Конспект занятия здравствуй гостья зима старшая группа

Обновлено: 05.07.2024

Воспитывать привычку самостоятельно убирать свое рабочее место, после рисования.

Расширение и обогащение знаний детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветра);

Закрепить названия и последовательность зимних месяцев;

Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы;

Учить устанавливать причинно – следственные связи;

Продолжать развивать речь как средство общения;

Развивать умение поддерживать беседу;

Формировать умение правильно и полным ответом отвечать на вопросы воспитателя;

Учить образованию притяжательных прилагательных; (след - медвежий, лисий, волчий, заячий, вороний)

Поощрять попытки высказывать свою точку зрения.

Развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила;

Побуждать к самостоятельности в игре;

Формировать доброжелательное отношение друг к другу, привычку сообща играть.

Продолжать учить детей рисовать акварелью;

Совершенствовать умение рисовать по мокрому листу, широкой кистью;

Учить использовать в работе не традиционный материал (соль).

Развивать умение слушать музыку.

Ход деятельности:

«Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица –

Как махнула рукавом –

Хотите с ней познакомиться? Она пришла к нам в гости.

Зима: Здравствуйте, ребята!

Зима: Я, зимушка – зима. Ребята, а много ли вы знаете обо мне? О зиме? (ответы детей)

А какие вы еще знаете зимние месяца? (январь и февраль)

- Правильно. А как вы думаете, без чего зимы не бывает? (ответы детей)

Ох, как заяц напетлял,

От лисы он убегал.

Волку не достался

И живой остался.

На столе разложены картинки следов и животных, лупы. Необходимо подобрать к каждому следу - животное (дети выполняют задание).


Зима: Вот какие молодцы! Все следы узнали. Хорошие из нас следопыты вышли.

- Ребята, а чем вы любите зимой заниматься? (ответы детей) И мороза, и холода не боитесь? (ответы детей) А давайте разомнемся. Хотите? (ответы детей). Повторяйте, за мной (дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Морозы детям не беда,

Не страшны им холода.

(идут по круг, взявшись за руки)

Ходим в шубах и ушанках,

(имитируют надевание шубы и ушанки)

И катаемся на санках.

А потом на лыжи встанем,

И с горы кататься станем. Вот так!

Снег пушистый все летает,

(плавные движения рук в стороны, вверх, вниз)

А метель всё завывает.

Сколько снегу намело,

Все тропинки занесло.

Мы дорожки разгребём

И в снежки играть пойдём!


Я вам буду читать стихотворения, а вы должны добавить слово, подходящее по смыслу (на снежинках написаны стишки, зима их зачитывает)

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (снег)

С неба все скользят пушинки -

На поселке, на лужок

Все снижается. (снежок)

Вот веселье для ребят -

Все сильнее. (снегопад)

Все бегут в перегонки,

Все хотят играть в. (снежки)

Словно в белый пуховик

Рядом снежная фигурка -

Это девочка. (снегурка)

На снегу - то, посмотри? -

С красной грудкой. (снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (снег)

Зима: Как много слов вы подобрали. Я, Зимушка – зима, много снега принесла. Посмотрите вот сюда. (На столе стаканчики с холодной водой, две ёмкости: со снегом и кубиками льда, ложки, салфетки) Что это? (ответы детей)

Зима: А какой снег? (дети трогают снег и лёд - холодный, белый, пушистый, мягкий)

- А какой лёд? (Холодный, твёрдый, прозрачный, хрупкий)

- Чем они похожи? (Это замерзшая вода; и снег и лёд холодные; бывают только зимой)

- Чем снег и лёд отличаются? (Снег мягкий, а лёд твёрдый; снег не прозрачный, из него можно лепить, а изо льда нельзя).

- А как вы думает, что произойдет, если мы снег положим в воду? (ответы детей) А если мы положим лед в воду? (ответы детей) А давайте мы с вами попробуем и посмотрим, что произойдет со снегом и льдом, если их положить в воду.

Эксперимент: Дети набирают снег ложкой, кладут его в стакан с водой и наблюдают. Описывают, что видят (снег начал таять, тает быстро или медленно, превращаться в воду). Затем дети берут кубики льда и кладут в стаканчик с водой и наблюдают. Описывают что видят (лед не тает сразу, ему необходимо больше времени, он не тонет)


Снег идет, снег идет.

Дворник улицу метет.

Стороной народ идет.

Заниматься нам не лень:

Мы немного разомнемся,

За дела опять возьмемся.

(произвольная имитация движений)

Зима: Ох, сколько снега выпало, словно снегопад прошел. А вы знаете, что такое снегопад? (ответы детей) А давайте мы с вами его нарисуем. Хотите? (ответы детей)

Детям раздают заранее прорисованные заготовки. На акварельной бумаге восковым белым карандашом нарисованы снежинки, затем поверх наносим краску и посыпаем крупной солью. Когда кристаллы соли высохнут, то получится блестящий снегопад.


Зима: Какие вы замечательные помощники. Но пришло время прощаться. До свидания, ребята.

Дети: До свидания.

Список используемой литературы и интернет ресурсов

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Цель : расширение и закрепление знаний детей о природе в зимнее время.

  • Образовательные: обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы;
  • Развивающие: развивать познавательный интерес к зимним явлениям природы в зимнее время; развивать познавательные процессы (память, мышление, внимание, восприятие).
  • Воспитательные: воспитывать у детей доброжелательность по отношению друг к другу, любовь к родной природе, способствовать развитию умений видеть и чувствовать красоту зимней природы.выцЙ А4ГЬ4НГЭХГ8=ЪЭГ87НОГРНПЕАВЫФву

Интеграция образовательных областей:

  • Коммуникация
  • Познание
  • Художественное творчество
  • Беседа с детьми о зиме, о её характерных признаках, об изменениях в природе;
  • Рассматривание различных зимних пейзажей;
  • Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о зиме;
  • Рисование зимнего пейзажа;
  • Наблюдение на прогулке за зимними явлениями природы.

Словарная работа: лёд, снег, метель, вьюга, снежинки, снегопад, пушистый, липкий, искрящийся, воздушный, мороз.

Оборудование и материалы:

Ход совместной деятельности:

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся!

- Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Воспитатель: А сейчас, ребята, отгадайте про кого эта загадка?

Под белой ватой

Скрылись улицы, дома.

Рады снегу все ребята –

Снова к нам пришла … зима.

- Зима – это замечательное время года! А скажите, пожалуйста, сколько месяцев зима?

Дети: Зима – три месяца!

Воспитатель: Назовите, их!

Дети: Декабрь, январь, февраль!

Дети встают по кругу, передают снежок друг другу и называют зимние слова: вьюга, снег, метель, снежинка и т.д.

Воспитатель: Конечно, не бывает зимы без снега! (Перед детьми выставляется чаша со снегом. Рассматривание снега).

- Посмотрите, можете его потрогать.

  • Какой снег? (белый, холодный, пушистый, колючий, мокрый, липкий, лёгкий).
  • Какой снег на ощупь? (холодный).
  • Какой снег по цвету? (белый).
  • Как что? (сахар).
  • Какой снег по весу? (легкий).
  • Как что? (как пёрышко).
  • Ещё подумайте и скажите, какой снег бывает, когда светит яркое солнце? (блестящий, искрящийся).

Воспитатель: Молодцы! А сейчас, я прочитаю вам стихотворение, а вы будете внимательно слушать и добавлять слова, подходящие по смыслу:

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю … снег.

С неба всё скользят пушинки –

На посёлки, на лужок,

Всё снижается … снежок.

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее … снегопад.

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в … снежки.

Словно в белый пуховик,

Рядом снежная фигурка –

Это девочка … снегурка.

На снегу-то посмотри,

С красной грудкой … снегири.

Воспитатель: Мы с вами славно потрудились и теперь мы отдохнём.

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),

Там снеговика лепили (махи руками),

А потом с горы катились (движения руками сверху вниз),

Веселились и резвились (прыжки на месте на двух ногах),

В Катю кинули снежком (лепим снежок и бросаем вдаль),

Получился снежный ком (круговые движения перед собой),

Холодно гулять зимой (мотаем головой),

Побежим скорей домой (бег на месте).

(повторяем два раза).

Воспитатель: Отдохнули, а нас ждёт следующее задание! Ветер очень сильно дул, поломал и разбросал снежинки и вам нужно их собрать.

(Дети делятся на 2-3 человека и собирают снежинки).

Воспитатель: Молодцы, у вас получились красивые снежинки! Мы с вами много говорили о зиме, а теперь давайте попробуем её нарисовать. Вот здесь на столе лежат разные картинки, и вам нужно выбрать подходящую и наклеить на ватман.

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: Посмотрите на картину и скажите, всё ли правильно сделано?

Дети : Да, здесь изображена зима, зимний лес.

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою, чудной жизнью он блестит.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что же случилось с нашим снегом?

Дети: Снег растаял.

Воспитатель: А почему, как вы думаете?

Дети: Снег растаял, потому что в зале тепло.

Воспитатель: Правильно, когда тепло, то снег будет таять и превратится в воду. А если воду вынести на улицу в мороз, то что случится с водой?

Дети: вода замерзнет и превратится в лёд.

Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали много интересного о зиме. А что же вам больше всего запомнилось?

Воспитатель: Молодцы! Вы славно потрудились и я приготовила для вас сюрприз! (вносится корзина со сладостями).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект открытого комплексного занятия в старшей группе

Прогнозируемые достижения:

Знать: характерные признаки зимы.

Уметь: слушать вопросы и отвечать развёрнутыми предложениями; рассматривать картину, придумывать ей своё название; находить слова со звуком [С], рисовать пейзаж, изображая окружающую природу; объяснять пословицы и поговорки.

Воспитывать: любовь к природе желание её беречь и охранять, умение видеть её красоту в произведениях поэтов, художников.

Используемые казахские слова: қыс, ақ ,аяз, қар, жауып тұр, сауық.

Ход занятия.

Загадка:

Дел у меня не мало:

Я белым одеялом

Всю землю покрываю,

В лёд реки одеваю,

Зовут меня. (Зима)

Беседа о зиме

-Правильно, это зима. Уже несколько дней как Зима хозяйка на земле. И конечно, она изменила всё вокруг по своему. Вспомните, у каждого времени года свои краски. Какие краски у зимы? Белые.

-Какое время года было до зимы? Осень.

-А сейчас. зима. И как изменилась природа зимой? Дни стали короче, ночи длинее, деревья стоят голые, иногда в инее, не видно земли, ни травы, ни тропинок, ни ямок, ни бугорков, всё сравнял снег.

-А какая бывает погода зимой? Холодно, мороз, идёт снег – хлопьями или крупой; сногопад, снег с веторм- буран, вьюга, метель,пурга, гололёд, солнце светит мало, часто пасмуро.

-Как ведут себя звери зимой? Многие впадают в спячку – медведь, ёж, суслики, сурки, хомяки, барсуки; заяц стал белым, волк, белка – посветители стали седыми, чтобы не было заметно на снегу; животные гор спустились вниз к подножью, некоторые запасли корма, прячутся в своих жилищах, труднее достать корм.

-Есть ли зимой насекомые? Нет, никаких, спрятались глубоко в землю, залезли в щели коры деревьев.

-А как ведут себя птицы зимой? Жмутся к человеческому жилью.

-Почему? Много снега, промерзает земля, кора деревьев, ягоды, семена, трудно достать корм.

-Как помочь птицам? Построить кормушки, подкормить.

-Назовите птиц, которые прилетают к нам вместе с зимой? Синица, снегирь, щегол.

-Какие птицы остались зимовать? Ворона, голубь, воробей, дятел, сорока.

-Ну а чем взрослые занимаются зимой? Чистят снег, топят печи.

-А, вы, дети, что любите делать зимой, в какие игры играть? В снежки, в хоккей, кататься на санках, на лыжах, лепить снеговика.

-И вам совсем не холодно? Нет

-Самое холодное время года, а приносит нам с вами самый яркие и весёлые, самый теплый и желанный праздник. Какой? Новый год! Новогодняя ёлка.

-Мы часто на занятиях знакомились с народными пословицами, поговорками. Вот и сегодня я познакомлю вас с пословицами о зиме. А вы попытаетесь объяснить, почему так говорят.

Пословицы, поговорки о зиме.

-Зима не лето, в шубу одета.

-Зима лодыря морозит

-Всё зимой сгожается, что летом урожается

-Летом солнце греет, а зимой морозит.

Молодцы, вы всё правильно понимаете, а саейчас я вас научу как узнавать погоду по народным приметам.

Приметы погоды

-Утром иней на деревьях, днём снега не будет.

-Вечером дым из трубы вверх столбом к ясной морозной погоде.

Вот теперь идя утром в детский сад или возвращаясь вечером- вы будете обращать внимание на эти приметы и знать какая днём будет стоять погода.

-А теперь, ребята подойдите к этой картине. Давайте рассмотрим её.Кто нарисован на этой картине?

-Какое время года?

-Почему вы так думаете?

-Какое время суток?

-Что делают дети?

-Какое у них настроение?

-А сейчас мы поиграем в словесную игру. Вы должны подкмать, найти и назвать слова, связанные с зимой, слова со звуком [С].

Словесная игра « Найди слова зимы со звуком [С].

Снег, снежинка, снежок, сугроб, снегопад, снеговик, свиристель, снегирь, след, синица, санки, стужа, снегурочка.

На каждое ваше слово я кидала белую фишку Теперь давайте посчитаем сколько зимних слов со звуком [С] вы сказали. Ай, да молодцы!

-А сейчас, ребята, возьмите по две снежинки, встаньте в круг, подпрыгните высоко и подбросьте вверх снежинки. Вот так! Мы превратим наш уголок природы в снежную полянку.

«Здравствуй, гостья Зима.

Просим милости к нам.

Песни севера пить

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас

Где угодно гуляй

Строй мосты по рекам

-Много художников запечетлели красоту зимней природы в своих картинах. И сейчас вы, мои маленькие художники, на мольбертах гуашью и пальчиками нарисуете свои картины зимы.


Программное содержание: Учить детей различать и называть времена года, отмечать характерные признаки зимы, описывать и обобщать зиму по элементам модели. Закреплять знания об особенностях существования растений зимой, об образе жизни и поведении животных, птиц. Развивать навыки учебной деятельности, зрительное внимание. Расширять словарный запас слов за счет имен существительных, слов, обозначающих действия предметов, и прилагательных. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающего мира.

Ход ООД:

Станьте рядышком друг с другом, словно месяц — полукругом и послушайте стихотворение.

Вы кружите, мерцаете

В молчании лесном

И землю устилаете

Блестящим серебром. (А. Липецкий)

— О каком времени года говорит поэт в этом стихотворении? (о зиме)

— Вы хотите поговорить сегодня о зиме?

— Садитесь за столы и внимательно слушайте меня.

— Назовите все времена года?

Каждое время года любит свой определенный цвет. Попробуйте отгадать, какой цвет любит зима? (белый). Почему? (все вокруг покрыто белым снегом). Весна любит — зеленый. Почему? (все вокруг зеленеет, появляются зеленые листочки и зеленая травка). Лето — красное, потому, что все вокруг яркое, теплое, пестрое от множества цветов и ласкового солнышка. Ну, а осень — желтая, вянет и желтеет вся трава и листья на деревьях.

— А сейчас отгадайте мои загадки, а ответы на них вы будете давать с помощью квадратов, которые найдете у себя на столе.

1.Тает снежок, ожил лужок,

день прибывает, когда это бывает? (весна)

2. И светла, и широка наша тихая река,

побежим купаться, с рыбками плескаться.(лето)

3. Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья,

По ветру вьются, летят (осень).

4. Под голубыми небесами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. (зима).

Молодцы! Все дали правильные ответы, никто не ошибся.

Давайте продолжим игру с квадратами (" Что сначала, что потом”)

Сначала была весна, возьмите квадрат — весна, положите перед собой, а потом (дети выкладывают квадраты у себя на столах по — порядку времен года, начиная с весны).

— Скажи, Маша, сначала была весна, а потом (дети проверяют у себя).

Сначала была осень, а потом?

— Скажи, Антоша, сначала была осень, а потом? А вы проверьте у себя.

Замечательно, молодцы, уберите квадраты на край стола, они нам больше не нужны.

— После чего наступает зима?

— Сколько месяцев она длится?

— Назовите зимние месяцы?

— Какой сейчас месяц? (февраль).

Давайте расскажем о феврале с помощью вот этой карточки — дорожки (выставляю на доску мнемотаблицу февраля и вызываю к доске ребенка- он показывает и рассказывает).

Февраль — последний месяц зимы, день в феврале увеличился, а ночь стала меньше, короче. Говорят — январь с морозами, а февраль с метелями, вьюгами, снегопадами. Солнышко поднимается все выше и выше, греет сильнее и сильнее, тают сосульки и снег. В феврале зима с весной встречается.

Хорошо, садись, Марина.

— Скажите, а какая она зима? (холодная, белая, морозная, снежная, красивая, суровая, веселая, волшебная).

— А что делает зимой снег? (идет, падает, блестит, кружится, лепится, тает, скрипит, рассыпается).

— А как живут зимой лесные звери? (по -разному).

—Каким должен быть настоящий заяц, чтобы выжить в зимнем лесу? (белый, острые зубы и быстрые ноги).

— Чем заняты зимой волк и лиса? (охотятся, они — хищники).

— Почему мы не видим медведя и ежа? (они спят).

— Что делает белка в сильный мороз? (спит, укрывшись пушистым хвостом).

— А кто заботится о домашних животных? (хозяин).

— А что любят делать дети зимой? (кататься на санках, лыжах, лепить снеговика).

Ну — тогда выходите на коврик — поиграем и мы.

Ждали зиму мы давно.

Все смотрели мы в окно.

Наконец, она пришла -

Здравствуй, зимушка — зима!

Всюду снег на ветках пышных,

Ветерка почти не слышно,

Речка быстрая молчит,

Птичья песня не звучит.

Снежинки в небе кружатся

И тихо ложатся на землю.

Эй! ребята, выходите

И на саночки садитесь,

Мы на саночки садились,

Быстро с горки покатились,

Быстро-быстро с горки вниз,

Мы на лыжи дружно встали,

Друг за другом побежали.

В зимний день среди ветвей

Стол накрыли для гостей. (что это?).

(приглашаю всех посмотреть на доску, выставляю картинку с изображением кормушки с помощью магнитов, а картинки с изображением птиц выкладываю на столе перед доской). Рассказываю.

— Попробуйте узнать, какие птицы прилетят к кормушке?

В понедельник прилетели к кормушке небольшие птички крошки и семечки съели, а рябину не тронули? — ребенок находит воробья и ставит к кормушке.

Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не тронули, а сало и семечки склевали. Кто это? — вызванный ребенок находит и ставит к кормушке синичку).

В среду прилетали к кормушке небольшие птицы с красными грудками — они клевали ягоды рябины (ребенок находит снегиря и ставит к кормушке).

В четверг у кормушки обедали большие птицы. Они встречаются у нас очень часто. Бывают белые, черные с синим отливом. Кто обедал на кормушке? (ребенок ставит голубя).

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

А сейчас отгадайте, пожалуйста еще одну загадку.

Зимой на ветках яблоки, скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки — ведь это? (снегири).

— Какие это птицы? (зимующие или перелетные?).

— Как же себя чувствуют зимующие птицы? (им холодно, голодно, мы не забываем их подкармливать.)

Давайте расскажем и покажем, как мы кормим птиц зимой?

Сала дам синичке.

Эти крошки — воробьям,

Эти крошки — голубям.

Галки, да вороны-

Проходите на свои места и продолжим нашу беседу.

Дети, давайте поговорим немного о том, как зимуют на улице растения? (они не растут, отдыхают).

— Расскажите, какие деревья растут на территории нашего детского сада?

— Назови, Вика, какие деревья нарисованы на карточке? (сосна, ель, береза, рябина). Найдите тень этих деревьев и соедините их с помощью фломастера.

Молодец, Вика, правильно справилась с заданием, проверьте у себя. Молодцы, отлично. Да зимой деревья отдыхают в тишине.

— А как зимуют комнатные растения? (хорошо).

Хозяин нашего зеленого уголка, старичок-лесовичок, всегда рад нашему приходу, давайте пойдем, поздороваемся с ним. (подходим к уголку природы и здороваемся с лесовичком).

— Как здесь хорошо, это самое красивое место в нашей группе, все растения чистые, красивые. Это потому, что мы с вами не забываем о них и правильно ухаживаем за ними.

— А что это растет на подоконнике? (ребенок читает стихотворение и показывает)

Давно зима метлой метет,

Сугробы у ворот,

А на окне у нас растет

Растет овес, морковь растет,

Растет зеленый лук,

У нас весна зимой живет,

Как наш хороший друг.

Да, в нашем уголке природы живет настоящая весна и красота.

А вот вчера весь день шел снег. В воздухе сверкали и переливались снежинки. Вечером, когда все дети ушли домой, я открыла форточку. и в группу влетел целый хоровод снежинок. Вот они, у меня их целый ледяной поднос. Вы так чудесно о ней рассказали сегодня, я вами всеми довольна и очень всем благодарна. (каждый ребенок получает красивую бумажную снежинку).

Рефлексия:

— Что вы узнали интересного на занятии? Что у вас вызвало трудности? Что вы вечером расскажите дома родителям?

Если вам понравилось сегодня заниматься и не возникло никаких трудностей, возьмите снежинки и подбросьте их вверх, а если вам было не интересно, то спрячьте их за свою спину.

Читайте также: