Конспект глухие и звонкие согласные звуки парные глухие и звонкие согласные звуки

Обновлено: 02.07.2024

Сонорные звуки – это согласные звуки, при образовании которых голоса больше, чем шума. Сонорные звуки не имеют пары по глухости.

Парные по глухости/ звонкости согласные в сильной позиции меняют лексическое значение слова, поэтому они носят смыслоразличительный характер.

Оглушение согласных – процесс, при котором звонкий согласный, стоящий перед глухим согласным, оглушается (закон уподобления).

Озвончение согласных–процесс, при котором глухой согласный, стоящий перед звонким согласным, озвончается (закон уподобления).

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – 191 с.

Дополнительная литература:

1. Челышева И. Л., Русский язык. 5 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков // Челышева И. Л. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 211 с.

2. Козулина М. В., Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум./ Козулина М. В., – Саратов: Лицей, 2012. – 320 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В русском языке звонкие и глухие согласные различаются участием/ неучастием голоса в образовании согласного звука.Звонкие согласные состоят из шума и голоса. При их произношении воздушная струя не только преодолевает барьер в полости рта, но и колеблет голосовые связки. Звонкими являются следующие согласные:

Звонким является также звук [жʼ], встречающийся в речи отдельных людей в словах дрожжи, вожжи и некоторых других.

Глухие согласные звуки произносятся без голоса и состоят только из шума, когда голосовые связки остаются расслабленными.

Глухими являются следующие согласные звуки:

По наличию или отсутствию голоса согласные образуют пары; звуки в паре должны различаться только одним признаком: наличием голоса, то есть звонкостью/ глухостью.

Выделяют 11 пар противопоставленных по глухости/ звонкости согласных звуков:

Эти звуки являются либо звонкими парными, либо глухими парными.

Остальные согласные характеризуются как непарные. К звонким непарным относят

Такие звуки называются сонорными.

Все непарные звонкие согласные звуки находятся в слове лимонарий.

К глухим непарным относят:

Звуки [ш], [ж], [чʼ], [щʼ] называются шипящими.

Повторение согласных звуков в поэтических произведениях является средством выразительности, оно называется аллитерацией. Аллитерация выделяет и скрепляет слова в строке, придавая поэтическому произведению особую выразительность. Этот троп используется в скороговорках. Сравните:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выполнила:
студентка
группы ПНК – 4
Бандакова Валентина.

Конспект урока по русскому языку, проведенного в 1 а классе

Парные глухие и звонкие согласные звуки

Цель: дать представление о парных звонких и глухих согласных звуках;

Задачи: образовательные: Сформировать представление о парных звонких и глухих согласных звуках; формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные звуки, правильно обозначать их на письме; содействовать овладению учащимися системой знаний о парных согласных.

Развивающая: развивать умение различать парные звонкие и глухие согласные.

Воспитывающая: воспитывать положительную мотивацию к учению.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать парные глухие и звонкие согласные звуки.

Организационный момент

Актуализация знаний

Подберите и запишите три слова, которые начинаются с глухих согласных звуков, и три слова, которые начинаются со звонких согласных звуков. Выполните это задание в парах.

Прочитайте слова, которые вы записали.

Самоопределение к деятельности

(На доске записаны слова горакора.)

Какие звуки в словах разные?

Какой звук произносится с голосом и шумом? (/Т/.)

Какой звук произносится только с шумом? <[К].)

Какой буквой на письме обозначим звонкий согласный звук [Г] в слове коза ? (Г.)

Какой буквой на письме обозначим глухой согласный звук [К] в слове коса ? (К.)

Чем ещё различаются слова? ( Значением .)

Звуки [Г] и [К] составляют пару по глухости-звонкости. Назовите тему урока.

Работа по теме урока

Работа по учебнику Упр. 4 (с. 93).

Прочитайте пары слов. Произнесите звуки в каждом слове.

Сравните слова в каждой паре. Какими звуками они различаются?

Эти согласные звуки образуют пары.

Прочитайте информацию на страничке для любознательных (с. 94).

Произнесите твёрдые парные по глухости-звонкости согласные. Сколько всего таких пар? <Шесть.)

А теперь мягкие парные по глухости-звонкости согласные. Сколько всего таких пар? <Пять.)

Почему разное количество пар?

Прочитайте на с. 95, на что нужно обратить внимание.

Как называются остальные согласные звуки? <Непарные.)

Назовите звонкие непарные звуки.

Назовите глухие непарные звуки.

Физкультминутка

Мы ногами топ-топ,

Мы руками члои-хлоп,

А потом ирьи -скок И ещё разок.

А потом вприсядку И снова — но порядку.

Побежим мы но дорожке —

И похлопаем в ладошки - Раз, два, три!

И покрутим головами - Раз, два, три!

Все танцуйте вместе с нами — Раз, два, три!

Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Найдите слова, которые отвечают на вопрос что? и оканчиваются буквой, обозначающей парный по глухости- звонкости согласный звук.

Произнесите его. Какой звук слышится? ([С].)

Какой буквой он обозначен в словах? ( 3 .)

Прочитайте задание на форзаце учебника. Выполните его в парах.

На доске Б. В. Г. Д.Ж.З.

Подберите к этим звукам пары по глухости-звонкости.

Как называются остальные согласные звуки?

Кто сегодня легко справился со всеми заданиями?

Кому было трудно?

Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов урока

Что нового вы узнали на уроке?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 940 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 20.01.2017 4611
  • DOCX 17 кбайт
  • 117 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Иванова Валентина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:формировать представление о парных звонких и глухих согласных звуках;.

1) ввести алгоритм проверки и написания слов с парными звонкими и глухими согласными звуками в середине и в конце слова;

2) Воспитывать любовь, ценностное отношение к русскому языку, как к языку своей Родины.

3) Развивать умение общаться, как умение слушать, читать, писать, повышать культуру речевого общения

Формировать УУД:

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

проявлять положительное отношение к учению, познавательной деятельности,

желание приобретать новые знания и совершенствовать имеющиеся. Регулятивные УУД:

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

осуществлять действия по образцу и заданному правилу;

адекватно понимать оценку взрослого и сверстников;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

высказывать своё предположение

Коммуникативные УУД:

умениеоформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать собеседника;

осуществлять совместную деятельность в паре

обосновывать и доказывать собственное мнение.

Познавательные УУД

умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Структура и ход урока

Деятельность

Деятельность ученика

Организационный момент

-Встали красиво. Сейчас урок русского языка.

Вставайте дружно каждый раз,

Когда к нам взрослый входит в класс,

Парта- это не кровать

И нельзя на ней лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

На уроке не болтай,

Как говорящий попугай.

Ответить хочешь- не шуми,

А только руку подними.

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня?

Приветствуют учителя, настраиваются на работу

Актуализация опорных знаний и умений

1. Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

- Давайте мы с вами попробуем образовать родственные (однокоренные) слова.

(Мороз, морозец, морозный, морозильник, заморозить, морозище, мороженое, изморозь, заморозки, морозно, морозить, отморозить и т.д.)

- Что общего во всех этих словах? (они однокоренные)

- Обратите внимание на корень

- Какую букву мы пишем последнюю в корне слова? (з)

- Какой звук она обозначает? ([с])

- Охарактеризуйте этот звук

[с] – согл., гл., парн., тв.

- Во всех ли словах в конце корня буква з? (еще мы видим чередование букв з/ж)

Так как же отличать когда какую букву писать?

- У нас возникла проблема, которую мы будем решать

Постановка темы и цели урока

Определите тему урока. Вывод: Звонкие и глухие согласные звуки.

Откройте учебник с. 106. Что сообщают нам профессор Самоваров и Ваня.

Кто-то решил написать небольшое стихотворение. Посмотрите, что у него получилось…

большой сугроп (…), высокий шкав (…), громкий голоз (…), горький луг (…), колючий ёш(…).

Какой вывод сделаем: Что нам надо делать, чтобы не ошибиться в правописании?(Алгоритм:
- подобрать однокоренное слово
- понаблюдать за согласной
- изменить слово так, чтобы после согласного стала гласная)

Отвечают на вопросы.

Первичное усвоение новых знаний.

- А для чего мы вообще изучаем эту тему? (чтобы уметь правильно подобрать проверочное слово)
Вот сейчас и проверим, как вы это умеете делать.
Работа по учебнику с.107 упр.161

Отвечают на вопросы

Первичная проверка понимания

Мы продолжаем работу в парах, я предлагаю вам подобрать проверочные слова к каждому слову с пропущенной буквой.
Записываем их в тетрадь, обосновывая свой выбор.
Ду..ки (б, п) - … Ёр.. (ш, ж) - … Тра..ка (в, ф) - …
Дроз.. (д, т) - … Берё..ка (з,с) - …
Запись слов под диктовку с самопроверкой.

Рыбка – рыба, кнопка – кнопочка, утка – уточка, прыжки – прыжок, чашка – чашечка.

Включение в систему знаний и повторение

Сегодня нас ждёт удивительное путешествие в страну звонких и глухих согласных звуков.

II. Минутка чистописания.

И у ворот в эту сказочную страну нас ждут стражники:

На доске: БбЗзГгЖжВвДдПпСсКкШшФфТт

Какие это буквы? (Согласные).

Что можете сказать о согласных на верхней строке? (Они звонкие).

А на нижней? (Глухие).

Чем отличаются звонкие согласные от глухих? (Звонкие произносятся с голосом и шумом, а глухие состоят только из шума)

Запись в тетрадях. Выделить самую правильную по каллиграфии букву.

III. Словарная работа.

1). – Вот мы и в гостях у королевы этой удивительной страны. А вот и её загадки:

Берега зелены, вода красная, рыбки чёрные. (Арбуз).

В самой чаще, самой-самой настоящей, там гуляет, там и спит, там детей своих растит. (Медведь).

Замечательный художник у окошка побывал. Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал? (Мороз).

Красный нос в землю врос, а зелёный хвост снаружи. Нам зелёный хвост не нужен, нужен только красный хвост. (Морковь).

2). – Выделите лишнее слово (отметить все варианты). (Медведь – одушевлённое).

IV. Грамматическая сказка.

Но что это за шум? Это спорят согласные:

В таких словах как мороз, арбуз нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, - твердили звонкие согласные.

Нет, неправда. Нужно писать глухие согласные, - говорили глухие. Они не унимались, потому что им хотелось, как говориться, взять власть в свои руки. Приуныли звонкие.

Ребята, давайте им поможем и подберём проверочные слова к нашим словарным словам. Что для этого надо сделать? (Изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный).

Спасибо, ребята, вы помирили звонкие и глухие согласные, и они решили пригласить вас на королевский ужин. Ух, сколько здесь разных предметов!

Я вам буду показывать предмет, а вы записываете его и к названному слову подбираете проверочное.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Обогатить знания о парных звонких и глухих согласных звуках, формировать умение различать звонкие и глухие согласные звуки, формировать навыки каллиграфического письма, способствовать развитию орфографической зоркости.

Задачи:

1.Формировать умение доказывать правильность написания данной орфограммы.

2. Повторить парные звонкие и глухие согласные звуки.

1.Воспитывать интерес к процессу познания; уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи,

2. Формировать потребности и способности к сотрудничеству при работе в парах.

  1. Развивать умение сопоставлять произношение и написание слов с парными согласными; мыслительную деятельность; познавательную активность; творческие способности; орфографическую зоркость;
  2. управление своей деятельностью, контроль, самоконтроль и взаимопроверка;
  3. Развивать речевые навыки работы в парах.

Тип урока. Урок – повторение.

Форма и методы работы на уроке: работа в парах, фронтальная работа,

Планируемые результаты:

Предметные: наблюдать за слабой и сильной позициями звуков в предложенных словах

Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности.
Метапредметные:

а)регулятивные: удерживают цель деятельности до получения её результата.

б)познавательные: воспроизводят информацию из собственного жизненного опыта; проверяют информацию, находят дополнительную информацию, необходимую для решения учебной задачи.

в)коммуникативные: учитывают мнение партнера, аргументировано критикуют допущенные ошибки, обосновывают своё решение.

Формируемые на уроке УУД:

1. Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.

2. Формирование умения извлекать информацию из схемы, ленты букв.

3. Формирование умения делать выводы на основе анализа объекта.

1. Формирование умения определять и формулировать цель деятельности на уроке.

2. Формирование умения высказывать свои предположения на основе изученного материала.

3. Формирование умения осуществлять самоконтроль.

5. Формирование умения осуществлять самооценку.

1. Формирование адекватной самооценки на основе критериев успешности.

2. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1. Формирование умения работать в парах.

2. Формирование умение слушать, слышать и понимать собеседника.

3. Формирование умения формулировать свои мысли в устной форме.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Конспект урока русского языка

Учитель начальных классов

МКОУ НОШ с. Ленинское

Устюгова Кристина Витальевна

Цель: Обогатить знания о парных звонких и глухих согласных звуках, формировать умение различать звонкие и глухие согласные звуки, формировать навыки каллиграфического письма, способствовать развитию орфографической зоркости.

1.Формировать умение доказывать правильность написания данной орфограммы.

2. Повторить парные звонкие и глухие согласные звуки.

1.Воспитывать интерес к процессу познания; уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи,

2. Формировать потребности и способности к сотрудничеству при работе в парах.

Развивать умение сопоставлять произношение и написание слов с парными согласными; мыслительную деятельность; познавательную активность; творческие способности; орфографическую зоркость;

управление своей деятельностью, контроль, самоконтроль и взаимопроверка;

Развивать речевые навыки работы в парах.

Тип урока. Урок – повторение.

Форма и методы работы на уроке: работа в парах, фронтальная работа,

Планируемые результаты:

Предметные: наблюдать за слабой и сильной позициями звуков в предложенных словах

Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности.
Метапредметные:

а)регулятивные: удерживают цель деятельности до получения её результата.

б)познавательные: воспроизводят информацию из собственного жизненного опыта; проверяют информацию, находят дополнительную информацию, необходимую для решения учебной задачи.

в)коммуникативные: учитывают мнение партнера, аргументировано критикуют допущенные ошибки, обосновывают своё решение.

Формируемые на уроке УУД:

1. Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.

2. Формирование умения извлекать информацию из схемы, ленты букв.

3. Формирование умения делать выводы на основе анализа объекта.

1. Формирование умения определять и формулировать цель деятельности на уроке.

2. Формирование умения высказывать свои предположения на основе изученного материала.

3. Формирование умения осуществлять самоконтроль.

5. Формирование умения осуществлять самооценку.

1. Формирование адекватной самооценки на основе критериев успешности.

2. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Читайте также: