (в том числе русские традиции), семейные традиции и другие)

Учитель: все традиции объединяют Россию.

Работа по учебнику .

– Обратимся к учебнику (стр.5). (Обучающиеся читают в учебнике понятие культурные традиции). Слайд 20

Какие семейные традиции вы знаете и какие есть в вашей семье? Слайд 20

V. Закрепление

Задания из рабочей тетради.

VI. Рефлексия

Групповая работа: закончить предложения. (Каждая группа получает карточку)

Моя Родина – это …

На уроках я хочу узнать больше о своей Родине, …

Когда я вырасту, я хочу …

Чтобы счастливо жить, надо …

После выполнения задания, каждая группа зачитывает свои предложения.

Моя Родина – это моя страна, моё отечество, Российская Федерация.

Моя Родина – это самое дорогое, что есть у человека.

История России очень интересна, и её ещё долго можно изучать.

Чтобы счастливо жить, надо друг друга любить и всегда помогать.

Когда я вырасту, я хочу сделать все, чтобы жизнь у себя на Родине была лучше и достойнее.

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи.

На меня, Россия, ты похожа очень.

Для меня Россия – белые берёзы,

Для меня Россия – утренние росы,

Для меня Россия – ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа.

Ты, моя Россия, песни петь умеешь.

Ты, моя Россия, неразлучна с нами.

Ведь Россия наша – это мы с друзьями.

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией,

В небе радуга цветная,

Нет земли красивей!

VII. Итог урока

Учитель: Молодцы!

Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, традиции, гордились своей страной. Вы, дети России, надежда и будущее нашей страны.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:

Родина моя, моя Россия!
Как сказать тебе,
Что я тебя люблю.
Это море, это небо синее,
Эту жизнь в родном моём краю.
Этот дождь и эти вьюги злые,
Эти клёны, эти тополя.
Родина моя, моя Россия!
Как сказать, что я люблю тебя!

VIII. Домашнее задание

Стр. 5 (учебник). Вопросы и задания

– Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.
– Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи.

– Оформите страницу вашего словарика своими рисунками или иллюстрациями.

Используемая литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание благоприятных условий для воспитания патриотических чувств и любви к своей стране.

Обучающие: уточнить и расширить представление детей о России; дать детям понятие об истории и героическом наследии нашей страны.

Развивающие: формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы; обучать формировать фразы.

Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, Отечеству; воспитывать патриотические чувства.

Форма занятия: беседа с элементами игры.

Возраст детей: 10-13 лет

Ход занятия

Ролик о Родине, открытие темы.

Учитель: Мы живем в огромной прекрасной стране. Это - большая Родина. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? Назовите ее имя? (Россия)

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну, наш общий дом.

Далее учитель показывает территорию России на карте мира и еще раз уточняет название страны, показывает детям, что страна очень большая, необъятная, в ней много озер, морей и рек. Материк, на котором мы живем самый большой на Земле, и называется он - Евразия.

У: Ребята, а как называем мы людей, которые живут в нашей стране? (россияне)

У: Далее учитель предлагает детям отыскать свою страну на глобусе.

Ребята, а кто же управляет такой большой страной? (президент). Учитель уточняет, что одному трудно управлять огромной страной, поэтому президенту помогают: государственная дума, губернаторы различных областей. Воспитатель показывает портреты президента страны и губернатора Волгоградской области. Интересно, а как же эти люди стали президентом или губернатором? (учитель уточняет, что их выбрал народ).

У: Вторая наша станция называется "Знаки и символы". Обратите внимание на эти иллюстрации, у них есть что-то общее. Кто знает, что на них изображено? (гербы).

Эти гербы разных стран. Герб объединяет людей, живущих в одной стране, является отличительным знаком государства. На нем старались изобразить что-то очень важное для страны. Каждый символ и цвет на гербе имеет свое значение. Давайте найдем герб нашей страны, и посмотрим на него внимательнее.

Ребенок зачитывает, заранее выученное, стихотворение "Герб России":

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу смог

Сильный, мудрый он и гордый,

Он - России дух свободный.

Учитель вместе с детьми расшифровывают символы и цвета, изображенные на нашем гербе:

Орел - царь птица, это большая сильная птица. Золотой цвет - это символ солнца. Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии, Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая - на Запад при едином теле - едином правлении. Грудь орла украшена щитом, на котором изображен всадник, сражающийся со змеем (драконом), что показывает на постоянную борьбу добра над злом. Три короны над двуглавым орлом означают единую связь народов. Скипетр и держава в лапах орла -царские религии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону. Итак, герб России представляет собой темно - красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел.

Далее все вместе рассматриваем другие гербы. Находят сходство и отличия нашего герба от других гербов.

У: Кроме герба у нашей страны есть еще один государственный символ, который также как и герб, отличает нас от других стран. Кто мне подскажет, что это за символ? (флаг)

- Как выглядит флаг нашей страны? С чем мы сравниваем эти цвета? (ответы детей).

Ребенок зачитывает, заранее выученное, стихотворение "Флаг России":

Синий - неба цвет.

Далее учитель показывает детям флаги других стран, на которых есть такие же цвета как на нашем флаге (например: Чехия, Югославия, Словения, Хорватия).

Станция №3 "Плясовая"

Учитель предлагает детям вспомнить еще одну отличительную особенность России от других стран. Это русские - народные танцы. Все дружно вспоминаем русские - народные движения. Затем, детям предлагается под музыку станцевать русский - народный танец (можно взять танец, который дети разучивали на музыкальных занятиях).

Учитель: Эта станция называется семейная (обращает внимание детей на фотографии).

- Как одним словом можно назвать всех, кого мы видим на одной фотографии? (семья).

- Какими еще словами можно назвать членов одной семьи? (родные, родственники).

- Наш маршрут закончился. В заключении, я предлагаю вам немного поиграть и заодно проверить, что вы сегодня запомнили из нашего нелегкого маршрута. Предлагаю вам ответить на следующие вопросы.

Ребята заполняют заранее заготовленные карточки с вопросами и осуществляют взаимопроверку:

Проверил ученик(ца) __________________

1.Как называется страна, в которой мы с вами живем?____________________

2.Как называется наш город?_________________________________________

3.На какой улице ты живешь?_________________________________________

4.Что изображено на российском гербе?________________________________

5.Какие цвета присутствуют на Российском флаге?_______________________

6.На каком материке мы живем?_______________________________________

7.Зачем стране нужен флаг?__________________________________________

8.Кто управляет нашей страной?______________________________________

9.Назови столицу нашего государства?_________________________________

Итог. Рефлексия

- Вот и окончилась наше занятие о нашей малой Родине.

Понравилось ли оно вам? А что понравилось больше всего? (Ребята по очереди наклеивают жетоны (красные – понравилось, синие – заставило задуматься, жёлтые – не знаю) и отвечают на вопрос)

Читайте также: