Битва на реке калке конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образовательные – сформировать общее представление обучающихся о монголо-татарском нашествии на Русь, понимание причин, хода и итогов нашествия и роли раздробленности русского государства в этом процессе.

Развивающие – умения работать с текстом, выделять в нем главные мысли, умения выделять причинно-следственные связи, развитие логического мышления, внимания и умения слушать, работать с исторической картой и иллюстративным рядом.

Воспитательные – умения работать в команде, чувство патриотизма и гордости за подвиги наших предков, чувства ответственности за свои поступки.

Тип урока: урок изучения нового материала

Технологии: основная — технология критического мышления, вспомогательные — технология группового обучения, игровые технологии

Оборудование: учебник (параграф 15), исторические документы, атлас, контурная карта, иллюстрации, опорная схема. Мультимедийная доска.

Структура урока

I. Постановка целей и задач.

II. Изучение нового материала.

1. Образование империя Чингисхана . Завоевания монголов.
2. Битва на Калке.
3. Причины поражений. Патриотизм русских людей.
III. Домашнее задание.

Предварительная подготовка.

Расставить парты и стулья для трех команд

Подготовить тексты для работы на уроке

Обучающиеся объединяются в команды

Вступительное слово учителя:

- Сегодня мы с вами на уроке будем говорить об очень трудных и очень важных событиях в истории нашей Родины. Они были настолько важны для наших далеких предков, что мы можем прочитать о них в летописях, литературных произведениях и даже в русских народных сказках и былинах. А теперь давайте вспомним, содержание сказок и былин. Скажите, пожалуйста, кто борется в русских былинах с врагами нашего народа? (Богатыри) Скажите, пожалуйста, а с кем чаще всего сражаются богатыри? (соловей-разбойник, чудовища, Змей Горыныч и другие; важен именно Змей Горыныч).

На доске учитель с помощью магнитов крепит 2 иллюстрации - Змея Горыныча и между ними иллюстрацию богатыря, сражающегося со змеем.

Учитель:

Вопросы классу:

Посмотрите внимательно на тему урока и ответьте мне, что мы сегодня с вами должны сделать?

После этого урока вы сможете :

- объяснять, где и когда возникла Монгольская держава и кто ее создал;

- рассказать о системе управления Монгольским государством;

- называть территории захваченные монголами, указывать главную цель великого хана;

- рассказывать о битве на Калке и выделять причины поражения русско-половецкого войска;

Сегодня мы с вами будем работать в группах. Группы уже созданы.

Работать мы будем с опорной схемой, она перед вами. К концу урока мы должны ее заполнить.

Самостоятельная работа в группах

Ваша задача проработать материал учебника

Группа 1 пункт 1 §15 и ответить на вопросы, которые перед вами.

Группа 2 пункт 2 §15 и ответить на вопросы, которые перед вами.

Группа 3 пункт 3 §15 и ответить на вопросы, которые перед вами.

1 группа: Работа с учебником

Кто такие монголо-татары, где жили, чем занимались? Почему их называли татарами? Когда и кем было создано Монгольское государство? Кто такой Чингиз-хан?

Учебник А.В.Торкунова История России, читать §15, пункт 1 (абзац 1,2,3), стр.4.

2 группа: Работа с учебником

Охарактеризовать “Систему управления у монголо-татар”. Кто и как управлял монголо-татарами?

Учебник А.В.Торкунова История России, читать §15, пункт 1 (абзац 4), стр.4.

3 группа: Работа с учебником и раздаточным материалом

Ваша задача проработать материал учебника пункт 2 §15 и ответить на вопросы, которые перед вами.

Определить главную задачу войска Чингисхана.

Учебник А.В.Торкунова История России, читать §15, пункт 2 (абзац 1 ) стр.4.

Дать характеристику монгольского войска.

Характеристика войска

На быстрых конях, вооруженные луками, кривыми саблями и копьями, одетые в шлемы и панцири из толстой кожи, воины Чингисхана стремительно бросались на противника. При осаде городов они применяли стенобитные машины в виде толстых бревен, подвешенных на цепях, а через стены вражеских крепостей бросали глиняные горшки с зажженной нефтью.

Как опустошительный ураган, пронеслись орды Чингисхана по Восточной Сибири, Китаю, Средней Азии. Они разрушали города и селения, уничтожали цветущие поля и сады.

Это интересно:

Монгольская конница сметала все на своем пути, а если какой-то город сопротивлялся, его население безжалостно вырезали, оставляя на месте домов одни пепелищ

Указать территории, которые завоевали монголы.

Учебник А.В.Торкунова История России, читать §15, пункт 2 (абзац 4 ) стр.5

Выступления групп

В ходе выступления каждой группы мы заполняем опорный конспект

Вывод: монголо-татары в начале ХII I века создали свое собственное военизированное государство. Главной задачей было провозглашено завоевание мирового господства.

Физкультминутка

2. Битва на Калке

Монголы в своих завоеваниях продвигались на запад, вторгаясь в половецкие степи.

Каковы причины поражения Русско-половецкого войска? (несогласованность действий русских князей; отсутствие единого командования; незнание монгольской тактики ведения боя; недооценка противника)

Какой важный вывод должны были сделать русские князья после поражения в битве на Калке?

( что необходимо объединить усилия против общего врага. Но князья этого не сделали. Почему? Раздробленность. Потому что свои личные интересы поставили выше общественных, потому что они не были патриотами своей Родины. Дети, а кто такие патриоты?

Правильно, патрио́т — тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Дети а что такое патриотизм?

Патриоти́зм – это любовь к своей Родине, гордость за ее достижения. Привязанность к земле, на которой родился.

Как вы считаете, быть патриотом сегодня, это важно, почему? А в этом классе есть патриоты. В чем проявляется ваш патриотизм? ( хорошо учится, слушаться родителей, помогать старшим…) Замечательно, есть кому строить молодую Республику.

Открытый урок посвящён битве на реке Калка 31 мая 1223 г. между русскими и монголо-татарскими войсками. На уроке учащиеся будут работать с исторической картой, будет прослеживаться связь между прошлым и настоящим. Учащиеся выяснят причины и последствия битвы, познакомятся с историческими личностями того периода.

ВложениеРазмер
Открытый урок по истории России 6 класс Тема: "Нашествие с Востока. Первая встреча с монголо-татарами. Битва на реке Калка" 272.5 КБ
Презентация к открытому уроку 6 класс Тема: "Нашествие с Востока. Битва на р. Калка: 31 мая 1223 г." 1.47 МБ

Предварительный просмотр:

1 слайд Открытый урок по теме:

- Урок посвящён битве на реке Калка 31 мая 1223 года между русскими и монгольскими войсками.

- Продолжить развитие умения работать с исторической картой и историческими документами;

- Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине;

- Выяснить актуальность темы раздробленности и единой Руси - связь прошлого с настоящим. Причины и последствия битвы на реке Калка.

Основные понятия и термины: курултай, тьма (тумен), нукеры,

Исторические личности: Темучжин - Чингисхан, Джэбе, Субедей, хан Котян – тесть Мстислава Удалого – князя Галицкого, Мстислав Удалой, Мстислав Святославович, Мстислав Черниговский

  1. О каком народе говорится в Новгородской летописи?
  2. С каким народом пришлось встретиться раздробленной Руси?

- Древнерусского государство накануне битвы на реке Калка

2 слайд 2. Покажите по исторической карте раздробленные княжества?

3. Почему некогда единая Киевская Русь раздробилась? (причины раздробленности)

4. Ребята что вы знаете о Чингисхане? Расскажите о нём. Что вы знаете о монголах? …

II. Изучение новой темы.

3 слайд 1. Чингисхан.

1206 г. – состоялся курултай у истоков реки Онон , на котором великим ханом всех монголов – Чингисханом – был провозглашен Темучин из рода борджигинов , там же было объявлено о создании Великого Монгольского государства.

2. Войско Чингисхана

держалась на законах Яса.

3. Завоевательные походы Чингисхана.

  • 1207 – 1209 – подчинение племён бурятов, якутов, уйгуров, тунгусов (р. Енисей и Восточный Туркестан).
  • 1211 - начало завоевания Китая.
  • 1218 – поход в Среднюю Азию (государство Хорезмшахов).
  • 1222 – вторжение монголов на Кавказ (разгром грузинов, аланов, лезгин, черкесов, половцев).
  • 31 мая 1223 – битва на Калке .

В 1222 г. монгольское войско под предводительством полководцев Чингисхана Джэбэ и Субэдэя вторглось с Северного Кавказа в половецкие степи. Столкнувшись здесь с объединенными силами алан и половцев, они раскололи союз аланов и половцев, заверив половцев в своей дружбе, и разгромили сначала оставшихся в одиночестве алан, а затем и половцев хана Юрия Кончаковича. Разгромив аланов, монголы устремились в погоню за половцами хана Котяна.

5. Монголы и русские.

русских и половецких князей Против них действовали

отряды Джебе и Субеде

  1. Котян – хан союза половецких племён
  2. Хан Юрий Кончакович
  3. Мстислав Романович Киевский
  4. Мстислав Святославович Черниговский
  5. Даниил Романович Волынский

9 слайд Мстислав Удалой и большая часть русского войска 31 мая 1223 г. начали переправу на левый берег Калки, где их встретил отряд монгольской легкой конницы. Дружинники Мстислава Удалого опрокинули монголов, а отряд Даниила Романовича и половцы воеводы Яруна бросились преследовать противника. В это время дружина черниговского князя Мстислава Святославича ещё только переходила Калку, а передовой отряд русских и половцев встретил главные силы монголов.

10 слайд Битва началась утром 31 мая. Вперёд Мстислав Удалой послал половцев под командованием Яруна. Дружина Мстислава Удалого сдвинулась вправо и заняла позицию вдоль реки, дружина Мстислава Черниговского встала у переправы по оба берега Калки, дружина Даниила Романовича выдвинулась вперёд как ударная сила. Мстислав Киевский встал за переправой на каменистом кряже и обносил стан частоколом, огораживая его повозками.

11 слайд Вначале сражение развивалось удачно для русских. Даниил Романович, первым вступивший в битву, рубился с беспримерной храбростью, не обращая внимания на полученную рану. Монгольский авангард начал отступление, русские бросились в погоню, но потеряли строй и столкнулись с главными силами монголов. и связывает последующее бегство с ударом новых монгольских сил. И тут не выдержали половцы (по свидетельству Новгородской летописи): они отступили и побежали к переправе, при этом смяв и расстроив полки Мстислава Черниговского, уже готовые к выступлению. Русские полки начинают отступать к Днепру.

12 слайд Одна часть монгольского войска преследовала отступающих до берегов Днепра. Мстислав Удалой и Даниил Романович первыми смогли достичь Днепра и перед отплытием оттолкнули от берега оставшиеся свободными ладьи, опасаясь погони.

Монголы, мстя за смерть своих послов, своего обещания – не проливать княжескую кровь - не сдержали: все русские князья и военачальники были положены под доски и задавлены победителями, усевшимися сверху пировать (формально – казнили без пролития крови). Простых воинов увели в рабство.

13 слайд Русские войска потерпели поражение. С битвой на Калке народный эпос связывает гибель 70 русских богатырей: в летописи среди убитых названы имена Александра ростовского и Добрыня рязанцева. Александр Ростовский, по предположениям учёных, это легендарный Алёша Попович.

Ребята в чём причина поражения русскитх войск? Ваши предположения….

- Отсутствие единства в русском стане и несогласованность действий русских князей во время сражения

- УЧАЩИЕСЯ ПОЛУЧАЮТ ТЕКСТ ХРОНИКИ И ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ ТЕКСТА ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ.

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ:

  1. КТО НАПИСАЛ ЭТУ ХРОНИКУ? В КАКОМ ГОДУ? О КАКОЙ БИТВЕ ГОВОРИТСЯ В ТЕКСТЕ?
  2. О КАКОМ КНЯЗЕ (КОРОЛЕ) ГОВОРИТСЯ,ЧТО ОН ПАЛ?
  3. СКОЛЬКО КНЯЗЕЙ ПАЛО В БИТВЕ?

В итоге 12 князей погибли. 9 князей вернулись на Русь.

16 слайд Повторение пройденного материала по вопросам кроссворда

1. Орган народного представительства у монголов, всенародный съезд знати для решения важнейших государственных вопросов . (КУРУЛТАЙ)

2. Период в истории Русского государства, характеризующийся распадом государства на отдельные княжества . (РАЗДРОБЛЕННОСТЬ)

3. Великий хан всех монголов, основатель Монгольской империи . (ЧИНГИСХАН)

4. Река Калка, где произошла первая встреча русских и монголов, впадает в реку Кальмиус, а река Кальмиус впадает в … море. (АЗОВСКОЕ)

5. Прозвище Мстислава, князя Галицкого. (УДАЛОЙ)

6. В 1223 г., после битвы на Калке, монголы ушли на Волгу, где потерпели поражение от войск Волжской … . (БУЛГАРИИ)

7. Наименьшая воинская единица в монгольском войске. (ДЕСЯТОК)

8. Один из монгольских полководцев, командовавший монголами в битве на Калке.

9. Союзники русских князей в битве на реке Калке. (ПОЛОВЦЫ)

10. Былинный богатырь, погибший в сражении с монголами на реке Калке. (АЛЁША)

11. Князь Владимиро-Волынского княжества, участник сражения на реке Калке. (Даниил)

12. Качественная характеристика войска, служащая залогом победы в любом сражении. (Единство)

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитывать чувство уважения, патриотизма к собственной истории, умение делать выводы и не совершать ошибки.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с ходом битв;

- подвести учеников к самостоятельному выводу о причинах трагедии;

- на основе рассмотрения причин, развивать у учащихся умение выделять главное и проводить причинно-следственные связи;

- способствовать формированию умения работать с текстом учебника, историческими документами;

- на основе рассказа, способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории прошлого своего края, недопущении ошибок прошлого.

Формы организации учебной деятельности:

  1. Словесная (беседа, устная монологическая речь);
  2. Наглядная ;
  3. Проблемно-поисковая (работа с историческими источниками);

Формы работы учащихся:

Тип урока: комбинированный урок

Форма урока: урок с использованием информационных технологий

Планируемые результаты:

Ученик должен уметь:

- характеризовать общие причины трагедии и варианты недопущения подобных повторов;

Понятия: монголо – татары, Золотая Орда, патриотизм

План урока

V Закрепление изученного.

VI Подведение итогов, запись домашнего задания.

- познакомить обучающихся с трагическими для русской истории событиями в аспекте первопричин трагедии;

- сформировать у учащихся целостное представление о причинах и итогах битв;

- развивать у обучающихся умение выделять главное, проводить причинно- следственные связи, умение работать самостоятельно с историческими документами;

воспитывать чувство уважения, патриотизма к собственной истории, умение делать выводы и не совершать ошибки.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с ходом битв;

- подвести учеников к самостоятельному выводу о причинах трагедии;

- на основе рассмотрения причин, развивать у учащихся умение выделять главное и проводить причинно-следственные связи;

- способствовать формированию умения работать с текстом учебника, историческими документами;

- на основе рассказа, способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории прошлого своего края, недопущении ошибок прошлого.

Формы организации учебной деятельности:

  1. Словесная (беседа, устная монологическая речь);
  2. Наглядная ;
  3. Проблемно-поисковая (работа с историческими источниками);

Формы работы учащихся:

Тип урока: комбинированный урок

Форма урока: урок с использованием информационных технологий

Планируемые результаты:

Ученик должен уметь:

- характеризовать общие причины трагедии и варианты недопущения подобных повторов;

Понятия: монголо – татары, Золотая Орда, патриотизм

План урока

- познакомить обучающихся с трагическими для русской истории событиями в аспекте первопричин трагедии;

- сформировать у учащихся целостное представление о причинах и итогах битв;

- развивать у обучающихся умение выделять главное, проводить причинно- следственные связи, умение работать самостоятельно с историческими документами;

воспитывать чувство уважения, патриотизма к собственной истории, умение делать выводы и не совершать ошибки.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с ходом битв;

- подвести учеников к самостоятельному выводу о причинах трагедии;

- на основе рассмотрения причин, развивать у учащихся умение выделять главное и проводить причинно-следственные связи;

- способствовать формированию умения работать с текстом учебника, историческими документами;

- на основе рассказа, способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории прошлого своего края, недопущении ошибок прошлого.

Формы организации учебной деятельности:

Словесная (беседа, устная монологическая речь);

Проблемно-поисковая (работа с историческими источниками);

Формы работы учащихся:

Тип урока: комбинированный урок

Форма урока: урок с использованием информационных технологий

Планируемые результаты:

Ученик должен уметь:

- характеризовать общие причины трагедии и варианты недопущения подобных повторов;

Понятия: монголо – татары, Золотая Орда, патриотизм

План урока

Актуализация опорных знаний

Изучение нового материала

Битва на реке Каяла.

Битва на реке Калка.

V Закрепление изученного.

VI Подведение итогов, запись домашнего задания.

Структурная карта урока

I Организационный момент

II Актуализация опорных знаний

Давайте немного вспомним уроки истории. Посмотрите на фотографии и скажите



-Какие племена вы видите?

- Какие факты о жизни и главных занятиях половцев и монголов могут нам рассказать представленные иллюстрации? (ответы детей в виде короткого рассказа из 3-х предложений)

Прослушайте эпиграф нашего урока

Ходит горе по всей Руси,

По всей Руси стоит зарево.

Стоит зарево – пожарище.

Как Вы думаете, о чем сегодня мы будем с вами разговаривать, чтобы ближе окунуться в эпоху того времени, давайте прослушаем песню:


Я думаю, вы догадались о чем, сегодня пойдет речь, попробуйте поставить задачи к нашему уроку(ответы детей)

IV Изучение нового материала

4.1 Битва на реке Каяла

Работа с раздаточным материалом в группах

10 мая 1185 года русские полки переправились через Северский Донец и направились в сторону современного Славянска, где встретились с первым половецким отрядом и успешно разбили его. Русским дружинами была захвачена богатая добыча: золото, оружие.

Ночью праздновали победу, а наутро обнаружили, что окружены вражескими полками – в степь вернулся хан Кончак с огромным войском. Воины князя Игоря, отбиваясь от врага, непрерывно продвигались к Северскому Донцу и 12 мая 1185 года на реке Каяла вступили в неравный бой. Мужественно бились они с кочевниками; три дня продолжалась кровавая схватка. Почти все русское войско было уничтожено. Тяжелораненого Игоря половцы взяли в плен, надеясь получить большой выкуп.

В 1186 году князь Игорь бежал из половецкого. Ему помог половец Лавор, который достал лошадей, лодку и бежал вместе с князем. Одиннадцать дней Игорь и его помощник пробирались по речным камышам и благополучно пришли на русскую землю.

Задания I группе:

Ссылаясь на документ и маршрут похода русских полков на половцев, охарактеризуйте битву на реке Каяла


Задание II группе:

С какой целью князь Игорь отправился в поход против половцев? Значение похода?

Задание III группы:

Выступление эксперта группы. Во время выступления – работа в тетради, учащиеся помечают дату, цель и итог похода?

Как итог данной работы « К чему призывает автор « Слова…? Вопрос всем группам

4.2. Битва на реке Калка

Индивидуальная работа учащихся за просмотренным

- опишите битву на реке Калка в виде плана (5-6 пунктов), проверка задания

Посмотрите на парту, у Вас лежат слова, давайте, попробуем собрать главную фразу нашего сегодняшнего урока (клеят на доске)

V Закрепление изученного

Тест (низкий уровень)

1. О походе новгород – северского князя Игоря 1185 году рассказывает:

2. Битва на реке Каяла произошла:

А) 1223, Б) 1185, В) 983

3) Битва на реке Калка произошла:

А) 1223, Б) 1306, В) 765

Закончите предложения (достаточный уровень)

- Битва на реке Калка произошла……

- Монгольское ого продолжалось до ……

- 12 мая 1185 года битва новгород – северского князя Игоря с ……

Составьте ход битвы на реке Каяла и Калка (высокий уровень)

Чемодан, мясорубка, корзина

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки и корзины, ребятам предлагается знания, полученные на уроке, положить в ….


чемодан

Все, что пригодится в дальнейшем


мясорубка


IV Подведение итогов, запись домашнего задания.

Дом. задание: найти материал о монгольском нашествии на Русь, выучить конспект

В \(1223\) году два лучших полководца Чингисхана Джэбэ-нойон и Субэдэй отправились в новый поход через Кавказ и далее на северо-запад. Разорив по пути земли половцев, они приблизились к границам русских княжеств.

Половецкий хан попросил помощи у киевского князя, говоря, что монголы вскоре придут и на русские земли, и что разбить их можно только вместе. После долгих раздумий киевский, волынский, галицкий, черниговский и другие князья согласились помочь и двинулись со своими дружинами навстречу монгольскому войску.

После нескольких стычек передовые монгольские отряды изобразили отступление. Часть князей решила их преследовать, часть вернулась обратно. Погоня длилась почти \(12\) дней. Наконец, на берегу реки Калки убегающий монгольский отряд остановился, и выяснилось, что его отступление было ловушкой. Огромное войско окружило русичей и половцев. Монгольские послы предложили русским уйти, потому что они воюют только с половцами, но князья отказались.

map_10_istoria (1).jpg

Битва продолжалась три дня. \(31\) мая \(1223\) года русские князья согласились на переговоры, поскольку в их лагере кончилась вода. Монголы поклялись отпустить дружинников и не проливать их крови, но вероломно нарушили своё обещание и перебили сдавшихся воинов. Историки считают, что уцелела только десятая часть русского войска.

Уцелевших и взятых в плен князей монголы связали и бросили на землю, положили сверху доски и устроили на них пир. Все пленники погибли в муках.

Вскоре тумены Джэбэ и Субэдэя ушли на восток, в Волжскую Булгарию. Остатки русских дружин вернулись домой.


Русь в данный период переживала раздробленность, что привело к ослаблению военного могущества страны, к децентрализации руководства войсками.

В данный период возрастало могущество державы Чингисхана, который завоевал Китай, Среднюю Азию и двинулся на запад.

По пути Чингисхану пришлось преодолевать сопротивление половцев, которые к тому времени отличались хорошей военной подготовкой и организацией , имели мобильные конные войска. Против них он послал лучших своих темников (командующих 10 тыс. войсками) – Джэбэ и Судэбея. Однако половцы не смогли дать отпор монголам, были разгромлены . Они обратились за помощью к русским князьям ( половецкий хан Котян обратился за помощью к своему зятю- Мстиславу Удалому Галицкому)

С Русью в данный момент монголы воевать не хотели и даже отправили послов с предложением занять Руси нейтральную позицию. Однако послы были убиты русскими, а за это надо было жестоко отплатить.

Половецкий хан Котян и русские князья решили совместно выступить против монголов. Русские войска возглавляли Мстислав Киевский, Мстислав Удалой Галицкий , Мстислав Черниговский и Даниил Романович Волынский.

Ход

Причины поражения:

Бегство половцев с поля боя

Итоги:

Значение

Каргалов В.В. «Несмотря на непосредственную опасность нашествия, в Южной Руси не было заметно никаких попыток объединиться для отражения врага. Продолжались княжеские усобицы. "

Читайте также: