Суффикс как часть слова 2 класс начальная школа 21 века конспект и презентация

Обновлено: 05.07.2024

Ученик получит возможность научиться: разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Задачи урока : узнать, что такое суффикс, понять значение суффиксов; создать алгоритм нахождения суффиксов.

Планируемые результаты обучения:

РУУД – самостоятельно определять цели своего обучения; целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи.

ПУУД- планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнению; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; наблюдать, характеризовать, анализировать, сравнивать.

КУУД – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

1) Выделять корень, окончание, суффикс.

2) Находить в словах суффикс, определять его значение.

3) Составить алгоритм нахождения суффикса.

1) Освоение личностного смысла учения, желание продолжать учёбу.

2) Развивать способность к самооценке успешности в овладении материалом

Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, коллективное взаимодействие.

Ход урока:

1. Организационный этап. Мобилизация внимания.

Самоопределение к деятельности.

Где ваши ловкие шустрые пальчики?

1, 2, 1, 2 (хлопки и сжатие)

Ножками топаем, ручками хлопаем!

Ручками хлопаем, ножками топаем!

Тихо садимся, к знаньям стремимся!

- Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.

- Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.

2. Работа в тетради.

Запишите в тетрадь число, классная работа.

Обозначьте ударение, опасные места.

3. Подведение к теме.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Есть большой и светлый дом,

Почемучек много в нём.

Пишут они и считают,

Читают, творят и мечтают. (школа)

-А как называют детей, которые посещают учебные занятия в школе? (ученики, школьники)

- Что вы можете сказать об этих словах? Докажите.

(существительные, отвечают на вопросы что? кто?.)

- Выделим известные нам части слов в однокоренных словах?

- Какие возникли затруднения?

-Что заметили ещё?

(в слове школьники есть ещё часть). - Почему вы её никак не обозначили?

Что это за часть слова? Где можно найти ответ на вопрос?

4. Формулировка темы и задач урока.

Откройте учебник, найдите урок 47 и прочитайте тему нашего урока.

Суффикс как часть слова.

К какому блоку относится этот урок? (Как устроен наш язык)

Какое новое слово узнали?

Запишите это слово в тетрадь – суффикс

Определите задачи урока :

узнать, что такое суффикс,

понять значение суффиксов;

создать алгоритм нахождения суффиксов.

5. Работа по теме:

-Прочитайте словосочетания.

Спишите словосочетания, в словах, которые называют детёнышей, выделите окончание и корень (у доски 2 ученика).

Выполняя упр., вы какие слова записывали? (однокоренные)

Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать эти слова.

Где она находится?

-Так какую же тайну языка мы сегодня откроем?

Суффикс помогает образовать новые слова.

Где находится суффикс, какова его роль?

-Что такое суффикс?

Слово суффикс пришло к нам из латинского языка – suffixus : suf (между) + fixus (прикреплённый).

-Какова роль суффикса?

-Как обозначают суффикс?

Обозначьте суффикс в словах, обозначающих детёнышей.

С какой задачей урока вы справились сейчас?

(узнали, что такое суффикс)

6. Введение нового материала в систему знаний.

создание алгоритма нахождения суффикса.

СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА : - На листе бумаги покажите схематично с помощью условных знаков порядок нахождения суффиксов.

- Давайте сравним ваши алгоритмы с алгоритмом в учебнике.

Полистайте страницы урока и найдите.

С какой задачей урока справились?

Физминутка, снятие утомления с глаз и рук

7. Первичное закрепление. Работа в парах и коллективное взаимодействие.

Возьмите карточки на столах, прочитайте задание, образуйте слова.

Выполнение заданий на карточках

(читают, выполняют, наблюдают, делают вывод, объясняют)

Повернулись и в четвёрках сверили свои результаты.

- В каждом ряду вы образовывали формы одного и того же слова или родственные слова?

- Выделите в словах суффиксы.

-Какие суффиксы выделили, какое значение они придают словам?

Выберите, кто будет отвечать, вышли к доске представители от каждой группы (каждая пара объясняет свои наблюдения)

С какой ещё задачей урока справились?

(понять значение суффиксов)

Физминутка (по необходимости)

“Вновь у нас физкультминутка”

7. Самостоятельная работа (индивидуальная работа) :

Проверим, научились ли вы применять алгоритм при выделении суффикса.

На карточке слова, выделить суффикс :

Голосок, стебельки, стульчики, Васенька, скрипка, машинка, снежинка, избушка, зёрнышко.

8. Рекомендации по выполнению домашнего задания

- Рассмотрите в учебнике упр. 4 и 5. В этих упражнениях похожее задание, вам предлагают найти суффиксы в некоторых словах. Как вы считаете, какое из этих упражнений более сложное?

- Ребята, выберите сами тот уровень сложности, который, как вы считаете, вам по силам и запишите в дневник д. з.

9. Рефлексия деятельности. Итог урока (оценка деятельности).

Мне было трудно…

Прикреплённые файлы:

Как мы говорим (о нормах современного русского языка) Мы учимся языку всю жизнь. Даже в самом раннем детстве мы усваиваем нормы литературного языка, воспринимая от окружающих звучащую речь и.

Урок постановки учебной задачи. Урок русского языка во 2 классе по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова Мастер класс на краевом семинаре Тип урока: Урок постановки учебной задачи Тема урока: Постановка учебной задачи «Есть ли сильные и слабые.

Слова родного языка. Консультация для родителей Не для кого сегодня не секрет, что родным языком ребенок начинает овладевать еще с первых месяцев жизни. Эталоном речи для малыша, в первую.

Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать

Познавательные: общеучебные – овладевают базовыми предметными понятиями; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, классификацию, делают выводы.

Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Основное содержание темы, понятия и термины

Род имен существительных: мужской, женский, средний. Местоимения: он, она, оно. Родовые окончания.

Технология проблемно-диалогического обучения.

Форма учебной деятельности, методы обучения

Фронтальная, парная, индивидуальная; проблемная ситуация, работа в паре, взаимообучение.

Содержание взаимодействия с учащимися

Самоопределение к деятельности.

-осуществить осознанный переход обучающихся в пространство учебной деятельности;

-создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- 1.Прозвенел для нас звонок,
Начинаю я урок.
Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.

Я очень рада войти

В приветливый наш класс.

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз.

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку

Настраиваются на работу.

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

нацеливание на успешную деятельность.

- формирование умения слушать и слышать.

Постановка учебной задачи.

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

- Откройте тетради и запишите число и классную работу.

Минутка чистописания (слайд)

Словарный диктант : (слайд)

Проверка: (открытие каждого слова на доске)

- Какого овоща нет на слайде?

- Как пишется это слово?

- Со словами составьте предложения.

1.Запись одного на доске.

2.Разбор по членам предложения.

3.разбор по частям речи.

- А какой частью речи являются наши словарные слова?

А как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Указывает объект наблюдения.

Записывают число в тетрадях и минутку чистописания.

Записывают слова по картинкам и отвечают на вопросы

Дети составляют предложения. Один записывает на доске, второй делает разбор по членам, третий разбор по частям речи.

Формулируют тему и цели урока

-использовать изученный ранее материал как шаг для введения новых способов действий обучающихся

Грамматическая сказка о том, как у существительных род появился.

В одном королевстве жили имена существительные.

Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала указ:

“Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”.

А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала.

Пришла королева и сказала:

“Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода.

Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода.

А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода.

Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.

- Разделите наши слова.

Девочки возьмите свои слова, а мальчики – свои.

-Какие слова взяли девочки? Почему?

- Какие слова взяли мальчики?

- А какие слова остались лишними? Почему?

- Как их ещё можно назвать? (среднего рода)

-На какие три группы делятся существительные?

(слайд) Сущ. по родам не изменяются

-Вот и выполнили мы первую задачу урока? Кому было трудно?

- Чтобы легче было научиться определять род, надо запомнить стихотворение

Женский род запомню я

И скажу: “Она – моя”.

И запомню род мужской

И опять скажу” “Он – мой”.

Средний род: “Оно – моё!”

Это правило – твоё!

Организует диалог, уточняет правило,

подводит детей к самостоятельному выводу.

Называют, объясняют , сравнивают, обсуждают , дополняют своими словами , делают выводы.

Дети берут по одной карточке и доказывают свое мнение

Учащиеся отвечают на вопросы

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель : формирование личной ответственности за результат своего труда

Запишите слова в три столбика по родам (с комментированием)

Самостоятельная работа в рабочих тетрадях (выполнение ряд упражнений)

-Вы наверняка все любите нашу русскую зиму и зимние забавы: катание с горки, игру в снежки .

-Внимание, а мы сейчас будем лепить снеговика, да не простого, а раз мы на уроке русского языка, то будем лепить его из слов – имён существительных.

-Вот какой замечательный снеговик у нас получился!

(Дополнительные упражнения в учебнике)

Учитель контролирует работу детей

Дети выполняют и проверяют задания

Берут предметы и определяют род.

Выполняют работу в тетрадях. Проверка.

Учащиеся работают в группах.

1 группа М.р снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год,

2 группа Ж.р. - метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка,

3 группа Ср.р. - солнце, небо, облако, веселье, волшебство

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников

Рефлексия учебной деятельности

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке

-Ребята, а как вы считаете, справились ли вы с задачей, поставленной в начале урока?

-Покажите с помощью смаликов

Красный - я не понял, что такое род имён существительных и не знаю, как определить род им.сущ.

Желтый – я понял, что такое род, но не уверен в своих силах

Зеленый – мне всё понятно, я научился определять род имени сущ.

- выписать из словаря по 5 существительных каждого рода;

ную реакцию учащихся на уроки русского языка

Получают позитивный настрой от урока

Записывают в дневники

- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

Технологическая карта урока

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме:

Подготовила и провела

учитель начальных классов

( УМК «Начальная школа XXI)

Урок открытия нового знания

развивающая: развивать у детей чувство слова, мышление, внимание, наблюдательность, умение анализировать; формировать УУД;

воспитывающая: воспитывать познавательный интерес к новому учебному материалу, способам решения новой языковой задачи

Технологии, методы, приёмы

Развитие критического мышления на основе письма и чтения, поисковые методы

Основные понятия, термины

Слысл (значение) слова, суффикс слова

- каллиграфически правильно писать слова;

- правильно списывать слова;

- проверять написанное, сравнивая с образцом;

-способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью;

- формулировать задачу урока, отвечать на поставленные вопросы;

- усвоить, что суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов; суффикс имеет значение; находить суффикс в словах и выделять его;

- выделять незнакомые по значению слова; толковать их значения с помощью словаря;

- сравнивать слова по значению;

- составлять высказывание-рассуждение в деловом стиле.

- мотивация учебной деятельности (любознательность и интерес к новому материалу и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, стремление к совершенствованию своих способностей);

- планировать собственную деятельность, искать средства для её осуществления;

-контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнения;

-проявлять самостоятельность и инициативу.

- принимать и сохранять учебную задачу, участвовать в её решении;

- находить в учебнике необходимую информацию, использовать её в практических целях, вычленять существенные признаки, анализировать, обобщать, делать выводы;

- слушать и понимать устную речь других;

-участвовать в диалоге;

-стремиться к более точному выражению собственного мнения;

-сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Фронтальная, индивидуальная, групповая

карточки для парной и групповой работы; мультимедийный проектор, презентация Power Point

Формируемые умения: предметные, УУД

Оформле ние доски

II.Актуализация опорных знаний

III.Поста-новка учебной задачи

IV.Поиск решения учебной задачи.

-слушать и понимать речь учителя,

- строить рассуждение и обобщение

учебного сотрудни-чества с учителем;

- устанавли-вать связь между целью деятельности и её резуль-татом;

вание позна-вательной цели;

-участвовать в диалоге; строить рас-суждение;

-выдвигать гипотезы на основе учеб-го материа-ла;

учебную за-дачу,участ-вовать в её решении;

чество в поиске и выбора информации;

-снять напряжение и усталость;

-повысить эмоциональ-ный тонус;

-умение структуриро-вать знания , выбор наиболее эффективных способов решение задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказыва-ние, рефлексия способов и условий действия;

партнёра- контроль, коррекция, оценка действий партнёра

выделение и осознание того, что уже усвоено, что ещё подлежит усвоению,

осознание качества и уровня усвоения

-осуществить самооценку собственной учебной дея-тельности,

- умение с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

С усердием трудитесь!

- Открываем тетради, записываем сегодняшнюю дату, классная работа.

- Минутка чистописания
На доске записаны слова:
репа кора кит
- Определите букву, которую мы будем писать. Это гласная буква, которая встречается в этих словах дважды. Другая буква находится в корне одного из этих слов. Обозначает парный глухой мягкий согласный звук.
-Какая это буква?
- Определим порядок следования букв в строке.
-ак –аак- ааак –аааак- кккка –ккка – кка-ка
-Что вы заметили в данном задании?
- Напишите данную строку в предложенной последовательности до конца строчки.

- Вспомните, из чего состоят слова?

- Скажите, какие части слова мы с вами уже знаем?

- Что вы знаете о корне?

-Что вы знаете об окончании?

- Как вы думаете, все ли части слова мы знаем?

- -Отгадайте загадку и запишите отгадку:

Стоит весёлый, светлый дом.

Ребят проворных много в нём.

Там пишут и считают,

Рисуют и читают.

- Запишите слово-отгадку в тетрадь.

- Подберите однокоренное слово, которое назовёт мальчика, посещающего школу, а девочку?

Школа, школьник, школьница.

- Разберите данные слова по составу.

- Все ли части слова вы выделили?

- Почему не смогли?

- На какой вопрос же нам предстоит ответить сегодня на уроке?

- Какие есть предположения?

- Как определить название этой части слова?

- Сформулируйте тему урока.

- Какую цель определим на сегодняшний урок.

- На какие вопросы вы бы хотели получить ответы сегодня на уроке?

-Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

И работать продолжаем.

- Какая часть слова помогла нам образовать новые слова?

- Где эта часть находится?

-Задайте друг другу вопросы по новой теме.

Упражнение 2 стр. 108

-Поупражняемся в образовании слов с помощью суффиксов и понаблюдаем над их значением.

-Работаем в группах.

- Подумайте , какое значение имеет суффикс в образованных вами словах, разные или одинаковые значения имеют эти слова ? (работа по карточкам)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Суффикс как часть слова

Цель урока: познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками

Задачи:

развивающие: помочь учащимся осознать значимость данного учебного материала, развивать умение ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету.

Урок по русскому языку "Значения суффиксов" (2 класс) к УМК "XXI" век. К конспекту урока прилагается презентация и раздаточный материал.



Предмет: Русский язык

Целевая аудитория: для 2 класса

В целом, неплохой материал, небольшой, но содержательный. Презентация качественная, все требования и рекомендации выдержаны, есть физ. минутка для глаз. Конспект подробный, включает навигацию по слайдам. А вот аннотацию можно было бы написать и больше, хотя бы минимум 3 предложения.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Познакомиться с новой значимой частью слова – суффиксом.

- Научиться находить его в слове.

- Наблюдать за ролью и значением суффикса в русском языке.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Метапредметные:

- осознавать и принимать учебную задачу.

- планировать свои действия, выполнять учебные действия.

- контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой).

- оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления.

- осознавать необходимость новой информации из объяснения учителя.

- понимать информацию, представленную в схематичной форме.

- наблюдать за значением языковых единиц.

- осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям.

- работать с моделями, строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками.

- выражать готовность к преодолению трудностей в освоении новых знаний;

- проявлять положительное отношение к учению, элементы уважения к себе как обучающейся личности;

- владеть приемами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы.

Методы: объяснительно- иллюстративный, проблемный диалог, частично – поисковый, методы стимулирования обучению, контроля и самоконтроля.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Технологии: здоровьесберегающие, проблемное обучение.

Планируемый сценарий урока:

Мотивирование к учебной деятельности

- Вы талантливые дети! Когда – нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете работать.

- Девочки, мальчики, садитесь, пожалуйста.

- Каким будет наш урок?

- Какое настроение нужно, чтобы урок получился удачным?

- Я желаю сохранить хорошее настроение на весь урок.

Отвечают на вопросы

Личностные, регулятивные, коммуникативные

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Пропишите заглавную и строчную букву Ш, обращая внимание на параллельность вертикальных линий.

- Прописывают буквы в рабочую тетрадь, выбирают лучшую.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном учебном действии

- Запишите слова, которые у вас получились.

- Прочитайте слова, которые вы записали.

- Выделите знакомые части слова.

Ли-сё-нок, до-ми-ку, ко-ти-ком, во-ди-ца, ти-гри-ца, ло-си-ха, ор-ли-ца, во-дич-ка, школь-ни-ки.

По цепочке называют и выделяют окончание и корень.

Между корнем и окончанием какая-то часть.

Коммуникативные, познавательные, личностные.

Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.

- А почему вы ее никак не отметили?

- Предлагаю поработать с текстом. Прочитать, сделать пометки.

Части слова

1. Окончание – часть слова, которая изменяется. Окончание изменяет форму слова, связывает слова в предложении. Окончание бывает нулевым. Обозначается так:

2. Корень – главная часть слова. В корне содержится основное значение слова. Корень общая часть родственных слов. Обозначается так:

3. Суффикс – это часть слова. Стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение. Обозначается так:

Читайте также: