Конспект и презентация религия древних греков

Обновлено: 30.06.2024

Цель: Расширить знания учащихся о религии народов древности.

1. Изучить культы основных древнегреческих богов и показать, что религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы.

2. Продолжить формирование навыков работы с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главные факты. Развивать навыки работы по заполнению таблицы. Способствовать развитию познавательной активности учащихся.

3. Воспитывать интерес к античной культуре.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Методы и приёмы: исследовательский, иллюстративно-демонстрационный, эвристический, прием критического мышления.

Организационный момент. Приветствие.

2. Объяснение нового материала

Пантеон богов Древней Греции — интригующее, интересное и красочное путешествие, где много вопросов и необычных фактов. Путешествие, где мир настоящего и вымышленного тесно переплелись. Как же понятно, и в то же время — странно звучит, в современных реалиях, это понятие. Но, несмотря на время, пантеон богов Греции вызывает нескрываемый интерес и сегодня. Он является настоящим сундуком с сокровищами для изучения культуры, истории, быта и нравов Древней Греции.

Каждый бог имел свою особенную роль и выполнял отведенную ему функцию.

По облику и поведению боги Греции были похожи на людей, а поэтому они имели вполне человеческие манеры в поведении: ссорились и мирились, обманывали и плели интриги, любили и хитрили, были милосердными и грозными. Отношения богов, со временем, поросли множеством мифов, которые и сегодня выступают неисчерпаемой основой для изучения и восхищения древней религией.

Не было вначале ничего, ни Неба, ни Земли. Один лишь Хаос - темный и безграничный - заполнял собою все. Он был источником и началом жизни. Все произошло из него: и мир, и Земля, и бессмертные боги.

Вначале возникла из Хаоса Гея, богиня Земли, всеобщий приют безопасный, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. В недрах глубоких земных, в самой темной ее сердцевине, сумрачный Тартар родился - ужасная бездна, полная тьмы. Как далеко от земли до светлого Неба, так далеко лежит и Тартар. Медной оградой огорожен Тартар от мира, ночь царит в царстве его, оплетают его корни земли и омывает горько-соленое море.

Из Хаоса также рожден был прекраснейший Эрос, что силой Любви, разлитой в мире навечно, может сердца покорять.

Безграничный Хаос породил Вечный Мрак - Эреба и Черную Ночь - Нюкту, они, сочетавшись, дали жизнь вечному Свету - Эфиру и светлому Дню - Гемере. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Праматерь богов, Гея, породила равное себе Звездное Небо - Урана, который словно покров бесконечный окутывает Землю. Тянется к нему Гея-Земля, вздымая острые горные пики, порождая на свет, еще не соединившись с Ураном, вечношумящее Море.

Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.

Уран же взял в жены себе плодоносную Гею, и шесть сыновей и дочерей - могучих титанов - появились на свет у божественной пары.

Еще трех великанов - циклопов - еще породила Мать-Гея, во всем подобных титанам, но имеющим лишь один глаз во лбу. Также Гея породила трех сторуких и пятидесятиголовых великанов-гекатонхейров, обладающих силой безмерной. Ничто не могло устоять против них. Были они столь сильны и ужасны, что возненавидел их Отец-Уран с первого взгляда, и заключил их в недра Земли, чтобы на свет не могли они вновь появиться.

Страдала Мать-Гея, давило ее страшное бремя, заключенное в глубине ее. И тогда призвала она детей своих, говоря им о том, что первым владыка Уран злодейство замыслил, и кара должна пасть на него. Однако убоялись титаны пойти против своего отца, один лишь хитроумный Крон - младший из рожденных Геей детей-титанов - согласился помочь Матери низвергнуть Урана.

Бог Кронос, женился на своей сестре Рее. Так как Уран и Гея предсказали ему, что собственный сын лишит его власти, он проглатывал своих детей, как только они рождались. По древнегреческим мифам, богине Рее было жаль своих детей, и, когда у нее родился младший сын Зевс, она решила обмануть мужа и подала Кроносу камень, завернутый в пеленки, который тот и проглотил. А Зевса она спрятала на острове Крит, на горе Иде, где его воспитали нимфы.

Став взрослым, Зевс решил взять власть в свои руки и заставил отца изрыгнуть всех проглоченных им детей-богов. Их было пятеро: Посейдон, Аид, Гера, Деметра и Гестия.

Хотя боги Древней Греции обитали в воздушном пространстве между небом и землей, местом их собраний была вершина горы Олимп, высотой около 3 километров, находившейся на севере Греции.

По имени Олимпа двенадцать главных древнегреческих богов называются олимпийскими (Зевс, Посейдон, Гера, Деметра, Гестия, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Афина, Афродита и Гермес). С Олимпа боги нередко спускались на землю, к людям.

Победа была отпразднована блестящим праздником, с военными плясками и играми. После того – продолжают мифы о происхождении богов Древней Греции – сыновья Крона разделили между собою, – или по жребию, или по выбору, – владычество над вселенной. Зевс получил верховную власть на небе и на земле, Посейдон владычество над морем и всеми водами; Аид (Плутон) стал владыкою в глубине земли, где темные жилища умерших.

Зевс — верховное божество древнегреческой мифологии.

Он великий громовержец, который повелевал небом, громом, молниями и всем миром.

У Зевса была неограниченная власть не только над людьми, но и над богами.

Посейдон у древних греков был олицетворением силы, мужества и крутого нрава.

Он повелевал морями, реками, озерами и океанами.

Посейдон вытянув по жребию морское царство считал себя обманутым и пытался отвоевать у других богов их царства, но безуспешно.

Аид был правителем подземного царства или нижнего мира. Именно к Аиду отправлялись все умершие души.

Во власти Аида были большие богатства и мир спокойствия. Древние греки боялись даже произносить имя этого бога, ведь он всегда был незримым, а его решения обязательными к исполнению.

Для людей это означало смерть.

Древние греки чтили 12 олимпийских богов. В их список обычно включались Зевс, Гера, Афина, Гефест, Аполлон, Артемида, Посейдон, Арес, Афродита, Деметра, Гермес, Гестия. К богам-олимпийцам близок и Аид, но он живёт не на Олимпе, а в своём подземном царстве.

Зевс – главное божество древнегреческой мифологии, царь всех других богов, олицетворение беспредельного неба, повелитель молний. В римской религии ему соответствовал Юпитер

Гера – сестра и жена Зевса, главная женская богиня греков. Покровительница брака и супружеской любви. Ревнивая Гера сурово карает за нарушение брачных уз. У римлян ей соответствовала Юнона.

Аполлон – первоначально бог солнечного света, чей культ затем получил более широкое значение и связь с идеями душевной чистоты, художественной красоты, врачебного целительства, воздаяния за грехи. Как покровитель творческой деятельности считается главой девяти муз, как целитель – отцом бога врачей Асклепия. Образ Аполлона у древних греков сложился под сильным влиянием восточных культов (малоазиатский бог Апелюн) и нёс в себе утончённые, аристократические черты. Аполлон именовался ещё и Фебом. Под теми же именами он почитался и в Древнем Риме

Афина – богиня душевной гармонии и мудрости. Считалась изобретательницей и покровительницей большинства наук, искусств, духовных занятий, земледелия, ремесёл. С благословения Афины Паллады строятся города и идёт государственная жизнь. С функциями покровительства городам и государству тесно связан образ Афины как защитницы крепостных стен, воительницы, богини, которая при самом рождении вышла из головы своего отца, Зевса, вооружённой. У римлян Афине соответствовала богиня Минерва.

Гефест – бог, чей культ в эпоху седой старины связывался с вулканической деятельностью – огнём и грохотом. Позже благодаря тем же свойствам Гефест сделался покровителем всех ассоциируемых с огнём ремёсел: кузнечного, гончарного и т. п. В Риме ему соответствовал бог Вулкан.

Арес – дикий бог войны и битв. В Древнем Риме – Марс.

Афродита. Богиня Афродита олицетворяла любовь и покровительствовала не только богам, но и людям. Она была красивой и прекрасной, легко влюбляя в себя всех вокруг, влюблялась и сама. По легенде, богиня возникла из морской пены.

Артемида – сестра Аполлона, девственная богиня лесов и охоты. Подобно культу Аполлона, почитание Артемиды было занесено в Грецию с Востока (малоазиатская богиня Ртемис). Тесная связь Артемиды с лесами происходит от её древнейшей функции покровительницы растительности и вообще плодородия. Девственность Артемиды тоже содержит в себе глухой отзвук идей рождения и половых отношений. В Древнем Риме она почиталась в лице богини Дианы.

Гермес – древнейший греческий бог дорог и полевых межей, всех границ, отделяющих одно от другого. Из-за своей исконной связи с дорогами Гермес позднее почитался как посланник богов с крыльями на пятках, покровитель путешествий, купцов и торговли. Его культ связывался также с представлениями об изворотливости, хитрости, тонкой умственной деятельности (искусном разграничении понятий), знании иностранных языков.

Гестия – богиня-покровительница домашнего очага, семейных и общинных связей. Жертвенники Гестии стояли в каждом древнегреческом доме и в главном общественном здании города, все граждане которого считались одной большой семьёй.

Нимфы – феи природы, прекрасные девушки.

Нимфы деревьев назывались дриадами, нимфы источников – наядами, гор – ореадами, моря – нереидами.

Сатиры – козлоногие лесные демоны. Любят вино.

2.Царствует над всеми богами громовержец Зевс.

4.Греческие боги назывались олимпийскими, потому что были сильными и

быстрыми, как спортсмены.

5. У каждого дела был свой бог - покровитель.

6. Зевс – Посейдон - Аид - это главные боги.

7. Сатиры и нимфы – это боги

4. Домашнее задание: параграф 28; подготовить для пересказа один из мифов о богах,

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект-5 класс-религия древних греков.docx

Методическая разработка урока истории в 5 классе

Белова Галина Юрьевна,

учитель истории и обществознания

Описание использования технологии проблемного обучения на уроке истории

Особенность данной технологии заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим

направляющим руководством последнего.

В работе с проблемными ситуациями, оптимальными являются следующие этапы:

создание проблемной ситуации и формулирование проблемы;

выдвижение гипотез и выбор плана решения на основе известных способов или поиск нового решения;

реализация плана решения;

проверка правильности решения с систематизацией полученной информации.

На этапе усвоения новых знаний и способов действий, работаю над постановкой проблемного вопроса, отвечающего следующим требованиям: сложность, сопряжение с противоречиями; увлекательность, не лишенная научного подхода; емкость, способность охватить широкий круг вопросов; создание затруднения, необходимого для решения проблемы.

Следующий шаг - это перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию через углубление самой проблемы; поиск разных граней решения; сопоставление разных вариантов ответа.

Затем я определяю форму решения проблемных ситуаций, разрабатываю вопросы и задания, учитывая при этом уровень развития обучающихся 5 класса, характер исторического материала, педагогические цели.

Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс, изменяя роль учителя. Он - консультант, помощник, наблюдатель, координатор, организатор процесса добычи информации обучающимися, которую нельзя получить по готовому образцу, так как проблемное обучение требует проявления самостоятельности и оригинальности

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, которое реализует следующие задачи:

формирует у обучающихся необходимую систему знаний, умений и навыков;

помогает обучаемым достигать высокого уровня развития, способствует самообучению, самообразованию;

формирует особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность обучающихся.

Цель урока: способствовать формированию представлений о древнегреческой мифологии, причинах возникновения религии и ее роли в жизни людей в древности; создать условия для формирования особого стиля умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность обучающихся через реализацию технологии проблемного обучения.

Тип и вид урока : изучение и первичное закрепление новых знаний.

Планируемые результаты( предметные) : продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения через решение проблемной

Планируемые результаты( личностные) : воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к истории как науке, формирование толерантного отношения к истории другого народа, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание.

Планируемые результаты( метапредметные) : развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при выполнении работы, использовать разнообразные источники информации.

Формы и методы обучения: вопросы, которые используются для того, чтобы вызвать мотивацию у ребят к процессу обучения; подведение итога опроса и постановка цели урока; передача новых знаний и теории; упражнение для практического применения учениками полученных знаний.

Планируемые образовательные результаты :

Научатся: проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, использовать историческую карту как источник информации о Древней Греции, о местах важнейших событий.

Получат возможность научиться: развитию навыков решения проблемных ситуаций и умению вести дискуссию.

Организационная структура урока

Формы, методы, методические приёмы

Характеристика основных видов деятельности

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, беседа

Работа с картой - местоположение Греции.

Отвечают на вопросы

Работают по карте.

Познавательные: воспроизводят по памяти информации, необходимую для решения учебной задачи.

Беседа по вопросам

3.Постановка учебной задачи

Среди гор Эллады возвышается гора Олимп. Склоны её покрыты густыми лесами. Там растут дубы и каштаны, и вечнозеленый кустарник. Трудно подняться на горы, скалистые склоны ее обрывисты, на вершине лежит вечный снег. В ясные дни снега Олимпа горят на солнце, но вершина горы всегда окутана густыми облаками. Там в вышине – золотые дворцы бессмертных богов, которые передвигались по Млечному Пути. Только боги могут достигнуть вершин, а смертному добраться туда невозможно.

Итак, вы уже догадались, наша тема сегодня? Правильно, о богах. По мнению древних греков, все происходящее в мире- гроза, молния, ветер, дождь, морские бури- случались по воле богов, каждого из которых наделяли определёнными

Что такое религия?

Цель урока – познакомиться с некоторыми греческими богами и какое место они занимали в жизни людей .

Слушают учителя, рассматривают слайды Формулируют тему и задачи урока.

Регулятивная: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

4.Усвоение новых знаний и способов действий

Постановка проблемного вопроса.

Работа в группах.

Боги своенравны и капризны. Очень часто вмешивались в дела людей, а сегодня мы с вами вмешаемся в дела богов. По мнению древних греков, самыми любимыми занятиями богов были пиры и развлечения. На одном из пиров боги поспорили, кто из них важнее и поссорились, тем самым, нарушив установленный порядок.

Место, посвященное всем богам называют пантеоном ( пантеон-храм всех богов, обозначает группу богов той или иной мифологии)

Чтобы навести порядок нам предстоит поработать в группах

и решить важный проблемный вопрос:

По какому принципу был устроен греческий пантеон богов ?

1 группа :господствующие (Зевс, Посейдон, Аид, Гера -в высшие божества, Ахиллес -герой Троянской войны)

3 группа : низшие ( сатиры, нимфы, Арес - средние боги , Персефона - жена Аида , Геракл-герой )

4 группа : средние( Дионис, ,Гермес, Гефест,Деметра. Одиссей-герой Троянской войны )

Каждая группы предоставляет отчёт (устный и заполнение таблицы), просматриваются слайды презентации

Класс решает проблемную задачу ( пантеон построен по принципу греческого общества, обожествляются силы природы, наиболее значимые для греков)

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других.

Познавательные:

применяют методы информационного поиска, решают проблемный вопрос

5. Закрепление знаний и способов действий

Фронтальная, словесный, наглядный, беседа, работа с картиной.

-Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в ре лигии египтян не было вовсе ни бога грома и молний, ни бога моря?
- Почему древние греки изображали своих богов в виде людей?( Они верили в силу человека.)

Составьте синквейн по теме нашего урока

Слайд № 24 (памятка)

Вот видите, а греки считали, что смертным недоступна вершина горы Олимп. Мы с вами добрались. Но путь был непрост. Вам понадобились знания. Я надеюсь, что вы будете хорошо учиться и преодолеете любое препятствие на своем пути. Ведь знания дают возможность добиться своих целей.

Это связано с разными природными климатическими условиями, в которых жили греки и египтяне. В Египте поч ти не бывает дождей, Средиземное море не играло в их жиз ни большой роли. В Греции же нет реки, подобной Нилу, от
которой зависела бы вся хозяйственная жизнь страны

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Беседа по вопросам

Заполните лист самооценки.

1.Я сегодня узнал(а), что ___________________

2.Мне ( удалось, не вполне удалось, еще не удалось ) __________

3)Мне было сложно выполнять задание ___________________

4)Я (справился(ась), не справился(ась) с заданием потому, что

Самостоятельно оценивают как и насколько усвоен новый материал.

Регулятивные: дают оценку своей работе

7. Информация о домашнем задании

Воспринимают задание , уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного изучения

Задание в рабочей тетради

Приложение 1.

Зевс оберегает домашний порядок. У эллинов во дворе каждого дома - жертвенник великого бога. Он - покровитель чужестранцев, каждый из них может найти защиту у алтаря Зевса. Во многих мес тах священным деревом почитается дуб. Именно под священным дубом, в роще Додоны, любит отдыхать Зевс. Свою волю, Зевс может передать людям, послав священную птицу - орла. Если греки видят орла, они считают, что им будет сопутствовать удача. Один раз в четыре года в Олимпии греки устраивают Олимпийские игры в честь бога Зевса.

В городе Милете больше других богов чтут владыку морей Посейдона. Для милетян морская торговля - основа жизни. А судьба мореплавателя - в руках Посейдона. Ударит гроз ный бог морей своим трезубцем, и поднимается на море страшная буря, вздымаются огромные пенящиеся волны, как лёгкие скорлуп ки, швыряют они корабли, захлёстывают их или с силой разбивают о прибрежные скалы. Но отложит свой трезубец Посейдон - утихают волны, спокойна бескрайняя гладь моря, и могут продолжить свой путь мореплаватели. А Посейдон на колеснице, запряженной золотогривыми конями, спускается на дно моря в великолепный дворец, где живёт он со своей женой Амфитритой. Богу морей и его супруге послушны обитатели глубин - морские чудовища. Ударами трезубца он колеблет землю, сдвигает горы, создаёт бездонные пропасти, обращает вспять течение рек. Горе тому, кто оскорбит владыку морей!

Лишь немногим могучим героям позволили боги посетить цар ство умерших и вернуться на землю. Одиссей побывал там и увидел тени героев Троянской войны. Поведал Одиссею Ахилл, что лучше быть живым подёнщиком на земле, чем царём в царстве Аи да. Побывал там и Геракл. Он принёс из царства мёртвых адского пса Цербера, это был один из двенадцати подвигов героя.

Душами мужчин подземного царства повелевает Аид, душами женщин - жена его Персефона, дочь богини плодородия Деметры. Аид похитил её, когда она, юной девушкой, безза ботно собирала цветы в поле. Горько плакала и отбивалась Персе фона, но умчал её на колеснице, запряжённой чёрными конями, мрачный Аид. Жалобный крик дочери услыхала Деметра. Девять дней бродила богиня по земле, с факелами в руках искала она дочь и тёмными ночами. На десятый обратилась Деметра к всевидящему богу Солнца - Гелиосу и от него узнала, что дочь её по воле Зевса находится в царстве мёртвых.

Безгранично было горе Деметры. Ушла она от богов и, чтобы никто не мог узнать её, приняла образ старухи. Проливая горькие слёзы, блуждала она по земле. Но как только Деметра покинула Олимп, на земле стали засыхать виноградники и оливковые деревья, растения и животные погибли от засухи. Среди смертных начался голод, люди перестали приносить жертвы богам. Опасаясь гибели всего живого, Зевс послал к Деметре вестницу богов Ириду. Долго уговаривала Деметру вестница богов. Но Деметра объявила, что она не вернётся на Олимп, пока не увидит Персефону. Тогда Зевс послал к Аиду Гермеса, который объявил ему волю великого Зевса: Аид должен отпустить Персефону к матери. С огромной ра достью бросилась Персефона к колеснице и помчалась на землю. Но перед отъездом Аид дал ей съесть гранатовое зёрнышко - символ брака - и тем навсегда связал её с царством мёртвых.

По решению Зевса две трети года - весну и лето - Персефона проводит с матерью на земле. В это время цветут деревья и цветы, а поля дают хлеб. А на треть года спускается Персефона под землю к мрачному Аиду, и земля замирает, засыхает растительность, с тем, чтобы пышно расцвести, когда вновь вернётся на землю Персефона.

Много у Зевса детей, вместе с ним пирующих в светлых чертогах Олимпа. Самый прекрасный из них - бог солнеч ного света, покровитель искусств, златокудрый Аполлон, любимый сын Зевса. Без промаха разят врагов стрелы его лука. Он поразил ими страшное чудовище - дракона Пифона, жившего в Дельфийском ущелье. И с тех пор в Дельфах находится святилище Аполлона.

Чтят златокудрого бога и на Делосе, где он родился. Все умол кают, когда Аполлон появляется со своими спутницами - музами. Их девять, и каждая из них - покровительница науки или искусства. С восторгом внимают боги хору муз и игре Аполлона на струнах.

Дивно играет прекрасный бог, но не переносит он ни насмешек, ни замечаний. Жестоко наказал Аполлон фригийского бога полей, сатира Марсия, за то, что тот стал состязаться с ним в музыке. Победу присудили Аполлону, а Марсия Аполлон повесил, содрав с него кожу.

Боятся люди встреч с сестрой Аполлона, вечно юной прекрасной Артемидой - богиней природы и покровительницей охоты. С колчаном за спиной и луком в руках, лёгкая и быстрая, она преследует дичь по горам и лесам. Её любимые спутницы и подруги - нимфы - богини полей и лесов. Охотники посвящают Артемиде первых убитых животных, головы и клыки кабанов. Горе смертному, который приблизится к юной богине! Стрелы её так же метко разят, как и стрелы божественного Аполлона. Жестоко расправились Аполлон и Артемида со смертной женщиной Ниобой, оскорбившей их мать Латону. Семь сыновей и семь дочерей было у Ниобы. Возгордившись, отказалась Ниоба приносить жертвы Латоне, родившей только двух детей. Услышав жалобы матери, пере били Аполлон и Артемида всех детей Ниобы меткими стрелами. Окаменела от горя несчастная мать, она превратилась в скалу, из которой бьёт источник. Вечно плачет Ниоба о своих детях.

Страшен и людям, и богам кровожадный Арес - бог войны. Фракию, где живут воинственные племена, считают ро диной Ареса. В честь Ареса воины, идущие в бой, издают дикий воинственный клич. С мечом в руке, в полном вооружении носится Арес на колеснице по полю боя. Ужасен Арес во время битвы. Он разит даже тех, кому обещал помощь. Не любит Ареса великий Зевс. Не раз побеждала Ареса любимая дочь Зевса - грозная и во-инственная Афина. В полном вооружении, в шлеме и с острым копьём вышла Афина из головы Зевса. Вздрогнул Олимп, когда богиня спустилась на землю. Грозная богиня помогала героям Эл лады. Она вернула на родину Одиссея. Афину почитают как покровительницу городской жизни. Она богиня порядка и разума, по кровительница ремесла. Любимому городу - Афинам - богиня по дарила священное оливковое дерево. Она научила эллинов различным ремеслам и сама была искусна в различных мужских и женских работах. Аргонавтам она помогала строить корабль, а эллинам, сражавшимся под Троей, - деревянного коня. Особенно искусна богиня Афина в ткачестве.

Как и все боги, Афина не выносит соперничества смертных. В безобразного паука превратила она девушку Арахну, осмелившуюся состязаться с ней в искусстве ткать покрывало. Работа Арахны не уступала по красоте покрывалу богини, но за дерзость девушка была жестоко наказана.

Сделал Гефест и золотое кресло для Геры. Кресло было очень красиво, но, едва богиня села в него, её обвили несокрушимые путы, и она уже не могла подняться. Только Гефест мог освободить Геру, но нелегко было уговорить его сделать это. Тогда богу огня и кузнецов поднесли чашу вина. Забыл свои обиды Гефест, освободил Геру и остался среди богов. Он построил золотой дворец для богов на Олимпе.

Гермес . Искусен и Гермес - быстрый вестник богов, по кровитель дорог и путников. В Элладе на всех перекрёстках стоят каменные столбы с головою Гермеса наверху - гермы. Он провожает души умерших в подземное царство Аида, заботится о стадах и заблудившихся овцах. Покровительствует Гермес и торговым делам, посылая богатство. Он научил людей азбуке и искусству счёта, изобрёл для них меры веса. Гермес хитёр, ловок и изворот лив. Он искусный вор. Ещё ребёнком он угнал стадо коров у Апол лона. Веселый проказник Гермес любит пошутить над богами – он украл однажды у Зевса скипетр, у Посейдона - трезубец, у Ареса - меч, а у Аполлона - лук и золотые стрелы. Гермеса чтут путешест венники, купцы и даже воры.

Сатиры сатиры - наполовину люди, наполовину животные. Сатиры - в греческой мифологии лесные божества, демоны плодородия в свите Диониса. Сатиры падки на вино, вместе с нимфами бродят по лесам, водят хороводы. Сатиры косматы и бородаты, ноги у них заканчиваются козлиными ( иногда лошадиными) копытами. У сатиров рожки на голове, лошадиный хвост и человеческий торс. Они не прочь выпить и подраться. Известен миф о том , как сатир Марсий подобрал флейту, брошенную богиней Афиной. Он достиг в игре на флейте столь больших высот, что осмелился вызвать на состязание бога Аполлона. Аполлон, игравший на кифаре, победил Марсия и в наказание содрал с него кожу.

Приложение 2

Используя дополнительный материал и материал учебника, заполните таблицу и расскажите о богах. Будьте внимательны на предмет специально допущенных ошибок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка представлена в виде конспекта к уроку и презентации.Цель: изучение основных древнегреческих богов и героев, знакомство учащихся с мифами о богах и героях; формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главное.

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме:

Часовских Людмила Леонидовна, учитель истории и обществознания

Цель урока: изучение основных древнегреческих богов и героев, знакомство учащихся с мифами о богах и героях; формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главное.

Дом. задание

Дидактический материал

Характеристика УУД

регулятивные

коммуникативные

познавательные

Религия древних греков.

§29 пересказ выучить понятия

Дать оценку влияния греческой мифологии на культуру античного мира Средневековья нового и новейшего времени.

Давать нравственную оценку героическим поступкам героям древних мифов

Выполнять задания по технике диалога

Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами

1. Организация детей на урок.

2. Проверка домашнего задания.

1. Ахиллес 2. Приам. 3. Полифем 4. Харибда 5. Пенелопа. 6. Алкиной. 7. Патрокл 8. Андромаха 9. Одиссей 10. Фетида 11. Телемах 12. Сцилла. 13. Гектор

3.Определение темы и цели урока. (сл.2)

1. Что вы знаете о Древней Греции?

2. Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

3. Составим план нашей работы.

План урока: (сл.3)

Миф о Деметре и её дочери Персефоне.

4. Изучение нового материала.

1. Боги Греции.

( сл. 4 - 5) Греки верили, что главные боги живут большой семьёй в роскошных дворцах на вершине горы Олимп. Главным богом у греков был Зевс – бог молнии, грома и дождя. Его изображали могучим мужчиной средних лет. Он господствовал на небе. Взмахнёт Зевс рукой - удары грома раскатываются по небу, сверкнёт молния – и хлынут потоки дождя. Один раз в четыре года в Олимпии устраивались Олимпийские игры в честь бога Зевса. По преданию, именно в Олимпии Зевс одержал победу над своим отцом Кроном. В греческих мифах рассказывается, что много веков назад миром правили могущественные существа – титаны. Одним из самых могущественных был Кронос, пожирающий своих детей.

( сл. 6) Крону сказали, что его дети отнимут у него власть. Тогда он решил съесть своих детей, рождённых от Реи. Когда родился Зевс, Рея подсунула ему камень, завёрнутый в пелёнку. Так Зевс остался жить, а когда вырос, победил своего отца. Атрибутами Зевса были: щит и двусторонний топор (лабрис), иногда орёл. Жил Зевс на горе Олимп (Зевс-Олимпиец). Зевс освободил своих двух братьев: Посейдона и Аида.

Бога моря Посейдона изображали могучим мужчиной с горделивой и величавой осанкой. Взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем – вздымаются, словно горы, морские волны, бушует на море свирепая буря. Посейдон со своей женой Амфитритой и сыном Тритоном обитает в роскошном дворце на дне моря. Ездит по морю на колеснице, запряженной длинногривыми белыми конями, вызывает бури, разбивает скалы, выбивает источники.

2. Теперь обратимся к учебнику, прочитайте про других богов, заполните таблицу:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Религия и её место в жизни древних греков. " Боги ль на землю сошли и явили свой образ или на небо мы сами Богов возреть восходили. Филипп Фессалийский.

Цель урока: обучение исследовательской работе путем частично- поискового и проблемного метода

Образовательные задачи:

Способствовать усвоению знаний о богах Древней Греции на эмпирическом уровне, особенностях религиозных представлений (на основе внутрипредметных связей по истории Древнего Египта, Древнего Междуречья, других государств). Изучить мифы о древнегреческих богах, актуализировать и дополнить признаки понятия “религия”, “многобожие”, “боги”, Сформировать образное представление о божественном пантеоне Древней Греции.

Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации, выделять главные факты (анализировать миф как исторический источник). На основе актуализации знаний по истории и религии Древнего Египта способствовать развитию у учащихся умений анализа, сравнения, сопоставления. Способствовать утверждению понимания закономерности о взаимосвязи религиозных верований с занятиями

Формы: индивидуальная, в парах, фронтальная.

Организационный момент: Здравствуйте, присаживайтесь. Сегодня у нас не совсем обычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Но я уверена, у нас всё получится. Я желаю вам рабочего настроения, уважительного отношения к ответам одноклассников и только отличных и хороших оценок.

Актуализация знаний:

На прошлых уроках мы с вами говорили о жизни и деятельности людей одной из древнейшей цивилизации мира. Сегодня мы вновь отправляемся в страну мифических героев – Древнюю Грецию. Но прежде, чем мы познакомимся с новой темой, давайте вспомним природно – географические условия Греции.

Индивидуальная работа учащегося у доски ( карточка с вопросами)

В какой части света расположена Греция?

На каком полуострове?

Какими морями омывается?

Какой самый крупный остров у берегов Греции?

Много ли полноводных рек? Плодородной почвы на территории Греции? Какой климат?

Исходя из природно – климатических условий, а так же ранее изученного материала назовите основные занятия греков.

Выращивали виноград и оливки;

мореплавание и морская торговля;

разведение овец и коз, (для крупных не хватало пастбищ);

войны (борьба за господство в Эгейском море).

-Кто автор данной поэмы? ( Гомер).

-Когда была написана данная поэма по предположению ученых? ( в 8 в. до н. э.)

О – - - - - й - имя главного героя поэмы.

П - - - - - - а – царица на острове Итака, ждавшая мужа 20 лет.

Д - - - - - к – слепой сказитель, в образе которого Гомер, возможно, изобразил самого себя.

П - - - - - - н – бог моря, мстивший Одиссею за своего сына, одноглазого циклопа Полифема.

Ребята, скажите, кто кроме людей является героями поэм?

А посмотрите на экран и послушайте внимательно стихотворение, для того, чтобы узнать о ком оно.

С древнейших пор взгляд неподкупно строгий
Бросали на людей с Олимпа Боги.
Их забавлял, сей человечий быт -
Понять решили – из чего он состоит
Взял Зевс Богов Гермеса с Аполлоном
И в колеснице едут к нам со склонов.

Вопросы классу:

Слайд № 3

1. Итак, о ком же это стихотворение?

- Имена, каких богов упоминаются?

- В какое количество богов верили греки?

- В какой стране ранее вами изученной тоже верили в нескольких богов?

- А какой народ, в отличие от древних греков, египтян верил только в одного бога, создавшего весь мир?

2. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Дайте определение понятию “религия”. (Это вера человека в сверхъестественные силы)

- Почему появляются религиозные верования? (Человек не мог объяснить явления природы)

- Таким образом, тема исследования нашего урока: религия древних греков

Тема урока: “Религия, ее место в жизни древних греков”

Слайд № 5.

Эпитетом нашего урока послужат слова греческого поэта Филиппа Фессалийсккого

Боги ль на землю сошли и явили свой образ

Слайд

План урока:

Как греки представляли себе богов.

Каким стихиям и занятиям боги покровительствовали.

Отражение в религии общественных отношений.

Для достижения цели мы будем работать с учебником, картой, анализировать отрывки из мифов, раздаточного материала, заполнять таблицу в рабочей тетради.

Попытаемся извлечь нужные сведения из картин. Работать с картой и текстом учебника. Дополнительным раздаточным материалом.

Слайд № 5.

Эпитетом нашего урока послужат слова греческого поэта Филиппа Фессалийского.

Боги ль на землю сошли и явили свой образ

Ребята, посмотрите на экран. Нам пришло послание. Давайте узнаем от кого оно?

Слайд № 6

Послание.

Здравствуй, Наша благословенная Земля.

Благодарим тебя за трепетное отношение к записям, которые восстанавливают страницы истории из жизни нашей планеты. Мы жили на Земле более 300 веков назад, но по космическим меркам – это миг. Олимп – место Священное и сегодня мы предлагаем наслаждаться величием Олимпа.

Вопросы классу:

1. От кого пришло это послание?

Работа с картой с. 111 учебника. Настенной картой.

1. Найдите гору Олимп. В какой части Греции она расположена?

2. Посмотрите на южную часть Греции (Пелопоннес), найдите подобное название

Т.о. в Греции есть 2 места с похожим названием: одно – это гора Олимп на Северной Греции, где согласно верованиям, на вершине Олимпа находились дворцы богов.

Другое место – Олимпия, в Южной Греции, где греки раз в 4 года устраивали знаменитые спортивные игры, которые были учреждены в честь Зевса.

Ребята, а сейчас в наше время проводятся Олимпийские игры? Кто-то скажет, где проходили зимние Олимпийские игры в 2014 г?

Т.о. боги жили на горе Олимп, а как же появились в Греции боги?

По греческим мифам в начале жизни существовал лишь вечный, безграничный, Хаос. Именно из него возник весь мир и бессмертные боги.

. Слайд № 6

Три поколения богов.

Из Хаоса произошла богиня Земля – Гея и бог неба – Уран. 6 сыновей и 6 дочерей могучих, грозных титанов было у Урана и Геи. Младший из них, коварный Крон низверг своего отца и отнял у него власть.

Но Крону было предсказано, что у него отнимут власть его дети. Зевс вырос и восстал против своего отца. В жестокой борьбе на земле Олимпии победил его. Поэтому здесь и был возведен храм Зевса.11111111111111111 Семь чудес света.

Самостоятельная работа с раздаточным материалом.

Ребята. А сейчас, на основании дополнительного материала, мы более подробно познакомимся с Богами Древней Греции.

Слайд № 7 РИС. №2 /ЗЕВС/

- Зевс – сильнейший из богов или царь богов и людей. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром – всё это происходит по воле Зевса, он тучегонитель и громовержец. Горе тому, кто нарушит порядок установленный Зевсом на Земле! Поэтому те, кто клянутся, всегда призывают Зевса в свидетели. “Клянусь Зевсом!” - говорят у эллинов. Зевс оберегает домашний порядок, поэтому во дворе каждого дома находится жертвенник. Он покровитель чужестранцев, каждый из них может найти защиту у алтаря Зевса. Свою волю Зевс может передать людям, послав священную птицу – орла, увидеть её считалось к удаче.

- Покровителем какой стихии был Зевс?

- Судьба мореплавателей в руках Посейдона, повелителя морей. Ударами трезубца он колеблет землю, сдвигает горы, создаёт бездонные пропасти, обращает вспять течение рек. Горе тому, кто оскорбит владыку морей.

- Покровителем, какой стихии был Посейдон?

- Кто из греков испытал на себе гнев Посейдона и почему?

Одиссей. Так как Обидел сына Посейдона Полифема.

- Покровителем, какой стихии был Аид?

РИС.№5 /ДЕМЕТРА/-

Откройте в учебнике стр.129 , п.2, миф о богине Деметре и её дочери Персефоне. Самостоятельно прочитайте, но при этом подготовьте ответ на вопрос:

покровительницей, какой стихии была Деметра?

- Кого отправил Зевс к Аиду, чтобы помочь людям? /Гермеса/

РИС, №6 /ГЕРМЕС/

- Гермес – быстрый вестник богов, в золотых крылатых сандалиях и с волшебным жезлом в руке, покровитель дорог и путешественников, он также покровительствует торговым делам, посылая богатство. Он научил людей азбуке и искусству счета, изобрел для них меры веса. Он провожает души умерших в подземное царство Аида, заботится о стадах и заблудившихся овцах.

- Покровителем, какой стихии был Гермес?

РИС.№7 /АПОЛЛОН/

- Много детей было у Зевса, самый прекрасный из них – бог солнечного света, покровитель искусств, златокудрый Аполлон, любимец Зевса.

- Покровителем, какой стихии был Аполлон?

РИС. №8 /АРТЕМИДА/

- Сестра Аполлона, вечно юная прекрасная Артемида – богиня природы и покровительница охоты. С колчаном за спиной и луком в руках, лёгкая и быстрая, она преследует дичь по горам и лесам.

- Покровителем, какой стихии была Артемида?

РИС. №9 /АФРОДИТА/

- Нет на Олимпе богини прекраснее Афродиты. Из белоснежной пены морских вод родилась прекрасная богиня. Куда ни ступит богиня – повсюду благоухают цветы. Дикие звери следуют за ней, как ручные. Афродита – богиня любви и красоты.

- Чему покровительствовала Афродита?

РИС. №10 АРЕС/

- Страшен и людям, и богам кровожадный Арес – бог войны. Атрибуты Ареса – копьё, горящий факел, собака, коршун. В честь Ареса воины, идущие в бой, издают дикий воинственный клич.

- Покровителем, какой стихии был Ареса?

РИС. №11 /АФИНА/

- В полном вооружении, в шлеме и с острым копьём вышла Афина из головы Зевса. Вздрогнул Олимп, когда богиня спустилась на землю. Грозная богиня помогала героям Эллады. Она вернула на родину Одиссея. Афину почитают как покровительницу городской жизни. Она богиня прядка и разума, т.е. мудрости, покровительница ремесла. Любимому городу - Афинам богиня подарила священное оливковое дерево. Она научила эллинов ремёслам и сама была искусна в различных мужских и женских работах. Аргонавтам она помогала строить корабль, эллинам, сражавшимся под Троей – деревянного коня.

- Чему покровительствовала Афина?

РИС. №12 /ГЕФЕСТ/

- Не только Афина искусна и в ремёслах. Славится своим ремеслом и бог Гефест- бог огня и кузнечного дела.

Беседа с классом:

- Что привлекает вас в герое мифа о Прометее?

- Покровителем, какой стихии был Гефест?

РИС. №13 /ГЕРА/

- Жена Зевса. В её честь один раз в пять лет, устраивались специальные празднества – гереи. Гера - богиня семейного очага и покровительница женщин.

- Покровителем, какой стихии была Гера?

РИС. №14 /ДИОНИС/

- Бог растительности, покровитель виноградарства и виноделия.

В честь него 2 раза в год устраивались празднества. Первый раз – весной, когда сажали новую виноградную лозу, второй – осенью, когда созревало молодое вино. Вместе с Дионисом на торжествах присутствовали и его спутники – сатиры, одетые в козлиные шкуры.

- Покровителем, какой стихии был Дионис?

Посмотрите на рис с 130 .и скажите

Какие ещё низшие божества существовали у древних греков?

Работа с документом С.131.

Вопрос классу. – 1. На кого были боги похожи своей внешностью?

-Чем боги отличались от людей? (бессмертны)

- Почему всех своих богов греки изображали в облике людей. ( Верили в силу человека. Греки верили, что боги, как люди, могут любить и ненавидеть, гневаться и переживать.)

Какую же роль играла религия в жизни греков?

Религия в жизни греков.

Повторение и закрепление изученного.

Проверка таблицы

- Вот и состоялось знакомство с олимпийскими богами. А теперь я хочу узнать, как вы усвоили новый материал? Правильно ли заполнили таблицу? У кого есть ошибки, то при выполнении домашнего задания ещё раз поработайте с таблицей и исправьте их.

Читайте также: