Культура ее многообразие и основные формы конспект урока 8 класс

Обновлено: 07.07.2024

Тип учебного занятия: изучение нового материала.

  • Образовательная – способствовать пониманию учащихся, что такое культура и каковы ее формы, раскрыть причины появления массовой культуры и особенности молодежной субкультуры.
  • Развивающая – продолжить формировать навыки работы с текстом, умение аргументировать свой ответ, продолжать развивать устную речь, делать выводы, приводить примеры. Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.
  • Воспитательная – средствами урока способствовать воспитанию приверженности к гуманистическим и духовным ценностям, толерантности.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, в парах.

I. Актуализация. Фронтальная работа с классом.

1. В каких значениях употребляется слово “культура”?

2. Чем различается материальная и духовная культура?

3. Что такое культурное наследие?

4. Определите культурное наследие г. Кирова

5. Что такое культурная норма? Какие культурные нормы вы знаете?

III. Целеполагание и мотивация.

Вспомните, как-то в 5 классе девочки исполняли песню? Помните, какую? А почему именно эту? Миша тоже исполнил нам песню, но в совершенном другом стиле.

А сейчас вы слушаете эти песни? Почему нет?

Кто-то из вас слушал оперу в живом исполнении? Почему нет?

Почему-то вкусы на песни меняются, а классическая музыка вечна, почему-то многие школьники не любят оперу - мы и выясним на уроке, познакомившись с формами культуры.

Объявляется тема урока. Слайд 2.

IV. Изучение нового материала.

1. В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три ее формы – элитарную, народную, массовую.

Самостоятельная работа – заполнение таблицы. Учебник, параграф 19. стр.144-145; 149

Элитарная Народная Массовая
Кто создает? Профессионалы Анонимные творцы, не имеют профессиональной подготовки Профессионалы,

Задание: продумать конкретные примеры каждой из форм культуры.

1. Проверка таблицы, самооценивание (заполненная таблица на слайде).

2. “По цепочке” назвать свои примеры.

В чем причины зарождения и распространения массовой культуры, к каким последствиям привело ее распространение? Рассказ ученика.

V. Первичное закрепление

Работа с таблицей “Музыкальные предпочтения бабушек, родителей и учеников”

1. Почему образцы массовой культуры быстро выходят из моды?

Примерный ответ. Удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое событие, быстро его отражает, поэтому быстро теряют актуальность, устаревают. С произведениями элитарной и народной культуры этого не происходит

2. С произведениями элитарной и народной культуры этого не происходит. Почему? Примерный ответ. Отражает вечные ценности, пригодна народная культура для любых случаев жизни.

3. Почему у вас нет большого желания послушать оперу? гуляя на улице в исторической части города, определить стили архитектурных ансамблей?

Примерный ответ. Трудна для понимания, требуется специальная подготовка. Опережает уровень восприятия среднеобразованного человека на многие годы.

VI. Изучение нового материала.

2. Вводится определение доминирующей культуры и субкультуры.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой.

Но общество неоднородно, оно распадается на множество групп: национальных, демографических, социальных, профессиональных. У каждой группы формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения.

Отличаются ли ваши система ценностей, язык, времяпровождение от языка, системы ценностей, основных увлечений ваших родителей? как вы думаете, почему?

Действительно, у молодежи, свой, особый культурный мир. Малые культурные миры называют субкультурами.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группы.

Существует несколько видов субкультуры: молодежная, национальных меньшинств, профессиональная. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, одеждой, обычаями.

Мы более подробно рассмотрим, конечно, молодежную субкультуру. Это явление сравнительно новое – в качестве самостоятельной культуры, оно появилось в середине прошлого века в Западных странах.

Слайд 8. Вводится понятие контркультура. Просмотр видеофрагмента.

Почему субкультура хиппи является контркультурой?

VII. Первичное закрепление

Слайд 8. Рабочий лист 2. Задание 2

Вопрос учителя: контактируют ли между собой различные формы культуры? Каким образом? Приведите примеры.

VIII. Рефлексия. Слайд 9-11

Определить формы культуры по фотографиям.

IX. Домашнее задание. Параграф 19 изучить, устно ответить на вопросы параграфа, выполнить задания практикума.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитывать терпимость в отношении представителей разных культур, потребность в культурном развитии и самосовершенствовании.

Подготовила:

учитель обществознания

МКОУ СОШ№4 п.Белиджи

Рамазанова Д.Ш.

Образовательные:

-развивать умение сравнивать, приводить доказательства;

- учить приводить примеры из собственной жизни

Воспитательные:

- воспитывать терпимость в отношении представителей разных культур, потребность в культурном развитии и самосовершенствовании.

Определить и усвоить основные формы культуры и раскрыть их особенности. На основе сравнительного анализа раскрыть различия субкультуры и контркультуры

Форма урока: урок-беседа

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Оборудование: раздаточный материал (таблицы), презентация, ,народные песни, народная музыка, картины известных художников.

1. – Здравствуйте, ребята!

- Вы, несомненно, любите свое прекрасное село, жителей, которые чтят и уважают духовное наследие своих предков.


План изучаемого материала.

1. Понятие культура .Многообразие культуры

2. Элитарная культура, ее разновидности и признаки .

3. Массовая культура в современной России

4.Народная культура

5.Субкультура. Виды субкультуры

6. Контркультура.

Учитель. Изучая эту тему сегодня мы должны:

2.Выяснить признаки каждой формы культуры;

Объяснение нового материала: Слушая моё объяснение и доклады выступающих ребят, вы должны по ходу урока заполнить таблицу, состоящую из 3- х граф.

Два ангела - один молодой, другой постарше – смотрели с неба на землю и наблюдали за жизнью людей. Старший ангел был назначен наставником для младшего.

- Зачем Бог сотворил человека? – спросил молодой ангел у своего наставника.

- Чтобы он мыслил, - ответил наставник.

- Мыслил?! Зачем человеку мыслить?

- Чтобы он творил культуру.

- А что такое природа?

- Она есть Путь к Богу.

- А зачем человеку путь к богу?

- Чтобы совершенствоваться и тоже стать ангелом.

Молодой ангел был любознательный.

- Покажи мне Культуру.

Старший ангел указал ему на один из больших городов земли.

- Смотри, это столица государства. Там есть музеи, театры, концертные залы, художественные салоны… Всё, что в них хранится и происходит, называется искусством.

- Искусство, - повторил младший ангел, чтоб запомнить.

- Видишь, мчатся автомобили и поезда, летят самолёты и космические ракеты, люди изобрели телевизоры, компьютеры, интернет. Делает всё это наука-

Наука, искусство… - повторил молодой ангел.

- В тех зданиях, в которые входят и из которых выходят дети, происходит их образование

- Образование, наука, искусство…

-А вот те красивые сооружения с золотыми куполами есть храмы. В них люди молятся Богу. Это есть религия.

- Религия, образование, наука, искусство. Всё это культура?

- Да культура – она и есть путь к Богу – ответил наставник.

Он гордился достижениями человека и хотел рассказать ещё о многом.

Но в это время произошло, что -то страшное.

Буквально из ниоткуда вдруг с оглушительным рёвом над городом провисли ракеты и самолёты, и огромный город погрузился в адский огонь, пламя которого вознеслось до Седьмого неба. ( видео уничтожение Сирии)

Молодой ангел ужаснулся

- Зачем человек взорвал культуру?

Ангел наставник заплакал:- Человек опять оступился.

Посмотрите на мир вокруг нас. Каким вы видите мир, в котором мы живем?

- А каким бы вы хотели его видеть?

- Что для этого надо делать?

- Культура многообразна и многолика, сегодня мы с вами поговорим о формах культуры.

- Актуальна ли эта тема для вас? Почему?

В мире всегда существовали различные культуры: элитарная, массовая, народная, светская, религиозная, западная, восточная. Особое значение в современном мире приобрели три формы культуры: элитарная ,массовая, народная. Существуют также и две разновидности: субкультура и контркультура.

1. Элитарная культура.

- Учитель. Давайте заглянем в творческую мастерскую известных художников. Рассмотрите внимательно их работы. (на столах картины художников М Шагала, П.Пикассо, )

Мне бы хотелось, чтобы вы приобщились к элитарной культуре, так как она учит нас видеть прекрасное, замечать необычное в кажущемся обыкновенном, исключительное – в будничном.

Буйство красок Леонида Афремова
Художественный стиль Леонида Афремова впечатляет своей взрывной цветовой гаммой и необычной техникой исполнения. Цветовая палитра его картин выдает в художнике закоренелого оптимиста, всем сердцем влюбленного в окружающий мир.


Экспрессивная романтика Алексея Чернигина
На большинстве картин Алексея Чернигина маслом на холсте запечатлены красота, романтика и мгновения истинных чувств. Свой талант и тягу к искусству Алексей унаследовал от отца — известного российского художника Александра Чернигина. Ежегодно они устраивают совместную выставку в своем родном Нижнем Новгороде.



Волнующие картины Лоры Зомби
Картины Лоры Зомби — это соприкосновение наивного, доброго мира с жесткой реальностью. Впечатление от работ усиливается множественными подтеками краски и чернил, нечеткими контурами и линиями.


На полотне Шагал изображал даже не деревню, а свой родной город – Витебск, который был назван им деревней из-за своей вечной безмятежности и гармоничного сосуществования человека и природы.



- Какое настроение у вас вызвала эта музыка?

- Какие впечатления и образы у вас возникли во время прослушивания?

- Если бы вы были художниками, и вам надо было написать картину к этой музыкальной композиции. Какие бы краски вы использовали?

Изящное искусство, классическая музыка и литература, светское искусство и салонная музыка – это образцы элитарной культуры.

(элитарная, высокая, избранная)

2. Народная культура.

Учитель. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Она включает мифы, легенды, сказания, песни и танцы. Народная культура – это явление далеко не современное. Она возникла в далеком прошлом, а в наши дни мы наблюдаем самые устойчивые ее проявления. Интерес к народной культуре сегодня неслучаен. Это связано с поиском корней нашей духовности и ментальности, а также необходимостью приобщиться в эпоху глобализации к основам народности

Теперь послушайте дагестанскую музыкальную композицию.

Вам нравится дагестанская народная музыка? Почему?

Посмотрите на экран Дагестанская лезгинка

Учитель. Дагестанская школа народного танца признана самой сильной в мире. Здесь практически с пеленок приучают детей к ритмам гор. Народный танец вошел в жизнь дагестанцев, он диктует свои требования не только к внешнему виду (к осанке, например), но и приучает к ритму восприятия жизни.

Лезгинка аккумулирует, отражает и сохраняет в себе многое: прикладное искусство, легенды и обычаи, народную музыку и театр. К тому же, танец – важнейший элемент жизненного уклада горцев, непревзойденный и до конца не раскрытый феномен объединения всех народов Кавказа. Это не просто танец, это эталон статности, красоты и благородства. Он – прямое выражение настоящего горского характера – свободолюбивого, гордого и непреклонного.

-Ученик. История происхождения лезгинки. Чей это танец?



Нам больше нравится первая теория появления танца. В парной лезгинке даже невооруженным глазом видно, что мужчина огненными движениями олицетворяет гордость орла, а женщина – красоту и скромность прекрасного лебедя. Это магический танец, в древности танцоры, чередуя круги и переключения ритмов, во-первых, заговаривали жертвенное животное, во-вторых, добивались обретения высшей гармонии слияния себя с божеством и миром природы.

«Лезгинка — это не этнический танец какого-то конкретного этноса. Просто дело в том, что на востоке очень часто термин „лек“, „лезг“, „лакс“ выступал в роли обобщающего названия всех дагестанцев. Таким образом, лезгинка прежде всего общедагестанский танец. Секрет популярности как танца, так и ансамбля „Лезгинка“, как раз заключается в его исконно дагестанском происхождении, что само по себе подразумевает подлинность кавказскую.

Мы, дагестанцы, сумели сохранить, я так считаю, наиболее древние, архаичные черты этого танца. Истоки лезгинки уходит в глубину веков. Речь идет о древних, как сам мир, тотемистических обрядах. По всей видимости, в этих танцах воплощена идея плодородия, мужественности, огня. Обратите внимание на вытянутую в сторону руку танцора – это рог, символ плодородия, мужественности. Позиция рук девушки означает то же самое, но, конечно, в девичьем варианте. Тур — один из основных тотемистических предков дагестанцев, человек в горах издавна охотился на туров, одомашнивал их, диких козлов.



3.Массовая культура

Учитель. Переходим к следующему пункту нашего плана урока–массовая культура. Она обладает меньшей художественной ценностью. У нее самая широкая аудитория. Она быстро теряет актуальность и выходит из моды, удовлетворяя сиюминутные запросы людей. О том как развивается массовая культура в современной России нам расскажут наши ученики.

Ученик1. Массовая культура — это совокупность общемировых потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом, культура повседневной жизни, предоставленная большей части общества по самым разным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации, с которыми она тесно связана. Содержанием массовой культуры является продукция современного промышленного производства, кино, телевидение, книги, газеты и журналы, спорт, туризм и т.д..

Появление массовой культуры означало не просто появление еще одного типа культуры. В результате возникла потребность в досуге у самых широких слоев общества. Заполнение этого досуга стало прерогативой массовой культуры, которая поставила практику развлечений на самую широкую ногу.

. Исходя из этого можно определить основные признаки массовой культуры:

серийный характер предметов потребления;

примитивные стандарты жизни и отношений между людьми;

развлекательность, забавность, сентиментальность;

натуралистическое изображение и смакование насилия и секса в произведениях художественной культуры;

культ сильной личности, культ жизненного успеха.

Потребителя волнует прежде всего сюжет, в котором он ищет иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев, чтобы радоваться вместе с героями, сострадать их жизненным невзгодам.

Большинство людей, особенно молодежь, именно через массовую культуру получает представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми.

Ученик2. В современных исследованиях выделяют три основных уровня массовой культуры.

Кич-культура — массовая культура в ее самом низкопробном проявлении. Если первые проявления кича получили широкое распространение лишь в прикладном искусстве, то по мере развития кич стал захватывать все виды искусства, в том числе кино и телевидение. К основным характеристикам кича относят: упрощенную подачу проблематики; опору на стереотипные образы, идеи, сюжеты; ориентацию на обывателя, жизнь которого протекает скучно и однообразно. Кич не ставит вопросов, он содержит только ответы, заранее подготовленные клише, не вызывает духовных исканий, психологического дискомфорта. В настоящее время в индустриально развитых странах преобладает именно кич-культура.



Ученик 3.Мид-культура - массовая культура, обладающая некоторыми чертами традиционной культуры, но в то же время включающая в себя черты массовой культуры. По отношению к кичу эта форма массовой культуры считается более высокой. Можно сказать, что она задает тон, на ее стандарты ориентируется массовая культура в целом


.

В последнее время массовая культура все более ориентируется на мид-культуру — культуру среднего уровня, в рамках которой экранизируются классические литературные произведения, вводится мода на образцы подлинно художественного творчества, популярную науку, классическую музыку.

Ученик4.Арт-культура — массовая культура, не лишенная определенного художественного содержания и эстетического выражения. Это наиболее высокий уровень массовой культуры, рассчитанный на самый образованный и требовательный сегмент аудитории. Главной ее задачей является максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры.



Массовая культура имеет свои гримасы. К гримасам массовой культуры относится особый вид искусства, который называется боди-арт-это экспериментаторство над собственным телом. К боди-арту относится татуировка, пирсинг, скарт.

Учитель. Мы познакомились с тремя основными направлениями массовой культуры .Какие ассоциации у вас вызывают эти направления?(Ответы учащихся)

Многие молодые люди порывают с общепризнанными ценностями и выбирают новый стиль жизни – субкультуру. Сегодня на уроке мы выясним, что такое субкультура. Какие направления молодежной субкультуры появились 1980-е годы в нашей стране.

Субкультура – это модели поведения, жизненные стили, специфические ценности и их символическое выражение какой-либо социальной группы. Молодежные субкультуры были еще в прошлом веке. В нашей стране они появились в 80-е годы. Наиболее известные примеры-хиппи, панки, рокеры, металлисты. Главная их социальная особенность- символизация внешнего вида, образа поведения, стиля одежды, говорения. ХИППИ

Ученик4.Мода на стиль одежды никогда не проходит безвозвратно. Дизайнеры возвращают стилистику, дополняя ее деталями. К бессменным неформальным лидером в моде относится стиль хиппи. Это направление появилось в середине прошлого века в США, Его приверженцы имеют свой взгляд на жизнь, выступают против военных действий. Стиль хиппи ассоциируется свободой и протестом существующей системе. Они призывают жить в гармонии с природой.

Отличительные особенности одежды в стиле хиппи.

Яркие цвета, натуральные ткани- хлопок, лен, замша, кожа, меха, свободные фасоны. Нет сочетаемости предметов гардероба. Вещи покупаются в секонд-хенде, шьют и вяжут собственными руками. Стиль хиппи непосредственный, непринужденный и не требующий больших материальных затрат. Допускается сочетание материалов с разной фактурой- шифон и джинс, хлопок и кожа и т.д. Хиппи используют вещи из лоскутков, аппликации, вышивка …Обязательным аксессуаром стиля хиппи являются расклешенные джинсы, украшенные с вышивками, заплатками ,с эффектом протертости. К джинсам подбираются свободные футболки или рубашки, украшенные различными плинтами, расшивают с помощью мулине. Эмблемы известных фирм и логотипы на одежде не приветствуются. В каждом образе должна прослеживаться индивидуальность. Для стиля хиппи характерна аполитичность, отказ от семьи и собственности.

Ученик 5. Рокеры

В 70-е годы прошлого века появилась рок-музыка, которая стала вызовом обществу, покорила бунтарским характером. После появления рок-н ролла мир перестал быть прежним, став яркой рокерской субкультурой. Модницы желающие обратить на себя внимание взяли на заметку стиль рок в одежде .Рок олицетворяет свободу в мыслях, действиях и одежде. Среди аксессуаров выделяется каблук. Ножки в туфлях с высоким каблуком выглядят стройными, соблазнительными. Чулки со стрелками приумножают эффект .Когда то британский дизайнер Вивьен Вествуд шокировала общество ,выпустив коллекцию одежды в стиле панк-рок. Сочетание несочетаемого в одежде-кожу и шифон, кружево и шипы, рваные джинсы и блески на жилетке- являются одним из самых эпатажных стилей. Главный атрибут панка-это прическа в стиле -ирокеза. Для рокеров также характерна грубость обращения, жаргонные словечки и клички . Потертая одежда придает образу винтажность, поэтому им не важны фирмы и бренды. При любой погоде в моде остаются футболки с прикольными надписями. Отдельным трендом остаются принты с фотографиями любимых исполнителей, как прошлого столетия так современных .

Это субкультура молодых людей, добившихся высоких результатов в работе еще в молодом возрасте. Они имеют высокооплачиваемую работу, в одежде предпочитают деловой стиль. Идеология молодого поколения- финансовый успех, достижение вершины карьеры еще в молодости.

Яппи- это личности, которые упорным трудом достигли определенного положения в обществе. Что из себя представляют яппи по -русски. Из- за отсутствия в постсоветской России учебных заведений, готовящих специалистов-брокеров, менеджеров, юристов маркетологов, адвокатов по вопросам недвижимости за все дела стали браться дилетанты с дипломами учителей, врачей, инженеров и кого угодно. В начале это выглядело глупо. Кандидаты в яппи стали носить зеленые и малиновые пиджаки, дорогие перстни и цепочки, но настоящие яппи не носят цветных пиджаков. Они одеваются в строгие пиджаки, потому что его одежда- его витрина. В выборе рубашек они придерживаются консервативных цветов. Во внешности яппи не должно подчеркивать его богатство, чтобы не привлекать внимание налоговой службы.

- Какую роль играет молодежная субкультура в современной жизни?

На основе данных давайте составим таблицу, по следующим критериям.

Время появления

Внешний вид

Основы мировоззрения

Отношение к другим контркультурам

Учитель. Последний раздел нашей темы – контркультура. Она отвергает базовые ценности общества, предлагает альтернативное видение мира и свои модели поведения. Это форма протеста со стороны людей не нашедших себе места в жизни. Их поведение возмущает людей. Среди молодежи герои контркультуры приобретают популярность и они становятся образцом подражания

Урок дает представление о таких понятиях, как культура, ее виды, познание, знания. Используется работа с текстом и демонстрация несложного опыта. Материал содержит самоанализ урока.

ВложениеРазмер
chelovek_i_kultura.docx 26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока : урок изучения нового материала

1.Сформировать у учащихся представление о таких философских понятиях, как культура, познание, знания.

2.Продолжить формирование у учащихся таких мыслительных навыков, как сравнение, обобщение, умение выделять главное и делать выводы.

3.Воспитание ответственного отношения к последствиям деятельности людей, уважения к достижениям культуры прошлого.

Учащиеся должны знать, что:

2.Культура развивалась в пространстве и времени.

3.Материальная и духовная культура прочно взаимосвязаны.

4.В процессе познания выделяют чувственный и рациональный уровень .

5.Существуют различные способы получения истины.

6.Сохранение культурного наследия не только духовно обогащает общество и способствует его развитию, но и предъявляет высокие требования к использованию современных достижений культуры.

Учащиеся должны понимать, что такое:

2.Материальная и духовная культура.

3.Познание, чувственный и рациональный уровень познания.

4.Знания и истина.

5.Наука и искусство.

Учащиеся должны уметь:

1.Объяснять основные понятия.

2.Высказывать свою точку зрения.

3.Анализировать текст учебника и других источников информации.

4.Определять общее и различия в процессах познания и самопознания, науке и искусстве.

Оборудование : учебник, рабочие тетради, подборка иллюстраций на доске, стеклянный сосуд, ложка, тканевый мешочек с предметами внутри.

Целью данного урока является формирование представлений о таких понятиях, как культура, познание, знания. В ходе урока мы продолжим формирование таких мыслительных навыков, как сравнение, обобщение, умение делать выводы. Мы также постараемся понять необходимость ответственного отношения к последствиям своей деятельности, а также уважительного отношения к достижениям культуры прошлого.

Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрации на доске и предлагает им назвать изображенные наглядные пособия.

Учитель: культуру называют второй природой, т. к. созданное людьми не существует в готовом виде в природе.

Вспомните из ранее изученного . Как называется деятельность, создающая то, чего нет в природе в готовом виде? (ответ: преобразовательная). В таком случае получаем определение. Культура- это совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека.

Переход к следующему этапу урока. Учитель предлагает учащимся подумать, как развивается культура, что влияет на накопление достижений в культуре разных народов. Заслушиваются ответы учеников .

Учитель предлагает работу с текстом учебника ( комментированное чтение, дополненное примерами, известными учащимся).

Под руководством учителя , обобщая свои выводы, учащиеся делают записи в тетрадь. Условия развития культуры: 1) пространство (территория распространения); 2) время существования общества.

Для закрепления выводов учитель предлагает учащимся подобрать словосочетания со словом культура. (Возможные ответы: русская, японская, казахская, древняя, современная культура).

Вопрос к учащимся . Какие достижения древних вы можете назвать? Для помощи в ответе учитель обращает внимание на иллюстрации на доске (огонь, лук, стрелы, гончарный круг, земледелие, скотоводство).

Учитель. К этим достижениям иногда относятся снисходительно, не считая их важными. Но иногда (например, на необитаемом острове Робинзона) они могут быть более ценными, чем все остальные знания . Учитель предлагает ученикам сделать выводы из полученной информации . (Возможные ответы: важна культура любого народа, надо знакомиться с самыми разными достижениями культуры и уважительно к ним относиться).

Учитель. Вопрос о путях приобщения к культуре будет изучен вами самостоятельно при подготовке домашнего задания по материалам учебника. На следующем уроке мы заслушаем ваши выводы и сделаем записи в тетради после коллективного обсуждения.

Вопрос к учащимся. Как вы думаете, какой из видов культуры более важен для общества? Что будет, если один из видов культуры станет преобладать над другим. (Заслушиваются ответы учащихся). Учитель предлагает учащимся обсудить высказывание немецкого мыслителя Швейцера, опубликованное в учебнике о характере взаимосвязи материальной и духовной культуры в обществе. Учитель предлагает учащимся дополнительные вопросы, позволяющие раскрыть смысл высказывания: какие достижения современности могут привести к гибели человечества; что сделать, чтобы этого не произошло.

Переход к следующему этапу урока. Учитель: говоря о важности духовной культуры в современном обществе, давайте сравним понятия наука и искусство . Для этого ответим на следующие вопросы:

2. В какой деятельности (науке или искусстве) больше проявляются чувства, логика, доказательность?

Учитель. Результатом познания являются знания . Ученые выделяют следующие виды знаний : научные – полученные с помощью специальных исследований; житейские – полученные на основе жизненного опыта людей; истинные; ложные. Под истиной ученые понимают верное отражение действительности. (По мере объяснения учителя учащиеся делают записи в тетради).

Учитель. Ученые-философы выделяют в процессе познания два основных уровня: чувственный, основанный на использовании органов чувств, и рациональный, основанный на использовании логического мышления.

Чувственный уровень познания проявляется в появлении у человека ощущений, восприятия и представления о предметах окружающего мира. Ощущения -это отражение общих свойств предмета при его непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие –это целостный чувственно –наглядный образ предмета. Представление –это воспроизведение образа предмета по памяти. По мере объяснений учителя учащиеся делают записи в тетради. Для наглядного пояснения этой информации учитель демонстрирует с помощью учащихся эксперимент с предметом, помещенным в тканевый мешочек . Ученики на ощупь определяют свои ощущения о предмете, не видя его; зрительно воспринимают предмет, вынимая его из мешочка и называют по памяти другие аналогичные предметы( например, игрушки)

Рациональный уровень познания проявляется в формировании у человека таких форм мышления, как понятия, суждения, умозаключения. Понятие- это форма мышления, отражающая общие свойства предмета (слово). Суждение- это форма мышления, отражающая связь между понятиями (предложение). Умозаключение- логическая связь нескольких суждений (вывод). Учитель приводит пример, в котором предлагает учащимся найти понятия, суждения и умозаключения.(Днем холодает. Опадают листья. Наступает осень.)

Учитель. А теперь закрепим изученный на уроке материал и ответим на вопросы:

1) Какой смысл вкладывают ученые в понятие культура?

2) Способны ли животные создавать культуру?

3) Назовите основные виды культуры. Какой из них можно назвать внешней культурой, а какой внутренней?

4) Чем познание отличается от самопознания?

5) Чем наука отличается от искусства?

6) Назовите лучший способ получения истины.

7) Какие уровни познания вам известны? Какой уровень характерен только для человека?

Учитель. Получив так много новых сведений, мы можем лучше понять слова Сократа. Что имел в виду мудрец? Заслушиваются ответы учащихся.(Возможный ответ: чем больше мы приобретаем знаний, тем больше появляется новых вопросов, т. к. процесс познания бесконечен. Благодаря этому развивается культура человеческого общества).

Учитель подводит итоги урока, выставляя оценки за проявленные учащимися мыслительные навыки, умение сравнивать, обобщать, приводить примеры, раскрывающие содержание темы.

Развивающей целью урока стало продолжение формирования у учащихся таких мыслительных навыков как сравнение, обобщение, умение выделять главное.

Кроме того, материал урока позволили осуществить и воспитательную цель урока – развитие ответственного отношения к последствиям деятельности людей, уважительного отношения к достижениям культуры прошлого.

Данный урок является четвертым уроком темы, в которой изучаются философские аспекты обществознания. Материал по своему содержанию сложен для изучения учащимися восьмых классов. Но его усвоение затруднялось еще и тем, что в данном учебнике он размещен и параграфах разных глав, что затрудняло работу на уроке.

Совмещение параграфов было необходимо, чтобы создать у учащихся целостное представление об изучаемых понятиях и привести в соответствие матер учебника и требования новой программы по данной теме. В связи с этим часть материала давалась дополнительно (об уровнях и формах познания). Мне, как учителю, пришлось самостоятельно искать соответствующий программе материал и разрабатывать приемы для более прочного усвоения понятий (опыты).

При том часть нового материала могла быть изучена учащимися самостоятельно на основе работы с текстом учебника дома и последующей проверке выводов на следующим уроку. Та часть информации, которую надо было прочно запомнить, на данном уроке записывалась учащимися в рабочих тетрадях. В условиях совмещения параграфов делались пометки на полях о месте расположения соответствующего материала в учебнике.

Образовательные цели урока решались на этапе знакомства с новыми понятиями с помощью

2)работы с текстом учебника, иллюстрациями

3)демонстрации несложных опытов

Развивающие цели урока осуществлялись

1)на этапе работы с новыми понятиями, в ходе которого учащиеся сравнивали новые понятия с ранее изученными.(самопознание – познание) преобразовательная деятельность

2) а также мыслительные навыки сравнения формировались при выделении в новых понятиях главных отличительных слов (путем их подчеркивания)

3)умение выделять главное и делать выводы формировались и на этапе сравнения новых понятий между собой (наука и искусство, ощущение и восприятие)

Воспитательный аспект триединой цели урока достигается, во-первых, на этапе объяснения взаимосвязи между различными видами культуры в ходе объяснений учителя и анализа текста учебника (высказывания философа Швейцера). Во-вторых, при постановке проблемы об ответственности учителя и домашнего задания. В-третьих при объяснении условий развития культуры формировалось уважительное отношение к достижениям культуры прошлого и национальной культуре разных народов.

Оценки (поощрительный балл) за хорошо проявленные мыслительные навыки (умение сравнивать, обобщать) и привлечение дополнительной информации.

не обилие у рожаев, а обл ик человека, в оспитываем ого страной.

1.Раскрыть ос обенности разл ичных фор м и разнови дностей куль туры.

2.Объяснить, ка кие элементы в ключает в себя элитар ная культу ра.

3.Выявить влия ние массовой ку льту ры на современно е общество.

Элитарная ку льтура, народная ку льту ра, массовая куль тура, субкуль тура.

Учебник А.И.Кравч енко, Е.А .Певцовой "Обществ ознание" 9 класс,

мультимедийная презентация, ку рс "Обществоз нание" д иск 2, компью тер,

интерактивная доска, мультимедийны й проекто р, репроду кция картины

1. Что такое культур а? / Культура – это к омплекс, включ ающий знан ия,

верования, искусств о, мораль, з аконы, н равы, обычаи, а т акже иные

способности и навыки, ус военные челов еком как членом о бщества/.

2. Что такое культур а народа? / Культу ра народа – это образ жи зни,

одежда, жил ище, кухня, фольклор, духовные п редставлен ия,

верования, язык и много друг ое, что от личает од ин народ от другого /.

3. Дайте определени е культурно му комплексу ? / Культурный

комплекс – совоку пность культу рных черт ил и элементов, в озникших

на базе исходн ого элемента и функцион ально связ анного с ним /.

4. Приведите пример ы культурн ого комплекс а. / Футбол, плуг,

5. Что мы понимае м под кул ьтурным насл едием? / Часть

материально й и духовной культ уры, соз данной прошлы ми

поколениями, выдержавшая испыт ание временем и передающаяся

следующим пок олениям как нечто ценное и почитаемое /.

6. Какие формы ку льтуры вам известн ы? /Материальн ая и духовная /

7. Что включает в с ебя м атериальная к ультура? / Физические

8. Как называют ся эти фи зические объекты? / Артефакты /.

9. Что образует д уховную к ультуру? / Нормы, правила, образцы,

эталоны, модел и, нормы поведен ия, законы, ценности, р итуалы,

1. Итак, мы пер еходим к изу чение нового мате риала. Тема н ашего урока

"Формы куль туры". И наш урок мне х отелось бы на чать словами Р. Эмерсона.

/прочитать эпиг раф/. Т аким образом, главная цель наше го урока – выяснить

как культу ра может влиять на развитие общества в целом и на развитие

С понятие "ку льтура" мы познакомилис ь на прошедш их уроках. В ы

уже познаком ились с основ ными фо рмами ку льтуры: это ма териальная и

Но существу ет еще одна клас сификация форм кул ьтуры. Выделяют 3

Массовая куль тура – явление в истории чел овечества дос таточно

молодое. Слож илось оно в 20 веке. Впервые эт от терми н был введен

испанским фил ософом - идеалист ом, представ ителем филос офии жизни,

Массовая ку льтура сформ ировалась одновременно с обществ ом

массового пот ребления и п роизводства. Для появления ма ссовой ку льту ры

- наличие у пот ребителя сво бодного времени и св ободных с редств,

- наличие средств, способству ющих рас пространен ию массовой

? Что мы понимае м под таким и средствами ? /СМИ – радио,

Первым шагом на пути к появлению ма ссовой ку льту ры было введение

в Англии 187 0 - 1890 годах закона о б обязательной гр амотно сти.

В 1895 году был изобретен ки нематогра ф, ставший средств ом

массового иску сства, досту пного всем и не требу ющего у мения читать. Затем

появилось радио, те левидение, тиражирование за писей на различных ви дах

В западной со циологии масс овая кул ьтура рассматриваетс я как

? В ы согласн ы с этим мне нием? Почем у? /Потому, что ма ссовая

куль тура способна при пр одаже принос ить прибыль, создает ся ради

Как в любом в иде коммерц ии, неотъем лемой частью массовой

куль туры является реклама. Т елевидени е, радио, кинемат ограф существу ю т

Ярчайшим при мером массово й куль туры является проду кция

Голливуда, ки ноинду стрии Индии. В настоящее вре мя америка нский

кинематограф за полонил весь мир. Такой же к оммерциал изации п одверглись

Массовая ку льтура оказывает больш ое и своео бразное влияние на

человека, в том ч исле и психиче ское. С уществу ет термин "внушение и

заражение". В результате таког о воздей ствия массовой культу ры человек

становится как бы зомбирова нным, зара женным "бац иллами" к оллективного

настроения мас совой ку льту ры. Через СМИ навязывают ся человеку ку мир ы,

В настоящее врем я терм ин "массовая к ультура" замене н понятием " поп

- куль тура". Она демократичн а, обраще на ко всем слоям о бщества.

Массовой ку льтуре противо поставляется элитарная к ультура.

Элитарная про исходит от слова "эли та", что означ ает лу чшее,

избранное. Эли тарная или вы сокая культур а является сложной и т рудной

для восприятия неподгот овленным чел овеком. Это в ысокое иску сство. Его

девиз "Иску сство для иску сства". Глав ная цель тех, кт о создает эту культу ру,

самовыражение. Произведе ния, создава емые в рамка х этой ку льту ры,

рассчитаны на у зкий круг разби рающихся в иску сстве лю дей.

Коммерческая выг ода не явл яется главной целью для с оздателей

элитарной ку льтуры. Эл итарная куль тура способству ет появлению

К элитарной ку льтуре отн осятся фильмы Ф еллини, Тарк овского,

Куросавы, карт ины П . Пикассо, С.Дали, Малевича, М.Ш агала, музыка

Шнитке, Дюваля, р оманы Пру ста и Джо йса, балетное и оперное иску сство.

Круг почитателе й элитарной ку льту ры – высокообраз ованные лю ди –

критики, лите ратуроведы, му зыканты. Уровень образован ности населе ния

страны растет т огда, когда п очитателе й элитарной ку льту ры становиться

Элитарная ку льтура является и сточнико м идей, приемов, образов для

массовой ку льтуры. Массовая ку льту ра не может су ществовать без п одпитки

элитарной, а эл итарная ну ждается в рас пространен ии, попу ляризации и

финансирован ии со сто роны масс овой. Именно их д иалог и в заимодействие и

позволяет су ществовать и развив аться с овременной ку льтуре.

В отличии от дву х уже пре дставленных форм кул ьтур народная

культура создаетс я самим народом, час то неизвестным и авторами. Это

народные песн и, былины, легенды, сказ ки, мифы, ск азания, эпос ы. Народная

куль тура – это особый пласт ку льту ры, наиболее у стойчивая ее часть,

хранилище тра диций. Она вклю чает в себя к оллективну ю творческую

деятельность народа, отра жает ее жиз нь, ценност и и воззрения. Е е

произведения пе редают из у ст в уста. Даже если ее достоян ием станов ится

Читайте также: