Увлекательный мир истории 5 класс фгос михайловский конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Увлекательный мир истории

Учебник: История Древнего мира: 5 класс. Михайловский Ф. А.

Цель урока: выяснить с учащимися, что изучает история, определить на элементарном уровне задачи исторической науки. Различать хронологические рамки истории Древнего мира.

Что такое история?

О чем рассказывает история Древнего мира

С каждым из нас случалась какая-

нибудь история. У всего на свете есть

своя история. Например – компьютер,

благодаря развитию науки и техники

появился этот замечательный предмет.

Или рубель – приспособление для

глажения белья – история

С каждым из нас случалась какая-

нибудь история. У всего на свете есть

своя история. Например – компьютер,

благодаря развитию науки и техники

появился этот замечательный предмет.

Или рубель – приспособление для

глажения белья – история

С каждым из нас случалась какая-нибудь история. У всего на свете есть своя история. Например – компьютер, благодаря развитию науки и техники появился этот замечательный предмет. Или рубель – приспособление для глажения белья – история современного утюга.

Определяем тему, цель, составляем план.

- Что ожидаете от урока?

- Что должны понять на уроке?

- Что должны узнать на уроке, чему научиться?

- Чему должен научить каждого из вас этот урок?

Чтобы наши ожидания оправдались, самое время поработать. Но в ходе работы. Что мы будем использовать для достижения наших целей?

План на основе параграфа с.6-10.

Задание: выяснить фамилию автора учебника, название учебника, название глав.

Что такое история? Прием корзина идей, формулируем определение.

История - это наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом.

Что изучает история?

История изучает: Как жили люди Чем занимались К чему стремились Какие горести и радости испытывали

Главные вопросы истории: для записи!

Что произошло? 2 Где произошло? 3 Когда произошло?

О чем рассказывает история Древнего мира

История Древнего мира начинается от появления на земле людей и до возникновения первых государств - первобытных .

Первобытность была самым долгим периодом в истории. Как вы думаете почему?

Третий и четвертый раздел - история Древней Греции и Древнего мира.

Первые греческие государства возникли ≈3.5 тыс. лет назад, а закончились в 476 году - падение Римской империи.

Задание: Рассмотрим карту на с.4-5. Найдите на ней названия частей света, на которых обитали древнейшие люди. На ней можно увидеть место, где сейчас расположена наша страна?

Исторические источники

Как вы думаете, какие источники помогают, изучать историю?

hello_html_m715c563c.jpg

Задание : Распределить, что относится к письменным, а что к вещественным источникам?

Домашнее задание:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 462 материала в базе

Материал подходит для УМК

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 05.11.2019 979
  • DOCX 501.4 кбайт
  • 30 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Немыкина Елена Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок специально предназначен для знакомства с новым предметом. К уроку также разработана презентация.

ВложениеРазмер
urok_otkrytiya_novogo_znaniya_konspekt_uroka_uvlekatelnyy_mir_istorii.docx 21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока по ФГОС : урок открытия нового знания

Вид урока : проблемный урок

Научить детей новым способам нахождения знания; ввести понятия: история, исторические источники, археология.

Сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний, научить работать с хронологией, римскими цифрами, применяя новые навыки в ходе практической деятельности.

1) Организационный этап .

Приветственное слово учителя: На сегодняшнем уроке мы с вами узнаем, что такое история, и вы сможете сами найти ответ на вопрос, как жили наши предки.

[Слайд 1]На изображении Геродот - "отец истории" (рассказ о его великом труде) и муза истории Клио.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Вы можете узнать некоторые исторические сведения благодаря рассказам старших: мам, пап, бабушек и дедушек и т.д. Но подумайте, как мы можем узнать о том, что случилось давным-давно ? Ведь никто из ныне живущих людей не видел, как строились египетские пирамиды, как велась охота на мамонта, как образовывались государства.

А теперь подумайте, откуда мы знаем о том, как жили наши предки?

Это будет главный вопрос сегодняшнего урока, а я научу вас, как можно найти на него ответ из ваших повседневных знаний.

3) Актуализация знаний.

Учитель: Предположите, что, в вашем понимании, означает слово "история" (ответы учеников).

Давайте подведем итог тому, что вы перечислили и выведем общее определение. История - это наука, изучающая прошлое.

4) Первичное усвоение новых знаний.

Учитель предлагает детям выдвинуть свои предположения по поводу следующих вопросов:

Где мы сейчас живем? – ( В домах, квартирах и т.д).

А где жили наши предки? – ( В пещерах и т.д)

На чем мы сейчас пишем? – ( На бумаге)

А на чем могли писать раньше? – ( На листьях, камнях, папирусах…)

А о чем обычно пишут люди, и что они могли написать из того, что может пригодиться нам для изучения их жизни? – (Государства, войны, обычаи, законы, правители и т.д.)

Какие знаменательные архитектурные постройки современности вы знаете? –( Например, Останкинская башня, Москва-сити, и т.д.)

А какие постройки древности вы знаете? – ( Пирамиды, различные храмы, Колизей, гробницы, Великая Китайская стена и т.д)

Находят их археологи в ходе раскопок . Объясняем разницу между письменными и вещественными источниками, основываясь на ответах детей (письменные – то, что записано на листьях, камнях и т.д.; вещественные – дома людей, их одежда, орудия, постройки и т.д.)

Б.) Работа с хронологией

[Слайд 3] Рисуем ленту времени. Объясняем, что такое наша эра и до нашей эры.

Какой сейчас год? – 2017 . Отмечаем его на прямой.

Объясняем соотношение век-тысячелетие, и как определяется, какой идёт век, и какое тысячелетие.

Человеческая жизнь – примерно 70 лет. Чуть меньше века. Каждое новое поколение появляется примерно каждые 25-30 лет. Вы – ваши родители – ваши бабушки и дедушки – ваши прабабушки и прадедушки. В один век укладывается примерно 3 поколения. Например, вы родились в 21 веке, перед ним был двадцатый. Значит, в предыдущем веке жили ваши родители, бабушки с дедушками, и ваши прабабушки и прадедушки. А родители ваших прабабушек и прадедушек родились в 19 веке.

Сколько вам лет? – 11 лет. Значит, вам идёт двенадцатый год. Так же с десятилетиями и веками. 11 лет – второй десяток. 333 год – четвертый век и т.д.

В.) Работа с римскими цифрами.

[Слайд 4] Века принято писать римскими цифрами, а года арабскими. Вы знаете разницу?

Рисуем: I, V, X. Ставим знаки больше и меньше

Объясняем принцип сложения и вычитания. При сложении меньшее число всегда стоит после большего. При вычитании меньшее число стоит перед большим.

5) Первичная проверка понимания

А.) Исторические источники

Б.) Работа с хронологией

Итак, если у нас сейчас 2017 год, то это 21 век, третье тысячелетие.

А когда будет 22 век? – (в 2101 году)

А четвертое тысячелетие? (В 3001 году)

Если мы называем 3 год нашей эры, то какой это век? – (Первый). А какое тысячелетие? – (Первое).

Если мы называем 882 год, то какое это тысячелетие? – (Первое). А какой это век? – (Девятый).

В.) Работа с римскими цифрами

Предлагаем ученикам потренироваться определять век на примере следующих римских цифр: II, III, IV, XI, IX, XV, XIV, XVI, XIX, XXI.

Учитель пишет на доске любое из указанных чисел, а ученики с места отвечают словами, что это за век. Когда дети уверенно справляются в этим заданием, переходим к следующему.

6) Первичное закрепление.

А.) Попробуйте распределить по группам приведенные в задании примеры исторических источников. Какие из них можно отнести к вещественным, а какие - к письменным? [Слайд 5]

Б.) Детям предлагают самостоятельно заполнить таблицу [Слайд 6].

В.) Следующее задание поможет вам закрепить свои знания о римских цифрах. [Слайд 7]

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Задание на дом: учить записи в тетради, потренироваться с определением века и тысячелетия, а также римских чисел (записать по образцу пять любых дат) [Образцы на Слайде 8].

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Итак, мы можем ответить на вопрос: откуда мы знаем, как жили наши предки?

В ходе сегодняшнего занятия вам удалось найти ответ на этот вопрос самим, основываясь на ваших повседневных знаниях. Но теперь вы узнали новые понятия, чтобы рассказать об этом своим родным, друзьям и знакомым. Какие это понятия? (история, археология, раскопки, источники)

Какие ещё новые знания вы получили на сегодняшнем уроке?

Какое задание показалось вам самым интересным на сегодняшнем уроке?

С какими возникли трудности?

Подумайте, насколько успешно вы справились с новым материалом, чтобы в дальнейшем мы с вами могли проработать сложные моменты.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России в 1 четверти 19 в.

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России в 1 четверти 19 в. Александр I/ Внутрення и внешняя политика 1 четверти 19 в.


Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России во 2 четверти 19 в.

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России во 2 четверти 19 в. Николай II? Его внутренняя и внешняя политика. Культура 1 половины 19 в.


Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.Некоторые презентации к урокам слишком большие по объему, поэтому не размещены.


Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.

Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори.


Разработка плана-конспекта интегрированных уроков (история+обществознание+кубановедение) по теме: Понятие общества в эпоху камня и бронзы на древнейшей стадии истории развития человека в пределах территории Краснодарского края.

Конспект трех интегрированных уроков.

Политические и социально-экономические проблемы, которые большевикам предстояло решать после прихода к власти.

Жукова С.А. рабочая тетрадь к учебнику Ф.А.Михайловского «Всеобщая история.

I. Организационный момент.

II. Объявление темы и задачи урока.

1. Что изучает история Древнего мира?

2. Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

На доске: тема урока, новые слова: археология, исторический источник, история, Всеобщая история.

1. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Задание: выяснить фамилию автора учебника, название учебника, название глав.

2. Рассказ учителя.

На уроках истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей, с цивилизациями Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые олимпийские игры, кто такие Спартак и Александр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы…

Обо всём этом мы узнаем, изучив этот учебник.

История Древнего мира самая ранняя часть истории человечества. Изучая её мы узнаем как охотились, приручили животных, сеяли злаки строили дворцы и храмы.

История – наука, изучающая прошлое и настоящее человечества.

3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. ).

4. Беседа по прочитанному.

- Что даёт информацию ученым о жизни людей в прошлом?

- Как называется наука, изучающая вещественные памятники истории? (археология)

5. Работа с новыми терминами (письменно в тетрадь)

Археология – наука, изучающая историю по вещественным останкам древних людей.

Со временем следы прошлого стираются, металл ржавеет. Заброшенные людьми города разрушаются, зарастают кустарником. Но существуют люди, которые занимаются поиском древних предметов. Это археологи. Именно благодаря им, мы узнаем о жизни древних людей.

Исторический источник – это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.

Задание: Приведите примеры исторических источников.

Письменность возникла примерно 5 тысяч лет назад. А до этого люди рисовали на камнях.

2,5 тысяч лет назад греческий ученый Геродот написал книгу, в которой рассказал о жизни своего и многих других народов.

Учитель истории – Широкая Оксана Владимировна Что мне нужно к уроку истории? 1.

№ слайда 1

Учитель истории – Широкая Оксана Владимировна Что мне нужно к уроку истории? 1. учебник 2. рабочая тетрадь 3. тетрадь для домашних работ 4. ручка, карандаш, линейка +ручка с цветным пастиком

Увлекательный мир истории5 класс

№ слайда 2

Увлекательный мир истории5 класс

История - это наука, изучающая жизнь народов, их прошлое, их занятия, обычаи и в

№ слайда 3

История - это наука, изучающая жизнь народов, их прошлое, их занятия, обычаи и верования.

Всеобщая (всемирная) история - прошлое народов всего мира с древнейших времён до

№ слайда 4

Всеобщая (всемирная) история - прошлое народов всего мира с древнейших времён до наших дней

Лента времени Какие единицы измерения времени вы знаете? Расположите единицы изм

№ слайда 5

Лента времени Какие единицы измерения времени вы знаете? Расположите единицы измерения времени в порядке возрастания.

1 век = 100 лет1 тысячелетие = 1000 лет1 десятилетие = 10 лет

№ слайда 6

1 век = 100 лет1 тысячелетие = 1000 лет1 десятилетие = 10 лет

Для обозначения веков на ленте времени принято использовать римские цифры.1 – I2

№ слайда 7

Для обозначения веков на ленте времени принято использовать римские цифры.1 – I2 – II3 – III4 – IV5 - V6 – VI7 – VII8 – VIII9 – IX10 - X

Определите, к какому веку относится дата?Запишите ответы в тетрадь.Проверим:43 г

№ слайда 8

Определите, к какому веку относится дата?Запишите ответы в тетрадь.Проверим:43 год – 4 века + 3 года – 5 (V) век117 год = 11 веков + 17 лет – 12 (XII) век1765 год = 17 веков + 65 лет – 18 (XVIII) век

Изучение историиКак?историческиеисточникиулики

№ слайда 9

Подумайте, откуда мы можем узнать о жизни людей в далеком прошлом? это все то, ч

№ слайда 10

Подумайте, откуда мы можем узнать о жизни людей в далеком прошлом? это все то, что дошло до наси помогает узнать прошлоеЧто могут нам рассказать эти предметы?Где их могли найти?

Виды исторических источников Подумайте, какие источники могут относится к каждом

№ слайда 11

Виды исторических источников Подумайте, какие источники могут относится к каждому из этих видов?

Домашнее задание: стр. 3-6 учебника (читать) +записи в тетради (знать)в рабочей

№ слайда 12

Домашнее задание: стр. 3-6 учебника (читать) +записи в тетради (знать)в рабочей тетради:ответы на вопросы карточки (писать в тетради, карточку вложить в тетрадь . )


Заинтересовать учебным материалом, создать у учащихся первичные представления об истории как науке; обеспечить освоение основных понятий; содействовать пониманию того, что история древнего мира – часть Всеобщей истории; продолжить формирование умений работать со справочным аппаратом книги.

Основные методы обучения:

методы получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, работа с познавательными и документальными текстами; организация наблюдения, иллюстрация, демонстрация.

методы закрепления полученных знаний: беседа, повторение, выполнение заданий, ответы на вопросы на воспроизводящий и преобразующий уровень познавательной деятельности.

Основные понятия и термины темы урока: Всеобщая история, история Древнего мира, археология, исторический источник

План изучения нового материала:

Что изучает история Древнего мира?;

Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?;

Виды деятельности на уроке

Содержание урока

Вводное слово учителя

Задание классу

Постановка ключевых проблемных вопросов

Вопрос классу

Рассказ учителя с элементами беседы

Вопросы классу

Рассказ учителя

Работа учащихся с основными понятиями и терминами

I этап. Организационный момент.

Приветственное слово учителя, знакомство учителя с классом. Проверка наличия учебников.

II этап. Изучение нового материала.

Что изучает история Древнего мира?

Учитель: Итак, ребята, вы приступаете к изучению истории всего мира, иначе говоря, к изучению всемирной истории. Вопрос классу: Скажите что такое история?

История – наука, которая изучает жизнь человека и его деятельность в прошлом.

Мы будем не только знакомиться с событиями далекого прошлого, но и узнавать, где проходят эти события. Для этого на наших уроках нам потребуется карта. Задание классу: Показать на карте материки и записать их названия в тетрадь.

Итак, в этом году мы с вами познакомимся с жизнью древних народов Африки и Евразии. Посмотрите на ваш учебник и прочтите название. История Древнего мира составляет первую часть всемирной истории. На уроках Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей, историей древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем с вами, как проводились первые Олимпийские игры, кто такие Спартак и Александр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы…

Обо всем об этом и многом другом мы с вами узнаем на наших с вами уроках. А как в настоящее время ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (стр. 4 – 6)

- Что дает информацию ученым о жизни людей в прошлом? (Надписи на камне и глине, старинные книги, знаменитые постройки, которые позволяют судить об их создателях)

На самом деле, настоящую древнюю надпись прочесть очень трудно. Ученые потратили много сил, разгадывая древние надписи. Большая часть из них уже прочитана, но до сих пор остаётся загадкой письмо Крита, этрусков, древних народов Америки, о. Пасхи и др.

- Как называется наука, изучающая вещественные памятники истории? (Археология)

Археология – наука, изучающая историю по вещественным остаткам древних людей.

Исторический источник – это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.

История – наука изучающая прошлое и настоящее человека.

III этап. Закрепление изученного.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что изучает история Древнего мира? (Как появились древние люди на Земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства были первыми на Земле, какие народы их создали)

Читайте также: