Конспект занятия здравствуй гостья зима старшая группа
Обновлено: 05.07.2024
Воспитывать привычку самостоятельно убирать свое рабочее место, после рисования.
Расширение и обогащение знаний детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветра);
Закрепить названия и последовательность зимних месяцев;
Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы;
Учить устанавливать причинно – следственные связи;
Продолжать развивать речь как средство общения;
Развивать умение поддерживать беседу;
Формировать умение правильно и полным ответом отвечать на вопросы воспитателя;
Учить образованию притяжательных прилагательных; (след - медвежий, лисий, волчий, заячий, вороний)
Поощрять попытки высказывать свою точку зрения.
Развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила;
Побуждать к самостоятельности в игре;
Формировать доброжелательное отношение друг к другу, привычку сообща играть.
Продолжать учить детей рисовать акварелью;
Совершенствовать умение рисовать по мокрому листу, широкой кистью;
Учить использовать в работе не традиционный материал (соль).
Развивать умение слушать музыку.
Ход деятельности:
«Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Как махнула рукавом –
Хотите с ней познакомиться? Она пришла к нам в гости.
Зима: Здравствуйте, ребята!
Зима: Я, зимушка – зима. Ребята, а много ли вы знаете обо мне? О зиме? (ответы детей)
А какие вы еще знаете зимние месяца? (январь и февраль)
- Правильно. А как вы думаете, без чего зимы не бывает? (ответы детей)
Ох, как заяц напетлял,
От лисы он убегал.
Волку не достался
И живой остался.
На столе разложены картинки следов и животных, лупы. Необходимо подобрать к каждому следу - животное (дети выполняют задание).
Зима: Вот какие молодцы! Все следы узнали. Хорошие из нас следопыты вышли.
- Ребята, а чем вы любите зимой заниматься? (ответы детей) И мороза, и холода не боитесь? (ответы детей) А давайте разомнемся. Хотите? (ответы детей). Повторяйте, за мной (дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Морозы детям не беда,
Не страшны им холода.
(идут по круг, взявшись за руки)
Ходим в шубах и ушанках,
(имитируют надевание шубы и ушанки)
И катаемся на санках.
А потом на лыжи встанем,
И с горы кататься станем. Вот так!
Снег пушистый все летает,
(плавные движения рук в стороны, вверх, вниз)
А метель всё завывает.
Сколько снегу намело,
Все тропинки занесло.
Мы дорожки разгребём
И в снежки играть пойдём!
Я вам буду читать стихотворения, а вы должны добавить слово, подходящее по смыслу (на снежинках написаны стишки, зима их зачитывает)
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (снег)
С неба все скользят пушинки -
На поселке, на лужок
Все снижается. (снежок)
Вот веселье для ребят -
Все сильнее. (снегопад)
Все бегут в перегонки,
Все хотят играть в. (снежки)
Словно в белый пуховик
Рядом снежная фигурка -
Это девочка. (снегурка)
На снегу - то, посмотри? -
С красной грудкой. (снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (снег)
Зима: Как много слов вы подобрали. Я, Зимушка – зима, много снега принесла. Посмотрите вот сюда. (На столе стаканчики с холодной водой, две ёмкости: со снегом и кубиками льда, ложки, салфетки) Что это? (ответы детей)
Зима: А какой снег? (дети трогают снег и лёд - холодный, белый, пушистый, мягкий)
- А какой лёд? (Холодный, твёрдый, прозрачный, хрупкий)
- Чем они похожи? (Это замерзшая вода; и снег и лёд холодные; бывают только зимой)
- Чем снег и лёд отличаются? (Снег мягкий, а лёд твёрдый; снег не прозрачный, из него можно лепить, а изо льда нельзя).
- А как вы думает, что произойдет, если мы снег положим в воду? (ответы детей) А если мы положим лед в воду? (ответы детей) А давайте мы с вами попробуем и посмотрим, что произойдет со снегом и льдом, если их положить в воду.
Эксперимент: Дети набирают снег ложкой, кладут его в стакан с водой и наблюдают. Описывают, что видят (снег начал таять, тает быстро или медленно, превращаться в воду). Затем дети берут кубики льда и кладут в стаканчик с водой и наблюдают. Описывают что видят (лед не тает сразу, ему необходимо больше времени, он не тонет)
Снег идет, снег идет.
Дворник улицу метет.
Стороной народ идет.
Заниматься нам не лень:
Мы немного разомнемся,
За дела опять возьмемся.
(произвольная имитация движений)
Зима: Ох, сколько снега выпало, словно снегопад прошел. А вы знаете, что такое снегопад? (ответы детей) А давайте мы с вами его нарисуем. Хотите? (ответы детей)
Детям раздают заранее прорисованные заготовки. На акварельной бумаге восковым белым карандашом нарисованы снежинки, затем поверх наносим краску и посыпаем крупной солью. Когда кристаллы соли высохнут, то получится блестящий снегопад.
Зима: Какие вы замечательные помощники. Но пришло время прощаться. До свидания, ребята.
Дети: До свидания.
Список используемой литературы и интернет ресурсов
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Цель : расширение и закрепление знаний детей о природе в зимнее время.
- Образовательные: обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы;
- Развивающие: развивать познавательный интерес к зимним явлениям природы в зимнее время; развивать познавательные процессы (память, мышление, внимание, восприятие).
- Воспитательные: воспитывать у детей доброжелательность по отношению друг к другу, любовь к родной природе, способствовать развитию умений видеть и чувствовать красоту зимней природы.выцЙ А4ГЬ4НГЭХГ8=ЪЭГ87НОГРНПЕАВЫФву
Интеграция образовательных областей:
- Коммуникация
- Познание
- Художественное творчество
- Беседа с детьми о зиме, о её характерных признаках, об изменениях в природе;
- Рассматривание различных зимних пейзажей;
- Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о зиме;
- Рисование зимнего пейзажа;
- Наблюдение на прогулке за зимними явлениями природы.
Словарная работа: лёд, снег, метель, вьюга, снежинки, снегопад, пушистый, липкий, искрящийся, воздушный, мороз.
Оборудование и материалы:
Ход совместной деятельности:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся!
- Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Воспитатель: А сейчас, ребята, отгадайте про кого эта загадка?
Под белой ватой
Скрылись улицы, дома.
Рады снегу все ребята –
Снова к нам пришла … зима.
- Зима – это замечательное время года! А скажите, пожалуйста, сколько месяцев зима?
Дети: Зима – три месяца!
Воспитатель: Назовите, их!
Дети: Декабрь, январь, февраль!
Дети встают по кругу, передают снежок друг другу и называют зимние слова: вьюга, снег, метель, снежинка и т.д.
Воспитатель: Конечно, не бывает зимы без снега! (Перед детьми выставляется чаша со снегом. Рассматривание снега).
- Посмотрите, можете его потрогать.
- Какой снег? (белый, холодный, пушистый, колючий, мокрый, липкий, лёгкий).
- Какой снег на ощупь? (холодный).
- Какой снег по цвету? (белый).
- Как что? (сахар).
- Какой снег по весу? (легкий).
- Как что? (как пёрышко).
- Ещё подумайте и скажите, какой снег бывает, когда светит яркое солнце? (блестящий, искрящийся).
Воспитатель: Молодцы! А сейчас, я прочитаю вам стихотворение, а вы будете внимательно слушать и добавлять слова, подходящие по смыслу:
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю … снег.
С неба всё скользят пушинки –
На посёлки, на лужок,
Всё снижается … снежок.
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее … снегопад.
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … снежки.
Словно в белый пуховик,
Рядом снежная фигурка –
Это девочка … снегурка.
На снегу-то посмотри,
С красной грудкой … снегири.
Воспитатель: Мы с вами славно потрудились и теперь мы отдохнём.
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),
Там снеговика лепили (махи руками),
А потом с горы катились (движения руками сверху вниз),
Веселились и резвились (прыжки на месте на двух ногах),
В Катю кинули снежком (лепим снежок и бросаем вдаль),
Получился снежный ком (круговые движения перед собой),
Холодно гулять зимой (мотаем головой),
Побежим скорей домой (бег на месте).
(повторяем два раза).
Воспитатель: Отдохнули, а нас ждёт следующее задание! Ветер очень сильно дул, поломал и разбросал снежинки и вам нужно их собрать.
(Дети делятся на 2-3 человека и собирают снежинки).
Воспитатель: Молодцы, у вас получились красивые снежинки! Мы с вами много говорили о зиме, а теперь давайте попробуем её нарисовать. Вот здесь на столе лежат разные картинки, и вам нужно выбрать подходящую и наклеить на ватман.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Посмотрите на картину и скажите, всё ли правильно сделано?
Дети : Да, здесь изображена зима, зимний лес.
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою, чудной жизнью он блестит.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что же случилось с нашим снегом?
Дети: Снег растаял.
Воспитатель: А почему, как вы думаете?
Дети: Снег растаял, потому что в зале тепло.
Воспитатель: Правильно, когда тепло, то снег будет таять и превратится в воду. А если воду вынести на улицу в мороз, то что случится с водой?
Дети: вода замерзнет и превратится в лёд.
Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали много интересного о зиме. А что же вам больше всего запомнилось?
Воспитатель: Молодцы! Вы славно потрудились и я приготовила для вас сюрприз! (вносится корзина со сладостями).
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект открытого комплексного занятия в старшей группе
Прогнозируемые достижения:
Знать: характерные признаки зимы.
Уметь: слушать вопросы и отвечать развёрнутыми предложениями; рассматривать картину, придумывать ей своё название; находить слова со звуком [С], рисовать пейзаж, изображая окружающую природу; объяснять пословицы и поговорки.
Воспитывать: любовь к природе желание её беречь и охранять, умение видеть её красоту в произведениях поэтов, художников.
Используемые казахские слова: қыс, ақ ,аяз, қар, жауып тұр, сауық.
Ход занятия.
Загадка:
Дел у меня не мало:
Я белым одеялом
Всю землю покрываю,
В лёд реки одеваю,
Зовут меня. (Зима)
Беседа о зиме
-Правильно, это зима. Уже несколько дней как Зима хозяйка на земле. И конечно, она изменила всё вокруг по своему. Вспомните, у каждого времени года свои краски. Какие краски у зимы? Белые.
-Какое время года было до зимы? Осень.
-А сейчас. зима. И как изменилась природа зимой? Дни стали короче, ночи длинее, деревья стоят голые, иногда в инее, не видно земли, ни травы, ни тропинок, ни ямок, ни бугорков, всё сравнял снег.
-А какая бывает погода зимой? Холодно, мороз, идёт снег – хлопьями или крупой; сногопад, снег с веторм- буран, вьюга, метель,пурга, гололёд, солнце светит мало, часто пасмуро.
-Как ведут себя звери зимой? Многие впадают в спячку – медведь, ёж, суслики, сурки, хомяки, барсуки; заяц стал белым, волк, белка – посветители стали седыми, чтобы не было заметно на снегу; животные гор спустились вниз к подножью, некоторые запасли корма, прячутся в своих жилищах, труднее достать корм.
-Есть ли зимой насекомые? Нет, никаких, спрятались глубоко в землю, залезли в щели коры деревьев.
-А как ведут себя птицы зимой? Жмутся к человеческому жилью.
-Почему? Много снега, промерзает земля, кора деревьев, ягоды, семена, трудно достать корм.
-Как помочь птицам? Построить кормушки, подкормить.
-Назовите птиц, которые прилетают к нам вместе с зимой? Синица, снегирь, щегол.
-Какие птицы остались зимовать? Ворона, голубь, воробей, дятел, сорока.
-Ну а чем взрослые занимаются зимой? Чистят снег, топят печи.
-А, вы, дети, что любите делать зимой, в какие игры играть? В снежки, в хоккей, кататься на санках, на лыжах, лепить снеговика.
-И вам совсем не холодно? Нет
-Самое холодное время года, а приносит нам с вами самый яркие и весёлые, самый теплый и желанный праздник. Какой? Новый год! Новогодняя ёлка.
-Мы часто на занятиях знакомились с народными пословицами, поговорками. Вот и сегодня я познакомлю вас с пословицами о зиме. А вы попытаетесь объяснить, почему так говорят.
Пословицы, поговорки о зиме.
-Зима не лето, в шубу одета.
-Зима лодыря морозит
-Всё зимой сгожается, что летом урожается
-Летом солнце греет, а зимой морозит.
Молодцы, вы всё правильно понимаете, а саейчас я вас научу как узнавать погоду по народным приметам.
Приметы погоды
-Утром иней на деревьях, днём снега не будет.
-Вечером дым из трубы вверх столбом к ясной морозной погоде.
Вот теперь идя утром в детский сад или возвращаясь вечером- вы будете обращать внимание на эти приметы и знать какая днём будет стоять погода.
-А теперь, ребята подойдите к этой картине. Давайте рассмотрим её.Кто нарисован на этой картине?
-Какое время года?
-Почему вы так думаете?
-Какое время суток?
-Что делают дети?
-Какое у них настроение?
-А сейчас мы поиграем в словесную игру. Вы должны подкмать, найти и назвать слова, связанные с зимой, слова со звуком [С].
Словесная игра « Найди слова зимы со звуком [С].
Снег, снежинка, снежок, сугроб, снегопад, снеговик, свиристель, снегирь, след, синица, санки, стужа, снегурочка.
На каждое ваше слово я кидала белую фишку Теперь давайте посчитаем сколько зимних слов со звуком [С] вы сказали. Ай, да молодцы!
-А сейчас, ребята, возьмите по две снежинки, встаньте в круг, подпрыгните высоко и подбросьте вверх снежинки. Вот так! Мы превратим наш уголок природы в снежную полянку.
«Здравствуй, гостья Зима.
Просим милости к нам.
Песни севера пить
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас
Где угодно гуляй
Строй мосты по рекам
-Много художников запечетлели красоту зимней природы в своих картинах. И сейчас вы, мои маленькие художники, на мольбертах гуашью и пальчиками нарисуете свои картины зимы.
Программное содержание: Учить детей различать и называть времена года, отмечать характерные признаки зимы, описывать и обобщать зиму по элементам модели. Закреплять знания об особенностях существования растений зимой, об образе жизни и поведении животных, птиц. Развивать навыки учебной деятельности, зрительное внимание. Расширять словарный запас слов за счет имен существительных, слов, обозначающих действия предметов, и прилагательных. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающего мира.
Ход ООД:
Станьте рядышком друг с другом, словно месяц — полукругом и послушайте стихотворение.
Вы кружите, мерцаете
В молчании лесном
И землю устилаете
Блестящим серебром. (А. Липецкий)
— О каком времени года говорит поэт в этом стихотворении? (о зиме)
— Вы хотите поговорить сегодня о зиме?
— Садитесь за столы и внимательно слушайте меня.
— Назовите все времена года?
Каждое время года любит свой определенный цвет. Попробуйте отгадать, какой цвет любит зима? (белый). Почему? (все вокруг покрыто белым снегом). Весна любит — зеленый. Почему? (все вокруг зеленеет, появляются зеленые листочки и зеленая травка). Лето — красное, потому, что все вокруг яркое, теплое, пестрое от множества цветов и ласкового солнышка. Ну, а осень — желтая, вянет и желтеет вся трава и листья на деревьях.
— А сейчас отгадайте мои загадки, а ответы на них вы будете давать с помощью квадратов, которые найдете у себя на столе.
1.Тает снежок, ожил лужок,
день прибывает, когда это бывает? (весна)
2. И светла, и широка наша тихая река,
побежим купаться, с рыбками плескаться.(лето)
3. Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья,
По ветру вьются, летят (осень).
4. Под голубыми небесами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. (зима).
Молодцы! Все дали правильные ответы, никто не ошибся.
Давайте продолжим игру с квадратами (" Что сначала, что потом”)
Сначала была весна, возьмите квадрат — весна, положите перед собой, а потом (дети выкладывают квадраты у себя на столах по — порядку времен года, начиная с весны).
— Скажи, Маша, сначала была весна, а потом (дети проверяют у себя).
Сначала была осень, а потом?
— Скажи, Антоша, сначала была осень, а потом? А вы проверьте у себя.
Замечательно, молодцы, уберите квадраты на край стола, они нам больше не нужны.
— После чего наступает зима?
— Сколько месяцев она длится?
— Назовите зимние месяцы?
— Какой сейчас месяц? (февраль).
Давайте расскажем о феврале с помощью вот этой карточки — дорожки (выставляю на доску мнемотаблицу февраля и вызываю к доске ребенка- он показывает и рассказывает).
Февраль — последний месяц зимы, день в феврале увеличился, а ночь стала меньше, короче. Говорят — январь с морозами, а февраль с метелями, вьюгами, снегопадами. Солнышко поднимается все выше и выше, греет сильнее и сильнее, тают сосульки и снег. В феврале зима с весной встречается.
Хорошо, садись, Марина.
— Скажите, а какая она зима? (холодная, белая, морозная, снежная, красивая, суровая, веселая, волшебная).
— А что делает зимой снег? (идет, падает, блестит, кружится, лепится, тает, скрипит, рассыпается).
— А как живут зимой лесные звери? (по -разному).
—Каким должен быть настоящий заяц, чтобы выжить в зимнем лесу? (белый, острые зубы и быстрые ноги).
— Чем заняты зимой волк и лиса? (охотятся, они — хищники).
— Почему мы не видим медведя и ежа? (они спят).
— Что делает белка в сильный мороз? (спит, укрывшись пушистым хвостом).
— А кто заботится о домашних животных? (хозяин).
— А что любят делать дети зимой? (кататься на санках, лыжах, лепить снеговика).
Ну — тогда выходите на коврик — поиграем и мы.
Ждали зиму мы давно.
Все смотрели мы в окно.
Наконец, она пришла -
Здравствуй, зимушка — зима!
Всюду снег на ветках пышных,
Ветерка почти не слышно,
Речка быстрая молчит,
Птичья песня не звучит.
Снежинки в небе кружатся
И тихо ложатся на землю.
Эй! ребята, выходите
И на саночки садитесь,
Мы на саночки садились,
Быстро с горки покатились,
Быстро-быстро с горки вниз,
Мы на лыжи дружно встали,
Друг за другом побежали.
В зимний день среди ветвей
Стол накрыли для гостей. (что это?).
(приглашаю всех посмотреть на доску, выставляю картинку с изображением кормушки с помощью магнитов, а картинки с изображением птиц выкладываю на столе перед доской). Рассказываю.
— Попробуйте узнать, какие птицы прилетят к кормушке?
В понедельник прилетели к кормушке небольшие птички крошки и семечки съели, а рябину не тронули? — ребенок находит воробья и ставит к кормушке.
Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не тронули, а сало и семечки склевали. Кто это? — вызванный ребенок находит и ставит к кормушке синичку).
В среду прилетали к кормушке небольшие птицы с красными грудками — они клевали ягоды рябины (ребенок находит снегиря и ставит к кормушке).
В четверг у кормушки обедали большие птицы. Они встречаются у нас очень часто. Бывают белые, черные с синим отливом. Кто обедал на кормушке? (ребенок ставит голубя).
Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
А сейчас отгадайте, пожалуйста еще одну загадку.
Зимой на ветках яблоки, скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки — ведь это? (снегири).
— Какие это птицы? (зимующие или перелетные?).
— Как же себя чувствуют зимующие птицы? (им холодно, голодно, мы не забываем их подкармливать.)
Давайте расскажем и покажем, как мы кормим птиц зимой?
Сала дам синичке.
Эти крошки — воробьям,
Эти крошки — голубям.
Галки, да вороны-
Проходите на свои места и продолжим нашу беседу.
Дети, давайте поговорим немного о том, как зимуют на улице растения? (они не растут, отдыхают).
— Расскажите, какие деревья растут на территории нашего детского сада?
— Назови, Вика, какие деревья нарисованы на карточке? (сосна, ель, береза, рябина). Найдите тень этих деревьев и соедините их с помощью фломастера.
Молодец, Вика, правильно справилась с заданием, проверьте у себя. Молодцы, отлично. Да зимой деревья отдыхают в тишине.
— А как зимуют комнатные растения? (хорошо).
Хозяин нашего зеленого уголка, старичок-лесовичок, всегда рад нашему приходу, давайте пойдем, поздороваемся с ним. (подходим к уголку природы и здороваемся с лесовичком).
— Как здесь хорошо, это самое красивое место в нашей группе, все растения чистые, красивые. Это потому, что мы с вами не забываем о них и правильно ухаживаем за ними.
— А что это растет на подоконнике? (ребенок читает стихотворение и показывает)
Давно зима метлой метет,
Сугробы у ворот,
А на окне у нас растет
Растет овес, морковь растет,
Растет зеленый лук,
У нас весна зимой живет,
Как наш хороший друг.
Да, в нашем уголке природы живет настоящая весна и красота.
А вот вчера весь день шел снег. В воздухе сверкали и переливались снежинки. Вечером, когда все дети ушли домой, я открыла форточку. и в группу влетел целый хоровод снежинок. Вот они, у меня их целый ледяной поднос. Вы так чудесно о ней рассказали сегодня, я вами всеми довольна и очень всем благодарна. (каждый ребенок получает красивую бумажную снежинку).
Рефлексия:
— Что вы узнали интересного на занятии? Что у вас вызвало трудности? Что вы вечером расскажите дома родителям?
Если вам понравилось сегодня заниматься и не возникло никаких трудностей, возьмите снежинки и подбросьте их вверх, а если вам было не интересно, то спрячьте их за свою спину.
Читайте также: