Конспект занятия психолога по правам детей

Обновлено: 02.07.2024

I. Орг. Момент.
1. Создание проблемной ситуации.
- Добрый день, ребята. Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи! Начнём нашу беседу с небольшого эксперимента. Приглашаю одного воспитанника. Из двух предметов нужно выбрать один. (два карандаша разного цвета, две точилки, два воздушных шара и т.д.)
- Почему ты выбрал эти предметы? Что выбирает для себя человек?
Вывод: человек выбирает то, что ему нравится. Человек имеет право выбора.

4. Выполнение продуктивного задания
- Но я хочу вам сказать, что каждое право несет за собой обязанность. Это мы с вами сейчас обсудим и создадим памятку воспитанника 8 группы.
- Перед вами карточки с правами и обязанностями, а также белый лист бумаги. Сейчас мы с вами будем угадывать права и выяснять, какие обязанности из этого вытекают. Затем с одной стороны листа мы наклеим права, а напротив обязанности и у нас получится памятка, которую мы обязаны знать и соблюдать.

2. Какое право нарушил Синьор Помидор, упрятав Чипполино за решетку? (Право на свободу и презумпцию невиновности. Уважение личного достоинства и защита своих прав)
- Обязанность - Уважать достоинства других людей и их права.
- Здесь так же нарушено право на свободу выражения своих мыслей
- Обязанность - Уважать и прислушиваться к мнению других

3. Какое право Золушки нарушала мачеха, заставляя ее работать день и ночь, и не разрешая играть и развлекаться (Право на отдых и досуг и право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуата¬ции и насилия).
- обязанность – Не применять насилие в отношении других людей

5. Обобщение
- Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за столами?
Дети: Право на образование.
- Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.

6. Вывод
Вы ознакомились с правами, которые предоставлены ребенку. Знаем, что государство и граждане страны обязаны защищать права детей и заботиться о них. Но прав без обязанностей не бывает. По мере вашего взросления будет меняться соотношение ваших прав и обязанностей. Знаем, что наши права заканчиваются там, где начинаются права других людей. Сегодня, за этим круглым столом вы реализовали свое права знать о своих правах.

7. Рефлексия деятельности
- Наш сегодняшний разговор был коротким, но в ходе этого разговора у каждого из вас возникли свои мысли. Положите руки на столы, опустите голову на руки, закройте глазки. Я дам вам минутку, чтобы вы вспомнили самое хорошее, доброе, что было сегодня во время круглого стола.
- Откройте глазки.
Молодцы! Вы справились с заданием. Давайте же, перечислим права ребенка, о которых вы сможете рассказать своим друзьям.
Надеюсь, что наша встреча была полезной! Желаю всем соблюдать права! Всего доброго!
Всем спасибо.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тренинговое занятие на

Подготовила :педагог-психолог

МОУ «Табачненская школа Миколайчук О.А.

Обобщить знания детей об основных правах ребенка;

Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.

Оборудование:

Выставка литературы по правовому воспитанию;

Анкета на закрепления материала.

Ход занятия:

Приветствие (все встают в круг):

- Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом! Я предлагаю поздороваться всем тем,

- кто родился зимой, летом, весной, осенью,

-кто пришел с хорошим настроением.

Станет радостно кругом!

- Радостно от того, что мы, повзрослевшие еще на один год, собрались снова вместе с вами для серьезного разговора.

Целеполагание: (рассказывают два ученика)

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза)

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пеленок,

Но главней, нужней, важней для страны - ребенок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земле права его – право на надежду.

- Как понимать последние слова?

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты

1 июня – Международный день защиты детей

4 июня - Международный день детей – жертв агрессии

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека.

Давайте заполним кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:

1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим

3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.

4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.

5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……

П о р я д о ч н о с т ь

с п Р а в е д л и в о с т ь

Р А з у м н о с т ь

В о с п и т а н н о с т ь

О б я з а н н о с т и

3. Основная часть.

- Наш разговор о том, какие права ребенка вы знаете, как вы их понимаете.

- Что такое право? (Совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми) – толковый словарь Ожегова.

- Зачем вообще нужно знать какие-то права людям? (Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни).

-Что это за документ? (Свидетельство о рождении). О каком праве он вам напоминает? (Право на имя).

- Какое право может обозначать сердечко? (Право на любовь и заботу).Что значит забота? Кто о вас заботится?

- Что может обозначать домик? (Право на имущество). Можно ли брать чужую вещь без разрешения?

- Как вы думаете, для чего я вам показываю конверт? О каком праве может идти здесь речь? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать друг за другом).

- А о каком праве вам могут напомнить ваши учебники? (Право на учебу).

Работа по группам.

- Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

- Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).

- Какая самая главная обязанность у вас в семье?

- А у вашего папы?

- У кого больше всего обязанностей?

- А какие обязанности существуют у учеников?

- А откуда вы это знаете? (Устав школы).

- Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника!

- А в Уставе школы ваши права прописаны следующим образом:

Уважать права, честь и достоинство всех участников;

Иметь аккуратный вид;

Соблюдать правила техники безопасности;

Беречь школьное здание, оборудование;

Придерживаться общепринятых правил поведения;

Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.

Анализ ситуаций.

- Мы обозначили главные права и обязанности. Хорошо ли мы умеем их различать? (Каждая группа получает ситуацию, которую необходимо проанализировать и проиграть перед слушателями).

Командир: - Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася: - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребенка запрещен труд ребенка!

Ваня: - Вика, Я мыл-мыл доску, а ты ее разрисовала!

Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Мария Степановна: - Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня: - Вчера было воскресенье. Я имею право на отдых!

Первоклассник (обращаясь к учителю): - Меня обидел ваш ученик, вот этот.

Учитель: - Успокойся, не плачь. Расскажи в чем дело.

Первоклассник: - Он поставил мне подножку.

Сережа: - А он не имеет право унижать мое достоинство, показывая мне рожицы.

Заключительная часть.

- Для того чтобы узнать насколько, вы усвоили материал урока, я предлагаю вам заполнить анкету (каждому ребенку раздается анкета).

Как ты считаешь, существуют ли у тебя обязанности перед школой?

А) Да, существуют.

Б) Затрудняюсь ответить.

В) НЕ существуют.

Разрешено ли нам нарушать права других людей?

А) Да, конечно разрешено.

Б) Разрешено только в редких случаях.

В) Абсолютно запрещено.

Кем были созданы права человека?

Б) Государственной властью.

В) Сотрудниками милиции.

Как вы считаете, каждый ли ребенок имеет право жить и воспитываться в семье?

А) Нет, это право имеют только те дети, которые любят и уважают своих родителей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение прав человека ставит своей целью обучение учащихся умению общаться с другими людьми. Оно предполагает воспитание у школьников познание себя и окружающих, воспитание чувства собственного достоинства, терпимости, доброжелательности к людям. Эти качества составляют основу культуры прав человека. Для обработки правовых терминов и повышения правовых знаний нами использован метод социально-психологического тренинга, включающий дидактические игры интеллектуальные и познавательные с открытыми и фиксированными правилами.

Программа тренинга

Тренинг разработан для учащихся 7-8 классов, но в нем присутствуют упражнения адаптированные также и для 9 класса.

В процессе обучения происходит накопление правовых знаний, формирование правового сознания, умений, правовых установок, правомерного поведения.
Правовые знания проявляются:

В понимании функций права, осознании своих прав и обязанностей.

В точном и осознанном выполнении правовых норм, умелом использовании механизмов по реализации прав, уважении прав других, умений выйти из конфликтной ситуации цивилизованными средствами.

В социально-активном поведении в правовых ситуациях.

Формы работы могут включать в себя:

Игры (проигрывание правовых ситуаций), тренинги.

Проведение диспутов, дебаты.

Работа с правовыми текстами с опорой на наглядный материал.

Контакты с правоохранительными органами: экскурсии, приглашения.

Лекционная работа старшеклассников.

В данном случае используется метод социально-психологического тренинга, включающий активизирующие упражнения, деловые игры, мозговые штурмы, работа с правовыми текстами с опорой на наглядный материал.

Приёмы работы

Работа с наглядным материалом по правовой тематике.

Работа с текстами:

пересказ специальных правовых текстов по опорам;

продолжить задание по предложенной правовой ситуации.

Разбор правовой и юридической терминологии на основе примеров из литературы, жизни, средств массовой информации.

Игровая ситуация, где одни учащиеся заканчивают правовой рассказ, предложенный другими учащимися.

Игровые ситуации, где учащиеся проигрывают различные правовые моменты в качестве нарушителей закона, свидетелей, представителей закона.

Моделирование избирательной компании с участием всех воспитанников школы.

Написание учащимися сочинений, рефератов или рассказа по предложенной правовой тематике с использованием сюжетов исторических и литературных произведений; просмотр кинофильмов, телепередач, связанных с правовой проблематикой с последующим анализом материала.

Проигрывание ситуации Суд Присяжных, где в процессе обсуждается виновность или невиновность юридического лица.

Приемы работы в рамках данного тренинга включают в себя 1,3,5,6 из перечисленных пунктов. Дальнейшая работа социального педагога может продолжаться по вышеуказанным направлениям.

·Развитие аналитического и критического мышления.

·Воспитание вдумчивого отношения и уважения к правам других.

Мобилизовать все имеющиеся знания.

Быстро принять решение зачастую в нестандартной, парадоксальной ситуации.

Выиграть состязание (индивидуальное или коллективное).

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ТРЕНИНГА

Занятия включают в себя элементы социально-психологического тренинга, поэтому проводить их лучше в кабинете психолога или в специальном помещении, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.

Продолжительность занятия не должна превышать 40 минут (время одного школьного урока).

Оптимальная периодичность встреч участников программы 1-2 раза в неделю.

Ведущий должен специально работать над созданием доверительной обстановки все время занятий, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.

Тематика и планы занятий могут меняться в зависимости от задач и проблем конкретной группы детей. Но необходимо соблюдать последовательность, взаимную преемственность тем более обязательно оставлять время на закрепление приобретенных навыков.

Подготовленность психолога к проведению тренинга означает не только знакомство с теоретическими основами разных образных тренинговых методов, но и обязательно личный опыт многократного участия в психологических тренингах разных типов, а также ведения групп хотя бы в роли ассистента.

Важно также желание учащихся стать членами тренинговой группы. Добровольность участия является необходимым профессионально-этическим требованием. Поэтому, пришедший на тренинг потенциальных участников, психолог должен доступно объяснить цели такой работы и ее формы, сформировать у них мотивацию к этой деятельности.

Говорить по очереди

Если хотите говорить – поднимайте руку

Уважать мнения друг друга

Не подавать дурных примеров

Ход первого занятия:

Цель упражнения: групповая рефлексия

Описание упражнения: Каждый участник по очереди сравнивает себя с определенным животным (птицей, насекомым), объясняя это сравнение, и подробно рассказывая об этом животном - где оно живет, с кем, чем питается, веселое оно или грустное.

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

Для начала поиграем. Каждый ряд составляет команду. Сидящие на первых партах - капитаны.

На доске появляются слова: ясность, четкость, стабильность, равенство).

И на занятиях права вы познакомитесь с самыми важными правилами этой игры - законами. Именно закон отвечает этим требованиям (ясность, четкость, стабильность, равенство). Закон регулирует все стороны нашей жизни. А незнание закона может привести к разным неприятностям. На примере разминки в начале занятия, полагаю, мне удалось убедить вас в серьезности и значимости наших занятиеов права.

Как называется основной международный документ по правам человека? (Всеобщая декларация прав человека).

А обладают ли дети такими же правами и свободами, что и взрослые?

Необходим ли специальный документ по защите прав детей? Почему?

Такие документы существуют сегодня, это и есть тема нашего занятия.

Мы приступили к изучению нового раздела - "Права детей". Наше первое занятие посвящено международным документам о правах детей.

4. Объяснение нового материала.

Итак, мировое сообщество руководствуется специальными документами по защите прав детей:

Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, в ней 10 статей, 10 принципов защиты прав детей). Декларация (с лат. "провозглашение");

Конвенция о правах ребенка (ООН в 1989 году, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и обязательств государств по защите прав. Интересно, что на утверждение документа ушла 1 минута, но готовился он 10 лет). Конвенция (с лат. "соглашение").

Разница между ними состоит в правовых последствиях. Государство, подписавшее Конвенцию, берет на себя ответственность и готовность отвечать за невыполнение. Государство ежегодно представляет отчет в ООН о положении детей в своей стране. 54 статьи определяют природу ответственности правительств и родителей за благосостояние ребенка. Более 130 стран, включая Россию, приняли всю серьезность документа. Присоединение же к декларации – лишь намерение государства следовать ее положениям. Несоблюдение основных принципов декларации никаких правовых последствий не имеет. Поэтому, с юридической точки зрения, более значимым документом является Конвенция. Именно Конвенции мы уделим особое внимание на занятиее.

Итак, Конвенция - очень серьезный документ, адресованный правительствам государств. Чтобы он не оказался слишком трудным, попробуем сами предугадать, что в нем может содержаться.

Прежде всего, выясним, кого в Конвенции признают ребенком? (Лицо от рождения до 18 лет).

(На доске ведущий схематично изображает ребенка).

Предлагаю определить, что необходимо ребенку для нормальной жизни, т. е. его потребности. (Еда, друзья, школа, семья и т. д.).

Очевидно, что эти потребности перечислены в Конвенции как основные права детей.

Все права можно разделить на 3 группы:

Обеспечение (право на имя, гражданство, медицинский уход и т. д.).

Защита (от вовлечения в военные действия, экономической и других видов эксплуатации и т. д.).

Участие (свобода речи, мнений, религий, языка и т. д.)

5. Работа по группам.

Цель игры: формирование правового самосознания у подростков.

Правосознание учащихся формируется не только предписаниями и требованиями, стереотипами, но и самостоятельным осмысливанием проблем, поиском выхода из сложных ситуаций, учеников нужно неоднократно сталкивать со злом в различных педагогически конструируемых ситуациях. В результате ученик будет подготовлен к реальным сложностям жизни.

Задачи игры:

Развитие навыков: самопонимания, самоуважения, коммуникабельности, умения слушать, самоутверждения.

Переведение дискуссионных навыков на социально-правовую тематику.

Учащиеся делятся на группы по 4 человека. Педагог определяет предмет игры (связанный с правовыми нормами) и правила спора (не перебивать, уважать мнение другого, не принимать без необходимости другую точку зрения).

Для спора предлагаются следующие темы:

"В школе должно быть самоуправление учащихся"

"Я имею право отстаивать свое мнение перед учителем на занятие"

"Я имею право громко включать музыку в любое время суток"

"Милиция не имеет права меня задерживать без предварительного уведомления родителей или педагогов"

"Я имею право заниматься любой трудовой деятельностью не смотря на имеющиеся у меня дефекты речи (диктором телевидения, певцом, адвокатом, авиадиспетчером, конферансье)"

"Родители и педагоги не имеют права заставлять меня изучать те предметы, которые я не считаю важными для моей дальнейшей трудовой деятельности"

"Родители обязаны принимать все важные решения касающиеся нашей семьи, только посоветовавшись со мной (покупка дорогостоящих предметов, место проведения отпуска, приглашение гостей, в т.ч. неприятных мне; переезд на новое место жительства; планирование семейного бюджета)"

"Я имею право дружить и общаться, в том числе с лицом противоположного пола, не взирая на негативное мнение о моих друзьях родителей и педагогов, а также проводить с ними время (ночью) не ставя в известность взрослых"

В группах присутствуют дети разного пола. Двое учеников из группы спорят, двое - наблюдают, затем участники меняются ролями.

Цель игры: не выиграть спор, а испытать чувство, когда кто-либо с тобой не согласен.

В конце игры обсуждаются чувства, которые возникли во время спора. Соблюдались ли правила спора? Изменили ли вы ваше мнение во время спора?

Каждый имеет право на свое собственное мнение, но надо иметь в виду, что у каждого может быть своя точка зрения.

Умение отстоять свою точку зрения позволяет сделать свой собственный выбор в различных правовых ситуациях.

Умение отстаивать свою позицию в критических ситуациях при гражданских, уголовных и других прецедентах.

Отрабатывать навыки по аргументированной защите собственной позиции.

6. Проверка работы групп.

Ведущий обязательно оценивает работу групп и коротко комментирует ответы.

7. Домашнее задание.

В рабочих тетрадях составьте список своих обязанностей.

Назовите основные международные документы по правам ребенка?

В чем разница Конвенции и Декларации?

Кого в Конвенции считают ребенком?

Назовите основные права, которые предусмотрены в Конвенции?

Что нового вы узнали сегодня на занятие?

Надеюсь, что вы всячески будете способствовать соблюдению прав детей. А на сегодняшнем занятие вы реализовали главное свое право - право знать о своих правах.

Ход второго занятия:

Описание упражнения: Ведущий загадывает простой текст, записывая его на бумагу, после чего передает его остальным участникам на ушко, а участники передают друг другу понятое. Степень совпадения переданного и записанного текста свидетельствует об умении устанавливать контакт.

А теперь вспомним, то что было на предыдущем занятии и поиграем. Каждый ряд составляет команду. Сидящие на первых партах - капитаны.

Цель: помочь учащимся осознать правовые термины, понять их значение и научиться применять в речевой практике.

В ходе игровой ситуации должны развиваться когнитивные, речевые и коммуникационные навыки.

Правовые термины: цензура, клевета, преступник, правонарушение, оскорбление, помилование, мошенничество, взятка, конфискация, коммерция, право, дезертирство, прокурор.

Участникам игры предлагается сесть в круг. Раздаются карточки с правовыми терминами. Учащиеся прочитывают термины, рассказывают, как понимают их значение. Затем находят на столе карточки с определениями этих терминов и зачитывают их.

На следующем этапе игры предлагается работа с терминами, которые уже знакомы. С ними нужно составить предложения по смыслу.

Лучшие предложения зачитываются, повторяются.

Рекомендуется вести "Словарь правовых терминов" (можно групповой).

С помощью воображаемой ситуации игры, учебная деятельность приближается к реальному действию.

Главная задача - переключение основного внимания учащимися с освоения правовых знаний на их практическую значимость.

Цель: закрепление правовых знаний у учащихся об основных правах и законах общества. Развивать самоуважение и независимость принятия правовых решений.

Порядок работы:

Участники делятся на 4 группы.

Заполняют анкеты:

1группа - "Права, которые я имею и хочу сохранить";

2группа - "Права, которых у меня нет, но хочу иметь";

3группа - "Если бы я был родителем, то дал бы моим детям право на…";

4группа - "Если бы мои права были нарушены, я бы сделал…"

В каждой анкете предлагается выделить 5 прав, категорий и расположить их по уровню значимости. Затем каждая группа зачитывает свои ответы и проводится обсуждение высказанного мнения.

Затем педагог рассказывает, как права ребенка защищаются в нашей стране (области, городе). Приводятся примеры основных законодательных актов.

Перед тренингом проводится беседа по материалам Конвенции ООН по Правам ребенка, ознакомление с некоторыми пунктами Устава школы.

Ход третьего занятия:

А теперь вспомним то,ч то уже изучали и поиграем. Каждый ряд составляет команду. Сидящие на первых партах - капитаны.

3. Закрепление материала.

Как вы себя чувствуете? Как температура?

А сейчас предлагаю измерить температуру прав человека в вашей школе, не удивляйтесь. На листочке бумаги считайте только баллы, отвечая на вопросы. Внимательно прослушайте каждое из высказываний и укажите, насколько точно оно применимо к коллективу вашей школы.

В моей школе учащимся обеспечена безопасность и личная неприкосновенность.

В моей школе одинаковые мероприятия для всех.

Члены коллектива моей школы станут выступать против дискриминации, унизительных действий и высказываний.

Когда возникают конфликты, мы решаем их сообща.

В дисциплинарных вопросах каждому учащемуся гарантировано справедливое и беспристрастное отношение при определении наказания и вины.

Никто не посягает на мое персональное имущество или место.

Коллектив моей школы охотно принимает учащихся, преподавателей, персонал разных национальных культур.

Членам коллектива моей школы предоставляется достаточное время для отдыха в течение учебного дня в нормальных условиях.

Учащиеся имеют возможность принимать участие при разработке правил своей жизни.

Максимально возможная температура - 36 градусов "прав человека".

У кого от 20 до 36? В нашем случае хорошо, чтобы температура была близка к 36.

Как вы думаете, почему результат низкий?

От кого зависит температура прав человека в школе?

Многие ошибочно полагают, что знать свои права достаточно. Необходимо помнить, что там, где права, там и обязанности и ответственность. По мере вашего взросления объем и соотношение прав и обязанностей, прав и ответственности будет меняться. Поэтому, заявляя о своих правах, будьте внимательны, ведь ваши права заканчиваются у кончика вашего носа. Чтобы улучшить правовую атмосферу в классе, семье, школе, надо помнить о правах других людей, об ответственности за свои поступки и о своих обязанностях.

Цель: понимание и закрепление изученных понятий в области права, развитие коммуникабельных способностей, умения вести взаимодействие, формирования понятия необходимости, вывод с понятия "личное" на понятие "общее".

Время игры: 1час 20 мин.

Роли участников: Представители разных островов (внутри островов роли могут быть самыми разнообразными).

Роли играющих мастеров (тех, кто регулирует игру изнутри): по необходимости, на каждый остров по представителю.

Задача играющим:

Написать закон острова, включающий свод правил, прав, обязанностей и свобод для живущих на острове и туристов.

2. Неявная задача.

Организовать взаимодействие островов для выживания, т.к на одном острове есть пресная вода, а на втором острове есть спички.

Узловые моменты игры, по которым определяется текущий уровень игры: Приезд новых инопланетян (игровых мастеров) с некой информацией, прозрение игровых мастеров на остовах.

Возможность формирования дополнительных целей играющим: не требуется.

Необходимые материалы:

Легенды для островов (их история, традиции).

Разработка системы ресурсов для островов и объединение законов, таким образом, что бы ни один остров не смог выжить самостоятельно. Создать различное для всех расписание: сколько и каких ресурсов необходимо для 1 дня жизни и т.д.

Ход игры: Выживание каждого острова возможно в двух случаях: объединение законов, кооперация, перераспределение ресурсов всех островов (или хотя бы их части). Ресурсы по островам должны распределяться так, что бы их не хватало до конца игры.

Подведение итогов игры: что вы узнали нового в процессе игры, научились ли вы находить компромисс, общие впечатления.

Материал: шляпа, конверты, схемы прав, макет дерева, картинки членов семьи, разрезные картинки по сказкам, телефоны, магнитофон, запись песен, фото детей на отдыхе, солнышко, медальки.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

(Дети заходят в группу, здороваются с гостями).

II. Основная часть.

1-й конверт.

– Откроем конверт. Посмотрим, какое право зашифровано в нём. Ребята, как вы думаете, что за право изображено на схеме?

– Что означает, иметь право на имя?

– Как следует обращаться друг к другу?

– Как следует обращаться к взрослому?

– А давайте познакомимся с нашими гостями, расскажем какие у нас разные иена.

– Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться нашим гостям, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)

– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.

– А какой документ подтверждает это?

– Верно, свидетельство о рождении, вот этот документ.

– А сейчас, я предлагаю вам занять свои места. (Дети садятся за столы).

2-й конверт.

– А следующий конверт откроет….

– Ребята, подумайте, какое право изображено на схеме?

– Верно, право на семью. Посмотрите, что я для вас приготовила?

– Вспомните, как ещё мы называли такое дерево?

– Верно, генеалогическое. Повторим вместе.

– Посмотрите на наше дерево. Мальчик и девочка находятся на одном уровне, значит, кем они друг другу приходятся? (братом и сестрой)

– Давайте дадим им имена. Как назовем мальчика? А девочку?

– Скажите, кем приходится Миша своим маме и папе?

– А как можно назвать маму и папу одним словом?

– Кем приходится Маша своим родителям?

– У мамы и папы есть мама, кем она является для Маши и Миша?

– У мамы и папы есть папа, кем он является для Маши и Миши?

– Кто Миша дедушке?

– Кто Маша бабушке?

– Как назвать группу людей, живущих вместе?

– Верно, а если вы будете, друг друга любить, беречь и уважать ваше родословное древо всегда будет крепким и здоровым. Как пальчики на ладошках.

Пальчиковая гимнастика.

– Ребята, а здесь ещё одно задание: нужно помочь разгадать ребус. Подумайте, какое слово зашифровано?

– Правильно, это слово семья.

3-й конверт.

– А теперь откроем следующий конверт. А здесь у нас загадка, послушайте.

Где семье комфортно нашей?
Где поутру пахнет кашей?
Там ступают кошки лапки,
А у входа стоят тапки. (Дом, жилище)

– О каком праве пойдёт речь?

– Соберите разрезные картинки к сказкам по образцу.

– Назовите, какие сказки у вас получились. (Теремок, Заюшкина избушка, Ти поросёнка, Рукавичка).

– Какое право нарушено во всех этих сказках?

4-й конверт.

– А мы продолжаем нашу консультацию. …. Открой следующий конверт. О каком праве рассказывает нам эта схема? (Право на образование).

– Рассмотрите каждый свою картинку и назовите её.

– Как назвать эти предметы, одним словом?

– Верно, школьные принадлежности.

– Как вы думаете, каждый человек имеет право на образование?

– Кто обучает вас здесь в детском саду?

– А кто будет вас обучать в школе?

А сейчас вспомните, какие пословицы об учёбе вы знаете?

Я начинаю, а вы продолжаете.

  1. Век живи … век учись.
  2. Учиться всегда … пригодиться.
  3. Ученье – свет, … а неученье – тьма.
  4. Тяжело в ученье – … легко в бою.

Физминутка.

– Отдохнули, а теперь возвращаемся в консультацию.

5-й конверт.

– О каком праве идёт речь в этом конверте? (Праве на мед. обслуживание)

– Почему у Робина Бобина заболел живот?

– Чем опасно переедание? Почему, даже самые полезные продукты могут стать вредными, если их есть в большом количестве?

– Но если вы вдруг заболели, кто вам поможет?

– А сейчас мы с вами проверим, умеете ли вы правильно вызывать скорую помощь. По какому номеру вызываем скорую помощь?

– Для сценки нам нужно трое ребят. (Воспитатель вызывает желающих).

– Кто из вас нуждается в скорой помощи?

– Кто будет вызывать скорую помощь?

– А ты будешь диспетчером скоро помощи.

(Дети занимают свои места и вызывают скорую помощь: сообщаем что случилось, называем чётко адрес)

– Молодцы. (Можно вызвать ещё тройку ребят).

6-й конверт.

– Посмотрите, что у нас в следующем конверте? Да здесь кассета, давайте послушаем, что на ней!

(Дети прослушивают отрывки из детских песен, в которых говориться о праве на свободное перемещение)

– О каком праве говориться в песнях?

– Каждый человек имеет право свободно перемещаться в своей стране и выбирать место жительства. Каждый человек имеет право уезжать из страны и возвращаться обратно.

– Ребята, давайте рассмотрим ваши фотографии на отдыхе, и расскажем гостям, где вы отдыхали и каким транспортом совершали перемещение.

7-й конверт.

– Правильно, ведь права и обязанности живут рядом.

– Возьмите по лучику, вспомните, какие у вас есть обязанности, например, по дому или в детском саду. Называем обязанность и прикрепляем лучик к солнышку.

– Посмотрите, что случилась с солнышком? Оно улыбается вам, радуется тому, какие вы помощники, знаете не только свои права, но и обязанности.

III. Итог.

– Ребята, вот и рассмотрели мы все письма, которые пришли к нам. Давайте ещё раз вспомним и назовем, о каких правах говорилось в этих письмах.

– Как называется документ, в котором все эти права описаны? (Конвенция).

Сюрпризный момент.

(Раздаётся стук в дверь, пришло её одно письмо)

– Ребята, ещё одно письмо пришло на адрес нашего детского сада в группу №4. Это же вам. Откроем. (Воспитатель открывает конверт, в котором медальки юного консультанта. Награждает каждого ребёнка).

Читайте также: