В гости к алфавиту внеурочная деятельность 1 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Конспект урока по русскому языку 1 класс в рамках обновлённого содержания образования.

Содержимое разработки

КСП по обучению грамоте

Дата : 10.04.2017

ФИО учителя: Имя учителя: Одрова А.А.

В гости к алфавиту.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

1.1.9.1 Выделять звуки в словах и различать их признаки (гласные ударные/ безударные; согласные твердые/мягкие, глухие/звонкие).

1.2.7.1 Находить информацию в одном источнике, используя алфавитный порядок расположения текстов (словари, справочники, детские энциклопедии).

1.2.9.1 Распознавать образ буквы и сопоставлять его со звуком.

1.3.9.3 Писать заглавную букву в именах собственных, в начале предложения

(с помощью учителя).

1.9 Ориентирование в звуковой форме слова.

2.7 Извлечение необходимой информации из различных источников.

2.9 Ориентирование в графической форме слов.

3.8 Соблюдение каллиграфических и графических норм.

Все учащиеся смогут:

Отвечать на поставленные учителем вопросы по картинкам в учебнике. Написать алфавит.

Большинство учащихся смогут:

Составить звуковые схемы слов. Отвечать на итоговые вопросы урока.

Некоторые учащиеся смогут:

Использовать знание алфавита при выборе картинок животных в алфавитном порядке.

познание, самопознание, казахский язык, английский язык, изобразительное искусство, музыка

На данном уроке учащиеся не используют ИКТ. Возможный уровень: создание и использование флеш-презентацию, которую можно загрузить на планшет или мобильный телефон через QR-код.

Речь. Речь устная и письменная. Звуки речи. Буквы. Алфавит.

Запланированная деятельность на уроке

Создание положительного эмоционального настроя.

(К) Учитель создает благоприятную атмосферу для работы на уроке.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

- Как понимаете пословицу? слайд

Больше знай, меньше болтай.

На страницах букваря

Тридцать три богатыря.

Знает каждый грамотей.

Учащиеся отвечают: Алфавит.

Учащиеся участвуют в целеполагании урока. Отвечают на вопросы учителя.

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

(Г) В группах учащиеся выполняют задание: Разложить картинки животных в алфавитном порядке.

Дети с помощью учителя определяют тему урока.

(Г) Можно ли с животными посещать кафе или рестораны? Почему?

Работа над новой темой. Работа по учебнику.

Работа в Рабочей тетради № 1.

(П) 1. Пиши алфавит правильно и красиво.

- Назовите весенний месяц на букву А. Апрель

- Насекомое на букву Б. Бабочка

- Скромный полевой цветок,

- По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. Гусь

- Подберите слово противоположное по смыслу слову враг. Друг

- Зимой и летом одним цветом. Ель

Весь иголками покрыт… Ёжик

- Что у человека дороже всего? Жизнь

- Разгадайте ребус. Знание

- В сказке Царевич … Иван

- Ранки вылечить поможет, не зелёнка, а Йод

- Шарада: с буквой Ч овец пасу,

С буквой К в лесу живу. Кабан

- Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. Лук

- Вспомните, какая ягода начинается со звука [м] и заканчивается [а] малина

- Анаграмма: сосна – насос слайд

- Время года на букву О осень

- Если всё ты будешь знать, то получишь в школе …пять

Зимой спит, весна настала, опять побежала. Река

А зовут её …сорока

- Родственник совы на букву Ф филин

- Как назвать одним словом Хлеб

- Слайд Цапля

- Слайд Чайник

- Слайд Шляпа

- Слайд Эскалатор

- Противоположная сторона севера Юг

- Слайд Яблоко

Ученики по очереди изображают любое животное, а остальные должны его угадать. Кто угадает; загадывает следующим.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по внеурочной деятельности "В гости к алфавиту" (1 класс). Разработан в форме урок-игра.

Дата_______ №_________ Класс____ уч.__________

Тема: В гости к Алфавиту.

Цель занятия:

Создание условий для формирования коммуникативной компетентности младших школьников через организацию совместной продуктивной деятельности, через развитие способности к поисковой деятельности.

1.развивать мотивацию к учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

2.развивать навыки сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях;

3.формировать способности решать проблемы творческого характера;

4.формировать мотивации успеха и достижений, творческой самореализации;

Оборудование:

Практическая значимость: Создание коллективной работы, которую можно использовать в виде демонстрационного материала для будущих первоклассников учителю при изучении букв на уроке или во внеурочное время.

Приѐмы, используемые на занятии:

Формы организации:

Ход занятия:

- Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс,

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз

Учитель подводит итог:

-для чего нужен алфавит,

- где применяют алфавит;

- Сегодня мы побываем в гостях у алфавита.

Ребята, отгадайте мою загадку:

Эй, скажите мне, друзья,

Что увидеть нам нельзя?

Стук калитки, шум дождя

Разве видите, друзья?

Кто увидел пенье птицы,

Звон трамвая, бой часов,

Как шуршат под полом мыши –

Это всѐ мы только слышим.

Ну-ка, глазки закрывайте,

Ушки, ушки навострите,

Мы по честному играем,

Своих глаз не отворите.

Если мы в ладоши хлопнем

Или мы ногами топнем,

Догадайся, милый друг,

Значит мы услышим.(звук).

Какие 2 группы звуков вы знаете?

С помощью чего звуки обозначаются на письме?

Какие буквы обозначают 2 звука? В каких случаях?

Какие буквы не обозначают звуков?

Сколько всего букв в русском алфавите?

Чего больше в русском языке: букв или звуков?

Для чего нужно учить буквы?

Тем, кто любит приключенья,

Я открою свой секрет:

Ничего на свете нет!

Буквы строим по порядку.

Погляди! Чудесный вид!

Мы запишем их в тетрадку –

А знаете ли вы, сколько букв в русском алфавите?

33 весѐлых буквы,

Ни одной забыть нельзя.

Нам помогут то, что слышим,

Сделать видимым, друзья.-


- Сколько среди них гласных букв? (10)
- С каких букв слова никогда не начинаются?
- С мягкого и твердого знаков.

1-й
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построишь в четкий ряд,

Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.

Буквы разуму верны,
И за это им даны
Высочайшие права
Образовывать слова.
Вы подумайте о чуде:
Сколько букв – сестер родных?
Тридцать три!
А сколько люди
Могут слов сложить из них!

Алфавит – это последовательность букв русского языка.

- Ребята, а вы знаете, как появились наши славянские буквы?

(Выслушивает ответы детей).

Самой развитой страной в древности была Греция. В ней раньше других придумали буквы.

А болгарский учёный Кирилл и его брат Мефодий составили азбуку для славян (слайд 4). Они составили две азбуки: Кириллицу и Глаголицу (слайд 5). Но Глаголица была трудна и от неё отказались, а пользовались Кириллицей.

Долгое время буквы Кириллицы были не похожи на наши. Постепенно буквы становились проще и всё больше походили на те, которыми мы пользуемся сейчас.

"Забавные недоразумения" – работа в группах.


- Прочитайте стихи и найдите в них ошибки. Произнесите и замените один звук другим.


1- группа 2 - группа
На виду у детворы На пожелтевшую траву

Крысу красят маляры с-ш Роняет лев свою листву в- с

Говорят, один рыбак, Жучка будку не доела д-л
В речке выловил башмак, Неохота. Надоело
Но зато ему потом
На крючок попался дом д-с

Улица "Вкусных слов" (работа в парах)


- Названия фруктов рассыпались. Помогите их собрать.

яб с ру ки ши на вы г ли а ло нас
(яблоки, сливы, груши, ананас, абрикос)

Прошу отремонтировать слова.

Здесь обычные слова,

Все их знают, каждый,

Трижды или дважды.

Иногда всего одна

(Только не сначала).

Но сегодня… - Вот дела!

Ну и ну! Простыл и след!

Где набрались прыти?

Срочно дайте мне ответ,

Прошу вас, ребята, провести ремонтные работы.

На доске магнитные буквы:

БРБН СТРТ СТКН НГРД

- Как вы думаете, для чего нужно знать тот порядок, в котором построены буквы в алфавите? Где в жизни можно воспользоваться им?

- Алфавит экономит время, помогает систематизировать различный материал: пользуясь алфавитом, можно легко и быстро найти в любом словаре нужно слово, название учреждений и фамилии жителей в телефонном справочнике, фамилии авторов в библиотечной карточке.

- А вы помните, что каждая буква имеет своё порядковое число.

Внизу, под алфавитом, зашифровано слово, оно записано цифрами. Числа – это номер места каждой буквы в алфавите. Запишите под цифрами нужную букву.

- Какое слово получилось? (библиотека)

- Ребята, посещая библиотеку, вы заметили, что библиотекари быстро находят ту или иную книгу. Почему?

Сейчас, вы будете исполнять роль библиотекаря. Вам нужно поставить книги в алфавитном порядке. (У детей на парте карточки с фамилиями авторов. Карточки правильно разложить. С.Маршак,А.Барто, В.Бианки,А.Пушкин,Ш

- При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке,т.е. по алфавиту, найти быстро слово в энциклопедии. Попробуйте найти слова по алфавиту в энциклопедиях.

А зачем человеку нужен алфавит?

( Чтобы быстро найти в словаре нужное слово, в библиотеке – книгу, в классном журнале – фамилию ученика, в поликлинике – карточку больного).

- Значит, теперь вы умеете располагать слова в алфавитном порядке, сможете любое слово быстро найти в словаре? Молодцы! Выполните, пожалуйста, задание.

(Карточки у детей на столах, презентация, слайд № 4)

Учитель. Покажите цифрами алфавитный порядок слов (пенал, альбом, портфель, карандаш).

- Как вы думаете, пригодится ли вам в жизни открытый новый способ расположения слов? В какой ситуации?

Задание для 3 группы. Из отрывного календаря выпали листки с названием дней недели. Расположите по алфавиту (суббота, вторник, среда).

Где мы можем встретить буквы в алфавитном порядке? (Словари, регистратура в поликлинике, в библиотеке, телефонная книга и др.)

Песня про алфавит.

Работа с пословицами. - Что такое пословицы? - Чтение – это мудрость, а народная мудрость закрепилась в пословицах. Помогите закончить пословицу, в чем заключается смысл всех пословиц. (Книги помогают стать умнее, развивают речь, обогащают наш словарный запас).

Сама молчит, ума наберешься

С книгой поведешься – а у человека — книга

Золото добывают из земли, а знания – из книг

У Земли спутник – Луна, а сто друзей научить может

- Если бы мы располагали пословицы по алфавиту, какую бы пословицу написали первой? (Золото добывают из земли, а знания – из книг).

- Ребята, сейчас хлопают только те, кто любит учиться; - те, кому понравился урок.

- хлопают только те, у кого отличное настроение.

- хлопают все присутствующие. Молодцы!

- Урок наш окончен И выполнен план.

-для чего нужен алфавит?

- где применяют алфавит?

Вы сегодня работали дружно. Алфавит вам передал свои буквы. (Вручить каждому печенье в виде буквы)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель проекта:

Цель занятия:

Создание условий для формирования коммуникативной компетентности младших школьников через организацию совместной продуктивной деятельности, через развитие способности к поисковой деятельности.

Задачи проекта:

1.развивать мотивацию к учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

2.развивать навыки сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях;

3.формировать способности решать проблемы творческого характера;

4.формировать мотивации успеха и достижений, творческой самореализации;

Оборудование:

Практическая значимость: Создание коллективной работы, которую можно использовать в виде демонстрационного материала для будущих первоклассников учителю при изучении букв на уроке или во внеурочное время.

Приѐмы, используемые на занятии:

Формы организации:

Ход занятия:

- Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс,

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз

Учитель подводит итог:

-для чего нужен алфавит,

- где применяют алфавит;

- Сегодня мы побываем в гостях у алфавита.

Ребята, отгадайте мою загадку:

Эй, скажите мне, друзья,

Что увидеть нам нельзя?

Стук калитки, шум дождя

Разве видите, друзья?

Кто увидел пенье птицы,

Звон трамвая, бой часов,

Как шуршат под полом мыши –

Это всѐ мы только слышим.

Ну-ка, глазки закрывайте,

Ушки, ушки навострите,

Мы по честному играем,

Своих глаз не отворите.

Если мы в ладоши хлопнем

Или мы ногами топнем,

Догадайся, милый друг,

Значит мы услышим.(звук).

Какие 2 группы звуков вы знаете?

С помощью чего звуки обозначаются на письме?

Какие буквы обозначают 2 звука? В каких случаях?

Какие буквы не обозначают звуков?

Сколько всего букв в русском алфавите?

Чего больше в русском языке: букв или звуков?

Для чего нужно учить буквы?

Тем, кто любит приключенья,

Я открою свой секрет:

Ничего на свете нет!

Буквы строим по порядку.

Погляди! Чудесный вид!

Мы запишем их в тетрадку –

А знаете ли вы, сколько букв в русском алфавите?

33 весѐлых буквы,

Ни одной забыть нельзя.

Нам помогут то, что слышим,

Сделать видимым, друзья.-


- Сколько среди них гласных букв? (10)
- С каких букв слова никогда не начинаются?
- С мягкого и твердого знаков.

1-й
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построишь в четкий ряд,

Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.

Буквы разуму верны,
И за это им даны
Высочайшие права
Образовывать слова.
Вы подумайте о чуде:
Сколько букв – сестер родных?
Тридцать три!
А сколько люди
Могут слов сложить из них!

Алфавит – это последовательность букв русского языка.

- Ребята, а вы знаете, как появились наши славянские буквы?

(Выслушивает ответы детей).

Самой развитой страной в древности была Греция. В ней раньше других придумали буквы.

А болгарский учёный Кирилл и его брат Мефодий составили азбуку для славян (слайд 4). Они составили две азбуки: Кириллицу и Глаголицу (слайд 5). Но Глаголица была трудна и от неё отказались, а пользовались Кириллицей.

Долгое время буквы Кириллицы были не похожи на наши. Постепенно буквы становились проще и всё больше походили на те, которыми мы пользуемся сейчас.

"Забавные недоразумения" – работа в группах.


- Прочитайте стихи и найдите в них ошибки. Произнесите и замените один звук другим.


1- группа 2 - группа
На виду у детворы На пожелтевшую траву

Крысу красят маляры с-ш Роняет лев свою листву в- с

Говорят, один рыбак, Жучка будк у не доела д-л
В речке выловил башмак, Неохота. Надоело
Но зато ему потом
На крючок попался дом д-с

Улица "Вкусных слов" (работа в парах)


- Названия фруктов рассыпались. Помогите их собрать.

яб с ру ки ши на вы г ли а ло нас
(яблоки, сливы, груши, ананас, абрикос)

Прошу отремонтировать слова.

Здесь обычные слова,

Все их знают, каждый,

Трижды или дважды.

Иногда всего одна

(Только не сначала).

Но сегодня… - Вот дела!

Ну и ну! Простыл и след!

Где набрались прыти?

Срочно дайте мне ответ,

Прошу вас, ребята, провести ремонтные работы.

На доске магнитные буквы:

БРБН СТРТ СТКН НГРД

- Как вы думаете, для чего нужно знать тот порядок, в котором построены буквы в алфавите? Где в жизни можно воспользоваться им?

- Алфавит экономит время, помогает систематизировать различный материал: пользуясь алфавитом, можно легко и быстро найти в любом словаре нужно слово, название учреждений и фамилии жителей в телефонном справочнике, фамилии авторов в библиотечной карточке.

- А вы помните, что каждая буква имеет своё порядковое число.

Внизу, под алфавитом, зашифровано слово, оно записано цифрами. Числа – это номер места каждой буквы в алфавите. Запишите под цифрами нужную букву.

- Какое слово получилось? (библиотека)

- Ребята, посещая библиотеку, вы заметили, что библиотекари быстро находят ту или иную книгу. Почему?

Сейчас, вы будете исполнять роль библиотекаря. Вам нужно поставить книги в алфавитном порядке. (У детей на парте карточки с фамилиями авторов. Карточки правильно разложить. С.Маршак,А.Барто, В.Бианки,А.Пушкин,Ш

- При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке,т.е. по алфавиту, найти быстро слово в энциклопедии. Попробуйте найти слова по алфавиту в энциклопедиях.

А зачем человеку нужен алфавит?

( Чтобы быстро найти в словаре нужное слово, в библиотеке – книгу, в классном журнале – фамилию ученика, в поликлинике – карточку больного).

- Значит, теперь вы умеете располагать слова в алфавитном порядке, сможете любое слово быстро найти в словаре? Молодцы! Выполните, пожалуйста, задание.

(Карточки у детей на столах, презентация, слайд № 4)

Учитель. Покажите цифрами алфавитный порядок слов (пенал, альбом, портфель, карандаш).

- Как вы думаете, пригодится ли вам в жизни открытый новый способ расположения слов? В какой ситуации?

- Герой нашего учебника Антон назвал весенние месяцы: март, апрель, май в алфавитном порядке. Верно ли он это сделал?

Задание для 1 группы. Расположить в порядке алфавита имена детей своей группы.

Задание для 2 группы. Расположить в порядке алфавита фамилии детей своей группы.

Задание для 3 группы. Из отрывного календаря выпали листки с названием дней недели. Расположите по алфавиту (суббота, вторник, среда).

Где мы можем встретить буквы в алфавитном порядке? (Словари, регистратура в поликлинике, в библиотеке, телефонная книга и др.)

Песня про алфавит.

- Продолжим работу в группах.

- По номерам букв, которые они занимают в алфавите, расшифруйте слова. Сл.16

1, 13, 22, 1, 3, 10, 20 – алфавит 4, 18, 1, 14, 16, 20, 1 – грамота 2, 21, 12, 3, 1, 18, 30–букварь Сл.17

3. Упражнение на ориентирование в алфавите. - Назовите первую букву алфавита . Встаньте те дети, у кого имя начинается с этой буквы. (на букву А – 7 чел.). Дайте характеристику 1-ого звука вашего имени.

- Назовите последнюю букву алфавита . Встаньте те дети, у кого имя начинается с этой буквы. (на букву Я – 2 чел.). Охарактеризуйте этот звук.

- Какая буква в алфавите по счёту идёт третьей ? (В). У кого имя начинается с этой буквы. (на букву В – 3 чел.). Дайте характеристику вашего звука.

Работа с пословицами. Сл.26 - Что такое пословицы? - Чтение – это мудрость, а народная мудрость закрепилась в пословицах. Помогите закончить пословицу, в чем заключается смысл всех пословиц. (Книги помогают стать умнее, развивают речь, обогащают наш словарный запас).

Сама молчит, ума наберешься

С книгой поведешься – а у человека — книга

Золото добывают из земли, а знания – из книг

У Земли спутник – Луна, а сто друзей научить может

- Если бы мы располагали пословицы по алфавиту, какую бы пословицу написали первой? (Золото добывают из земли, а знания – из книг).

Представление домашнего задания

- Ну-ка, буквы алфавита, встаньте по порядку!

(дети берут изготовленные буквы, встают в алфавитном порядке и про каждую букву рассказывают стихотворение)

- Ребята, сейчас хлопают только те, кто любит учиться; - те, кому понравился урок.

- хлопают только те, у кого отличное настроение.

- хлопают все присутствующие. Молодцы!

- Урок наш окончен И выполнен план.

-для чего нужен алфавит?

- где применяют алфавит?

Вы сегодня работали дружно. Алфавит вам передал свои буквы. (Вручить каждому печенье в виде буквы)

Оборудование:
Алфавит, названия станций, касса букв, опорные таблицы.

II Пятиминутка жужжащего чтения

IV Работа по теме урока
1. Интеллектуальная разминка
Дорогие друзья! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну со строгим названием - Грамматика. Но не волнуйтесь! Путешест¬вие будет веселым, интересным. Правда, вам придется немного подумать над теми заданиями, которые приготовила для вас на каждой остановке. И еще: в путь отправятся лишь те, кто успешно пройдет испытание на знание букв русской азбуки. Итак, начинаем! Вы должны угадать все буквы!

Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква. (А)

Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук. (Ж)

Ты с этой буквою знаком.
Стоят два колышка рядком,
А между ними - поясок,
Натянутый наискосок. (И)

Бывает эта буква
В конце и в середине.
В конце капусты, брюквы
И в середине дыни. (Ы)

На эту букву посмотри –
Она совсем как цифра 3. (3)

Молодцы! Вы прекрасно выдержали первое испытание. Теперь можно отправляться в путь.

По асфальту едет дом,
Ребятишек много в нем,
А над крышей - вожжи.
Он без них не может. (Троллейбус)

Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (Солнце)

В этом белом сундучище
Мы храним на полках пищу.
На дворе стоит жарища,
В сундучище - холодище. (Холодильник)

Кто самый первый входит в дом,
А все за ним идут хвостом? (Ключ)

Как столкнутся -
Стук да стук!
Тишину вспугнут вокруг.
Толстый тонкого побьет,
Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь)
Есть у нас в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер "ТУ". (Пылесос)

Вы отлично умеете отгадывать загадки.

3. Станция "Учебная"

а) Составление кластера

- Что вы знаете или думаете, что знаете, об алфавите?

в) Словарная работа (ворчит, дупло)

г) А теперь попробуйте в стихотворении, которое я прочту, отыскать бук¬вы, которые стоят не на своем месте.

Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась,
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
И едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.

На виду у детворы
Крысу красят маляры. (Крышу)

Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке. (Маки)

У печки с удочкой сижу,
От рыбы глаз не отвожу. (У речки)

Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом. (На коне)

Загремел весенний гном,
Тучи на небе кругом. (Гром)

V Релаксация (пальчиковая гимнастика)

VII Станция "Лесная"
Вот мы добрались до следующей станции. Здесь нас ожидает ежик. Ему нужна наша помощь.
Под ольхой в тени ветвей
Серый еж созвал гостей.
Усадил их всех на кочку,
Дал росы им по глоточку.
Но внезапно за бугром
Громкий-громкий грянул гром.
Гости все свалились с кочки,
Разлетелись на кусочки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помогите их собрать!

Мед ка
Бар тел
Дя ведь
Бел са
Ли яц
За сук
(Медведь, барсук, дятел, белка, лиса, заяц.)

- Перепишите в тетради названия животных, разделите слова на слоги.
- Что заметили?
- Каким правилом пользовались?

- Можно ли дополнить наш кластер? Как?
- Что получилось легко?
- А над чем надо работать?
- Вот и подошло к концу наше небольшое путешествие. Я думаю, что оно вам понравилось.

Читайте также: