Конспект занятия по труду в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация; карточки с изображением людей различных профессий; изображения сказочных героев – Емели и Золушки; высказывания о труде, смайлики для рефлексии.

Ход занятия

1. Оргмомент

(Задача: настроить ребят на доброжелательное рабочее настроение.)

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Пусть улыбка и хорошее настроение будут вашими помощниками.

Введение в тему

- Сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема занятия, а чтобы узнать её, давайте послушаем наших ребят, которые выучили стихотворения.
(Задача: развивать познавательный интерес, память, внимание, речь.)

Стол, за которым мы сидим,
Кровать, в которой мы спим,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломоть хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.

По душе найди работу,
Будь в ней мастером, твори,
Не стесняйся грязи, пота,
Грубых слов не говори!

Труд любой нам очень важен,
Постарайся все пройти,
И душою будь отважен,
Постигая труд в пути.

Воспитатель: - Как вы думаете, о чём эти стихотворения? (Ответы детей).

2. Основная часть

- Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция - это благородное отношение к труду.

Работа над высказываниями. На доске

- Труд - это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает, возможно, ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны которые ничему не научились.

- В первую очередь человек для чего трудится? (Чтобы прокормить себя, семью, обеспечить всем необходимым.)

То есть труд – это добывание пропитания.

Но ведь не всякий труд ради добывания пропитания считается достойным человека. Все мы знаем, что некоторые зарабатывают деньги воровством, стараются словчить, обмануть другого, получить больше, чем заслуживают.

Можно ли уважать таких людей?

Каким должен быть труд? (честным)

Правильно. Главная составляющая любого труда – это честность.

- Труд всегда был основой нашей жизни. Недаром народ слагал сказки о труде и лени и высмеивал в них лень и славил трудолюбие. Назовите героев сказок – лентяев и трудолюбивых. Назовите название сказки. (Морозко, 12 месяцев, Золушка, По щучьему веленью)

- Сегодня к нам в гости пришли некоторые из них. Вы узнали их? Кто это?

На доске 2 сказочных героя – Емеля и Золушка.

- К какому герою больше всего подходит пословица

- Послушайте внимательно, какую загадку вам хочет загадать Золушка. О чем эта загадка? (3 слайд)

Есть у меня работники,
Во всем помочь охотники.
Живут не за горами –
День и ночь со мной:
Целый десяток верных ребяток. (Руки)

- А как вы думаете, почему, Золушка загадала загадку про руки, если тема нашего занятия - труд? Правильно, все что мы делаем, мы делаем с помощью рук.

Погляди дружок на свои руки, погляди на них с уважением и надеждой. Все, решительно все, сделали человеческие руки. Все могут, все умеют, со всем справляются. Надо только приучить их к хорошему делу. И у каждого из вас, я уверена, руки уже умелые и быстрые, как у Золушки. Много дел она успевает делать за день. И вас хочет проверить, как быстро у вас работают руки. Она предлагает вам такую игру: кто быстрее смотает веревочку.

Правила: На конце палочки закреплена веревочка, нужно смотать на палочку веревку, кто быстрее это сделает.

Цель: Развитие мелкой моторики

- Все люди живут на свете по правилам. По каким? (Ответы детей)

Но у наших гостей таких правил нет. И им тяжело жить без них. Попробуем им помочь.

(На доске в разброс расположены правила для ленивых и тружеников, нам нужно составить правила для Емели и для Золушки)

Для Емели

  • Никогда не причесывайся, пальчики натрудишь.
  • Не берись за веник, спинка заболит.
  • Не клади в рот кашу, устанешь жевать.
  • Побольше спи, поменьше разговаривай, язычок намозолишь.
  • Не смотри телевизор, а то глазки устанут.
  • Никуда не ходи, ножки устанут.
  • Ходи в дырявых штанах, не бери в руки иголку, пальчики уколешь.

Для Золушки

  • Вставай пораньше, успеешь больше.
  • В доме содержи порядок.
  • Следи за своим внешним видом.
  • Помогай старшим и младшим.
  • Выполняй все то, о чем попросят тебя родители.
  • Учись любому делу, оно всегда пригодиться в жизни.

А вам какие правила больше нравятся? Если нам не нужны правила ленивых, давайте их порвем и выбросим.

Золушка предлагает проверить, умеет ли наша голова думать, а руки работать.

Выберите то дело, которое вы умеете делать.

На карточках изображены люди, которые делают, какое либо дело, дети выбирают то дело, которое им по душе. На обороте карточки написана незаконченная мысль, ребята пытаются ее закончить.

Цель: Развитие логического мышления, словарного запаса.

Образец: Если я умею мыть пол, то в моем доме всегда будет чисто и уютно.

- Если я умею шить, то….
- Если я умею мыть посуду, то….
- Если я умею делать скворечники, то…
- Если я умею копать картофель, то …
- Если я умею готовить еду, то….
- Если я занимаюсь спортом, то…
- Если я умею пылесосить , то…..
- Если я умею ухаживать за цветами, то…
- Если я умею сажать деревья, то…..
- Если я умею мыть пол, то в моем доме всегда будет чисто и уютно.

А может быть можно пролежать всю жизнь на печи, как Емеля? Что же может произойти? (Оценить рассуждения детей, выделить более ценную мысль)

- Я предлагаю на минутку задуматься, что жизнь человека без работы, без труда. И дома, и на работе никто ничего не делает, не хотят работать на заводах и на фабриках, в больнице, в магазине.

Представьте себе, что на заводах, фабриках, в селе, в больницах, в школах трудятся одни Емели.

- Произошла авария, а Емеля-электрик лежит на печи.

Дети: - Нет электричества, не работают стиральные машины, утюги, телевизоры, компьютеры и т.д.

В.: - Емеля - портной.

Дети: - Все люди останутся без одежды.

В.: - Емеля - строитель.

Дети: - Не будет домов, и людям негде будет жить, а на улице они заболеют, замерзнут.

В. Емеля - хлебороб не хочет выращивать хлеб.

В.: -Емеля – повар не желает слезать с печи.

Дети: - Все будут без пищи, а без пищи человек долго не проживет, и жизнь тогда прекратится.

- Правильно, люди работают везде и в городах, и в селах, на заводах, фабриках, в поле, на ферме.

Нужны ли нам такие Емели?

5. Инсценировка “Сказка про лень”

(действующие лица: лодыри, аптекарь)

Лодыри: Дайте средство нам от лени, от не могу и не хочу.

Аптекарь:

Есть душистое втиранье от укусов комаров,
Есть микстура от чиханья, проглотил – и будь здоров
Есть микстура от мигрени, а лекарства нет от лени.

Лентяй:

Хорошо бы это средство поскорей изобрели,
Чтобы все лентяи с детства принимать его могли
Появись лекарство это, я купил бы два пакета.
Нет не два, а целых три нужно, что не говори.

Аптекарь:

Кто жить умеет по часам и ценит каждый час,
Того не надо по утрам будить по десять раз.
И он не станет говорить, что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть и застилать кровать.
Успеет он одеться в срок, умыться и поесть,
И раньше, чем звенит звонок, за парту в школе сесть.

- Ребята, а вы как считаете, нужно ли лекарство от лени? (Нет, это зависит от самого человека)

Труд – основа жизни, по отношению к труду судят о человеке, кто он?

Слова, которыми называют ленивого и трудолюбивого человека разлетелись по классу (лодырь, лентяй, бездельник, неумеха, тунеядец).. Нам нужно найти их и собрать все вместе.

Как относятся к лентяям люди? (смеются над ними, не уважают)

И, наоборот, как относятся люди к труженикам? Как называют такого человека? (труженик, трудяга, мастер - золотые руки)

6. Словарная работа

Труженик – человек, который трудится, трудолюбивый человек. (4 слайд)

Трудолюбивый – любящий трудиться.

7. Физминутка

- Ребята, а Емеля с нами не согласен, он говорит, что тоже много дел делает, лежа на печи: спит, ест, лежит. Вот эта жизнь!

А давайте попробуем научить Емелю трудиться. Покажем ему, что у нас есть такое умение – как видеть работу, потому что, сейчас везде очень ценятся люди, которые обладают этим умением.

На столах приготовлены виды работ:

Ребята находят себе работу, выполняют ее. Показывают друг другу.

Если ты, Емеля, научишься видеть работу и качественно ее выполнять, то в будущем сможешь работать, где угодно и люди будут относиться к тебе с уважением.

В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде?

Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.

Читаю пословицы, дети хором отвечают. >(6 слайд)

  • Терпенье и труд. (все перетрут).
  • Без труда. (не вытащишь и рыбку из пруда).
  • Маленькое дело. (лучше большого безделья).
  • Не спеши языком - . (спеши делом).
  • Сделал дело, …(гуляй смело).
  • Не пеняй на соседа, когда спишь до…(обеда).

В: - Вы сейчас учитесь в школе – это ваш труд. Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела о выборе профессии нужно задумываться еще в школе и по, возможности готовиться к этой профессии. Золушка хочет вам напомнить, что все профессии нужны. Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники.

10. Работа с презентацией

(7-14 слайды) Помогите Емеле: уберите лишнее из картинок.

11. Игра на внимание

Ну и давайте проверим, кто у нас самый внимательный. Я буду называть предложение - загадку, а вы будете определять, что это за профессия.

12. Загадки о профессиях

1 уч.

Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле,
Иль ввести машину ввысь,
Хорошо работай в школе
Добросовестно учись.

2 уч.

Кто любит труд,
Тот всегда найдёт
Дело нужное и полезное.
Всегда найдётся дело
Для умных рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.

3 уч.

Всё делать должны сами,
Умелыми руками.
Ничто и никогда
Не даётся без труда.

13. Итог занятия

О чем мы с вами говорили на нашем занятии? А так ли важен труд в нашей жизни? (Ответы детей) (15 слайд)

Стало быть, так и выходит,
Все, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.

На этом наше занятие закончено, хотелось бы вам пожелать найти свое любимое дело в жизни, стать мастерами – золотые руки.

14. Рефлексия

- Поднимите нужный смайлик: понравилось занятие, остались ещё вопросы, не понравилось занятие. (16 слайд)

Программӕмӕ гӕсгӕ Фыдыбӕстӕйы Стыр хӕсты темӕйыл фыст уацмыстӕй ахуырдзаутӕ базонгӕ уыдзысты. цалдӕримӕ, уымӕ гӕсгӕ ахуыргӕнӕг йӕ урок райдайдзӕн хӕсты тыххӕй 6еседӕйӕ.

Данная разработка предназначена для учителей русской литературы. Цели: Образовательные: осмысление исторической закономерности возникновения антигуманной теории Раскольникова; постижение обучающимися общественного и нравственного значения творчества Достоевского. 5. Развивающие: развитие монологической речи учащихся, умения систематизировать и обобщать изученный материал, аргументировать свое мнение 6. Воспитательные: формирование у обучающихся активной жизненной позиции, гуманизма, общечеловеческих ценностей, развитие высоких нравственных чувств, стремления к идеалам красоты и гармонии.

Авторская разработка содержит методы и приемы работы на уроке математики, позволяющие формировать функциональную грамотность младших школьников, развивать критическое мышление и речевые навыки. В конспекте содержатся готовые дидактические материалы, которые можно распечатать и использовать на своем уроке.

- Добрый день! Мы начинаем наше занятие, а начнём мы его с определения нашего настроения. Для этого у меня есть смайлики разного цвета и с разным выражением лица. Я попрошу вас прикрепить на доску картинку с тем выражением лица, которое соответствует вашему настроению.

Молодцы. Я желаю вам на занятии быть активными, внимательными и надеюсь, что занятие будет вам интересно и вы узнаете много нового.

- Как вы считаете, о чём будет наше занятие? (Ответы детей)

- Как вы думаете почему, я так назвала занятие? (ответы детей)

Вы ещё маленькие только учитесь трудиться, для того, чтобы став взрослыми могли многое уметь и делать, и тогда вам легче будет в большом мире.

- Ребята, а что бы вы хотели узнать и чем заниматься на нашем занятии?

( ПОДВЕСТИ ДЕТЕЙ К ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛЕЙ: 1. НАУЧИТЬСЯ ДЕЛАТЬ НОВЫЕ ПОДЕЛКИ

3. ЗАНИМАТЬСЯ РАЗНЫМИ ВИДАМИ ТРУДА)

- Запомните свои желания, а в конце занятия мне скажите, - всё ли мы выполнили.

3. Актуализация опорных знаний:

Подумайте и скажите, что такое труд. (Ответы детей)

Да, конечно, труд – это работа, дело.

- Ребята, а какие пословицы о труде вы знаете? (ответы детей)

- Посмотрите на экран прочитайте пословицы и скажите, как вы их понимаете.

(рассуждения детей)

- Какие труды, такие и плоды.

- Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот, кто трудиться.

- Не начавши дело - думай, а начавши дело - делай.

-Давайте вспомним, о чём были наши последние занятия.

Посмотрите на экран и вспомните, чем мы занимались на этих занятиях и расскажите. (рассказы детей об изготовлении поделок, ремонте книг, посадка комнатных растений)

На разминку становись!

Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.)

Начинаем приседать — (Приседание)

А теперь ходьба на месте,

Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.)

И на место снова сели,

Принимаемся за дело. (Дети садятся.)

4. Приобретение нового материала

-Ребята, скажите мне, какие виды труда вы знаете? (Ответы детей)

Труд бывает физический и умственный. Что такое физический труд? (Ответы детей)

Физический труд – это вид трудовой деятельности, связанный с приложением физических усилий человека.

- Ребята, а что вы делаете физическим трудом? (Ответы детей)

-Конечно же: вы убираете территорию, дежурите в столовой, ухаживаете за комнатными растениями, вытираете пыль и т. д.

И что такое умственный труд? (Ответы детей)

Умственный труд – это интеллектуальная деятельность, при осуществлении которого рабочим органом является мозг.

Что такое интеллект?

Интеллект - мыслительная способность человека

- А что вы делаете умственным трудом? (уроки, читаете книги, учим стихи, придумываем поделки, рисунки)

Скажите мне, пожалуйста, при выполнении одного дела, мы можем мы заниматься физическим и умственным трудом? (ответы детей) Молодцы! Конечно, мы вначале придумываем, а потом делаем.

Умственный и Физический труд - это две взаимосвязанные стороны человеческой деятельности.

Мне очень нравится высказывание одного учёного о труде, прочитайте его на экране:

- Как, вы это высказывание понимаете? Молодцы. Что труд тренирует? (Ответы детей)

-Да, труд тренирует интеллект, укрепляет здоровье.

Сейчас я вам предлагаю решить задачу. Каким видом труда вы будите заниматься решая их? Правильно, умственным трудом.

У нас три стола, а вас 10 человек, по сколько человек должны сесть за каждый стол. (Ответы детей)

- Молодцы! За два стола сядет по три человека, а за один четыре.

Прежде, чем мы присядем за столы, скажите мне, что у меня в руках? А зачем нам колокольчик? Ёлочная игрушка у нас готова? Нет, нам нужно её доделать.

-Как, вы считаете, какой вид труда вы будете выполнять? Умницы! Конечно же, вы будите доделывать поделку умственным и физическим трудом. Что не достаёт нашему колокольчику? Умницы, недостаёт того, на что мы будем вешать наш колокольчик на ёлочку. Сейчас вы и будите этим заниматься.

Каждое место подписано и вам нужно найти свою фамилию и сесть возле неё.

-У вас на столах всё, что необходимо вам для того, чтобы доделать поделку. Приступайте к работе. (Доделывание ёлочной игрушки)

Молодцы! Замечательные получились у вас колокольчики. Теперь мы их аккуратно положим в коробочку, а потом повесим на ёлочку.

- А сейчас я попрошу вас выполнить физический труд. Уберите за собой рабочее место.

Присаживайтесь на стульчики.

-Посмотрите, у меня в руках шенилловая проволока.

— это пушистая ткань намотанная на основу Шенилл используется при обивке мягкой мебели.

Если за основу взять проволоку, то получится шенилловая проволока.

Какая она на ощупь? Из этой проволоки можно сделать разные поделки. У меня в руках снежинка из проволоки шенилл, с которой мы будем проводить опыт.

Опыт со снежинкой

Я попрошу вас встать и подойти к столу. Что вы видите? Да, на столе вода и соль.

Налейте воду из бутылки в банку и насыпьте соль и перемешайте всё. Что у нас получилось? (ответы детей) Да, у нас получилась солёная вода.

Садитесь на стульчики.

5. Заключительная часть

Наше занятие подходить к концу. Давайте вспомним, как называется наше занятие.

Подходит эта пословица к нашему занятию? Почему, вы так считаете? Да, конечно вы делаете маленькие дела, которые приучают вас к труду и к большой самостоятельной жизни, в которой нет места безделью.

Что нового вы узнали и чем занимались сегодня на занятии? А вспомните, что вы хотели узнать на занятии? Мы всё выполнили?

Сейчас, я попрошу вас прикрепить смайлики с выражением того лица, которое соответствует вашему настроению. Посмотрите и скажите, изменилось ваше настроение? Молодцы. Вы все на занятии работали всеми видами труда, были активны и старались отвечать полными ответами, сделали замечательный колокольчик. Спасибо вам за великолепную работу на занятии.

6. Итог. Ну вот, наше занятие подошло к концу, но это не последнее занятие о труде, мы будем делать ёлочные игрушки и поделки, познакомимся с трудом взрослых.

7. Труд

Я попрошу вас перед уходом взять материал, который мы использовали на занятии и унести в группу. Построились. Всем спасибо!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Окантовка картона полосками бумаги, листом.

Цель: Научить работе с картоном и бумагой .

Продолжать формировать навык работы с бумагой и картоном. Научить разметке по линейке;выполнению окантовки полосками бумаги и листом.

Корригировать мелкую моторику рук, мыслительную деятельность, посредством работы с картоном, бумагой и ножницами;

Воспитывать умение терпеливо и качественно выполнять работу.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Формировать познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные УУД.

Оборудование: картон, бумага, ножницы, линейка, предметные картинки.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

Длину, ширину,

Подскажу без труда,

Ты только к фигуре,

Как правильно приложить линейку к линии, чтобы измерить длину?

(Начало отсчёта от нуля)

-Как нужно расположить линейку, чтобы начертить горизонтальную линию?

-Как нужно расположить линейку, чтобы начертить вертикальную линию?

- Как нужно расположить линейку, чтобы начертить наклонную линию?

(Дети отвечают и демонстрируют расположение линейки)

Новая тема. Объяснения учителя.

Правила работы с ножницами.

1. Ножницы должны лежать на рабочем месте, на краю стола, если есть в специальном футляре.

2. Не оставляй ножницы в раскрытом виде.

3.Когда режешь, не раскрывай широко ножницы, режь средней частью лезвий, раскрывая и закрывая ножницы. При вырезании деталей поворачивай бумагу, а ножницы держи концами от себя.

4.Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед, держа их за сомкнутые лезвия.

Читайте также: