Конспект дискуссии в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Среди направлений гуманизации отечественного дошкольного образования особое место занимает проблема организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи для обеспечения полноценного развития ребёнка.

Семья является той сферой жизнедеятельности ребенка, в которой происходит его первичная социализация, закладываются основы развития личности. Вместе с тем современная семья испытывает целый ряд социальных, психологических, педагогических проблем, которые прямо или косвенно влияют на все стороны развития ребенка, на его психологическое благополучие.

Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от нас, взрослых. И мы, бесспорно, несем ответственность за счастье и здоровье детей.

Ход дискуссии

Прежде, чем начать профессиональный разговор по проблеме, проведем небольшую интеллектуальную разминку.

Затем, участники по желанию зачитывают обе половинки карточки.

Сегодня в обществе сложились в основном такие формы семьи:

1. Традиционная семья.

Вопрос: Что Вы понимаете под традиционной семьей? Что наиболее характерно для нее?

В конце дискуссии каждый подсчитывает количество кружков и делает вывод о своей активности.

Обобщение руководителя методического объединения:

1. Традиционная семья связана супружескими узами и долгом, находится в гражданском или церковном браке.

На вопрос «почему живут, но не регистрируются? Чаще всего отвечают:

  • Штамп в паспорте еще ни о чем не говорит!
  • Больше свободы и легче разбежаться!
  • Регистрируются тогда, когда не верят друг другу, чтобы удержать мужа и т.п.

Вопрос: А как считаете Вы, влияет ли штамп в паспорте на что-то? На что?

…Специалисты – семьеведы считают, что если пара живет вместе не менее полугода, то это уже семья. Суд это тоже признает.

Значит, если штампа нет, то все равно можно привлечь к ответственной заботе о ребенке.

Вопрос: Какой тип семьи преобладает в вашей группе? Что в этой семье самое главное? С какой семьей вы охотнее работаете? Какие приемы в работе с семьей на данном этапе наиболее удачны у вас? (т.е. вы это чувствуете по родителям)

Обобщение руководителя методического объединения:

Светлые дни детства связаны с бабушкой:

  • Она по-особому воспринимает ребенка.
  • Ласково и осторожно вводит его в мир людей.
  • Она мягче и терпеливее родителей.
  • Она многое поймет и простит, скорее пожалеет, чем обидит.

В современной семье общение в дефиците:

  • Ребенок не получает тепла и внимания.
  • Эмоциональное общение вообще близко к нулю.

Например, мама пришла за ребенком в детский сад – целует, обнимает, ласковыми словами одаривает, понятно, что соскучилась – то как!?

Встает вопрос: А что ж ты за ним без пяти семь-то пришла? Ночевать на несколько дней оставляешь всегда?

Это не общение как таковое, а поток бурных эмоций после долгого отсутствия!

На подобном примере хорошо прослеживается, какое место в семье занимает ребенок. А дальше не трудно просчитать каким он станет, какой сложится его жизненная позиция.

Вопрос: Наблюдали ли вы случаи детской жестокости в вашей группе? В чем она проявлялась?

Высказывание участников дискуссии.

Обобщение руководителя методического объединения:

Именно от такого суррогатного общения В → Р получается соответствующий результат:

  • Сначала мы видим безразличие маленького ребенка к страданиям животного, к горю человека, к его боли и т.п.

Например, упала девочка, а он смеется!

Педагог в детском саду учит жалеть! А ведь этому, ребенок уже должен научиться в семье!

- Насмешки над физическими недостатками.

- Издевательства над тихими и робкими детьми.

- Злобность в делах, действиях, поступках.

Вопрос: Как вы считаете, это неизбежное проявление врожденного, наследственного у ребенка или современная семья способствует этому? (высказывания участников дискуссии).

Обобщение руководителя методического объединения:

Злобность в ребенке! Черствость! Агрессивность! Равнодушие к переживаниям других!

- Значит в семье есть жестокость, физические наказания, дефицит внимания, сострадания.

У ребенка из сегодняшней современной семьи чувства фиксированы только на собственных переживаниях.

В чем это проявляется?

- Жалобы, стонотство, драчливость.

- Ребенок царапается, кусается.

- Конфликтность, нарушение установленных правил.

- Ребенок дезорганизует детский коллектив.

- Не умеет себя сдерживать.

То есть ребенка с подобными проявлениями можно встретить в каждой группе. Но надо помнить и о том, что многие родители стремятся хорошо и правильно воспитывать ребенка: просто им не всегда удается находить правильное решение.

Вывод:

1. Воспитатели ДОУ хорошо знают психофизиологию, закономерности возрастного развития ребенка. Профессионально владеют методами и приемами воспитания в современной семье – поэтому могут оценить возникшую ситуацию в семье и оказать родителям всегда квалифицированную помощь.

3. Наибольшее внимание педагог должен оказывать современной семье, если ребенок выделяется среди сверстников в группе:

  • Физической агрессией (т.е. дерется, разрушает и ломает вещи, игрушки, конфликтует, обижает слабых).
  • Словесной агрессией (т.е. дразнится, ругается, используя бытовые запасы слов).
  • Гиперактивностью (т.е. двигательно расторможен, непоседлив, шумлив, не умеет сдерживать себя).

4. Современная семья нуждается в персонифицированном подходе: сколько членов семьи – столько и вариантов общения у педагога-профессионала должно быть в запасе всегда.

Цель: развитие умения детей подготовительной группы слушать друг друга.

Задачи:

Образовательные: упражнять в умении взаимодействовать и проявлять внимание к своим сверстникам;

-упражнять в умении дискутировать и высказывать свое мнение;

-активизировать выражение детьми своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме

Развивающие: развивать диалогическую речь.

Воспитательные: воспитывать культуру общения.

-Рассаживайтесь ребята. (Дети рассаживаются на стульчиках)

Воспитатель - Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

Отгадайте загадку, о чем мы будем сегодня говорить

На руках и на стене

И на башне в вышине

Ходят, ходят ровным ходом

От восхода до захода.

Ответы детей (часы)

Проблема

Воспитатель: Ребята, представьте, пожалуйста, такую картину: в нашем городе исчезли все часы. Как же мы узнаем время?

Воспитатель Я вижу вы все хотите ответить, но у нас есть правила тот кто хочет ответить или задать вопрос поднимает руку, внимательно слушает, не перебивая говорящих детей.

Назар Мы можем спросить у моей бабушки. Вот мне хотелось еще поиграть, а бабушка говорит, что уже пора домой.

Воспитатель Ребята Назар говорит, что время можно узнать у бабушки.

Воспитатель Тимур, пожалуйста, мы тебя слушаем.

Тимур - А откуда бабушка Назара знает время? Ведь часы пропали, из всего города значит, у бабушки Назара тоже нет часов, и она не может знать время.

Воспитатель. Ты хочешь сказать, что время можно узнавать только по часам? Я, верно, тебя поняла?

Воспитатель: Ребята вы тоже так думаете или кто то, не согласен.

Воспитатель: Саша, что ты думаешь? Как нам, узнать который час?

Саша Мы можем позвонить в другой город по телефону и спросить время.

Воспитатель - Это интересная мысль.

Воспитатель Ребята я предлагаю разделиться на две команды и подумать, как можно определить время без часов

Дети делятся на две мини группы

Саша - Игорь давай спросим у Назара, откуда его бабушка знает какое время?

Игорь Назар, как твоя бабушка узнаёт время без часов?

Саша Я тоже по телевизору об этом видел, там ещё говорили о соловьях и жаворонках

Назар: Ещё время можно по цветам узнавать

Игорь: Каким цветам?

Назар: Одуванчикам, подсолнухам. Они утром раскрываются, а вечером закрываются.

Саша: Откуда ты так много знаешь о живых часах и будильниках?

Назар Мы с бабушкой в библиотеке книги брали, и там было про это написано.

Арина: Послушай Тимур, а я знаю, как время можно узнать по солнцу и звёздам. Мы с мамой читали об этом в энциклопедии.

Никита Ребята я тоже знаю, как время узнать.

Никита: По тени. Тень может быть длинной и короткой. Утром, днём и вечером. Мы с папой об этом в интернете смотрели.

Решение проблемы

Воспитатель: Ребята ну что вы выяснили как можно узнать время?

Выступление одного ребёнка от команды

Саша: Да. Время можно узнать с помощью живого будильника или живые часов. Живой будильник это птицы (петух, жаворонки, соловьи). А живые часы это цветы одуванчики.

Арина Время можно узнать по солнцу и звёздам, ещё по тени.

Воспитатель: Ребята вы сегодня все вместе выяснили, как и с помощью чего можно узнать солнца. Как вы думаете, почему у вас получилось?

Назар: Мне кажется потому, что мы слушали друг друга.

Рефлексия.

Воспитатель: Вот и время нашей беседы подошло к концу

Воспитатель: О чем была наша беседа?

Арина: О том, как можно узнать время без часов.

Воспитатель: Что вызвало у вас затруднение?

Тимур: Я раньше думал, что время можно узнавать по часам.

Тимур: Теперь от Назара, я знаю, что бывают живые будильники и часы. Спасибо Назар.

Воспитатель: Ребята вы большие молодцы, что смогли найти решение проблемы.

Конспект дискуссии в подготовительной группе

Цель: развитие умения детей подготовительной группы слушать друг друга.

Образовательные: упражнять в умении взаимодействовать и проявлять внимание к своим сверстникам;

-упражнять в умении дискутировать и высказывать свое мнение;

-активизировать выражение детьми своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме

Развивающие: развивать диалогическую речь.

Воспитательные: воспитывать культуру общения.

-Рассаживайтесь ребята. (Дети рассаживаются на стульчиках)

Воспитатель - Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

Отгадайте загадку, о чем мы будем сегодня говорить

На руках и на стене

И на башне в вышине

Ходят, ходят ровным ходом

От восхода до захода.

Ответы детей (часы)

Воспитатель: Ребята, представьте, пожалуйста, такую картину: в нашем городе исчезли все часы. Как же мы узнаем время?

Воспитатель Я вижу вы все хотите ответить, но у нас есть правила тот кто хочет ответить или задать вопрос поднимает руку, внимательно слушает, не перебивая говорящих детей.

Назар Мы можем спросить у моей бабушки. Вот мне хотелось еще поиграть, а бабушка говорит, что уже пора домой.

Воспитатель Ребята Назар говорит, что время можно узнать у бабушки.

Воспитатель Тимур, пожалуйста, мы тебя слушаем.

Тимур - А откуда бабушка Назара знает время? Ведь часы пропали, из всего города значит, у бабушки Назара тоже нет часов, и она не может знать время.

Воспитатель. Ты хочешь сказать, что время можно узнавать только по часам? Я, верно, тебя поняла?

Воспитатель: Ребята вы тоже так думаете или кто то, не согласен.

Воспитатель: Саша, что ты думаешь? Как нам, узнать который час?

Саша Мы можем позвонить в другой город по телефону и спросить время.

Воспитатель - Это интересная мысль.

Воспитатель Ребята я предлагаю разделиться на две команды и подумать, как можно определить время без часов

Дети делятся на две мини группы

Саша - Игорь давай спросим у Назара, откуда его бабушка знает какое время?

Игорь Назар, как твоя бабушка узнаёт время без часов?

Саша Я тоже по телевизору об этом видел, там ещё говорили о соловьях и жаворонках

Назар: Ещё время можно по цветам узнавать

Игорь: Каким цветам?

Назар: Одуванчикам, подсолнухам. Они утром раскрываются, а вечером закрываются.

Саша: Откуда ты так много знаешь о живых часах и будильниках?

Назар Мы с бабушкой в библиотеке книги брали, и там было про это написано.

Арина: Послушай Тимур, а я знаю, как время можно узнать по солнцу и звёздам. Мы с мамой читали об этом в энциклопедии.

Никита Ребята я тоже знаю, как время узнать.

Никита: По тени. Тень может быть длинной и короткой. Утром, днём и вечером. Мы с папой об этом в интернете смотрели.

Воспитатель: Ребята ну что вы выяснили как можно узнать время?

Выступление одного ребёнка от команды

Саша: Да. Время можно узнать с помощью живого будильника или живые часов. Живой будильник это птицы (петух, жаворонки, соловьи). А живые часы это цветы одуванчики.

Арина Время можно узнать по солнцу и звёздам, ещё по тени.

Воспитатель: Ребята вы сегодня все вместе выяснили, как и с помощью чего можно узнать солнца. Как вы думаете, почему у вас получилось?

Назар: Мне кажется потому, что мы слушали друг друга.

Воспитатель: Вот и время нашей беседы подошло к концу

Воспитатель: О чем была наша беседа?

Арина: О том, как можно узнать время без часов.

Воспитатель: Что вызвало у вас затруднение?

Тимур: Я раньше думал, что время можно узнавать по часам.

Тимур: Теперь от Назара, я знаю, что бывают живые будильники и часы. Спасибо Назар.

Воспитатель: Ребята вы большие молодцы, что смогли найти решение проблемы.


Методическая работа в дошкольной образовательной организации, представляющая собой целостную систему взаимосвязанных мероприятий, направлена на повышение квалификации и совершенствование профессионального мастерства каждого воспитателя и педагогического коллектива в целом. Сложность и многообразие целей и задач методической работы в современной дошкольной образовательной организации, разносторонний характер ее содержания, конкретные особенности каждого детского сада требуют разнообразия организационных форм методической работы и их оптимального сочетания между собой.

Одной из эффективных организационных форм методической работы в детском саду, с нашей точки зрения, является дискуссия как интерактивная форма, основанная на организационной коммуникации педагогов в процессе решения ими профессиональных задач.

Дискуссия — критический диалог, свободное обсуждение проблемы, соединение теоретических и практических знаний. В ходе дискуссии происходит конструктивное, содержательное, рациональное обсуждение противоположных точек зрения по определенной проблеме с целью нахождения ее оптимального решения; при этом все участники должны владеть полной информацией или суммой знаний по теме обсуждения, иначе эффективность дискуссии будет крайне низка. [2]

Проблема использования дискуссии как организационной формы методической работы в дошкольной образовательной организации изучена крайне недостаточно. Отдельные аспекты проблемы нашли отражение в работах К. Ю. Белой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой и др.

В методической практике дискуссия все активнее используется как метод активизации мышления педагогов, формирования коммуникативной и дискуссионной культуры, стимулирования активности и инициативности педагогов. Многообразие видов дискуссий позволяет разнообразить методическую работу с педагогами, эффективно включать педагогов в решение профессиональных проблем.

Рассмотрим некоторые виды дискуссий, которые могут эффективно использоваться в методической работе детского сада.

Дебаты — явно формализованное обсуждение, которое строится на заранее спланированных выступлениях участников, имеющих прямо противоположные мнения по обсуждаемой проблеме [5,46]

Письменная дискуссия (обсуждение темы с визуализацией) проводится с целью выявления и фиксации мнений участников относительно определенной темы с последующим коллективным обсуждением. Проводится дискуссия следующим образом.

Цель данного вида дискуссии заключается в актуализации и обмене опытом (профессиональным, социальным и др.) и знаниями по заданной теме. Дискуссия проводится следующим образом.

  1. Участники разбиваются на пары. Пары садятся или встают в круг лицом друг к другу; все вместе образуют два круга — внешний и внутренний.
  2. Пары ведут диалог на заданную ведущим тему. По знаку ведущего диалоги завершаются, и партнеры прощаются друг с другом.
  3. Каждый из партнеров переходит на место своего левого соседа: состав пар изменяется, и новые пары начинают обсуждать новую объявленную ведущим тему. [5, 51–52]

Цель дискуссии: организация последовательного обсуждения предложенных вопросов с последующим принятием коллективного решения; актуализация знаний и выявление имеющегося опыта. Материалы: листы бумаги.

Таким образом, использование различных форм дискуссий в методической работе дошкольной образовательной организации помогает повысить уровень профессиональной подготовки педагогов, обеспечить решение проблем, связанных с формированием профессиональных компетенций педагогов, развивает способности педагогов к творческой самореализации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса.

Активными называют методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер. Формируется познавательный интерес и творческое мышление. Активные методы обучения можно рассматривать как обучение деятельностью. Именно в активной деятельности, педагоги овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками для их профессиональной деятельности, развивают творческие способности. Использование активных методов обучения расширяет кругозор, формирует умения и навыки профессиональной деятельности.

Одной из таких активных форм являются "Дискуссионные качели" - суть этой занимательной формы – в имитации раскачивающихся качелей: два партнера поочередными толчками на доску раскачивают "качели"; чем сильнее толчек (аргумент), тем выше взлет "качелей". Партнерами становятся две группы учащихся, расположившиеся друг против друга. После того как предложен вопрос для обсуждения, они поочередно от каждой группы высказывают суждения по предложенному вопросу – "качели" начинают свое движение.

Дискуссионные качели для педагогов

(презентация данной формы методической работы для коллег района на заседании РП)

Подготовили старший воспитатель С.И. Шихова

ТГ педагогов А.В. Сивкова, Т.А. Ягодина,

Е.Л. Фешина, Л.В. Хорошевская

октябрь 2019 г.

Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса.

Активными называют методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер. Формируется познавательный интерес и творческое мышление. Активные методы обучения можно рассматривать как обучение деятельностью. Именно в активной деятельности, педагоги овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками для их профессиональной деятельности, развивают творческие способности. Использование активных методов обучения расширяет кругозор, формирует умения и навыки профессиональной деятельности.

Одной из таких активных форм являются "Дискуссионные качели" - суть этой занимательной формы – в имитации раскачивающихся качелей: два партнера поочередными толчками на доску раскачивают "качели"; чем сильнее толчек (аргумент), тем выше взлет "качелей". Партнерами становятся две группы учащихся, расположившиеся друг против друга. После того как предложен вопрос для обсуждения, они поочередно от каждой группы высказывают суждения по предложенному вопросу – "качели" начинают свое движение.

Если обсуждаемый вопрос чрезвычайно сложен, можно придать "качелям" альтернативный характер: партнеры "справа", допустим, заведомо что-то утверждают, а партнеры "слева" – отрицают. Например: "Я не боюсь говорить правду, потому что…" – начинает одна сторона. "А я боюсь говорить правду, потому что…" – отвечает другая сторона.

В основе "дискуссионных качелей" лежит дискуссия – метод убеждения, призванный путем вовлечения воспитанников в обмен мнениями по общественно значимым проблемам отстаивать свою точку зрения и обогащать ее в процессе общения с оппонентами. Использование дискуссионного метода полезно и необходимо, т.к. в спорах рождаются и оттачиваются важные качества человека: стремление дознаться до истины, умение отстаивать свои взгляды, аргументировать собственную точку зрения и, наконец, мужество признания ошибочности прежних утверждений. Атмосфера борьбы мнений в коллективе способствует формированию уважительного отношения к взглядам оппонентов – выдержки, корректности и тактичности в споре.

Подготовительная работа: заранее в группе вывешивается объявление о проведении дискуссионных качелей с перечнем обсуждаемых вопросов.

текст объявления может подготовить и оформить творческо-оформительская группа, которая также займется и оформлением помещения, в котором будет проходить мероприятие.

вопросы для обсуждения могут быть предложены куратором или самими учащимися по выбранной тематике. В качестве вопросов для дискуссии можно использовать высказывания известных философов, писателей.

Условия эффективности проведения "дискуссионных качелей":

Тема должна быть актуальной, проблемной, стимулирующей обмен мнениями.

Тема конкретизируется вопросами для обсуждения. Их может быть немного (4-5), но их формулировка должна быть четкой, а по содержанию должна вызывать интерес участников.

Необходимо своевременно оповестить всех, кого желательно привлечь к обсуждению (подготовка объявлений, пригласительных билетов, выступлений в стенной печати и по радиоточке). До сведения участников доводятся тема, вопросы и рекомендуемая литература.

Необходим подбор опытного ведущего, умеющего зажечь аудиторию, от мастерства которого во многом зависит весь ход дискуссии.

Важно установить регламент, четкий и предупреждающий всякую возможность пустых словопрений.

Необходимо определить правила поведения. Они могут быть следующими:

Если остаешься – оставайся добровольно.

Если остался – говори.

Если говоришь – говори откровенно.

Если слушаешь – слушай доброжелательно.

Если споришь – спорь тактично.

"Я правильно вас поняла или ошибаюсь?"

Это сильный аргумент, как вы смогли обосновать его?

Расскажите нам, как вы пришели к такому выводу, шаг за шагом.

Сегодня мы обсуждаем… и Мария Петровна сделала предположение…

Прежде чем продолжить, подведем итоги…

По окончанию "дискуссионных качелей" большое значение имеет заключительное слово ведущего, в котором подводятся итоги обсуждения, даются оценки выступлений, выражается благодарность участникам.

Цель: формирование понятий и суждений у педагогов о значимости приобщения детей к культуре родного края.

- создание атмосферы доверия, свободного высказывания мнений, суждений;

- воспитание культуры обмена мнениями, формирование уважительного отношения к взглядам оппонентов: выдержки, корректности и тактичности в споре.

Психологическая разминка (психологические разминки поддерживают психический тонус участников, необходимый для успешного проведения методического мероприятия, они направлены на развитие активности, сплоченности, мотивации и заинтересованности, а также на преодоление усталости и монотонности; они повышают настроение, снижают напряженность и скованность).

Участники стоят в кругу. Ведущий называет некий признак, по которому они меняются местами. Чтобы участники нашли больше признаков, объединяющих друг друга, вопросы необходимо подбирать по принципу: веселые, проблемные и чередовать их между собой. Признаки могут быть такими:

-кто пришел в юбке;

-у кого подавленное настроение;

-у кого короткая стрижка;

-кто испытывает трудности в планировании своей деятельности;

-кто любит золотые украшения;

-кто не знает, как составлять конспекты занятий;

-у кого двое детей;

-кто иногда опаздывает на работу;

-у кого ничего не болит;

-кто не знает, как общаться с родителями;

-кто любит играть роли;

-кто жалеет, что выбрал профессию педагога;

-кто любит играть на море.

Актуальность.

В современном обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение духовных потребностей. Вечные ценности: Добро, Истина и Красота – постепенно отодвигаются на задний план.

Современные дети, начиная с дошкольного возраста, мало знают о культурных традициях своего народа, города, страдают дефицитом знаний об истории родного города, края, страны, особенностях традиций разных народов, подрастающее поколение, как и народ, начинает забывать традиции, обычаи, язык, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам.

Чтобы восполнить в обществе дефицит культуры, нравственности, духовности, нужно научить людей по – новому относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, декоративно – прикладному искусству, культуре, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.

Давайте определим правила поведения:

Если остаешься – оставайся добровольно.

Если остался – говори.

Если говоришь – говори откровенно.

Если слушаешь – слушай доброжелательно.

Если споришь – спорь тактично.

Вопросы для обсуждения:

1. Формирование любви к малой Родине главная задача духовно-нравственного воспитания.

3. ДОУ – это главный учитель по приобщению детей к культуре родного края.

4. Работа с социумом – главное направление работы педагога по приобщению детей к культуре родному краю.

Я каждой группе пускаю лист и каждый участник пишет на листе одно слово (фразу) в пользу приобщения дошкольников к культуре родного края и против, затем заворачивает свой ответ и передает другому участнику.

А теперь давайте зачитаем ваши ответы и подведем итог.

Познавательная минутка.

На самом деле в наши дни люди

Заключение. Подведение итогов.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, его надо таким воспитать. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Базовый этап формирования у детей любви к Родине - накопление ими социального опыта жизни в своем крае, городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Знакомясь с родным городом через разные виды детской деятельности, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Читайте также: