Конспект урока второстепенные члены предложения дополнение

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка в 5 классе

Сформировать умение находить дополнение в предложении, определять синтаксическую функцию дополнения.

Научить употреблять дополнение в речи.

Воспитывать интерес к русскому языку.

I .Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Мы с вами продолжаем разговор о синтаксисе. Что же изучает этот раздел науки о языке?

-Синтаксис таит в себе много загадок, и одну из них мы попробуем сегодня разгадать.

II . Сбор и выдача тетрадей

III . Актуализация изученного

-Ребята, вспомним материал предыдущего урока. Запишем предложение и, разобрав его по членам, определим, является ли оно распространенным или нераспространенным.

- Чем распространенное предложение отличается от нераспространенного?

(Ученики: В распространенном предложении кроме главных членов, подлежащего и сказуемого, есть ещё и второстепенные)

Учитель диктует предложение, ученики записывают его в тетрадь, один ученик работает у доски, выполняя синтаксический разбор предложения:

Художник рисует осень красками. (Пов., невоскл, прост., распр.,не осл.)

IV . Мотивация.Определение темы урока

- Ребята, с какой трудностью вы столкнулись, выполняя синтаксический разбор предложения?

(Ученики: сразу сложно было найти подлежащее, мы его перепутали с другим членом предложения. Не знаем, с каким.)

-Что мы сегодня будем изучать на уроке?

(Ученики: Какие члены предложения, кроме главных, есть в предложении? Как они называются? Как подчеркиваются? Какова их роль?)

V . Целеполагание

- Исходя из темы урока, давайте все вместе определим цели нашего урока.

1) Научиться находить дополнение в предложении;

2) Определять его синтаксическую функцию;

3) Научиться различать дополнение и подлежащее.

VI .Изучение нового материала

-Откроем учебник на с. 82 и познакомимся с теоретическим материалом.

(Ученик читает правило в учебнике: «Второстепенные члены предложения поясняют главные или другие второстепенные члены. Второстепенные члены предложения – это дополнения, определения, обстоятельства)

- Кроме главных членов предложения есть и второстепенные. Давайте обратимся к записанному нами предложению. Давайте зададим вопросы от главных членов к второстепенным членам и нарисуем стрелочки, подписав вопрос.

(Ученик у доски: Художник рисует что? – осень, чем? – красками)

- Какими частями речи выражены зависимые слова?

- На какие падежные вопросы отвечают эти второстепенные члены?

- В.п. и Т.п. – это косвенные падежи, т.е. все, кроме И.п. (И.п. – это прямой падеж.

Встретившиеся нам второстепенные члены называются дополнениям. Давайте прочтем в учебнике теоретический материал о дополнениях на с. 83 в рамке.

(Ученик читает вслух теорию)

VII . Закрепление материала

- Давайте запишем предложения, выделим в них грамматическую основу, найдем и подчеркнем дополнения, укажем, чем дополнения выражены.

(Ученики выходят записывать по одному предложению к доске)

Телефон оставил мой друг . Горький дым развеет ветер .

- А теперь самостоятельно распространите предложения дополнениями, выполнив упр.180 с. 83 в учебнике.

(Ученики выполняют задание)

VIII .Подведение итогов урока

- О чём мы узнали сегодня на уроке? Что такое дополнение? На какие вопросы отвечает этот второстепенный член? Чем дополнение выражено? Как подчеркивается?

(Ученики отвечают на вопросы учителя)

IX. Самостоятельная работа

- В финале урока каждый из вас выполнит на отдельном листочке задание, которое мне позволит определить, как вы усвоили тему.

доставать, открывать, читать, писать, учить.

X. Рефлексия

После выполнения самостоятельной работы на отдельной карточке поставьте галочку напротив высказываний, характеризующих вашу оценку собственной работы на уроке.

  • cформировать умения находить дополнение в предложении, определять синтаксическую функцию дополнения;
  • научить различать омонимичные формы Им. И Вин. падежей в предложении; употреблять дополнения в речи для ее полноты;
  • развивать логическое мышление; воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: мультимедийный проектор

Ход урока

- Здравствуйте, ребята, сегодня у нас гости, поздоровайтесь с ними.

Сегодня ждет тебя успех!
Но чтоб к нему прийти,
Ты помни, что он любит всех
Внимательных в пути.
Серьезным на уроке будь,
В учебник посмотри,
А если нет ответа в нем
Смекалку прояви!

- Итак, урок русского языка. Ребята, как вы думаете, что поможет Вам сегодня достичь успеха на уроке?

2. Актуализация знаний. Повторение.

- Открыли тетради, записали число, классная работа. Пропустив 2 чистых строчки, выполняем первое задание по повторению.

1) Цифровой диктант

Ребята, повторим изученное на предыдущих уроках в форме цифрового диктанта: да – 1, нет – 0. (на доске) 1001010101

А) Подлежащее и сказуемое – составляют грамматическую основу предложения.

Б) Подлежащее – это главный член предложения, который называет действие или состояние.

В) Сказуемое – это часть слова без окончания.

Г) Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространёнными.

Д) По цели высказывания предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.

Е) Предложения по цели высказывания бывают побудительные, вопросительные, повествовательные.

Ё) Предложения с одном главным членом называются двусоставными.

Ж) По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

З) Подлежащее и сказуемое – это второстепенные члены предложения.

И) Синтаксис изучает словосочетание и предложение

2). Осложненное списывание (на доске)

- Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте грамматическую основу предложения.

1. Ле. кий ветер (на)ра..свете между лист. ев проб. га. т.

2. Каждый слышал песню дуба.

3. Серый дым струит. ся из избы.

4. Песни всегда посв. щал я Отчизн.

5. Мальчик пиш. т.

- Проверим выполненное задание по цепочке. Молодцы, ребята, кто выполнил задание без ошибок, поставьте себе 5, у кого одна ошибка – 4, у кого 2-3 ошибки -3.

- Поднимите руку, у кого нет ошибок? Молодцы. А кто допустил ошибки, в следующий раз постарайтесь.

3. Мотивация. Определение темы урока.

- Посмотрите внимательно на 5-е предложение. Чем оно отличается от остальных? (нераспространенное)

- А что можно добавить в предложение? (второстепенные члены предложения) Ну, добавьте какое-нибудь слово, чтобы предложение получилось распространенным? А как называется такой член предложения? (дополнение)

- Так, значит, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (о дополнении)

- А какой член предложения – дополнение? (второстепенный)

- Сформулируйте тему урока. Второстепенные члены предложения. Дополнение. Запишите тему на пропущенной строчке (слайд)

- Исходя из темы урока, давайте все вместе определим цели нашего урока. Прочитайте цели нашего урока (слайд)

1) Научиться находить дополнение в предложении;

2) Определять его синтаксическую функцию;

3) Научиться различать дополнение и подлежащее.

4. Первичное закрепление.

- Ребята, с дополнением вы уже знакомились в начальных классах. Что вы помните о нем.

(отвечает на падежные вопросы, подчеркивается черточками, выражено может быть существительным..)

- А какие это вопросы косвенных падежей?

- Давайте сверим наши формулировки с учебником (стр.27)

- Итак, ваша версия подтвердилась. Была ли в тексте новая для вас информация? (Была. Кроме существительного дополнение может выражаться местоимением. Относится к глаголу –сказуемому, управляется сказуемым, обозначает предмет).

5. Применение нового знания.

- Мало знать определение дополнения, важно уметь находить его в предложении.

- Что может помочь это умение сформировать? (памятка, алгоритм)

- Поработаем над алгоритмом нахождения дополнения в предложении.

  1. Найди грамматическую основу.
  2. Найди слово, от которого зависит ВЧП
  3. Выясни, что он обозначает?
  4. На какой вопрос отвечает?
  5. Какой частью речи выражен?

- Используя составленный алгоритм, найдите в предложении дополнение. Докажите свое мнение. Произведите синтаксический разбор предложения.

Зубастый зверек грызет с визгом дубок. (у доски)

6. Закрепление изученного материала.

1) Работа в парах. Запишите предложения, вставив пропущенные буквы, выделив грамматическую основу и второстепенные члены предложения. (слайд)

1. Вечером развели мы костер.

2. Яркий огонь костра осветил поляну.

3. Ураган приближался к городу.

4. От цветка исходил нежный аромат.

5. Филька протянул хлеб лошади.

- Проверяем: 1 ученик читает предложение, объясняет орфограммы. Второй находит дополнения.

- Кто справился с заданием без ошибок. Молодцы.

7. Проблемное задание.

Встретилась как-то на уроке ребятам такая пословица: Умение родит хотение. (слайд)

- Где же здесь подлежащее, а где дополнение?- спрашивает Люда.

- Обычно в таких случаях, когда Им. п. и В. падежи по форме совпадают, подлежащее стоит на первом месте, - говорит Эдик.

- Но тогда получается неверно: потому что именно хотение порождает умение!

- Значит, надо произносить с особой интонацией. А еще лучше – перестроить предложение.

- Как лучше перестроить это предложение?

- Ребята, а как бы вы справились с этой задачей? Что мы знаем о подлежащем? (Подлежащее согласуется в лице, числе со сказуемым и обозначает лицо или предмет, которое сам действует)

- Так, а дополнение? От какого члена предложения зависит дополнение? (всегда УПРАВЛЯЕТСЯ СКАЗУЕМЫМ).

- Давайте разберемся с таким предложением.

Солнце заслоняет облако. (у доски с комментированием)

- Вдумайтесь в смысл предложения. Может ли солнце заслонить облако? (нет)

8. Самостоятельная работа. Готовимся к ЕГЭ. Умение отличать подлежащее и дополнение понадобится вам на ЕГЭ.(слайд)

1. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений? (слайд)

1) Село украшает сад.

2) Альбом взял мальчик.

3) Алёшино лицо покрывали веснушки.

4) Кирпичи носили каменщики.

2. Укажите предложение, в котором неверно выделен второстепенный член предложения.

1. Мы принесли цветы в корзине.

2. Орел громко закричал и расправил крылья.

3. Турция - южная страна.

3. Укажите строку, в которой перечислены только второстепенные члены предложения.

Дополнение, сказуемое, определение.

2. Определение, обстоятельство, подлежащее.

3. Определение, дополнение, обстоятельство.

9. Взаимопроверка (слайд). Оцени своего друга (слайд)

10. Составь предложения, используя глагол-сказуемое и картинку, отвечая на вопрос?

- Какой член предложения вы добавили в предложение, отвечая на вопрос? (дополнение)

Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов и поясняют, уточняют или дополняют главные слова.

Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, на который направлено действие, адресата действия, орудие действия.

Прямое дополнение – это дополнение, выраженное именем существительным или местоимением в винительном падеже без предлога.

Косвенное дополнение – это дополнение, выраженное существительным или местоимением в косвенных падежах без предлогов и с предлогами, в том числе и винительным падежом с предлогом.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016. – с. 83-85

Дополнительная литература:

1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1 // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012, с. 117

2. Бунеев Р. Н. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015, с. 161

3. Панов М. В. Русский язык. 5 класс. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А. – М.: Русское слово, 2008, с. 321-324

4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов. // Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007, с. 259

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Предложение – это основная единица синтаксиса.

Мы уже изучили грамматическую основу предложения – подлежащее, сказуемое.

В предложениях, кроме подлежащего и сказуемого, бывают ещё второстепенные члены предложения.

Благодаря наличию второстепенных членов предложения более точно передают информацию. Выделяют следующие второстепенные члены: дополнение, определение и обстоятельство.

Условные обозначения второстепенных членов:


Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, на который направлено действие, адресата действия, орудие действия. Чаще всего дополнение выражается именем существительным и местоимением. Присоединяется дополнение к членам предложения, выраженным глаголом, так как именно действие чаще всего требует пояснения.

Мой брат радуется подарку.

Автобус привёз нас.

Дополнение бывает прямое и косвенное. Если дополнение относится к переходному глаголу, называя объект, на который направлено действие, и выражается формой винительного падежа без предлога, то такое дополнение называется прямым.

Косвенные дополнения – это дополнения, выраженные всеми другими формами косвенных падежей без предлогов и с предлогами, в том числе и винительным падежом с предлогом.

Письмо брату мальчик пишет карандашом.


В этом предложении подлежащее мальчик (подчёркиваем одной чертой), сказуемое пишет (подчёркиваем двумя чертами). Задаём вопросы: пишет что?письмо; чем?карандашом; кому?брату. Это дополнения, выраженные именами существительными, подчёркиваем пунктирной линией. Теперь посмотрим, в форме каких падежей употреблены эти существительные. Слово письмо – в винительном падеже без предлога, следовательно, это прямое дополнение. Слово карандашом – в творительном падеже, следовательно, это косвенное дополнение. Слово брату – в дательном падеже, следовательно, это тоже косвенное дополнение.

Песочный замок разбил прилив.

Мы понимаем, что замок не может разбить прилив, а вот прилив очень просто может повредить замок. Следовательно, в этом предложении подлежащее прилив выражено именем существительным в именительном падеже, подчёркиваем одной чертой, а замок – дополнение, выраженное именем существительным в винительном падеже без предлога, подчёркиваем пунктирной линией.

Пыль поднимает смерч.

Мы знаем, что пыль – это мелкие твёрдые частицы. Пыль сама по себе не может поднимать что-либо. А вот смерч запросто поднимает пыль. Следовательно, смерч – подлежащее, выраженное именем существительным в именительном падеже, подчёркиваем одной чертой, а пыль – дополнение, выраженное именем существительным в винительном падеже без предлога, подчёркиваем пунктирной линией.

Если случай сложный и подобный анализ применить не получается, помните, что в русском языке на первом месте, как правило, стоит подлежащее.

Рассмотрим следующее предложение.

День сменяет ночь.

По смыслу и день может сменять ночь, и ночь может сменять день. Поэтому на первом месте подлежащее – день, а ночь – дополнение. Если же в предложении поменять местами слова день и ночь (Ночь сменяет день), то подлежащим станет ночь, а день – дополнением.

Итак, подведём итог. Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, на который направлено действие, адресата действия, орудие действия. Чаще всего дополнения выражаются именем существительным и местоимением.

Дополнение бывает прямое и косвенное.

Теоретический материал для углублённого изучения

Способы выражения прямых и косвенных дополнений

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Проанализируйте предложение и укажите дополнения.

Письмо мне принесла сестра.

Перед вами сказуемое с дополнением. Решите, какой тип дополнения представлен: прямое или косвенное. Выделите цветом свой выбор.

Нарвал букет (прямое, косвенное)

Послал за доктором (прямое, косвенное)

Покормил сестрёнку (прямое, косвенное)

Махал руками (прямое, косвенное)

Налил сока (прямое, косвенное)

Писал ручкой (прямое, косвенное)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровая форма данного урока помогает учащимся понять термин дополнение, а также обобщить и закрепить первичные знания о дополнении.

Конспект открытого урока в 5 классе

Урок составлен учителем русского языка и литературы Соловьевой Н.И.

Цель – закрепление знаний, полученных в начальной школе, о дополнении как второстепенном члене.

Обучающая – сформировать понятие о дополнении как второстепенном члене; определить способы выражения дополнения; закреплять навык разбора предложения.

Развивающая – тренировать память, внимание обучающихся.

Воспитательная – прививать любовь к родному языку, к русской литературе; воспитывать стремление изучать родной язык.

Тип урока - комбинированный

Оборудование – компьютерная презентация, карточки, раздаточный материал

  1. Орг.момент. Проверка готовности к уроку (1 минута)

Слайд 1. На экран выводится эпиграф:

- Сегодня нам предстоит интересная работа по изучению нового материала. Весь урок нам будут помогать сказки А.С.Пушкина.

Повторение и закрепление пройденного материала (12 минут)

Устный опрос

Что проходили на предыдущем уроке?

Что вы знаете о главных членах предложения?

Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?

2.А. Индивидуальная работа у доски по карточкам

Задание: спиши предложения, подчеркни грамматическую основу каждого предложения, где необходимо расставь знаки препинания.

Белка песенки поет и орешки всё грызёт.

Там в облаках перед народом Колдун несет богатыря.

Ядра – чистый изумруд.

Вот он попадье признаётся.

Задание: спиши предложения, выпиши из них все словосочетания, определи вид словосочетаний.

Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы.

Перед утренней зарёю братья дружною толпою выезжают погулять.

У Лукоморья дуп зиленый…

Три девицы под окном пряли позно вечерком…

Плещеш ты куда захочеш, ты морские камни точиш, топиш берег ты земли…

Днем свет божий затмеваит, ночью землю освещаит…

Войско в горы царь приводит

И промеж высоких гор

Видит шелковый шатер.

Сл/соч.: приводит войско, приводит царь, приводит в горы, шелковый шатер, видит шатер, видит царь, промеж гор, высоких гор

Приплыла к нему Лебедь, спросила:

Ей с поклоном старик отвечает:

Уж не хочет быть старуха дворянкой,

Хочет быть миллионершей, чтобы жить ей в особняке высоком.

Проверка работы у доски.

Актуализация знаний

- Вспомните, с какими второстепенными членами вы знакомились в начальной школе?

(дети называют дополнение, обстоятельство, определение)

- В 5 классе нам предстоит кропотливая работа по их изучению. А вот какой второстепенный член мы начнем изучать сегодня, нам поможет узнать ребус, в котором зашифровано слово ДОПОЛНЕНИЕ.

дом, кол К=П , , , , 2X + 4 = 8

Целеполагание.

Как вы думаете, что нам предстоит выяснить на уроке?

Новый материал.

Словарная работа

Запись в тетради: дополнЕние

Лексическое значение слова: дополнение – дополнить – сделать что-то полным

Морфемный разбор ДОПОЛНЕНИЕ.

Что вы знаете о дополнении? (Что оно обозначает?)

Назовите вопросы косвенных падежей.

Загадка Золотого петушка

Мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка Золотого петушка.

- Найдите грамматическую основу. Какой частью речи выражены главные члены?

- Задайте вопросы от главных членов. Найдите дополнения.

- На какие вопросы отвечает дополнение? Что обозначает? Как подчеркивается? (дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей)

- Какой частью речи выражено дополнение? (существительное)

Закрепление

Внимание! Внимание! Вас беспокоят ученики планеты Альдебаран из совездия Телец. Помогите выполнить практическую работу!

Найди дополнения в предложениях.

Царь с царицею простился… (Сказка о мертвой царевне…)

Старик ловил неводом рыбу… (Сказка о рыбаке и рыбке)

Старуха пряла свою пряжу… (Сказка о рыбаке и рыбке)

Все бегут за колесницей, за Дадоном и царицей. (Сказка о Золотом петушке)

Вспомните, какие дополнения использовал А.С.Пушкин?

Какими частями речи выражены дополнения?

Там королевич мимоходом

Там ступа с … (Бабою-Ягой)

Воротился старик ко …. (старухе)

Рассказал ей великое … (чудо) (Сказка о рыбаке и рыбке)

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с …. (ним) (Сказка о мертвой царевне)

Поднимись по лесенке. Но для этого надо выполнить такое задание:

К каждому слову подберите дополнение в том падеже (без предлога или с указанным предлогом), который указан в скобках начальной буквой.


Вставь в текст нужные дополнения.

Строитель возводит ………. Шахтер даёт……….. стране. Хлебороб растит……….Цветовод украшает землю…………….. Цветы украшают нашу …………… Посади и ты ………………..

Пусть их на земле будет больше.

Культура речи. Да понадеялся он на русский авось.

Найди дополнение в данном предложении.

Что означает авось?

Выражением "русское авось" мы часто обозначаем характерную черту русского человека - склонность к риску, с надеждой на лучший исход. Русское авось имеет и другой, негативный оттенок - сделать что-либо небрежно, в надежде что небрежность не будет обнаружена. Это значение выражено в пословицах:

"На авось мужик и пашню пашет и хлеб сеет"

"Русский человек любит авось, небось да как-нибудь"

"Авось да небось - хоть вовсе брось",

"Авось живет - к добру не доведет"

Отправление практической работы на планету Альдебаран.

Итоги урока

1.Что такое дополнение? (второстепенный член предложения)

2.На какие вопросы отвечает дополнение? (кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?)


На этом уроке мы начнём изучение второстепенных членов предложения. Мы выясним, что обозначают дополнения, на какие вопросы отвечают и как обозначаются в предложении. А еще мы потренируемся находить дополнения в предложении.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Второстепенные члены предложения. Дополнение"

Сегодня мы ответим на такие вопросы.

· Какими бывают второстепенные члены?

· Что такое дополнение?

· Что мы можем рассказать о дополнении?

Мы помним, что предложения бывают нераспространёнными или распространёнными.

В нераспространённых предложениях есть только грамматическая основа. В распространённых предложениях есть второстепенные члены – хотя бы один.

Второстепенные члены служат нам для пояснения.

Ученики слушают. Предложение состоит только из подлежащего и сказуемого, то есть оно нераспространённое.

Но понятна ли нам ситуация, которая описывается в этом предложении? Нет, не очень понятна.

Рассмотрим подлежащее – ученики. Что за ученики? Это ученики второго класса? Или, может, одиннадцатого? А если это ученики всей школы? Они усталые или радостные? Прилежные? Ещё какие-то? Словом, у нас есть только самая общая информация.


Со сказуемым дела обстоят не лучше.

А кого или что? Учителя? Объяснения? Или, может, музыку? Сказку? Слушают внимательно или не очень?


Опять у нас очень много вариантов.

Значит, давайте внесём в наше предложение ясность при помощи второстепенных членов. Сначала поясним подлежащее: скажем, ученики пятого класса. Уже яснее. Теперь поясним сказуемое. Слушают что? – объяснения.

И мы видим, что второстепенные члены предложения могут пояснять главные члены, то есть подлежащее и сказуемое.

А если мы хотим добавить ещё ясности? Скажем, что ученики пятого класса слушают объяснения – кого? – учителя. Но теперь мы пояснили уже не главный член, а второстепенный. А значит, второстепенные члены предложения могут также пояснять другие второстепенные члены.

Рассмотрим ещё одно предложение.

Сегодня мы смотрели интересный фильм.

Подлежащее – мы. Сказуемое – смотрели. Все остальные члены предложения – второстепенные.

Поставим вопросы. Смотрели – что? – фильм. Этот второстепенный член поясняет сказуемое. Он выражен существительным. Фильм – какой? – интересный. А этот второстепенный член поясняет другой второстепенный член. И выражается прилагательным. Смотрели – когда? – сегодня. Этот второстепенный член тоже поясняет сказуемое, зато отвечает на другой вопрос. Выражается он наречием.

То есть, второстепенные члены не только могут пояснять разные слова. Они отвечают на разные вопросы, у них разные цели и разные средства выражения.

А значит, второстепенные члены могут быть разными.

На самом деле выделяется три вида второстепенных членов предложения.

Это дополнение. Определение. И обстоятельство. У каждого из них свои особенности, и с каждым мы познакомимся.


А пока составим небольшую памятку.

Второстепенные члены могут пояснять главные члены предложения или другие второстепенные члены.

Второстепенные члены предложения – это дополнения, определения и обстоятельства.

И мы поближе познакомимся с одним из второстепенных членов. С дополнением.

Что будет, если на уроке кто-нибудь рассказывает о прочитанном вот так:

Мы читали. Рассказ понравился. Автор повествует…

И дальше – молчание. Обычно учитель вызывает кого-нибудь ещё и просит дополнить.

Дополним эти предложения.


Посмотрите на эти второстепенные члены предложения. Это дополнения. На какие вопросы они отвечают?

Вы, конечно, помните, что есть шесть падежей. Первый и самый главный – именительный.

Остальные падежи – родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Мы называем эти падежи косвенными.

Так вот, именительный падеж используется для подлежащего. Чтобы называть то, о чём говорится в предложении. А куда деваются остальные падежи? Они как раз и переходят к дополнению.

Точнее, не падежи, а их вопросы.

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.

Родительный – кого? чего?

Дательный – кому? чему?

Винительный – кого? что?

Творительный – кем? чем?

Предложный – о ком? о чем?

Всё это – вопросы, на которые отвечает дополнение.

А что дополнение может обозначать с такими вопросами?

Итак, мы выяснили, что дополнение – это второстепенный член предложения.

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.

Дополнение обозначает предмет.

Как вы думаете, а как нужно подчёркивать дополнение?

Подлежащее мы подчёркиваем одной сплошной линией. Дополнение тоже подчёркивается одной линией. Но нужно же как-то различить его с подлежащим. Поэтому линия эта – прерывистая. Как будто ее съела особая грамматическая моль.


Дополнение подчёркивается прерывистой линией.

А чем выражается дополнение? Понаблюдаем за такими простыми диалогами.


В первом предложении-ответе дополнение выражено местоимением, во втором – тоже. А в третьем – существительным.

− Чем вы тут вообще занимались?

− Мы делали уроки!

− Я проводила эксперимент!

− Я играл в войну.


Посмотрите, во всех трёх предложениях дополнение выражается при помощи существительного.

Угадайте, что я пронёс?

Я хочу мороженое!

Ты купил игрушки?

Не забудь обо мне!


И опять наши дополнения выражены существительными и местоимением.

А значит, дополнение обычно выражается существительными и местоимениями.

Рассмотрим такое предложение.

Друг дедушки нарисовал мне пейзаж акварелью.

Кто? – друг. Это подлежащее. Друг что сделал? – нарисовал. Это сказуемое.

Друг кого? – дедушки. Это дополнение, выраженное существительным.

Нарисовал кому? – мне. Это дополнение, выраженное местоимением.

Нарисовал что? – пейзаж. Дополнение выражено существительным.

Нарисовал чем? – акварелью. Дополнение выражено существительным.

А теперь внимание! Нужно различать в предложениях именительный и винительный падежи. Ведь их окончания иногда совпадают.

Ночь сменяет день.

Дочь видит печь.

Зерно ест мышь.

Как мы определим, где подлежащее, а где дополнение?

Ночь сменяет день.

Допустим, что ночь – это подлежащее, а день – дополнение.

Ночь и правда приходит вслед за днём.

А если подлежащее – день, а дополнение – ночь?

Смысл предложения не особенно изменился. Ведь и день может приходить за ночью.



То есть, подлежащим может быть ночь и день.

В таких предложениях подлежащим считается то слово, которое идёт первым. У нас это слово ночь.

Дочь видит печь. Предположим, что подлежащее – дочь. Может ли девочка видеть печь? Может, все правильно.

А если мы предположим, что дочь – это дополнение, а печь – подлежащее? Нет, получается что-то странное. У печи ведь нет глаз. Такое бывает разве что в сказках.

В некоторых предложениях подлежащее можно определить по значению. Действие выполняет дочь. Печь – это дополнение, первый вариант правильный.


Зерно ест мышь.

Первым стоит слово зерно. Но если мы посчитаем его подлежащим… То получается, что зерно кусается! Ещё и мышей ест. Нет, это совсем уже странно.

А вот если подлежащее – мышь, а зерно – это дополнение, то все правильно. Мышь питается зерном.

Читайте также: