Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе автоматизация звука р
Обновлено: 04.07.2024
Автор: Югова Юлия Викторовна, учитель-логопед МАДОУ "ЦРР - детский сад № 394", г. Перми.
Описание материала: предлагаю вам конспект индивидуального логопедического занятия с использованием компьютерных технологий по автоматизации звука Р в звукосочетаниях ТР-, ДР- для детей 5-6 лет. Этот материал будет полезен логопедам-практикам и родителям детей, закрепляющих произношение звука Р.
Цель: формирование навыка правильного произношения звука [р] в звукосочетаниях тр-, др- в прямом безударном слоге в начале слова.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Формировать понятия о звуке [р], механизме его образования и акустических особенностях данной фонемы
2. Закреплять правильность артикуляционного образа звука [р]
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать артикуляционную моторику и правильное речевое дыхание
2. Закреплять навык правильного произношения звука [р] в сочетаниях –тр, -др изолировано, в слогах, в словах, в предложениях
3. Развивать фонематические процессы
4. Формировать связь звука и буквы
5. Закреплять навыки словоизменения
6. Развивать память, внимание и зрительное восприятие
Коррекционно-воспитательные:
1. Формировать навык самоконтроля за речью
2. Воспитывать усидчивость на занятии
Оборудование: зеркало, игрушка мышонка; предметы в рюкзачке: ручка, карандаш, книга, тетрадь, пенал, краски; фишки синего цвета, алфавит, нитки разной длины и лист бархатной бумаги, компьютер, методическое пособие – презентация к занятию.
Ход занятия
1.Организационный момент, объявление темы занятия.
Сегодня у нас будет увлекательное занятие. Мы поиграем и поучимся вместе с мышонком Валериком.
Трое трубачей трубили в трубы.
- Какой звук в этой скороговорке ты слышишь чаще всего?
- Правильно, сегодня мы будем продолжать красиво и правильно произносить звук [р].
2. Мимические упражнения.
Какая сегодня хорошая погода!
Солнышку мы улыбнёмся,
И прищурим глазки.
Хмурых тучек не боимся (нахмурить бровки)
Смотрим без опаски.
Видим радугу за речкой
Всем на удивленье, (показать удивление)
Заниматься начинаем с хорошим настроением!
3. Артикуляционная гимнастика.
Слайд №1 (На экране проецируются картинки - окошечко, чашечка, лошадка, грибок, дятел, фокусника.)
- Покажем нашему гостю, как мы замечательно делаем гимнастику для язычка: упражнения “Окошечко”, “Чашечка”, “Лошадка”, “Грибок”, “Дятел”.
- А сейчас выполним упражнение на дыхание “Фокус”.
6. Характеристика звука.
- Определи, какой это звук.
- Согласный (язык создаёт преграду выходу воздуха).
- Проверь, какой это звук: звонкий или глухой? Приложи ладошку тыльной стороной к горлышку, и произноси звук [р].
- Звонкий.
- Этот звук твёрдый или мягкий?
- Твёрдый.
- Какой фишкой мы его обозначим?
- Фишкой синего цвета.
- Правильно, звук [р] согласный, звонкий, твёрдый.
7. Развитие фонематического слуха.
- У Валерика в рюкзаке вещи. Определи, пожалуйста, слышится ли в их названии звук [р]: ручка, карандаш, книга, тетрадь, пенал, краски. Отложи столько фишек, сколько предметов, в названии которых есть звук [р]. Как назвать эти предметы одним словом? (школьные принадлежности).
8. Связь звука с буквой.
- Согласный звук [р] обозначает буква Р, найди эту букву в алфавите. Из скольких элементов состоит эта буква? Выложи букву из ниточек.
9. Физ. минутка.
- Посмотри, Валерик зовёт нас отдохнуть.
Чтоб усталость быстро снять,
Попрошу вас тихо встать.
Наш мышонок потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Рано утром умывался,
Полотенцем обтирался.
Вправо, влево наклонялся
И обратно возвращался.
Ногами топал,
Ладошками хлопал.
Руки в стороны,
В локтях сгибаются
А в плечах вращаются.
Руки в стороны,
В кулачок и на бочок.
Вот здоровья в чём секрет!
Всем друзьям физкульт – привет!
10. Автоматизация звука в слогах.
Слайд №4 (На экране друг за другом проецируются разного размера машины и тракторы.)
При появлении изображения больших размеров ребёнок произносит слог громко. При уменьшенном изображении сила голоса уменьшается.
- ДРА – дра, тра - ТРА.
12. Гимнастика для глаз.
- Понравилось тебе сегодняшнее занятие? Что запомнилось? Выполним гимнастику для глаз.
Мы гимнастику для глаз
С тобой выполним сейчас!
Слайд №7 (На экране проецируется изображение машинки, двигающейся по кругу.)
Выполнять круговые движения глазами.
Слайд №8 (На экране проецируется изображение движущегося трактора.)
"Рисовать" глазами восьмёрку.
А сейчас зажмурим глазки,
Поморгаем много раз,
Весёлая гимнастика
Сохранит здоровье глаз!
13. Итог занятия.
Молодец, сегодня ты очень хорошо работал, красиво и правильно произносил звук [р]. Валерику понравилось на нашем занятии. Он тебя благодарит. До свидания!
Литература
1. Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей. – М.: АСТ, Донецк: Сталкер, 2005.
2. Емельянова Н.В., Жидкова Л.И., Капицына Г.А. Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта ДОУ. – С-Пб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
- учить согласовывать существительные с местоимениями я, он, они,мы.
-развивать артикуляционный аппарат;
-учить различать звук [р] на слух и в произношении,
-формировать умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях,
- учить определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р]; -развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память,
-развивать мелкую моторику рук при раскрашивании контурных изображений;
- воспитание любознательности, творческого воображения, навыков самоконтроля, организованности в работе.
Игрушка дракон,цветные карандаши, чёрно- белое изображение радуги, звуковая дорожка на звук Р, силуэт цветка, предметные картинки на звук Р, зеркало.
1. Сегодня к нам пришёл на занятие наш друг Дракоша.
Послушай внимательно стихотворение.
Ранним утром кое – как,
Роет нору хмурый рак.
Рак бы рад её не рыть, но ведь где – то надо жить.
Работать раку неохота.
Не радует его работа.
Скажи, пожалуйста, какой звук я произносила чаще? (Р).
Мы сегодня с тобой будем упражняться в правильном произношении звука Р в слогах и словах.
2. Артикуляционная гимнастика.
Давай потренируем наш язычок.
Язычком пощёлкай громко- стук копыт услышишь звонкий.
Спрыгнул язычок с лошадки, увидел качели и решил на них покачаться.
На качелях я качаюсь вверх – вниз, вверх – вниз,
Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.
Слез Язычок с качелей и вдруг увидел сердитого индюка.
Вдруг подул сильный ветер, Язычок испугался и побежал домой.
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Теперь наш Язычок готов к работе
Давай вспомним, как правильно мы учились произносить звук Р.
(Губы полураскрыты, зубы разомкнуты, язык поднят вверх и от воздуха дрожит, слегка касаясь бугорков за верхними зубами). Ребёнок повторяет упражнение перед зеркалом.
Язычок всем говорит :
«Это сильная струя дрожать заставила меня,
3. Произношение изолированного звука
Дракончик очень любит кататься на машине. Давай поможем ему завести мотор его машины и покатаем его. (Звуковая дорожка).
4. Развитие фонематического слуха.
Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Р.
-На уровне звуков : Н,П,Р,Л,Т,Р,Ш,Р,Л,М,С,Р.
- На уровне слогов : ЛА,РА,ТА,МО,РО,ЛО,ДЫ,РЫ,ЛЫ.
-На уровне слов : РАК, ЛАПА, МАК, ВОРОБЕЙ, БАТОН, РОБОТ, СТАКАН, КРОТ.
5. Автоматизация Р на уровне слогов
Проведи пальчиком от буквы Р к лепестку и давай произнесём чётко слоги. РА,РО,РУ,РЫ.
А теперь от лепестка к середине АР,ОР,УР,ЫР.
6. Автоматизация звука Р в словах.
Я буду показывать предмет, а ты его назови (РРак, РРыба, РРобот, РРука, РРама)
Рак- раки, рука- руки, робот- роботы, рама- рамы…
8. Развитие мелкой моторики.
Дима ты видел радугу. Что это такое (Это физическое явление которое образуется после дождя).
А ты знаешь, сколько цветов у радуги. (7 цветов).
Перед ребёнком лежат 7 цветных карандашей и чёрно белое изображение радуги.
Давай с тобой вспомним цвета радуги и закрасим её карандашами нужного цвета.
Ребёнок закрашивает радугу. Логопед корректирует расположение цвета.
Вот какая красивая радуга у нас получилась.
Автоматизация Р в предложении.
Я люблю радугу, он любит радугу, они, мы….
Какой звук сегодня с нами подружился. (Р).
Рефлексия, самоанализ деятельности ребенка.
-Чем мы сегодня занимались?
-Какое задание было для тебя сложным?
-Какое задание показалось легким?
-Что тебе понравилось больше всего?
Ты молодец. Очень старался проговаривать звук Р. На следующих занятиях мы с тобой будем играть в другие игры и закреплять произношение звука Р.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия
в старшей группе для детей с ТНР
Учитель-логопед
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях.
Цель : автоматизировать звук [р] в словах и предложениях. С использованием ИКТ.
- закреплять правильное произношение звука [р] в словах и предложениях.
- упражнять в определении позиции звука [р] в словах;
-развивать мелкую и артикуляционную моторику;
-развивать фонематический слух и восприятие;
-обогащение и расширение словарного запаса;
- закреплять навыки звукового анализа и синтеза;
- воспитывать выдержку, усидчивость, аккуратность;
- воспитывать контроль за собственной речью.
Оборудование : массажер су-джок; картинный материал : руки, рыба, рысь, ручка, рама, ракета, горох, пирамида, корона, дорога, баран, конура, комар, мухомор, повар, веер, ковер; картинный материал : ракушка, самовар, ракетка, расческа, рамка, барабан, пирамида, робот, коробка, корона, веер, ручка, светофор, карандаши, ролики; игрушки : пирамида, барабан, робот, катер, паровоз, веер.
1. Организационный момент. (Психогимнастика) . Стоя около стола.
Логопед обращается к ребенку :
- Здравствуй Аркадий, я очень рада тебя видеть. Посмотри, к нам пришли гости. Давай с ними поздороваемся, улыбнемся им и подарим всем свое хорошее настроение.
Далее ребенок присаживается за стол.
Ворон — главный наш артист,
Весельчак и оптимист,
Достоин дружбы и любви.
Его имя назови… (Кар Карыч)
- Молодец, правильно отгадал. Кар-Карыч пишет, что не умеет красиво произносить звук [р] . И просит ему помочь. Поможем?
- Но Кар-Карыч еще в пути, его самолет задерживается. Пока мы его ждем нам нужно укрепить наш непослушный язычок, чтобы он стал сильным и смог правильно выговаривать этот трудный звук .
2. Артикуляционная гимнастика (с картинками)
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам
И не сколько не устанем.
Буду подражать слону
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
Блин мы ели с наслажденьем-
Чтоб варенье с губ убрать
Ротик нужно облизать.
Я – веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко-
Стук копыт услышишь звонкий.
Я сегодня утром встал
И поселок не узнал:
Каждый столб и каждый дом
Был покрашен моляром
Если хочешь жить как в сказке
Позови на помощь краски.
Взялся язычок за дело,
Ловко вверх подняться смог
Наш широкий язычок.
Под березой, у дорожки
Гриб растет на толстой ножке.
Мимо мы пройти не сможем.
Гриб в лукошко мы положим.
Ну-ка, рот пошире, крошки.
Поиграем на гармошке!
Язычок не отпускаем,
Только ротик открываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам нетрудно повторять.
- Язычок укрепили. Что-то долго нет нашего друга. Я предлагаю помочь самолету лететь быстрее. Но сначала вспомним, как нужно правильно дышать: делаем глубокий вдох через нос, затем выдох через рот (показывает логопед, затем самостоятельно повторяет ребёнок).
Дыхательное упражнение.
- Ура, вот и Кар-Карыч прилетел. Можно приступать к работе.
3. Автоматизация звука [р] в словах .
-Посмотри Кар-Карыч очень любит фотографировать. Давай посмотрим что, он нафотографировал.
Картинный материал : руки, рыба, рысь, ручка, рама, ракета, горох, пирамида, корона, дорога, баран, конура, комар, мухомор, повар, веер, ковер.
- Ты очень хорошо справилась с этим заданием.
- Наш гость очень любит играть в мяч. И сейчас мы соберем для него мяч. (Ребенок выкладывает рисунок из камешек марблс)
5. Пальчиковая гимнастика.
- Посмотри, какой необычный мяч у нас получился.. Давай с ним поиграем. Ребенок выполняет упражнение с Су-джок мячом, в соответствии с текстом.
Я мячом круги катаю,
Взад вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко,
Каждым пальцем мяч прижму,
И сначала все начну.
-Кар-Карыч предлагает тебе выполнить еще одно задание. Он будет называть большой предмет , а ты – маленький.
Мой (что?) – свитер, сарафан.
Моя (что?) – куртка, шуба, юбка …
Мои (что?) – сапоги, брюки…
Моё (что?) – платье, пальто
(можно усложнить : моя юбочка, мои юбочки)
8. Физкультминутка.
-Смотри, Кар-Карыч устал, сейчас мы отдохнем и выполним несколько упражнений.
Шапка шерстяная, наверху помпон
(изобразить шапку, помпон)
Круглый, словно, мячик, и пушистый он.
(показать круглый мяч)
Есть еще у шапки отворот цветной,
В этой шапке можно бегать и зимой
Бабушка связала шапку не спеша,
Шапка шерстяная вышла хороша.
(руки на поясе, а затем показывают шапку).
-Кар-Карыч предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение.
• Как бы мне пошла корона,
Важно каркает… (ворона) .
• Он высокий словно шкаф,
А зовут его . ( жираф ).
• Вот так чудо - огород,
Мы стоим разинув …( рот ).
• Им летом по горам,
В шубе бегает… (баран) .
• Испугался кот собак,
Задом пятится как … (рак) .
• Пришел домой художник наш,
Он взял тетрадь и … (карандаш) .
• Роет землю серый крот,
Разоряет … (огород) .
-Кар-Карыч просит тебя помочь ему навести порядок в шкафу. На верхнюю полку положи картинки, в названии которых звук [р] находится в начале слова , на среднюю полку – в названии которых звук [р] находится в середине слова , а на нижнюю полку – в названии которых звук [р] в конце слова .
Картинный материал : ракушка, самовар, ракета, расческа, рамка, барабан, пирамида, робот, коробка, корона, веер, ручка, карандаши, ролики, светофор, помидор (делает в программе Power Point)
11. Итог занятия .
-Аркадий, ты сегодня хорошо поработал на занятии , ясно и четко произносил звук [р] . Наш гость очень доволен, что ты ему помог научиться говорить звук [р] . И за это, он приготовил тебе сюрприз – свой портрет. Дома раскрась его цветными карандашами в названии которых есть звук [р] .
Список используемой литературы:
1. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М.: ООО "Библиотека Ильи Резника", ООО "Эксмо", 2003
2. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: ВАКО, 2005.- 176с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем)
Индивидуальное занятие по автоматизации звука "р" для ребёнка подготовительной группы.
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука Р”.
Цель: автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.
1. Коррекционно-образовательные:
- Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
-Уточнить артикуляцию звука [Р];
-Дать развернутую характеристику звука Р;
-Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука;
-Закрепить зрительный образ буквы [Р];
-Расширять словарный запас;
-Корректировать лексико-грамматический строй речи.
2. Коррекционно-развивающие:
-Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка;
-Формировать правильное речевое дыхание;
- Развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.
3. Коррекционно-воспитательные:
-формирование положительной установки на участие в занятии;
-формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
-стимулировать речевую активность.
Ход занятия.
1. Организационный момент:
- К нам на занятие пришёл медведь, зовут его Рома. Он очень любит рычать. Мы с тобой составим ему компанию, будем рычать вместе с ним. Чтобы красиво порычать, надо сделать гимнастику для язычка.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Игра “Отгадай - ка”.
- Рома принёс тебе загадки. Слушай, отгадывай.
(После каждой отгадки выставляется соответствующая предметная картинка).
Строят дом без топора (бобры).
-Ах, чистюля! Ах, кокетка!
Аккуратней птицы нет.
На груди всегда салфетка —
И на завтрак, и в обед (сорока).
-Чутко спит большая кошка,
Уши в кисточках-сережках.
Ей не скажешь слово “брысь”,
Потому что это… (рысь).
-Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке (муравьи).
- Где можно встретить всех животных и птицу? (в лесу). (Выкладывается картинка леса).
5. Развитие навыков фонематического анализа.
-Все слова состоят из звуков. Я назову слово, ты определишь, где стоит звук Р в этих словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова).
(Называются слова-отгадки: бобёр, сорока, рысь, муравьи. Ребёнок, используя схему слова, определяет место звука в слове, выкладывая фишку).
6. Физкультминутка.
- Вставай на ноги, будем играть.
Ра-ра-ра- марширует детвора, (ребенок марширует)
Ру-ру-ру- встанем рано поутру, (тянется на носочках вверх)
Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро, (выполнять наклоны вниз)
Ры-ры-ры- надуваем мы шары, (делать большой круг руками)
Ор-ор-ор- подметаем двор, (Имитировать подметание)
Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)
6. Игра “Что пропало?”.
-Рома принёс картинки. Посмотри, какие. Назови (бобёр, рысь, сорока, муравей, барсук).
7. Звуковой анализ и синтез.
8. Игра “Доскажи словечко”.
-На этой картинке спрятаны слова-рифмы-отгадки (картинка с наложенными контурами-отгадками). Я читаю тебе стишок-загадку, ты находишь и называешь отгадку.
- Не нужны им топоры
Строят домики. (бобры).
Это хищная… (рысь).
Кто построил. (муравей).
-Вон летит она высоко.
Что за птица там. (сорока).
9. Игра “исправь предложение”.
- Рома запутал предложения. Помоги ему сказать их правильно.
1.Дома строят бобров (Бобры строят дома).
2.Ветка сидит на сороке и громко стрекочет (Сорока сидит на ветке и громко стрекочет).
3.Зоопарк живёт в рыси (Рысь живёт в зоопарке).
4.Травинка забралась на муравья (Муравей забрался на травинку).
10. Подведение итогов занятия.
- Медведь Рома очень рад, что ты сегодня с ним красиво рычал всё занятие!
Читайте также:
- Конспект занятия теневой театр в старшей группе
- Определение правильного положения тела во время бега план конспект занятия
- Будь природе другом проект красная книга или возьмем под защиту 2 класс конспект урока
- Культура ее многообразие и основные формы конспект урока 8 класс
- Физиология питания расчет калорийности блюд 8 класс конспект урока