Конспект дискуссии семейное и общественное воспитание единство и различие

Обновлено: 04.07.2024

– развивать навыки общения с коллегами, быть активными в ходе деловой игры.

Предварительная работа

Повестка дня

1. Итоги тематического контроля и конкурс на лучшее оформление стенда для родителей.

2. Телемост – отчет о Неделе игры и игрушки.

5. Решение психолого-педагогических ситуаций.

6. Подведение итогов и принятие решений педагогического совета.

Оборудование: иллюстрированные журналы, клей, ножницы, бумага большого формата для каждой группы.

Составление коллажа

Участники делятся на группы. Нужно изобразить современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций. Через 10 мин самостоятельной работы каждая группа педагогов рассказывает о своем представлении о семье.

Ведущий подводит итоги проделанной работы, подчеркивая ценное и уникальное видение в каждой группе, резюмирует услышанное, чтобы сложилось впечатление общего дела, сотрудничества, единства целей.

Разминка (3–5 мин)

Ведущий напоминает о том, что деятельность педагога строится на гуманистических принципах. Гуманистический подход в науке утверждает следующее:

– все люди разные;

– каждая личность неповторима и уникальна;

– каждый человек прекрасен в своих потенциальных возможностях и способностях;

– жизнь создается любовью;

– любить человека – значит утверждать его неповторимое существование;

– необходимо отделять поведение от сущности человека.

Задание: назвать принципы взаимодействия с родителями. Команды поочередно называют по одному принципу и получают за правильный ответ фишку.

Педагогический ринг (7–8 мин)

Ведущий задает вопросы поочередно каждой команде и та, которая дала правильный ответ, получает фишку.

? Взаимопроникновение, обмен мыслями, чувствами, идеями – это … (взаимодействие).

? Наука об обучении взрослых, в которой (в отличие от педагогической модели) ведущая роль принадлежит самому обучающемуся – это … (андрогогика).

? Это способность человека к сотворчеству, отцовско-материнскому соуправлению развитием личностных качеств ребенка в системе конструктивных взаимоотношений. (Родительство.)

? Способность понять потребности детей и создать возможности удовлетворять их, сделать ребенка счастливым, умение видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы его развития – это … (педагогическая компетенция).

? Умение родителей анализировать собственную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективность использования методов; выбирать методы воздействия на ребенка, адекватные его особенностям в конкретной ситуации – это … (педагогическая рефлексия).

? Исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми – это … (семья).

Формы организации общения педагогов и родителей (10 мин)

Каждая команда вытягивает по два билета с заданием. В них указана форма общения с родителями. Команды должны сказать, с какой целью использована эта форма, назвать формы проведения общения.

Досуговые (цель – установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми). Форма: совместные досуги, праздники, проекты, участие родителей и детей в выставке.

Познавательные (цель – ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания). Форма: семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение нетрадиционных собраний, консультаций, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.

За каждый правильный ответ – фишка.

Побеждает та команда, представитель которой вспомнит больше имен и отчеств родителей.

Участники за определенное время должны собраться и без всяких команд с чьей-либо стороны одновременно хлопнуть в ладоши, а через какую-то паузу (например, 3 с – это определяется в момент обсуждения и подготовки) снова хлопнуть и т. д. Важно, чтобы все участники одновременно выполнили задание (нет рикошета в хлопках или разнобоя в движениях).

Эту игру-упражнение следует использовать в работе с детьми 4–7 лет. Одновременность – высокий показатель согласованности действий в группе, коллективе.

Данная игра-упражнение тренирует подчинение общему ритму, а научиться действовать одновременно с другими – важный навык для ребенка предшкольного возраста. Работая в данном направлении, педагог постепенно сможет добиться того, что к моменту поступления в школу в группе не будет (или останется малое количество детей) тех, кто выполняет учебное задание быстрее или медленнее других (единый темпоритм детского коллектива).

Решение психолого-педагогических ситуаций (10–15 мин)

Каждая команда выбирает карточку с заданием, обсуждает, высказывает свою точку зрения. Учитывая, что в команде, как минимум, 10 человек, точки зрения могут быть различными. Высказываться имеют право все педагоги.

? Мама Даши с гордостью сообщает воспитателю, что ее дочь занимается в нескольких кружках. Так что свободным от занятий у них остается только один день – пятница. А два дня в неделю у них даже по два разных занятия. Как помочь малышке обрести детство?

? Подготовительная к школе группа. Бабушка Максима настаивает на том, чтобы ее внука не брали на прогулку, поскольку он часто простывает. Аргументирует она данный факт тем, что педагоги не следят, как одеваются дети, самостоятельно же в этом возрасте они этого сделать не могут. На вопрос воспитателя о том, как же Максим будет одеваться в школе, бабушка пояснила, что она, как и в детском саду, будет помогать ему, для чего специально уволилась с работы. Как организовать работу с родителями мальчика?

В завершение деловой игры жюри подсчитывает фишки и оглашает результат. Все члены команды-победителя получают сувениры. Помимо этого совместно определяются и награждаются педагоги, принимавшие наиболее активное участие в проведении педагогического совета.

Решения

3. Всем группам разработать мероприятия с участием родителей.

4. С помощью анкетирования выявить темы, с которыми родители хотели бы ознакомиться и внести коррективы в план.

5. Воспитателю (имя воспитателя) обобщить опыт работы с прародителями и представить в методический кабинет.

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ - взаимодействие родителей с детьми, которое основано на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защите ребенка, содействующее созда­нию благоприятных условий для удовлетворения потребностей в развития и саморазвитии национально сознательной, духовной, нравственной и интеллектуально подготовленной личности.

ФУНКЦИИ СЕМЬИ - сфера жизнедеятельности семьи, которая непосредственно связана с удовлетворением потребностей ее членов.

НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ - семья, в которую входит один из родителей (мать или отец; чаще всего мать), один или несколько несовершеннолетних детей.

В Законе Республики Беларусь "Об образовании в Республике Беларусь", в Концепции образования и воспитания в Беларуси и Концепции воспитания в национальной школе Беларуси большое внимание уделяется семье и семейному воспитания.

Для реализации функций и возможностей семьи необходимо создать благоприятные условия:

I) содействие со стороны государства и общества повышению статуса семьи как ячейки общества и первой школы ребенка;

2) усиление ответственности родителей за воспитание детей и охрану здоровья;

3) организация соответствующей подготовки молодежи к семейной жизни и воспитанию детей;

4) разработка рекомендаций по семейному воспитанию и развитие детей с целью его благоприятного вхождения в дошкольное учреждение и школу;

5) подготовка специалистов по семейному воспитанию и обучению;

6) издание журналов, пособий по проблемам семейного воспитания.

На современном этапе выделяются важные Направления в семейном воспитании детей:

I) получение детьми качественного образования.

2) Гуманное внутрисемейное распределение домашних обязанностей и функций.

3) Систематическое просвещение и обучение детей всех возрастов основам семейной жизни.

4) Обеспечение всех семей информацией с целью предупреждения в них насилия, а также правонарушений, злоупотреблений наркотиками и т. д., оказание помощи семьям, потерпевшим от чернобыльской катастрофы; осуществление медико-педагогической реабилитации родителей и детей.

5) Сохранение и передача детям культурных ценностей человечества и своего народа, народных традиций семейного воспитания.

6) Систематическое просвещение и обучение родителей, которое должно содействовать:

- защите детей на всех возрастных ступенях, особенно при переходе их от детства к взрослой жизни, на основе Конвенции о правах ребенка (1989 г.), Международной декларации по обеспечению выживания, защиты и развития детей (1990 г.). Закона Республики Беларусь "О правах ребенка" (1993 г.);

- выработке и развитию у детей и молодежи общечеловеческих ценностей и моделей поведения, общественной ответственности, обеспечению равных прав, запрету дискриминации и националистических проявлений;

-пониманию и использованию гуманных методов и средств роди­тельского воспитания, благодаря которым воспитательные функции распределяются между родителями и которые приводят к значитель­ному улучшению образованности, воспитанности детей, укреплению их здоровья, подготовке к общественной и семейной жизни.

В Принятой ООН Конвенции "О правах ребенка" (ст. 18) под­черкивается особая ответственность родителей за настоящее и бу­дущее своих детей и отмечается необходимость оказания им всесто­ронней помощи со стороны государства в деле семейного воспита­ния, в том числе и через развитие сети детских учреждений.

Налаживание равноправных, партнерских отношений между семьей и детским садом требует не только специальной подготовки воспитателей к проведению работы с семьей, но и создания спе­циальных программ воспитания и обучения дошкольников. В 1991-1993 г. сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания Нацио­нального института образования подготовлены "Программа семейно­го воспитания детей раннего возраста" (для родителей); програм­ма воспитания и обучения дошкольников "Гибкий режим в детском саду" для воспитателей.

В педагогической литературе по проблемам взаимодействия семейного и общественного воспитания определяются три вида связей между семьей и школой (детским садом), что содействует повышению эффективности воспитания детей.

1 вид-связи, которые направлены на то, чтобы оптимизиро­вать влияние семьи на подрастающее поколение через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Связи такого рода определены как компенсаторные. Сущность связей «того вида - "детский сад - семья".

2 вид - характеризует включение родителей в воспитатель­но-образовательный процесс детского сада. Они также носят компенсаторный характер. Сущность связей этого вида - "семья-детский сад".

3 вид - связи координационные. Они возникает тогда, когда родители и педагоги становятся партнерами и вместе реализуют свои возможности в воспитании детей.

Реально проявляется новая ориентация на работу с детьми, их родителями по основным направлениям:

1) работа с постоянным контингентом детей и их родителями;

2) работа с детыки и родителями, которые пользуются частичными услугами детского сада с гибким режимом (например, по подготов­ке детей к поступлению в школу, обучению плаванию и др.);

3) оказание помощи по воспитанию и обучению детей на дому (гувернантки, специалисты-дефектологи, музыкальные работники);

4) учет деформации семьи и ее воспитательных функций в резуль­тате аварии на Чернобыльской АЭС;

5) учет специфики функционирования, жизнедеятельности, семей­ного уклада, традиций, обычаев, нравов городских и сельских семей. .

Работа детского сада с семьей была и остается одним из сложных аспектов педагогической деятельности в дошкольном уч­реждении. Это связано со следующими причинами (выделены В. П. Дубровой):

- низкий уровень социально-психологической культуры родителей и воспитателей;

Непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом;

Несформированность у родителей " педагогической реф­лексии" (В. Л.Зверева), т. е. неумение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины педагогических ошибок, низкой эффективности применяе­мых методов, а также осуществлять выбор методов воздействия на детей, адекватных его особенностям в конкретной ситуации;

- непонимание воспитателем того, что в выборе содержания, форм и методов работы детского сада с семьей не дошкольное учрежде­ние, а семья, родители выступают социальными заказчиками;

-кон­сервативность родительской позиции опеки детей дошкольного воз­раста;

- недостаточная информированность родителей об особеннос­тях жизни и деятельности детой в детском саду, а воспитателей - об условиях семейного воспитания;

-формальное отношение воспита­телей к работе с родителями вследствие недооценки роли семьи; отсутствие у воспитателей коммуникативных навыков, необходимых для установления с родителями положительного взаимодействия.

Все это препятствует гуманизации взаимоотношений родителей и воспитателей. Преодолеть это возможно, создав, как отмечает В. А.Петровский, "доверительный деловой контакт".

При организации взаимосвязи Детского сада и семьи воспита­телю необходимо руководствоваться следующими принципами:

1.-Един­ство в пониманий целей и задач, средств и методов воспитания детей дошкольного возраста.

2. Реализация в совместной деятель­ности комплексного подхода к воспитанию.

3. Отношение к ребенку как формирующейся личности - члену семейного и детского коллек­тива.

4. Взаимное доверие и уважение в отношениях между педаго­гами и родителями.

В семье имеются благоприятные условия для формирования личности ребенка, что обусловливается следующими факторами:

I) глубоко эмоциональным, интимным характером семейного воспи­тания, основанным на родственных чувствах;

2) постоянством и длительностью воспитательных возможностей, воздействий роди­телей на детей п самых разнообразных жизненных ситуациях;

3) большими возможностями для активного включения детей в быто­вую, хозяйственную, воспитательную и другие виды деятельности.

Специфические отличия семейного воспитания от общественного

1.Отношения между родителями и детьми основаны но взаимных ро­дственных связях и привязанностях выражающихся в глубокой любви и эмоциональной, насыщенности.

2.Многоролевая структура семейного коллектива, обусловливающая много­гранность, постоянство и длительность его воспитательного влияния.

3. Непосредственное взаимодействие ребенка и взрослого. Наличие условий для различных социальных контактов и возможность усваивать различные социальные роли.

4. Наличие естественных условий для включения детей в самые разнообраз­ные внутрисемейные отношения. Мно­гообразие видов деятельности, в ко­торые включается ребенок.

5. Процесс воспитания всегда индивидуализирован, так как ребенок единственный или их двое.

6. Подвижный режим дня.

7. Процесс воспитания более естест­венен. Ребенку менее заметны пред­намеренные воспитательные воздей­ствия и он активнее и инициативнее проявляет себя как субъект самосто­ятельной деятельности.

8. Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование от­дельных традиций и элементов целе­направленного воспитания.

9. Отсутствие программы воспитания, а иногда и представлений о воспита­ния ребенка-дошкольника.

1. Деловая (а иногда и функ­циональная) форма общения воспитателя с детьми, сни­женная его интимность, эмоциональная недостаточность

2. Наличие нескольких вос­питателей, сменяющих друг друга, с различными формами личностного поведения и методами воздействия на детей.

3. Общение с детьми одного возраста.

4. Целенаправленный харак­тер воспитания и обучения, основанный на использовании программ воспитания до­школьников и научно-методи­ческих пособий.

5. Ребенок равноправный член детского коллектива, где у всех детей группы имеются одинаковые права и обязанности, правила и требования для всех единые.

Б. Достаточная жесткость режима.

7. Деятельность детей на­ходится под контролем вос­питателя к ограничена ус­ловиями или рамками мето­дики обучения дошкольни­ков.

8. Воспитание основано на понимании ведущего вида деятельности в психическом развитии дошкольника и ис­пользовании методов, адек­ватных его возрастным пси­хологическим особенностям.

9. Создана целесообразная научно-обоснованная раз­вивающая среда.


– развивать навыки общения с коллегами, быть активными в ходе деловой игры.

Предварительная работа

Повестка дня

1. Итоги тематического контроля и конкурс на лучшее оформление стенда для родителей.

2. Телемост – отчет о Неделе игры и игрушки.

5. Решение психолого-педагогических ситуаций.

6. Подведение итогов и принятие решений педагогического совета.

Оборудование: иллюстрированные журналы, клей, ножницы, бумага большого формата для каждой группы.

Составление коллажа

Участники делятся на группы. Нужно изобразить современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций. Через 10 мин самостоятельной работы каждая группа педагогов рассказывает о своем представлении о семье.

Ведущий подводит итоги проделанной работы, подчеркивая ценное и уникальное видение в каждой группе, резюмирует услышанное, чтобы сложилось впечатление общего дела, сотрудничества, единства целей.

Разминка (3–5 мин)

Ведущий напоминает о том, что деятельность педагога строится на гуманистических принципах. Гуманистический подход в науке утверждает следующее:

– все люди разные;

– каждая личность неповторима и уникальна;

– каждый человек прекрасен в своих потенциальных возможностях и способностях;

– жизнь создается любовью;

– любить человека – значит утверждать его неповторимое существование;

– необходимо отделять поведение от сущности человека.

Задание: назвать принципы взаимодействия с родителями. Команды поочередно называют по одному принципу и получают за правильный ответ фишку.

Педагогический ринг (7–8 мин)

Ведущий задает вопросы поочередно каждой команде и та, которая дала правильный ответ, получает фишку.

Взаимопроникновение, обмен мыслями, чувствами, идеями – это … (взаимодействие).

● Наука об обучении взрослых, в которой (в отличие от педагогической модели) ведущая роль принадлежит самому обучающемуся – это … (андрогогика).

Это способность человека к сотворчеству, отцовско-материнскому соуправлению развитием личностных качеств ребенка в системе конструктивных взаимоотношений. (Родительство.)

Способность понять потребности детей и создать возможности удовлетворять их, сделать ребенка счастливым, умение видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы его развития – это … (педагогическая компетенция).

Умение родителей анализировать собственную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективность использования методов; выбирать методы воздействия на ребенка, адекватные его особенностям в конкретной ситуации – это … (педагогическая рефлексия).

Исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми – это … (семья).

Формы организации общения педагогов и родителей (10 мин)

Каждая команда вытягивает по два билета с заданием. В них указана форма общения с родителями. Команды должны сказать, с какой целью использована эта форма, назвать формы проведения общения.

Досуговые (цель – установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми). Форма: совместные досуги, праздники, проекты, участие родителей и детей в выставке.

Познавательные (цель – ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания). Форма: семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение нетрадиционных собраний, консультаций, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.

За каждый правильный ответ – фишка.

Побеждает та команда, представитель которой вспомнит больше имен и отчеств родителей.

Участники за определенное время должны собраться и без всяких команд с чьей-либо стороны одновременно хлопнуть в ладоши, а через какую-то паузу (например, 3 с – это определяется в момент обсуждения и подготовки) снова хлопнуть и т. д. Важно, чтобы все участники одновременно выполнили задание (нет рикошета в хлопках или разнобоя в движениях).

Эту игру-упражнение следует использовать в работе с детьми 4–7 лет. Одновременность – высокий показатель согласованности действий в группе, коллективе.

Данная игра-упражнение тренирует подчинение общему ритму, а научиться действовать одновременно с другими – важный навык для ребенка предшкольного возраста. Работая в данном направлении, педагог постепенно сможет добиться того, что к моменту поступления в школу в группе не будет (или останется малое количество детей) тех, кто выполняет учебное задание быстрее или медленнее других (единый темпоритм детского коллектива).

Решение психолого-педагогических ситуаций (10–15 мин)

Каждая команда выбирает карточку с заданием, обсуждает, высказывает свою точку зрения. Учитывая, что в команде, как минимум, 10 человек, точки зрения могут быть различными. Высказываться имеют право все педагоги.

Мама Даши с гордостью сообщает воспитателю, что ее дочь занимается в нескольких кружках. Так что свободным от занятий у них остается только один день – пятница. А два дня в неделю у них даже по два разных занятия. Как помочь малышке обрести детство?

● Подготовительная к школе группа. Бабушка Максима настаивает на том, чтобы ее внука не брали на прогулку, поскольку он часто простывает. Аргументирует она данный факт тем, что педагоги не следят, как одеваются дети, самостоятельно же в этом возрасте они этого сделать не могут. На вопрос воспитателя о том, как же Максим будет одеваться в школе, бабушка пояснила, что она, как и в детском саду, будет помогать ему, для чего специально уволилась с работы. Как организовать работу с родителями мальчика?

В завершение деловой игры жюри подсчитывает фишки и оглашает результат. Все члены команды-победителя получают сувениры. Помимо этого совместно определяются и награждаются педагоги, принимавшие наиболее активное участие в проведении педагогического совета.

3. Всем группам разработать мероприятия с участием родителей.

4. С помощью анкетирования выявить темы, с которыми родители хотели бы ознакомиться и внести коррективы в план.

5. Воспитателю (имя воспитателя) обобщить опыт работы с прародителями и представить в методический кабинет.

Познавательное развитие дошкольников

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМЕ ДИСКУССИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРАКТИКУМА

– помогать родителям достойно пройти период начала обучения их ребенка в школе;

– уточнять, какова позиция родителей по вопросам подготовки детей к школе.

Для участия в педагогическом совете приглашаются представитель науки, завуч общеобразовательной школы, учитель начальных классов, родители детей подготовительной к школе группы, детей первого класса школы.

До проведения дискуссии родителям предлагается анкета.

Позиция родителей по вопросам подготовки детей к школе

Вашему ребенку скоро исполнится 7 лет. Окончится дошкольное детство и начнется новый важный этап формирования личности со строгим, планомерным обучением, с оценкой успехов и рабочей неделей в пять или шесть дней.

Первого сентября Ваш ребенок придет к крыльцу своей первой школы, встанет рядом со сверстниками и вместе с ними войдет в класс вслед за своей первой учительницей. Его экзамен впереди! Наши же, родительские, мы уже сдаем целых семь лет его жизни! Не правда ли?

Предлагаем Вам подумать над некоторыми вопросами и ответить на них письменно.

2. Считаете ли Вы, что определенную подготовку к школе ребенок получает в своей семье?______________ В чем она Вам видится? _______________

3. Какую позицию Вы склонны занять в связи с тем, что школьная жизнь потребует от ребенка умения справляться с новыми для него обязанностями (нужное подчеркните, дополните): усилите требования к ребенку и контроль; часть обязанностей возьмете на себя, освободив от них ребенка; как-то иначе поможете ребенку справляться с новыми обязанностями? (Укажите, как.) _____________________

4. Есть ли у Вашего ребенка желание учиться вообще, и в школе в том числе? ______________ Почему Вы так считаете? __________________

5. Попадалась ли Вам литература по подготовке ребенка к школе, вызвавшая Ваш интерес?_____________________________________

Вы купили ее случайно? Вам предложили ее почитать приятели? Дал на время человек, имеющий отношение к педагогике? Такие издания есть в Вашем доме? (Подчеркните нужное.)

ВЕДУЩИЙ. Мы пригласили вас для взаимного общения, обмена опытом, переживаниями, чувствами. Такое собрание подчас может оказаться полезнее, чем содержательная лекция специалиста. На нем каждый может почерпнуть очень много полезного для себя.

Попробуем определить степень нашего беспокойства по поводу предстоящего школьного обучения.

Чтобы разговор был предметным, конкретным, давайте определим, в чем или в ком видится каждому из нас проблема дискуссии.

Вопросы и задания

Что обеспечит успех ребенка в школе?

● Что больше всего способствует возникновению желания учиться?

● Выберите три главных фактора, расположите их по степени значимости.

1. Физическое здоровье.

2. Развитый интеллект.

3. Умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

4. Умение считать и читать.

5. Выносливость и работоспособность.

6. Аккуратность и дисциплинированность.

7. Хорошая память и внимание.

8. Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.

Школьные трудности у ребенка могут возникнуть, как ни странно, от самых безобидных, на наш взгляд, стереотипов.

Задание родителям

Важно умело развернуть обсуждение, дискуссию.

У вас на карточках написаны фразы, которые довольно часто употребляют родители школьников, может быть даже кто-то из вас. Прочтите и попробуйте прокомментировать их: какие детские чувства могут стимулировать у детей эти реплики, невзначай повторяемые в повседневной суете?

Экологическое воспитание дошкольников

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ – ДЕЛОВАЯ ИГРА

Задача: совершенствовать работу по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

Во вступительном слове кратко говорится об актуальности темы педагогического совета и объясняется, что такое деловая игра.

В состав экспертной комиссии входят заведующий, методист, медсестра. Они оценивают ответы и выполненные задания.

Деловая игра состоит из пяти этапов. Каждый из них регламентирован. В конце подводится общий итог. Отмечаются победители.

Каждому участнику предлагают вопросы и задания.

Вопросы и задания

● Проблемы экологии во всем мире, нашей стране, родном городе, районе.

● Какова суть экологического воспитания детей? Почему, на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста?

● Каково влияние экологии на здоровье детей?

● В чем Вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к природе? В чем конкретно берете вину на себя как воспитатель?

● Какова роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?

● В какой совместной деятельности с детьми Вы можете практически способствовать охране природы?

● Какая работа, на Ваш взгляд, должна проводиться с родителями?

● Какие классики русской и зарубежной литературы воспевали природу в своих произведениях?

● Какие пословицы и поговорки о природе Вы знаете?

● Вспомните народные приметы.

● Прочитайте наизусть стихи о природе.

Проводится музыкальная пауза, и подводятся итоги разминки.

2. Решение педагогических ситуаций.

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

● Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

– Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

– Это еще что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: – Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.

Какие негативные последствия поступка матери могут быть?

● Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя наносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей), или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми)?

Родители отвечают на вопросы.

● Зачем белке длинный и пушистый хвост?

● Почему лиса всю зиму бегает, а медведь спит?

● Во время листопада под осинами можно видеть много опавших веток. Как объяснить это явление?

● Почему в зимний день на окнах появляются узоры?

● Отчего кошка часто умывается, а собака – нет?

● Почему листья летом зеленые, а осенью желтые и багряные?

● Как летом без барометра можно узнать о приближении ненастья?

● Почему опадают листья?

● Какую погоду предвещает дым столбом?

● К чему квакают лягушки?

4. Проверка домашнего задания:

– представление наглядного материала для работы с родителями.

5. Подведение итогов педсовета, награждение победителей, обсуждение проекта решений.

1. Пересмотреть планирование ознакомления дошкольников с природой в соответствии с данными рекомендациями, уделив должное внимание экологическому воспитанию.

2. Подготовить тематическую выставку для родителей о природе, правилах поведения в лесу, парке, на лугу, реке.

3. Дополнить выставку для воспитателей:

– плакатами по экологической тематике;

– диапозитивами с изображением различных природных явлений;

– диафильмами о жизни животных;

– методической и познавательной литературой о природе, экологической обстановке в родном городе, нашей стране, во всем мире.

4. Организовать уход за растениями в цветнике и огороде. Заслушать отчеты воспитателей о проделанной работе.

5. Провести смотр-конкурс на лучшую постановку экологического воспитания в группе.

6. Написать конспекты занятий с опытами, которые можно провести на природе.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

– представить и обсудить опыт накопленной педагогической работы за три года;

– оценить профессиональную компетентность воспитателей по вопросам экологического воспитания дошкольников.

2. Обобщение опытов работы педагогов по проблеме экологического воспитания.

6. Подбор ситуационных задач по вопросам экологического воспитания дошкольников.

7. Изучение методической литературы по теме.

Повестка дня

1. Подведение итогов тематического контроля и конкурса на лучшее оформление участка.

3. Из опыта работы воспитателей. Экологическое воспитание с точки зрения вальдорфской педагогики.

4. Решение ситуационных задач.

5. Самооценка работы педагогов. Используем фишки разного цвета:

6. Обзор литературы по вопросам экологического воспитания, имеющейся в методическом кабинете.

3. В каждой группе продумать систему работы с родителями по вопросам экологического воспитания детей.

4. В помощь воспитателям в методическом кабинете составить перечень экскурсий на ближайшие природные объекты с детьми старшего возраста.

5. Организовать с детьми старшего возраста игру-путешествие в природу в рамках тематического дня Земли.

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

1.1 Анализ психолого — педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание.Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие общественным учреждениям. Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из уст матери.

В противоположность ему Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека.

После установления в России советской власти дошкольное воспитание стало делом государственной важности. Детские сады и ясли создавались с целью воспитания членов социалистического общества. Основной целью воспитания стало формирование гражданина советского государства.

На основе приведенных знаний можно сделать вывод о т ом, что каждый из социальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Так, воспитываясь в семье, не вступая в общение со сверстниками, ребенок может вырасти эгоистичным, не приспособленным к жизни в обществе, следовательно, важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников.

Более глубокие изменения во взаимодейсвии семьи и д ошкольного учреждений произошли в 90 годы. Это было связано и с реформой образования, и с изменением в государственной политике. Признавалась положительная роль семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. В это время начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем — детского сада и семьи, сообщества и детского сада.

В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центр этой перестройки стоит гуманизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, основанные на принципе единства воспитательных воздействий.

Придать дошкольному учреждению открытость значит сделать педагогический процесс более гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса возникла личная готовность открыть самого себя в какой -то деятельности. Пример открытости демонстрирует педагог. Общаясь с родителями, педагог не скрывает что в чем — то сомневается, просит совета, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника.

Личной готовностью открыть самого себя педагог заражает детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение и они делятся своими тревогами, просят помощи и предлагают свои услуги.

Открытость детского сада — это вовлечение родителей в образовательный процесс. Родители могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Одни родители с удовольствием примут участие в выставке, другие помогут с ремонтом, третьи примут участие в эпизодическом мероприятии.

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего дети. И не только потому что они узнают что -то новое. Важно другое — они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап и мам, бабушек, которве оказываются так много знают, умеют, так интересно рассказывают. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер своей помощи, а иногда просто поучиться.

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Поэтому педагогу необходимо создавать условия для развития положительный черт развития личности, привлекать к этому внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетенции, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств ( заботливость, внимание к людям, доброта).

В условиях открытого детского сада родители имеют возможность прийти в группу, понаблюдать чем занят ребенок, поиграть с детьми.

Педагоги не приветствют такие визиты, принимают их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада изнутри начинают понимать объективность многих трудностей ( мало игрушек, тесная умывальная комната и др.) и тогда вместо претензий к педагогу у них вознивает желание помочь, принять участие в улучшении условий. А это первые ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Также важным результатом таких посещений является то, что у родителей есть возможность изучить своего ребенка в непривычной для них обстановке, подметить как он ведет себя, как общается со сверстниками. Идет невольное сравнение не отстает ли он в развитии, запускается рефлексивная деятельность: все ли я делаю как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться.

Взаимодествие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированным подходом.

Есть еще одна линия воздействия на семью — через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами. Например, в группе ведется подготовка к святочным колядкам, дети готовят украшения, подарки, при этом кто — то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь.

Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей, спортивные развлечения, чаепития.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг в другом своими потребностями и совместно их решать.

Взаимодествие педагогов и родителей осуществляется в основном через:

  1. приобщение родителей к педагогическому процессу
  2. расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения.
  3. пребывание родителей на занятиях в удобное для них время.
  4. создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей и детей.
  5. информационно — педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой.
  6. разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей
  7. объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка, эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка
  8. появление терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции.
  9. Уважительнве взаимоотношения семьи и образовательные учреждения.

Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.

Внедрение современных подходов к организации взаимодейсвия родителей и нашего дошкольного учреждения мы начали с изучения состояния работы с родителями в нашей группе. Для этого мы проанализировали годовой план, перспективный план работы с родителями и выяснили что в группе один раз в три месяца проводятся родительские собрания, анкетирования, индивидуальные консультации, развлечения, чаепития.

С целью изучения готовности взаимодействия родителей с детским садом мы провели анкетирование (блан анкеты прилагается).

По результатам анкетирования нами были поставлены следующие задачи:

продолжать устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитаника, объединить усилия для развития и воспитания детей.

создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки в проблемах друг друга.

активизировать и обогащать воспитательные умения родителей

поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Решение этих задач связано с осознанием родителями своей воспитательной роли в семье, своего опыта взаимоотношений с ребенком. В психологии такая форма переосмысления называется рефлексией.

Принципы взаимодействия с родителями:

осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку с уважением относиться к родителям.

Помнить о том, что ребенок уникальная личность, поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми

воспитывать у детей уважение к родителям и взрослым

учитывать пожелания родителей, высоко ценить их участие в жизни группы.

С уважением относится к тому, что создастся самим ребенком (рассказ, песенка, лепка, рисунок)

регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать вопросы связанные с воспитанием и развитием детей.

проявлять понимание и деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.

В данной консультации нами были рассмотрены вопросы о том, что семья и детский сад в хронологическом ряду связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей.. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке к школе.

Семья является для ребенка институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредовательного или формального окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все эти этапы тесно связаны между собой.

В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышеннын требования.

Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, идет перестройка системы дошкольного воспитания и в центре этой перестройки стояит гуманизация педагогического процесса.

Основная цель всех форм и видов деятельности ДОУ с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Таким образом, использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями.

Читайте также: