Суффикс как часть слова 2 класс начальная школа 21 века конспект и презентация
Обновлено: 05.07.2024
Ученик получит возможность научиться: разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Задачи урока : узнать, что такое суффикс, понять значение суффиксов; создать алгоритм нахождения суффиксов.
Планируемые результаты обучения:
РУУД – самостоятельно определять цели своего обучения; целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи.
ПУУД- планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнению; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; наблюдать, характеризовать, анализировать, сравнивать.
КУУД – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
1) Выделять корень, окончание, суффикс.
2) Находить в словах суффикс, определять его значение.
3) Составить алгоритм нахождения суффикса.
1) Освоение личностного смысла учения, желание продолжать учёбу.
2) Развивать способность к самооценке успешности в овладении материалом
Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, коллективное взаимодействие.
Ход урока:
1. Организационный этап. Мобилизация внимания.
Самоопределение к деятельности.
Где ваши ловкие шустрые пальчики?
1, 2, 1, 2 (хлопки и сжатие)
Ножками топаем, ручками хлопаем!
Ручками хлопаем, ножками топаем!
Тихо садимся, к знаньям стремимся!
- Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.
- Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.
2. Работа в тетради.
Запишите в тетрадь число, классная работа.
Обозначьте ударение, опасные места.
3. Подведение к теме.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Есть большой и светлый дом,
Почемучек много в нём.
Пишут они и считают,
Читают, творят и мечтают. (школа)
-А как называют детей, которые посещают учебные занятия в школе? (ученики, школьники)
- Что вы можете сказать об этих словах? Докажите.
(существительные, отвечают на вопросы что? кто?.)
- Выделим известные нам части слов в однокоренных словах?
- Какие возникли затруднения?
-Что заметили ещё?
(в слове школьники есть ещё часть). - Почему вы её никак не обозначили?
Что это за часть слова? Где можно найти ответ на вопрос?
4. Формулировка темы и задач урока.
Откройте учебник, найдите урок 47 и прочитайте тему нашего урока.
Суффикс как часть слова.
К какому блоку относится этот урок? (Как устроен наш язык)
Какое новое слово узнали?
Запишите это слово в тетрадь – суффикс
Определите задачи урока :
узнать, что такое суффикс,
понять значение суффиксов;
создать алгоритм нахождения суффиксов.
5. Работа по теме:
-Прочитайте словосочетания.
Спишите словосочетания, в словах, которые называют детёнышей, выделите окончание и корень (у доски 2 ученика).
Выполняя упр., вы какие слова записывали? (однокоренные)
Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать эти слова.
Где она находится?
-Так какую же тайну языка мы сегодня откроем?
Суффикс помогает образовать новые слова.
Где находится суффикс, какова его роль?
-Что такое суффикс?
Слово суффикс пришло к нам из латинского языка – suffixus : suf (между) + fixus (прикреплённый).
-Какова роль суффикса?
-Как обозначают суффикс?
Обозначьте суффикс в словах, обозначающих детёнышей.
С какой задачей урока вы справились сейчас?
(узнали, что такое суффикс)
6. Введение нового материала в систему знаний.
создание алгоритма нахождения суффикса.
СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА : - На листе бумаги покажите схематично с помощью условных знаков порядок нахождения суффиксов.
- Давайте сравним ваши алгоритмы с алгоритмом в учебнике.
Полистайте страницы урока и найдите.
С какой задачей урока справились?
Физминутка, снятие утомления с глаз и рук
7. Первичное закрепление. Работа в парах и коллективное взаимодействие.
Возьмите карточки на столах, прочитайте задание, образуйте слова.
Выполнение заданий на карточках
(читают, выполняют, наблюдают, делают вывод, объясняют)
Повернулись и в четвёрках сверили свои результаты.
- В каждом ряду вы образовывали формы одного и того же слова или родственные слова?
- Выделите в словах суффиксы.
-Какие суффиксы выделили, какое значение они придают словам?
Выберите, кто будет отвечать, вышли к доске представители от каждой группы (каждая пара объясняет свои наблюдения)
С какой ещё задачей урока справились?
(понять значение суффиксов)
Физминутка (по необходимости)
“Вновь у нас физкультминутка”
7. Самостоятельная работа (индивидуальная работа) :
Проверим, научились ли вы применять алгоритм при выделении суффикса.
На карточке слова, выделить суффикс :
Голосок, стебельки, стульчики, Васенька, скрипка, машинка, снежинка, избушка, зёрнышко.
8. Рекомендации по выполнению домашнего задания
- Рассмотрите в учебнике упр. 4 и 5. В этих упражнениях похожее задание, вам предлагают найти суффиксы в некоторых словах. Как вы считаете, какое из этих упражнений более сложное?
- Ребята, выберите сами тот уровень сложности, который, как вы считаете, вам по силам и запишите в дневник д. з.
9. Рефлексия деятельности. Итог урока (оценка деятельности).
Мне было трудно…
Прикреплённые файлы:
Как мы говорим (о нормах современного русского языка) Мы учимся языку всю жизнь. Даже в самом раннем детстве мы усваиваем нормы литературного языка, воспринимая от окружающих звучащую речь и.
Урок постановки учебной задачи. Урок русского языка во 2 классе по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова Мастер класс на краевом семинаре Тип урока: Урок постановки учебной задачи Тема урока: Постановка учебной задачи «Есть ли сильные и слабые.
Слова родного языка. Консультация для родителей Не для кого сегодня не секрет, что родным языком ребенок начинает овладевать еще с первых месяцев жизни. Эталоном речи для малыша, в первую.
Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать
Познавательные: общеучебные – овладевают базовыми предметными понятиями; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, классификацию, делают выводы.
Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Основное содержание темы, понятия и термины
Род имен существительных: мужской, женский, средний. Местоимения: он, она, оно. Родовые окончания.
Технология проблемно-диалогического обучения.
Форма учебной деятельности, методы обучения
Фронтальная, парная, индивидуальная; проблемная ситуация, работа в паре, взаимообучение.
Содержание взаимодействия с учащимися
Самоопределение к деятельности.
-осуществить осознанный переход обучающихся в пространство учебной деятельности;
-создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
- 1.Прозвенел для нас звонок,
Начинаю я урок.
Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
Я очень рада войти
В приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Сиянье ваших умных глаз.
Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку
Настраиваются на работу.
формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:
нацеливание на успешную деятельность.
- формирование умения слушать и слышать.
Постановка учебной задачи.
Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.
- Откройте тетради и запишите число и классную работу.
Минутка чистописания (слайд)
Словарный диктант : (слайд)
Проверка: (открытие каждого слова на доске)
- Какого овоща нет на слайде?
- Как пишется это слово?
- Со словами составьте предложения.
1.Запись одного на доске.
2.Разбор по членам предложения.
3.разбор по частям речи.
- А какой частью речи являются наши словарные слова?
А как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Указывает объект наблюдения.
Записывают число в тетрадях и минутку чистописания.
Записывают слова по картинкам и отвечают на вопросы
Дети составляют предложения. Один записывает на доске, второй делает разбор по членам, третий разбор по частям речи.
Формулируют тему и цели урока
-использовать изученный ранее материал как шаг для введения новых способов действий обучающихся
Грамматическая сказка о том, как у существительных род появился.
В одном королевстве жили имена существительные.
Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала.
И вот однажды она издала указ:
“Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”.
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала.
Пришла королева и сказала:
“Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода.
Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода.
А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода.
Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.
- Разделите наши слова.
Девочки возьмите свои слова, а мальчики – свои.
-Какие слова взяли девочки? Почему?
- Какие слова взяли мальчики?
- А какие слова остались лишними? Почему?
- Как их ещё можно назвать? (среднего рода)
-На какие три группы делятся существительные?
(слайд) Сущ. по родам не изменяются
-Вот и выполнили мы первую задачу урока? Кому было трудно?
- Чтобы легче было научиться определять род, надо запомнить стихотворение
Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу” “Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё!”
Это правило – твоё!
Организует диалог, уточняет правило,
подводит детей к самостоятельному выводу.
Называют, объясняют , сравнивают, обсуждают , дополняют своими словами , делают выводы.
Дети берут по одной карточке и доказывают свое мнение
Учащиеся отвечают на вопросы
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;
- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
- знание основных моральных норм работы в паре
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель : формирование личной ответственности за результат своего труда
Запишите слова в три столбика по родам (с комментированием)
Самостоятельная работа в рабочих тетрадях (выполнение ряд упражнений)
-Вы наверняка все любите нашу русскую зиму и зимние забавы: катание с горки, игру в снежки .
-Внимание, а мы сейчас будем лепить снеговика, да не простого, а раз мы на уроке русского языка, то будем лепить его из слов – имён существительных.
-Вот какой замечательный снеговик у нас получился!
(Дополнительные упражнения в учебнике)
Учитель контролирует работу детей
Дети выполняют и проверяют задания
Берут предметы и определяют род.
Выполняют работу в тетрадях. Проверка.
Учащиеся работают в группах.
1 группа М.р снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год,
2 группа Ж.р. - метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка,
3 группа Ср.р. - солнце, небо, облако, веселье, волшебство
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;
- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников
Рефлексия учебной деятельности
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке
-Ребята, а как вы считаете, справились ли вы с задачей, поставленной в начале урока?
-Покажите с помощью смаликов
Красный - я не понял, что такое род имён существительных и не знаю, как определить род им.сущ.
Желтый – я понял, что такое род, но не уверен в своих силах
Зеленый – мне всё понятно, я научился определять род имени сущ.
- выписать из словаря по 5 существительных каждого рода;
ную реакцию учащихся на уроки русского языка
Получают позитивный настрой от урока
Записывают в дневники
- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;
- осуществлять итоговый контроль
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
- проявлять активность в деятельности.
Технологическая карта урока
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме:
Подготовила и провела
учитель начальных классов
( УМК «Начальная школа XXI)
Урок открытия нового знания
развивающая: развивать у детей чувство слова, мышление, внимание, наблюдательность, умение анализировать; формировать УУД;
воспитывающая: воспитывать познавательный интерес к новому учебному материалу, способам решения новой языковой задачи
Технологии, методы, приёмы
Развитие критического мышления на основе письма и чтения, поисковые методы
Основные понятия, термины
Слысл (значение) слова, суффикс слова
- каллиграфически правильно писать слова;
- правильно списывать слова;
- проверять написанное, сравнивая с образцом;
-способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью;
- формулировать задачу урока, отвечать на поставленные вопросы;
- усвоить, что суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов; суффикс имеет значение; находить суффикс в словах и выделять его;
- выделять незнакомые по значению слова; толковать их значения с помощью словаря;
- сравнивать слова по значению;
- составлять высказывание-рассуждение в деловом стиле.
- мотивация учебной деятельности (любознательность и интерес к новому материалу и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, стремление к совершенствованию своих способностей);
- планировать собственную деятельность, искать средства для её осуществления;
-контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнения;
-проявлять самостоятельность и инициативу.
- принимать и сохранять учебную задачу, участвовать в её решении;
- находить в учебнике необходимую информацию, использовать её в практических целях, вычленять существенные признаки, анализировать, обобщать, делать выводы;
- слушать и понимать устную речь других;
-участвовать в диалоге;
-стремиться к более точному выражению собственного мнения;
-сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Фронтальная, индивидуальная, групповая
карточки для парной и групповой работы; мультимедийный проектор, презентация Power Point
Формируемые умения: предметные, УУД
Оформле ние доски
II.Актуализация опорных знаний
III.Поста-новка учебной задачи
IV.Поиск решения учебной задачи.
-слушать и понимать речь учителя,
- строить рассуждение и обобщение
учебного сотрудни-чества с учителем;
- устанавли-вать связь между целью деятельности и её резуль-татом;
вание позна-вательной цели;
-участвовать в диалоге; строить рас-суждение;
-выдвигать гипотезы на основе учеб-го материа-ла;
учебную за-дачу,участ-вовать в её решении;
чество в поиске и выбора информации;
-снять напряжение и усталость;
-повысить эмоциональ-ный тонус;
-умение структуриро-вать знания , выбор наиболее эффективных способов решение задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказыва-ние, рефлексия способов и условий действия;
партнёра- контроль, коррекция, оценка действий партнёра
выделение и осознание того, что уже усвоено, что ещё подлежит усвоению,
осознание качества и уровня усвоения
-осуществить самооценку собственной учебной дея-тельности,
- умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
С усердием трудитесь!
- Открываем тетради, записываем сегодняшнюю дату, классная работа.
- Минутка чистописания
На доске записаны слова:
репа кора кит
- Определите букву, которую мы будем писать. Это гласная буква, которая встречается в этих словах дважды. Другая буква находится в корне одного из этих слов. Обозначает парный глухой мягкий согласный звук.
-Какая это буква?
- Определим порядок следования букв в строке.
-ак –аак- ааак –аааак- кккка –ккка – кка-ка
-Что вы заметили в данном задании?
- Напишите данную строку в предложенной последовательности до конца строчки.
- Вспомните, из чего состоят слова?
- Скажите, какие части слова мы с вами уже знаем?
- Что вы знаете о корне?
-Что вы знаете об окончании?
- Как вы думаете, все ли части слова мы знаем?
- -Отгадайте загадку и запишите отгадку:
Стоит весёлый, светлый дом.
Ребят проворных много в нём.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают.
- Запишите слово-отгадку в тетрадь.
- Подберите однокоренное слово, которое назовёт мальчика, посещающего школу, а девочку?
Школа, школьник, школьница.
- Разберите данные слова по составу.
- Все ли части слова вы выделили?
- Почему не смогли?
- На какой вопрос же нам предстоит ответить сегодня на уроке?
- Какие есть предположения?
- Как определить название этой части слова?
- Сформулируйте тему урока.
- Какую цель определим на сегодняшний урок.
- На какие вопросы вы бы хотели получить ответы сегодня на уроке?
-Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
И работать продолжаем.
- Какая часть слова помогла нам образовать новые слова?
- Где эта часть находится?
-Задайте друг другу вопросы по новой теме.
Упражнение 2 стр. 108
-Поупражняемся в образовании слов с помощью суффиксов и понаблюдаем над их значением.
-Работаем в группах.
- Подумайте , какое значение имеет суффикс в образованных вами словах, разные или одинаковые значения имеют эти слова ? (работа по карточкам)
Тема урока: Суффикс как часть слова
Цель урока: познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками
Задачи:
развивающие: помочь учащимся осознать значимость данного учебного материала, развивать умение ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету.
Урок по русскому языку "Значения суффиксов" (2 класс) к УМК "XXI" век. К конспекту урока прилагается презентация и раздаточный материал.
Предмет: Русский язык
Целевая аудитория: для 2 класса
В целом, неплохой материал, небольшой, но содержательный. Презентация качественная, все требования и рекомендации выдержаны, есть физ. минутка для глаз. Конспект подробный, включает навигацию по слайдам. А вот аннотацию можно было бы написать и больше, хотя бы минимум 3 предложения.
Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены
- Познакомиться с новой значимой частью слова – суффиксом.
- Научиться находить его в слове.
- Наблюдать за ролью и значением суффикса в русском языке.
- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Метапредметные:
- осознавать и принимать учебную задачу.
- планировать свои действия, выполнять учебные действия.
- контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой).
- оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления.
- осознавать необходимость новой информации из объяснения учителя.
- понимать информацию, представленную в схематичной форме.
- наблюдать за значением языковых единиц.
- осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям.
- работать с моделями, строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками.
- выражать готовность к преодолению трудностей в освоении новых знаний;
- проявлять положительное отношение к учению, элементы уважения к себе как обучающейся личности;
- владеть приемами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы.
Методы: объяснительно- иллюстративный, проблемный диалог, частично – поисковый, методы стимулирования обучению, контроля и самоконтроля.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Технологии: здоровьесберегающие, проблемное обучение.
Планируемый сценарий урока:
Мотивирование к учебной деятельности
- Вы талантливые дети! Когда – нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете работать.
- Девочки, мальчики, садитесь, пожалуйста.
- Каким будет наш урок?
- Какое настроение нужно, чтобы урок получился удачным?
- Я желаю сохранить хорошее настроение на весь урок.
Отвечают на вопросы
Личностные, регулятивные, коммуникативные
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Пропишите заглавную и строчную букву Ш, обращая внимание на параллельность вертикальных линий.
- Прописывают буквы в рабочую тетрадь, выбирают лучшую.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном учебном действии
- Запишите слова, которые у вас получились.
- Прочитайте слова, которые вы записали.
- Выделите знакомые части слова.
Ли-сё-нок, до-ми-ку, ко-ти-ком, во-ди-ца, ти-гри-ца, ло-си-ха, ор-ли-ца, во-дич-ка, школь-ни-ки.
По цепочке называют и выделяют окончание и корень.
Между корнем и окончанием какая-то часть.
Коммуникативные, познавательные, личностные.
Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.
- А почему вы ее никак не отметили?
- Предлагаю поработать с текстом. Прочитать, сделать пометки.
Части слова
1. Окончание – часть слова, которая изменяется. Окончание изменяет форму слова, связывает слова в предложении. Окончание бывает нулевым. Обозначается так:
2. Корень – главная часть слова. В корне содержится основное значение слова. Корень общая часть родственных слов. Обозначается так:
3. Суффикс – это часть слова. Стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение. Обозначается так:
Читайте также: