План конспект по изо разделочная доска

Обновлено: 02.07.2024

Цель: учить дет ей составлять у зор из дву х элементов гор одецкой росп иси:

бутонов и л истьев. Изображать у зор в указан ной послед ователь ности от

центра к краям. Сочетать в окраске бутонов два близки х цвета: роз овый с

красным или голу бой с си ним. Развиват ь умения детей в см ешивании цвета.

Воспитывать чу вство отз ывчивости, же лание помо чь.

Для воспитателя – 2 образца у зора (розо вый и голу бой) на разделочной

доске; выставка иллю страций работ г ородецк их мастеров ; краски, к источка,

Для детей – ка ртонные заготовк и разделоч ных досок ; краска гу ашь: синяя,

Дети садятся за ст олы. Воспитател ь эмитиру ет сту к в дверь, идет отк рывать и

заносит письм о. Читает детям п исьмо: “Зд равствуйте, дорогие ребят а, пишу т

вам ваши повара. Помогите нам, п ожалу йста. Мы много ра ботаем, готов им

вам вку сные завтраки и обеды, и многие наш и разделочные доски пришли в

негодность. А те, что у нас есть, обыкно венные и некрас ивые. Мы знаем, что

вы хорошо рису ете. Пришлит е нам д оски расписные, с цвет ами и узорами.

– Ребята давайте п оможем наш им повар ам, они нас так вку сно ко рмят. А где

же доски? Вот о ни! Воспитат ель достае т заготовки из конверта. Как ими же

Воспитатель читает стихотвор ение о гор одецкой рос писи.

Дети рассматриваю т иллю страции горо децких мастер ов и отв ечают на

вопросы: Какие эл ементы р осписи исп ользованы? (бу тоны и листья); Как ие

краски использовал и? (зелен ая, голубая , красная, роз овая, синяя).

– Ребята, а теперь посм отрите, как ра сполагаются элем енты рос писи на

доске. На одном образце дос ки узор рас положен в п рямую линию, а на

другом загну той линие й. Бутон в цент ре у зора “смотрит” вверх, а два дру гих

смотрят в пр отивоположные ст ороны. Один влево, другой вправо.

Воспитатель показ ывает, как над о рисов ать бутоны, сн ачала рису ет крупные

круги, потом н а каждом кру ге рису ет маленькие кру жки – “глазки”. Красные

– на розовых бутона х, синие – на голубых. Давайте вс помним как эт от прием

называется? (п равильно, оттенев ка) Мал енький кру жок напол овину заходит

на большой к руг. Под кру жком рису ют ду жку. Предлагает двум детям

дорисовать гл азки и дужки на лево м и правом бу тонах.

Воспитатель обращ ает вниман ие детей на то, чт о величи на листьев в узоре

– Ребята, как вы ду маете, каким и приемами сле дует рис овать кру пные листья

и какими мелки е? У кру пных листьев рисуется ко нтур и закраш ивается. А

маленькие лист очки можно изобразить боковым мазк им кисти.

– Посмотрите на ваши к раски. Все ли необходим ые краски есть на ваших

палитрах? Каког о цвета не хв атает? (ро зового и голу бого). Что же нам

делать? Какие к раски ну жно смешать, ч тобы полу чить розо вый цвет? в

белую краску добавить нем ного красн ой. А как п олучить голу бой цвет? в

Готовый конспект для урока изобразительного искусства для первого класса.

ВложениеРазмер
rospis_razdelochnoy_doski.docx 20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Вид урока: декоративное рисование

Учитель: Тимонина Виктория Юрьевна

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

  • Научить детей грамотно составлять композицию на заданном шаблоне разделочной доски из двух элементов городецкой росписи: конь вороной и цветочный орнамент
  • Познакомить детей с разнообразием видов городецкой росписи разделочных досок;
  • Рассказать учащимся о многообразии видов городецких коней и видов композиций цветочных орнаментов ;
  • Познакомить с этапами выполнения составления композиции шаблонов из двух элементов на разделочной доске.
  • Научить учащихся организовывать свой труд;
  • Обучить этапам выполнения составления композиции шаблонов из двух элементов на разделочной доске;
  • Обучить планировать и анализировать трудовое задание, используя полученные шаблоны;
  • Продолжать формирование навыков работы с художественными материалами.
  • Формировать наблюдательность;
  • Формировать эстетические чувства, интерес к изобразительному искусству;
  • Расширить кругозор младших школьников;
  • Формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД;
  • Развить такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками;
  • Развить творческую фантазию и воображение;
  • Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
  • Воспитать интерес к изучению Городецкой росписи;
  • Воспитать стремление своими руками создавать прекрасное;

Для учителя: Расписные деревянные изделия в технике Городецкой росписи, наглядные пособия взятые из методики (1. с. 15, с.21) гуашевые краски, бумажная заготовка разделочной доски, шаблоны: конь вороной, цветочный орнамент, кисть белка (№24, №8, №3), банка для воды, бумажная палитра, карандаш.

Для учащихся: Краски гуашевые, кисти белка (№7, №3, №2), палитра бумажная, банка для воды, бумага А4, бумажная заготовка разделочной доски, шаблоны: конь вороной, цветочный орнамент, карандаш.

Учитель: «Перед вами на доске расположены наглядные пособия в виде многообразия разделочных досок (Рис. 1). А так же деревянные изделия в технике городецкая роспись (Рис.2), где изображены всевозможные кони и цветочные композиции.

Учитель: « Да правильные мысли. На протяжении многих веков мастера постоянно обращаются к образу коня, потому что он связан с возрождением солнечного света, тепла, жизни. Конь был добрым помощником пахаря. В народных сказках, былинах, преданиях образ коня создан с помощью таких выражений: конь-свет, конь - сила богатырская, конь-птица. Полюбуйтесь на коней в росписях городецких мастеров. Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображение коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Кони располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Так же, как и птица, конь может находиться в центре росписи и являться главным элементом, дополненный растительными мотивами. В основном он чёрного цвета, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причёсанной гривой. Округлый круп, пышный хвост и очень тонкие ноги. Причём тонкие они только ниже колен. Одна задняя нога крючком подогнута под животом, а одна передняя круто согнута в колене перед грудью.

Городецкие кони бывают двух видов, они отличаются только гривами, во всем прочем они всегда одинаковы, кроме мелких незначительных деталей (Рис.2) Ребята визуально мы с вами познакомились с многообразием разделочных досок и разновидностью коней и цветочных орнаментов, теперь же давайте узнаем как нам красиво расположить композицию на шаблоне нашей доски.

Учитель объявляет самостоятельную работу на уроке.

Учитель: Ребята, урок подходит к концу. Подпишите, пожалуйста свои работы.

По окончанию урока, учитель делает выставку рисунков и обсуждает с детьми лучшие работы. Работы учащихся оцениваются по следующим критериям: аккуратность, внимательность при выполнении задания, старательность, прилежание.

Вопросы для проверки усвоенного материала.

  1. Что символизирует конь в Городецкой росписи?
  2. Какими кисточками выполняют оживку?
  3. Какие виды коней бываю в Городецкой росписи?

Вывод: На данном уроке перед детьми была поставлена задача – грамотно располагать шаблоны элементов городецкой росписи на бумажной заготовке кухонной доски, соблюсти четкое выполнение заданных этапов. На мой взгляд, с поставленной задачей ученики справились, проявив заинтересованность в теме и творческий подход. Дисциплина поддерживалась за счет заинтересованности и включенности учеников в учебный процесс. Таким образом, можно сделать вывод, что материал урока был усвоен учениками в достаточной степени.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель: Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла. Научить писать элементы росписи : цветок ромашка, листок.

- учить рисовать ромашку и листья с соблюдением характерных цветосочетаний городецкой росписи;

- учить изображать узор в указанной последовательности от центра к краям;

- закрепить умение рисовать всей кистью и ее концом. Использовать разные кисти.

- развивать умение смешивать цвета;

- развивать чувство композиции;

- развивать интерес к народному творчеству;

- воспитывать чувство отзывчивости, желание помочь;

- воспитывать любовь и интерес к народным промыслам;

предметы городецкой росписи : доски, бочонок; иллюстрации работ городецких мастеров; заготовки нарисованных разделочных досок; образец узора из элементов городецкой росписи на разделочной доске; кисти обычные, кисти оформительские, гуашевые краски: красная, белая.

Предварительная работа: знакомство детей с разнообразием росписей, рисование элементов хохломской и дымковской росписей. Рассматривание альбомов, слушание рассказов педагога о видах декоративно-прикладного искусства.

Словарная работа: городецкая роза, ромашка, купавка, розан, виноград.

Метода и приё мы: наглядные, словесные, игровые.

Ход занятия:

Дети становятся в круг на ковре.

Воспитатель: «Ребята, сегодня почтальон принёс для нашей группы письмо : Здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам ваши повара. Помогите нам, пожалуйста. Мы много работаем, готовим вам вкусные завтраки и обеды, и многие наши разделочные доски пришли в негодность. А те, что у нас есть, обыкновенные и некрасивые. Мы знаем, что вы хорошо рисуете. Пришлите нам доски расписные, с цветами и узорами. Ваши повара”.

– Ребята давайте поможем нашим поварам, они нас так вкусно кормят. А где же доски? Вот они! /Воспитатель достает заготовки из конверта/. Какими же узорами нам их расписать? Есть одна

замечательная роспись, сейчас я вам о ней расскажу. На берегу Волги есть древний русский городок Городец. В этом городе жили люди, которые начали делать посуду из дерева. Раньше у людей не было такой, как сейчас, посуды. Они вырезали её из дерева. Вырезали чашки, ложки, миски, разделочные доски, блюдца, хлебницы, шкатулки. Эти изделия были очень нужными, но получались не очень красивыми. Поэтому люди стали расписывать эти изделия различными узорами. Сейчас я вам покажу несколько образцов таких деревянных изделий (воспитатель демонстрирует доски, бочонок).

Дети садятся за столы.

Воспитатель читает стихотворение о городецкой росписи :

Это городецкая роспись.

как её нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что не в сказке сказать.

Жёлтый вечер, чёрный конь и купавки как огонь.

Птицы смотрят из ларца.

Чудо роспись Городца.

Дети рассматривают иллюстрации городецких мастеров и отвечают на вопросы: Какие элементы росписи использованы? Какие краски по цвету использованы?

- Ребята, вы так долго и внимательно рассматривали иллюстрации и ваши глазки устали. Давайте дадим им отдохнуть и сделаем гимнастику для глаз.

1. Поднимать глаза вверх и опускать вниз.

2. Посмотреть влево-вправо.

3. Хлопать ресницами часто-часто.

4. Зажмуривать – широко раскрывать глаза.

- Ребята, у меня для вас есть сюрприз! Это подарок от ученицы 2-го класса Александры – две композиции из элементов городецкой росписи. Посмотрите, какие сложные элементы изобразила Александра. Саша уже школьница и у неё получилось нарисовать такие сложные элементы, как городецкая роза, фазан, конь с гирляндами из цветов. Вы, ребята, ещё посещаете старшую группу детского сада, получится у вас нарисовать такие же элементы, как у Саши или нам нужно начать осваивать городецкую роспись с более простых элементов? Предлагаю сначала научиться рисовать не менее красивый цветок ромашку. У меня для вас есть два образца украшения разделочных досок, которые нам прислали наши повара.

- Ребята, а теперь посмотрите, как располагаются элементы росписи на образце. Ромашка расположена в центре. Воспитатель показывает схему написания ромашки.

– Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые цвета у вас есть? Какого цвета не хватает? (розового). Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет? (в белую краску добавить немного красной).

На доске вы видите образец написания цветка, который называется ромашка, его поэтапное выполнение. 1 этап называется подмалевка (изображение розового круга в центре листа, 2-ой оттеневка красный краской круг в центре и лепестки ромашки) и 3-ий оживка (белой и черной краской выполнены завитки, точки).

Давайте приступим к первому этапу выполнения. Берём розовый цвет и рисуем подмалёвок – круг в центре нашей работы. Пока наш круг будет подсыхать, предлагаю немного отдохнуть.

Громко цокают копытца (шаги на месте)

А за ней вприпрыжку (бег на месте с подскоками)

Жеребёнок и мальчишка.

Цок, копытце жеребёнка (топнуть правой ногой).

Цок, каблук о доски звонко (топнуть левой ногой).

Всем пришлось посторониться (пятиться на пятках назад).

Теперь переходим ко второму этапу выполнения. Красным цветом выполняем оттеневку: рисуем красный круг в центре цветка, а теперь по кругу располагаем лепестки напротив друг друга. Кто мне подскажет, как можно бы это сделать? (путем примакивания кисти). Далее приступим к выполнению третьего этапа – оживка. В центре красного круга поставим крупную белую точку, а по краям маленькие. Таким же образом, как мы рисовали красные лепестки, рисуем белые лепестки ромашки.

– Молодцы ребята, все постарались, помогли поварам украсить доски. Они вам очень благодарны.

Дети читают стихи:

Городецкие узоры

Сколько радости для глаз

Может быть и среди нас.

Кто рисует Городец

Ах какой он молодец!

И листочки и цветы –

Это всё для красоты.

Рисовали мы цветы

Красоты той нет конца

Это всё для Городца.

- Понравилось вам занятие?

- Ребята, с какой росписью мы с вами сегодня познакомились?

- Какую посуду вырезали мастера и из чего?

- Что на ней нарисовано?

- Какие цвета использовали мастера для городецкой росписи?

- Какие элементы чаще всего встречаются в росписи?




Конспект занятия по изготовлению закладки для книги по мотивам городецкой росписи

Конспект занятия по изготовлению закладки для книги по мотивам городецкой росписи Цель: -продолжать знакомить с историей возникновения Городецкого промысла; -развивать интерес и любовь к народному творчеству; -развивать.

Декупаж разделочной доски для начинающих. Пасхальные мотивы

Декупаж разделочной доски для начинающих. Пасхальные мотивы Декупаж разделочной доски для начинающих. Пасхальные мотивы. Цель: изготовление подарка в технике декупаж. Задачи: - познакомить с основными.

Мастер-класс аппликация из природного материала с элементами городецкой росписи.

Мастер-класс аппликация из природного материала с элементами городецкой росписи. Предлагаю вашему вниманию нетрадиционный подход в создании аппликации из природного материала с элементами городецкой росписи. Цель работы:.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия

по изобразительному искусству.

Дата: 08.02.2018 г.

Цель: ф ормирование графических умений и навыков в рисовании кистью и декоративных элементов городецкой росписи, воспитание любви к народному искусству.

Познакомить учащихся с историей развития городецкой росписи.

Научить рисовать кистью основные элементы росписи.

Развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, самовыражения, самоанализа.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, доска с изображение городецкой росписи, бумага, карандаш, кисти, краски.

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность учителя и детей

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алина Сергеевна и сегодня я проведу у вас занятие по изобразительному искусству.

Проверьте, все ли у вас готово к работе? (проверка готовности детей к занятию).

- С какими народными промыслами вы уже знакомы?. Как они называются? (дети отвечают)

- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним народным промыслом, мастера которого создают дивные по красоте произведения декоративно-прикладного искусства. Это Городецкая роспись.

Вот эти прекрасные вещи делают мастера Городца.

Современные художественные изделия с городецкой росписью изготавливаются на фабрике города Городца. Это детская мебель, игрушки, посуда, шкатулки, прялки.

Из старого наследия современные мастера развивают отдельные традиционные мотивы: цветы, кони, птицы. Многие народные мастера отражают в своих узорах красоту цветущих лугов и садов. Посмотрите, как много на этих изделиях цветов.

Раньше мастера использовали темперные краски (которыми писали иконы), а сейчас современные мастера используют масляные краски. Пишут городецкие мастера, как по цветному фону, так и по неокрашенному дереву.

Создавая произведения, мастер подбирает его форму, продумывает рисунок, находит сюжет и сразу кисточкой выполняет роспись.

- Давайте с вами посмотрим внимательно, из каких элементов и цветов состоит городецкая роспись? (ответы детей)

В качестве фона используют естесственный желтоватый цвет дерева.

Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях - красный, синий, зеленый. Белый и черный цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.

- Сегодня мы вместе попробуем нарисовать петушка и цветочный узор.

Сначала возьмем карандаш и лист бумаги (альбом) и выполним рисунок карандашом.

Одним движением руки пишем переднюю часть силуэта птицы - ее клюв, изгиб шейки, выпуклую грудку.

Следующая линия, и птица как бы обегает крыло. В результате мы видим уже целостный вид тела птицы и можем приступать к изображению самого богатого ее украшения - хвоста.

Его первое перо - это будет свободный плавный мазок от крылышка до уровня головки птицы. Затем от этого первого пера делают длинный волнообразный мазок, заканчивающийся несколько ниже тельца птицы. Для завершения хвоста-веера надо соединить конец волнообразной линии с нижним краем крылышка.

Крылышко рисуют в виде каплевидного листика.

И рисуем гребешок.

Переходим к цветам.

Рисуем несколько кругов разным размером и изображаем носик цветка (в середине или сбоку), намечаем листики.

- Итак, ребята внимание.
Вот прозвенел звонок.
Садитесь по удобнее
Начнем сейчас урок.

- Все ли готово к уроку. Проверим, отгадав загадку.

Разноцветные сестрицы заскучали без водицы,
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым. (Краски - гуашь)

Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка)

Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать.
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды -
Жить нельзя нам без : (Воды)

- Что нам еще понадобится на урок? Этот предмет лежит у вас на рабочем столе, но мы о нем ничего не сказали. (Разделочная доска)

- Сегодня, ребята, мы продолжим говорить о народных мастерах города Городец.

Зацветает Городец чудным садом -
Яркий, сладкий, взрывчатый расцвет.
Он никем так чутко не отгадан
И такой любовью не воспет.
Жизнь была бы глуше и суровей,
Красотой и радостью бедней,
Если б в красках, линиях и слове
Мы себя не отдали бы ей.

- Посмотрите на доску и скажите: чему мы будем учиться?


(Ответ: Расписывать доску элементами Городецкой росписи.)

3. Повторение изученного.

- Прежде чем приступить к рисованию узора, вы должны будете выполнить задания.

1. Ответьте на вопрос: "Откуда пришла к нам Городецкая роспись?"

Уч-ся: Городецкая роспись по дереву - знаменитый народный промысел. Город Городец находится в Нижегородской области. Материал для своего промысла ремесленники брали в лесу. В народе даже говорили, что "лес заволжанина кормит".

Для росписи в этой местности используют красный, синий, белый, зеленый и черный цвета. Мастера рисуют красками по чистой поверхности дерева или по цветному фону. Городецкую роспись трудно спутать с какой-нибудь другой. Городецкие мастера не знали законов перспективы, и их рисунки были плоскими, но роспись всегда получалась удивительно легкой и прозрачной.

-Уч-ль:

Городецкая роспись - как её нам не знать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись - сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.

2. Назовите традиционные элементы Городецкой росписи.

(Учитель показывает, учащиеся называют. )

- Розан, ромашка, листья, купавка, бутон, гроздь винограда, городецкая роза.


3. Этапы рисования традиционных элементов:

а) отделить этапы рисования розана и листочка,

б) разложить поочередно этапы рисования,

в) назвать этапы рисования (подмалевка, теневка, оживка ) .



4. Физкультминутка.

Обойди ты всю Россию -
В каждом граде терема. (шагаем на месте, тянемся вверх, руки вверх)
Всей земле на удивленье - Городец.
Вот чудеса! (наклоны в стороны, руки развести в стороны)
Ох, Россия, ты Россия
Славы не убавилось! (повороты в стороны с приседанием)
Городцом на весь мир,
Ты прославилась! (наклоны в стороны, руки развести в стороны )

  • Подготовка к рисованию.
  • Выполнение подмалевки цветов и листьев (под руководством учителя).
  • Самостоятельно - теневка и оживка.

(Держать кисточку перпендикулярно дощечке.)

6. Выставка. Оценивание.

Все дощечки - не простые,
А волшебно-расписные.
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.

7. Итог урока.

Мы гордимся стариною.
Стала нам она родною.
Вечно радует кого-то
Наших прадедов работа.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!

Читайте также: